Меню
Бесплатно
Главная  /  Яндекс.Деньги  /  Финансово кредитная система государства понятие характеристика. Финансово-кредитная система государства

Финансово кредитная система государства понятие характеристика. Финансово-кредитная система государства


Современные финансово-кредитные системы имеют сложную структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить три важнейших элемента финансово-кредитной системы:
  1. центральный (эмиссионный банк);
  2. коммерческие банки;
  3. специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.)
В зависимости от взаимосвязей банков, от характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.
Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. Хотя в системе формально имеется несколько банков, на практике центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитнорасчетным и валютным центром. Все остальные банки выполняют свои операции в соответствии с директивами центрального банка. Такая система функционировала в рамках Советского Союза.
В странах с развитой рыночной экономикой действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков.
Двухуровневая система состоит из трех элементов:
  • центрального банка (ось банковской системы);
  • коммерческих банков (основа банковской системы);
  • учреждений банковской инфраструктуры, создающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности (служб по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации, страховых структур, расчетных палат, аудиторских служб, центров торговли валютой, межбанковскими кредитами, системы подготовки кадров для банков). . lt; -
  1. Банковская система Российской Федерации
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он- посредник между государством и экономикой. Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия- 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции:
  • осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
  • является банком банков;
  • является банкиром правительства;
  • осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Необходимо отметить, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно- кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются: прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).
Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
По уровню специализации коммерческие банки делятся на:
  • универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;
  • специализированные, т.е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций.
Деятельность специализированных банков в условиях рынка ориентирована на предоставление в основном одного - двух видов банковских услуг для большинства своих клиентов. 1
На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.
К внешним факторам относятся: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.
Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.
К экономическим факторам следует отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги со стороны как предприятий и организаций, так и населения.
В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижающие их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться иод влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижении уровня доходов населения.
К политическим факторам относятся те решения органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы: централь ным банком, банками, кредитными организациями, банковскими ассоциациями.
К ним относятся:
  • принципы денежно-кредитной политики;
  • заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;
  • основные направления совершенствования налогообложения;
  • реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей, отношение к предпринимательству, к банковской деятельности, к ответственности государства и бизнеса перед обществом.
Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая.
Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов.
К социально-психологическим факторам относятся: увс ренность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных частей. Все вышеперечисленное в совокупности формирует уровень доверия к баї ковской системе, готовность осуществлять банковские операцій и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.
Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:
  • природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняющие функционирование банковской системы;
  • политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;
  • экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортноимпортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы (налоговая, расчетов и т.п.), форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.
Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы и определяются следующими основными моментами:
  • ролью и авторитетом центрального банка в банковской системе;
  • компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;
  • уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;
  • степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;
  • сложившимися банковскими правилами и обычаями.
В России, как и в большинстве стран, банковская система является двухуровневой (см. рис. 4).
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995г.) отмечается, что банковская система включает центральный банк, кредитные организации и их ассоциации.
Банковская система РФ представлена как универсальными банками, так и специализированными.
Перечисленные компоненты образуют систему, то есть объединенную общими функциями (банковская деятельность- осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (обслуживание денежно-кредитного обращения) совокупность.
В банковской системе РФ существуют связи двух типов: связи между однопорядковыми элементами банковской системы и связи Банка России с остальными элементами банковской системы. Связи первого типа обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношения субординации, которые главным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее функционирования. Структура финансово-кредитной системы государства приведена на рис.9.
Центральный баше РФ

Иностран
ные
Универ
сальные
Специали-
зировпные

Рис. 9. Финансово-кредитная система Российской Федерации
Центральный банк в Российской Федерации был создан на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. - в Центральный банк Российской Федерации (Банк России). , ... . f -
Правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ, ЦБР) являются федеральной собственностью. Хотя Банк России является государственным банком, формально он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ - юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения.функций Банка России, должны направляться на его заключение.
ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента:

  • назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России - Совета директоров;
  • рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение;
  • определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка;
  • заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
В то же время ЦБ РФ тесно связан с Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности ЦБР. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные учреждения банка не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган - Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.
Основные цели, функции и операции ЦБ РФ определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. (ст. 3):
  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4 Закона, а именно ЦБ РФ:
  1. во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  4. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимые для выполнения основных задач Банка России;
  10. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
  12. принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса РФ;
  13. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  14. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Как видно из приведенного перечня, функции ЦБ РФ в основном совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран.
Из определения, которое дано Законом о Банке России первой функции ЦБР, следует, во-первых, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится ЦБР во взаимодействии с Правительством, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБР всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта Федерального бюджета. Одновременно ЦБР исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.
Во-вторых, Закон определил, что денежно-кредитная политика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля, его внутренней и внешней стабильности, т.е. низких темпов инфляции и стабильного валютного курса.
Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов и является, по мнению ЦБР, наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики. Все 90-е годы и начало 2000-х, а также в среднесрочной перспективе последовательное снижение инфляции было, есть и будет главной целью денежно-кредитной политики ЦБР.
Снижение инфляции - конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.
В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как одновременное достижение всех целей практически невозможно: например, поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку он (уровень) зависит от предложения денег; и напротив, стремление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам может привести к расширению или сжатию денежной массы.
Традиционной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование, которое предполагает поддержание темпов роста денежной массы на уровне, адекватном достижению конечной цели - установленных темпов инфляции. На практике это означает, что ЦБР ежегодно определяет в качестве основных ориентиров денежно-кредитной политики среднегодовой темп инфляции и годовой прирост денежной массы. Например, на 2001 г. предусматривался темп инфляции 12- 14%, а прирост денежной массы - 34%; на 2002 г. соответственно: 14,3-15,5% и 22-28%.
ЦБР неоднократно признавал, что по мере ослабления инфляции в Российской Федерации связь между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами снижаются.
Воздействие Банка России на денежную массу осуществляется путем регулирования ликвидности банковской системы и контроля за ростом денежной базы. Для этого применяются различные инструменты и методы денежно-кредитной политики. К основным из них по Закону о Банке России (ст.35) относятся следующие:
  1. процентные ставки по операциям ЦБР (минимальные ставки, по которым ЦБР осуществляет свои операции);
  2. нормативы обязательных резервов, деноминируемых в ЦБР (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и облигациями ЦБР, а также краткосрочные операции с ценными бумагами;
  4. рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;
  5. валютная интервенция с целью воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на кредитование коммерческих банков, проведение банками отдельных операций;
  8. выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
С 1996 г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились депозитные операции ЦБР (привлечение в депозиты свободных средств банков для регулирования их ликвидности, как на фиксированные сроки, так и до востребования).
Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, более двух лет не используется такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов. Последнее повышение было проведено в январе 2000 г. ЦБ РФ воздерживается от повышения нормативов обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегать лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок. В 90-е годы этот инструмент использовался весьма активно. В 1992-1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигала максимально возможных по Закону - 20%. В 1996-1999 гг. нормы депозитов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000 г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам физических лиц - 7%.
Важным инструментом денежно-кредитной политики является изменение процентных ставок по операциям Банка России. Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования ЦБР изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 г. - девять раз), причем нередко с интервалом в одну - две недели, иногда одновременно на 30- 40 пунктов.
Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991 г. достигал 20%, в 1992 г. - 80%, в 1993 г. - 210%. С апреля по октябрь 1994 г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995 г. - 200%. С мая 1995 г. до ноября 1997 г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997 г. она вновь была повышена до 28%, в феврале 1998 г. - до 42%, а в конце мая - до 150%. В 1998 г. ЦБР пересматривал ставку рефинансирования девять раз. С июля 1998 г. началось постепенное снижение ставки. 9 апреля 2002 г. она была установлена на уровне 23%.
Ставка рефинансирования играет ключевую роль в системе процентных ставок Банка России. Однако, как отмечается в Основных направлениях единой государственной денежно- кредитной политики на 2002 г., задачей изменения этой ставки не является оперативное влияние на текущую ситуацию на межбанковском рынке. Изменение ставки играет роль сигнала, который дает участникам рынка информацию.об оценке Банком России уровня инфляции и перспектив ее развития. Тем самым ставка оказывает влияние на информационные ожидания, а значит, на политику хозяйствующих субъектов.
Кроме ставки рефинансирования ЦБР устанавливает ставки по внутридневным кредитам, кредитам «овернайт», ломбардным кредитам, а также депозитным операциям.
Быстрое развитие рынка государственных ценных бумаг в России в 1993-1995 гг. создало предпосылки активного использования операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка ЦБР государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995 г. С 1995 г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО-ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995 г. этими операциями было охвачено около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996 г. - около 82%, а в середине 1997 г. - 133% по сравнению с 1% в начале 1995 г. С августа 1998 г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.
Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России. Кроме того, ЦБР проводит работу по переоформлению части государственных облигаций в облигации с рыночными характеристиками. Такое переоформление позволит проводить с ними операции на открытом рынке.
В целях регулирования ликвидности банков ЦБР активно проводит депозитные операции с коммерческими банками.
Важное направление денежно-кредитной политики Банка России - политика валютного курса. ЦБР активно использует обменный курс рубля в качестве инструмента регулирования денежного обращения и уровня инфляции. Покупая или продавая доллары США за рубли, ЦБР оказывает воздействие как на объем рублевой массы, так и на валютный курс рубля.
Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик - около 40% денежной массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение. Контроль за ростом денежной базы, более 70% которой составляют наличные деньги в обращении, является важной составляющей системы регулирования Банком России денежной массы.
Банкноты (билеты Банка России) и монеты - это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются де-юре единственным законным средством платежа на территории РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли. В целях организации налично-денежного обращения на территории РФ Банк России:
  • осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;
  • устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также
их уничтожение;
  • определяет порядок ведения кассовых операций.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
ЦБР осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:
  • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);
  • определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
  • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
  • установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
  • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
  • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБР, проверка деятельности кредитных организаций.
Банк России выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы Российской Федерации. Он организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром банковской системы страны; устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в России; координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем.
Банк России, подобно центральным банкам других стран, выполняет функцию банкира, финансового консультанта и агента Правительства РФ. На его счетах хранятся средства Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственных внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты Правительству России на срок не более одного года (для покрытия кассовых разрывов в госбюджете) под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. За исключением тех случаев, когда это предусматривается указанным законом, банк не вправе предоставлять прямые банковские ссуды Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.
ЦБР консультирует Минфин РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ. Его полномочия в этой сфере определяются федеральным законодательством и прежде всего Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». В соответствии с этим Законом управление государственным внутренним долгом (определение порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств) осуществляется Правительством РФ. Обслуживание долга производят ЦБР и его учреждения посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Правительства РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Банк России выполняет внешнеэкономическую функцию
по следующим основным направлениям:
  • ЦБР предоставляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;
  • участвует в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ, выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует его составление;
  • управляет международными резервами страны;
  • в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» выполняет функции органа государственного валютного регулирования и валютного контроля.
Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные коммерческие банки. В соответствии с российским законодательством банками являются кредитные организации, выполняющие в совокупности такие виды операций, как привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.
Количество коммерческих банков в стране постоянно изменялось, первоначально их количество увеличивалось, а затем наступил период концентрации и централизации капитала, когда увеличивался уставный капитал банков, но уменьшалось их число. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско многие крупные банки, банковская система до сих пор находится в условиях реформирования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост их числа (см. табл.7). В настоящее время в России насчитывается 1276 коммерческих банков, однако из них только 90% считаются финансово устойчивыми.
По своей организационно-правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными банками, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Для России в большей степени, чем для развитых стран, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., банков с участием государственных унитарных предприятий было свыше 400, Наиболее крупными из них являются такие банки, как Сберегательный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

Кредитные организации в России

1.07.97 1.06.98 1.01.99 1.07.99 о
о
р
1.07.00 о
р
1.01.02
Всего кредитных органи 2550 2529 2483 2441 2378 2318 1311 2001
заций
Действующих банков 1848 2502 1476 1401 1349 1331 1274 1276
Небанковские кредитные 27 22 43
организации
Банки со 100%-ым ино 17 23
странным участием
Уставный капитал дейст 139.2 260
вующих кредитных орга млрд млрд
низаций руб. руб.
Филиалы банков в РФ 3433
Филиалы Сбербанка РФ 1233

Таблица 8 Уставный капитал кредитных организаций
В России разрешено открытие банков с участием иностранного капитала. Коммерческих банков с привлечением иностранных инвестиций в пределах 35-50% капитала банка насчитывается 127, а со 100%-ным иностранным участием на данный момент - 23. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет около 6%. В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.
В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности», коммерческие банки могут выполнять следующие виды операций: , ч 4 .

  • привлечение денежных* средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.
Кроме чисто банковских операций они могут выполнять и определенные сделки:
  • выдачу гарантий; . "
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
-лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.
Однако, несмотря на такой широкий перечень операций, российские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом количестве операций, основными из которых выступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, кредиты и вложения в ценные бумаги. Среди прочих операций основное место занимают операции с иностранной валютой. ;мlt;г‘ " "5иу:gt; lt;:
Клиентами коммерческих банков, как правило, являются юридические лица и малая доля физических лиц, хотя в последние годы коммерческие банки все больше начинают ориентироваться на обслуживание физических лиц.
В России по сравнению с другими странами доля специализированных банков, ориентирующихся на выполнение одной или двух основных операций или обслуживание определенного вида клиентов, довольно мала. Среди них особую роль играет Сберегательный банк России, наиболее крупный банк по размі рам собственного капитала, активам, количеству клиентов и филиальной сети. На рынке банковских услуг Сберегательному банку принадлежит значительная роль в привлечении средств физических лиц (на него приходится 75% всех вкладов), он остается одним из немногих банков, занимающихся кредитованием физических лиц.
Наряду со Сберегательным банком к числу специализированных банков относятся ипотечные банки, занимающиеся кредитованием недвижимости под ее залог. Такие банки появились в России еще в начале 90-х годов, но особого развития пока не получили из-за множества правовых и экономических рисков. На сегодняшний день их насчитывается около девяти, причем срок выдачи кредитов данными банками не превышает 10 лет, и они пользуются, как правило, широкой поддержкой муниципальных органов власти.
Инвестиционным банкам в нашей стране пока очень трудно выжить в силу неразвитости рынка ценных бумаг, отсутствия большого объема эмитентов корпоративных ценных бумаг. Поэтому такие банки с целью получения прибыли в большей степени выполняют роль универсальных банков, нежели специализированных.
Особо стоит сказать о таких специализированных банках, как Внешэкономбанк и Внешторгбанк России, занимающихся обслуживанием внешней торговли и внешнеэкономической деятельности России. Эти банки существуют уже достаточно долго, доля их капитала принадлежит государству, и они являются своеобразными монополистами в своей области.
В целом стоит отметить, что специализированные банки только начинают развиваться, и в условиях стабилизации и развития экономики их развитие будет продолжаться.
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России в современных экономических системах рыночного типа является усиление позиции и роли ассоциаций как саморегулируемых организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики. Ассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования и контроля за отдельными элементами деятельности субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала и т.п.
Банковская ассоциация - общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также координации и совершенствования их деятельности.
Ассоциация российских банков (АРБ) представляет и защищает интересы банков в законодательных и представительных органах государственной власти и решает целый ряд других задач, актуальных для банковского сообщества страны в целом. Наряду с АРБ во многих регионах России действуют региональные ассоциации, причем ряд из них были созданы ранее, чем была учреждена Ассоциация российских банков.
В настоящее время в различных регионах России действуют следующие ассоциации банков:
  • Азово-Черноморский банковский союз;
  • Алтайский банковский союз;
  • Ассоциация коммерческих банков Башкортостана;
  • Банковская ассоциация Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • Банковский союз «Большая Волга»;
  • Ассоциация банков Республики Бурятия;
  • Воронежский банковский союз;
  • Банковский союз « Банкирский Дом» (Калуга);
  • Московский банковский союз;
  • Ассоциация коммерческих банков Республики Мордовия;
  • Рязанская банковская ассоциация;
  • Ассоциация коммерческих банков Санкт-Петербурга;
  • Ассоциация банков Свердловской области;
  • Ставропольская краевая ассоциация «БАНК»;
  • Банковская ассоциация Татарстана;
  • Ассоциация коммерческих банков;
  • Ассоциация коммерческих банков по Тверской области;
- Ассоциация банков республики Саха.
Все перечисленные ассоциации созданы на добровольных началах региональными банками (в ряде регионов их членами являются и иногородние банки, имеющие в них свои филиалы) в виде некоммерческих организаций. В соответствии с уставами они являются независимыми организациями, в том числе и от АРБ. Учитывая наличие объективной заинтересованности АРБ и региональных ассоциаций в координации усилий по представлению и защите интересов банков в органах государственной власти различного уровня, между ними постоянно осуществляется взаимодействие и обмен информацией. Представители АРБ принимают участие в работе конференций региональных ассоциаций.
Наличие региональных банковских ассоциаций является одной из особенностей банковской системы России.

Неотъемлемой составляющей финансово-кредитной системы государства является кредитная система. Она тесно связана с денежной и образует денежно-кредитную систему. Традиционно кредитная система рассматривается в двух аспектах: функциональном и институциональном.

С точки зрения функционального аспекта под кредитной системой понимается совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, т.е. кредитная система представлена банковским, коммерческим, потребительским, государственным и международным кредитом.

С точки зрения институционального аспекта кредитная система представляет собой совокупность кредитных институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования. Кредитная система опосредствует весь механизм национального воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Современная кредитная система зарубежных стран состоит из следующих основных звеньев:

  • центрального банка, государственных или полугосудар- ственных банков;
  • банковской системы: коммерческих банков, сберегательных банков, инвестиционных банков, ипотечных банков, специализированных торговых банков;
  • специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений: страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний, финансовых компаний, благотворительных фондов, ссудосберегательных ассоциаций, кредитных союзов.

Приведенная трехъярусная структура кредитной системы является типичной для большинства экономически развитых стран, в частности США, стран Западной Европы, Японии. Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга.

Наиболее развита кредитная система США, на которую ориентируются другие страны при формировании своих кредитных систем. Тем не менее в каждой стране имеются свои особенности их функционирования.

В кредитной системе стран Западной Европы широкое развитие получили банковский и страховой секторы. В Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках, удельный вес которых на рынке ссудных капиталов весьма значительный.

Для Франции характерно разделение банковского звена на депозитные коммерческие банки, деловые банки, которые выполняют функции инвестиционных финансовых институтов, и сберегательные банки.

Процесс трансформации в экономиках стран Центральной и Восточной Европы предусматривает создание кредитной системы, которая отвечает требованиям развития рыночных отношений, обеспечивает эффективность производства и включение национальной экономики в международное разделение труда. Этим странам необходима эффективная кредитно-денежная система для решения проблем финансовой стабильности, стимулирования инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности национальных производителей, стабилизации уровня жизни населения.

В экономической литературе принято выделять две модели построения кредитных систем: европейскую и американскую. Принципиальных различий между ними не существует, но в Европе по удельному весу активов банковская система превосходит парабанковскую. В США специальные финансовокредитные институты аккумулируют более 60% всех активов кредитной системы, а на долю банков приходится около 40%. В Европе ранее соотношение было приблизительно обратное, но с 80-х гг. XX в. и в нынешнем веке в связи с процессами дерегулирования и возрастания мощи финансовых конгломератов удельный вес банковской системы снижается, хотя еще и не приблизился к уровню США.

Современная кредитная система Японии имеет трехъярусную структуру: центральный банк, банковский и специализированный секторы. При этом наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках.

Кредитные системы развивающихся стран слабы. В большинстве этих стран существует двухъярусная структура, представленная центральным национальным банком и системой коммерческих банков.

Ряд азиатских стран - Гонконг, Индия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Южная Корея - имеют довольно развитую трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. Трехъярусные кредитные структуры имеют и некоторые страны Латинской Америки: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Перу.


Рассмотрим основные аспекты и параметры финансово-кредитной системы государства, а также ответим на следующие вопросы:
Что такое финансово-кредитная система страны?
Какие организации включаются в состав кредитно-финансовых институтов?
Какие организации являются финансовыми посредниками?
Чем отличаются страховые организации и пенсионные фонды?
В чем состоят особенности финансовых и инвестиционных компаний?
Что такое венчурные и хеджевые фонды?
Какова история инвестиционных банков?
Что такое институты кредитно-финансовой информации?

Что такое финансово-кредитная система страны?

Кредитно-финансовую систему государства образуют комплекс кредитно-финансовых институтов, действующих на кредитно-финансовых рынках, кредитно-финансовых отношений и соответствующей им информационной сферы.
Кредитно-финансовые институты — это государственные и частные, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие операции по аккумулированию денежных средств, кредитованию, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, эмиссии кредитных средств платежа, осуществлению финансовых инвестиций, оказанию финансовых услуг. Кредитно-финансовые институты формируют свои доходы преимущественно за счет осуществления операций с различными финансовыми инструментами или выполнения посреднических услуг на кредитно-финансовых рынках.
Кредитно-финансовые отношения — это отношения, связанные с формированием и распределением кредитно-финансовых ресурсов.
Финансово-кредитная информационная сфера — это поставщик информации о составе, структуре, качественных и количественных характеристиках деятельности кредитно-финансовых организаций. Она представлена информационными базами данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, сведениями, формируемыми статистическими службами, рейтинговыми агентствами, бюро кредитных историй, профильными изданиями, средствами массовой информации и др. Развитая финансово-кредитная информационная сфера — продукт длительной эволюции кредитно-финансовых рынков.

Какие организации включаются в состав финансово-кредитных институтов?

Состав основных кредитно-финансовых институтов в развитых странах приведен на рис. 1.

Рис. 1. Состав кредитно-финансовых институтов
Институциональная структура кредитно-финансового сектора российской экономики (конец 2016 г.) состояла из 1012 действующих кредитных организаций (включая 955 банков и 57 небанковских кредитных организаций), 625 страховых организаций, 1444 паевых инвестиционных фондов, 157 негосударственных пенсионных фондов.

Какие организации являются финансовыми посредниками?

К финансовым посредникам относят организации (институты), которые формируют свою ресурсную базу преимущественно за счет выпуска обязательств и используют эти средства на приобретение ценных бумаг и предоставление ссуд. Ряд функций финансовых посредников закрепляются за такими финансовыми организациями, как пенсионные фонды, страховые, инвестиционные, финансовые и прочие компании. Отдельные функции коммерческих банков разрешается выполнять специальным организациям, учреждениям, фондам. Например, в Российской Федерации внебюджетным фондам социального назначения (Пенсионному фонду, Фонду социального страхования, Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования) предоставлено право выполнения ряда банковских операций.

Что такое кредитные организации депозитного типа?

К кредитным организациям депозитного типа относятся коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Привлеченные ими средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов.
Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от хозяйствующих субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных кредитов.
Сберегательные институты являются специализированными финансовыми организациями, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Они заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок. В состав этой группы входят сберегательные банки, ипотечные и другие специализированные кредитные организации.
В России законодательство не делает различия между коммерческими и сберегательными банками.
Кредитные союзы являются институтами взаимного кредитования. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов союза в форме предоставления краткосрочных потребительских ссуд. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных и чековых счетов (паев). Кредитные союзы создаются по профессиональным признакам (работники одной отрасли, компании), по месту жительства, по религиозному признаку и т.п.
Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Обычно они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль).
В России деятельность кредитных союзов не получила достаточного распространения.

Чем отличаются страховые организации и пенсионные фонды?

Страховые организации занимаются формированием целевых фондов денежных средств и их использованием на возмещение ущерба при различных рисках. Тем самым они создают условия для защиты бизнеса и благосостояния людей. Финансовые ресурсы, накапливаемые страховыми компаниями, преимущественно используются в системах долгосрочного кредитования и прежде всего для коммерческого и жилищного строительства.
В России начало страхового дела связывают с принятием закона о вдовьей казне от 20 ноября 1772 г. В 1776 г. Государственному заемному банку при его учреждении были предоставлены права страхования каменных домов и фабрик, а в 1797 г. при Государственном ассигнационном банке была открыта страховая контора для страхования товаров.
Упорядочение страховой деятельности в Российской Федерации началось с принятием в 1992 г. Федерального закона «О страховании», который установил основные принципы государственного регулирования страховой деятельности, регламентировал отношения между страховщиками и страхователями, определил статус страховых компаний и т.п.
Пенсионные фонды — это организации, обеспечивающие: а) сбор целевых взносов; б) капитализацию аккумулированных средств; в) финансирование расходов на выплату пенсий; г) организацию и ведение учета плательщиков взносов и др. Пенсионные фонды могут быть государственными и негосударственными.
Страховые компании и пенсионные фонды характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

В чем состоят особенности финансовых и инвестиционных компаний?

Финансовые компании формируют свои кредитные ресурсы путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций или путем заимствования у банков для предоставления кратко- и среднесрочных кредитов на потребительские и коммерческие нужды. В отличие от коммерческих банков, аккумулирующих небольшие суммы денежных средств на депозитах и предоставляющих крупные ссуды, финансовые компании заимствуют крупные суммы и выдают небольшие ссуды. Выделяют три вида финансовых компаний: торговые, потребительские и компании по работе в сфере бизнеса.
Торговые финансовые компании предоставляют клиентам кредиты на покупку товаров у определенных розничных продавцов или производителей. Главное преимущество торговых финансовых компаний заключается втом, что стороны быстро, на месте покупки оформляют кредит.
Компании потребительского кредита могут предоставить кредит тем лицам, которые не могут их получить в банке. Высокому уровню риска соответствует процентная ставка.
В последние десятилетия увеличивается число финансовых компании по работе в сфере бизнеса, осуществляющих факторинговые, лизинговые операции и др.
В кредитной системе развитых стран важное место принадлежит инвестиционным фондам, т.е. находящимся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественным комплексам, пользование и распоряжение которыми осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
Инвестиционные фонды специализируются на долгосрочных инвестициях, выпуская финансовые обязательства различных номиналов, что позволяет им быстро продавать и покупать финансовые обязательства, для которых уже существует рынок, или выкупать свои акции (инвестиционные паи) по текущей рыночной цене. Это позволяет экономить на масштабах операций при управлении инвестициями и на трансакционных издержках, используя преимущества сниженных тарифов по крупномасштабным сделкам. Функционируют в форме акционерных и паевых инвестиционных фондов.
Акционерный инвестиционный фонд — это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом.
Паевой инвестиционный фонд — обособленный имущественный комплекс, не являющийся юридическим лицом. ПИФ состоит из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и имущества, полученного в процессе такого управления. Доля в праве собственности ПИФа удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Что такое венчурные и хеджевые фонды?

Венчурные фонды (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционные компании, работающие исключительное инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Они осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения совершаются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий.
Хеджевый фонд (англ. hedge fund) — частный, не ограниченный нормативным регулированием либо подверженный более слабому регулированию инвестиционный фонд, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим. Отличается особой структурой вознаграждения за управление активами.
Цели хеджевого фонда заключаются в получении постоянной нормы прибыли выше среднерыночной при одновременном сокращении риска потерь. Для этого хеджевые фонды формируют инвестиционные пулы, используя разнообразные финансовые модели для осуществления операций на финансовых рынках. Их деятельность связана с высокими рисками, что обусловливает высокие вознаграждения управляющим хеджевых фондов, которые могут достигать до 20% от прибыли фонда.

Какова история инвестиционных банков?

Инвестиционные банки, несмотря на свое название, не относятся к банкам в традиционном смысле этого слова, постольку не открывают вклады, не используют привлеченные средства для предоставления кредитов и т.п. Они выполняют функции прямого финансирования на финансовых рынках.
Инвестиционные банки возникли в США в соответствии с Законом о банковской деятельности 1933 г. (так называемый закон Гласса—Стигалла), который:
а) разделил деятельность банков на коммерческую и инвестиционную и запретил коммерческим банкам принимать участие в размещении или торговле акциями, облигациями и другими ценными бумагами за исключением ценных бумаг;
б) коммерческие банки получили разрешение приобретать за собственный счет только те долговые обязательства, которые получили одобрение органов банковского надзора;
в) запретил отдельным лицам и фирмам, участвующим в инвестиционной деятельности, одновременно быть задействованными и в осуществлении работы коммерческих банков.
Деятельность инвестиционных банков связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посреднических функций: а) брокеров, дилеров, депозитариев; б) организаторов расчетов по операциям с ценными бумагами; в) формирования эмиссионных портфелей; г) формирования индивидуальных портфелей ценных бумаг для отдельных инвесторов; д) предоставления консалтинговых услуг по вопросам инвестирования; поисков инвесторов и объектов инвестирования.
В российском законодательстве определения понятия «инвестиционный банк» нет.
Система кредитно-финансовых институтов является развивающейся, какие-то элементы возникают вновь, какие-то исчезают. В ходе глобального финансового кризиса 2007—2009 гг. инвестиционные банки как самостоятельные организации исчезли. Первым из них в США разорился Bear Stearns. Вслед за ним обанкротился Lehmans Brothers, a Merrill Lynch был куплен Bank of America за 50 млрд долл. Федеральная резервная система США в сентябре 2008 г разрешила банкам Goldman Sachs и Morgan Stanley изменить статус с независимых инвестиционных банков на банковские холдинги. Таким образом, в США не осталось инвестиционных банков. В новом статусе банки будут подвержены жесткому контролю со стороны государства, а взамен получат право на новые государственные кредиты, а также смогут работать со счетами частных лиц, чего независимые инвестиционные банки делать не могут.

Что такое институты кредитно-финансовой информации?

Кредитная информация — это сведения о кредитной системе и протекающих в ней процессах. Она подразделяется на хаотичную, полученную в результате индивидуального опыта, слухов, мнений, и организованную, которая собирается, обрабатывается и хранится комплексом институтов кредитно-финансовой информации, в состав которых входят:
а) институты, формирующие общие базы данных, относящихся к нормативным и законодательным актам, макроэкономической и кредитно-финансовой статистике1;
б) институты, публикующие официальные курсы иностранных валют
(в России — Банк России);
в) мировые информационно-аналитические системы Блумберг (Bloomberg) и Томсон Рейтере (Thompson Reuters);
г) подразделения Американской фондовой биржи (American Stock Exchange), Гонконгской фондовой биржи (Hong Kong Stock Exchange), Евронекста (Euronext Amsterdam, Euronext Brussels, Euronext Lisbon, Euronext Paris), Закрытого акционерного общества «Фондовая биржа ММВБ», Ирландской фондовой биржи (Irish Stock Exchange), Испанской фондовой биржи (ВМЕ Spanish Exchanges), Итальянской фондовой биржи (Borsa Italiana), Корейской биржи (Korea Exchange), Лондонской фондовой биржи (London Stock Exchange), Люксембургской фондовой биржи (LuxembourgStock Exchange), Насдак (Nasdaq), Немецкой фондовой биржи (Deutsche Borse), Нью-Йоркской фондовой биржи (New York Stock Exchange), Открытого акционерного общества «Фондовая
биржа "Российская торговая система", Токийской фондовой биржи (Tokyo Stock Exchange Group), Фондовой биржи Торонто (Toronto Stock Exchange, TSXGroup), Фондовой биржи Швейцарии (Swiss Exchange), Шанхайской фондовой биржи (Shanghai Stock Exchange), публикующие котировальные списки;
д) рейтинговые агентства, прежде всего «Фитч Рейтинге» (Fitch-Ratings) , «Стан-дарт энд Пурс» (StandarddPoor"s), «Мудис Инвесторе Сервис» (Moody"s Investors Service)",
е) бюро кредитных историй и др.
Расходы, возникающие в связи со сбором, проверкой и мониторингом кредитно-финансовой информации, учитываются в конечной цене кредита.
Не всякая информация о деятельности кредитной организации может быть объявлена ею конфиденциальной. Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
а) ежеквартально — бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
б) ежегодно — бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявля­ются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено фи­нансов определенным образом влияет на процесс воспроиз­водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпри­ятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельны­ми социальными группами населения. Внебюджетные специ­альные фонды имеют строго целевое назначение. Так, круп­нейший социальный Пенсионный фонд Российской Федера­ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра­ны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застра­хованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы пред­ставляет собой определенную сферу финансовых отношений, афинансовая система в целом – совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу­ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фон­дов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает сле­дующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан­совые отношения предприятий относятся кдецентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер­пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюдже­ты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 – 1990 гг. концентрировались 52 – 50% об­щего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союз­ных республик приходилось 48 – 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в ме­стных бюджетах.



В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:

ü республиканский бюджет Российской Федерации, или фе­деральный бюджет;

ü бюджеты национально-государственных и административ­но-территориальных образований, к которым относятся рес­публиканские бюджеты республик в составе Российской Феде­рации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных об­ластей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

ü местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Мест­ные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюд­жеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюд­жет и 30% – в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увели­чении их собственной доходной базы.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать раз­витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни­тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов ра­ботодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996 г. утверждены в сум­ме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на стра­ховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов) направля­ется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам отно­сятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фон­ды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоот­ношениях с бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ре­сурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюд­жетные фонды, доходы которых формируются за счет обяза­тельных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхо­вания и Фонда обязательного медицинского страхования с со­хранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Феде­рации рекомендовано консолидировать в бюджетах националь­но-государственных и административно-территориальных обра­зований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и фи­зическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении го­сударственного внутреннего долга определяет федеральное Соб­рание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние го­ды связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляцион­ным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещае­мых среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпу­щены новые ценные бумаги – государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эми­тированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сбе­регательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка го­сударственных ценных бумаг.

В настоящее время внутренний государственный долг Рос­сии состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных

Министерством финансов РФ от имени Правительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.

В условиях административно-командной системы действо­вала государственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном под­чинении – Правлению Госстраха и Министерству финансов со­юзной республики. Деятельность страховой системы была подчи­нена интересам государственного бюджета. Государство безвоз­мездно изымало из страховых фондов крупные средства для по­крытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономи­ке созданы объективные условия для активного развития страхо­вания.

В 1990 г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми орга­низациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, свя­занного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди российс­ких страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компа­ний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию гру­зов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхова­нию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государствен­ная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный ме­ханизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов об­щества. Успешно работают такие акционерные страховые об­щества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые компании.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, аренд­ные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется пре­обладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при кото­ром расходы предприятия должны покрываться за счет собствен­ных доходов. Главным источником производственного и социаль­ного развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой незави­симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализа­ции продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибы­лью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со сторо­ны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответ­ственность за экономические и финансовые результаты работы.

В следующей части работы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы Российской Федерации.

  • 2.4. Собственность и экономические интересы в системе экономических отношений
  • 3.1. Возникновение и функции рынка
  • Рынок товара
  • Рынок ресурсов
  • 3.3. Рыночный механизм и его основные элементы
  • 3.4. Преимущества и недостатки рынка
  • 4.1. Рыночный спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на изменение спроса
  • 4.2. Рыночное предложение. Факторы, влияющие изменения предложения.
  • 4.3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение рыночного равновесия.
  • 5.1. Потребительское поведение и проблема его оценки
  • 5.2. Оценка полезности экономических благ
  • 5.3. Кривые безразличия и предельная норма замещения.
  • 5.4 Равновесие потребителя
  • 6.1. Предпринимательство и собственность как предпосылки существования фирмы.
  • 6.2. Фирма и ее организационные формы.
  • 1. Хозяйственные товарищества и общества
  • 2. Акционерные общества открытого и закрытого типа;
  • 3 Другие организационно-правовые формы
  • 3. А) Кооперативы
  • 7.2. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт.
  • 7.3. Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба производства.
  • 8.1. Издержки производства и их классификация. Физические (бухгалтерские) вмененные (экономические) издержки, явные(внешние) и неявные (внутренние) затраты фирмы
  • 8.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
  • 8.3. Доходы фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль и их значение в экономическом анализе.
  • 9.1. Совершенная конкуренция. Максимизация прибыли в краткосрочном периодах
  • 9.2. Монополия и виды монопольного рынка. Социально-экономические последствия монополизации.
  • 9.3. Монополистическая конкуренция: определение цены и объема производства, понятие неценовой конкуренции.
  • 9.4. Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии. Неценовая конкуренция и регулирование деятельности монополий.
  • 10.1 Рынок труда. Формы и принципы организации оплаты труда.
  • 10.2. Капитал: денежный и физический, основной и оборотный. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 10.3. Рынок ценных бумаг и особенности его функционирования.
  • 10.4. Принятие инвестиционных решений.
  • 10.5. Рынок земли. Рента и цена земли. Аграрные преобразования в условиях переходной экономики.
  • 11. 1. Национальная экономика и национальный продукт.
  • 11. 2. Валовой национальный продукт (внп) и валовой внутренний продукт(ввп)
  • 11.3. Сущность и типы экономического роста
  • Модели экономического роста
  • Кривая производственных возможностей – многофакторная модель экономического роста
  • 12.1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупное предложение Факторы их изменения.
  • 12.2. Равновесие совокупного спроса и предложения.
  • 12.3. Анализ изменения равновесия и последствия нарушения соответствия совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 13.1. Потребление и сбережения в условиях национальной экономики.
  • 13.2. Модель «сбережения-инвестиции». Инвестиции и их влияние на национальную экономику. Мультипликатор инвестиций.
  • 14.3. Современные теории инвестиций.
  • 14.1 Предпосылки вмешательства государства в экономику
  • 14.3. Методы государственного регулирования экономики. Белорусская модель развития
  • 15.1. Циклические колебания экономического роста. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому (схема 1).
  • I. Теории, основанные на действии объективных факторов:
  • II. Теории, основанные на действии субъективных факторов:
  • 15.2. Распределение доходов, причины неравенства в распределении доходов.
  • 15.4. Инфляция: причины и ее измерение
  • 16. 2 Государственный бюджет в бюджетно-налоговой политике
  • 16.3. Система налогообложения государства:
  • 17.1. Рынок денег и его особенности: предложение и спрос
  • 17.1. Рынок денег и его особенности: предложение и спрос на деньги, равновесие денежного рынка, понятие денежного оборота
  • 17. 2 Кредитная система государства: сущность, структура
  • 17. 4. Банки и особенности их функционирования в рыночной экономике
  • 17.5 Денежно кредитная политика государства:
  • 19.2. Формы международных экономических связей
  • 19.3. Валютные отношения в мировой экономике: сущность валютных отношений, виды валютных систем, валютный курс и инструменты его регулирования.
  • 19.4. Торговый и платежный баланс страны
  • 19.5. Экономика Беларуси в системе мировых экономических связей. Интеграционные проблемы белорусской модели развития
  • 17. 2 Кредитная система государства: сущность, структура

    Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике.

    В кредитной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения .

    Структура кредитно-денежной системы представлена на схеме 1.

    Схема 1.

    Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками..

    Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности .

    Хотя это понятие зародилось еще в рабовладельческом обществе, когда деньги предоставлялись в долг ростовщиками, оно получило наибольшее развитие в современном обществе, опираясь на ресурсы ссудного капитала. Кредит выполняет важные функции в экономике, а именно:

    1) Регулирование экономики – это специфическая функция кредита, с помощью которой государство регулирует доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех или иных предприятий или отраслей в соответствии с выбранной стратегией экономического развития.

    2 ) Перераcпределительная функция – благодаря кредиту частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства.

    3) Содействие экономии издержек обращения – в процессе развития кредита появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, векселя, чеки, различные виды счетов, депозитные сертификаты и т.п.), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денег.

    4 ) Ускорение концентрации и централизации капитала – кредит используется в конкурентной борьбе и содействует процессу поглощения или слияния мелких фирм в более крупные. Здесь сказываются разные условия получения кредита: одни предприниматели, добившиеся предоставления им кредитов на льготных условиях, получают возможность быстрого роста капитала, другие – могут воспользоваться кредитом лишь на менее выгодных условиях и проигрывают в конкурентной борьбе. По срокам кредиты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

    Кредитование строится на соблюдении четырех принципов: срочность, платность, возвратность, гарантированность.). В процессе своего развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.

    Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый предприятиями, фирмами и другими хозяйственными субъектами друг другу. Кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего путем отсрочки платежа. Цель коммерческого кредита – ускорить реализацию товаров и получение заключенной в них прибыли. Процент по нему ниже, чем по банковскому кредиту. Вместе с тем, размеры коммерческого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей. Эта ограниченность коммерческого кредита преодолевается путем развития банковского кредита.

    Банковский кредит – это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, организациям, предприятиям) в виде денежных ссуд. Банковские кредиты делятся: а) на краткосрочные (до 1 года); б) среднесрочные (от 1 до 5 лет); в) долгосрочные (свыше 5 лет). Объект банковского кредита – денежный капитал. Заемщик – предприниматель, государство, домашние хозяйства; кредитор – владелец денежных средств (преимущественно банк). Банковский кредит существенно шире коммерческого, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок. Коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, а банковский кредит – еще и накопление капитала, превращая в него часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества. Кроме того, банковский кредит повышает его обеспеченность, т.е. банки гарантируют кредитоспособность заемщиков.

    Потребительский кредит – предоставляется частным лицам на срок до 3–5 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования (мебель, автомобили, холодильники, телевизоры и т.д.), а также разнообразных услуг (на получение образования и т.п.). За использование потребительского кредита взимается, как правило, высокий процент (до 30% годовых). Разновидностью потребительского кредита является ипотечный кредит, предоставляемый в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий), а также долгосрочные ссуды (на очень длительный срок – 15–25–30 лет) частным лицам на приобретение или строительство жилья (жилищный кредит).

    Государственный кредит – представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей). Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

    Международный кредит – представляет собой движение ссудного капитала между странами. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.