Меню
Бесплатно
Главная  /  Банки  /  Финансирование государственной системы социального страхования. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования Составляет финансовую основу государственного социального страхования

Финансирование государственной системы социального страхования. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования Составляет финансовую основу государственного социального страхования

Финансовая система: содержание и функции

Характеристика системы ОСС будет незаконченной и неполной, если не рассмотреть ее финансовые основы и соответствующую им систему финансово-экономических отношений. Это предполагает необходимость выяснения особенностей финансовой деятельности фондов обязательного социального страхования, порядка формирования и использования ими страховых средств, место и роль их бюджетов в обеспечении социальной защиты населения, путей повышения эффективности финансовой деятельности ОСС. Начнем выяснение этих проблем с вопроса, что такое финансы?

В ходе экономических реформ, в процессе создания системы ОСС была сформирована финансовая система обязательного социального страхования для решения задач защиты населения от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта система характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, финансовая система ОСС организационно не является единой. Это означает, что аккумуляция, хранение и использование накопленных денежных средств осуществляется через отдельные специальные внебюджетные фонды.

В настоящее время существуют три федеральных фонда: ПФР, ФСС РФ, ФФОМ С и 79 территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Все они входят в финансовую систему России, являясь крупнейшими финансовыми институтами по мобилизации денежных средств, используемых на выплату страховых пособий (пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца, пособий по временной нетрудоспособности по болезни, материнству и детству, страховых выплат в связи с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями, на оказание медицинских услуг и т. д.).

Одновременно внебюджетные фонды являются важнейшими элементами бюджетной системы России. Вместе с тем, несмотря на организационно-финансовую самостоятельность каждого из фондов социального страхования, есть все основания говорить о единой финансовой системе обязательного социального страхования.

Во-первых, сконцентрированные финансовые ресурсы в этих фондах используются для достижения единой цели - обеспечения воспроизводства индивида или поддержание нормального уровня жизнедеятельности при наступлении страхового случая. Именно благодаря этому общему финансовому ресурсу обеспечивается страховая защита человека на протяжении всего жизненного цикла - от рождения до смерти.

Во-вторых, по своей экономической сущности (природе) финансовые ресурсы всех этих фондов идентичны: они представляют собой часть необходимого продукта, или отложенную часть заработной платы работника для поддержания своей жизнедеятельности при наступлении страхового случая.

В-третьих, средства, аккумулируемые в фондах социального страхования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Экономически необоснованное перераспределение ограниченных финансовых ресурсов системы ОСС в пользу одних фондов за счет средств других фондов всегда ведет к снижению уровня социальной защиты по отдельным видам социального страхования. Действующая система ОМС является наглядным примером того, что по причине недофинансирования уровень и качество медицинских услуг до последнего времени находились в критическом состоянии.

Финансы фондов ОСС обладают рядом качеств, придающих им статус самостоятельного финансового института.

Эта самостоятельность обусловливается тем, что, во-первых, во внебюджетных фондах консолидируются финансовые ресурсы застрахованных, которые по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от бюджетных средств; во-вторых, строго целевым характером их использования, а именно на страховую защиту застрахованных; в-третьих, особым организационно-правовым статусом, предполагающим автономность и независимость от государственного бюджета.

Направленность использования финансовых ресурсов в финансовой системе ОСС носит долговременный и устойчивый характер. Расходные статьи внебюджетных фондов в отличие от бюджетов разных уровней (федерального, регионального и т.п.) не подвержены резким изменениям. Если здесь и имеют место колебания, то они незначительны.

Важно также подчеркнуть и такой момент: финансовая система ОСС концентрирует значительные финансовые ресурсы. В совокупных расходах правительства доля этих расходов превысила 25%.

Из этого можно сделать однозначный вывод, что финансовая система ОСС в значительной степени сняла бремя социальных расходов с государства. Поэтому от ее устойчивости и эффективности во многом зависят уровень и качество социального обеспечения застрахованных. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, потенциал возможной концентрации финансовых ресурсов в системе ОСС далеко не исчерпан.

Теперь рассмотрим, за счет каких источников формируются денежные ресурсы финансовой системы ОСС. Такими законодательно закрепленными источниками являются:

Средства, поступающие в фонды социального страхования в виде страховых взносов (с 2001 г. в виде ЕСН) в соответствии с установленными тарифами для каждого вида социального страхования;

Средства, поступающие из федерального и региональных бюджетов в соответствии с действующим законодательством;

Средства от инвестирования временно свободных средств;

Средства, взыскиваемые со страхователей в виде штрафов, пени за нарушение сроков и размеров внесения взносов или налога в фонды ОСС;

Добровольные взносы юридических и физических лиц в фонды ОСС.

Финансовые средства перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством и Положением о порядке уплаты ЕСН и страховых взносов.

Таким образом, функцию консолидации, хранения и использования финансовых средств в системе ОСС осуществляют фонды социального страхования. Консолидированные в них средства составляют финансовую основу ОСС. Формой или финансовым механизмом реализации этой функции является бюджет фонда. В действующей системе обязательного социального страхования каждый фонд имеет свой бюджет.

Это бюджет ПФР, бюджет ФСС, бюджет ФФОМС и бюджеты ТФОМС.

I. Общая финансово-правовая характеристика государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования

В России действует три государственных внебюджетных фонда:

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также - "ФФОМС").

Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Обязательное социальное страхование.

Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и управляют денежными средствами, которые находятся в их ведении. Фонды являются некоммерческими организациями - финансово-кредитными учреждениями, созданными в целях реализации государственной политики в сфере обязательного социального страхования (далее также - "ОСС") и в более широком смысле - в сфере социального обеспечения. Каждый фонд имеет в своем распоряжении бюджет, находящийся за пределами федерального бюджета, отсюда и название - "внебюджетные".

Страховые случаи.

В основу любого страхования заложена вероятность наступления события в жизни застрахованного лица, последствия которого неблагоприятно сказываются на его материальном положении, эти вероятные события для целей страхования называются страховыми случаями, назовем их:

Достижение пенсионного возраста;

Наступление инвалидности;

Потеря кормильца;

Заболевание;

Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;

Беременность и роды;

Рождение ребенка (детей);

Уход за ребенком в возрасте до полутора лет;

Другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

1.1. Пенсионный фонд РФ является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Данный вид страхования финансируется за счет средств бюджета ПФ РФ, в том числе за счет средств, направляемых туда из федерального бюджета. Для бесперебойной работы системы финансовые средства должны упорядоченно а) поступать в бюджет и б) расходоваться из него.

Страховые взносы.

Средства фонда формируются за счет страховых взносов. Они индивидуальны и обязательны, как и налоги, но, в отличие от последних, возмездны, т.к. впоследствии обеспечивают гражданину получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Именно за счет взносов образуются средства, которые выплачиваются застрахованным по наступлении страховых случаев.

Страховое обеспечение.

Обязательное страховое обеспечение - это выплата:

1) трудовой пенсии;

2) социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Другие выплаты.

Кроме обязательного страхового обеспечения Пенсионный фонд выплачивает:

1) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих (за счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров);

3) материнский (семейный) капитал.

Ассигнования (расходы) фонда направляются и на другие цели, связанные с обеспечением его деятельности.

Доходы фонда.

Перечень расходных обязательств фонда широк, их часть не связана с пенсионным страхованием. Вот почему доходы фонда формируются также за счет:

1) взносов организаций на выплату доплат определенным категориям работников;

2) доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ;

3) доходов от временного размещения средств фонда;

4) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении фонда;

5) денежных взысканий и штрафов;

6) других поступлений.

Пенсионный фонд выполняет не только функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Его деятельность направлена и на предоставление других видов социального обеспечения, поэтому вполне оправданно называть данный фонд более широким понятием - "орган социального обеспечения". Вместе с тем данный фонд остается главным звеном пенсионной системы страны.

1.2. Фонд социального страхования РФ занимает свое место в системе обязательного социального страхования. Его доходы поступают из различных источников и расходуются в различных направлениях.

Доходы и расходы.

Некоторые доходы фонда:

1) налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

2) недоимки, пени и штрафы по взносам в указанный фонд;

3) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

5) средства федерального бюджета, передаваемые бюджету фонда на целевые выплаты, например, на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Расходы фонда связаны не только с социальным страхованием, его денежные средства также направляются на:

1) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

2) пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;

3) приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан;

4) социальные выплаты гражданам;

5) иные цели.

Примечание о названиях фондов.

Стоит обратить внимание на то, что названия фондов не позволяют провести правильное разграничение между ними. Все три играют свою роль в обязательном социальном страховании, а не только Фонд социального страхования, название которого как бы вбирает в себя все виды социального страхования, но это не так. Точнее было бы говорить о том, что Фонд социального страхования отвечает за те виды обязательного социального страхования, которые не являются предметом деятельности Пенсионного фонда страны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Следует помнить, что каждый из названных фондов - это не только страховщик, но также и орган социального обеспечения.

1.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в системе обязательного медицинского страхования. В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Полномочия страховщика поделены между федеральным и территориальными фондами. Объемы ответственности фондов определяются и распределяются в программах обязательного медицинского страхования:

1) базовой программе ОМС;

2) территориальной программе ОМС в пределах базовой программы ОМС.

Доходы и расходы.

Доходы фонда формируются за счет:

1) денежных штрафов;

2) недоимок, пеней и штрафов по взносам в данный фонд;

3) страховых взносов на ОМС;

4) поступлений за счет использования имущества;

5) иных источников.

Расходы Федерального фонда направляются на:

1) общегосударственные вопросы;

2) здравоохранение;

3) межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС;

4) межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ;

5) оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;

6) некоторые другие цели.

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.

В завершение общей характеристики следует сказать, что в соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ законодательство РФ закрепляет свои доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов за каждым бюджетом государственного внебюджетного фонда. Так, например, доходы от штрафов на основании БК РФ закрепляются следующим образом: за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в части бюджетов государственных внебюджетных фондов, суммы указанных штрафов поступают в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов.

Особенности.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

II. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ также составляются на очередной финансовый год и плановый период.

Ответственными за составление проектов бюджетов являются органы управления указанных фондов. Во всех трех фондах - это Правление. Однако формально направляют проекты в профильные министерства от лица фондов их руководители.

Министерства.

Проекты бюджетов представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В настоящее время эти функции разделены между Министерством здравоохранения РФ, которое взаимодействует с ФФОМС и Министерством труда и социальной защиты РФ, которое взаимодействует с ПФ и ФСС РФ.

Правительство.

Министерства вносят эти проекты в Правительство РФ вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Если вносится проект бюджета с дефицитом, то утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Затем Правительство РФ вносит проекты бюджетов в Государственную Думу.

Государственная Дума.

Из Государственной Думы проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассылаются Президенту РФ, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Первое чтение.

Проекты должны быть рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Предмет первого чтения:

1) прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов, в т.ч. поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ;

2) общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Второе чтение.

Предмет второго чтения:

1) распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджетов;

2) источники финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ во втором чтении в течение 25 дней после их принятия в первом чтении.

Третье чтение.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.

Проекты принимаются в целом. Принятые федеральные законы в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации.

Совет Федерации направляет принятые Государственной Думой федеральные законы в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение бюджета.

Срок рассмотрения законов со дня представления Государственной Думой - 14 дней. Федеральные законы голосуются на предмет одобрения в целом. В течение пяти дней со дня одобрения законы направляются Президенту РФ для подписания и обнародования.

Отклонение.

В случае отклонения законов Советом Федерации они передаются для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованные федеральные законы.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральные законы в одном чтении.

Региональный уровень.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет проект бюджета территориального фонда на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Одновременно представляется проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Бюджет территориального фонда утверждается в форме закона субъекта РФ не позднее принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Порядок рассмотрения проекта закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

III. Страховые взносы и страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Страховые взносы - это один из источников поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Плательщики.

Обязанность уплачивать страховые взносы лежит на страхователях, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) лица, занимающиеся частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Особенность первой группы плательщиков состоит в том, что размеры страховых взносов, которые они должны уплачивать, определяются в законодательстве путем выделения объектов обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов и тарифов. Иными словами, без специальных расчетов назвать конкретные суммы, уплачиваемые лицами, производящими вознаграждения физическим лицам, невозможно.

В отличие от них лица из второй группы уплачивают взносы фиксированных размеров.

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Объекты обложения страховыми взносами.

В федеральном законодательстве установлено, какие денежные суммы являются объектами обложения страховыми взносами. Для плательщиков, указанных в подпунктах "а" и "б" перечня лиц, производящих вознаграждения физическим лицам, объектами обложения признаются вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и другие виды договорных обязательств, например, отчуждение исключительного права на произведение науки, литературы, искусства.

Лица, указанные в подпункте "в" того же перечня, обязаны уплачивать страховые взносы от вознаграждений, уплачиваемых физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, то есть для данной категории плательщиков перечень договоров сужен.

Законодательство содержит перечень конкретных видов договоров, вознаграждения по которым исключаются из объектов обложения страховыми взносами, а также называет иные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, объекты обложения страховыми взносами не выделяются.

База для начисления страховых взносов.

Сумма вознаграждений за расчетный период составляет базу для начисления страховых взносов. База определяется в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца.

Расчетный период по страховым взносам равняется одному календарному году.

В отношении лиц, занимающихся частной практикой, база для начисления страховых взносов не выделяется.

Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов называется тарифом. Устанавливаются тарифы федеральным законом и дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

По общему правилу тарифы на дату подготовки настоящего материала составляли:

1) Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования РФ - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2012 года - 5,1 процента.

Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, занимающимися частной практикой и не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Все они уплачивают взносы только в два фонда:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

((2 x 5205) x 26%) x 12 = 32479,2

Словесное описание формулы: произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию.

Определяется по следующей формуле:

(5205 x 5,1%) x 12 = 3185,46

Словесное описание формулы: произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Страховой случай и страховой риск.

Страховой случай - это свершившееся событие, которое является фактическим основанием для выплаты, в отличие от страхового риска, под которым понимается вероятность наступления страхового случая. Данная вероятность может быть рассчитана на основе статистических и иных данных (теория вероятности и др.) путем проведения актуарных расчетов.

Однако в законодательстве об обязательном социальном страховании разница между страховым случаем и страховым риском в указанном смысле не проводится.

Законодательная трактовка страхового риска сводится к одному из трех вариантов:

1-й: перечисляются вредные последствия наступления страхового случая;

2-й: описывается предполагаемое событие, с которым связывается наступление ответственности страховщика;

3-й: используется другое понятие, например, профессиональный риск.

Теперь посмотрим, какие страховые случаи и риски установлены для различных видов социального страхования:

1) в обязательном пенсионном страховании:

Страховой случай - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца;

Страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

2) в обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

Страховые риски - временная утрата выплат (обычно заработка) застрахованным лицом или дополнительные расходы застрахованного лица, членов его семьи в связи с наступлением страхового случая;

Страховые случаи - временная нетрудоспособность застрахованного лица/беременность и роды/рождение ребенка (детей)/уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет/смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;

3) в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (страхованием также покрываются профессиональные риски трудящихся лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, работающих по гражданско-правовому договору, но в последнем случае только если в договоре было достигнуто соглашение об уплате страховых взносов в пользу исполнителя);

Страховой случай - факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

4) в обязательном медицинском страховании:

Страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость оплаты медицинской помощи застрахованному лицу;

Страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному предоставляется страховое обеспечение.

Страховое обеспечение.

Выплаты в пользу застрахованных или иных лиц, имеющих право на их получение, называют страховым обеспечением, страховым возмещением или обеспечением по страхованию. Все эти термины можно считать синонимами, но при этом учитывать, что, во-первых, не во всех случаях получателем выплачиваемых денег является застрахованный, а, во-вторых, не во всех случаях до получателя доходят именно деньги, это может быть помощь другого рода, например лечение.

По-настоящему разнообразны формы страхового обеспечения. Обеспечение может быть единовременное и ежемесячное, может облекаться в форму пенсии, пособия или страховой выплаты, а также предоставляться в виде оплаты медицинской и иной помощи, оказываемой застрахованному лицу, или в виде самой этой помощи.

Итак, страховое обеспечение может быть распределено по следующим формам (разновидностям):

Пенсии - трудовая по старости/трудовая по инвалидности/трудовая по случаю потери кормильца;

Пособия - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти/по временной нетрудоспособности (есть в двух видах обязательного социального страхования)/по беременности и родам/женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности/при рождении ребенка/по уходу за ребенком/на погребение;

Страховые выплаты - единовременная выплата средств пенсионных накоплений/срочная пенсионная выплата/выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица/выплата по случаю смерти застрахованного лица (последняя не относится к пенсионному страхованию);

Оплата помощи, оказываемой застрахованному лицу - оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая/оплата медицинской организации медицинской помощи, предоставленной застрахованному лицу;

Помощь, оказываемая застрахованному лицу - предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая.

Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

IV. Сохранность денежных средств в системе обязательного социального страхования и ее стабильность

Законодательно сохранность денежных средств обязательного социального страхования и стабильность всей системы гарантируются рядом нормативных требований, установлений и запретов.

Во-первых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, а страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Во-вторых, есть ряд требований, предъявляемых к хранению денежных средств обязательного социального страхования. Государственные внебюджетные фонды, территориальные фонды ОМС обязаны хранить эти средства на счетах в учреждениях Центрального банка РФ. При отсутствии таких учреждений на обслуживаемой территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых страховщиками на конкурсной основе. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

В-третьих, установлены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. К ним относятся: а) возможность финансирования бюджетов страховщиков межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, б) ограничения, накладываемые на вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования (только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность).

В-четвертых, денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

В-пятых, отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.

В-шестых, в системе обязательного социального страхования предусмотрена возможность контроля как со стороны специальных уполномоченных государственных органов, так и со стороны профсоюзов.

В-седьмых, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Вместе с тем надо отметить, что наказывается не только нецелевое расходование, но и ряд других правонарушений, подрывающих стабильность системы обязательного социального страхования. К этим правонарушениям относятся:

В соответствии с КоАП РФ:

1) нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, контролирующего исчисление, полноту и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;

2) нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов;

3) нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления сведений в органы государственных внебюджетных фондов;

4) сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с УК РФ:

1) неисполнение обязанностей налогового агента;

2) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Нормативно-правовой минимум

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ред. от 11.07.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от 11.02.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 05.04.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 07.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Галаева Л.А. К вопросу о видах страховых случаев в обязательном социальном страховании // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3.

Грачева Т.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (постатейный) / Отв. ред. Т.Ю. Грачева // СПС "КонсультантПлюс". 2012.

Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования // Законодательство и экономика. 2011. N 6.

1. Финансовая система: содержание и функции.

2. Перечислите факторы, которые объединяют финансы внебюджетных фондов в финансовую систему.

3. Назовите источники формирования денежных ресурсов системы ОСС

4. Охарактеризуйте понятие «бюджет фонда ОСС», его функции.

5. Бюджетная система обязательного социального страхования.

6. Назовите органы, которые разрабатывают и принимают бюджеты фондов ОСС.

7. Охарактеризуйте основные принципы бюджетной системы ОСС.

· принцип единства бюджетной системы РФ;

· принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

· принцип самостоятельности бюджетов;

· принцип сбалансированности бюджета;

· принцип гласности;

· принцип адресности;

8. Формирование доходной части бюджетов Фондов ОСС

9. Источники доходов бюджета фондов ОСС.

10. Охарактеризуйте особенности исполнения бюджетов в каждом фонде ОСС.

Список литературы

1. . – М.: МГТУ, -1999. – 527с. – ISBN 5-7218-0191.

2. [Текст] / °

3. [Текст] /

5. Фильев, В. И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие [Текст] / В.И. Фильев. — М.: 1998. – ISBN 5-7849-0054

6. Экономика и социология труда: учебник /под ред. д. э. н., проф. А. Я. Кибанова [Текст] / А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003.-584с. — ISBN 5–16-000980-9.

7. Юрский, В. С. Концептуальные модели государственного социального страхования [Текст] / В. С.Юрский. – М.: РГИУ, 2001. –435с.- ISBN 5–82647–634–7.

Тема 12. Проблемы, недостатки и перспективы системы обязательного социального страхования

1. Проблемы формирования финансовых ресурсов обязательного социального страхования.

2. Назовите факторы, определяющие возможности формирования ресурсной базы ОСС в современной России.

3. Перечислите недостатки действующей системы ОСС.

4. В чем заключается деформация собственности системы ОСС.

5. Назовите деформации распределительных отношений, которыехарактерны для ОСС.

6. Охарактеризуйте возможные пути реформирования действующей системы ОСС.

7. Последствия огосударствления системы ОСС.

8. Нарушение принципов социального страхования в действующей системе ОСС. Последствия этих нарушений.

Список литературы

1. Бабич, А.М. Экономика социального страхования: учебное пособие [Текст] / А. М. Бабич, Е. В. Егоров . – М.: МГТУ, -1999. – 527с. – ISBN 5-7218-0191.

2. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование: Учебное пособие [Текст] / В. Г. Павлюченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К ° », 2007. – 412 с. – ISBN – 5-91131-202-6

3. Пантелеева, Т. С. Экономически основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. – М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 160 с.

4. Роик, В. Д. Основы социального страхования. [Текст] / В. Д. Роик. – М.: Анкил, 2005. – 256с.

Зарождение социального обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.

Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики.

Как известно рынок играет позитивную роль и негативную роль в социально-экономической жизни общества.

Позитивная роль рынка состоит в том, что он:

обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость;

рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов;

оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР;

заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам;

оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом;

повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.

Негативная роль рынка проявляется в том, что он:

стимулирует чрезмерность в личном потреблении; не имеет механизмов защиты окружающей среды;

не обеспечивает сохранение невоспроизводимых ресурсов;

не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные сдвиги в экономике, обеспечить равновесие национальной экономики;

не содержит мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров;

не создает стимулов для производства товаров массового пользования - обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.;

не гарантирует право на доход, порождает поляризацию общества;

не обеспечивает социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, низкооплачиваемых слоев населения, не удовлетворяет их нужд в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.д.;

порождает монополизм, инфляцию, кризис перепроизводства.

Поэтому государство берет на себя выполнение таких функций как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.

Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.

В настоящее время в РФ, действующие до 2000 г. внебюджетные фонды, утратили свою автономность и были консолидированы в бюджетах соответствующего уровня. Исключение составили три государственных внебюджетных фонда социального назначения - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти фонды представляют собой основу обязательного социального страхования, являющейся частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении в соответствии с федеральным законом страхования возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Мировой опыт в области социального страхования подтверждает, что по сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами:

трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение страховых взносов) вовлекаются - материально и морально - в процесс защиты своего здоровья и поддержания трудоспособности;

создаются специализированные (а потому высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые осуществляются одной и той же организацией, что обеспечивает максимум удобства для страхуемых;

гарантируются («материализуются») конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;

выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с:

необходимостью получения медицинской помощи;

временной нетрудоспособностью;

трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

материнством;

инвалидностью;

наступлением старости;

потерей кормильца;

признанием безработным;

смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;

пособие на санаторно-курортное лечение;

социальное пособие на погребение;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. ФЗ РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. БК РФ. Гл. 17.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленным БК РФ.

Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, также определяются в соответствии БК РФ.

В бюджетах внебюджетных фондов отражаются их доходы и расходы.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Сбор и контроль за поступление обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между ними и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды обязательного социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств федерального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобрета-ют государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

  • Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
  • 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
  • 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
  • 5. Единые пенсионные службы
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Виды трудовых пенсий.
  • 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
  • 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
  • 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Понятие трудовой пенсии по старости
  • 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
  • Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
  • О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
  • Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
  • Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
  • Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
  • Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
  • Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Условия назначения пенсий
  • 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
  • 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
  • 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
  • 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
  • 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 6. Понятие социальной пенсии
  • Размеры социальных пенсий
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Понятие пенсии по инвалидности.
  • 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
  • 3. Порядок признания граждан инвалидами.
  • 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
  • Вопросы для самоконтроля:
  • 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
  • 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
  • 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инва­лид­ности, пенсии по случаю потери кормильца.
  • 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
  • 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
  • 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
  • 4.1. Процедура обращения за пенсией
  • 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
  • 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
  • 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
  • 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 4.6 Право военно­слу­жа­­щих на трудовую пенсию
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 10
  • 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
  • 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
  • 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
  • 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
  • 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
  • Федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.3. Назначение пенсий
  • 4.5. Выплата пенсии
  • 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • 4.7. Перерасчет государственных пенсий
  • 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
  • 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
  • Понятие пособий и их классификация
  • 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспе­чения
  • 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
  • 2.2. Пособие по беременности и родам
  • 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
  • 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
  • 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
  • 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • 2.11. Социальное пособие на погребение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
  • Введение
  • 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
  • Виды страхового возмещения
  • 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
  • 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • 2. Медицинская помощь и лечение
  • 2.1. Законодательство о медицинской помощи
  • 2.2. Виды медико-социальной помощи
  • 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
  • Права семьи
  • Права женщин
  • Права несовершеннолетних
  • Права военнослужащих
  • Права граждан пожилого возраста
  • Права инвалидов
  • Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
  • Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
  • 4. Лекарственная помощь
  • 5. Санаторно-курортное лечение
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
  • 1. Понятие социального обслуживания
  • 2. Законодательство о социальном обслуживании
  • 3. Принципы социального обслуживания
  • 4. Виды социального обслуживания
  • Стационарное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Надомное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Реабилитационное обслуживание
  • Реабилитация инвалидов
  • Реабилитация детей
  • Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
  • Государственный сектор социального обслуживания
  • Муниципальный сектор социального обслуживания
  • Стационарное социальное обслуживание
  • Полустационарное обслуживание
  • Социальная помощь на дому
  • Содержание детей в детских учреждениях
  • Срочное социальное обслуживание
  • Социально-консультативная помощь
  • Порядок оплаты социальных услуг
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Виды льгот по системе социальной поддержки
  • Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  • Меры социальной поддержки ветеранов труда
  • 2. Льготы для инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля:
  • Литература Основная
  • Дополнительная
  • Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Указы Президента Российской Федерации
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Определения и Постановления Конституционного Суда рф
  • Постановление Пленума Верховного Суда рф
  • Постановления министерств
  • Приказы министерств России
  • Другие нормативные документы министерств и ведомств
  • Содержание
  • Тема 8. Пенсии по инвалидности
  • Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
  • Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
  • Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
  • Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
  • Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан
  • 1. Основы социального страхования в Российской Федерации

    Согласно Конституции Российская Федерации является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизнеобеспечения для себя и нетрудоспособных членов семьи.

    Конституция Российской Федерации предусматривает общеправовые принципы нашего законодательства и говорит о его социальной направленности. Между тем одного только конституционного закрепления основных принципов правового регулирования явно не достаточно, поскольку отношения даже в области социальной защиты и обеспечения настолько разнообразны по содержанию, что говорить об охране материнства и праве на пенсию применительно к обязательному социальному страхованию трудно. Система обязательного социального страхования имеет своей целью сформировать средства фонда социального страхования, которые идут на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях. Основные принципы правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию исходят из сути задач, которые возложены на реализацию законодательных актов по социальному страхованию. Если рассматривать с этой точки зрения все принципы правового регулирования, которые предусмотрел законодатель применительно к отношениям по обязательному социальному страхованию, можно заметить, что они, как и сам Закон, имеют направленность на формирование достаточно серьезного источника доходов фонда социального страхования.

    Система обязательного социального страхования является одним из способов обеспечения социальной защиты населения. В последние годы происходит становление данного института: определены виды обязательного социального страхования, его финансовые основы, сформированы государственные внебюджетные социальные фонды и законодательная база их функционирования. В настоящее время систему обязательного социального страхования составляют: обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Разные виды обязательного социального страхования обеспечиваются соответствующими денежными фондами: обеспечением по пенсионному страхованию выступают средства Пенсионного фонда, по медицинскому страхованию - средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Основным законодательным актом, устанавливающим основы правового регулирования вопросов обязательного социального страхования является Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

    Правовое положение субъектов обязательного страхования составляет непосредственный предмет отношений сторон по обязательному социальному страхованию, и в этой лекции мы не раз будем обращать внимание на особенности данных правоотношений. Заметим, что правовое положение субъектов обязательного страхования значительно отличается от правового положения субъектов всех остальных отношений по страхованию. Если сам субъектный состав отношений по обязательному страхованию ничем значительно не отличается от субъектов отношений по страхованию, предусмотренных в Гражданском Кодексе Российской Федерации, то их правовое положение различается между собой очень значительно. Именно этим объясняется необходимость принятия специального закона для регулирования данных отношений.

    Предмет отношений данного законодательного регулирования составляют: правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Разберем данный состав отношений. Для начала, укажем субъектов отношений по обязательному социальному страхованию. Субъектами отношений по страхованию, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, будут выступать страхователи (кто страхует), страховщики (страховые компании) и застрахованные лица или выгодоприобретатели. В принципе, состав субъектов страхования в отношениях по обязательному социальному страхованию аналогичен тому, который устанавливает Гражданский Кодекс Российской Федерации в отношении любых видов правоотношений по страхованию. Однако именно в отношениях по обязательному социальному страхованию есть некоторые отличительные особенности относительно того, кто конкретно может выступать на стороне страховой компании (страховщика) и застрахованного лица. Важно отметить, что страхователями могут быть только работодатели (это организации, юридические лица или индивидуальные предприниматели). Именно сам факт того, что человек состоит в трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, создает для него обязанность по страхованию своего работника от рисков, предусмотренных настоящим Законом. Что означает факт того, что человек состоит в трудовых отношениях?

    Застрахованными лицами (работниками) могут являться не только граждане Российской Федерации определенного возраста, но и лица без гражданства, иностранные граждане, главное, чтобы они состояли в трудовых отношениях с работодателем на основании Трудового Кодекса Российской Федерации. В данном случае законодатель уравнял в правах российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, что соответствует положениям пункта 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации и его правовое регулирование строится на основе основных принципов, которые мы сейчас с Вами рассмотрим.

    Принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования

    Данный принцип по своему содержанию означает не что иное, как обеспечение достаточности средств фонда обязательного страхования на проведение тех выплат, которые он осуществляет. Поскольку специальными законами предусмотрены отдельные виды обязательного социального страхования, можно говорить не только о Фонде обязательного социального страхования, но и о Фонде обязательного медицинского страхования и Пенсионном Фонде Российской Федерации.

    Законодатель при определении данного принципа не указывает на его содержание, сущность которого ясна уже из названия принципа, но указывает на один из способов достижения достаточности средств фондов тем потребностям в выплатах, которые есть в настоящее время в обществе. Данный способ указан как соблюдение эквивалентности или пропорциональности потребностей в страховом обеспечении средствам фондов.

    Как формируются доходы фондов? Данные доходы складываются как из источников налоговых поступлений, за счет перечислений на безвозвратной основе из федерального бюджета страны, так и за счет поступления страховых взносов. При этом страховые взносы могут оплачивать как работодатели за своих сотрудников в обязательном порядке, так и граждане в добровольном порядке.

    Важно отметить, что в настоящее время цель материальной поддержки граждан в различных жизненных ситуациях (имеются в виду страховые случаи) обеспечивается не столько за счет средств от перечисления страховых взносов или налоговых платежей, сколько за счет дотации из федерального бюджета страны. Именно поэтому в настоящее время законодательство страны решает очень важную для себя задачу сокращения средств прямого финансирования за счет государства посредством увеличения доходов фондов за счет иных источников. В настоящее время многие организации и индивидуальные предприниматели стараются занизить размеры налоговых отчислений. Если в этой ситуации государство будет повышать ставки страховых взносов, такая политика может привести к снижению доходов фондов социального страхования. Не так давно такая же задача стояла перед государством по поводу пенсионного обеспечения граждан, ее решили за счет кардинальной реформы пенсионного законодательства страны.

    Принцип всеобщего обязательного характера социального страхования

    Для раскрытия содержания данного принципа необходимо обратиться к положениям статьи 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». В данной статье, в частности, определены основания для возникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию. Положения данной статьи федерального закона указывают на обязательность возникновения данных отношений при наступлении определенных условий. Для нас в настоящей статье наибольший интерес представляют такие основания возникновения отношений по обязательному социальному страхованию, которые возникают у работодателя по отношению к своему работнику. В частности, статья 9 указывает нам на то, что такие отношения обязательно возникают с момента заключения с работником трудового договора.

    Содержание данного принципа отчасти выражается и в принципе обязательности уплаты страховых взносов и налогов страхователями. Здесь законодатель напрямую говорит только о страхователях, т.е. о работодателях. Некоторые страхователи могут оплачивать только страховые взносы или только налоги, связано это с использованием некоторыми из них специальных налоговых режимов. Обязательность уплаты страховых взносов входит в содержание принципа всеобщего обязательного характера социального страхования , а вот обязательность уплаты налогов нет. Возможно, именно по данному основанию и можно говорить о выделении дополнительного принципа. Напоминаем, что не только за счет средств взносов, но во многом и за счет налоговых поступлений формируется запас средств всех трех социальных фондов (социального страхования, обязательного медицинского страхования и пенсионного фонда). А потому обязательность уплаты налоговых платежей имеет отношение не только к налоговой дисциплине и к добросовестному исполнению налогоплательщиками налоговых обязательств, но и к обеспечению средствами обязательного социального страхования. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

    Государство контролирует не только уплату налогоплательщиками налогов, проводя выездные проверки налоговых органов, но аналогичные выездные проверки могут проводиться и сотрудниками самих фондов. Например, таким правом обладают уполномоченные Фонда социального страхования на основании Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденные Постановлением Фонда социального страхования от 17.03.2004 N 24.

    Проверке подлежат расходы страхователей-работодателей на выплату пособий по временной нетрудоспособности, иных видов пособий по обязательному социальному страхованию, оплату путевок на оздоровление детей работников, а также другие виды расходов, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.

    Принцип государственной гарантии

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство является гарантом прав и свобод граждан страны. Это напрямую касается и гарантий со стороны государства в области социального страхования. Гарантия соблюдения прав застрахованных лиц подразумевает защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика. Содержание данного принципа напрямую соотносится с уже рассмотренным принципом финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования. Государство за счет средств федерального бюджета дополняет (компенсирует) недостаток средств фондов в тех случаях, когда их собственных средств не хватает. Например, государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. Данная норма закреплена в статье 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании». Также в качестве примера предоставления гарантии со стороны государства можно укзать постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П «О проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан,и в связи с жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой».

    Принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования

    Помимо того, что за счет средств государственного бюджета федерального уровня покрываются все недостающие расходы на нужды выплат по страховому обеспечению, государство регулирует еще и такие области отношений в обязательном социальном страховании, как деятельность фондов страхования (как мы уже заметили, их три), регулирует отношения страховщиков и страхователей, застрахованных лиц. Кроме того, в содержание данного принципа включены и другие принципы правового регулирования. Например, принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принцип обеспечения надзора и общественного контроля. Содержание данного принципа необходимо рассматривать совместно с двумя другими названными принципами ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования и принципом обеспечения надзора и общественного контроля.

    В качестве примера можно отметить, что в Уставе или в положении о том или ином фонде содержатся нормы, которые регулируют вопросы управления фондом и осуществления государственного контроля за его средствами.

    Указанные принципы говорят об общественном контроле за деятельностью системы обязательного социального страхования. Это можно понять как контроль за работой фондов. А если обратить внимание на содержание еще одного принципа - принципа паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования, необходимо отметить, что в связи с этим принципом данное может означать возможность участвовать в управлении фондами и посредством этого контролировать их деятельность. Например, Положение о Фонде социального страхования утверждённое Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 N 101 подразумевает участие представителей профсоюзных и иных общественных организаций, то есть других субъектов страхования в управлении делами Фонда посредством членства в Правлении фонда. При это не чаще 1 раза в год осуществляется ротация членов Правления. В свою очередь Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1, в п. 8 содержит положение, согласно которому в состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России. В данных случаях в отношении фондов реализуются положения принципа об участии (паритетности участия) представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования.

    Принцип ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования

    Данный принцип, как и принцип обеспечения государственного надзора и общественного контроля, говорит о контроле, но только именно со стороны государства за деятельностью фондов в связи с целевым расходованием последними своих средств. Однако данный принцип можно понимать более узко и конкретно как процедуру проведения проверки государственными органами финансовой деятельности фондов.

    Известно, что часть средств фондов формируется за счет бюджетных ассигнований. Бюджетным законодательством предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Согласно статье 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административном правонарушении, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Как следует из статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения . Такое положение установлено в разъяснительном письме Минфина РФ от 20 августа 2003 N 03-01-01/15-245.

    Принцип автономности финансовой системы обязательного социального страхования

    Автономность системы обязательного социального страхования выражается в том, что все средства, которые направлены на нужды обеспечения страховых выплат, формируются в фондах и находятся на праве их оперативного управления. Фактически правовое положение фондов схоже с тем, которое устанавливается законодателем в отношении казенных предприятий. Имущество, которое находится на праве оперативного управления у фондов, можно только передавать по целевому назначению и совершать с ним иные действия, которые предусмотрены отраслевыми нормативными актами по деятельности данных фондов. Однако таким имуществом нельзя пользоваться, а тем более распоряжаться без разрешения собственника имущества - Российской Федерации.

    Автономность системы обязательного социального страхования выражается и в том, что все средства, собираемые на нужды обязательного социального страхования сразу же поступают в фонды.

    Между тем сама организационная форма в виде фонда уже подразумевает под собой обособленный от собственника-государства правовой статус. Правовое положение такой структуры, как фонд организации, подразумевает, что данная организация использует имущество для целей, определенных в его уставе.

    "