Меню
Бесплатно
Главная  /  Вклады и депозиты  /  Учет расчетов по федеральным налогам, налогам субъектов РФ и местным налогам. Курс: Учет денежных средств и расчетов - Учет расчетов по федеральным налогам Расчеты с бюджетом по федеральным налогам

Учет расчетов по федеральным налогам, налогам субъектов РФ и местным налогам. Курс: Учет денежных средств и расчетов - Учет расчетов по федеральным налогам Расчеты с бюджетом по федеральным налогам

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органами местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. В нашей стране фирмы должны платить различные налоги. Все они делятся на федеральные, региональные и местные. Кроме этого Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги вводят федеральные власти. Эти налоги взимаются по всей стране. Вот их перечень: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; единый социальный налог; налог на доходы физических лиц; акцизы; таможенные пошлины; налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами; плата за пользование водными объектами; налог на добычу полезных ископаемых; лесной налог; государственная пошлина; сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; федеральные лицензионные сборы (например, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции). Кроме того, существует три вида обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды: взносы на обязательное медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (3,6 процента, из них 0,2 процента в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а 3,4 процента в территориальные фонды обязательного медицинского страхования); взносы на обязательное пенсионное страхование (28 процента); фонд социального страхования РФ. (4 процента).

Региональные налоги: Власти краев, областей, республик и автономных округов, а также власти Москвы и Санкт-Петербурга (эти города приравнены к регионам) могут вводить на своей территории региональные налоги. Причем региональные власти имеют право вводить только те налоги, которые разрешены федеральными властями. Вот перечень региональных налогов: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес; сбор на нужды образовательных учреждений. Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Региональные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.

Местные налоги: Власти городов и районов (так называемые органы самоуправления) вводят на своей территории местные налоги. Как и региональные, местные власти могут ввести лишь налоги, разрешенные федеральными властями. Вот перечень местных налогов: налог на рекламу; земельный налог; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и т.п.; сбор за право торговли; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сборы: за право использования местной символики; за участие в бегах на ипподромах; со сделок, совершаемых на биржах; за уборку территорий населенных пунктов; за парковку автомобилей; за право проведения кино- и телесъемок; за открытие игорного бизнеса. Основные правила взимания этих налогов определяют федеральные власти. Местные власти могут изменять или дополнять эти правила настолько, насколько это разрешено федеральным законодательством.

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин. По данному признаку различают следующие налоги и сборы:

Относимые на счета продажи (сч. 90,91) – НДС и акцизы;

Включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (ДТ 08,20,23,25,26,29,97,44) – транспортный налог, земельный налог, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (ДТ 91 КТ68)

Налог на имущество.

Включаемые в стоимость приобретаемого имущества – импортная таможенная пошлина, часть НДС.

Уплачиваемые из прибыли (ДТ 99 КТ68) – налог на прибыль.

Уплачиваемые за счет доходов физических лиц – налог на доходы физических лиц.

Кроме того, проводкой ДТ 99, 73 КТ68 отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.

ля учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) используется активный счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» может иметь следующие субсчета:

1 «НДС при приобретении основных средств»;

2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»;

4 «НДС при осуществлении капитальных вложений»;

5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям».

По дебету счета 19 организация отражает суммы НДС, уплаченные по приобретенным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» только после оплаты поставщикам (подрядчикам) за оприходованные и принятые на учет материальные ценности.

Суммы НДС, фактически полученные от покупателей и заказчиков за проданные им товары, продукцию, работы, услуги, отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» и дебету счетов 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы».

Если выручка от продаж принимается к учету по мере отгрузки, то сумма налога, выделенная отдельно в первичных документах по от груженной продукции в составе выручки от продажи, отражается по кредиту счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и зака-зчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 90, 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Пример 2. Рассмотрим предыдущий пример при условии, что в налоговой политике ОАО «Союз» выручка от продажи продукции в целях налогообложения принимается по мере ее оплаты. Денежные средства от покупателей поступили на расчетный счет предприятия в апреле 2012 г. в сумме 613 600 руб., в том числе НДС 93 600 руб. В этом случае записи на счетах бухгалтерского учета будут иметь следующий вид:

отгружена покупателям продукция: Д 62 - К 90 - 802 400 руб.;

отражается НДС от суммы выручки: Д 90 - К 68 - 122 400 руб.;

отражается НДС по оприходованным материалам: Д 19/3 - К 60 - 64 800 руб.;

принят к зачету платежей в бюджет НДС по оприходованным ценностям:

Д 68 - К 19-3 - 64 800 руб.;

в апреле 2012 г. поступили денежные средства от покупателей:

Д 51-К 62 -613 600 руб.;

отражается задолженность перед бюджетом по НДС от суммы оплаты:

Д 76 - К 68 - 93 600 руб.;

перечислено в бюджет в погашение задолженности по НДС: Д 68 - К 51 - 28 800 руб. (93 600 руб. - 64 800 руб.).

НДС, уплаченный при приобретении основных средств, отражается бухгалтерской записью:

Д 19-1 - К 60, 76.

В момент принятия на учет основных средств сумма налога списывается Д 68 - К 19-1.

При выполнении работ по строительству хозяйственным способом сумма НДС отражается бухгалтерской записью:

Д 08 - К 68. В момент ввода объекта в эксплуатацию на основании акта приемки-передачи основных средств сумма учтенного в процессе строительства НДС отражается записью Д 68 - К 08.

При выполнении работ по строительству подрядным способом сумма НДС отражается бухгалтерской записью:

Д 19-4 - К 60, 76. В момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства сумма НДС, уплаченная подряд ным организациям, списывается с кредита счета 19-4 в дебет счета 68.

НДС, уплаченный при приобретении нематериальных активов, отражается бухгалтерской записью:

Д 19-2 - К 60, 76. Сумма НДС, подлежащая возмещению, списывается Д 68 - К 19-2.

При недостаче, порче или хищении материальных ресурсов до мо мента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении и не под лежащего зачету НДС списывается с кредита счета 19 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство и после их оплаты ранее уже возмещенные из бюджета суммы не подлежащего зачету НДС восстанавливаются по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Суммы НДС, перечисленные в бюджет, отражаются бухгалтерской записью:

Для учета расчетов с бюджетом по акцизам используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по акцизам».

Суммы акцизов, уплаченных поставщиками за подакцизные то вары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, по которым засчитывается акцизный платеж, организация отражает бухгалтерской записью:

Д 19-5 - К 60, 76. Суммы акцизов, предусмотренные в составе выручки от реализации товаров, в том числе выработанных из давальческого сырья, отражаются Д 90 - К 68.

Суммы акцизов по материальным ценностям, учитываемым по дебету счета 19-5, списываются в уменьшение задолженности перед бюджетом по акцизам по мере списания на производство оприходованных и оплаченных материальных ценностей с кредита счета 19-5 в дебет счета 68.

Если для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма акцизов, подлежащая получению от покупателей и заказчиков, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по акцизам» и дебету счета 90 «Продажи». При оплате продукции сумма акцизов списывается со счета 76 в дебет счета 68.

Перечисление авансовых платежей акцизов в бюджет по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, отражается записью по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Авансовый платеж по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора». По мере реализации таких товаров сумма акцизов отражается бухгалтерской записью: Д 90 - К 68.

Одновременно авансовый платеж в части расходов, приходящихся на реализацию подакцизных товаров с наклеенными марками акцизного сбора, списывается с кредита счета 97 в дебет счета 68.

Фактическая себестоимость подакцизных товаров (без учета акцизов), используемых для производства других товаров, не облагаемых акцизами, отражается по кредиту счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства» или 43 «Готовая продукция» в корреспонденции с дебетом счета 20 «Основное производство». Одновременно по этим то варам исчисленная сумма акцизов отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 20, а суммы акцизов, перечисленные в бюджет - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Начисление суммы налога на имущество отражается бухгалтерской записью:

Д 91 - К 68; перечисление налога - Д 68 - К 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Начисление авансовых платежей по налогу на прибыль и платежей по пересчетам по нему из фактической прибыли отражается записью: Д 99 - К 68; перечисление платежей - Д 68 - К 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Налог исчисляется и удерживается теми организациями, в которых был получен доход физическими лицами. На сумму удержанного из доходов физического лица на лога составляется бухгалтерская запись: Д 70 - К 68.

Исчисленный и удержанный налог должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня по лучения в банке денежных средств на выплату дохода физическим лицам. Перечисление сумм налога на доходы физических лиц в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68-К 51.

Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей дорог осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебитора ми и кредиторами», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог». Начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается записью:

Д 26,44 - К 76. Суммы налога перечисляются в соответствующий дорожный фонд, что отражается бухгалтерской записью: Д 76 - К 51.

Учет расчетов с дорожным фондом по транспортному налогу ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Начисление взносов транспортного налога в составе затрат на производство отражается бухгалтерской записью:

Д 26, 44 - К 76; перечисление налога - Д 76 - К 51.

Учет расчетов по единому налогу на вмененный доход ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на вмененный доход». Начисление единого налога на вмененный доход отражается записью:

Д 99 - К 68. В связи с тем, что 25% общей суммы единого налога зачисляется в государственные внебюджетные фонды, в бухгалтерском учете делается запись: Д 68 - К 69. Перечисление налога отражается бухгалтерской записью: Д 68, 69-К 51.

Единый социальный налог уплачивают организации, производящие выплаты физическим лицам. Взносы по нему зачисляются в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Отчисления единого социального налога относятся на затраты организации. Начисленная сумма отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию в дебет счетов:

«Вложения во внеоборотные активы» - на взносы по до ходам работников, занятых в капитальном строительстве; 20 «Основное производство» - на взносы, производимые от доходов работников, занятых непосредственно производством основной продукции;

«Вспомогательные производства» - на взносы, начисляемые по доходам работников, занятых во вспомогательных цехах;

«Общепроизводственные расходы» - на взносы по доходам обслуживающего персонала и работников управления цехов основного производства;

«Общехозяйственные расходы» - на взносы по доходам обслуживающего персонала и персонала управления организации в целом;

«Расходы на продажу» - на взносы по доходам лиц, занятых отгрузкой и продажей продукции. Ежемесячно организации производят уплату платежей в фонды в сроки, установленные для получения средств на оплату труда. На перечисленные суммы оформляется бухгалтерская запись: Д 69- К 51.

Средства фонда социального страхования могут использоваться организацией на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также на другие виды пособий по государственному социальному страхованию. На начисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности и на другие выплаты, произведенные за счет средств фон да социального страхования, оформляется бухгалтерская запись:

Д 69 - К 70 - на сумму пособия по временной нетрудоспособности;

Д 69 - К 50, 51 - на расходы, направленные на санаторно - курортное обслуживание и другие выплаты социального характера.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

При системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.

Впервые НДС был введён 10 апреля 1954 года во Франции. Его изобретение принадлежит французскому экономисту Морису Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.

В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом "О налоге на добавленную стоимость", с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если сумма выручки за три месяца, предшествующих освобождению, не превысила определённой величины (на 2010 год - 2 млн руб.).

Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Также налогом на добавленную стоимость облагается:

  • · безвозмездная передача товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • · передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • · выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • · ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (импорт).

Акциз - косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Акцизы определяет глава 22 (статьи 179-206) НК РФ.

Статья 181 определяет исчерпывающий список подакцизных товаров. Выделяется 10 видов подакцизных товаров, которые можно сгруппировать как:

  • · спиртосодержащая продукция
  • · табачные изделия
  • · автомобили
  • · горюче-смазочные материалы

Налоговая база и налоговая ставка определяются отдельно по каждому виду подакцизных товаров, налоговая ставка ежегодно индексируется.

Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Порядок исчисления акциза (согласно Ст.194 - 198 НК РФ):

  • · Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
  • · Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
  • · Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
  • · Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сроки и порядок уплаты акциза (Ст.204-205 НК РФ):

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) -- основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Основная налоговая ставка - 13 %.

Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:

В размере 35 %:

  • · стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;
  • · процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, в течение периода, за который начислены проценты, по рублёвым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесённых на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
  • · суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения суммы указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса РФ, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

В размере 9 %:

· доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

В размере 30 %:

· относится к нерезидентам Российской Федерации.

В размере 6%:

· в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;

Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

  • · производственные, коммерческие, транспортные издержки;
  • · проценты по задолженности;
  • · расходы на рекламу и представительство;
  • · расходы на научно-исследовательские работы;

Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался "налог на прибыль предприятий", с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется "налог на прибыль организаций". налогообложение бухгалтерский акциз прибыль

Базовая ставка составляет 20 %

Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

  • · для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
  • · для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
  • · для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета - налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий - управленческий).

Существует два метода определения налогооблагаемой прибыли - метод начисления и кассовый метод, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. При методе начисления организация учитывает доходы и расходы в том периоде, в котором они имеют место, независимо от фактического движения денежных средств на счете или в кассе. При кассовом методе доходы и расходы учитываются на дату поступления или выбытия денежных средств. Кассовый метод могут применять только те организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации в среднем не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода [п. 2 ст. 289 Кодекса]

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (I квартала, I полугодия, 9 месяцев), по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом) [п. 3, п. 4 ст. 289 Кодекса]

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (1, 2, 3, 4…11 месяцев).

Страница 20 из 22


Учет расчетов по федеральным налогам

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Субъекты налогообложения или плательщики налога – юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

1) налоги, взимаемые только с юридических лиц;

2) налоги, взимаемые только с физических лиц;

3) налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

К объектам налогообложения относятся:

    прибыль (доходы);

    стоимость определенных товаров;

    добавленная стоимость продукции (работ, услуг);

    имущество юридических и физических лиц;

    передача имущества (дарение, наследование);

    операции с ценными бумагами;

    отдельные виды деятельности;

    другие объекты, установленные законодательством.

В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы:

    необлагаемый минимум;

    изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

    вычет из налогового платежа за расчетный период;

    понижение налоговых ставок и пр.

Ставка налогообложения – размер налога, установленный на единицу налогообложения. Ставки устанавливаются в двух формах:

1) адвалорные налоговые ставки – ставки, выраженные фиксированной процентной ставкой от стоимости объекта налогообложения (например, подоходный налог, некоторые виды акцизов
и т.д.);

2) специфические налоговые ставки – ставки, имеющие денежное выражение в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (например, земельный налог).

Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские и местные налоги.

Федеральные налоги – налоги, порядок зачисления и взимания которых в бюджет или внебюджетный фонд, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ.

Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации и формируют основу доходной части федерального бюджета.

К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

    налог на добавленную стоимость;

    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    налог на прибыль (доход) организаций;

    налог на доходы от капитала;

    подоходный налог с физических лиц;

    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    государственная пошлина;

    таможенная пошлина и таможенные сборы;

    налог на пользование недрами;

    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресур-сами;

    лесной налог;

    водный налог;

    экологический налог;

    федеральные лицензионные сборы (например, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции).

Кроме того, организации должны платить два обязательных страховых взноса:

    взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профза-болеваний;

    взносы на обязательное пенсионное страхование.

Целевыми налогами среди вышеперечисленных являются сборы и пошлины.

Сбор – целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Адресность сбора содержится в его названии.

Пошлина – денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Рассмотрим учет одного из федеральных налогов, подлежащего уплате юридическими
лицами, – налога на добавленную стоимость (НДС). НДС является косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг.

В федеральном бюджете налоговые поступления от НДС составляют более 41%.

В налоговую базу по этому налогу включается выручка от продажи товаров (работ, услуг), полученная в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату продажи товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, полученная от покупателей за проданные им товары (работы, услуги), уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предъявленных и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

Вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, по приобретенным товарам для выполнения строительно-монтажных работ и др.

Плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.

Счет-фактура – документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. У поставщика счет-фактура регистрируется в книге продаж, а у покупателя – в книге покупок.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

    0% – для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, работ и услуг, непос-редственно связанных с производством и реализацией товаров через таможенную территорию Российской Федерации и др.;

    10% – по продовольственным, детским и некоторым другим товарам согласно перечню
    НК РФ;

    20% – по остальным товарам (работам, услугам);

    9,09% и 16,67% – при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, а также при реализации приобретенных товаров (работ, услуг) на стороне, учитываемых с налогом.

Предприятия, выпускающие товары, облагаемые по разным ставкам НДС, должны вести в соответствии с этим раздельный учет сумм налога.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, используется активный счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» имеет следующие субсчета:

    19.1 «НДС при приобретении основных средств»;

    19.2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

    19.3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Организации по дебету счета 19 отражают суммы НДС, уплаченные по приобретенным материально-производственным запасам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списываются таким образом:

Д 68, К 19.

По кредиту счета 68 отражаются суммы НДС за проданные товары, продукцию, работы, услуги и по дебету счетов продаж (прочих доходов и расходов).

Рассмотрим порядок расчетов по НДС на примере.

Пример . Исходные данные: Организация ЗАО «Виктория» реализует покупателю свою продукцию на сумму 36 000 руб., в том числе НДС. Себестоимость готовой продукции составила 20 000 руб. В том же периоде времени организация закупила сырье для производства своей продукции на сумму 12 000 руб., в том числе НДС.

Учетная политика организации предусматривает:

а) переход права собственности учитывать по отгрузке продукции;

б) учет стоимости приобретаемых материальных ценностей вести на счете 10 «Материалы».

Организация является плательщиком НДС.

Требуется отразить учет и расчет НДС к перечислению.

Решение содержится в табл. 9.

Таблица 9

Порядок расчетов по НДС на примере ЗАО «Виктория»

п/п

Содержание хозяйственной операции

Проводка

Сумма,

руб.

Отгружена продукция с переходом права собственности и предъявлены расчетные документы (счет-фактура)

90.1

36 000

Начислен НДС по отгруженной продукции согласно счету-фактуре

90.3

6 000

Списана себестоимость готовой продукции

90.2

20 000

Поступило сырье от поставщика

10 000

Начислен НДС на основании счета-фактуры

19.3

2 000

Списан НДС по приобретенным материальным ценностям в уменьшение НДС к перечислению в бюджет

19.3

2 000

Организация перечислила НДС в бюджет

4 000

Согласно НК РФ не уменьшают платежи в бюджет по НДС:

    суммы налога по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), подлежащим использованию на непроизводственные нужды, а также по приобретенным служебным легковым автомобилям и микроавтобусам. В этом случае НДС с кредита 19 счета списывается в дебет
    счета 84 (или 86 «Целевое финансирование») ;

    суммы НДС по материальным ценностям, приобретенным в организациях розничной торговли и у населения за наличный расчет, не выделенные в первичных документах;

    суммы налога по товарным операциям и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога;

    организации, принимающие безвозмездно материальные ценности.

При получении авансов (предварительной оплаты) при поставке товаров, продукции, иных ценностей на сумму полученных авансов начисляется НДС, исчисленный по установленной ставке на основании документов о полученных авансах. При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного НДС делаются корректировочные записи. Эти операции отражаются в учете следующим образом:

    • Д 51 (50, 52) К 62 – организацией получен аванс от покупателей;

      Д 62, К 68 – начислен НДС по авансу;

      Д 68, К 51 (50, 52) – перечислен НДС с аванса;

      Д 68, К 62 – при отгрузке продукции восстановлен НДС, начисленный по авансу;

      Д 90.3, К 68 – начислен НДС по отгруженной продукции.

При выполнении работ по строительству хозяйственным способом сумма НДС отражается записью:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В момент ввода объекта в эксплуатацию на основании акта приемки-передачи основных средств сумма учтенного НДС в процессе строительства списывается:

Д 68, К 08.

Если организация получила от поставщика материальные ценности, то делаются такие проводки:

Д 08 (10, 20, 26, 41, 44 …), К 60 (76, 71) – оприходованы материальные ценности;

Д 19, К 60 (76, 71) – учтен НДС по оприходованным материальным ценностям.

Начисляя НДС к уплате в бюджет, бухгалтер делает проводку:

При учете выручки по отгрузке – Д 90.3, К 68 – начислен НДС, причитающийся к оплате;

При учете выручки по оплате – Д 90.3, К 76 – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет после поступления денег от покупателя. Когда будет получена оплата от покупателей, то будет сделана проводка Д76, К 68 – начислен НДС к уплате в бюджет.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчет (декларацию) по НДС. Форма декларации приведена в приказе МНС РФ от 3 июля 2002 г. № БГ-3-03/338.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная сумма налоговой базы, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Уплата налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. В те же сроки налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию по данному налогу.

В случае, если по итогам какого-либо налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, то разница подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей. Зачет налога производится налоговым органом, а возврат средств осуществляется органами федерального казначейства по решению налогового органа.

Прибыль юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ, облагается налогом на прибыль , который уплачивают эти юридические лица. Иные предпринимательские структуры – полные товарищества, частные фирмы, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются плательщиками этого налога. Она включается в доходы собственников и облагается как доходы соответствующих физических лиц.

Прибылью, подлежащей налогообложению (для российских организаций) , признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, НДС, акцизов, налога с продаж, таможенных пошлин. Доходы включают доходы от продажи продукции (работ, услуг) и внереализационных операций.

Плательщиками налога являются:

    российские фирмы;

    иностранные фирмы, которые имеют в России постоянные представительства.

Базой для налогообложения для этого налога является балансовая прибыль, выявляемая в бухгалтерском учете как кредитовое сальдо по счету Прибылей и убытков.

В целях налогообложения прибыль уменьшается на суммы:

    доходов от долевого участия в деятельности других организаций, кроме доходов, полученных за пределами РФ;

    доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим организации-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли организации-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления;

    доходов казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа, от проката носителей с аудио- и видеозаписями, игровыми и иными программами и записями на них;

    прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ.

Расходы, не учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли:

    расходы, которые должны осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (расходы по уплате налога на прибыль, дивиденды учредителям, расходы по уплате налоговых санкций);

    инвестиционные расходы (например, затраты фирмы по приобретению и созданию амортизируемого имущества, вклады в уставные капиталы других организаций, вклады по договору о совместной деятельности);

    затраты, превышающие лимиты, установленные НК РФ и другими документами для отдельных видов расходов;

    дополнительные виды выплат работникам, не предусмотренные законодательством или трудовыми и коллективными договорами;

    расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, например стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с этой передачей;

    все прочие затраты, целесообразность которых не была документально подтверждена и экономически оправдана.

Организации определяют сумму налога на прибыль самостоятельно нарастающим итогом.

Ставка налога на прибыль организаций составляет 24%.

С 1 января 2003 года налог на прибыль организаций зачисляется по следующим ставкам:

Если организации выплачивают доходы другим фирмам, то они должны удержать из выплаченных сумм налог на прибыль по таким ставкам (табл. 10).

Таблица 10

Ставки налога на прибыль, получаемую фирмами в виде дивидендов

Объект налогообложения

Ставка и условия налогообложения

С дивидендов, выплаченных другим фирмам

    если дивиденды выплачиваются российским фирмам – по ставке 6%;

    если дивиденды выплачиваются иностранным фирмам – по ставке 15%

С доходов, выплаченных иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России

    если доходы получены от использования или сдачи в аренду судов, самолетов, иных транспортных средств, которые применяются при международных перевозках, – по ставке 10%;

    если доходы получены от другой деятельности – по ставке 20%

Региональные власти могут уменьшать ставку налога на прибыль организаций в части, которая поступает в региональный бюджет. Однако она не может быть меньше 12%.

В некоторых случаях налог на прибыль начисляется по ставке 15%, а именно:

1) с доходов, полученных фирмой в виде процентов по государственным или муниципальным ценным бумагам;

2) с дивидендов, полученных от иностранной фирмы.

Если международным договором об избежании двойного налогообложения предусмотрены иные правила налогообложения доходов, уплаченных иностранным фирмам или полученных от иностранных фирм, то при уплате налога следует руководствоваться таким договором.

Если в одном из кварталов текущего года (например, в 1 квартале) фирма получила убыток, а в последующем – прибыль, то налог на прибыль рассчитывается с учетом этого убытка. Убытки прошлых лет организация также может учесть при расчете прибыли за текущий год. Воспользоваться этим правом организация может в течение 10 лет, следующих за годом получения этого убытка, и при соблюдении следующих условий:

    сумма переносимого убытка не может превышать 30% налоговой базы ни в одном из отчетных периодов;

    сумма убытка, не перенесенная на ближайший год, может быть перенесена целиком или частично на следующий год из последующих 9-ти;

    при получении убытков более чем в одном году их перенос на будущее осуществляется в очередности их получения;

    фирма обязана хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.

Сумма налога от фактической прибыли, начисленная к уплате в бюджет, отражается проводкой:

Д 99, К 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Начисление налога на прибыль, удержанного с дивидендов, выплаченных другим организациям, отражается так:

Д 75.2, К 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Факт перечисления прибыли в бюджет отражается записью:

Д 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», К 51.

По социально-экономической сущности единый социальный налог (ЕСН) носит сугубо налоговый характер. Налоговой базой для начислений является фонд оплаты труда. Каждый работодатель отчисляет из фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 4% –
в Фонд социального страхования, 3,6% – в Фонды обязательного медицинского страхования.

Учет начислений ведется по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию».

К счету 69 открываются следующие субсчета:

    69.1 «Расчеты по социальному страхованию»;

    69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

    69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Отчисления по ЕСН включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются как:

Д 20 (23), К 69 – начисление ЕСН;

Д 69, К 51 – перечислен ЕСН во внебюджетные фонды.

ЕСН относится к обязательным целевым отчислениям. Обязательные целевые отчисления формируют доходную часть внебюджетных фондов, которые дополняют бюджетную систему РФ.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного формирования. Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы РФ. Федеральные налоги России действуют на территории страны, регулируются общероссийским законодательством и создают основу финансовой базы государства.

Учет региональных налогов и сборов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование синтетического и аналитического учета расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам в Российской Федерации. Бухгалтерские записи по операциям, связанным с продажей товаров, работ и услуг. Учет расчетов по единому социальному налогу.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО "Техник". Аналитический и синтетический учет расчетов с бюджетом.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Сущность, виды и элементы налогового учета. Понятие, формы и состав налоговой отчетности. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам в ООО "Версалес". Порядок расчета налогов и совершенствование бухгалтерского учета в организации.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Налоги: понятие и функции. Формирование налоговой системы Республики Беларусь. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисляемым из выручки и прибыли организации, пути их совершенствования. Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2012

    Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организации по налогам и сборам, а также учет и контроль расчетов организаций по налогам и сборам. Наблюдение за практической реализацией налогового обложения в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2009

    Налоговый учет в организациях. Учет расчетов с бюджетом по налогам. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Общие положения организации налогового учета. Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость. Учет акцизов.

    реферат , добавлен 13.01.2007

    Теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях. Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц. Поиск недостатков учета и путей его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Понятие учета расчетов и его задачи на сельскохозяйственных предприятиях. Учет расчетов по кредитам и займам, налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, обязательным платежам во внебюджетные фонды. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.

    Налог на добавленную стоимость – федеральный косвенный налог, который взимается со всех предприятий, производящих и реализующих продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, платные работы и услуги, включаемый в цену соответствующего товара или платы за услуги.

    Название налога связано с тем, что каждый плательщик в цепочке сырье – производство – потребление перечисляет его в бюджет не целиком, в размере, полученном от покупателей, а за минусом суммы НДС, уплаченной им поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности и оказанные услуги производственного назначения.

    НДС введен с января 1992 г. Порядок его расчета и уплаты определяется гл. 21 НК. В учете НДС, подлежащий перечислению в бюджет, определяется как разница между его суммой, начисленной от объема продаж и приравненных к ним для целей налогообложения операций, и суммой НДС, предъявленной поставщиками и подрядчиками.

    Плательщиками НДС признаются:

    • – организации;
    • – индивидуальные предприниматели;
    • – лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

    Объектом налогообложения признаются следующие операции:

    • – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
    • – передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы (прибыль) организаций;
    • – выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд;
    • – ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

    Налоговая база при реализации организацией товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

    Налоговый период установлен как квартал.

    НДС взимается в бюджет по следующим ставкам :

    • – 0% – при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих реальный экспорт товаров (работ, услуг), а также работы, выполняемые услуги, оказываемые непосредственно в космическом пространстве, по международной перевозке товаров и др.;
    • – 10% – при реализации продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно перечню, установленному Правительством РФ, а также периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и др.;
    • – 18% – при реализации остальных товаров (работ, услуг), включая подакцизные товары.

    В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения, налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

    Для расчета суммы НДС, подлежащей перечислению в доход бюджета, необходимо достоверно рассчитать сумму как начисляемого, так и засчитываемого налога (соответственно кредитовый и дебетовый оборот по счету 68, субсчету 2 "Расчеты с бюджетом по НДС"),

    Пример расчета НДС у предприятия-производителя продукции. На предприятие поступили материалы от поставщиков по договорной цене 1000 руб., НДС на сумму 180 руб., оплачены материалы – 1180 руб. Выпущена готовая продукция на сумму 4000 руб. Отгружена покупателям продукция; отпускная стоимость – 7000 руб., НДС – 1260 руб. Поступили от покупателей денежные средства за продукцию – 8260 руб.

    1. Поступили материалы:

    Д 10 "Материалы";

    К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – на сумму 1000 руб.

    Отражаем НДС по поступившим материалам:

    Д 19/3 "НДС по приобретенным ценностям";

    К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – на сумму 180 руб.

    2. Оплатили материалы:

    Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

    К 51 "Расчетный счет" – на сумму 1180 руб.

    Одновременно:

    К 19/3 "НДС по приобретенным ценностям" – на сумму 180 руб.

    3. Выпущена продукция на сумму 4000 руб.:

    Д 43 "Готовая продукция";

    К 20 "Затраты основного производства" – на сумму 4000 руб.

    4. Отгружена покупателю продукция:

    Д 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

    К 90/1 "Продажи" – на сумму 8260 руб.

    Одновременно:

    Д 90/2 "Себестоимость продаж";

    К 43 "Готовая продукция" – на сумму 4000 руб.

    На сумму НДС:

    Д 90/3 "НДС с продаж";

    К 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" – на сумму 1260 руб.

    5. Поступили от покупателей денежные средства на сумму 8260 руб.:

    Д 51 "Расчетный счет";

    К 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – на сумму 8260 руб.

    6. Перечислено в бюджет 1080 руб. (1260 руб. – 180 руб.):

    Д 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам";

    К 51 "Расчетный счет" – на сумму 1080 руб.

    Акциз – косвенный налог, включаемый в отпускную цену продукции.

    Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного), спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное) пиво, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.), нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; прямогонный бензин).

    Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары.

    Объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции:

    • – реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
    • – передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья;
    • – передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
    • – передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
    • – передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставной (складочный) капитал организации, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
    • – передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
    • – ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
    • – получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
    • – получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и др.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок:

    • – как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (твердые) налоговые ставки (по большинству видов подакцизной продукции);
    • – как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из специфической и адвалорной налоговых ставок (например, табачная продукция).

    Налоговым периодом при исчислении акцизов является каждый календарный месяц.

    Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Ставки акцизов устанавливаются законом:

    • – в рублях за единицу измерения – по подакцизным товарам, кроме сигарет и папирос (например, в 2014 г. алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% – 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре; вина шампанские – 25 руб. за 1 л, сигары – 85 руб. за 1 шт., сигариллы – 1280 руб. за 1000 шт., табак трубочный и курительный – 1500 руб. за 1 кг; легковые автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. – 34 руб. за 1 л.с., а свыше 150 л.с. – 332 руб. за 1 л.с. Новшеством в подакцизном налогообложении является установление ставок акцизом по автомобильному бензину в зависимости от ее принадлежности к соответствующему классу. Так, например, автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, 4 и 5, облагается по ставке 11 110 руб. за 1 т, соответствующий классу 3 – 10 725 руб. за 1 т, соответствующий классу 4 – 9416 руб. за 1 т, соответствующий классу 5 – 5750 руб. за 1 т. Такое построение ставок акцизом призвано стимулировать продажу автомобильного бензина, соответствующему более высокому (экологичному) классу);
    • – комбинированная ставка, включающая две составляющие, соответственно в рублях на единицу товара и процентную ставку – по сигаретам и папиросам (например, в 2014 г. по сигаретам и папиросам – 800 руб. за 1000 шт. + + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 шт.).

    Наиболее существенный рост ставок акцизов произошел по табачной продукции. Такое повышение обусловлено положениями концепции осуществления политики противодействия потреблению табака в 2010–2015 гг. Так, в 2014 г. минимальная специфическая ставка акцизов на сигареты проиндексирована на 42% к уровню 2013 г. Последовательное, но менее существенное повышение ставок акцизов запланировано на 2015–2016 гг.

    Число подакцизных товаров с 1 марта 2013 г. пополнится новыми видами товаров, таких как сидр, пуаре, медовуха. В 2014 г. налогообложение подобных товаров предусмотрено по ставке 8 руб. за 1 л.

    Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с акцизами, используются счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Акцизы по оплаченным материальным ценностям" и счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по акцизам".

    По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Акцизы по оплаченным материальным ценностям" организация отражает суммы акцизов, уплаченные поставщикам за подакцизные товары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

    По мере списания на производство оприходованных материалов и оплаты их поставщиками суммы акцизов списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68.

    В этих целях должен быть организован раздельный учет акцизов как по оприходованным и оплаченным приобретенным материальным ценностям, так и по неоприходованным и неоплаченным.

    Суммы акцизов, исчисленных по проданной продукции, отражаются по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам.

    Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

    • – российские организации;
    • – иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается валовая прибыль, полученная налогоплательщиком.

    Налоговой базой признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

    Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

    Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    С 1 января 2009 г. для общих случаев налогообложения прибыли установлена налоговая ставка налога на прибыль организаций в размере 20%.

    В отношении остальных доходов установлены следующие налоговые ставки:

    • 1) на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в России через постоянное представительство;
    • – 20% – со всех доходов, за исключением дивидендов и доходов по государственным ценным бумагам;
    • – 10% – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
    • 2) на доходы, полученные в виде дивидендов;
    • – 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. При этом в случае если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утвержденный Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
    • – 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными выше;
    • – 15% – по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме;
    • 3) на доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам:
      • – 15% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных ниже), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
      • – 9% – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г.;
      • – 0% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

    Начисление налога на прибыль отражается в учете проводкой:

    Д 99 "Прибыли и убытки";

    К 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам".

    Перечисление налога на прибыль в бюджет отражается проводкой:

    Д 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам";

    К 51 "Расчетный счет".

    Для правильного исчисления налога на прибыль необходимо знать, какие виды доходов и расходов формируют прибыль организации.

    В целях налогообложения прибыли доходы организации подразделяются на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.

    Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

    В состав внереализационных доходов, например, включаются безвозмездно полученное имущество, стоимость излишков материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, стоимость материалов, полученных в результате ликвидации основных средств и иного имущества и др.

    В целях налогообложения все расходы организации также подразделяются на две группы:

    • – расходы, связанные с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг);
    • – внереализационные расходы.

    В состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг), включаются:

    При исчислении налога на прибыль организаций большое значение имеет правильное применение порядка признания доходов и расходов организации.

    Для целей бухгалтерского учета установлено, что выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) должна учитываться в бухгалтерском учете с соблюдением принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    Основным критерием для определения момента продажи является момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (товар) от продавца к покупателю (момент отгрузки или принцип начисления).

    Для целей налогового учета установлены два метода признания доходов от реализации (выручки):

    С 1 января 2002 г. для целей налогообложения по налогу на прибыль должен применяться один основной метод признания доходов от реализации – метод начисления.

    Исключительное право на применение кассового метода имеют лишь те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

    Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

    При применении метода начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств: на условиях предварительной, текущей либо последующей оплаты товаров (работ, услуг).