Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые карты  /  Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. Азбука бизнеса: выбор системы налогообложения

Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов. Азбука бизнеса: выбор системы налогообложения

Для государства с развитой экономической структурой косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами имеют свои преимущества благодаря увеличению благосостояния населения и росту его покупательской способности.

Регулярность и быстрота поступлений косвенных налогов напрямую зависят от покупательской способности. Эти налоги удобны для потребителя, потому как не требуют определенных накоплений, определяются именно размером потребления конечного продукта при отсутствии принудительного взыскания (хочешь покупать продукт – плати , не хочешь платить налог – не покупай продукт). Кроме того, взыскание и контроль за поступлением этого вида налога не требует расширения штата налоговой службы.

Недостатки косвенных налогов

При всех преимуществах косвенных налогов существуют и их недостатки. Самый серьезный недостаток – осуществление налога по принципу самообложения. Плательщик самостоятельно регулирует индивидуальную налогоспособность. Косвенный налог делится на каждого покупателя непропорционально его доходу, вследствие чего повышение ставок на эти налоги становится неподъемным для социально незащищенного малообеспеченного населения.

Косвенные налоги имеют фискальную направленность. Кроме этого, существует необходимость содержания большого количества персонала для осуществления контроля за товаром, который поступает на сегмент рынка, и за его правильным налогообложением. Таможенный сбор требует содержания огромного аппарата таможенной службы для недопущения завоза контрабандного товара в страну, и как следствие, занижения суммы косвенных налогов.

Взыскание косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Чтобы с успехом взыскивать косвенные налоги, контролирующие государственные органы стесняют производителей обязательными правилами производства и реализации производимой продукции.

Учитывая все «за» и «против» взыскания косвенных налогов можно подвести итог – косвенные налоги не могут возглавить налоговую систему государства, поскольку не отвечают основным оптимальным требованиям налогообложения. Только рациональное сочетание взыскания косвенных и прямых налогов может создать налоговую систему, которая будет соответствовать фискальным интересам страны и экономическим выгодам налогоплательщиков.

Государственный бюджет представляет собой совокупность средств, с помощью которых госаппарат страны формируется из налогов, которые могут быть как прямые (возложены на граждан страны), так и косвенные (возложены на граждан страны через посредника - предпринимателя).

Необходимость деления налогов на две категории: прямые и косвенные связана с их классификацией по способу взимания. Существующая система налогообложения в нашей стране сочетает в себе возможности применения как прямых, так и косвенных вариантов. При этом прямые взимаются непосредственно с получаемого дохода (имущества). Они определены процентом и базой для исчисления. Косвенные налоги облагают реализуемые товары и услуги. Тот, кто продает товары и услуги (предприниматель), включает их в цену продукции, а затем, получив доход от продажи, возвращает эту долю государству в виде данного сбора.

Получается, что исследуемая категория налогов оплачивается за счет покупателя продукции, а продавец лишь посредник между конечным пользователем и государством. Однако спрос по поводу своевременности и объемов косвенных сборов идет именно с производителя. Данные налоги связаны именно с потреблением продукции, услуг.

Понятие

Косвенные налоги являются таковыми по той причине, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя продукции. Они позволяют значительно пополнить государственный бюджет. Их активно используют в отношении продукции массового спроса.

Общие свойства

Факт принадлежности НДС и акцизов к одной категории определен следующими моментами:

  • Возможность оказывать влияние на рост или сокращение производства товаров.
  • Является фактором регулирования цен на товары.
  • Влияет на доходы населения.
  • Генерирование бюджетных доходов.

Различия между прямыми и косвенными

В таблице ниже собрана информация по различиям между двумя категориями налогов.

НДС: характеристики

К основным видам косвенных налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы.

НДС в последние годы обеспечивает примерно 30-35 % от всего дохода бюджета в нашей стране. НДС относится к федеральному уровню. Главная особенность заключается в том, что данным налогом обложена не вся стоимость продукции, а только ее добавленная часть, которая возникает на разных стадиях производства.

Большинство товаров в нашей стране обложены именно НДС. Однако не принадлежат к этой категории следующие виды продукции и услуг:

  • товары медицинского назначения;
  • услуги по уходу за больным;
  • услуги по дошкольному воспитанию детей;
  • продукты питания в школьных и медицинских столовых;
  • услуги архивирования;
  • перевозка пассажиров в городе (поселении);
  • ритуальные услуги и др.

Более подробно данный список представлен в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если фирма работает с продукцией (услугами), которая и облагается, и не облагается налогом, то учет ведется раздельно. Также раздельный учет применим при различных ставках НДС. Возможные ставки: 0, 10 и 18 %.

Ставка 0 % считается льготной и применима при различных экспортных операциях, при международных перевозках, в космической отрасли, в транспортировке газа и нефти и т. д.

Ставка 10 % применима для следующих групп товаров:

  • ряд продуктов (сахар, соль, хлеб, мука и т. д.);
  • детские товары;
  • медицинского назначения;
  • печать и периодика;
  • перевозки самолетом;
  • приобретение скота для племенного разведения и т. д.

Остальные товары, не включенные в эти списки, реализуются по ставке 18 %. В случае если фирма за квартал получила доход ниже 2 000 000 рублей, то она вправе подать заявление в органы на получение освобождения от уплаты НДС.

У НДС есть свои преимущества и недостатки в процессе использования.

Основные преимущества НДС:

  • возможность вычета входного НДС;
  • развитая сеть партнерских отношений с теми, кто является крупным плательщиком НДС в стране.

Основные недостатки:

  • значительные суммы выплачиваются предприятиями;
  • частые проверки со стороны налоговых органов.

Акциз

К косвенным налогам относится акциз.

Изначально данным сбором предполагалось облагать только товары, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье покупателей (пример, алкогольная продукция и табак). С помощью акцизов государство преследует цель сократить потребление данных товаров. Отдельной категорией являются предметы роскоши, которые также облагаются акцизами.

На сегодня список товаров, облагаемых акцизами, внушительный:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • легковые машины;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизель;
  • масла для двигателей;
  • керосин для самолетов в виде топлива;
  • природный газ;
  • топливо для печей.

Налоговые ставки по акцизам указаны в ст. 193 НК РФ. На сегодня такие ставки определены до 2020 года. Исчисление акцизов идет согласно налоговой базе и ставке по каждому товару. Общая сумма исчисляется по итогам месяца.

Среди основных преимуществ акцизного налогообложения можно выделить:

  • момент уплаты налога совпадает с моментом реализации товаров;
  • уклонение от уплаты достаточно сложно;
  • сумма налога перечисляется даже при отсутствии прибыли.

Методика расчета НДС

Косвенные налоги с примерами расчетов (НДС) представлены ниже.

НДС = НБ * С / 100,

где НБ - налоговая база, т. р.

С - ставка, %.

Расчет НДС в том числе означает, что нужно выделить налог, который заложен в итоговой сумме. Используем формулы:

НДС = С / 1,18 * 0,18 - при ставке 18 %,

НДС = С / 1,1 * 0,1 - при ставке 10 %.

где С - сумма, которая включает в себя НДС, т. р.

Пример расчета НДС представлен ниже.

Возьмем компанию ООО «Орион». Она реализует партию продукции в размере 50 тыс. единиц по цене 100 рублей. Используемая ставка составляет 18 %. Налог в цену не включен. Методика расчета:

  • определим стоимость партии без учета НДС:

100 * 50 000 = 5 000 000 руб.;

  • определим НДС:

5 000 000 * 18 / 100 = 900 000 рублей;

  • определяем сумму с НДС:

5 000 000 + 900 000 = 5 900 000 руб.;

  • другой вариант расчета итоговой суммы:

5 000 000 * 1,18 = 5 900 000 рублей.

В документах бухгалтер указывает значения:

  • стоимость без НДС - 5 000 000 рублей;
  • НДС 18 % - 900 000 рублей;
  • стоимость с НДС - 5 900 000 рублей.

Пример расчета акцизов

Существует несколько формул для расчета данного налога:

  • применение твердых ставок:

где В - объем выручки по подакцизным товарам, ед.

СА - ставка акциза, руб.

А = Ст* САк / 100 %,

где Ст - стоимость подакцизных товаров реализованных, т. р.;

Сак - ставка акциза в % от стоимости товара;

  • комбинированные ставки:

А = В * СА + Ст * Сак / 100 %.

Налог на прибыль и косвенные налоги

Прямые налоги относятся к имуществу и доходам, которые находятся в собственности налогоплательщика. Такие налоги, как прямые, пополняют бюджет страны существенным образом. Однако есть один недостаток: возможно сокрытие части расчетной базы, и налогов в том числе. Такое положение дел ведет к дестабилизации финансовой системы страны.

Налог на прибыль и косвенные налоги имеют определенную степень соотнесения. В то время как исследуемая категория сборов формируется по принципу надбавки на стоимость товара или услуги. Продавцы в реализуемые товары включают долю таких налогов. Затем отдают ее государству. Данная доля не относится к прибыли компании и не облагается налогом на прибыль.

Ввоз товаров и налогообложение

Ввоз товаров и уплата косвенных налогов - это вариант для исчисления и выплат стране, чей таможенный орган выпускает товар.

  • При импорте товаров из стран, не участвующих в Таможенном союзе, данный налог нужно платить в РФ.
  • А при импорте из стран ЕАЭС налог надо перечислить в ту страну, где стоит на учете собственник товаров. В состав ЕАЭС входят такие страны, как Беларусь, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Порядок уплаты

Порядок уплаты косвенных налогов подразумевает ответственность декларанта, то есть покупателя.

Необходимо принять ко вниманию следующие моменты:

  • наличие освобождения от НДС;
  • применяемая таможенная процедура при ввозе ценностей;
  • ставка НДС;
  • формула расчета для налога.

Определены случаи освобождения от уплаты НДС. В ст. 150 НК РФ есть перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС.

Порядок уплаты косвенных налогов также зависит от таможенной процедуры, под которую подпадают товары к импорту.

На таможенную процедуру влияние оказывают цели выпуска товаров в РФ, что отражено в таблице ниже.

Отчеты подают по косвенным налогам в местную ИФНС, где покупатель стоит на учете.

Определять НДС необходимо в день принятия товаров к учету согласно сопроводительной документации. Если суммы обозначены в иностранной валюте, то они переводятся в рубли по актуальному курсу Центробанка РФ.

Срок выплаты налога - до 20-го числа включительно месяца, который идет за месяцем прихода товаров. Вместе с оплатой готовят часть документов:

  • налоговая декларация по НДС;
  • банковская выписка;
  • документация при транспортировке;
  • договор от поставщика;
  • прочее.

Декларация

Сроки представления декларации по косвенным налогам указаны в пункте 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года.

В этом протоколе говорится, что декларация должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В качестве отчетного месяца выступает:

  • месяц прихода импортируемых товаров;
  • месяц, в котором необходимо внести лизинговую плату в соответствии с условиями контракта.

В дополнение к декларации налогоплательщики должны предоставить ряд документов.

Декларация по косвенным налогам состоит из стандартной титульной страницы и трех разделов.

Первый из них включает данные об НДС на импортируемые товары. В разделах 2 и 3 содержится информация об акцизах, заполняются они только при необходимости. То есть если компания не уплачивает акцизы, то необходимо только передать титульную страницу и первый раздел.

Этот же раздел содержит сумму НДС к оплате. В этом случае весь НДС делится в зависимости от типа товара. Для отражения общей суммы налога отведена стр. 030.

Во втором разделе содержится информация обо всех подакцизных товарах, за исключением спиртовой продукции. Акцизы регистрируются по типу подакцизных товаров. В этом разделе для каждого типа товаров даны сведения о стране, из которой поставляется товар.

Третий раздел содержит информацию об алкоголе.

Документация по оплате

Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов является важной документацией для:

  • товаров, оформляемых импортерами из стран ЕАЭС;
  • удостоверения факта ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государства-участника в ЕАЭС и оплаты налогов;
  • предоставления налоговым органам одновременно с декларированием налогов и других соответствующих документов.

Основной целью заявления является подтверждение факта оплаты данных налогов и обмен этой информацией с налоговыми органами страны, из которой был импортирован товар.

В заявлении содержатся три раздела и одно приложение:

  • В первом разделе информация вводится покупателем или посредником (если по законам государства, на территорию которого импортируются товары, эти лица платят косвенные налоги).
  • Второй раздел предназначен для размещения записи о регистрации заявки в налоговый орган.
  • Третий раздел не всегда заполняется - только в определенных случаях, перечисленных в четвертом пункте правил по заполнению заявки на косвенные налоги.

Заключение

В случае косвенного налогообложения продавец товара или услуги становится агентом денежных отношений, выступая в качестве посредника между государством и плательщиком (конечным потребителем продукта).

Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и оплаты в бюджет. Поскольку данные налоги включены в цену товаров и услуг, то они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества данных налогов в основном связаны с их ролью в формировании доходной статьи бюджета.

Налоговая система в России включает прямые и косвенные налоги. Это две большие группы, составляющие налоговую нагрузку на физических и юридических лиц страны. Что относится к прямым налогам, а что к косвенным? Чем они отличаются и зачем нужны? Таблица сравнения по данным группам приведена ниже, также рассмотрены конкретные примеры.

Система налогообложения играет ключевую роль в формировании доходной части бюджета. Одним из показателей финансовой стабильности государства считается уровень развития налоговой системы. Рядовые граждане часто путают термины налог и сбор, воспринимая сбор как налог. Однако это совершенно разные формулировки. Для того чтобы простому гражданину было легче сориентироваться в налоговой схеме нашего государства рассмотрим основные параметры налогов, а также его виды.

Отечественная система налогообложения дифференцирует налог на две большие группы:

  • прямые;
  • косвенные;

Прямой налоговый платеж характеризуется отсутствием каких-либо посредников в установлении налоговых платежей. При прямом способе изъятия налогов объем платежа устанавливается пропорционально размеру объекта обложения. К примеру, такой распространенный взнос, как налог на прибыль устанавливается соразмерно полученной прибыли за определенный период.

Совсем иная структура у косвенной системы изъятия. Косвенный налог в отличие от прямого заранее включается в стоимость товара или услуги, и потребитель вместе с приобретением предмета уплачивает и налог. Ярким примером косвенного взноса является НДС. Практически каждый человек хоть раз в своей жизни уплачивал этот налог. Он включается в стоимость любого товара. Обычно на чеке так и пишут « стоимость 100 рублей с учетом НДС». НДС в этом случае является косвенным налогом.

Прямой налог – это обязательный взнос, который должен уплачивать каждый гражданин РФ, в собственности которого находиться облагаемое таким платежом имущество. К такому имуществу может относиться как движимая, так и недвижимая вещь. К примеру, НК устанавливает пошлину на земельный участок. По его регламенту после каждого года владелец земельного участка обязан уплачивать налог. Размер определяется, учитывая габариты участка, месторасположение и прочие параметры.

Получается, что закон относит прямую модель взимания сборов только к тому имуществу, который находится в собственности у налогоплательщика. Такой прямой способ взимания налогов дает возможность государству периодически пополнять объем бюджетных средств.

Эксперты отмечают, что основным недостатком такой системы получения взносов в бюджет является возможность субъекта скрыть свои налоговые декларации. Между тем последствие умышленного скрытия налоговой информации сильно дестабилизирует бюджетную сферу страны.

Косвенные налоги – это финансовые поступления в бюджет государства, которые формируются по принципу надбавки на реализуемый объект или услугу. Государствао обязывает продавцов включить в реализуемый ими товар определенную долю платежа, который не относится к прибыли компании, а идет в бюджет страны. В этом случаи продавец, который устанавливает подобную надбавку, выступает в качестве посредника. Его прибыль от этого не уменьшается и не увеличивается, а государство, напротив, путем косвенного вмешательства получает свои финансы.

Главным достоинством скрытых косвенных платежей является их стабильность и закрытость. Кроме этого, на подобный тип изъятия не оказывают влияние различные экономические факторы. В любом случае государство может установить на реализуемый товар скрытую надбавку. При снижении экономических показателей именно благодаря косвенным пошлинам государству удается рационально пополнять бюджетные средства.

Одна косвенная система имеет и отрицательную сторону. Скрытое налогообложение одинаково для всех, и это сильно давит на население с низким уровнем дохода. Почему именно малообеспеченные? Все очень просто. Когда государство увеличивает планку акцизов, автоматически повышаются цены на продукты. Чтобы финансовая нагрузка распределялась справедливо, не раз выдвигалась инициатива о снижении добавочной стоимости на продукты первой необходимости. Однако пока что система остается единой и в ближайшее время ни о каком дифференцировании добавочного платежа речи не идет.

Различия прямых и косвенных налогов

Ну а теперь рассмотрим отличительные признаки каждого типа налога с помощью специальной таблицы.

Показатель Прямой налог Косвенный налог
Платит непосредственно владелец имущества Платит конечный потребитель
Система связи с государством Прямая Чрез посреднические лица (продавец)
Объект налогообложения Движимые и недвижимые вещи налогоплательщика Реализуемый товар или услуга
Факторы, определяющие размер налоговой ставки Размера дохода гражданина, вид облагаемой налогом собственности Цена товара
Степень открытости Налогоплательщик знает заранее о сумме налога и обязанности его выплаты Носит скрытый характер, и потребитель зачастую не знает, что в цену товара входит еще и налог
Сложность проведения расчетов Сложный Простой
Зависимость от сопутствующих факторов Существует Отсутствует

Примеры прямых налогов

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
  • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
  • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

Примеры косвенных налогов

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.

Ключевые слова

КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НДС / АКЦИЗЫ / СООТНОШЕНИЕ ПРЯМОГО И КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / INDIRECT TAXATION / VAT / EXCISES / / ADVANTAGE OF INDIRECT TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Турбина Наталия Михайловна, Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения . Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам . Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС . Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Турбина Наталия Михайловна, Черемисина Татьяна Николаевна, Черемисина Наталия Валентиновна

  • Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

    2016 / Турбина Наталия Михайловна, Фёдорова Алёна Юрьевна
  • Сравнительный анализ преимуществ и недостатков взимания прямых и косвенных универсальных налогов

    2016 / Хмеленко Валерия Вадимовна
  • Косвенные налоги в налоговой системе России

    2018 / Зотиков Николай Зотикович
  • Роль косвенного налогообложения в формировании доходов бюджетов

    2015 / Зотиков Николай Зотикович
  • Система косвенного налогообложения в Украине и направления ее совершенствования с учетом европейской практики

    2016 / Прокопчук Е.Т.
  • Прямые и косвенные налоги, их роль в формировании доходов бюджетов различных уровней

    2018 / Зотиков Николай Зотикович, Львова Марина Вячеславовна
  • Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе

    2014 / Гуревич Светлана Викторовна
  • Проблемы сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в России и за рубежом

    2014 / Абдуллаева Барият Курбановна
  • Проблемы и перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

    2016 / Кцоева А.Э., Дзокаева Л.А.
  • Совершенствование косвенного налогообложения в Российской Федерации

    2017 / Рукина С.Н., Денисова И.П.

In article the authors considered the problem of finding of an optimum ratio of economic efficiency of the taxation and social justice on the example of a ratio of direct and indirect taxation and correctness of elaboration of tax policy on definition of the fiscal and regulating value of a ratio of direct and indirect taxes. The authors provided analysis of models of a ratio of direct and indirect taxes in foreign countries and considered features of functioning of such models: the eurocontinental, Anglo-Saxon, Latin American and mixed taxation systems. The authors defined that Russia corresponds to the majority of the signs characteristic of the Latin American model of formation of budgets, gave statistical data that indirect taxes were always and everywhere a highly profitable source of the budget, analyzed the ratio of direct and indirect taxation in Russia from 2007 for 2014 on levels of budgets of the budgetary system: the consolidated budget of the Russian Federation and the federal budget of the Russian Federation and provided data on receipt of direct and indirect taxes to the consolidated budget of the Russian Federation from 2007 for 2014. The authors paid the main attention to a research of a role of indirect taxes: VAT and excises . The authors studied factors of introduction and strong justification in the taxation system of the VAT , considered the fiscal and regulating advantages of indirect taxes to the state, defined indisputable advantages of collection of indirect taxes in the conditions of inflation as they are more abstracted from formation of elements of the price and are charged on the price in general that gives stable corrected receipt of the income in the budgetary system. Indirect taxation filters a secondary cash flow, besieging a part of the income which left from under direct taxation in the budgetary system.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки косвенного налогообложения»

УДК 336.226 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-80-85

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ТУРБИНА НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕМИСИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема нахождения оптимального соотношения экономической эффективности налогообложения и социальной справедливости на примере соотношения прямого и косвенного налогообложения. Рассматривается правильность выработки налоговой политики на определении фискального и регулирующего значения соотношения прямых и косвенных налогов. Приводится анализ моделей соотношения прямых и косвенных налогов в зарубежных странах. Рассмотрены особенности функционирования таких моделей, как: евроконтинентальная, англосаксонская, латиноамериканская и смешанная налоговые системы. Определено, что Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Приводятся данные статистики о том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета. Проанализировано соотношение прямого и косвенного налогообложения в России за период с 2007 по 2014 гг. по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ. Приведены данные о поступлении прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг. Основное внимание в статье уделено исследованию роли косвенных налогов: НДС и акцизам. Изучены факторы внедрения и прочного обоснования в налоговой системе НДС. Рассмотрены фискальные и регулирующие преимущества косвенных налогов для государства. Определены неоспоримые преимущества взимания косвенных налогов в условиях инфляции, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему. Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения.

Ключевые слова: косвенное налогообложение, НДС, акцизы, соотношение прямого и косвенного налогообложения, преимущества косвенного налогообложения

Одной из важнейших задач государства в области налогообложения на современном этапе является нахождение оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Концепция социально-рыночных экономических отношений требует создания уравновешенных решений в области налогообложения: не «мира изобилия для немногих» и не «социалистического дефицита для всех» .

Исследования взаимосвязей и тенденций в социально ориентированных мировых экономиках опираются на конкретные показатели экономико-социальной направленности налоговых систем,

важнейшим из которых является показатель соотношения прямых и косвенных налогов.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения позволяет определить возможность применения существующих методов (фискальными или регулирующими) формирования доходов бюджетов. Правильное определение долей изъятия прямых и косвенных налогов способствует выработке эффективной налоговой политики государства.

В налогообложении зарубежных стран с учетом соотношения прямых и косвенных налогов выделяют следующие модели: евроконтиненталь-ную, англосаксонскую, латиноамериканскую и

смешанную налоговые системы. В таблице 1 приведены данные по соотношению прямого и косвенного налогообложения в странах, применяющих различные модели налогообложения.

Англосаксонская модель характерна для таких стран, как Австралия, Великобритания, США, Германия, Италия, Канада и др. В данной модели

Аналогичная картина наблюдается и по странам - членам ОЭСР, хотя там этот процент в целом ниже. В США подоходный налог с физических лиц составляет 44 % всех доходов, в Германии - 38 %.

Евроконтинентальная модель характерна для таких стран, как Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия. Данная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование. Так, в Германии поступления от отчислений на социальное страхование составляют более 45 % от общей величины доходов бюджета и 22 % от косвенных налогов.

Такие страны, как Бразилия, Мексика, Чили, Боливия, Перу и другие, в связи с высоким уровнем инфляции применяют латиноамериканскую модель налогообложения, которая ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами.

Во избежание зависимости бюджета от отдельных видов налогов, государства выбирают смешанную модель налогообложения, которая сочетает в себе черты других моделей. Смешанная модель налогообложения применяется в Японии, где структура налоговых поступлений примерно такая же, как и в государствах с англосаксонской моделью. Однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов. Ряд авторов относят к этой модели Аргентину и Италию. В Италии, например, при значительной

основное внимание уделяется прямым налогам с физических лиц. Доля косвенных налогов весьма незначительна. Например, в структуре налоговых поступлений Великобритании в 2013-2014 гг. удельный вес таких налогов, как налог на доходы, социальные отчисления, часть из которых оплачивается гражданами, составляет около 55 % .

доле косвенных налогов удельный вес прямых составляет 36 %.

Следует отметить, что в экономически развитых странах (Великобритания, Германия, Финляндия, Канада, Япония и США) отмечается тенденция смещения в сторону прямого налогообложения. Вместе с этим ориентация на косвенное налогообложение наблюдается и в таких высокоразвитых странах, как Австралия, Италия и Швеция.

В то же время нельзя не отметить, что при обосновании соотношения прямого и косвенного налогообложения оптимальных налоговых теорий для всех стран не существует. Поскольку, кроме объективных факторов (доход, уровень потребления), в соотношении прямого и косвенного налогообложения необходимо учитывать национальные особенности населения страны, размеры всех видов потребления и потребностей.

Россия соответствует большинству признаков, характерных для латиноамериканской модели формирования бюджетов. Это обусловлено тем, что, во-первых, формирование налоговой системы происходило в условиях высокого уровня инфляции и, во-вторых, достаточной простотой администрирования косвенных налогов. Российская налоговая система в современном виде существует около 20 лет, в отличие от налоговых систем многих развитых государств, которые формировались столетиями. Тем не

Таблица 1

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в мировой практике, %

№№ пп. Модель налогообложения Страны, в которых применяется данная модель Соотношение прямого и косвенного налогообложения, %

Прямое налогообложение Косвенное налогообложение

1. Англосаксонская США, Германия, Италия, Австралия, Великобритания, Канада и др. 60-65 % (ориентирована на налоги с физлиц., соц. отчисления) 35 %

2. Евроконтинентальная Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия 40 % (ориентирована на соц. страхование) 60 %

3. Латиноамериканская Чили, Боливия, Перу, Бразилия, Мексика и др. 55 % 45 %

4. Смешанная Япония, Аргентина, Италия и др. 40 % (ориентирована на взимание страховых взносов) 60 %

менее, с развитием налоговой системы Российской Федерации роль и удельный вес прямых налогов имеет тенденцию к повышению.

О том, что косвенные налоги всегда и везде являлись высокодоходным источником бюджета,

подтверждено историей и официальной статистикой (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что в конце XIX в. и начале 20-го бюджеты крупных государств пополнялись в большей степени за счет косвенных налогов.

Таблица 2

Соотношение между прямыми и косвенными налогами в общей сумме налоговых поступлений, млн руб.

на рубеже Х1Х-ХХ вв. Общая налоговая сумма поступлений Налоги Доля косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений, %

прямые косвенные

Россия, 1889 г. 4120,6 270,0 3850,6 93,4

Англия, 1900-1901 гг. 2922,5 531,3 2391,2 81,8

Италия, 1899-1900 гг. 1714,8 481,3 1232,5 71,9

Бельгия, 1900 г. 452,9 56,1 396,2 87,6

Голландия, 1900 г. 303,9 71,4 232,5 76,5

Австрия, 1898 г. 1763,8 301,6 1462,2 82,9

Венгрия, 1898 г. 1220,5 242,0 977,6 80,1

Испания, 1900 г. 886,0 376,0 510,0 57,6

Франция, 1890 г. 3492,0 515,7 2976,3 85,2

Соотношение прямого и косвенного налогообложения в России проанализировано за период с 2007 по 2014 гг. (табл. 3) по уровням бюджетов бюджетной системы: консолидированный бюджет РФ и федеральный бюджет РФ.

Всего по налоговым и неналоговым доходам наблюдается тенденция роста, соотношение пря-

мых и косвенных налогов - равномерно, в одинаковой процентной доле каждый год.

Тенденция поступления доходов от прямых и косвенных налогов отражает спад прямых налогов в 2009 г.: поступления уменьшились на 1 841,5 млн руб., по сравнению с 2008 г. Далее поступления прямых налогов только увеличивались, в 2012 г. поступления составили 8 179, 5 млн руб.

Таблица 3

Поступления прямых и косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 по 2014 гг., млн руб.

Год Всего налоговых и неналоговых доходов, млн руб. Всего налоговых доходов В том числе: Неналоговые доходы, млн руб.

млн руб. % Прямые налоги Косвенные налоги

млн руб. % млн руб. %

2007 6955,2 6 951,0 100 5 236,4 75 1 714,6 25 4,2

2008 7 948, 9 7 944,2 100 6 590,8 83 1 353,4 17 4,7

2009 6 288, 3 6 283,9 100 4 749,3 76 1 534,7 24 4,4

2010 7 662, 9 7 659,5 100 5 834,0 76 1 825,5 23 3,4

2011 9 719, 6 9 715,2 100 7 266,0 75 2 449,2 25 4,4

2012 10 958, 2 10 954,0 100 8 179,6 75 2 774,4 25 4,2

2013 11 331,5 11 327,2 100 8 506,5 75 2 820,7 25 4,3

2014 12 674,4 12 670,2 100 9 489,8 75 3 180,4 25 4,2

Небольшой спад косвенных налогов произошел в 2008 г., далее поступления от косвенных налогов возрастали.

Российская система налогообложения замышлялась исходя из того, что прямые налоги будут играть роль экономического регулятора, а косвенные выполнять фискальную функцию. Косвенные налоги имеют ряд преимуществ. К примеру, число плательщиков ограничено в сравнении с прямыми

и более контролируемо. Помимо этого, государство способно с помощью косвенных налогов влиять на цену товаров, и как следствие - структуру народного потребления. Учитывая, что государственная власть всегда стремится создать систему налогообложения, которая могла бы сделать процесс уплаты налога в казну как можно более незаметным, косвенные налоги в этом отношении являются идеально релевантными .

Поэтому неудивительно, что, несмотря на некоторое снижение доли косвенных налогов в бюджете Российской Федерации, она продолжает оставаться внушительной: порядка 7 % в ВВП страны, 25 % в консолидированном бюджете РФ . Всего же в России два вида косвенных налогов - налог на добавленную стоимость и акцизы. Ключевую для государства роль в данном тандеме играет НДС -его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета - 18 %, федерального бюджета - 25 % .

НДС пришел на смену утратившему свою жизнеспособность в связи с инфляцией в экономике налогу с оборота. Его становлению и прочному внедрению в практику налогообложения способствовали такие факторы, как:

1. Чрезмерная тяжесть прямого налогообложения, частота случаев уклонения от уплаты прямых налогов.

2. Постоянный дефицит бюджета, необходимость в расширении налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

3. Необходимость в усовершенствовании существующих налоговых систем, приведение их в соответствие требованиям современной рыночной экономики.

4. Незначительная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры .

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, и стабильный источник поступлений в бюджетную систему; при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод обложения доходов различных социальных групп. Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.

Кроме фискальной способности, следует также отметить и другие свойства современных косвенных налогов, которые востребованы настоящими экономическими условиями.

Косвенные налоги, применяемые в условиях инфляции, являются более надежным источником, нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены и начисляются на цену в целом, что дает стабильное корригированное поступление доходов в бюджетную систему.

Косвенное налогообложение фильтрует вторичный денежный поток, осаждая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными нало-

гами. Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтенного дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, а до 2004 г. и налога с продаж .

Следует также заметить, что на российском рынке значительную долю в реализации составляют импортные продукты либо продукты с импорт-составляющей долей, поэтому подавляющая часть налоговых поступлений от этого сегмента экономики будет именно за счет косвенных налогов.

По предположительным оценкам экономистов-аналитиков, «теневой» капитал создает более 49 % объемов ВВП. «Теневой» бизнес создает диспропорции в структуре экономики, он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтенные доходы, ушедшие из-под прямого обложения, попадают под обложение косвенными налогами.

Снижение налоговой нагрузки, в частности, за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль и применения унифицированной ставки на доходы физических лиц высвобождает больший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта, и, следовательно, стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность. Инвестиции опосредованно также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом, косвенные налоги - стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.

Утверждение, что современные косвенные налоги регрессивны и тяжким бременем ложатся на покупателей, особенно на группу лиц с низкими доходами, потеряло свою актуальность; регрессивность - это прошлое дореволюционных акцизов.

Аккумуляция косвенных налогов в бюджете и их превалирующий характер в нем дают возможность перераспределения государством в пользу малообеспеченных слоев населения. Кроме обеспечения функций самого государства, которое включает расходы на содержание аппарата управления, оборону и т. п., полученные средства идут и на социальные выплаты, культуру, образование, научные расходы, т. е. тем категориям граждан, которые не платят высоких косвенных налогов.

Следует также отметить, что расход на конечное потребление у малообеспеченных граждан приходится в основном на питание. С увеличением дохода делается акцент на расходы непродовольственного характера и дорогостоящие услуги: именно в этой части происходит усиление обложения косвенными налогами, вследствие чего возрастает и прогрессивность косвенных налогов.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения.

Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Современные косвенные налоги являют пример развития передовой финансовой мысли. Именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике. Суммарные косвенные налоги приобрели черты налогов прогрессивных и пропорциональных. Демократизация государства выдвигает новые требования к налогообложению, смещаются акценты на его прогрессивность и пропорциональность, что делает косвенные налоги востребованными .

Однако, несмотря на всю прогрессивность и привлекательность, косвенное налогообложение имеет и ряд недостатков. Так, НДС является достаточно сложным в администрировании, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС препятствуют выходы российских компаний на мировой рынок, также при его возмещении часто используются различного рода «грязные» схемы (например, создание «фирм-однодневок», коррупционная деятельность). Еще одной проблемой является невозможность восполнения существенного дефицита региональных и местных бюджетов: существуют предложения по введению налога с продаж в их пользу, однако сделать это можно лишь при сохранении НДС (иначе, учитывая его роль, невосполнимыми будут потери федерального бюджета). Но, по мнению ученых и специалистов, такая реформа попросту невозможна из-за достаточно высокой налоговой нагрузки на экономику и социального резонанса вследствие подобных изменений.

Не все гладко и в акцизном налогообложении: растут акцизные ставки, расширяется список подакцизных товаров, что не может не привести к росту теневой экономики. По оценкам специалистов, рынок алкогольной продукции в России на сегодняшний день благодаря акцизам состоит на 35 % из легальной продукции, на 35 % - из суррогатов, нелегальной - 30 %. Невыплаченные акцизы составляют большую часть прибыли «нелегалов», повышение акциза в совокупности с оставлением прежней планки минимальной отпускной цены ведет к появлению широких демпинговых возможностей. В связи с этим можно сделать вывод, что повышение акцизных ставок не может решить проблемы дефицита бюджета.

Противники косвенного налогообложения утверждают, что оно тормозит продвижение товара от продавца к покупателю, однако косвенные налоги имеют индифферентный характер по отношению к производителю и продавцу, при условии качества, спроса и разумного подхода к ценообра-

зованию продукта. Безусловно, при этом утяжеляется цена товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога. В данном случае можно говорить о стимулирующей функции косвенных налогов, так как хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиций качества и цены. Ввиду того, что косвенные налоги начисляются на сформированную цену и служат лишь отражением ее в фиксированной ставке, имеется возможность и необходимость регулировать элементы себестоимости, а также прибыль для достижения соответствующего спроса на продукцию по предлагаемой цене, тем более что снижение прямых налогов содействует этому .

Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Мы видим, что в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц. В группе косвенных налогов очень малы поступления акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ.

Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых и косвенных налогов в бюджетную систему РФ.

Литература

1. Гашенко И. В. Генезис соотношений прямого и косвенного налогообложения // Экономические науки. 2009. № 5(54). С. 49-56.

2. Бархатова Т. А., Кузнецова З. П. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы российской федерации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 4. С. 200-206.

3. Гуревич С. В. Роль и возможности косвенного налогообложения в налоговой системе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 12. С.252-256

4. Усенков И. А. Роль и перспективы косвенного налогообложения в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 27. С. 100-103

5. Турбина Н. М. Налоговая политика России: историческое развитие и современное состояние // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 10. С. 102-105.

6. Мамаду Б., Турбина Н. М., Владимирова С. В. Место и роль налоговой политики в системе госу-

дарственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 7. С. 184.

7. Турбина Н. М., Мялкина А. Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 6. С. 56-60.

1. Gashenko I. V. Genezis sootnoshenij pryamogo i kosvennogo nalogooblozheniya // Ekonomicheskiye nauki. 2009. № 5(54). S. 49-56.

2. Barkhatova T. А. Rol" pryamykh i kosvennykh na-logov v formirovanii byudzhetov byudzhetnoj sistemy ros-sijskoj federatsii / T. А. Barkhatova, Z. P. Kuznetsova // Teo-riya i praktika servisa: ekonomika, sotsial"naya sfera, tekh-nologii. 2013. № 4. S. 200-206.

3. Gurevich S. V. Rol" i vozmozhnosti kosvennogo nalogooblozheniya v nalogovoj sisteme // Vestnik

Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.

2014. № 12. S. 252-256.

4. Usenkov I. A. Rol" i perspektivy kosvennogo nalogooblozheniya v Rossijskoj Federatsii // Zakonnost" i pravoporyadok v sovremennom obshchestve.

2015. № 27. S. 100-103.

5. Mamadu B., Turbina N. M., Vladimirova S. V. Mesto i rol" nalogovoj politiki v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavle-niya i protsessy. Tambov, 2015. № 7. S. 7-13.

6. Turbina N. M. Nalogovaya politika Rossii: istori-cheskoye razvitiye i sovremennoye sostoyaniye // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 10. S. 102-105.

7. Turbina N. M., Myalkina A. F. Osobennosti nalogovoj politiki v periody finansovoj nestabil"nosti // Sotsial"no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 6. S. 56-60.

ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF INDIRECT TAXATION

TURBINA NATALIYA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA TATYANA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

CHEREMISINA NATALIYA VALENTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the authors considered the problem of finding of an optimum ratio of economic efficiency of the taxation and social justice on the example of a ratio of direct and indirect taxation and correctness of elaboration of tax policy on definition of the fiscal and regulating value of a ratio of direct and indirect taxes. The authors provided analysis of models of a ratio of direct and indirect taxes in foreign countries and considered features of functioning of such models: the eurocontinental, Anglo-Saxon, Latin American and mixed taxation systems. The authors defined that Russia corresponds to the majority of the signs characteristic of the Latin American model of formation of budgets, gave statistical data that indirect taxes were always and everywhere a highly profitable source of the budget, analyzed the ratio of direct and indirect taxation in Russia from 2007 for 2014 on levels of budgets of the budgetary system: the consolidated budget of the Russian Federation and the federal budget of the Russian Federation and provided data on receipt of direct and indirect taxes to the consolidated budget of the Russian Federation from 2007 for 2014. The authors paid the main attention to a research of a role of indirect taxes: VAT and excises. The authors studied factors of introduction and strong justification in the taxation system of the VAT, considered the fiscal and regulating advantages of indirect taxes to the state, defined indisputable advantages of collection of indirect taxes in the conditions of inflation as they are more abstracted from formation of elements of the price and are charged on the price in general that gives stable corrected receipt of the income in the budgetary system. Indirect taxation filters a secondary cash flow, besieging a part of the income which left from under direct taxation in the budgetary system.

Key words: indirect taxation, VAT, excises, ratio of direct and indirect taxation, advantage of indirect taxation