Меню
Бесплатно
Главная  /  Деньги и государство  /  Филиалы и представительства иностранных банков. Соглашение между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Национальным Банком Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

Филиалы и представительства иностранных банков. Соглашение между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Национальным Банком Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области банковского надзора за деятельностью кредитных организаций

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Национальный Банк Азербайджанской Республики, именуемые в дальнейшем «органами банковского надзора», выражая взаимную заинтересованность в установлении и развитии двусторонних связей в области банковского надзора, в целях достижения взаимопонимания по вопросам регулирования банковской деятельности и взаимодействия в области банковского надзора за деятельностью кредитных организаций, договорились о нижеследующем:

Статья 1. Полномочия органов банковского надзора

1.1. Российская Федерация

В соответствии с законодательством Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами (банковскими холдингами) банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных Банком России обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры к кредитным организациям, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

1.2. Азербайджанская Республика

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики Национальный Банк Азербайджанской Республики является органом банковского регулирования и банковского надзора. Национальный Банк Азербайджанской Республики осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Национального Банка Азербайджанской Республики, установленных Национальным Банком Азербайджанской Республики обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Национальный Банк Азербайджанской Республики проводит проверки кредитных организаций (их филиалов, представительств, в том числе филиалов и представительств иностранных банков, а также их дочерних организаций) направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет меры к кредитным организациям, предусмотренные законами Азербайджанской Республики «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» и «О банках». В ходе осуществления проверок деятельности банков и их дочерних организаций Национальный Банк Азербайджанской Республики вправе запрашивать любую информацию относительно управления и текущей деятельности лиц, обладающих существенной долей участия в банке, а также всех других лиц, причастных к банку.

Статья 2. Для целей настоящего Соглашения понимаются:

2.1. Кредитная организация

2.1.1. В Российской Федерации:

юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество;

  • банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

2.1.2. В Азербайджанской Республике:

  • банк - юридическое лицо, осуществляющее в совокупности привлечение депозитов или других возвратных средств от физических и юридических лиц и предоставление кредитов от своего имени и за свой счет, а также выполняющее переводы и расчетно-кассовые операции по поручению клиентов;
  • небанковская кредитная организация - юридическое лицо, осуществляющее предоставление кредитов в денежной форме за счет собственных средств и/или привлеченных средств (кроме депозитов).

2.2. Трансграничные учреждения

2.2.1. На территории Российской Федерации иностранные кредитные организации могут участвовать в уставных капиталах кредитных организаций, в том числе создавать дочерние кредитные организации, деятельность которых подлежит лицензированию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также открывать представительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • дочерняя кредитная организация - юридическое лицо, в котором материнская кредитная организация в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней кредитной организацией;
  • представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне местонахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство кредитной организации не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшей его кредитной организацией.

2.2.2. На территории Азербайджанской Республики иностранные кредитные организации могут участвовать в уставных капиталах кредитных организаций, в том числе создавать дочерние кредитные организации, а также филиалы и представительства, деятельность которых подлежит лицензированию и/или выдаче разрешений в соответствии с требованиями законодательства Азербайджанской Республики.

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики:

  • дочерний банк - банк, в уставном капитале которого учреждающий его банк или банковская холдинговая организация имеет более пятидесяти процентов голосующих акций, или банк, между которым и учреждающим его банком или банковской холдинговой организацией заключен договор, на основании которого учреждающий банк или банковская холдинговая организация оказывает существенное влияние на принятие дочерним банком решений;
  • представительство банка - отдельное подразделение банка, расположенное вне местонахождения банка, не являющееся юридическим лицом, не имеющее права осуществлять банковские операции, только представляющее интересы банка и осуществляющее их защиту;
  • филиал банка - отдельное подразделение банка, расположенное вне местонахождения банка, не являющееся юридическим лицом, по обязательствам которого отвечает банк, и которое может осуществлять все или часть видов банковской деятельности, разрешенных банку.

2.3. Материнская кредитная организация - юридическое лицо, имеющее трансграничное учреждение (дочернюю кредитную организацию, филиал, представительство).

2.4. Страна происхождения - страна, на территории которой зарегистрирована материнская кредитная организация.

2.5. Страна пребывания - страна, на территории которой зарегистрировано трансграничное учреждение.

Статья 3. Обмен информацией

3.1. В целях поддержания стабильности, развития и укрепления национальных банковских систем Российской Федерации и Азербайджанской Республики органы банковского надзора осуществляют сотрудничество в области банковского надзора за деятельностью материнских кредитных организаций и их трансграничных учреждений на основе настоящего Соглашения с соблюдением требований своего национального законодательства.

Органы банковского надзора обмениваются информацией о состоянии и развитии банковского сектора, основных требованиях национального законодательства в области банковского надзора, а также об их изменениях.

3.2. В Российской Федерации обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе запросить Национальный Банк Азербайджанской Республики о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить Национальному Банку Азербайджанской Республики указанную информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения Национальным Банком Азербайджанской Республики режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России.

В отношении информации и документов, которые получены от Национального Банка Азербайджанской Республики, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательством Азербайджанской Республики.

3.3. В Азербайджанской Республике обмен информацией с органами банковского надзора иностранных государств, в том числе вопросы обеспечения конфиденциальности информации, регулируется законами Азербайджанской Республики «О Национальном Банке Азербайджанской Республики» и «О банках», в соответствии с которыми Национальный банк Азербайджанской Республики вправе запросить Банк России о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить Банку России информацию или документы, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, не содержащие сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения Банком России режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Азербайджанской Республики требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Национальному Банку Азербайджанской Республики.

В отношении информации и документов, которые получены от Банка России, Национальный Банк Азербайджанской Республики обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Азербайджанской Республики, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

3.4. Органы банковского надзора проводят в необходимых случаях встречи для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также вопросов совершенствования банковского надзора за деятельностью материнских кредитных организаций и их трансграничных учреждений.

3.5. Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется по инициативе одного из органов банковского надзора на основании его запроса об оказании содействия при осуществлении банковского надзора.

3.6. Запрос об оказании содействия направляется в письменном виде. Для передачи запроса могут быть использованы любые средства связи.

3.7. В оказании содействия в рамках настоящего Соглашения может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемый орган банковского надзора полагает, что выполнение запроса противоречит национальному законодательству запрашиваемого органа банковского надзора.

3.8. Каждый орган банковского надзора принимает все необходимые меры для обеспечения быстрого и возможно более полного ответа на запрос другого органа банковского надзора или уведомляет последний об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих исполнение запроса.

3.9. Каждый орган банковского надзора самостоятельно несет расходы, которые будут возникать в ходе реализации настоящего Соглашения, если не будет согласован иной порядок.

Статья 4. Обеспечение конфиденциальности информации

4.1. Органы банковского надзора принимают соответствующие меры по обеспечению конфиденциальности информации или документов при ее хранении, использовании и передаче друг другу любыми средствами связи.

4.2. Органы банковского надзора могут обмениваться информацией в области надзора при условии, что данная информация будет использоваться исключительно в надзорных целях и не будет без согласия органа банковского надзора, предоставившего информацию, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена национальным законодательством.

Статья 5. Сотрудничество при выдаче лицензий (разрешений) на осуществление деятельности трансграничных учреждений

5.1. Обращение зарегистрированной в стране происхождения кредитной организации о выдаче лицензии (разрешения) на открытие трансграничного учреждения в орган банковского надзора страны пребывания рассматривается в пределах сроков и в соответствии с требованиями национального законодательства.

5.2. Орган банковского надзора страны пребывания, получивший указанное в п. 5.1 настоящего Соглашения обращение, информирует орган банковского надзора страны происхождения о его содержании и результатах рассмотрения указанного обращения.

5.3. Для принятия решения по обращению, указанному в пункте 5.1, по запросу органа банковского надзора страны пребывания орган банковского надзора страны происхождения кредитной организации предоставляет в рамках национального законодательства следующую информацию о кредитной организации:

  • о дате государственной регистрации;
  • о деятельности, предусмотренной лицензией на осуществление банковских операций;
  • о составе органов управления материнской кредитной организации, а также сведения об акционерах (участниках), дочерних организациях, филиалах, представительствах и аффилированных лицах;
  • о структуре управления и системе внутреннего контроля, в том числе сведения о системе внутреннего контроля, с целью противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • иную информацию, необходимую для принятия решения об открытии трансграничного учреждения, которая может быть предоставлена в рамках настоящего Соглашения.

5.4. Органы банковского надзора письменно информируют друг друга о принятом решении по вопросу выдачи лицензий (разрешений) на открытие трансграничного учреждения.

Статья 6. Сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения акций (долей) кредитных организаций

6.1. Органы банковского надзора осуществляют сотрудничество при принятии решения о согласовании приобретения юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц акций (долей) кредитной организации, зарегистрированной в другой стране.

6.2. Под приобретением акций (долей) кредитной организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации или на территории Азербайджанской Республики, понимается сделка, требующая в соответствии с национальным законодательством соответствующей страны предварительного согласования с органом банковского надзора.

Статья 7. Сотрудничество при осуществлении надзора за текущей деятельностью трансграничных учреждений

7.1. Орган банковского надзора страны пребывания осуществляет банковский надзор за деятельностью трансграничных учреждений в соответствии с национальным законодательством.

7.2. Орган банковского надзора страны пребывания не будет препятствовать представлению трансграничными учреждениями материнской кредитной организации информации и отчетности, необходимой для осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе и составления консолидированной отчетности по формам, установленным в стране происхождения.

7.3. Орган банковского надзора страны происхождения в отношении материнских кредитных организаций и орган банковского надзора страны пребывания в отношении трансграничных учреждений на основании соответствующих запросов представляют на взаимной основе следующую информацию, если такая информация не является конфиденциальной в соответствии с национальным законодательством:

  • о показателях, характеризующих финансовое состояние материнских кредитных организаций и их трансграничных учреждений;
  • о допущенных материнскими кредитными организациями и их трансграничными учреждениями существенных нарушениях банковского законодательства, в том числе законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • о мерах, примененных органами банковского надзора в отношении материнской кредитной организации или ее трансграничных учреждений.

Статья 8. Сотрудничество при проведении органами банковского надзора инспекций

8.1. Орган банковского надзора страны происхождения самостоятельно регулирует отношения с трансграничными учреждениями по вопросам допуска своих уполномоченных представителей для проведения инспекции.

8.2. Орган банковского надзора страны происхождения не менее чем за 25 (двадцать пять) рабочих дней до предполагаемой даты начала проведения инспекции, уведомляет орган банковского надзора страны пребывания о намерении провести инспекцию с указанием наименования трансграничного учреждения, инспектируемого периода, вопросов и сроков проведения инспекции, cведений о проверяющих, порядка представления информации о результатах инспекции органу банковского надзора страны пребывания.

Статья 9. Сотрудничество по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

9.1. В целях осуществления надзорных функций органы банковского надзора обмениваются информацией:

  • о требованиях законодательных и иных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • о практике по идентификации и изучению клиентов и выгодоприобретателей, выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
  • о соблюдении материнскими кредитными организациями и их трансграничными учреждениями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Статья 10. Прочие положения

10.1. В случае внесения изменения в законодательство Российской Федерации и Азербайджанской Республики в настоящее Соглашение могут быть внесены соответствующие изменения.

10.2. Разногласия, возникающие в связи с соблюдением положений данного Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров.

10.3. Настоящее Соглашение вступает в силу:

для Национального Банка Азербайджанской Республики - после завершения необходимых внутригосударственных процедур;

для Банка России - в день, когда Национальный Банк Азербайджанской Республики надлежащим и достоверным образом известит Банк России о завершении всех необходимых внутригосударственных процедур для вступления в силу настоящего Соглашения.

Настоящее Соглашение действует до момента, пока один из органов банковского надзора предварительно, в письменном виде, не уведомит другой орган банковского надзора о своем желании отказаться от участия в нем. В этом случае Соглашение продолжает действовать в течение 30 дней с даты получения уведомления. Запросы об оказании содействия, направленные до даты указанного уведомления, подлежат рассмотрению органами банковского надзора в соответствии с условиями настоящего Соглашения.

10.4. Информация о Банке России, кредитных организациях, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и нормативно-правовая база содержатся в официальном издании Банка России «Вестник Банка России», а также размещаются на сайте Банка России в сети Интернет: .

Информация о Национальном Банке Азербайджанской Республики, кредитных организациях, зарегистрированных на территории Азербайджанской Республики, размещается на сайте Национального Банка Азербайджанской Республики в сети Интернет: www.nba.az .

Банк России и Национальный Банк Азербайджанской Республики не возражают против публичного размещения настоящего Соглашения на своих Интернет-сайтах.

10.5. В случае прекращения действия данного Соглашения надзорная информация, полученная в рамках данного Соглашения, продолжает считаться конфиденциальной.

10.6. Настоящее Соглашение подписано в городе Баку «04» декабря 2006 года в четырех экземплярах, два экземпляра на русском и два экземпляра на азербайджанском языках, имеющих одинаковую юридическую силу.

Дата: 4 декабря 2006 года Дата: 4 декабря 2006 года

Формами участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации – являются «кредитные организации с иностранными инвестициями», а также «филиалы» и иностранных банков. Еще одной формой участия иностранных банков на территории РФ – являются «представительства».

Кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть из которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов.

Филиалом, в силу п.2 ст.55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Главное различие между филиалом и представительством заключается в том, что филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности . При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Понятие филиалов иностранных банков может быть раскрыто, прежде всего, через понятие «иностранный банк». В соответствии со ст. 1 Закона о банках иностранным следует считать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Следовательно, критерий для выявления статуса банка должен определяться личным законом иностранного юридического лица, т.е. иностранным, а не российским правом.

Аналогичным образом российский законодатель определяет понятие «филиал иностранного банка». Из редакции ч. 8 ст. 1 ФЗ «о валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г.) следует, что филиалами иностранных кредитных организаций могут быть признаны только те организации, которые созданы как филиалы банков в соответствии с законодательством иностранных государств. Однако для осуществления банковской деятельности на территории Российской Федерации они должны иметь лицензию Банка России. Таким образом, статус филиала иностранного банка должен определяться по законодательству головного банка, а объем специальной дееспособности его филиала, действующего на территории Российской Федерации, - по лицензии Банка России, т.е. фактически по российскому законодательству.

Филиалы иностранных банков могут открываться на территории Российской Федерации только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Предполагается, что Банк России обязан прекращать выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам филиалам иностранных банков при достижении указанной квоты. В соответствии со ст.18 ФЗ «О банках и банковской деятельности» размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров Банка России (протокол N 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%. С тех пор этот показатель не пересматривался .

Перейдем к рассмотрению правового статуса представительств иностранных банков.

О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций действует. Положение, утвержденное приказом ЦБР от 7 октября 1997 г. N 02-437 .

Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории Российской Федерации и получившее разрешение Банка России на открытие представительства.

Как отмечается в п.1.2 вышеуказанного Положения представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие представительства. Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности.

Представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями Центрального банка Российской Федерации.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован (ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее Разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством.

Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в Разрешении на открытие Представительства.

Представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы Представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

Банк России (Управление внешних связей) оказывает Представительству на весь срок действия Разрешения паспортно-визовую поддержку, содействие в регистрации проживания иностранного персонала, а также в решении таможенных и других вопросов.

ЦБ РФ дает разрешения на открытие представительств на территории РФ в соответствии с поступившими заявками иностранным кредитным организациям, функционирующим в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовавшим себя в банковской системе своей страны, имеющим устойчивое финансовое положение. Эти сведения предоставляет контрольный орган страны местопребывания.

При принятии решения об открытии представительства иностранной кредитной организации из оффшорной зоны учитывается наличие двустороннего соглашения между Банком России и Национальным банком страны происхождения кредитной организации, предусматривающего обмен информацией в области банковского надзора.

Филиалом иностранной кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной иностранной кредитной организации.

Для государственной регистрации филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо общих документов предусмотренных законом, дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

– решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка;

– документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

– письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

За открытие филиалов кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1000-кратного МРОТ. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории РФ регистрируются Банком России в установленном им порядке.

Еще по теме 81. Иностранные банки, их филиалы и представительства:

  1. § 4. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями и аккредитация филиалов и представительств иностранных компаний в Российской Федерации
  2. 2.4. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения банков

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право -

Федеральным законодательством о банках установлено, что банковская система России состоит из ЦБ РФ, банков (а также небанковских кредитных организаций), и филиалов и представительств иностранных банков. Сразу отметим, что в на настоящий момент в России нет зарегистрированных филиалов иностранных банков, а иностранный капитал в российском банковском секторе представлен в форме дочерних банков, зарегистрированных согласно российскому законодательству.

Более того, Стратегией развития банковского сектора РФ до 2015 года предусмотрено введение запрета на присутствие в России филиалов иностранных банков. С другой стороны, Стратегия предусматривает закрепление транспарентных процедур регистрации представительств иностранных банков в России на законодательном уровне.

Представительство иностранного банка - это обособленное подразделение иностранного банка, открываемое на территории России и имеющее разрешение ЦБ РФ на открытие представительства. Статус, порядок открытия и деятельности таких представительств установлены Приказом ЦБ РФ от 7 октября 1997 года № 02-437.

В соответствии с указанным Положением, представительство создается иностранным банком в целях :

  • мониторинга экономической ситуации и показателей банковского сектора России;
  • оказания информационно-консультационных услуг своим клиентам;
  • установления и расширения связей с российскими банками;
  • поддержания международного сотрудничества.

Представительство функционирует в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами ЦБ РФ. Представительство не имеет статуса юридического лица и выступает от имени и по поручению представляемого им банка. То есть, представительство иностранного банка не обладает ни одной из предусмотренных российским законодательством правовых форм юридического лица (ООО, ЗАО и др.)

Не будучи хозяйствующим субъектом, представительство не вправе заниматься коммерческой деятельностью и, следовательно, получать прибыль в результате своей деятельности. Затраты представительства иностранного банка финансируются данным банком. Представительство банка не осуществляет каких-либо банковских операций со средствами клиентов, не занимается расчетно-кассовым обслуживанием, не привлекает средства во вклады и не выдает кредиты. Деятельность представительства ограничивается оказанием консультаций по продуктам и услугам банка и информационной поддержкой действующих клиентов.

Процедура открытия представительства

Центральный банк РФ предоставляет разрешение на открытие представительства в России иностранным банкам, функционирующим в своём государстве более 5 лет и положительно зарекомендовавшим себя в банковском секторе данной страны, имеющим стабильное финансовое положение . Кроме того, при аккредитации представительства может учитываться состояние двусторонних отношений между государством регистрации банка и Российской Федерацией.

К заявлению на открытие представительства должны быть приложены устав иностранного банка; свидетельство о регистрации иностранного банка или выписка из банковского реестра; доверенность от банка лицу, ведущему переговоры по открытию представительства; рекомендательные письма как минимум от двух российских банков ; годовой отчет иностранного банка; справка об иностранном банке с данными о структуре его органов управления; согласие арендодателя на предоставление офисного помещения (договор аренды или гарантийное письмо); положение о представительстве и другие документы. Документация, составленная на иностранном языке, подлежит переводу на государственный язык РФ, заверению нотариусом и легализации консульством России за рубежом либо проставлению апостиля.

Иностранные сотрудники представительства должны пройти персональную аккредитацию в ЦБ РФ. Глава представительства и его заместитель не вправе параллельно работать в российском банке, образованном с участием иностранного банка, открывшего указанное представительство. Количество иностранных сотрудников представительства, как правило, не должно превышать 2 человек. В случае, если требуется большее количество аккредитованных сотрудников, такая необходимость должна быть аргументирована в письменном заявлении Председателю ЦБ РФ, по результатам рассмотрения которого принимается решение.

Разрешение на открытие представительства выдается сроком на 3 года. Отказ в выдаче Разрешения (либо в продлении действия Разрешения) может последовать, если: а) не были представлены требуемые документы; б) предоставлены данные, не соответствующие действительности; в) решением ЦБ РФ.

Представительство, получившее разрешение, подлежит регистрации в соответствующем налоговом органе и внебюджетных фондах. В своей деятельности на территории России представительство иностранного банка подотчётно Центральному банку РФ. Дважды в год представительство направляет отчёт о своей деятельности в ЦБ РФ.

Деятельность представительства может быть прекращена: а) за истечением срока, на который было дано Разрешение; б) при отзыве лицензии на деятельность иностранного банка, имеющего представительство в России; в) решением самого иностранного банка; г) в случае, если деятельность представительства не соответствует российскому законодательству; д) решением ЦБ РФ без указания причины.

Важно помнить, что…

На сегодняшний день представительство является довольно редкой формой деятельности иностранных банков в России , и их количество сравнительно невелико, что обусловлено сложной процедурой получения разрешения на открытие представительства и его ограниченной правоспособностью, установленной отечественным банковским регулятором.

Однако, наличие у банка официально аккредитованного представительства (или сети представительств) в иностранных государствах говорит не только о респектабельности данного банка, но и об ориентированности банка на качественное оказание международных банковских услуг и укрепление своих позиций среди клиентов на рынке конкретной страны (региона) на долгосрочную перспективу.

Факт того, что представительство иностранного банка действует в России в официальном качестве , то есть на основании специального разрешения ЦБ РФ, является важной юридической гарантией легального характера присутствия данного банка в России , что, безусловно, должен учитывать клиент, оценивая риски пользования услугами иностранных кредитных организаций для своего бизнеса.

Присутствие на российском рынке в форме представительства позволяет иностранному банку лучше понимать потребности и специфические черты клиентов в данном регионе, снимать напряженность, потенциально способную возникнуть вследствие языковых барьеров или различия в банковских практиках различных государств. Как показывает практика, наличие у банка представительства в России с русскоговорящим персоналом является важным фактором, способным оказать влияние на выбор российским клиентом именно данного иностранного банка.

2.3 Филиалы и представительства иностранных банков

Третье звено Российской банковской системы - филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные требования. Банк России исходит из того, что определенное участие иностранного капитала в российской банковской системе необходимо. Такое участие повышает уровень конкуренции среди банков, а это в свою очередь приводит к улучшению банковских услуг. Поэтому ситуация сегодня такова - Банк России расширяет допуск иностранного капитала в систему российских банков (участие нерезидентов в формировании уставного капитала кредитной организации).

Понятие иностранного банка дается в ст.1 ФЗ - «это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован».

Филиалы иностранных кредитных организаций. Они являются частью российской банковской системы. По закону, применительно к участию в банковской системе филиалов иностранных кредитных организаций, Банк России, решает этот вопрос, в том числе и руководствуясь принципом целесообразности такого участия. В этом проявляется специфика участия иностранных банков в банковской системе России. Применительно к российским кредитным организациям Банк России не наделен правом, решать вопрос о целесообразности создания того или иного банка или небанковской кредитной организации. Но, что же касается филиалов иностранных банков, то здесь полномочия Банка России решать вопрос целесообразности открытия на территории России того или иного филиала иностранного банка вполне естественны.

Такая же практика проводится и другими развитыми странами. Каждое государство заботиться в первую очередь о своих банках и допускает иностранные банки на внутренний рынок только при определенных условиях. Первое условие - это достаточная защищенность банковской системы от доминирования иностранных банков на внутреннем рынке. Значение имеет соответствующий уровень развития гражданского общества и правового государства. В стабильном обществе и государстве создается больше возможностей для расширения участия иностранных банков на внутреннем рынке в стране.

Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они - нерезиденты.

В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.

Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.

В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств. О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02-437). Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.

Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

Банковская система Китая

На территории Китая ведут активную деятельность иностранные банки, а также их отделения. Традиционно они играют заметную роль в банковской системе Китая...

Банковская система Китая

По утверждению китайской печати, если обычно отделения иностранных банков начинают приносить прибыль с шестого года своей деятельности, то в Шанхае, как правило, отделение банка становится прибыльным уже на третий год...

Банковская система России: пути развития

Формирующиеся рынки развивающихся государств и стран с переходной экономикой могут извлечь немалые выгоды из импорта финансовых услуг...

Банковская система РФ

Виды коммерческих банков

По типу выполняемых операций различают специализированные и универсальные коммерческие банки. Специализированные банки ограничивают собственную работу небольшим единицей операций или же функционируют в узком секторе рынка...

Кредитная система государства

Как мы уже отмечали, банковская система РФ состоит из двух уровней. Верхний, в виде Центрального банка России, мы вкратце охарактеризовали выше, теперь, в соответствии с задачами работы изучим уровень нижний...

Коммерческие банки, как элемент банковской системы России осуществляют регулирование платежного оборота между хозяйствующими субъектами...

Место и роль кредитных организаций с участием иностранного капитала в банковской системе РФ

Усиление взаимной экономической зависимости всех стран ведет к расширению сферы международных финансовых отношений, возрастанию объема операций на финансовых рынках, увеличению валютных потоков из одних стран в другие. Так...

Мировое страховое хозяйство

Рассмотрим перспективу иностранных страховщиков, принявших решение о выходе на российский страховой рынок. Прибыль крупных западных страховщиков в последние годы растет, а в некоторых случаях - довольно заметно...

Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в ЗАО "СтарБанк"

Банк имеет право открывать на территории Российской Федерации свои обособленные подразделения - представительства и филиалы. Сведения об открытых Банком представительствах и филиалах вносятся в Устав Банка...

Особенности либерализации притока прямых иностранных инвестиций в банковскую систему России

В России в целом на группу банков, контролируемых нерезидентами, приходится не более 10% всех активов банковской системы. Этот результат расчетов может несколько отличаться от данных, которые составляет Банк России...

Проблемы создания и развития коммерческих банков

На территории России иностранные банки имеют право открывать представительства, филиалы или дочерние банки (спектр операций представительств самый узкий, дочерних банков - самый широкий)...

Развитие банковского маркетинга в условиях глобализации рынка финансовых услуг

Можно выделить два подхода к реализации маркетинговых мероприятий банка. Первый будет ориентирован на клиента, выявление его неудовлетворенных потребностей, в зависимости от которых будут разрабатываться план маркетинга...

Роль и место коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Рассматривая зарубежные модели взаимодействия фондового рынка и коммерческих банков, в первую очередь, целесообразно провести анализ опыта США и Германии...