Меню
Бесплатно
Главная  /  Про долги  /  Исключительная экономическая зона в морском праве. Внешняя граница исключительной экономической зоны рф

Исключительная экономическая зона в морском праве. Внешняя граница исключительной экономической зоны рф

Исключительная экономическая зона -- новый ин-ститут международного морского права, появившийся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относя-щихся к исключительной экономической зоне, столк-нулись два подхода -- притязания на распространение суверенитета прибрежного государства на значитель-ные пространства открытого моря и стремление сохра-нить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения, которые содержатся в Кон-венции 1982 года (ст.ст. 55--75), достигнуты на основе компромисса о том, что необходимо учитывать при определении правового статуса и правового режима исключительной экономической зоны.

В Конвенции 1982 года исключительная экономи-ческая зона определена как район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией, в соответст-вии с которым права и юрисдикция прибрежного госу-дарства и права и свободы других государств регулиру-ются соответствующими положениями Конвенции (в частности, ст.ст. 87 -- 115, в которых речь идет о пра-вовом режиме открытого моря).

Государства вправе устанавливать исключительную экономическую зону в пределах 200 морских миль, причем отсчет ведется от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Следовательно, если государство имеет ширину терри-ториального моря в 12 миль и устанавливает исключи-тельную экономическую зону с внешней границей в 200 миль, то режим исключительной экономической зоны будет действовать на прилегающей к территори-альному морю 188-мильной полосе. Таким образом, внешняя граница территориального моря является внутренней границей исключительной экономической зоны.

При определении правового статуса исключитель-ной экономической зоны следует принимать во внима-ние компромиссный характер соответствующих поло-жений Конвенции 1982 года. В Конвенции нет прямого указания на то, что исключительная экономическая зона есть часть открытого моря, как нет и прямого указания на то, что прибрежное государство устанавли-вает в ней режим в силу своего суверенитета над этим пространством. Статья 55 Конвенции дает основание считать исключительной экономической зоной район открытого моря с особым правовым режимом, рамки которого определены самой Конвенцией. Такой вывод подкрепляется и ст.ст. 36, 56, 58, 78, 88--115.

Права и юрисдикция прибрежного государства. Они исчерпывающе определены в Конвенции 1982 года и сводятся к следующему. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и со-хранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими. Суверенные права предусмотрены и в отношении других видов деятельности, связанных с разведкой и разработкой этой зоны в экономических целях. К ним Конвенция относит производство энер-гии путем использования воды, течений и ветра. Сле-дует иметь в виду, что права в отношении морского дна и его недр в пределах исключительной экономической зоны осуществляются в соответствии с той частью Конвенции, в которой определяется правовой режим континентального шельфа.

Прибрежное государство, используя суверенные права на живые ресурсы, определяет, в частности, допус-тимый улов в своей зоне. Если возможности самого государства не позволяют ему использовать весь допусти-мый улов в своей зоне, то оно на основе соглашений предоставляет доступ другим государствам. Допускаемые к промыслу иностранные рыбаки соблюдают законы и правила прибрежного государства, которые должны со-ответствовать положениям Конвенции. Чтобы обеспе-чить соблюдение этих законов и правил, власти при-брежного государства могут производить досмотр, ин-спекцию, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать судебное разбирательство в отношении них.

Кроме перечисленных суверенных прав, прибреж-ное государство имеет право осуществлять юрисдик-цию в отношении: а) создания и использования искус-ственных островов, установок или сооружений, б) мор-ских научных исследований и в) защиты и сохранения окружающей среды. Что касается искусственных ост-ровов, установок, сооружений, то прибрежному госу-дарству принадлежит исключительное право на их со-оружение, а также право разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию и использование, как и ис-ключительная юрисдикция над ними. Прибрежное го-сударство может создавать вокруг этих искусственных сооружений зоны безопасности.

Права и обязанности других государств. Все другие государства пользуются в исключительной экономи-ческой зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии со-блюдения соответствующих положений Конвенции 1982 года. Иные свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в исключительной экономической зоне. Другие государства при осу-ществлении своих прав в исключительной экономичес-кой зоне обязаны соблюдать законы и правила, приня-тые прибрежным государством в соответствии с Кон-венцией 1982 года и иными нормами международного права.

Это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов.

Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т. е. от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм (ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. ¦ 17. Ст. 594).Уголовно наказуемо незаконное возведение сооружений в И. э. з. РФ, незаконное создание вокруг них зон безопасности, а равно нарушение правилстроительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (ч. 1 ст. 253 УК РФ), а также исследование, разведка, разработка естественных богатств, проводимые без соответствующего разрешения (ч. 2 ст. 253 УК РФ). О понятиях зон безопасности, незаконного возведения сооружений, нарушения правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, исследования, разведки и разработки естественных богатств см. "Континентальныйшельф РФ". Естественные богатства И. э. з. РФ - это рыбные запасы и иные ресурсы моря в ее пределах. Порядок выдачи разрешений на исследование, разведку, разработку естественных богатств И. э. з. РФ определяется Временным порядком и условиями выдачи разрешений иностранным юридическим и физическим лицам, российским предприятиям с иностранными инвестициями на промысел водных биоресурсов в И. э. з. РФ и на континентальном шельфе РФ от 30 мая 1994 г. ¦ 86 (БНА. 1994. ¦ 11). Преступление характеризуется как умышленное. Субъект преступления - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное получить разрешение на совершение действий или ответственное за исполнение правил в указанной зоне РФ (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ, - см. "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление".

Еще по теме ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ:

  1. 2.3. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: « СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА »
На тему: « Правовой режим исключительной экономической зоны»

Введение

Глава 1. Исключительная экономическая зона

Глава 2. Кодификация международного морского права

Глава 3. Виды водных пространств

3.1 Правовой режим внутренних и морских вод

3.2 Территориальные воды (территориальное море)

3.3 Континентальный шельф

3.4 Открытое море

3.5 Прилежащая зона

3.6 Международный район морского дна

3.7 Международные проливы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопрос о создании исключительной экономической зоны за пределами территориального моря в прилегающем непосредственно к нему районе открытого моря возник на рубеже 60-70-х годов нашего столетия. Инициатива постановки его исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран «третьего мира» и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот. По их мнению сохранение свободы рыболовства и других промыслов было бы, несовместимо с идеей создания нового, справедливого и равноправного экономического порядка в международных отношениях

После определенного периода возражений и колебаний, длящегося около трех лет, крупные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны при условии решения вопросов морского права, рассматривавшихся 111 Конференцией ООН по морскому праву, на взаимоприемлемой основе Такие взаимоприемлемые решения в результате многолетних усилий были найдены Конференцией и включены ею в Конвенцию ООН по морскому праву.

Г лава 1. Исключительная экономическая зона

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды. Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. В п. 1 ст. 58 Конвенции отмечено, что эти свободы являются свободами открытого моря. В п. 2 ст. 58, кроме того, определено, что в исключительной экономической зоне полностью применяются ст. 88-115 части VII Конвенции 1982 года, озаглавленной «Открытое море». К исключительной экономической зоне применяется положение ст. 89, которое гласит: «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету». Из сказанного выше следует, что исключительная экономическая зона за изъятием конкретных прав и обязанностей, признанных за прибрежным государством, осталась в остальных отношениях открытым морем.

Положения же, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки традиционного понятия «открытое море». И они были выделены в самостоятельную часть Конвенции. Но это обстоятельство, как указано в ст. 86 Конвенции, «не влечет за собой какого-либо ограничения свобод, которыми пользуются все государства в исключительной экономической зоне в соответствии со статьей 58» и которые Конвенция определила в качестве свобод открытого моря. Конвенционные положения об исключительной экономической зоне были компромиссными. И не удивительно, что они не всегда одинаково толкуются доктриной и официальными представителями стран, придерживающихся различных позиций.

Так, бывший глава делегации Мексики на 111 Конференции ООН по морскому праву профессор Ж. Кастаньеда считает, что «исключительная экономическая зона имеет свой собственный правовой статус: она - зона вш депеши и, следовательно, не является ни частью территориального моря, ни частью открытого моря и не может быть уподоблена тому или иному морскому пространству». Эта точка зрения имеет сторонников преимущественно в тех развивающихся странах, которые стремились на 111 Конференции ООН по морскому праву создать совершенно «новое международное морское право» взамен «старого».

Иного мнения придерживается член делегации Норвегии на Конференции профессор К.А. Флейшер, который пишет: «Хотя юридические характеристики исключительной экономической зоны не являются такими же, как характеристики пространств, составляющих традиционно часть открытого моря, тем не менее когда речь идет о вопросах юрисдикции, не подпадающих под полномочия прибрежного государства, исключительная экономическая зона оказывается, несмотря ни на что, подчиненной принципам открытого моря».

Глава 2. Кодификация международного морского права

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой ежим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его кодификация была проведена в середине ХХ в. 1 Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой Конвенции не участвует). 11 Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На 111 Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО (ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция электросвязи 1983 г. и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую В себя определение правового режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов. порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по правовому режиму.

Г лава 3. Виды водных пространств

3.1 Правовой режим внутренних и морских вод

Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству; акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений; воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод (см. 3 настоящей главы); морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень которых устанавливается правительством соответствующего государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Российская доктрина международного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних Вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции 1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отношении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашениями о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государства.

3. 2 Территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных военных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Военные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

а) угроз силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида; с) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

в) любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

г) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

д) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;

Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, иммиграционных и иных правил. По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны - предотвращение возможного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В последнем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

3. 3 Континентальный шельф

Континентальный шельф - это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это: морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние; если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и дружки прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

3. 4 Открытое море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в то!! числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу рыболовства; свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом; свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать: что судно занимается пиратством или работорговлей; что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство: ведет регистр судов; принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем; обеспечивает контроль годности судов к плаванию; обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии. Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

3. 5 Прилежащая зона

Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны; сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности; определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы; осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений; разрешать морские научные исследования; принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и а трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

3. 6 Международный район морского дна

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее - Район)". Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов. Район был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа - Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат

3. 7 Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив - это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства: проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив; проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды; проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода; проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно.

С писок использованной литературы

1. Международное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. 2004

2. Броунли Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977

3. Барсегов Ю.Г. Каспии в международном праве и мировой политике. М.,2003.

4. Иванов Г.Г. Международная морская организация. М., 2000.

Подобные документы

    Понятие, принципы и источники международного морского права. Правовой режим внутренних морских вод, территориального и открытого моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, международных проливов и каналов, дна Мирового океана.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Международное морское право, понятие и источники. Международно-правовой режим мирового океана: Правовой режим внутренних (морских) вод, территориального моря, прилежащей зоны, архипелажных вод, проливов, континентального шельфа, экономической зоны.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Понятие международного морского права, территориального моря, прилежащей зоны. Конвенция о статусе международных проливов. Исключительная экономическая зона, юрисдикция прибрежных государств. Понятие континентального шельфа, открытого моря, отпор пиратам.

    статья , добавлен 11.06.2010

    Пределы действия норм международного морского права. Правовой статус и режим пространств, находящихся в пределах территории государств. Порядок проведения морских научных исследований. Главные особенности использования возобновляемых источников энергии.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2015

    Состав земель в Российской Федерации. Понятие земель поселений. Установление для них градостроительного регламента. Правовой режим использования конкретных территориальных зон. Разновидности земельно-планировочных ограничений. Территории пригородных зон.

    реферат , добавлен 17.10.2013

    Характеристика морского агентирования, его специфика. Структура и правовой режим договора морского агентирования, консенсуальность и возмездность. Классификация агентов по ряду различных признаков. Предмет обязательства судовладельца и морского агента.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие международного морского права, классификация морских пространств, урегулирование споров. Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права, международные морские организации.

    реферат , добавлен 01.04.2003

    Понятие территориального моря. Правовой режим внутренних морских вод. Действия, которые рассматриваются как нарушение мира, безопасности прибрежного государства. Использование пролива для международного судоходства. Проблемы охраны морской среды.

    реферат , добавлен 26.12.2013

    Понятие, история и кодификация международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Морское дно за пределами национальной юрисдикции. Правовое положение судов и военных кораблей. Международно-правовые вопросы безопасности плавания.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Исследование положений современной науки международного морского права. Делимитация морских пространств и разрешение связанных с этими вопросами межгосударственных споров. Наиболее известные персоналии, школы и возможности международного морского права.

"...3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации..."

Источник:

Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"

  • - служебно-боевые действия соединений органов морской охраны ПС РФ совместно с органами охраны окружающей среды и природных ресурсов во взаимодействии с пограничными соединениями, авиацией ПС РФ, силами и средствами...

    Пограничный словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - в РФ - система регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Внешняя граница Союзного государства - граница Сторон с другими государствами в пределах региона..." Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.11...

    Официальная терминология

  • - "...Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.....

    Официальная терминология

  • - "...6) внешняя таможенная граница - пределы единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз;.....

    Официальная терминология

  • - "...2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря..." Источник: Федеральный закон от 17.12...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...5) резидент Особой экономической зоны - юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны;.....

    Официальная терминология

  • - ....
  • - установление границ экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными берегами...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

"Внешняя граница исключительной экономической зоны РФ" в книгах

автора Дума Государственная

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

40. Правовой режим прилегающей зоны и исключительной экономической зоны

Из книги Международное право автора Вирко Н А

40. Правовой режим прилегающей зоны и исключительной экономической зоны В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации 1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации,

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации 1. Незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в

автора Законы РФ

Статья 8. 17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии 1. Нарушение правил

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 8. 18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации 1. Нарушение правил проведения ресурсных

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 8. 19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 8. 20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне

автора Автор неизвестен

Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии 1. Нарушение правил

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации 1. Нарушение правил проведения ресурсных

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации Погрузка, выгрузка или перегрузка на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т.е. от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах или от прямых исходных линий, соединяющих точки. географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между РФ и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

И.э.з. - один из новейших институтов международного морского права, формирование которого происходило в 60-70-е гг. XX в. под влиянием нормативной практики ряда (в основном развивающихся) стран, стремившихся односторонним образом расширить свои правомочия на обширные пространства Мирового океана ("ползучая юрисдикция"). Обеспокоенность государств, обладавших большими торговыми флотами. в конце концов привела к компр11" \";-су, достигнутому на Третьей конференции ООН по морскому праву (1973- 1982). В результате заключенная Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исчерпывающим образом урегулировала юридический статус и правовой режим использования пространства и природных ресурсов прибрежного района, именуемого ныне И.э.з.

В пределах И.э.з. прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему "в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами". Это же касается экономической разведки и разработки И.э.з., создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, защиты и сохранения морской среды.

При осуществлении своих правомочий в пределах И.э.з. прибрежное государство обязано учитывать интересы международного судоходства, права и обязанности других государств. Со своей стороны, эти другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать установленные им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права. \"

Перечень прав других государств в пределах И.э.з. включает свободы: судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие виды правомерного использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов. подводных кабелей и трубопроводов, совместимые при этом с другими конвенционными положениями.

Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительную юрисдикцию над искусственными островами. установками и сооружениями, в том числе в отношении таможенных, фискальных. санитарных и иммиграционных правил и законов, а также законов и правил, касающихся безопасности. Одновременно Конвенция возлагает на них обязанность надлежащим образом информировать мореплавателей о создании поименованных искусственных островов, установок или сооружений, а постоянные средства предупреждения о наличии таковых содержать в исправном состоянии. Прибрежным государствам предписывается "в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией", убирать любые покинутые или более неиспользуемые установки и сооружения, причем при удалении указанных объектов должны надлежащим образом учитываться "интересы рыболовства. защиты морской среды, права и обязанности других государств", а "о глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью", должно делаться надлежащее оповещение.

Прибрежное государство наделяется правом "там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений". Определяемая прибрежным государством ширина зон безопасности с учетом применимых международных стандартов должна разумно соотноситься с характером и функциями таких объектов и не простираться вокруг них более чем на 500 м, "отмериваемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев. когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией".

Фиксируя требования ко всем судам уважать эти зоны безопасности. Конвенция в то же время запрещает возведение искусственных островов, установок и сооружений, "если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства".

Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. были закреплены и детализированы в нормативных актах многих прибрежных государств.

Что касается ответственности за неправомерную деятельность в И.э.з., то некоторые из составов таких преступлений предусмотрены УК. Сюда могут быть отнесены многие положения гл. 26, посвященной экологическим преступлениям, в частности ст. 246, 247, 252, 253, 255,256 УК.

Волосов М.Е.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА" в других словарях:

    Морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права. Определение исключительной… … Финансовый словарь

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - 200мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. тж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    Исключительная экономическая зона рф - (англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне… … Энциклопедия права

    Исключительная экономическая зона РФ - 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также исключительная экономическая зона) морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с… … Официальная терминология

    Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Исключительная экономическая зона … Википедия

    200 мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Энциклопедический словарь экономики и права

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ - это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии … Словарь-справочник уголовного права

    исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права … Большой юридический словарь