Меню
Бесплатно
Главная  /  Банки  /  Состав баланса финансовых ресурсов. Сводный финансовый баланс

Состав баланса финансовых ресурсов. Сводный финансовый баланс

Сводный финансовый баланс -- это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему основных показателей сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне, иллюстрирует таблица 1.

Таблица 1 Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

  • 1. Прибыль
  • 2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
  • 3. Подоходный налог с физических лиц
  • 4. Налоги на имущество
  • 5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости
  • 6. Средства других бюджетных целевых фондов
  • 7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • 8. Амортизационные отчисления
  • 9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества
  • 10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности
  • 11. Прочие доходы

Итого доходов

  • 1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)
  • 2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • 3. Государственные дотации
  • 4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
  • 5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
  • 6. Расходы на науку за счет бюджета
  • 7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов
  • 8. Расходы на оборону
  • 9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)
  • 10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)
  • 11. Расходы по внешнеэкономической деятельности
  • 12. Расходы на образование резервных фондов
  • 13. Прочие расходы

Всего расходов

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

  • 1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
  • 2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;
  • 3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса -- определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей (приложение 1).

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

  • * достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
  • * точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
  • * сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
  • * повысить качество бюджетного планирования;
  • * скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
  • * концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
  • * изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
  • * наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
  • * осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
  • * активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
  • * добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Важная роль в проведении финансовой политики принадлежит разработке и реализации финансовых планов. Они принимаются на разных уровнях: общегосударственном, республиканском, местном, предприятиями и учреждениями и другими субъектами финансовой деятельности. С помощью финансовых планов осуществляется прогнозирование финансового развития объекта. Принятые и утверждены планы рассматриваются как руководящие документы, являющиеся основанием для проведения финансового планирования региона.

Сочетание законов рыночной экономики с элементами планирования в сфере управления финансовыми ресурсами региона должно иметь гармоничный характер, базироваться на комплексном подходе с учетом интересов его социально-экономического развития. Устойчивое развитие производственной системы региона и достижения определенных целей и показателей в условиях рыночной экономики может быть обеспечен посредством планирования объемов и источников происхождения, а также движения финансовых ресурсов. Однако следует помнить, что планирование финансовых ресурсов в условиях командно-административной экономики и планирования движения финансовых ресурсов в управляемой рыночной экономике не являются тождественными понятиями.

Так, в командно-административной экономике процесс планирования объемов финансовых ресурсов фактически представлял собой планирования бюджета региона. С другой стороны, аналогичное планирования в рыночной экономике направлены на формирование финансового потенциала региона с целью создания сбалансированной структуры производственного потенциала, повышение общей эффективности региональной экономики и решения актуальных социальных вопросов.

Финансовый план региона - это задача по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, принятое на определенный период с целью обеспечения социально-экономического развития региона.

В финансовом плане содержатся задачи по определению объемов и источников доходов, направления их распределения, структуры затрат, объемов и источников инвестиционной политики, формирования и использования резервных фондов и др. Финансовый план разрабатывается в форме баланса доходов и расходов и имеет несколько разделов: поступление средств и структура доходов; расходы и отчисления финансовых ресурсов, финансовые результаты (сальдо доходов и расходов).

Финансовое планирование - это деятельность субъектов по разработке проектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью решения поставленных задач. К основных составных частей финансового планирования относятся: определение источников и объемов мобилизации финансовых ресурсов с целью обеспечения планируемой деятельности; разработка вариантов распределения привлеченных средств по различным направлениям; введение рационального и эффективного использования полученных ресурсов. Как правило, финансовые планы сопровождаются разработкой системы управления с целью мобилизации, распределения и использования ресурсов, а также проведения контроля за реализацией планов.

В процессе проведения финансового планирования используются различные методы. К основным из них относятся: нормативный метод, балансовый метод, аналитический метод, метод прогнозирования. Балансовый метод позволяет учесть соотношение между активами и источниками их образования. Нормативный метод позволяет рассчитать планы на основе учета утвержденных норм и нормативов. Методы факторного анализа используются в процессе определения влияния определенных факторов на возможное развитие объекта. В основе разработки финансовых планов - использование прогнозирования, определения возможных вариантов будущих событий путем проведения расчетов возможных моделей развития.

Финансовое планирование проводится в разных формах. К основным из них относятся: стратегическое планирование, текущее планирование, оперативное планирование.

Баланс финансовых ресурсов и затрат региона - это план поступления финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики региона. В нем отражается система показателей по источникам образования, объемов, направлений распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов региона. Он составляется с целью разработки прогнозов экономического и социального развития, является основой разработки многих планов и программ регионального развития. К ним, в частности, относятся: бюджет региона, баланс денежных доходов и расходов населения и др.

Баланс финансовых ресурсов и расходов составляется на общегосударственном и региональном уровнях. Для примера рассмотрим структуру баланса финансовых ресурсов и расходов области. В первом разделе баланса отражаются финансовые ресурсы, созданные в области и поступления средств в область от других субъектов. В частности, сюда включаются доходы бюджетов области, финансовые ресурсы хозяйственных структур, средства централизованных и децентрализованных государственных целевых фондов, кредитные ресурсы коммерческих банков, а также средства, привлекаемые на условиях займа. Второй раздел баланса отражает расходы, осуществляемые различными субъектами финансовой деятельности: местными бюджетами, Государственным бюджетом, субъектами предпринимательства, государственными целевыми фондами и др.

Структура баланса финансовых ресурсов и затрат региона включает следующие разделы:

1.1. Прибыль.

1.2. Налоги, сборы, обязательные отчисления юридических и физических лиц в Государственный бюджет и государственные целевые фонды.

1.3. Амортизационные отчисления.

1.4. Долгосрочные вклады населения.

1.5. Иностранные кредиты и поступления.

1.6. Поступление средств из Государственного бюджета.

1.7. Прочие доходы.

2. Расходы

2.1. Расходы на развитие экономики (капитальные вложения за счет всех источников финансирования).

2.2. Государственные дотации и выплаты разницы в ценах.

2.3. Расходы на социальные гарантии населению.

2.4. Расходы на социально-культурные мероприятия.

2.5. Пенсии и оказания помощи.

2.6. Расходы на управление.

2.7. Расходы за счет государственных целевых фондов.

2.8. Расходы хозяйственных структур на социальные мероприятия.

2.9. Другие расходы хозяйственных структур.

2.10. Другие расходы бюджета.

2.11. Передача средств в Государственный бюджет. Баланс.

К расходам на развитие экономики относятся капитальные вложения, осуществляемые за счет всех источников финансирования. Такие расходы, в частности, включают капитальные вложения субъектов хозяйствования, расходы развития бюджета области, Государственного бюджета, государственных целевых фондов; капитальные вложения хозяйственных структур, долгосрочные расходы, осуществляемые за счет банковских кредитов. Государственные дотации и выплаты разницы в ценах - это ассигнования из местного бюджета на выплату разницы в ценах на газ, твердое топливо (при реализации их населению), жилищно-эксплуатационным организациям и коммунальному хозяйству, общественному транспорту, школьным столовым, медицинским учреждениям и др.

Расходы на социальные гарантии населению включают финансирование (из местного бюджета) выплат помощи на детей в возрасте до 16 лет; гражданам с минимальными доходами, жилищных субсидий (по оплате электроэнергии, газа, твердого топлива и жилищно-коммунальных услуг), переселенцам, одиноким матерям, инвалидам, ветеранам и др. Выделение средств из местного бюджета на содержание детских дошкольных мероприятий, школ, расходы на развитие культуры, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение, физкультуру и др. - Это расходы на социально-культурные мероприятия.

Пенсии и пособия включают расходы, финансируемые из Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования, а также из местных бюджетов. Пособие выплачивается пенсионерам, временно нетрудоспособным и другим категориям населения. К расходам хозяйственных структур на социальные мероприятия относятся расходы на материальное поощрение, улучшение жилищных условий работников, на организацию отдыха и лечения. Такие расходы финансируются за счет прибыли предприятий и учреждений. Другие расходы хозяйственных структур - это расходы на создание резервных фондов, на благотворительные мероприятия и др. К прочим расходам бюджета относится финансирование гражданской обороны, создание резервных фондов, охране окружающей среды, передача средств в бюджеты нижестоящих уровней и др.

Таким образом, показатели баланса финансовых ресурсов и расходов области охватывают все финансовые ресурсы, которые формируются, распределяются, перераспределяются и используются на территории региона в течение определенного периода. Общая сумма поступлений должна равняться общей сумме расходов. При этом, часть доходов, полученных в регионе перечисляется за его пределы: налоги и отчисления в Государственный бюджет, в государственные целевые фонды и др. С другой стороны, определенная сумма поступлений обеспечивается перечислением из источников за пределами области: из Государственного бюджета, кредитных ресурсов из других регионов и поступлений от иностранных государств и др.

Баланс финансовых ресурсов и расходов области является основой для разработки программ социально-экономического развития региона, подготовки и принятия местных бюджетов, целевых программ и других мероприятий регионального значения. Сам по себе баланс выступает как финансовый план. Вместе с тем, он не является непосредственным обязательной задачей местным органам власти. Но поскольку на его основе формируются более императивные финансовые планы, баланс играет важную роль в проведении финансовой политики в регионе.

В. Столяров утверждает, что пока мы не научимся делать балансы финансовых ресурсов, начиная с региона и заканчивая государством, никакой согласованности региональных и общегосударственных воспроизводственных процессов не будет. Ученый приходит к выводу, что в условиях рыночной экономики должны действовать механизмы государственного контроля и управления, которые могут самостоятельно функционировать под контролем органов местного самоуправления на уровне региона с учетом общегосударственной финансовой политики.

С целью обеспечения реализации экономических и социальных программ развития, установление оптимальных направлений их распределения и использования в Украине разрабатывается баланс финансовых ресурсов. Его разработка осуществляется Министерством экономики Украины, Министерством финансов и Госкомстатом Украины во исполнение постановления Кабинета Министров Украины №471 от 28.06 95 и в соответствии с требованиями методологических указаний по его составлению, утвержденных совместным приказом указанных ведомств ОТ 18 апреля 1996 №49 / 76/117 .

В нормативных документах баланс финансовых ресурсов определяется как комплексный прогнозный расчет, в котором отображается объем создаваемых финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики государства. Он является базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективности использования всех видов финансовых ресурсов, привлечения дополнительных инвестиционных источников, служит информационной и аналитической основой для разработки и обоснования финансовой политики государства.

Баланс финансовых ресурсов составляется по установленной форме и включает в себя следующие основные разделы:

По доходам:

1. Ресурсы бюджетов.

2. Долгосрочные кредитные ресурсы на развитие народного хозяйства.

3. Ресурсы предприятий и организаций.

4. Ресурсы внебюджетных фондов, не направляются в государственный бюджет.

5. Средства иностранных инвесторов на развитие народного хозяйства

6. Другие источники, направляемых на покрытие дефицита бюджета (кредиты Национального банка, выпуск ценных бумаг, финансовая помощь международных финансовых организаций и т.д.).

По расходам:

1. Расходы бюджетов.

2. Расходы на реализацию национальных программ развития народного хозяйства за счет долгосрочных кредитов.

3. Расходы предприятий и организаций за счет собственных ресурсов.

4. Расходы внебюджетных фондов (без бюджетных средств). Показатели баланса рассчитываются в тесной взаимосвязи с показателями валового внутреннего продукта, национального дохода, фонда оплаты труда, прогнозных индексов изменения цен, фондов накопления и потребления. В отдельных случаях показатели баланса определяются на основании экспертных оценок.

При составлении балансов финансовых ресурсов как составных частей программ социально-экономического развития регионов, Министерством экономики Украины рекомендуемая форма баланса (табл. 3.1.), Которая одновременно определяет состав ресурсов.

Полное представление о финансовых ресурсах, которые аккумулируются на территории, дает анализ сводного финансового баланса региона. Такой баланс содержит информацию о поступлении, формирование, перераспределение и использование в регионе всех финансовых ресурсов как из централизованных, так и из децентрализованных источников, а также перечисления их за пределы региона.

Финансовый баланс дает необходимую информацию о финансовом потенциале региона. Такая информация нужна для разработки мероприятий по повышению эффективности использования финансов.

Таблица 3.1. Баланс финансовых ресурсов региона (пример) (млн. Грн.)

Информационной базой для составления сводного финансового баланса данные территориальных финансовых, кредитных, статистических органов, функциональных подразделений местных органов управления, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели прогнозов социально-экономического развития региона, данные местного бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории, баланс денежных доходов и расходов населения.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

Примерная структура баланса финансовых ресурсов

Доходы, тыс.руб Расходы, тыс.руб
1. Прибыль 1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении 562,5
2. Амортизационные отчисления 2. Затраты на инвестиции 47,2
3. Налоговые доходы 597,3 3. Дотации, субсидии 25,3
4. Неналоговые доходы 32,2 4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджет-ных фондов 518,1
5. Отчисления во внебюджетные фонды 253,4 5. Расходы на научно-исследовательские работы 11,5
6. Средства бюджетных целевых фондов 6. Расходы на счет других целевых фондов
Итого доходов 1597,9 7. Расходы на оборону 101,8
8. Расходы на содержание право- охранительных органов
9. Расходы на содержание органов власти и управления
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность 1,6
11. Обслуживание госдолга 142,9
12. Прочие расходы 133,2
Итого расходов 1742,2
Превышение расходов над доходами – 144,3

Таким образом, финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).



Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

Составной частью баланса финансовых ресурсов является баланс денежных доходов и расходов населения. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

Доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

Социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т.п.).

Расходы подразделяются на:

а) потребительские расходы;

б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

в) денежные накопления и сбережения.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.

Финансовые ресурсы РФ

Распределение и перераспределение стоимости с использованием финансов сопровождается движением денежных средств, которые принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это совокупность целевых фондов денежных средств, т.е. это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

Понятия финансы и финансовые ресурсы – это не тождественные понятия. Финансы – отношения, финансовые ресурсы – их воплощение.

Финансовые ресурсы формируются у всех субъектов финансовых отношений: государства, хозяйствующих субъектов, населения. Их формирование происходит за счет различных видов денежных доходов и используется на удовлетворение потребностей данных субъектов и выполнения ими своих обязательств.

Совокупность финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов образуют финансовые ресурсы определенной территории или же государства в целом. Определение этой величины является исключительно важным, так как позволяет узнать, какими возможностями располагает та или иная территория.

В настоящее время в финансовых расчетах при определении финансовых ресурсов территории финансы населения не учитываются!

Финансовые ресурсы территории складываются из 3-х групп источников :

1 Финансовые ресурсы организаций различных форм собственности (прибыль, амортизация).

2 Финансовые ресурсы бюджетной системы (различные налоговые и неналоговые доходы).

3 Финансовые ресурсы внебюджетных фондов (средства внебюджетных экономических и социальных фондов).

Аналогично источникам финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятия.

Чтобы иметь полную картину финансовых ресурсов какой-либо территории соответствующие территориальные финансовые органы ежегодно составляют финансовый план (сводный баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс). Например, Минфин РФ ежегодно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РФ; Минфин РБ, соответственно формирует сводный баланс финансовых ресурсов РБ и т.д.

Сводный финансовый баланс представляет собой свод доходов и расходов органов власти и организаций всех форм собственности, расположенных на соответствующей территории. Доходы, и расходы населения в схему сводного финансового баланса не включаются!



Назначение финансового баланса заключается в определении финансового результата воспроизводственного процесса на данной территории (располагаемых доходов и направлений их использования). Важная роль ему отводится в ходе прогнозирования финансовой обеспеченности региона.

Сводный баланс финансовых ресурсов РФ состоит из доходной и расходной частей. В них раскрываются конкретные источники поступления и конкретные направления расходования денежных средств.

Доходная часть характеризует размер финансовых ресурсов, которым располагает территория для целей социально-экономического развития. Величина созданных финансовых ресурсов рассчитывается с учетом сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным и республиканским уровнями власти.

Расходная часть отражает объем финансовых ресурсов, расходуемый для финансирования капиталообразования, коллективного потребления и удовлетворения социальных потребностей.

Если баланс сводится с дефицитом, т.е. имеется отрицательное сальдо финансового баланса, то это находит свое отражение в 3 части в следующем показателе – Превышение расходов над доходами – дефицит (показывается в рублях и в % к ВВП).

Четвертая часть носит название – Источники финансирования дефицита . Ими могут быть кредиты Центробанка, доходы от операций с государственными ценными бумагами, внешние заимствования.

Недостатки сводного баланса финансовых ресурсов:

– отсутствие доходов и расходов населения в схеме финансового баланса;

– отсутствие учета расходов предприятий за счет заемных средств.

– отсутствие учета места расходования прибыли.

Данные недостатки не позволяют использовать финансовый баланс территории в его сегодняшнем состоянии в качестве инструмента разработки стратегии развития и управления ее реализацией, как для муниципальных образований, субъектов РФ, так и для РФ в целом.

Основным инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории.

Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).

Сводный финансовый баланс строится на основе упоминаемого выше расширительного подхода к определению финансовых ресурсов региона, поэтому в балансе должны отражаться не только созданные в регионе финансовые ресурсы, но и ресурсы, созданные за пределами региона, и поступившие в данный регион по каналам распределения и перераспределения. Следовательно, в сводный финансовый баланс территории включаются финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и внебюджетных фондов, внешние поступления финансовых ресурсов и перечисления в федеральную систему.

Денежные средства населения, как правило, в балансе не отражаются, за исключением небольшой их части, изымаемой в виде подоходного налога, госпошлин, сборов. Однако их движение отражается в балансе доходов и расходов населения, которые вместе с созданными на территории финансовыми ресурсами характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов определяет все финансовые ресурсы, которыми располагает регион и которые могут быть использованы непосредственно на его территории.

Укрупненные статьи доходов и расходов финансового баланса на уровне субъектов Федерации могут быть представлены следующим образом.

Таблица 1. - Финансовый баланс региона

Источники доходов

Направления расходов

Доходы территории

Расходы на территории

1. Валовая прибыль

1. Расходы бюджета на территории

2. Косвенные налоги

2. Расходы из прибыли и за счет амортизации

3. Ресурсные платежи

3. Расходы по программам за счет централизованных средств

4. Прочие налоги и сборы

4. Расходы целевых фондов

5. Подоходный налог с физических лиц

5. Прочие расходы

6. Отчисления в целевые социальные фонды

Передано в федеральную финансовую систему

7. Отчисления в целевые экономические фонды

6. Отчисления в федеральный бюджет

8. Доходы от приватизации и владения собственностью

7. Отчисления в централизованные целевые фонды

9. Доходы от внешнеэкономической деятельности

10. Прочие доходы

Привлеченные средства

11. Долгосрочные кредиты банков в экономику

12. Поступления из федеральной финансовой системы

13. Иностранные инвестиции

В доходной части финансового баланса отражаются собственные доходы региона: прибыль, амортизационные отчисления, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги, ресурсные платежи, отчисления в социальные внебюджетные фонды, прочие доходы; а также привлеченные в регион финнасовые ресурсы: субсидиии федерального бюджета и централизованных фондов, долгосрочные кредиты банков, внешние частные инвестиции, в том числе иностранные.

В расходной части баланса отражаются две группы расходов: расходы на территории и отчисления в в федеральную финансовую систему. Расходы на территории включают: затраты на капитальные вложения из централизованных источников, расходы на народное хозяйство, расходы предприятий за счет прибыли и амортизации, расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов, расходы на содержание органов государственного управления и правопорядка и прочие расходы. Отчисления в федеральную резервную систему включают в себя отчисления в федеральный бюджет и отчисления в федеральную финансовую систему.

В отличии от бюджета, являющегося законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:

сопоставить потребности территории и реальные возможности для их покрытия;

определить финансовую обеспеченность конкретной территории;

представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад государственных ресурсов в развитие регионов;

выявить потенциал местного бюджета и внебюджетных фондов;

отслеживать процесс формирования, аккумулирования, распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.

Кроме того, баланс позволяет установить сумму финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий и организаций, направляемых в местный и вышестоящий бюджеты, а также средства, мобилизуемые из внешних для территории источников и в первую очередь из федерального бюджета.

Информационной базой составления финансового баланса являются статистические данные отчетов предприятий и организаций по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию внебюджетных фондов, данные таможенных управлений и другая информация.