Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые карты  /  Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности россии Система валютного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности россии Система валютного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Система валютного регулирования представляет собой регламентацию режима осуществления валютных операций, международных расчетов, определение общих принципов валютного регулирования, полномочий государственных органов и функций банков и других финансовых учреждений в регулировании валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных отношений, порядке осуществления валютного контроля, ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютное регулирование осуществляется на межгосударственном, региональном и национальном уровнях.

Необходимость валютного регулирования на межгосударственном и региональном уровнях обусловлена процессом интеграции и транснационализации, развитием международных экономических отношений, становлением мирохозяйственного разделения труда. Межгосударственное и региональное валютное регулирование ориентировано на координацию валютно-финансовой политики отдельных государств и экономических интеграционных объединений, на разработку ими общих мероприятий по преодолению валютных кризисов, совместных подходов к выработке валютной политики. Скоординированное межгосударственное и региональное валютное регулирование позволяет снизить степень автономности национальной экономической политики и увеличить взаимозависимость валютных сфер деятельности различных национальных экономик.

Валютное регулирование на национальном уровне принимает во внимание требования МВФ и региональных объединений, в которые входят отдельные государства. Его стратегия и тактика фиксируется в нормативно-правовых и методических документах.

Системы национального валютного регулирования, как правило, определяют субъектов валютного регулирования, порядок осуществления операций с валютными ценностями, статус валюты и обменный валютный курс, полномочия государственных органов и функции банковской системы в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Все субъекты валютного регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Украины; юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства), с местонахождением на территории Украины; дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Нерезидентами считаются физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Украины; юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства), с местонахождением за пределами Украины; расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии.

Участниками валютного регулирования выступают Национальный банк Украины, "уполномоченный банк" (любой коммерческий банк, имеющий лицензию НБУ на осуществление валютных операций, а также осуществляет валютный контроль за операциями своих клиентов), различные финансовые учреждения, которые получили лицензию НБУ на право проведения валютных операций, юридические лица, заключившие агентские соглашения на открытие пунктов обмена иностранных валют, финансовые учреждения-нерезиденты, получившие индивидуальные лицензии НБУ на право проведения операций на валютном рынке Украины.

Резиденты и нерезиденты имеют право быть собственниками валютных ценностей, находящихся на территории Украины, осуществлять валютные операции с учетом ограничений, установленных действующим законодательством. Резиденты также право быть собственниками валютных ценностей, находящихся за пределами Украины.

К валютным ценностям относятся валюта Украины, иностранная валюта, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах; банковские металлы.

Субъекты валютного регулирования выполняют различные валютные операции по купле-продаже и предоставлению в кредит иностранной валюты.

Валютными операциями на территории Украины считаются операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженности и других обязательств, предметом которых являются валютные ценности; ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины или за ее пределы валютных ценностей.

Для валютных операций используются валютные (обменные) курсы иностранных валют, выраженные в валюте Украины, курсы валютных ценностей в иностранных валютах, а также в расчетных (клиринговых) единицах. Указанные курсы устанавливаются НБУ.

Функционирование международных товарно-денежных отношений осуществляется при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, свободного обращения денег за пределами данной страны. Таким образом, эффективное включение в международные экономические отношения возможно только на основе конвертируемой валюты.

Конвертируемость национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и наоборот без прямого вмешательства государства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости валютных ограничений, практикуемых в стране.

Под ограничениями следует понимать любые действия официальных инстанций, непосредственно приводят к сужению возможностей, увеличение расходов или появления неоправданных задержек в осуществлении валютного обмена и платежей по международным соглашениям.

Конвертируемость валюты, с точки зрения отношения к валюте резидентов и нерезидентов, делится на внутреннюю и внешнюю. При внутренней конвертируемости резиденты имеют право покупать, иметь и осуществлять операции внутри страны с валютой, банковскими депозитами, которые деноминированные в иностранной валюте. При внешней конвертируемости резиденты имеют право осуществлять операции с иностранной валютой с нерезидентами.

При проведении валютных операций украинские предприятия и организации руководствуются Классификатором иностранных валют, находящихся в обращении, является законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства и могут быть использованы при осуществлении торговых и неторговых платежей субъектами предпринимательской деятельности и банками Украины. Все валюты в Классификаторе делятся на три группы:

1 группа - свободно конвертируемые валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на главных валютных рынках мира. Они без ограничений обмениваются на другие виды валют, и курсы их котируются НБУ.

2 группа - свободно конвертируемые валюты, которые широко не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира (частично конвертируемые валюты). Эти валюты обмениваются на другие валюты с определенными ограничениями, и их кросс-курсы определяются НБУ.

3 группа - неконвертируемые валюты. Они не обмениваются на другие валюты, и их курсы не определяются НБУ.

Валютные операции осуществляются на основе индивидуальных и генеральных лицензий, которые выдает НБУ.

Генеральные лицензии выдаются коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям Украины на осуществление валютных операций, не требующих индивидуальной лицензии, на весь период действия режима валютного регулирования.

Если генеральная лицензия выдана на осуществление операций, связанных с торговлей иностранной валютой, то субъекты предпринимательской деятельности имеют право открывать пункты обмена иностранных валют, в том числе на основании агентских соглашений с другими юридическими лицами-резидентами.

Индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для ее осуществления. Индивидуальной лицензии требуют такие операции как вывоз, перевод и пересылка за пределы Украины валютных ценностей; вывоз, перевод, пересылка в Украину валюты Украины, за исключением случаев; предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы; использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога; размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины; осуществление инвестиций за рубежом.

Порядок и сроки выдачи лицензий, перечень документов, необходимых для получения лицензий, а также основания для отказа в выдаче лицензий определяются НБУ.

Валютное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Цель валютного регулирования - с помощью комплекса мер по управлению внутренними валютными потоками и внешними платежами и переводами воздействовать на валютный рынок страны и ее экономику в целом.

Валютное регулирование заключается в установлении:

    1) порядка совершения валютных операций на территории страны;

    2) порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;

    3) прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

    4) ответственности за нарушение валютного законодательства;

    5) полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Цель валютного контроля - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте.

Органами валютного контроля в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки. Уполномоченные банки - кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиалы иностранных кредитных организаций.

Субъектами валютных отношений и валютного контроля являются резиденты и нерезиденты.

Резиденты:

    1) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

    2) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

    3) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

    4) находящиеся за пределами РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

    5) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;

    6) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Нерезиденты:

    1) физические лица, не являющиеся резидентами;

    2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории РФ;

    3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории РФ;

    4) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;

    5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в РФ;

    6) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные подразделения нерезидентов;

    7) иные лица.

В федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные понятия ВЭД:

    ВАЛЮТА РФ:

      а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

      б) средства на банковских счетах и банковских вкладах.

    ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА:

      а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

      б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

    ВНУТРЕННИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ:

      а) эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;

      б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ.

    ВНЕШНИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

    ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ:

      а) иностранная валюта;

      б) внешние ценные бумаги.

Также в Законе о валютном регулировании и валютном контроле раскрывается понятие валютных операций, которые подлежат валютному контролю.

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

В связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации сегодня отменено большинство ограничений по осуществлению валютных операций. В частности осуществляются свободно следующие валютные операции:

    Валютные операции со средствами, зачисленными на счета, открытые резидентами в банках РФ и за пределами территории РФ;

    Перевод на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, средств со своих счетов, открытых в банках за пределами территории РФ;

    Зачисление сумм кредитов и займов в иностранной валюте, полученных по кредитным договорам с организациями-нерезидентами;

    Ввоз в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме;

    Иные внешнеторговые операции между резидентами и нерезидентами.

Специальным образом регулируютсю валютные операции физических лиц.

Базовым документом для валютного контроля при экспорте, импорте или внешнеторговой бартерной сделке является паспорт сделки, который оформляется резидентом в уполномоченном банке по каждому контракту и содержит основные сведения о внешнеэкономической сделке. Правила оформления паспорта сделки установлены инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций». Один экземпляр паспорта сделки возвращается резиденту, второй - служит основанием для формирования уполномоченным банком досье по каждому паспорту сделки. После оформления паспорта сделки резидент производит оформление в таможенных органах, прилагая его копию к грузовой таможенной декларации.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями и дополнениями).

Названный Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резиденты и нерезиденты. Законом определены правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, которыми являются:

  • операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
  • осуществление международных денежных переводов;
  • расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней. Совершение текущих валютных операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; с получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней и др.

Законодательством определены особенности порядка осуществления в РФ валютных операций резидентами и нерезидентами. В частности, для резидентов установлено право на осуществление текущих валютных операций без ограничения, а валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в РФ при соблюдении таможенных правил; обязанность зачисления всей иностранной валюты на счета в уполномоченные банки (т.е. банки, получившие лицензии ЦБ РФ на валютные операции); обязанность продажи 50 процентов валютной выручки от экспорта через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке России не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления выручки.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Правительство РФ, ЦБ РФ, Государственный таможенный комитет, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки и др.)

Валютное регулирование за последние десять лет претерпело радикальные изменения, вызванные отменой государственной валютной монополии. Государственная валютная монополия являлась главным аспектом на протяжении всего существования СССР. Она означала, что страна является единственным собственником иностранной валюты, которая базировалась в центре и распределялась согласно валютному плану. Только государство могло совершать операции с валютными ценностями и управлять золото-валютными ресурсами страны.

Упразднение государственной монополии на наружную торговлю, либерализация внешне торговой деятельности привела к тому, что в стране увеличилось количество юридических и физических лиц, которые вынуждены были регулярно сталкиваться с валютным законодательством. Поэтому создание валютного внутреннего российского рынка придало валютно-правому урегулированию устойчивый характер. Правовое валютное регулирование осуществляется на двух уровнях: индивидуальном и нормативном. валют представляет собой разработку и утверждение правовых норм, учитывая общественные Что касается индивидуально-правового урегулирования, оно представляет собой ни что иное как, применение правовых норм к каждому индивидуальному случаю, что влечёт за собой изменение, прекращение и возникновение новых валютных отношений.

Российский закон «О валютном урегулировании и валютном контроле» определяет основы организации и валютного регулирования в стране, в то время как индивидуальные вопросы, связанные с валютным регулированием определяется иными законодательными актами. Правовые нормы, которые отвечают за порядок проведения валютных операций, делятся на две основные функции: контрольную и регулирующую. При этом регулирующая функция законодательства определяет права и обязанности лиц, которые участвуют в совершении валютных операций.

Под этим понимается:

Операции, определяющие переход прав собственности на валютные ценности;

Пересылка, ввоз и вывоз из России валютных ценностей;

Международные денежные переводы.

Основная цель валютного контроля - обеспечение валютного законодательства при проведении

Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются внешнеторговые отношения, при этом валютное регулирование обеспечивает:

Защиту экономического суверенитета;

Стимулирование роста национальной экономики;

Обеспечение экономической безопасности;

Обеспечение действенной интеграции экономики России в мировую экономику.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из важнейших объектов валютного регулирования. При этом валютные расчеты резидентов производятся через в специальных банках. В зависимости от своего назначения валютные счета могут быть трёх видов. На транзитный счёт зачисляется валютная выручка резидента при экспорте, на специальный зачисляются валютные средства при импорте, и на текущий счёт поступают денежные средства общего назначения. Каждый из этих счетов имеет свой валютный режим, то есть имеются определённые правила, которые позволяют осуществлять валютное регулирование ЦБ. При этом валютные счета нерезидентов могут быть как в зарубежных, так и в отечественных банках, этот факт ничего не меняет. Расчеты с нерезидентами могут производиться через их рублёвые счета, руководствуясь режимами конвертируемого и неконвертируемого типа счетов.

Валютное регулирование России - это мощный механизм, позволяющий вывести экономику страны на новый уровень и, как следствие, улучшить благосостояние российских граждан.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.7. Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности

Возросшая роль кредита во ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами:

Ростом доли науко– и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и сравнительно продолжительного времени для осуществления расчетов;

Большим выбором предлагаемых на мировом рынке товаров, дающим преимущества покупателям: идет определенное соревнование за их получение, в том числе и по линии кредитования;

Ростом числа тех потенциальных покупателей, которые не располагают в достаточном объеме валютными ресурсами и с которыми торговые связи могут быть поддержаны только за счет кредитов.

Любой экспортер (продавец) старается получить как можно быстрее (после отгрузки товара) полный расчет, с тем чтобы сохранить свою ликвидность на достаточно высоком уровне. По той же причине импортер (покупатель) старается приобрести товар в кредит (с оплатой после его реализации). Тем самым кредит становится органической составной частью международных экономических связей.

В современных условиях масштабы кредитования ВЭД в России существенно возросли, а формы предоставления кредитов весьма расширились. Набор классификационных признаков видов кредитов весьма широк, но не все они одинаково важны с точки зрения финансирования ВЭД России. Из всего количества видов кредитов особое значение имеют: государственные, банковские, фирменные кредиты (классификация по источникам предоставления кредитных средств) и кратко– и среднесрочные кредиты (классификация по срокам предоставления). В первой группе еще выделяют смешанные кредиты и кредиты международных организаций.

Государственные, банковские и фирменные кредиты, как правило, считаются товарными кредитами, т. е. служат для обеспечения торговой сделки в целях покупки (продажи) конкретных товаров. Хотя эти виды кредитов могут предоставляться как со стороны импортеров, так и со стороны экспортеров, преобладают в основном последние. Во многом это связано с особенностями структуры экспорта (например, высокая доля в экспорте товаров длительного пользования или инвестиционных товаров требует дополнительных источников финансирования, ибо реализация этих товаров требует больше времени) и с возрастающей долей в международной торговле слаборазвитых стран, не располагающих достаточными собственными валютными ресурсами.

Важную роль во внешнеэкономических расчетах играют сроки и порядок обеспечения платежей. Различают полные и средние сроки кредитования. Полный срок охватывает время от начала предоставления до окончательного времени погашения кредита и включает:

льготный срок - время между окончанием использования и началом погашения кредита;

срок использования - период, в течение которого в счет кредита оплачивается товар (при банковском кредитовании), или время, включающее срок поставки товара или акцепта (признания задолженности) покупателем векселей экспортера (при фирменном кредитовании);

срок погашения.

Средний срок кредита имеет, прежде всего, расчетное значение: он показывает, в течение какого времени импортер пользовался всей суммой кредита.

Внешнеторговые кредиты практически никогда не покрывают всю стоимость экспортируемого товара. Определенная ее часть оплачивается покупателем наличными (при получении отгрузочных документов) и посредством авансовых платежей. Авансовыми называются платежи покупателя (импортера) до передачи товара в его распоряжение. Они обычно служат гарантией исполнения своих обязательств импортером и практически являются обязательными при торговле инвестиционными товарами, а также при заключении средне– и долгосрочных сделок. В международной торговле действует следующая зависимость: чем выше доля авансовых и наличных платежей и чем короче сроки поставок, тем «уступчивее» экспортер по отношению к цене товара.

Коммерческий кредит может предоставляться по двум направлениям: 1) экспортером – импортеру – в форме рассрочки платежа за проданный товар; 2) импортером – экспортеру – в виде покупательских авансов или авансов в форме задатка. Строго говоря, к фирменным кредитам следовало бы относить лишь те, которые осуществляются за счет собственных средств фирмы. Но довольно часто по линии коммерческого кредитования привлекаются и заемные средства. Тем самым размываются границы между различными формами кредитования (в данном случае между коммерческим и банковским кредитованием), особенно если речь идет о средне– и долгосрочных кредитах.

При фирменном кредитовании применяются различные сочетания авансово-наличных и кредитных платежей в зависимости от характера сделки, объекта расчетов, платежеспособности покупателей. Для российских фирм-импортеров чуть ли не стандартным правилом заключения сделок стала очень высокая доля авансово-наличных платежей (предоплата).

Фирменные кредиты оформляются в виде долгового обязательства, которое имеет две формы: вексельный кредит и кредит по открытому счету.

Вексельный кредит обычно выписывается экспортером на имя импортера.

Кредит по открытому счету практикуется между хорошо знающими друг друга партнерами, когда поставки осуществляются довольно регулярно, а задолженность погашается периодически.

Банковское кредитование – наиболее распространенная форма кредитования внешнеэкономической деятельности, хотя и государственное и фирменное кредитование в той или иной мере включают банковские критерии.

Следует различать три вида банковского кредитования ВЭД:

1) покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров. Этот вид кредита представляет собой форму рефинансирования фирменных кредитов, а механизм его реализации предполагает факторинг и форфейтинг;

2) выписка импортером (или его банком) долговых обязательств непосредственно на имя кредитора. Банки в этом случае предоставляют кредит непосредственно импортеру;

3) акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них экспортерами или импортерами. Обычно банки акцептанты в этом случае кредита не предоставляют, а привлекают для этого временно свободные средства участников национальных валютных (или денежных) рынков.

Банковское финансирование во многом базируется на выпуске и учете векселей, а также на различного рода гарантиях.

Факторинг и форфейтинг являются сравнительно новыми, нетрадиционными формами кредитования ВЭД. Вместе с тем их можно рассматривать и как средство превращения (или рефинансирования) фирменного (коммерческого) кредита в банковский. Факторинг обычно применяется при экспорте товаров массового производства и спроса, с рассрочкой платежа от 1 до 6 месяцев (краткосрочный кредит), а форфейтинг считается средне– (от 6 месяцев) или долгосрочным (до 5 лет) кредитованием экспортных операций. Эта форма кредита чаще всего применяется при торговле инвестиционными товарами, строительстве, монтаже и оборудовании объектов за границей. Факторинг предполагает многократные экспортные операции, а форфейтинг представляет собой разовую операцию (правда, на крупную сумму).

Факторинг в России применяется в следующих двух формах: 1) выкуп задолженности банком по акцептованному (плательщиком) платежеспособному документу, когда поставщик получил извещение об отсутствии средств; 2) выкуп задолженности на стадии представления платежных документов на инкассо в банк поставщика. В последнем случае поставщик в качестве получателя средств заранее указывает в платежных документах реквизиты банка, оказывающего факторинговые услуги.

При факторинге экспортер полностью освобождается от обработки внешнеторговой документации, валютных проблем, получения экспортной выручки (инкассации задолженности). Все это принимает на себя банк, равно как и все виды риска, связанные с данной внешнеторговой операцией.

Государство сохраняет за собой функцию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников внешнеэкономической деятельности. Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций.

Важное значение с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и в международных расчетах. В Российской Федерации данный порядок определяется положениями, принятыми Центральным банком России как главным органом валютного регулирования. Непосредственные операции с валютой осуществляют уполномоченные банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка России.

Для определения правового режима деятельности субъектов валютного регулирования проводится разделение операций с иностранной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка.

К текущим валютным операциям относятся преимущественно переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней, иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся юридические лица, другие предприятия и организации, созданные в соответствии с российским законодательством, находящиеся в России, и их филиалы и представительства за рубежом; физические лица, постоянно проживающие в России.

Валютные операции резидентов РФ включают текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России.

Как резиденты, так и нерезиденты осуществляют на валютном рынке экспортные и импортные операции. Причем если источником спроса на инвалюту является экспорт, то источником ее поступления является импорт.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

44. Центральные банки, их функции и денежно-кредитное регулирование Функции Центрального банка ЦБ – государственный орган, отвечающий за объем денежной массы и кредитов, предоставляемых экономике в целом. Значение: он несет ответственность за проведение денежной

автора Коллектив авторов

Раздел V Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

Глава 12 Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций 12.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) приводится в ст. 1 Федерального закона «Об

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

автора Смирнов Павел Юрьевич

37. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (начало) Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций: не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

38. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (окончание) Способы амортизации: 1) линейный – годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации,

автора

Глава 1 Организация внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 2 Регулирование внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.1. Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992–1995 гг. в целом

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

9.4. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия Международный маркетинг можно определить, как философию и инструментарий международного предпринимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 11 Страхование во внешнеэкономической

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

116. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:1) участие исполнительной власти в

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Экономика для любознательных автора Беляев Михаил Климович

Регулирование деятельности биржи Можно ли оставить такие риски без внимания со стороны регулирующих органов? Вопрос даже не риторический, поскольку ответ абсолютно очевиден. Конечно же, нет! Деятельность фондовой биржи, вернее, оборот ценных бумаг, сделки с ценными

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности в частности запрещает подкуп местных компаний и государственных чиновников независимо от местных традиций и норм деловой этики. В