Меню
Бесплатно
Главная  /  Деньги и государство  /  Сущность и содержание гражданского долга. Сущность служебного долга сотрудника правоохранительных органов

Сущность и содержание гражданского долга. Сущность служебного долга сотрудника правоохранительных органов

Введение

Цели и задачи:

Выяснить сущность гражданского долга, понять, в чем заключается профессиональная этика, изучить своеобразие медицинской этики.

Актуальность:

В современном мире существует множество проблем связанных с профессиональной этикой и гражданским долгом. Так как перед многими врачами, учеными часто встает нелегкий нравственный выбор.

Понятие долга

Роль сознания долга в жизни личности и общества.

Долг и личный интерес

Происхождение сознания долга и его структура.

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями, нравственными нормами. Это побуждающее свойство морали особенно хорошо просматривается при обращении к такому понятию морального сознания, как долг, который, как писал И. Кант "есть необходимость совершения поступка из уважения к закону".

Разумеется, эти поступки совершаются не по принуждению, а по доброй воле, сознательно.

В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу, Тиру через призму высших моральных ценностей. Добродетель, писал В. Соловьев, есть "должное отношение ко всему". А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, "для галочки". Впрочем, не только у индивида имеются обязанности перед обществом, но и у самого общества существуют обязанности перед отдельным человеком, особенно перед сиротами, больными, престарелыми, которые сами не могут защитить себя, удовлетворить свои насущные потребности.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долго деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

У индивида существуют не только нравственные потребности, нё только стремление делать добро, но и целый ряд других (физиологические, эстетические, религиозные, политические и др.), которые также стимулируют те или иные действия. Хорошо, когда между нравственными и другими потребностями нет серьезных противоречий. Но здесь возникает вопрос: В какой мере подобные поступки являются моральными? В какой мере в них проявляется доброта человека?

Например, продавец внимательно обслужил клиента. О чем это говорит? О его высокой моральности? Или о том, что ему это просто выгодно? Кант подобные действия называл не моральными, а легальными, т.е. в них не проявляется уважение к моральному закону, действие осуществляется не ради уважения к добру, но такие действия в то же время и не противоречат нормам нравственности. Словом, стремясь сохранить "чистоту" морального мотива, немецкий философ выводил огромное число действий из-под моральной оценки. Ведь даже любовь матери к ребенку и любовь ребенка к матери "отягощена" склонностью, даже надеждой на отдаленную или близкую выгоду. Подобный формализм не учитывал того обстоятельства, что добрые поступки, добро существуют не в чистом виде, а реализуются в самых различных видах деятельности (хозяйственной, политической и др.), где не могут не присутствовать и другие мотивы (произвести возможно больше продукта, заработать больше денег и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что нравственные потребности и облагораживают все другие влечения человека.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности. Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Но на каких бы позициях мы не стояли, мы все же не можем признать, что в сознании долга аккумулировались те требования, которые общественные институты от себя или от имени Бога предъявляли к индивиду. По мере развития культуры эти требования превращались в те требования, которые индивид предъявляет к самому себе. Аналогичный процесс идет в ходе становления человеческой личности. У младенца нет, конечно, представлений о своих обязанностях. Но по мере взросления те требования, которые ему предъявляют взрослые (требования первоначально самые простейшие), становятся требованиями, которые он предъявляет к самому себе. Таким образом, у индивида и происходит становление сознания долга (соответствующие чувства, представления).

Значимость сознания долга в нравственной жизни косвенно подтверждается и тем обстоятельством, что некоторые мыслители (стоики, Кант и др.) очень многое в морали пытались переосмыслить через призму должного.

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.

Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.

Будь! - долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отмечал, например, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, - повторяет эту мысль А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

ВВЕДЕНИЕ

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Так же источниками образования государственного долга могут служить войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальная политика государства.

Стоит отметить, что е диной научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Цель курсовой работы – исследование понятия и сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.

Исходя из целей курсовой работы основными задачами исследования являются:

  • раскрытие экономической сущности госдолга;
  • определение причин и последствий возникновения госдолга;
  • изучение долговых обязательств государства;
  • раскрытие взаимосвязи внешнего и внутреннего долга государства;
  • анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга РФ.

При написании курсовой работы использовались Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, учебные пособия теории финансов известных экономистов, таких, как Ковалев В.В, Макарова Л.А, Трошин Н.А и ряд других, а так же а также статьи из журналов «Вопросы экономики» «Бизнес и банки», «Финансы».

  1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
    1. Понятие и сущность государственного долга

Государственный долг - это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ 1 .

Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ" 2 .

При определении всего (внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил 3 .

Государственный долг так же подразделяется по времени обязательств на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Структурно госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Таким образом, различают государственный долг зависимости от срока погашения и объема обязательств, по времени обязательств, по уровню управления государственным долгом.

1.2 Причины и последствия государственного долга

Для подробного рассмотрения государственного долга необходимо рассмотреть причины его появления. С позиции долгосрочной исторической перспективы ответ может быть двояким: причинами были войны и спады.

Рассмотрим эти причины. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих.

Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

Второй причиной возникновения государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты.

Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. Таким образом, выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж; заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, то есть удлинению сроков погашения или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу.

В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

Существует ошибочное мнение, что рост государственного долга влияет на функционирование экономики, в какой-то момент может привести к банкротству нации, но этого не происходит по трём причинам. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращаться государственный долг не говоря уже о необходимости его полной ликвидации.

На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций 4 .

Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Если это приемлемо для избирателей, увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные хозяйства и корпорации не могут получить доходы за счёт сбора налогов; правительство может. Частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться; правительство не может.

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Слово «кредит» произошло от латинского «creditum» -- ссуда. В толковом словаре В. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном русском языке «кредит» определяется как ссуда, пре-доставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие.

Государственный кредит как стоимостная категория - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит как звено финансовой системы представляет отношения перераспределения валового внутреннего продукта и частично национального богатства, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, обычно не предназначенные для текущего потребления, переходят в пользу государства. Поэтому возможность существования государственного кредита, а как следствие и государственного долга, вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и тому подобных. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит .

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонного производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения средств хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

Возможность функционирования государственных кредитных отношений существенно подкрепляется постоянным наличием значительных свободных капиталов на международных финансовых рынках.

В условиях функционирования административно-командной экономики государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Принудительными были госзаймы, например выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.

Целесообразность использования заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока - и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и выражает собой денежную сумму, которая, выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.

Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными и муниципальными бумагами, степень доверия населения правительству.

Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Через определенный период времени предоставленные взаймы денежные средства возвращаются с процентами. Средством для погашения процентов за пользование государственным кредитом служат налоговые поступления. К. Маркс назвал государственный кредит антиципированными (взятыми наперед) налогами. Численный же состав налогоплательщиков и кредиторов государства, как и величины денежных потоков, как правило, не совпадают.

Основной формой государственных доходов, как известно, являются налоги. Займы же, являясь практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, не представляют доход государства, так как подлежат возврату кредиторам.

Займы увеличивают государственные расходы, т. е. функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, в то время как налоги не требуют дополнительных расходов по возмещению.

Кредитные отношения, при которых государство выступает как заемщик средств -- это классическая форма государственного кредита. В современных же условиях государство может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам на определенный срок на условиях платности и возвратности, и как гарант в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Следует отличать государственный кредит от банковского и коммерческого. Как уже отмечалось ранее, традиционная роль государственного кредита заключается в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета, а реальными источниками возвращения государственного кредита и процентов по нему являются налоги, а в случае недостаточности налоговых поступлений -- новые займы. Таким образом, экономическая сущность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала: средства, привлекаемые при государственном кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита.

Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, т. е. характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет погасить кредит, а также выплатить проценты за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности: товары, ценные бумаги и прочее, а при заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности. Отношения банковского кредита имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, в то время как результатом государственных кредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

При коммерческом кредите, как заемщиками, так и кредиторами выс-тупают действующие предприниматели, а кредит предоставляется не в денежной, а в товарной форме по особому документу -- векселю, т. е. коммерческий кредит -- это отсрочка платежа за поставленные товарно-материальные ценности .

Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в денежной форме.

Общественное назначение государственного кредита проявляется в его фискальной функции и, безусловно, контроле за мобилизацией средств государством, а также роли в общественном воспроизводстве:

1) регулирующей, 2) замещения наличных денег в обращении.

Как уже отмечалось ранее, государственный кредит -- средство мо-билизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов, поэтому в современных условиях государственные займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита -- это равномерное распределение налогового бремени во времени. Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит:

¦ от сроков заимствования средств;

¦ процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком.

Чем привлекательнее заем для инвесторов, тем более значительная часть налоговых поступлений должна быть направлена государством на его погашение; чем выше величина долга, тем большая доля средств направляется на его обслуживание.

При непроизводительном использовании мобилизованных посредством госзаймов денежных средств источником их погашения могут быть и новые займы.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

При проведении правильной кредитной политики с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства, которые государство перераспределит на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения. В условиях инфляции государственные займы, как основная форма государственного внутреннего кредита временно уменьшают платежеспособный спрос населения, так как из обращения изымаются избыточные денежные знаки на оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут направлены в сферу промышленного производства, то произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении, и если заимствованные государством денежные средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. А если кредитор -- юридические лица и полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной денежной массы в обращении возрастет .

Вместе с тем есть и негативный оттенок функционирования государственного кредита. Когда государство осуществляет заимствования на финансовом рынке, то в целом увеличивается спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента на рынке кредитов. Тем самым продолжение правительственных заимствований для бюджета сделает эти кредиты дорогими для заемщиков. И это лишает части необходимых ресурсов сферу производства (производственных инвестиций), поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента. Конкретным результатом перелива денежных средств между отраслями в рамках экономической системы является выравнивание нормы прибыли на вложенный капитал.

Регулирующая роль госкредита в общественном воспроизводстве способствует и обеспечению перераспределения денежных средств между территориями государства.

Следующая роль государственного кредита в воспроизводстве -- замещение наличных денег в обращении. В условиях адекватной экономическому развитию государственно-регулируемой денежно-кредитной политики эта роль государственного кредита позволяет эффективно заменить находящиеся в обращении полноценные деньги в определенном объеме на кредитные, также как, например, векселя, обращающиеся депозиты, чеки и т.д. В России нормальный денежный оборот замещается «черным налом», бартером, взаимозачетами, расчетами с помощью суррогатов денег (векселей, налоговых освобождений и т. п.). С самого начала рыночных реформ упор в борьбе за экономическую стабилизацию делался, прежде всего, на ограниче-ние роста денежной массы, что привело к недостатку денежных средств для обслуживания товарооборота: монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Следовательно, задача правительства России на современном этапе: повысить монетизацию экономики. И как одна из мер -- запрет свободно обращающейся иностранной валюты во внутренних расчетах в нашей стране.

Тема 2.1. Нравственные основы службы в органах внутренних дел. Профессиональная этика сотрудника органов внутренних дел. Сущность и содержание гражданского долга сотрудника органов внутренних дел, заключающегося в служении Отечеству и защите благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка. Высший нравственный смысл служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел по защите человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод. Смысл и содержание основополагающих нравственных ценностей службы в органах внутренних дел: гражданственности, государственности, патриотизма, как основы морального духа сотрудника полиции. Мораль как способ регулирования сознания и поведения людей. Золотое правило нравственности. Основные функции морали. Понятие моральных норм и моральных ценностей. Понятие профессиональной деонтологии. Источники норм профессиональной морали сотрудников полиции. Добро и зло применительно к деятельности органов внутренних дел. Справедливость как ключевое требование к обеспечению правопорядка. Профессиональный долг, его неукоснительное исполнение – сущность и содержание служебной деятельности сотрудника. Понятие моральной ответственности, ее разновидности. Моральная ответственность сотрудников полиции. Совесть и формы ее проявления в деятельности сотрудника полиции. Профессиональная честь и достоинство личности – их взаимосвязь и различия. Понятия «честь коллектива», «человек чести», «честь мундира». Единство морали и права в жизни общества. Государство как механизм ограничения насилия в обществе. Принципиальное различие правового принуждения и насилия. Морально-правовые основы правового принуждения. Нравственный смысл правовых ограничений на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции.

Тема 2.2 . История органов внутренних дел. Символы, традиции и ритуалы органов внутренних дел. Первые государственные учреждения российского государства, выполняющие полицейские функции. Создание полиции России Петром I. Полиция Российской империи в XVIII–XX веках в правоохранительной системе государства.

Милиция Временного правительства после Февральской революции. Рабоче-крестьянская милиция первых лет советской власти: формирование и развитие. Органы внутренних дел в предвоенный период. Роль и задачи милиции в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Советская милиция послевоенного периода истории СССР.

Милиция России в постсоветский период. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной российской полиции.

Героические страницы истории органов внутренних дел: мужество и верность служебному долгу сотрудников на всех этапах истории государства российского – пример для нового поколения российских полицейских.

Знамя и флаг Министерства внутренних дел Российской Федерации: символы чести и достоинства, доблести и славы органов внутренних дел.

Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: значение, смысл и ритуал принятия.

Значение и смысл служебных традиций органов внутренних дел. Дань памяти сотрудникам, погибшим при защите Отечества и выполнении служебного долга.

Служебные ритуалы. Дни воинской славы России и памятные даты истории органов внутренних дел.

Внешний вид и форменная одежда сотрудника органов внутренних дел, порядок её ношения. Отношение к служебному удостоверению. Специальные звания и знаки различия сотрудников. Государственные и ведомственные награды.

Тема 2.3. Служебная дисциплина в органах внутренних дел. Понятие и сущность служебной дисциплины, способы ее обеспечения. Обязанности сотрудников полиции по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины. Понятие и содержание законности как одного из принципов служебной деятельности сотрудника полиции.

Единоначалие в органах внутренних дел. Обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника). Порядок отдания приказа.

Правовые способы укрепления служебной дисциплины. Меры поощрения и порядок их применения.

Юридическая ответственность сотрудника полиции за правонарушения. Принадлежность виновного в правонарушении лица к органам внутренних дел как обстоятельство отягчающее наказание. Виды юридической ответственности сотрудников полиции.

Нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) и дисциплинарная ответственность сотрудников полиции. Дисциплинарные взыскания и порядок их наложения и исполнения. Порядок обжалования дисциплинарных взысканий.

Тема 2.4 . Антикоррупционный стандарт поведения сотрудника полиции. Понятие и причины коррупции. Виды и составы коррупционных правонарушений. Коррупционное опасное поведение сотрудника, дискредитирующее органы внутренних дел.

Государственная антикоррупционная политика. Противодействие коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации. Меры по профилактике коррупции.

Требования к антикоррупционному поведению сотрудника полиции. Ограничения и запреты, налагаемые на сотрудника в связи со службой в органах внутренних дел.

Обязанность сотрудников полиции представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Обязанность сотрудников полиции уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов и его предупреждение. Отношение сотрудника полиции к ненадлежащей выгоде. Отношение сотрудника полиции к подаркам и иным знакам внимания.

Сущность профессионально-нравственной деформации сотрудника полиции, ее причины, формы проявления. Проблемы профилактики и преодоления профессионально-нравственной деформации сотрудников полиции. Роль социальной среды и негативного авторитета неформальных лидеров в развитии и проявлении профессиональной деформации. Морально-деловые качества сотрудника органов внутренних дел, способствующие предотвращению профессиональной деформации.

Тема 2.5. Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел. Этикет как совокупность правил поведения. Специфика служебного этикета в органах внутренних дел. Этикет отношений начальника и подчиненного, старшего и младшего. Принципы служебного этикета. Вежливость как этикетная норма. Этикетные требования к внешнему виду и форме одежды сотрудников полиции. Приветствие полицейскими друг друга – взаимное проявление уважения и вежливости.

Культура устной и письменной речи сотрудника полиции . Этикет как средство укрепления служебной дисциплины. Соблюдение служебного этикета – необходимое условие сплочения коллектива, создание в нем здоровой морально-психологической атмосферы.

Основные нормы этикета в поведении сотрудника полиции. Этикет при проведении служебных совещаний. Этикетные нормы на строевых смотрах, при инструктаже и разводе сотрудников, заступающих на службу. Внеслужебное общение сотрудников полиции.

Этикетные нормы поведения сотрудников полиции при обращении с гражданами. Расположение посетителя к себе в условиях служебной обстановки – основа эффективного общения. Недопустимость равнодушия, грубости, высокомерия, угрожающих действий или угрозы применения физической расправы, специальных средств, огнестрельного оружия, необоснованных нравоучений, несправедливых обвинений, упреков, а также других действий сотрудника полиции, оскорбляющих достоинство гражданина.

Основные требования к сотруднику полиции при нахождении его на улице и в общественном городском транспорте. Особенности поведения сотрудника при нахождении в поездах, самолетах и иных транспортных средствах дальнего следования.
Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты:


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008) // Рос.газета. 1993. 25 декабря.

  2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

  3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

  4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

  5. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

  6. Приказ МВД России от 6 мая 2013 г. № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

  7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36 (декабрь).
Основная:

  1. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие // Под общ.ред. проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

  2. Основы профессиональной этики и служебного этикета: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.
Дополнительная:

  1. Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие// Под ред. С.С. Пылёва. – М., 2009.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Тема 2.6. Психологическая характеристика различных видов деятельности органов внутренних дел. Профессионально-психологические требования к личности сотрудника органов внутренних дел. Общая психологическая характеристика правоохранительной деятельности. Психологический анализ оперативно-розыскной деятельности, деятельности по дознанию и расследованию преступлений, охране общественного порядка. Профессионально важные качества сотрудника органов внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности.

Психологический потенциал сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающий эффективность его деятельности и реализации профессиональных функций. Основные структурные компоненты психологического потенциала: морально-психологические качества, познавательные и интеллектуальные качества, эмоционально-волевые качества, коммуникативные качества.

Профессиональная деформация сотрудника органов внутренних дел, ее профилактика и преодоление. Основные проявления профессиональной деформации и коррупционного поведения.

Тема 2.7. Психология профессионального общения сотрудника органов внутренних дел. Особенности предупреждения и разрешения конфликтов в служебной деятельности. Понятие общения в психологии. Психологические особенности профессионального общения сотрудника органов внутренних дел, нормативная регламентация общения. Этапы профессионального общения с учетом применения конкретных приемов общения.

Основные способы построения психологического портрета в процессе профессионального общения. Анализ структуры профессионального общения сотрудника органов внутренних дел: психологическое «чтение» особенностей поведения, внешнего облика, составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица; поиск предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта; взаимодействие в процессе профессионального общения, методы воздействия на других лиц с целью решения оперативно-служебных задач; оценка результатов конкретного акта общения и планирование дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями).

Понятие, сущность и причины служебных конфликтов. Динамика конфликта. Основные модели поведения личности в конфликте. Конфликт между личностью и группой. Особенности межэтнических конфликтов.

Возможности разрешения конфликта. Способы и методы разрешения межличностных конфликтов: уклонение; сглаживание; принуждение; компромисс; решение проблемы. Алгоритм действий полицейского по разрешению конфликта.

Тема 2.8. Психологические особенности экстремальных ситуаций в деятельности органов внутренних дел. Приемы психической саморегуляции сотрудника полиции. Общая характеристика экстремальных ситуаций. Чрезвычайные обстоятельства. Чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные происшествия криминального характера. Их воздействие на психику человека.

Психологические особенности девиантного (отклоняющегося) поведения сотрудника органов внутренних дел. Анализ психологических зависимостей.

Причины и профилактика суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел.

Устойчивость личности к негативным воздействиям внешней среды. Основа психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел: анализ конкретных ситуаций.

Способы саморегуляции эмоционального состояния: аутогенная тренировка, расслабление мимической мускулатуры, дыхательные упражнения, управление вниманием, приемы воображения.

Тема 2.9. Психологический практикум. Развитие профессионально-важных качеств таких как: концентрация, устойчивость, распределение, переключение внимания; распознавание лиц (объектов) по словесному портрету; распознавание лиц (объектов) в условиях помех; способность предвидеть последствия поведения людей; способность понимать поступки и действия людей на основе невербальных реакций (мимика, позы, жесты, походка и др.); способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях; навыки запоминания, наглядно-образного мышления; способность осуществлять типологию наблюдаемого поведения.

Психология распознавания лжи и лжесвидетельствования. Моделирование поведенческих схем террористического поведения (разыгрывание ролей, демонстрация видеофрагментов) и тренировка навыков их профилирования (выявления, распознавания).

Форма проведения занятий: тренинги в т. ч. с решением ситуационных задач. Ролевые игры.
Рекомендуемая литература

Основная:


  1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник/В.В. Романов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2011.– 525с.

  2. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля//(И.Б. Лебедев и др.); под ред. В.Я. Кикотя, В.Ю. Рыбникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 463с.
Дополнительная:

  1. Копылова Г.К. Психология: Учебно-методическое пособие. – Калининград: Калининградский юридический институт МВД России 2011.

  2. Пряхина М.В., Устюжанин В.Н. Психология в деятельности сотрудников ОВД (в схемах с пояснениями): учебное пособие: доп.МВД РФ//под ред. А.Т. Иваницкого//– М.: ДГСК МВД РФ, 2011 – 128 с.

БЛОК III.ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Тема 3.1. Первая помощь при травмах, ранениях и кровотечениях. Понятие о травме. Виды повреждений. Порядок и правила оказания первой помощи. Клинические признаки острых неотложных состояний и первая помощь при них. Понятие о ранениях, их характеристика. Виды повязок и правила их наложения. Понятие и виды кровотечений, их характеристика. Остановка кровотечения с помощью подручных средств. Особенности оказания первой помощи при проникающих ранениях груди и живота. Правила и способы транспортировки пострадавших.

Тема 3.2 . Первая помощь при воздействии высоких и низких температур, поражении электрическим током, обмороке, тепловом и солнечных ударах, функциональных повреждениях. Реанимация. Ожоги, обморожение и электротравма: классификация, признаки и первая помощь при них. Обмороки и причины его возникновения. Тепловые и солнечные удары. Первая помощь пострадавшим при обмороках. Правила оказания первой помощи при отравлениях. Первая помощь при асфиксии и утоплении. Закрытая черепно-мозговая травма. Правила оказания первой помощи при закрытой черепно-мозговой травме. Способы проведения пострадавшему реанимационных мероприятий и их последовательность. Методика проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.

Тема 3.3. Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях, повреждениях опорно-двигательного аппарата. Признаки ушиба, вывиха, растяжения, разрыва связок. Синдром длительного сдавливания. Первая помощь при них. Виды переломов костей. Иммобилизация кисти, предплечья, плеча, стопы, голени, бедра. Первая помощь при переломе челюсти, ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, переломе костей черепа. Последовательность оказания первой помощи при наличии у пострадавшего кровотечения, переломов, шока, нарушения дыхания. Способы извлечения пострадавшего из автомашины, ямы, канавы и т.д. с учетом имеющихся у него повреждений и порядок оказания первой помощи. Правила транспортировки пострадавшего с места дорожно-транспортного происшествия.
Рекомендуемая литература

Основная:


  1. Тузов А. И. Оказание сотрудниками органов внутренних дел первой помощи пострадавшим: Памятка. – М.: ДГСК МВД России, 2011.
Дополнительная:

  1. Величко Н.Н., Кудрин Л.А. Первая медицинская помощь. Учебник. Изд. 2-е, пер. и доп. − М., 2008.

БЛОК IV. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО И РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ