Меню
Бесплатно
Главная  /  Электронные платежи  /  Многообразие стран мира. Основные типы стран

Многообразие стран мира. Основные типы стран

В данный момент на нашей планете существует 230 стран, 190 из которых являются независимыми. Каждая страна уникальна и имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других государств. В чем же заключается многообразие стран современного мира?

Многообразие стран мира

В XX веке количество стран увеличилось. К этому привел тот факт, что после Первой Мировой войны образовались новые страны: Польша, Эстония, Латвия, Литва. Позже, после распада СССР, появилось еще несколько независимых государств.

Рис. 1. Страны на карте мира.

Все страны можно разделить на страны-гиганты (Россия, Канада, США, Бразилия), средние страны (большинство европейских стран) и страны-карлики (Люксембург, Лихтенштейн).

Рис. 2. Люксембург – страна-карлик.

Самой большой по площади страной в мире является Россия. Она занимает территорию в 17,1 млн. кв. км.

Также страны отличаются по географическому положению. Если страна не имеет выхода к морям и океанам, то такое государство относится к внутриконтинентальным. Еще по географическому положению выделяют полуостровные, островные, приморские страны, а также страны-архипелаги.

Основные типы стран

Все страны мира можно разделить на несколько типов, к каждому из которых будут относится государства со сходными характеристиками в социально-экономическом развитии.

К основным типам стран относятся:

Рис. 3. Южная Корея.

Также в ООН существует еще одна классификация, согласно которой выделяют две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. К экономически развитым странам по классификации относятся около 60 стран, для которых характерен высокий уровень развития экономики, высокий уровень жизни населения и развитая сфера услуг.

К группе развивающихся стран относятся все остальные государства, которые не вошли в группу развитых стран. В основном, они расположены в Азии, Африке, Латинской Америке. На этих территориях проживает более половины населения земного шара и занимают эти страны больше половины суши Земли.

Чтобы определить страну в ту или иную группу в первую очередь обращают внимание на внутренний валовый продукт (ВВП).

ВВП – стоимость всей материальной и нематериальной продукции, выпущенной на территории одной страны за один год.

Что мы узнали?

География занимается изучением не только географического положения той или иной страны, но и ее экономическими и социальными характеристиками. Так как в современном мире существует примерно 230 стран, то есть необходимость делить их по схожим признакам. В ООН предлагают две основные классификации, при которых государства делятся на экономически высокоразвитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой в одной классификации, и на экономически развитые и развивающиеся – в другой.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 581.

География. Зачет.

Часть 1.

Вопрос 1.

Примерами зависимых стран

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира , площадь которых превышает 2,5 млн. км 2

Карликовые государства:

Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

По особенностям географического положения :

1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия, Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

3)островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;

4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития :

1) Экономически развитые страны: 30 государств мира, в том числе США, Канаду, все страны Западной Европы, Японию, Израиль, ЮАР, Австралию и Новую Зеландию.



2)Страны с переходным типом экономики: все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

3)Развивающиеся страны: самая большая группа (около 150 государств), страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

1)Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др. Большинство независимых государств мира являются республиками.

2)Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др..

Вопрос 2.

Вопрос 3

Вопрос 4

Основные формы административно-территориального устройства стран мира.

1. Унитарные - административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире - унитарные.

2. Федеративные - наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Нигерия, Швейцарская Конфедерация и др.).

Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.



Билет 5

Численность населения мира

1. Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд чел.

Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах:
Китай - 1 млрд 221 млн чел.;
Индия - 936 млн чел.;
США - 263 млн чел.;
Индонезия - 198 млн чел.;
Бразилия - 162 млн чел.;
Россия - 147 млн чел.

Есть страны, численность населения которых составляет 20-30 тыс. чел. (Например, «карликовые» государства Зарубежной Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра.)

На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился. Так, в течение XIX века численность населения возросла на 710 млн чел., а в течение XX века - на 4590 млн чел. Причем наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80-е годы XX века, когда число жителей планеты выросло более чем в 1,5 раза.

Такой резкий скачок численности населения получил название «демографический взрыв» . Он явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения медицинского обслуживания, развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн чел., причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Половозрастные пирамиды.

Возрастно-половые пирамиды - графическое представление распределения населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения. Возрастно-половой состав населения представляет соотношение возрастно-половых групп - совокупностей людей одинакового возраста.

Билет 7

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Билет 8

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что такое депортация?

Депортация - это насильственное переселение народа, связанное с участием страны в военных действиях (международный военный конфликт или гражданская война), с целью его изоляции.

Билет 9

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 10

Мировое хозяйство. МГРТ.

Мировое хозяйство - исторически составлена совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими связями, в основе которых лежит международное разделение труда.

Считают, что мировое хозяйство окончательно сложилось в конце XIX - начале ХХ в. и прошло в своем развитии три этапа: зарождение (до сер. XIX в., аграрная стадия), становления (вторая половина XIX в. - середина ХХ в., индустриальная стадия), расцвет (с конца ХХ в., постиндустриальная стадия).

Мировое хозяйство - сложная система, в которой различают отраслевую и территориальную структуру. В современном мировом хозяйстве выделяют три главных экономических ядра: Европейское (во главе с Германией), Американское (с ведущей ролью США), Азиатско-Тихоокеанское (с руководящей ролью Японии).

Международный географический разделение труда (МГРТ ) - высшая форма общественного разделения труда, выражающаяся в специализации отдельных стран в производстве определенных видов продукции, услуг и дальнейшем обмене ими.

Специализация отдельных стран в производстве определенных видов продукции и услуг предполагает их производство в размерах, намного превышающих собственные потребности страны-производителя. Так формируются отрасли международной специализации, которые ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» страны в международном разделении труда (Саудовская Аравия является поставщиком на мировой рынок нефти, Канада - зерновых, Замбия - меди, Япония - робототехники, радиоэлектроники, автомобилей, капитала).

Вопрос 11

Вопрос 12

Билет 13

Типы сельского хозяйства

В экономически развитых странах преобладает I тип сельского хозяйства. Преобразование сельского хозяйства на основе достижений НТР (повышение урожайности путем селекции новых скороспелых сортов, расширение ирригации, широкое применение техники и т. д.) и создание системы агробизнеса - включающего наряду с производством сельскохозяйственной продукции ее переработку, хранение, перевозку, сбыт, выпуск техники и удобрений - все это придает с. х. развитых стран индустриальный характер. Появился новый тип производства - высокомеханизированные крупные фермы и фабрики - эффективные, но наносящие громадный вред природе.

В развивающихся странах представлений в основном традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство, преимущественно растениеводство, мало или вообще не сочетающееся с животноводством, малотоварный сектор представлен сотнями миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые обычно обеспечивают пропитание семьи. В этом секторе сохраняется и подсечно-огневое земледелие, а основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Поэтому страны «третьего мира» очень сильно отстают от развитых стран по уровню интенсификации с. х. Наряду с этим необходимо отметить, что в развивающихся странах представлены также и крупные фермы и плантации, относящиеся к товарному хозяйству. Они расположены обычно в наиболее благоприятных для выращивания той или иной культуры местах, производство их часто ориентировано более на внешний, чем на внутренний рынок.

Экологические проблемы

Влияние сельского хозяйства на окружающую среду огромно.

К нему можно отнести:

· эрозия земли в результате неправильной агротехники;

· загрязнение почв из-за чрезмерного использования минеральных удобрений и ядохимикатов;

· загрязнение сточными водами животноводческих ферм нарушение растительного покрова вследствие освобождения территории под сельхозугодья.

Вопрос 14

Кукуруза была привезена в Европу из Америки в эпоху Великих географических открытий. Ее родиной считается Мексика. Она широко распространена в Северной Америке и Зарубежной Азии. Кукурузу выращивают не только на зерно, но и на зеленую массу, что расширило зону ее распространения. Основными производителями были и остаются США, Китай, Бразилия. Наибольший экспорт зерна осуществляют США, Канада, Австралия, Франция, Аргентина. Основным районом выращивания культуры стал «кукурузный пояс» в США.

Овощные культуры распространены во всех странах мира, однако они имеют ограниченные ареалы, привязанные, как правило, к городам. Овощное хозяйство в настоящее время является ведущей отраслью так называемого пригородного сельского хозяйства. Оно высокоинтенсивно, в нем находят применение новейшие технологии в области сельского хозяйства. Среди клубнеплодных культур ведущая роль принадлежит картофелю. Родиной картофеля считается Латинская Америка, однако в настоящее время наибольший сбор картофеля - в странах Европы, Индии, Китае и США. Главные страны-производители картофеля: Польша, Россия, Китай, Украина, Германия, США, Индия, Беларусь, Нидерланды.

Сахароносные культуры представлены сахарным тростником (он культивируется в зонах тропического, субтропического и муссонного климата) и сахарной свеклой (выращивается в умеренном поясе). Главные производители сахарного тростника - Бразилия, Индия, Куба, Китай; сахарной свеклы - Украина, Франция, Россия, Польша, США. В основном продуктом международной торговли выступает тростниковый сахар-сырец, грузопотоки которого направлены из Бразилии, Кубы, Австралии в Зарубежную Европу, США, страны СНГ, Китай, Японию и новые индустриальные страны Азии.

Тонизирующие культуры распространены в зоне тропического и субтропического климата и имеют очень ограниченные ареалы. Главный экспортер чая - Индия, кофе - Бразилия, какао - Кот-д"Ивуар.

Хлопководство сосредоточено в девяти крупных районах:

* Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия (Китай, Индия, Пакистан, Таиланд);

* Средняя Азия и Закавказье (Узбекистан, Азербайджан);

* Юго-Западная Азия (Турция, Иран, Ирак, Сирия, Афганистан);

* Северная и Северо-Восточная Африка (Египет, Судан, Эфиопия, Уганда, Танзания);

* Западная и Центральная Африка (Нигерия, Заир);

* Южная Африка (Мозамбик, Мадагаскар);

* Северная Америка (США, Мексика);

* Южная Америка (Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

* Австралия.

Главными экспортерами хлопка являются: США, Узбекистан, Пакистан, Китай, Индия, Египет.

Натуральный каучук (гевея) распространен в Южной и Юго-Восточной Азии. На эти страны приходится более 90% мирового производства. Главные страны-производители и экспортеры: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Индия, Шри-Ланка, Филиппины.

Крупнейший производитель табака - Китай, в значительно меньших объемах его производят Индия, Бразилия, Италия, Греция, Болгария, Турция, Куба, Япония.

Вопрос 15

Скотоводство

Значениеразведения крупного рогатого скота (1,3 млрд. голов) в том, что эта подотрасль дает почти все молоко и более 1/3 мяса.

В целом можно сказать, что молочное направление наиболее характерно для густонаселенных районов Европы и Северной Америки (в лесной и лесостепной зонах умеренного пояса).

Мясомолочное скотоводство распространено как в районах умеренного пояса с интенсивным сельским хозяйством, так и в более засушливых районах, хуже обеспеченных трудовыми ресурсами. Мясной скот разводят преимущественно в более засушливых районах умеренного и субтропического поясов.

Свиноводство

К самым динамичным отраслям животноводства относитсясвиноводство (более 0,8 млрд. голов). Успехи в свиноводстве были столь ощутимы, что свинина теперь дешевле говядины. Свиноводство возможно повсюду. В мусульманских странах свиноводство практически отсутствует по религиозным соображениям. Обычно данная отрасль находится вблизи густонаселенных областей, а также районов интенсивного картофелеводства и свекловодства. Почти половина мирового поголовья свиней приходится на Азию, прежде всего на Китай.

Овцеводство

Овцеводство (1,2 млрд. голов) преобладает в странах и районах, обладающих обширными пастбищами. При этом тонкорунное овцеводство чаще всего встречается в районах с более засушливым климатом и ведется в условиях степных и полупустынных пастбищ. Полутонкорунное, мясошерстное овцеводство преобладает в районах, лучше обеспеченных влагой и обладающих более мягким климатом. Крупнейшая в мире область овцеводства - степные районы Австралии.

Билет 16

География. Зачет.

Часть 1.

Вопрос 1.

Многообразие стран современного мира, их основные типы.

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира , площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан.

Карликовые государства: Ватикан, Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино.

На современной политической карте мира насчитывается около 240 стран, примерно 200 из которых - независимые страны, т.е. государства.

Примерами зависимых стран являются Гибралтар, остров Святой Елены, Бермудские и Фолклендские острова (Великобритания), Гренландия и Фарерские острова (Дания), Гвиана, Новая Каледония и Французская Полинезия (Франция), Пуэрто-Рико и Американское Самоа (США).

По размерам территории выделяют 10 самых больших стран мира, площадь которых превышает 2,5 млн. км 2 - Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан и Судан. Их противоположностью являются карликовые государства. Самым маленьким государством мира называют Ватикан, занимающий один квартал Рима.

Крупнейшими по численности населения являются Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия и Япония.

Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения в 2007 году

По особенностям географического положения различают страны:

1) приморские (т.е. имеющие выход к морю) - Россия? Украина, Финляндия, Франция, Иран, Алжир, Египет, Нигерия, Танзания, ЮАР, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина и др.;

2) внутриконтинентальные (т.е. не имеющие выход к морю) - Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Чехия, Словакия, Австрия, Швейцария, Афганистан, Непал, Монголия, Лаос, Чад, Нигер, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Эфиопия, Боливия, Парагвай и др.;

3) островные (т.е. страны, расположенные на островах) - Великобритания, Ирландия, Исландия, Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Куба, Ямайка, Гаити; Папуа - Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи и др.;

4) страны-архипелаги (т.е. страны расположенные на группе островов) - Япония, Индонезия, Филиппины, Мальдивские Острова, Коморские Острова, Багамские Острова, Кирибати и др.;

5) полуостровные (т.е. страны, расположенные на полуостровах) - Испания, Португалия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Греция, Турция, Саудовская Аравия, Индия, Вьетнам, Таиланд, КНДР, Южная Корея, Сомали и др.

По уровню социально-экономического развития выделяют 3 группы стран: экономически развитые страны, страны с переходным типом экономики и развивающиеся страны.

К экономически развитым странам относят около 30 государств мира, в том числе США, Канаду, вс

К группе стран с переходным типом экономики относят все страны СНГ (в том числе Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахстан, Узбекистан и др.), все страны Восточной Европы (например, Польшу, Эстонию, Чехию, Сербию, Румынию, Болгарию, Хорватию и др.) и Монголию.

Самую большую группу (около 150 государств) составляют развивающиеся страны, расположенные в Азии (Индия, Индонезия, Саудовская Аравия и др.), Африке (все страны, кроме ЮАР), в Центральной и Южной Америке (Мексика, Бразилия, Аргентина и др.) и Океании (Фиджи, Самоа и др.).

По форме правления страны делят прежде всего на монархии и республики.

Монархия - форма правления, при которой власть передаётся по наследству. Примерами монархий являются Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Марокко и др.

Большинство независимых государств мира являются республиками. Республика - форма правления, при которой власть избирается па определённый срок. Примерами республик могут служить Россия и другие страны СНГ, Германия, Франция, Италия, Турция, Иран, Индия, Алжир, Нигерия, Судан, ЮАР, Египет, США, Мексика, Бразилия и др.

Билет 19 вопрос 2

Восточная Сибирь и Дальний Восток богаты разнообразными природными ресурсами, но используются они ещё в незначительной степени. Какие природные, экономические и социальные факторы затрудняют освоение ресурсов этих территорий?


Главными причинами слабого использования гигантского природно-ресурсного потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока являются:

1) экстремальные климатические условия на большей части территории этих двух регионов;


2) удалённость Восточной Сибири и Дальнего Востока от главных экономически развитых регионов страны, большие транспортные издержки на ввоз и вывоз товаров;

3) слабо развитая транспортная сеть, тяжёлые условия для строительства новых дорог;

4) слабая освоенность территории и малая плотность населения (на большей части территории она составляет менее 1 человека на 1 км2);

5) резкая нехватка трудовых ресурсов, усугубляющаяся отрицательным естественным приростом и миграционным оттоком населения из этих регионов;

6) нехватка финансовых инвестиционных средств для развития экономики этих регионов;

7) большая зависимость Восточной Сибири и Дальнего Востока от ввоза многих видов топлива, машин, оборудования, товаров народного потребления и продовольствия.


Билет 19 вопрос 3

Определите по карте бассейны и водоразделы рек.
Перед показом бассейнов и водоразделов рек, которые предложит учитель следует дать определения этих терминов.

Речной бассейн - это территория, с которой река собирает свои воды.


Водораздел реки - граница речных бассейнов.
Аккуратно проведите границу речного бассейна. Обратите внимание, что водоразделы проходят по наиболее высоким местам (горным хребтам и возвышенностям) и не могут пересекать реки и озёра (а пересекать каналы - могут!).

Билет 20 вопрос 1

Комплексная географическая характеристика своей местности.
Составьте описание своей местности по плану:
1) Географическое положение.

2) Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

3) Климатический пояс и краткая характеристика климата: средняя температура января и июля, преобладающие ветры, годовое количество осадков, их сезонность, коэффициент увлажнения.

4) Внутренние воды, крупнейшие реки и озёра.

5) Природная зона.

6) Почвы, растительность и животный мир.

7) Особенности населения: численность, размещение, воспроизводство, половой, возрастной, национальный и религиозный состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграций и трудовых ресурсов.

8) Предпосылки для развития хозяйства.

9) Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.

10) Особенности развития транспорта и непроизводственной

11) Проблемы и перспективы развития.

12) Вывод о экономическом развитии.
Билет 20 вопрос 2

Евразия - самый большой по площади материк Земли. Используя карты атласа, докажите, что в расположении природных комплексов Евразии проявляется закон широтной зональности.
Все основные природные зоны в Евразии имеют ярко выраженное широтное распространение, т.е. протягиваются с запада на восток, сменяя друг друга с севера на юг, что и является законом широтной зональности.

Закону широтной зональности подчинены такие компоненты природного комплекса, как почвы, растительность, животный мир. Рассмотрим как расположен на материке Евразия каждый из этих компонентов.

По почвенной карте мы видим, что протягиваясь с запада на восток друг друга последовательно сменяют в направлении с севера на юг следующие типы почв: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, бурые лесные и серые лесные, черноземы, каштановые, бурые полупустынные и т.д.

По карте растительности и животного мира также видно, что зоны протягиваются субширотно и последовательно сменяют друг друга с севера на юг.

Одним из крупных природных комплексов является географическая природная зона. В ее состав входят компоненты, подчиняющиеся закону широтной зональности, это определяет подчинение закону широтной зональности самих природных зон. Посмотрим на карту природных зон материка Евразия. Видно, что они протягиваются с широтном направлении (с запада на восток), последовательно сменяя друг друга от севера к югу: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса и т.д. Таким образом видно, что природные комплексы Евразии (а именно природные зоны) подчиняются закону широтной зональности.

Билет 20 вопрос 3

Определите по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнёров России.

По статистическим данным можно установить, что за последние годы существенно выросло значение внешней торговли для экономики России. Увеличилась доля экспорта в ВВП.

Более 80% внешней торговли России приходится ныне на страны Западной Европы. Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 37,2 млрд.долларов США, Китай – 35,9 млрд.долл.США, Германия – 31,7 млрд.долл.США, Италия – 23,6 млрд.долл.США, Турция – 16,1 млрд.долл.США, США – 14,1 млрд.долл.США,Франция – 13,9 млрд.долл.США, Япония – 13,6 млрд.долл.США, Польша – 13,3 млрд.долл.США, Республика Корея – 11,1 млрд.долл.США.

Географическая структура экспорта РФ по странам в 2010 году, %

Географическая структура импорта РФ по странам в 2010 году, %

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район

ГЕОГРАФИЯ

Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»

10 класс (профильный уровень)

Урок разработан

Учителем географии МБОУ СОШ №1

Ст.Каневской Краснодарского края

А.В.Макаренко

Макаренко Ангелина Владимировна

Учитель географии МБОУ СОШ№1

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

10 класс (география, профильный уровень)

Цель урока : формирование представления о современной политической

Карте мира

Задачи урока : - сформировать представление о разнообразии стран

Современного мира;

Выяснить основные критерии классификации стран мира;

Дать понятие «суверенное государство», «валовый

Внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

Продолжить формирование навыков работы с различными

Источниками географической информации и контурными

Картами;

Выяснить значение политико-географического

Положения для страны

Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока : изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала .

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории - преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)

Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)

Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

  1. Экономически развитые
  2. Развивающиеся

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний ):

1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)

2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)

3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)

Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :

  1. «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
  2. Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
  3. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
  4. Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

Подгруппы развивающихся стран:

  1. Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
  2. Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
  3. Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
  4. Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
  5. Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
  6. Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )

Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

Семерки» на контурных картах.

Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся : Основные группы стран:

  1. По площади территории
  2. По численности населения
  3. По особенностям ГП
  4. По уровню социально-экономического развития

II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .

ТЕСТ (1 вариант)

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

1) около 150

2) около 230

3) около 50

4) около100

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

4)США и Иран

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

ТЕСТ (2 вариант)

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Боливия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1) Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3) Индонезия и Перу

4) Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1) Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3) Аргентина и Перу

4) Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

1) Австралия

2) Египет

3) США

4) Монголия

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

2) Италия и ФРГ

3) Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

III. Домашнее задание.

Стр.9-14

Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

мира (микрогосударства)

Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения

Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока

(1-3 учащихся по желанию)


Видеоурок 2: Типы стран современного мира

Лекция: Многообразие стран мира. Основные типы стран


Многообразие стран мира

В ХХ веке значительно увеличилось количество стран. Связано это с историческими событиями. После Первой Мировой войны на карте появились государства: Польша, Латвия, Эстония, Литва, Австрия, Венгрия. После Второй Мировой войны образовались ГДР и ФРГ. После распада Советского Союза появились новые независимые государства: Чехословакия, Югославия, Белоруссия, Украина и т.д. На 2000 год в мире насчитывалось 230 государств. По некоторым данным в настоящее время насчитывается 251. Некоторые из них не признаны ООН, однако они существуют. К таким странам относят Косово, Тайвань и т.д. Государств в мире насчитывается 195.


Группировка стран в мире проводится в основном по количественным показателям:

    по площади занимаемой территории

    количеству жителей

Иногда выделяют группы по их расположению:

    приморские

    островные

    страны-архипелаги

Типология стран основывается на более сложных и важных показателях экономического и политического развития страны. Типологий существует несколько.

До 90-х годов выделяли три типа стран:

    социалистические

    капиталистические

    развивающиеся

С крахом социалистической системы эта типология утратила свою актуальность. Более популярна типология деления стран на:

    экономически развитые

    страны переходного типа

    развивающиеся

Некоторые выделяют два типа:

    развитые

    развивающиеся

Основной критерий типологии ВВП на душу населения .


Основные типы стран

    Экономически развитые страны

К этому типу относятся 60 стран мира. Их отличает высокий уровень ВВП. Этот тип подразделяются еще на четыре группы. Первая – это страны «большой семерки» - наиболее развитые страны мира: США, Канада, Япония, Франция, Англия, Италия, Германия. Вторая группа образована менее крупными странами Западной Европы. Третья группа страны, находящиеся не на территории Европы (Австралия, ЮАР). К четвертой относят Сингапур, Корею, Тайвань.

    Развивающиеся

К этому типу относится большая часть стран мира, они занимают 1/2 суши, население составляет 4/5 от населения мира. Из-за большого разнообразия и количества стран трудно создать их типологию. Условно их разделяют на шесть групп:


1. «Ключевые страны» являются лидерами развивающихся стран. К ним относят Индию, Бразилию, Мексику и Китай. Объем продукции, производимой этими странами, превышает объем, который производят все остальные страны, относящиеся к этому типу. Но ВВП составляет 400 долларов.


2. ВВП в странах второй группы составляет 1-2 тыс.доллара. К таким странам относят Аргентину, Чили, некоторые страны Азии и Северной Африки.


3. Новые индустриальные страны относят к третьей группе. Некоторое время их экономика совершила скачок в развитии.


4. Нефтеэкспортирующие страны – страны Персидского залива, Катар, ОАЭ, Кувейт, Саудовская Аравия. ВВП на душу населения достигает 6-10 тыс. долларов, полученных от продажи нефти.


5. Отстающие страны наиболее многочисленная группа этого типа. ВВП на душу населения составляет 1 тыс. долларов и ниже. В экономике этих стран сохранились феодальные пережитки, отсталая экономика.