Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Проблемы экономической безопасности в современном мире. Проблемы экономической безопасности российской федерации

Проблемы экономической безопасности в современном мире. Проблемы экономической безопасности российской федерации

Прежде чем определим некоторые проблемные аспекты в сфере обеспечения безопасности, необходимо выделить уровни возникновения данных проблем.

Первым уровнем является глобальная экономическая безопасность, то есть восприимчивость России к угрозам со стороны глобальной экономики третьих стран. Данный уровень имеет также название международная или внешняя безопасность, однако более точным в научной литературе считается определение указанного уровня через термин «глобальный». В качестве второго уровня безопасности выступает региональная безопасность.

К третьему уровню можно отнести внутреннюю безопасность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России.

Проблемы глобальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи с задачами гармонизации сфер экономики. В качестве одной из основных причин мирового финансового кризиса можно назвать существенное увеличение количества финансовых инструментов, а также снижение отражения данными инструментами процессов, происходящих в реальном секторе экономики. В центре кризисных явлений оказалась финансовые и банковские институты, с накопительными и процессами использования остатков денежных средств на банковских, государственных и счетах предприятия и т.д.

Процесс гармонизации уравновешивает основные сферы и секторы экономики между собой.

Равновесие может быть лишь при масштабном росте внутригосударственных объемов массового производства. При этом обязательна обеспеченность достаточно высоких темпов роста промышленных отраслей производства, в том числе и топливно-энергетического комплекса.

Важно осуществить решение проблемы внедрения в производство конкурентоспособных передовых технологий.

По оценке специалистов, наибольший потенциал в производстве имеют ресурсодобывающие отрасли производства, однако существенное отставание наблюдается в его перерабатывающих и обрабатывающих секторах, а также на низком уровне находится машиностроительная отрасль.

Заметным приростом в последние девятилетие отличились отрасли связи и транспорта.

По мнению некоторых ученых, определение конкурентоспособности отдельных отраслей экономики возможно благодаря повышенному уровню новизны технологий. Таким образом, несмотря на достижение темпов роста по отдельным видам продуктов в России в последние годы от 15 до 20% в год, на мировом рынке уровень продаж остается на показателе не выше одного процента.

В России наблюдается зависимость технологического уровня экономики от таких основополагающих факторов как инновации и инвестиции. В сфере инвестиций в России наблюдается существенный спад ввиду санкций, введенных в 2014 году США и странами Евросоюза. В сфере инноваций в России также не наблюдается особого прогресса - их доля по состоянию на 2015 года не выше 10%.

Таким образом, можно констатировать присутствие конкурентоспособных технологий, машин и оборудования, включая импорт, на уровне такого же удельного веса и в технологической базе государства.

Еще одной проблемой России является проблема продовольственной безопасности.

Наблюдается неэффективное использование сельскохозяйственных угодий: на Россию приходится примерно 10% мировых их запасов, а доля страны в мировом агропромышленном производстве не поднимается выше 1,34%.

Основной причиной данной проблемы является бесхозность и неиспользование около 30% пахотных земель. При наличии в России около 250 млн. га сельскохозяйственных угодий, доля производства необходимого населению страны продовольствия составляет не выше 65%, когда как в Европе лишь около 100 млн. га угодий, которые при полном использовании обеспечивают ее население продуктами питания. В Японии всего около 5 млн. га угодий, которые обеспечивают питанием примерно на 80% 122 млн. граждан страны. В настоящее время наблюдается незначительное повышение производства российских продовольственных товаров ввиду введения экономических санкций, однако для достижения более высоких результатов России необходимо и увеличение инвестиций и инноваций в сельское хозяйство.

К еще одной из проблем экономической безопасности относится сокращение трудовых ресурсов. По мнению некоторых исследователей, в 2025 г. может произойти существенное сокращение трудоспособного населения на 17 млн. человек, и, напротив, увеличение количества граждан пенсионного возраста на 7 млн. человек. Специалисты ООН также бьют тревогу, прогнозируя стремительный демографический спад.

По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных граждан может снизиться на 42-43%, т.е. на 40 млн. человек.

Специалисты предлагают лишь один выход из сложившейся ситуации, - существенное как минимум в 4-5 раз увеличение производительности труда. К приоритетным направлениям развития экономики, необходимым для совершения прорыва и многократного увеличения производительности труда, обеспечения конкурентоспособности российской продукции важно отнести разработку и реализацию национальных инновационных программ и проектов. Программы должны быть адресными и обеспеченными реальными ресурсами.

По мнению некоторых исследователей подобный инновационный процесс должен разрабатываться профессиональными инженерами. При правильном выборе принципов инновационного развития государства, они смогут дать подтолкнуть российскую экономику к прогрессу.

В настоящее время наблюдается весьма низкие показатели интеллектуальной составляющей всех отраслей российского производства - не выше 1 %, когда как в западных странах она может достигать 25-30%. Причина заключается в резком снижении, по сравнению с СССР, регистраций патентов на изобретения - не более 20 тыс. в год, из которых только 5% используется в промышленности. Преодоление данной проблемы возможно в случае разработке Министерством образования необходимых образовательных программ для подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности.

В качестве одной из причин экономического отставания России можно назвать отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» в России была принята Концепция национальной безопасности государства. Указанный документ сформулировал приоритетные принципы политики государства, направления национальных интересов, виды угроз национальной безопасности в Российской Федерации.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должна мобилизовать все факторы развития национальной экономики, способствовать улучшению качества жизни людей, обеспечению политической стабильности, укреплению обороны страны, повышению уровня безопасности и правопорядка, конкурентоспособности и росту международного престижа Российской Федерации.

Важно также осуществить обеспечение единства государственной политики в системе управления решением стратегических задач. Необходимо создание специального органа управления, способного на научной основе определить объемы ресурсов страны, оценить возможности науки, внедрить и отладить систему натуральных и стоимостных балансов. Построение комплексной стратегии долгосрочного развития страны возможно, на наш взгляд лишь при четком соблюдении вышеперечисленных условий.

ЦВЕТКОВА А.Ю.
к.э.н., доцент
ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (ТУ)

Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества.

Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности .

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

В 2000 году была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Концепция определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других – зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» . Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации .

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.

Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.

В настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения.

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах.

Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.

Источники

1. Блохин С.В. Понятие экономической безопасности // oad.rags.ru/…/issues/issue0506/090508.htm
2. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента Российской Федерации №24, 10.01.2000.
3. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. №3. 2008.
4. Миронова Т.А. Экономическое развитие России в 2008 году // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 23 (154).

Генеральный директор ООО «Винтери»

Аннотация:

В современном мире экономическая безопасность занимает особое место при определении национальной безопасности любого государства. Уклонение от уплаты налогов способно непосредственно влиять на экономическую и национальную безопасность. Для совершенствования современного российского налогового законодательства рассматривается налог как правовая категория, указываются юридические признаки налога. В современной науке сформулированы три основные концепции: концепция налога как процедуры, концепция налога как материального объекта, концепция налога как правовой формы возложения обязанности. Проанализированы концепции для определения налога как правовой формы. Наиболее актуальной и значимой считается концепция налога как материального объекта . Близка и позиция к этой концепции и Конституционного суда Российской Федерации. В настоящей статье автор критически рассматривает различные аспекты данной проблематики.

Ключевые слова:

экономическая деятельность, экономическая безопасность, национальная безопасность, теневая финансовая система, налог как правовая категория, юридические признаки налога, концепция налога как процедуры, концепция налога как материального объекта, концепция налога как правовой формы возложения обязанности.

Для стабильного развития любого государства мирового пространства важным фактором является национальная безопасность в соответствии с социально-экономической политикой той или иной страны. Важная составляющая в ХХI веке – финансы государства, как предмет правовой регламентации. Особое место в структуре национальной безопасности занимает экономическая безопасность в связи с тем, что все существующие виды безопасности не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения государства.

Эксперты известных международных организаций заявляют о «процветании» преступности в финансовой и экономической сферах», вышедших на международный уровень и представляющих реальную угрозу уже в мировом масштабе. В современной Европе для борьбы с отмыванием нелегальных доходов и совершенствования налогообложения в Европарламенте принят промежуточный проект Специальной комиссии по организованной преступности, коррупции и отмыванию денег, что позволяет сформулировать новые правовые нормы и разработать механизмы в этой сфере на международном уровне. Предложено, например, отменить банковскую тайну, т.к. «непрозрачность» вкладов дает повод скрывать доходы, полученные преступным путем.

По данным исследований организации Global Financial Integrity 859 млрд. долларов незаконных финансовых потоков уходят каждый год из развивающихся стран, а 25-30% всех финансовых потоков в мире составляют доходы организованной преступности. Главным посредником считается теневая финансовая система в мировом масштабе. Эта финансовая система состоит из тайных юрисдикций и «налогового рая» в оффшорных зонах, фиктивных компаний, банков, фондов над которыми не установлены механизмы контроля. Актуальность проблемы состоит в необходимости решить вопросы об обмене информацией в налоговой сфере между государствами, выработать международные стандарты по борьбе с этими проблемами и транснациональной организованной преступности, получающей доходы в сотни миллиардов долларов каждый год.

Что касается современной России, то разработка «Правовой концепции экономической безопасности в Российской Федерации» решает проблемы для преодоления саморазрушения государства и противостояния его к экономическим кризисам, проявляющимся регулярно в условиях рыночных отношений. Отметим, что кризис 1998 года и 2008 года показали необходимость и актуальность исследований по совершенствованию законодательства для преодоления существующих противоречий в современной России.

Многие российские исследователи отмечают, что в Российской Федерации существует серьезная проблема массового ухода предприятий от налогов, сопровождаемого вывозом капитала, возникшая в начале 90-х гг. ХХ века в результате реформ, происходивших при слабой государственной власти и политической нестабильности в России. Существующая слабая законодательная база позволяла без всяких последствий выводить значительные финансовые средства в оффшорные зоны, обеспечивающих высокий уровень конфиденциальности и низкие налоговые ставки, а также свободу инвестирования капитала в любое государство мирового сообщества.

Назрела необходимость серьезно рассматривать эти вопросы и разработать на государственном уровне эффективные меры борьбы, в том числе и на законодательном уровне. Актуальность этих вопросов подтверждаются, например, исследовательской и правозащитной организацией Global Financial Integrity, указывающей, что объем теневой экономики в России составляет в среднем 46% ВВП. Другой пример, по представленным данным Всемирного банка за 1999-2007 гг., Россия по объему теневой экономики значительно опережает другие государства. Так, в 2011 г. в Российской Федерации объем теневой экономики составил 19 трлн. рублей. Рост теневой экономики на всего на 1 % увеличивает размер незаконных финансовых потоков на 7% из страны . Приходится говорить о сокращении налоговой базы, а слабость законодательства значительно облегчает деятельность преступных структур и стимулирует их значительные финансовые потоки за пределы страны.

Развитие любого государства тесно связано с экономической его основой и сферой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В соответствии с ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относится обеспечение национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и национальных ценностей. Обеспечение национальной безопасности, в том числе и экономической безопасности, должно быть направлено на осуществление комплекса мер, а также выработку современных методов контроля и противодействия практике ухода от налогов и вывоза капитала из России с использованием правовой базы.

Изучение вопросов экономической безопасности в Российской Федерации в области права обусловлено изменением характера правового воздействия на экономические отношения в обществе, где важную роль в современной России занимают вопросы налогово-правового регулирования, которые могут эффективно разрешать наиболее сложные правоприменительные проблемы. Проблемы налогообложения, налогово-правового принуждения и налоговой ответственности в Российской Федерации нуждаются в совершенствовании. Возникает необходимость рассмотрения указанной проблемы в первую очередь через призму защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В работе сделана попытка изменить традиционный подход к экономической безопасности как к экономической категории и рассмотреть экономическую безопасность как правовую категорию. Существующая государственно-правовая система обеспечения экономической безопасности нуждается в совершенствовании. Особую актуальность приобретает изучение налогового законодательства, которое имеет пробелы и позволяет «законно» вывозить средства в оффшорные юрисдикции и экономить на уплате российских налогов. Отсутствие антиоффшорного законодательства в Российской Федерации приводит к тому, что не облагаются налогами и не регламентируются зарубежные доходы резидентов, в т.ч. и в оффшорных компаниях.

В рыночных условиях экономическая безопасность как правовая категория имеет свой предмет и специфические методы исследования.

Правовые принципы экономической деятельности в России содержатся в четырех важнейших конституционных нормах:

  1. свобода экономической деятельности;
  2. единство экономического пространства;
  3. многообразие и равноправие различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства;
  4. защита конкуренции .

Конституция Российской Федерации устанавливает основы развития социально-рыночной экономики, закрепляя основные права и свободы гражданина такие, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34); частной собственности (ст. ст. 35,36); свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37); на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27); на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8); на интеллектуальную собственность (ст. 44); на свободу договора (право заключать гражданско-правовые сделки (ч. 2 ст. 35), на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34); на возмещение государством ущерба (ст. 53). Следует отметить, что многие конституционные нормы, конкретизируются большим числом законодательных актов и особо детализируются в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Правовые принципы представляют собой основные начала юридической регламентации государственного регулирования деятельности по обеспечению экономической безопасности страны. Они должны распространяться и учитываться во всем законодательстве страны для того, чтобы защищались права и свободы граждан, повышалась эффективность правовой деятельности по обеспечению безопасности экономических отношений в Российской Федерации по вопросам налогового регулирования.

Налог играет основополагающую роль в любом государстве. Рассмотрим налог как правовую категорию и его юридические признаки.

При рассмотрении налога как правовой категории, посредством которой определяется круг налогообязанных лиц, устанавливаются их соответствующие обязанности. Понимание налога, как правовой категории, возложения обязанности по участию физических лиц и организаций в формировании бюджета, по мнению И.И. Кучерова , в наилучшей степени отражает его сущность. Он определил налог как правовую форму, возложенную на физических лиц и на организации, основанной на законе и обеспеченной силой государственного принуждения обязанности по участию в формировании публичного фонда денежных средств (бюджета) для покрытия общественно значимых расходов на условиях индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

Понятие налога в современной науке многозначительно. Д.В. Винницкий считает, что налог можно понимать как совокупность норм, правовой институт или как налоговое обязательственное правоотношение .

Известны и распространены три концепции:

  • концепция налога как процедуры,
  • концепция налога как материального объекта,
  • концепция налога как правовой формы возложения обязанности.

Концепция налога как процедуры определяет это понятие через порядок действий, включая конкретные действия, как взимание или уплата налога. И.И. Кучеров определяет налог как некое действие, которое совершается в связи с исполнением налоговой обязанности. При этом в определении налога присутствует указание как на действие государства, осуществляющего его взимание, так и на действия самого налогоплательщика его уплачивающего . При этом подразумевается передача или изъятие денежных средств, в результате происходит переход права собственности на них от налогоплательщика к государству или муниципалитету. С.Г. Пепеляев определил налог как установленную законом форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти .

В Налоговом Кодексе (ст.8 п.1.) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований .

Концепция налога как материального объекта рассматривает налог как часть имущества налогоплательщика, некая денежная сумма, которая и передается последним субъектам публичной власти в рамках исполнения налоговой обязанности. Представителем этой концепции является М.В. Карасева, которая исходит из того, что налог – объект финансовых правоотношений. Нельзя рассматривать налог как результат действий, который проявляется в процессе их совершения, т.к. этих действий не существует. Одной из главных черт налога является то, что он представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая должна передаваться на основании законов субъектам публичной власти (бюджет или государственный внебюджетный фонд) при наступлении определенных сроков . Налог как платеж рассматривает В.А. Соловьев , связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному праву, при этом плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него.

Не менее важна концепция налога как правовой формы возложения обязанности предусматривает налог как юридическую конструкцию, составленную из ряда элементов, в соответствии с которой на тех или иных лиц возлагаются обязанности по участию своим имуществом в финансировании субъектов публичной власти, посредством установления налога осуществляется формализация таких обязанностей . Такой подход в определении налога обусловлен взглядами ряда правоведов, например Н.И. Химичевой , которая считает налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж физических и юридических лиц, установленный законодательным органом государственной власти или местного самоуправления для зачисления в государственную или местную казну с определением размера и срока уплаты. В финансовом праве определение налога трактуется как обязательного индивидуально-безвозмездного денежного платежа в бюджет и государственные внебюджетные фонды, взимаемого с плательщика в законном установленном порядке и размерах . В данном утверждении элементы налогообложения (срок, размер и ставка налогов) представлены как элементы юридической конструкции налога.

Определение налога с позиций права предполагает выделение его важных юридических принципов. В современной научной юридической литературе существуют разные точки зрения определения юридических признаков налога.

Д.В. Винницкий относит к неотъемлемым юридическим признакам такие как:

  • установление налога представительным органом власти;
  • ограничение права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ в пользу фиска;
  • социальная обусловленность;
  • безвозвратность и безвозмездность;
  • стоимостный характер (денежный);
  • соответствие принципам всеобщности, равенства, соразмерности.

Возникают разные мнения в отношении признака социальной обусловленности как юридического. В пользу этого юридического принципа можно отнести положение ст.7 Конституции Российской Федерации и указывает, что Российская Федерация – социальное государство.

Ю.А. Крохин предлагает рассматривать как юридические признаки налога обязательность, безвозвратность и индивидуальную безвозмездность, денежный характер и публичное предназначение.

Н.П. Кучерявенко выделяет следующие юридические признаки:

  • закрепленность актом компетентного органа;
  • индивидуальная безоплатность;
  • безусловный характер, нецелевой характер;
  • поступление в бюджет соответствующего уровня;
  • обязательный характер и безвозвратный характер;
  • денежная форма платежа.

Наиболее подробно юридические признаки налога изложены и описаны И.И. Кучеровым, который выделил следующее:

  • публичность;
  • законность установления;
  • обязательность;
  • принудительность взимания,
  • процедурный порядок уплаты;
  • имущественный характер;
  • абстрактность (нецелевой характер);
  • индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность);
  • безвозвратность.

Таким образом, проанализированы различные концепции для определения налога как правовой формы. Наиболее актуальной и значимой можно считать концепцию налога как материального объекта. Близка позиция к этой концепции и Конституционного суда Российской Федерации к этой научной концепции. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. №20-П «По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой статьи 11 ФЗ РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» говорится, что «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства» .

ЛИТЕРАТУРА:

Эй Джей Фейган. Экспертиза / Огонек №29. 2013.
Конституционное право России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005. С. 338; Конституционное право России./ Под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2009.
Конституция Российской Федерации.- М., 2013.
Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. – М.: ЗАО «ЮрИнфоР» 2009.
Кучеров И.И. Новый концептуальный подход к определению налога. // Финансовое право, 2008. №1.
Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002.
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб, 2003.
Налоговое право: Учебное пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. М, 2000.
Налоговый Кодекс Российской Федерации (Ч.1) от 31.07. 1998. № 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»..
Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997.
Соловьев В.А. О правовой природе налога// Журнал российского права. 2002. №3.

Одновременно с возникновением и развитием хозяйств (или экономических систем) появились и проблемы, связанные с угрозами их целостности, существованию и развитию. Угрозы утраты имущества и ухудшения отношений в процессе осуществления как производства, так и обмена сопровождали предпринимателей на всем пути развития экономики. Собственно сама предпринимательская деятельность порождает угрозы, так как ее осуществление связано с рисками.

Экономисты, в частности Р. Кантильон, еще в XVIII в. указывали на взаимосвязь предпринимательства и риска: предпринимателем может быть тот человек, который при ведении бизнеса умеет не только предвидеть риск, но и, используя его, получать дополнительный доход. Риск обусловлен неопределенностью не столько результатов предпринимательской деятельности, сколько условий ведения хозяйства. Предприниматель вынужден рисковать в связи с неопределенностью, непредсказуемостью событий, в условиях которых протекает хозяйственная деятельность. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях хозяйствования, в том числе о новых научно-технических открытиях, инновационных решениях, невозможность точного прогнозирования их изменений, непредсказуемость поведения участников рынка, включая конкурентов, партнеров и т. д.

Основными причинами неопределенности являются:

  • 1) ограниченность информации об условиях деятельности;
  • 2) вероятный характер событий, которые оказывают влияние на принимаемые решения, процессы и условия деятельности (состояние рынка и спрос на продукт, динамика цен и т. д.);
  • 3) различия и противоречивость интересов участников рынка, которые могут приводить к конфликтным ситуациям и противозаконным действиям.

Главной целью хозяйственной деятельности по созданию продуктов (товаров, работ, услуг) является прибыль. Основной источник прибыли - не столько деятельность, протекающая в рамках известных условий, сколько новаторская деятельность по созданию нового продукта, спрос на который неизвестен, применение новых технологий, результат которых также носит вероятный характер. Поэтому к основным характеристикам предпринимательской деятельности относятся прибыльность и рискованность.

С развитием рыночных отношений, технологий и способов организации бизнеса изменялись и угрозы: одни исчезали, другие появлялись или видоизменялись, но задачи обеспечения экономической безопасности были актуальны всегда. Однако только Великая депрессия конца 20-30-х гг. прошлого века стала той отправной точкой, которая определила экономическую безопасность как самостоятельный вид деятельности и предмет исследования. Именно необходимость оперативного реагирования на угрозы различного масштаба и характера потребовала создания адекватного механизма в форме экономической безопасности. Экономическая безопасность на протяжении полувека занимала только нишу предпринимательства. На государственный, национальный уровень она поднялась лишь в 70-х гг. XX в. в США и странах Западной Европы. В Советском Союзе основной предметной областью экономической безопасности была внешнеэкономическая деятельность и экономическая преступность.

В настоящее время экономическая безопасность рассматривается на всей вертикали экономических систем: от уровня предпринимателя до уровня национальной экономики. В зависимости от уровня вертикали в литературе существует множество определений экономической безопасности (табл. 1.2).

Определения экономической безопасности

Уровень экономической

Определение

Источник

Национальный

Способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов

В.В. Рубанов

Безопасность - лозунги, теория и политическая практика [Текст] // РЭЖ. -

1991. -№ 17.-С. 31-41

Национальный

Такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, иммунитетом к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства

В.С. Пеньков

Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект [Текст] // Внешнеэкономические связи. - 1992. - Вып. 8. - С. 5-18

Национальный

Система защиты жизненных интересов России. Объектами защиты могут быть народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности

В.А. Савин

Некоторые аспекты экономической безопасности России [Текст] // Международный бизнес России. - 1995. -

№ 9. - С. 14-16

Продолжение табл. 7.2

Уровень экономической

Определение

Источник

Национальный,

региональный,

локальный

Состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику

Л.И. Абалкин

Экономическая безопасность России [Текст] // Социально-политический журнал. -1997. - № 5. -

Национальный,

региональный,

локальный

Совокупность свойств состояния производственной подсистемы, обеспечивающих возможность достижения целей всей системы

В.Л. Тамбовцев

Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы [Текст] // Вестник МГУ. - Сер. 6. Экономика. - 1995. - № 3. - С. 3

Национальный,

региональный,

локальный

Совокупность качественных характеристик (свойств) состояния и направления развития объекта, обеспечивающих его целостность, управляемость, стабильность сущностных характеристик, сохранность различного рода потенциалов (ресурсов) объекта, а также его рейтинга в окружающем мире при возникновении

как внутренних, так и внешних вызовов или угроз экономического характера, а также при воздействии неблагоприятных экономических факторов

А.А. Одинцов

Экономическая и информационная безопасность предпринимательства [Текст]. - М.: Академия, 2008. - С. 32

Уровень экономической

Определение

Источник

Национальный

Материальная основа национальной безопасности, гарантирующая устойчивое, стабильное развитие страны, ее независимость

О.А. Грунин,

А.Д. Макаров,

Л.А. Михайлов, А.Л. Михайлов,

А.С. Скаридов

Экономическая безопасность [Текст]. - М.: Дрофа. -

Национальный

Такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов,

социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних

и внешних процессов

В.К. Сенчагов

Экономическая безопасность: Производство-финансы- банки [Текст]. - М.: Фин-статинформ, 1998. - С. 25

Локальный

Состояние экономического субъекта, при котором посредством методов и средств противодействия негативному воздействию опасностей и угроз, тем не менее, обеспечивается его экономическая и иная стабильность, а также поступательное развитие

П.А. Герасимов

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов [Текст]. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. - С. 7

Несмотря на множество определений, можно выделить только два подхода к раскрытию содержания экономической безопасности: содержательный и функциональный.

При содержательном подходе под экономической безопасностью понимается такое состояние экономической системы, при котором возникшие опасности и реализованные угрозы не приведут к катастрофическим рискам разрушения системы. В данном случае экономическая безопасность рассматривается как неотъемлемая характеристика экономической системы, под которой понимается любой хозяйствующий субъект или их множество. В зависимости от уровня системы различаются и цели ее функционирования. Цель является системообразующей: если она не будет достигаться, то экономическая система прекратит свое существование, разрушится. Основная цель экономической системы на уровне хозяйствующего субъекта - произвести продукт, востребованный внешней средой. Однако потребности постоянно меняются; следовательно, хозяйствующие субъекты должны постоянно развиваться, предлагать иные продукты или те же продукты, но с новыми качествами.

Развитие требует соответствующих ресурсов, в первую очередь финансовых, поэтому в качестве цели функционирования хозяйствующих субъектов в Гражданском кодексе РФ рассматривается прибыль - превышение доходов над расходами. В том случае, если доходы от реализации продукта будут только покрывать затраты на производство этого продукта, хозяйствующий субъект не сможет приобрести дополнительные ресурсы для своего развития, включая расширение бизнеса. Изменение потребностей потребителей является угрозой реализуемости продукта и, следовательно, приводит к прекращению деятельности хозяйствующего субъекта, его разрушению. Поэтому развитие является основополагающим свойством экономической системы и, соответственно, условием экономической безопасности. Отсутствие развития, стабильности резко сокращает возможность выживания, сопротивления и приспособления к новым вызовам внешней среды, что свидетельствует о деградации экономической системы и ее разрушении.

Хозяйствующий субъект поддерживает связи с внешней средой не только через процесс поставок продуктов, но и через запросы необходимых для его деятельности ресурсов, что предопределяет обусловленность угроз через систему закупок.

Стабильность и устойчивость экономической системы - это свойства, которые отражают ее возможность противостоять вызовам и продолжать функционировать в изменившихся условиях. Устойчивость экономической системы отражает ее способность сохранять равновесие, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям хозяйствования, преодолевать кризисные явления. Устойчивость экономической системы обеспечивают ее элементы, их структура (соотношение, баланс) и взаимосвязи между ними. Нарушение взаимосвязей, структуры элементов может привести к нарушению устойчивости.

Целостность системы характеризуется наличием всех необходимых элементов, их структурой и взаимосвязями. Изменение условий хозяйствования приводит также к изменению состава, структуры и взаимосвязей элементов. Но данное структурное состояние должно быть адекватным целям функционирования и существования системы и способствовать решению задач преобразования ресурсов в продукт. Нарушение целостности отражает разрушение отдельных элементов, или структурный дисбаланс, или разрыв взаимосвязей в структурном состоянии, адекватном актуальным целям и задачам системы. Нарушение целостности системы приведет к невозможности производить продукт и, следовательно, достигать основную цель.

Для оценки состояния экономической системы на уровне хозяйствующего субъекта как безопасного необходимо, чтобы она обладала следующими свойствами: целостностью, устойчивостью и способностью развиваться.

Основной целью национальной экономики является удовлетворение социальных и экономических потребностей граждан, сохранение окружающей среды при рациональном использовании сырьевых ресурсов. Под экономической безопасностью страны понимается такое состояние ее экономической системы, при котором возникшие опасности и реализованные угрозы не приведут к ее разрушению и утрате экономической независимости. К опасностям в данном случае могут быть отнесены экологические, техногенные, военные, социальные, экономические и т.д. Экономическая зависимость также может проявляться в различных формах: утрате суверенности при решении вопросов о дальнейшем экономическом развитии, его формах и методах, финансовая и ресурсная зависимость и т.д. В данном случае можно говорить о нарушении целостности системы, которая характеризуется отсутствием отдельных элементов и дисбалансом их структуры. Дисбаланс структуры хозяйственного комплекса страны проявляется в разнице между уровнями развития отдельных территорий и регионов, а также отдельных отраслей.

Устойчивость экономической системы на государственном уровне аналогична устойчивости экономической системы на уровне хозяйствующего субъекта и означает возможность достижения поставленных целей при нарушении внешних и внутренних условий ее существования, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, засухах, авариях на объектах и т.п.

Способность экономической системы на государственном уровне развиваться тесно связана с ее целостностью, независимостью и состоянием экономических систем более низкого уровня, что свидетельствует об интегральном характере их взаимосвязей. Экономическая безопасность на национальном уровне может быть обеспечена только совместными действиями каждого в отдельности и объединенными усилиями всех граждан, хозяйствующих субъектов и всех ветвей государственной власти на всех уровнях.

Однако следует отметить объективное наличие противоречий в интересах граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов. Например, сотрудник организации заинтересован в максимальной заработной плате, а работодатель (экономический субъект) - в экономии ресурсов, включая финансовые. Хозяйствующий субъект для реализации цели получения прибыли заинтересован в минимизации налогов, а государство для пополнения бюджета на социальные нужды - в максимизации налоговых ставок.

Если рассматривать экономическую безопасность на государственном уровне в широком смысле - как обеспечение защищенности ее внешних и внутренних экономических интересов и интересов всех субъектов экономических отношений, то согласование этих интересов является одной из задач экономической политики государства и стратегии экономической безопасности на государственном уровне. Внешние интересы государства сосредоточены на двух основных направлениях: независимости в международных отношениях и экономической экспансии со стороны других государств.

Таким образом, под экономической безопасностью при содержательном подходе понимается такое состояние экономической системы различного уровня, определяемое совокупностью условий и факторов ее функционирования, которое обеспечивает ее независимость, стабильность, устойчивость и способность к развитию.

При функциональном подходе под экономической безопасностью понимается система, контролирующая опасности и угрозы, предотвращающая или минимизирующая риски с целью сохранения жизненно важных свойств экономической системы: целостности, стабильности, устойчивости, независимости и способности к развитию.

Функциональный подход к раскрытию содержания экономической безопасности, в отличие от содержательного, предполагает существование самостоятельной системы безопасности, целью функционирования которой является поддержание и сохранение жизненно важных свойств экономической системы - целостности, способности к саморазвитию и стабильности.

Основными функциями экономической безопасности являются:

  • определение состава внутренних и внешних угроз безопасности экономической системы;
  • определение качественных индикаторов и количественных показателей состояния экономической системы, при которых оно может быть признано экономически безопасным;
  • разработка и применение инструментов и способов обеспечения экономической безопасности гражданину, хозяйствующему субъекту, региону или государству.

Нной жизни.

Здесь недопустимы легкомысли и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем р чь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей -внешних и внутренних, долговрем нных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективны методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, услови стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достиж ния успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадл жит к числу важнейших национальных приоритетов.

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия . До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными) методами. Это вызвано, прежде всего, возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы.

Интернационализация коренным образом изменяет характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.

«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывный передел мира.

В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом атласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или конъюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно, векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономических связей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической ситуации.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, то появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие как экономические, экологические, демографические и т.д.

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении к нации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с атласа мира, по крайней мере, в том виде, в каком оно существует сегодня. Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для того, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, в которых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В данной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности страны, а также мнение автора о направлении развития российской экономики с целью отражения угроз экономической безопасности России.

1.СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Актуальность этих проблем вызвана масштабами угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса, по своей глубине и продолжительности намного превзошедшего Великую депрессию в США 1929-1933гг.

Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в США) накоплен достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, то он в настоящее время несомненно представляет интерес.

После окончания "холодной войны" обеспечение экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.

Официально об этом неоднократно заявлял государственный секретарь У. Кристофер. Так, в феврале 1993 года он подчеркнул, что внешняя политика США должна стоять на "трех китах": укреплении экономической безопасности страны, поддержании демократии и соблюдении прав человека. Ключевыми моментами в обеспечении экономической безопасности являются, по словам секретаря, повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости страны от иностранных займов и укрепление ее возможностей выполнять международные обязательства в торгово-экономических и других областях.

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.