Меню
Бесплатно
Главная  /  Вклады и депозиты  /  Информация защищаемая в режиме налоговой тайны. Налоговая тайна Понятие и правовое регулирование налоговой тайны

Информация защищаемая в режиме налоговой тайны. Налоговая тайна Понятие и правовое регулирование налоговой тайны

Осуществление любых форм налогового контроля должно проходить с соблюдением налоговой тайны.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;

6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится , в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.



Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Положения ст. 102 НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

48. Выездные налоговые проверки: понятие, принципы и порядок проведения

Она проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить проверяющим помещение для работы, то выездная проверка будет проводиться в помещении налогового органа.

Решение о проведении проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если не предусмотрено иное.

Решение о проведении выездной проверки организации, отнесенной к категории крупнейших плательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего плательщика.

Выездная проверка в отношении одного плательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Ее предметом являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках этой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ограничения на проведение выездной налоговой проверки :

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного плательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной проверки плательщика сверх указанного ограничения.

сроки проведения выездной налоговой проверки. Общеустановленный срок ее проведения составляет 2 месяца. При этом срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6. Такими исключительными случаями могут являться:

Проведение проверок крупнейших и основных плательщиков;

Получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

Наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

Иные исключительные обстоятельства.

При проведении проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.

В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику.

Если плательщик уклоняется от получения этой справки, указанная справка направляется плательщику заказным письмом.

механизм приостановления выездной проверки. Закреплен закрытый перечень оснований приостановления для:

Истребования документов

Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

Проведения экспертиз;

Перевода на русский язык документов, представленных плательщиком на иностранном языке.

НК установлено, что общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев.

В НК РФ регламентирован порядок проведения повторных налоговых проверок. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.

Такая проверка может проводиться:

Вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

Налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления плательщиком уточненной декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Плательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, которые связаны с исчислением и уплатой налогов.

Контрольная работа

по дисциплине «Налоговое право»

на тему «Правовой режим сведений, составляющих налоговую тайну»

Введение

Понятие налоговой тайны в законодательстве Российской Федерации

Общая характеристика правового режима сведений, относящихся к налоговой тайне по законодательству РФ

Заключение


Введение

Актуальность темы работы определена тем, что введение ограниченного режима доступа к информации, полученной налоговыми органами путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Согласно распространенному мнению упомянутый специальный правовой статус предопределен интересами налогоплательщика. Ведь в процессе осуществления налоговыми органами функций, установленных Налоговым кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика. А распространение данной информации может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены.

Цель данного исследования рассмотреть правовой режим сведений, составляющих налоговую тайну.

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

.Раскрыть понятие налоговой тайны в законодательстве Российской Федерации.

.Дать общую характеристику правового режима сведений, относящихся к налоговой тайне по законодательству РФ.

При написании работы были использованы такие способы научного познания как анализ, синтез, метод толкования правовых норм т.д.

В структурном плане работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Понятие налоговой тайны в законодательстве Российской Федерации

При рассмотрении данного вопроса стоит отметить, что информация, а также содержащиеся в ней сведения носят неоднородный характер, в этой связи существует объективная необходимость создавать особый правовой режим использования, хранения и передачи информации, и, соответственно, охраны информации. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (п.1 ст.5).

При этом, согласно ст. 102 Налогового Кодекса РФ «налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

При этом, отметим, что говоря о налоговой тайне как институте сферы правового регулирования налоговых отношений, необходимо отметить, что в научной литературе ей уделено достаточное внимание. В частности, М.Ю. Костенко пишет, что налоговая тайна - это «охраняемая федеральным законом не общедоступная информация о налогоплательщике и ином лице, ставшая известной налоговому и иному органу государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, а также любому другому лицу, в силу исполнения прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством».

По определению М.А.Колодезной, недавно проведшей исследование этой темы, налоговая тайна есть «охраняемая федеральным законом конфиденциальная (необщедоступная или ограниченного доступа) информация о налогоплательщике или ином лице, ставшая известной налоговому органу, органу внутренних дел, следственному органу, органу государственного внебюджетного фонда и таможенному органу, их должностным лицам, а также любому другому лицу, в силу исполнения прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством».

По мнению А.В. Торшина, в режиме налоговой тайны, исходя из ее источников, защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, к ней относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также - передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами иностранных государств.

Однако в любом случае все теоретические характеристики сводятся к легальной дефиниции «налоговая тайна».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой как определенные плюсы для налогоплательщика - так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей им информацией, так и определенные минусы - законные основания у налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

В заключении также хотелось бы повторить некоторые практические выводы: налогоплательщики имеют возможность затребовать информацию о добросовестности/недобросовестности контрагента у ИФНС; информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта достаточно широкому кругу лиц, в том числе приставам-исполнителям и взыскателю, у которого есть исполнительный лист; требования налоговых органов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должны содержать все формальные реквизиты в соответствии с законодательством.

Таким образом, из сказанного, можно сделать следующий вывод: в ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено.

2. Общая характеристика правового режима сведений, относящихся к налоговой тайне по законодательству РФ

Итак, рассматривая правовой режим налоговой тайны, отметим, что режим ограничения доступа к информации установлен ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона № 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие «иная тайна», в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении нее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают соответственно Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и МВД России (п. 3 ст. 102 НК РФ).

Порядок доступа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен приказом Министерства по налогам и сборам РФ (далее - МНС России). Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.

В случае отсутствия в запросе ссылки на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации, печати или неуказания в нем цели, связанной с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, такой запрос по форме и содержанию не отвечает требованиям упомянутого Порядка и исполнению не подлежит. Интересно, что, по мнению налоговых органов, подтверждение гербовой печатью подписи должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы от имени правоохранительного органа, не требуется.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности являются обязанностью налоговых органов, а налогоплательщики и плательщики сборов соответственно имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны (пп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). Пунктом 9 ст. 84 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной. Поэтому требования о соблюдении налоговой тайны могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент, а не только по окончании налоговой проверки, в устной или письменной форме.

Как следует из легитимного определения налоговой тайны, к ее разглашению относятся использование или передача другому лицу не только производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей, но и иных сведений, например данных регистров налогового учета (ст. 313 НК РФ).

В то же время данные, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), т.е. адрес, сведения о размере уставного капитала, о полученных лицензиях и т.п., не относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 ст. 6 ФЗ № 129-ФЗ (сведения о документе, удостоверяющем личность, банковских счетах).

Также объектом, на который распространяется режим налоговой тайны, будет являться информация о наличии либо отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика.

Конечно, стоит отметить, что федеральное законодательство предусматривает ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну. Кроме того, Конституционный суд РФ указал, что в п.3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплены права адвоката, среди которых - возможность собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций, обязанных выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии. Однако адвокат не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Вызывает интерес в связи с этим постановление ФАС Московского округа от 31 января 2008г. по делу № А40-29632/07-149-226. Судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, который запросил в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три года. Это было необходимо для выяснения платежеспособности данной организации, финансового состояния и определения рыночной стоимости ее обязательств. Организация была дебитором должника, в отношении которого велось дело.

Однако налоговики отказались выдать соответствующие сведения. Они сослались на то, что такая информация может быть затребована только в отношении налогоплательщика-должника и не должна выдаваться на руки лицам, не имеющим доступа к налоговой тайне (по их мнению, именно такие лица были указаны в запросе). В итоге на руководителя налоговой инспекции был наложен штраф.

Понятно, что согласно ст. 69 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с последними изменениями от 7 декабря 2011г.) право получить необходимые сведения у судебного пристава-исполнителя есть. Запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме, содержащейся в Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 10 декабря 2010г. № 682.

Налоговики должны предоставить запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса, и это правильно. Однако отказ при этом адвокатам вправе получать те же сведения неоправданно ужесточает режим охраны налоговой тайны, приводя к нарушению прав граждан, в случае, если у этих граждан есть претензии к неплатежеспособной организации, в порядке судебно-процессуальной защиты нарушенных прав. В конце концов, эти сведения можно охранять в режиме адвокатской тайны.

Установлен Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный приказом МНС России от 3 марта 2003г. № БГ-3-28/96. К обоснованию, которое следует в обязательном порядке привести в запросе о предоставлении конфиденциальной информации, этот документ относит, в частности: находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводятся оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Существует утвержденный Приказом МВД РФ от 26 декабря 2003г. № 1033 специальный перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к налоговой тайне.

Можно условно выделить некоторую информацию, которая подлежит охране в качестве налоговой тайны:

сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации: содержание договоров организации; себестоимость выпускаемой продукции, структура цены; бюджет организации; данные о доходах организации и объемах продаж; информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов; данные о товарно-денежных оборотах; сведения о банковских операциях (и о состоянии счетов), о кредитах, долговых обязательствах; содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (что относится к коммерческой тайне в силу п.4 ст.10 Федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»); плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности, особенно рентабельность; результаты маркетинговых исследований;

сведения о структуре организации: организационная структура организации и функции подразделений; информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников организации, в том числе размер оплаты труда;

сведения об отношениях организации с клиентами и партнерами: состав поставщиков, партнеров, потребителей; списки представителей и посредников организации; сведения о подготовке и ведении переговоров.

В настоящее время государственные органы могут получить интересующую их информацию только в определенных законом случаях и только на бумажных носителях. Иначе обстоит дело с получением бизнес-структурами сведений о конкретной компании, имеющихся у налоговых органов. Как уже отмечалось, указанные сведения крайне востребованы бизнес-структурами по объективным причинам, но существует запрет на законное получение упомянутых сведений.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны. Ч.4 ст.102 НК РФ определяет два вида нарушений режима налоговой тайны: - разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти нарушения виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.

Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

За нарушение правового режима налоговой тайны установлена административная и уголовная ответственность: ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Разглашение информации с ограниченным доступом» - наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб.; ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» - лишение свободы на срок до 10 лет; ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни» - лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Кроме того, налоговые и иные вышеназванные органы, обязанные соблюдать налоговую тайну, несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ. Должностные лица названных органов могут быть привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192-195 и 238 Трудового кодекса РФ соответственно).

Исключения из режима налоговой тайны должны быть в обязательном порядке предусмотрены федеральным законом. Например, представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной ст. 4 ФЗ № 218-ФЗ, в бюро кредитных историй не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.

Таким образом, нами рассмотрены особенности правового режима налоговой тайны в Российской Федерации.

правовой налоговый тайна уголовный

Заключение

Итак, можно сделать следующий вывод по данной работе. Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы).

Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Список использованной литературы

1.Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон: [от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824

.Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон: [от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3448

.Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон: [от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «» (в ред. от 21.11.2011 г.)] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102

.Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов: Приказ МНС РФ: [от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96] // Российская газета. - 2003. - 3 апр. - № 63 (специальный выпуск),

.Дуканов, С.С. Современное видение понятия "налоговая тайна" / С.С. Дуканов // Российский налоговый курьер. - 2010. - № 9. - С. 13-15.

.Зрелов, А. Новые споры вокруг налоговой тайны / А. Зрелов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2012. - № 4. - С. 18-22.

.Кирилина, В.Е. Правовой режим налоговой тайны / В.Е. Кирилина // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 4. - С. 12.

.Колодезная, М.А. Финансово-правовое регулирование отношений в сфере налоговой тайны: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / М.А. Колодезная. - Саратов, 2012. - 28 с.

.Комлева, А.А. Налоговая тайна / А.А. Комлева // Бюджетный учет. - 2009. - № 2. - С. 13-15.

.Костенко, М.Ю. Налоговая тайна: Научно-практическое пособие / М.Ю. Костенко. - М.: Изд-во БЕК, 2009. - 123 с.

.Смирнова, Е.Е. О налоговой тайне / Е.Е. Смирнова // Налоговый вестник. - 2008. - № 1. - С.11-15.

.Торшин, А.В. Правовой режим информации, составляющей налоговую тайну: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.В. Торшин. - М., 2009. - 24 с.

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законом (п. 2 ст. 102 ПК РФ).

Законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях . Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с утвержденными перечнями. Так, в настоящее время порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей осуществляется в соответствии с приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Перечень таких лиц определяется федеральными законами, межведомственными соглашениями и иными актами, названными в предыдущем параграфе.

Практика применения норм законодательства о налоговой тайне довольно сложна и разнообразна.

Так, предоставление налоговым органом соответствующих сведений органам следствия является законным взаимодействием контролирующих и правоохранительных органов в пределах их компетенции и не может быть признано разглашением налоговой тайны (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 № 17 АП-1737/201 l-AK).

Однако запросы, по форме и содержанию не отвечающие установленным требованиям, исполнению нс подлежат . Например, запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Запросы органов прокуратуры о предоставлении сведений и материалов, отнесенных законодательством РФ к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству РФ обоснования вообще или фактически без обоснования, по мнению ФНС России , должны оставляться налоговыми органами без исполнения, как не соответствующие указанному Закону, НК РФ, Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденному приказом МНС России от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Такое решение должно приниматься, если запрос направлен :

  • – для проведения неидентифицированной проверки (не по установлению нарушений определенных лиц и не в связи с поступившей в орган прокуратуры информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором);
  • – для планирования и организации надзорной деятельности;
  • – для анализа состояния законности или при иных производных запросах.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" дополнен ст. 7.1, которой определено, что налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

Перечень должностных лиц федеральных государственных органов, уполномоченных запрашивать указанные сведения, до настоящего времени Президентом РФ не определен. До утверждения Президентом РФ указанного перечня необходимо руководствоваться следующим.

Согласно положениям ст. 7.1 Закона "О налоговых органах Российской Федерации" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются налоговыми органами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции.

К категории данных актов относятся Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", которым определено, что проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ (ст. 8), и Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом от 21.09.2009 № 1065, предусмотрено, что правом направления соответствующих запросов обладают только перечисленные в Положении лица.

В соответствии с п. 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить запрашиваемую информацию. С учетом вышеизложенного в ходе проведения проверки в соответствии с Указом от 21.09.2009 № 1065 федеральный государственный орган, осуществляющий проверку, имеет право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом согласие проверяемого лица на предоставление этих сведений в соответствии с п. 2 ст. 102 ПК РФ и ст. 7.1 Закона "О налоговых органах Российской Федерации" не требуется.

Сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну. В связи с этим па государственные органы распространяются положения п. 6 ст. 102 ПК РФ.

Аналогичная позиция отражена в письмах Минфина России от 25.07.2012 № 03-02-07/2-107 и ФНС России от 31.08.2012 № ЕД-4-3/14509® "О представлении налоговыми органами сведений о налогоплательщике".

В соответствии с п. 7 ст. 102 НК РФ положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму храпения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ. Доступ к указанным сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

Положения ст. 102 НК РФ в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.

В целях совершенствования организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов распоряжением Правительства РФ от 21.12.2011 № 2293-р создано федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России, предметом и целями деятельности которого являются организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности ФПС России и ее территориальных органов, а также осуществление дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих системы налоговых органов РФ. Основные виды деятельности ФКУ "Налог-сервис" следующие:

  • – централизованный ввод сведений из налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном и электронном носителях, а так же по телекоммуникационным каналам связи;
  • – централизованный ввод сведений из иных документов, представляемых в налоговые органы на плановой основе, в том числе в соответствии со ст. 85 НК РФ;
  • – централизованный ввод документов переменной структуры (счета-фактуры, книги покупок/продаж, выписки банков), которые получены налоговыми органами в результате процедуры истребования;
  • – централизованная печать и (или) массовая рассылка налогоплательщикам налоговых документов по имущественным налогам, в том числе в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • – администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы ФНС России (ЛИС Налог);
  • – оказание услуг Контакт-центра, включая анализ обращений пользователей и актуализацию информационного обеспечения работы Контакт-центра;
  • – централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов;
  • – формирование архивных фондов, осуществление учета, хранения научно-технической обработки архивных документов, образовавшихся в результате деятельности налоговых органов;
  • – обеспечение мероприятий но защите информации;
  • – оказание справочно-библиографических, методических (методологических) услуг.

Все эти услуги вынесены ФНС России на аутсорсинг. Работники ФКУ "Налог-Сервис" не имеют статуса государственного гражданского служащего и не являются работниками налоговых органов. При этом по роду своей деятельности зачастую работают со сведениями, составляющими налоговую тайну. В связи с этим п. 5 ст. 102 НК РФ распространяет положения ст. 102 НК РФ на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций. При этом следует учесть, что федеральными законами не предусмотрена возможность представления налоговыми органами сведений, отнесенных НК РФ к налоговой тайне :

  • – полномочным представителям Президента РФ по федеральным округам (см. письмо ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/469@ "О предоставлении информации");
  • – Министерству промышленности и энергетики РФ (для целей подготовки доклада Правительству РФ об итогах реализации соглашений о разделе продукции; см. письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-06-03-06/1);
  • – адвокатам (см. Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 317-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации");
  • – журналистам (см. письмо ФНС России от 20.10.2011 № ПА-3-12/3437).

Сложности составляет критерий мотивированности запроса. Дело в том, что все запросы налогового органа, адресованные третьим лицам (и наоборот), о предоставлении сведений о налогоплательщике должны одновременно являться мотивированными и отвечать критериям налоговой тайны. И, соответственно, разрешенная мотивированность запроса должна коррелироваться с соблюдением режима налоговой тайны и сохранности сведений о налогоплательщике, в отношении которого направлен запрос. Так, например, такое требование предусмотрено при запросе налоговым органом у банков в порядке п. 2 ст. 86 НК РФ справок о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, данных об операциях на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), данных об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.

Однако, по мнению судебных органов , содержание термина "мотивированный" в смысле п. 2 ст. 86 НК РФ должно раскрываться в системной связи с положениями п. 1 ст. 102 НК РФ ("налоговая тайна") . Любая информация о конкретном содержании проводимых контрольных мероприятий не может содержаться в мотивировке адресованного банку запроса, поскольку подпадает под режим налоговой тайны (ст. 102 НК РФ), разглашение которой законодательно запрещено, в том числе банкам . Следовательно, банк не вправе требовать от налогового органа дополнительной расшифровки мотивировки запроса.

Существуют и случаи, при которых разглашение налоговой тайны возможно и не является нарушением. К примеру, возможность разглашения налоговой тайны допускается, например, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (см., например,

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2009 № А43-12945/2009-31-360).

При представлении налоговым органом сведений указанным лицам следует руководствоваться нормами п. 8 и 9 ст. 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (письмо Минфина России от 26.11.2008 № 03-02-07/2-207).

Таким образом, но запросу судебного пристава-исполнителя налоговый орган в том числе обязан предоставить информацию о расчетном счете, обозначенном налогоплательщиком в заявлении о возмещении НДС (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.12.2010 по делу № А53-8277/2010).

  • – использование или передача другому лицу производственной тайны (упоминание этого понятия исключено из абз. 2 п. 2 ст. 102 ПК РФ);
  • – предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну (п. 2.1 ст. 102 ПК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

В соответствии с НК РФ режим налоговой тайны снимается:

  • – в отношении любых сведений о налогоплательщике с его письменного заявления об отнесении сведений о нем к категории общедоступных;
  • – в отношении сведений о финансовом состоянии должника, с даты опубликования в средствах массовой информации сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 126 и 128 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)");
  • – в отношении годовой бухгалтерской отчетности акционерных обществ с даты опубликования годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации (п. 1 ст. 97 и п. 1 ст. 103 ГК РФ, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 88 и п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", письмо Минфина России от 07.12.2007 №07-05-06/311);
  • – в отношении годовых отчетов и бухгалтерских балансов обществ с ограниченной ответственностью, публично разместивших облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, после их опубликования (ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а также иной раскрытой информации об их деятельности, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами (Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
  • – в отношении сведений доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (в объеме, установленном законодательством РФ) с даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, или опубликования в средствах массовой информации (ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 "Вопросы противодействия коррупции");
  • – в отношении сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности, в объеме установленном законодательством РФ о выборах, с даты опубликования в средствах массовой информации (размещения на стендах) (ст. 102 ПК РФ, п. 3 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 5 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", п. 9 ст. 44 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"),

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), а также на работников указанных организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках (плательщиках страховых взносов), поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

(см. текст в предыдущей редакции)

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.

8. Сведения, содержащиеся в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, признаются налоговой тайной с учетом следующих особенностей: абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом;

5) в случае необходимости подтверждения факта представления в налоговый орган специальной декларации и документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, и достоверности содержащихся в них сведений должностное лицо органа государственной власти или банка, которому в качестве основания для предоставления гарантий, предусмотренных указанным в абзаце первом настоящего пункта Федеральным законом, была представлена копия специальной декларации с отметкой налогового органа о ее принятии, вправе направить ее в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для сверки с оригиналом специальной декларации, находящейся на централизованном хранении. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в пятидневный срок после получения такой копии специальной декларации направляет ответное уведомление о том, соответствует либо не соответствует полученная копия специальной декларации оригиналу.

9. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения, поступившие в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых осуществляют деятельность участники консолидированной группы налогоплательщиков, в составе информации о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от участников консолидированной группы налогоплательщиков в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль организаций.

Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в финансовых органах субъектов Российской Федерации имеют должностные лица, определяемые руководителями этих финансовых органов.

Налоговая тайна относительно новое понятие для российского законодательства, введенное в 1999 году. Поэтому вопросы, касающиеся содержания, прав ее носителей и ответственности за разглашение конфиденциальных данных, вызывают сложности в толковании и применении.

Налоговая тайна: понятие и содержание

Понятие «налоговая тайна» введено в российское законодательство 01.01.1999 года — одновременно с вступлением в действие части 1 Налогового кодекса. Так, в соответствии со статьей 102 НК РФ, все сведения и данные о налогоплательщике, поступающие в налоговые, правоохранительные, следственные, таможенные органы и внебюджетные фонды, защищены режимом ограниченного доступа и требуют соблюдения конфиденциальности.

Важно: юридический статус налогоплательщика (физическое, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не влияет на уровень доступа к информации, составляющей налоговую тайну.

Иными словами, функционал налоговых органов предполагает получение ими сведений об имущественном и финансовом положении каждого налогоплательщика. Произвольное распространение такой информации может причинить вред интересам как гражданина, поскольку его частная жизнь, в силу закона, неприкосновенна, так и организации или ИП — например, при разглашении коммерчески значимых сведений в конкурентной среде.

Статья 102 НК РФ не называет конкретные сведения, охраняемые налоговой тайной, но часть из них приведена в других нормативно-правовых актах. Например, в соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 03-02-08/41 от 11.04.2011 года, налоговую тайну составляют:

  • содержание первичных документов налогоплательщика;
  • данные о декларируемых доходах и расходах;
  • информация об имущественном положении и пр.

Кроме того, налоговая тайна распространяется на сведения об уплаченных налогах или дивидендах, а также на секреты производства и иную личную и коммерческую информацию.

Что не входит в понятие «налоговая тайна»: статья 102 НК РФ

Статья 102 НК РФ перечисляет все виды данных, не подпадающих под категорию налоговой тайны. В отношении таких сведений обеспечение конфиденциальности не требуется.

Общедоступная информация

В отношении физических лиц понятие «налоговая тайна» совпадает с определением персональных данных, приведенным в законе «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 года. К числу общедоступных сведений, в силу закона № 152-ФЗ, относятся:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • номер телефона (как стационарного, так и мобильного);
  • данные о профессии.

Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то есть организаций и ИП, общедоступной считается информация о:

Не знаете свои права?

  • наименовании предприятия (полного и сокращенного);
  • форме собственности юридического лица (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т. д.);
  • юридическом и фактическом адресе организации или офиса ИП;
  • структуре юридического лица;
  • фамилии, имени, отчестве ИП или руководителя юридического лица.

Важно: в разряд общедоступных данных также попадают сведения, в отношении которых налогоплательщик предоставил письменное согласие на распространение. Например, это могут быть банковские реквизиты или место работы и должность гражданина и т. д.)

Сведения об ИНН

Идентификационный номер налогоплательщика не требует обеспечения конфиденциальности, независимо от статуса его носителя. Так, указанную информацию можно получить в онлайн-режиме, зная паспортные данные физического или точное наименование юридического лица.

Данные о нарушениях налогового законодательства

Пункт актуален, в больше степени, для организаций и ИП. Усеченные версии ЕГРЮЛ и ЕГРИП содержат информацию о нарушении закона в части налоговых правонарушений, а также мерах, принятых в связи с этим в отношении налогоплательщика. Такие данные доступны каждому пользователю интернета, поскольку могут иметь значение, например, для контрагентов — при решении вопроса о заключении сделки и т. п.

Данные о результатах налоговых проверок

Указанная категория сведений не требует обеспечения конфиденциальности исключительно в части результатов налоговой проверки, проведенной в отношении кандидата в члены выборного органа федерального или регионального уровня. Распространение такой информации допускается только в адрес избирательной комиссии. То есть рядовой гражданин получить данные об имущественном и финансовом положении кандидата или его супруга (супруги) не сможет.

Сведения о налоговом режиме налогоплательщика

Не является налоговой тайной информация о специальном режиме налогообложения налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя. Перечень таких режимов представлен в главе 26 НК РФ и включает в себя:

  • единый сельскохозяйственный налог (для сельскохозяйственных товаропроизводителей);
  • УСН (упрощенная система) — применяется, как правило, в сфере малого бизнеса;
  • ЕНВД (единый налог на вмененный доход) — устанавливается для отдельных видов предпринимательской деятельности. Например, оказание бытовых или ветеринарных услуг, розничная торговля в павильонах и пр.;
  • налогообложение при исполнении соглашения о разделе продукции — система, предусмотренная для инвесторов государственных проектов.

Данные, предоставляемые органам местного самоуправления

В понятие «налоговая тайна» такие данные не попадают только в случае передачи местным властям информации, представленной подконтрольными им плательщиками сборов — в целях проверки ее достоверности.

Важно: существует еще одно исключение из числа сведений, составляющих налоговую тайну, которое касается международных отношений. Это данные, передаваемые иностранным правоохранительным или налоговым органам в соответствии с международными соглашениями и договорами.

Последствия разглашения налоговой тайны

Статья 102 НК РФ предусматривает 2 вида нарушения режима секретности в отношении налоговой тайны:

  • незаконное разглашение (распространение) налоговой тайны должностным лицом (то есть сотрудником компетентных органов, обладающим секретными сведениями в силу исполнения служебного функционала);
  • утрата соответствующих документов (содержание которых отнесено к категории налоговой тайны).

При этом для наступления юридической ответственности за разглашение налоговой тайны необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:

  • наличие прямого ущерба, причиненного носителю информации, составляющей налоговую тайну (налогоплательщику, данные о котором были разглашены);
  • противоправное поведение должностного лица (совершение им действий, которые привели к обнародованию налоговой тайны, или непринятие мер к ее сокрытию);
  • причинно-следственная связь между действиями должностного лица и причинением ущерба (ущерб должен быть причинен именно в результате действий или бездействия сотрудника налогового органа или других организаций, допущенных к налоговой тайне).

В зависимости от конкретного случая ответственность за распространение налоговой тайны может быть выражена в одной из следующих форм:

  • материальная — в силу статьи 1069 ГК РФ возмещение вреда, причиненного государственными органами, коими и являются налоговые органы, производится за счет казны;
  • административная — по статье 13.14 КоАП (разглашение конфиденциальной информации), наказание установлено в виде штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • уголовная — по части 2 статьи 183 УК РФ (незаконное разглашение сведений, составляющих одну из 3 видов тайн — банковскую, налоговую или коммерческую, либо все перечисленные одновременно), вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет (в случае причинения крупного ущерба срок лишения свободы увеличивается до 5 лет).

ВАЖНО! Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.