Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Структура сбербанка и функции основных подразделений. Организационная структура ОАО «Сбербанк

Структура сбербанка и функции основных подразделений. Организационная структура ОАО «Сбербанк

ПАО Сбербанк - крупнейший игрок банковской сферы, имеющий филиалы и представительства во всех субъектах РФ. По статистическим данным на 1 января 2018 года банк имеет 94 филиала, из них один расположен в Индии (Нью-Дели). 6 лет назад организационная сеть включала 524 филиала. Ее сокращение вызвано оптимизационными процессами.

Управленческая структура ПАО «Сбербанк России»

Структура управления Сбербанка состоит из следующих органов:

  1. Общее собрание акционеров. Это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год. В рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие.
  2. Наблюдательный совет. Его члены избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. В частности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги.
  3. Правление банка. Это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи:

— обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков;
— формирование политики в области управления рисками;
— утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц;
— утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений;
— внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии;
— разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.

  1. Президент банка. С 2007 года возглавляет банк Герман Греф. Именно он отвечает за обещания, представленные Общему собранию акционеров на ежегодном совещании. К основным управленческим функциям Президента, Председателя Правления банка можно отнести:
  • организация работы всех структурных единиц;
  • распределение обязанностей и зоны ответственности между заместителями;
  • утверждения выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • решение текущих вопросов и другое.

Полезно знать! Под руководством Г. Грефа банк превратился из обычной сберегательной кассы в современный банк, на который ориентируются большинство участников банковской системы. Основа успеха топ-менеджера - внедрение современных технологий во все сферы деятельности банка. Радикальная реформа предоставления заемных средств позволила Сбербанку увеличить кредитный портфель, удерживая при этом риски под контролем. Развитие дистанционных каналов обслуживания привело к безболезненному переводу клиентов в онлайн. При этом организация сумела сохранить и свою репутацию, и клиентскую базу, и провести оптимизационные мероприятия по сокращению филиалов и штата сотрудников.

Штаб-квартира банка расположена по адресу: г. Москва (Юго-западный административный округ), ул. Вавилова, д. 19. Это 26-этажное здание, построенное в 1996 году.

Организационная структура

Организационная структура Сбербанка включает 4 главных блока:

  1. Центральный аппарат. Основное предназначение - гибкое управление филиалами, дополнительными офисами, территориальными банками на основе единого подхода к оценке и ограничению процентного, курсового, балансового и рыночного рисков. Центральный аппарат разрабатывает нормативы и внутрибанковские акты, которыми должны руководствоваться на всех уровнях принятия решения.

В структуру центрального аппарата банка входят следующие основные подразделения:

  • Казначейство;
  • Депозитарий;
  • Управление банковской системой;
  • Управление операциями физических лиц;
  • Управление операциями корпоративного блока;
  • Финансовое управление;
  • Управление стратегического планирования;
  • Управление инкассации;
  • Юридическое управление;
  • Управление банковских карт;
  • Управление ценных бумаг;
  • Управление безопасности;
  • Операционное управление;
  • Управление банковских технологий;
  • Управление контроля и учета банковских операций и другие.

Функции некоторых структурных подразделений постепенно передаются в дочерние организации и в дивизионы. Наиболее известные: Сбербанк Корпорация, Сбербанк Цифровые платформы, Сбербанк Цифровой корпоративный блок и другие.

  1. Территориальные отделения (банки). Сбербанк насчитывает 13 территориальных банков: Байкальский, Волго-Вятский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский , Северо-Западный , Волгоградский, Сибирский , Среднерусский , Уральский , Центрально-Черноземный, Юго-Западный .

В 2017 году было проведено объединение 3 территориальных подразделений. Наиболее крупное оптимизационное мероприятие - соединение Северного и Северо-Западного банка, в результате которого первый перестал существовать.

Территориальные банки возглавляются Председателями, которые назначаются на должность Президентом Сбербанка. В прямом подчинении у ТБ Сбербанка находятся ГОСБы - головные объединения Сбербанка, расположенные в областных городах субъектов РФ. Например: Карельский, Архангельский, Тверской, Саратовский, Мурманский, Вологодский и другие. В ГОСБы входят отделы, сектора и УРМ, расположенные в отдаленных местностях.

Стратегические задачи территориальных банков:

  • планирование и координация активной и пассивной политики головных отделений;
  • оценка микро- и макросреды;
  • оптимизация деятельности с учетом социально-экономических и политических факторов;
  • внедрение модели работы, разработанной Центральным аппаратом;
  • участие в региональных программах и т.д.
  1. Филиалы. Филиальная сеть банка представлена внутренними структурными подразделениями (ВСП), в которые входят дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла.

Основные задачи

  • повышение качества предоставляемых услуг;
  • увеличение доли операций, проводимой через дистанционные каналы банковского обслуживания;
  • привлечение новых клиентов;
  • работа с претензиями, жалобами и возражениями клиентов;
  • работа с кредитным портфелем;
  • увеличение обхвата частных и юридических лиц приоритетными продуктами банка и другие.
  1. Прочие подразделения банка. Основная их цель - обеспечение гибкой, клиентоориентированной деятельности Сбербанка. Например: Сбербанк Сервис, Сбербанк Новые технологии, Сбербанк Управление активами, Сбербанк – АСТ, Сбербанк Инвестиции и другие.

Важно!

Одной из дочерних структур банка выступает Sberbank CIB . Это корпоративно-инвестиционный бизнес, занимающийся обслуживанием крупнейших клиентов, объединенных в холдинги. По данным на 31 декабря 2017 года их насчитывалось 5714 холдингов. Бизнес по обслуживанию состоятельных клиентов позволил банку войти в тройку лидеров по инвестиционно-банковским гонорарам. Сбербанк СИБ был создан в рамках интеграции Сбербанка России и инвестиционной компании Тройка Диалог.

Изменения в организационной структуре в 2018 году

Оптимизационные мероприятия, запланированные в 2013-2014 гг, были проведены в 2015 – 2017 г. В перспективе - сокращение штата сотрудников в 2018 году на 8%, что обусловлено активным переходом клиентов к дистанционному формату сотрудничества с банком: через Сбербанк Онлайн, Сбербанк Бизнес Онлайн и мобильный банк. Анализ показал, что в 2017 году 35% прибыли было получено именно от работы «цифрового» (дистанционного) банка. Что касается филиальной сети, то ее организационная схема до конца 2 квартала 2018 года утверждена, внесение корректировок не планируется.

На 1 января 2018 года доля банка на рынке кредитования частных лиц составила 40,5%, юридических - 32,4%. Перед банком стоит непростая задача - перевести 80% всех активных клиентов в цифровой формат сотрудничества с банком. В перспективе организационная структура крупнейшего банка будет пересмотрена. Изменения коснутся и розничного, и корпоративного блока.

Отчет по практике

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Организация деятельности банка…………………………………………….4

1.1 Характеристика ОАО «Сбербанк России»………………………………..4

1.2 Организационная структура……………………………………………….5

2. Обслуживание физических лиц………………………………………………8

2.1 Основные виды вкладов в рублях и их учет……………………………...8

2.2 Основные виды пластиковых карт и их учет……………………………..11

2.3 Международные валютные переводы......................................................14

3. Анализ эффективности обслуживания физических лиц…………………..18

3.1 Анализ вкладных операций……………………………………………….18

3.2 Анализ операций с использованием пластиковых карт…………………19

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы………………………………………….22

Приложения……………………………………………………………………..23

Введение

Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для дипломной работы.

Задачи преддипломной практики:

    охарактеризовать деятельность банка;

    охарактеризовать деятельность структурного подразделения банка, в котором проходила практика;

    изучить банковские продукты: вклады, пластиковые карты, международные валютные переводы;

    провести анализ вкладных операций и операций с использованием пластиковых карт.

Преддипломная практика была пройдена мною в отделе по обслуживанию физических лиц дополнительного офиса Сбербанка РФ.

    Организация деятельности банка

1.1 Характеристика ОАО «Сбербанк РФ»

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики.

Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России), ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.

В Екатеринбурге сберегательная касса была образована в 1897 году. В 1987 году был создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, которой обслуживал также и юридических лиц.

Сбербанк – современный универсальный банк с большой долей участия частного капитала, в т.ч. иностранных инвесторов. Структура акционерного капитала Сбербанка свидетельствует о его высокой инвестиционной привлекательности.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине.

Основной целью ОАО «Сбербанк РФ» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ОАО «Сбербанк РФ» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.

Сбербанк РФ - универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, ОАО «Сбербанк РФ» стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.

Основные направления деятельности ОАО «Сбербанк РФ»:

    кредитование российских предприятий;

    кредитование частных клиентов;

    вложение в государственные ценные бумаги и облигации банка России;

    осуществление операций на комиссионной основе.

Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников: средства акционеров; вклады частных клиентов; средства юридических лиц; другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.

      Организационная структура

Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.

Органами управления Банка являются:

    общее собрание акционеров - высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка;

    наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

    правление Банка. Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.

Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационная структура Сбербанка представлена следующим образом:

    Сберегательный банк РФ;

    территориальные банки (17);

    отделения;

  • агентства.

Схема организационно-функциональной структуры Уральского банка Сбербанка России


2 Обслуживание физических лиц

2.1 Основные виды вкладов в рублях и их учет

Дополнительный офис Сбербанка РФ предлагает для своих клиентов конкурентоспособные и привлекательные банковские продукты. В отделении можно открыть счет в режиме работы «до востребования», а также сделать выбор из большой группы срочных вкладов, различающихся сроками хранения, размерами вносимых во вклад денежных средств и некоторыми другими условиями:

    депозит Сбербанка России;

    пополняемый депозит Сбербанка России;

    особый Сбербанка России;

    подари жизнь;

    накопительный Сбербанка России;

    доверительный Сбербанка России;

    пенсионный пополняемый депозит Сбербанка России;

    пенсионный депозит Сбербанка России;

    пенсионный – плюс Сбербанка России;

    универсальный Сбербанка России.

Предлагаемые продукты учитывают потребности различных социальных и возрастных групп населения. По всем видам вкладов в структурных подразделениях отделения Сбербанка РФ можно оформить доверенность и завещательное распоряжение. Банк не взимает плату за открытие счета по вкладу. Процентные ставки по вкладам представлены в Приложении 1.

По всем видам вкладов, принимаемым на определенный срок:

1) по истечении основного (пролонгированного) срока вклада договор пролонгируется на тот же срок на условиях и под процентную ставку, действующие в банке по данному виду вкладов на день, следующий за днем окончания основного (пролонгированного) срока. В течение пролонгированного срока процентная ставка также не подлежит изменению.
После принятия банком решения о прекращении открытия новых счетов по данному виду вкладов пролонгация не производится. По истечении последнего пролонгированного срока доход по вкладу исчисляется в порядке и размере, установленном банком по вкладам до востребования;

2) в случае досрочного востребования суммы вклада в течение основного или пролонгированного срока, доход за неполный срок исчисляется:

По вкладам на срок 6 месяцев и менее исходя из процентной ставки, установленной банком по вкладу до востребования;

По вкладам на свыше 6 месяцев течение первых 6 месяцев основного (пролонгированного) срока исходя из процентной ставки, установленной банком по вкладу до востребования; по истечении 6 месяцев основного или пролонгированного срока – исходя из 2/3 процентной ставки, установленной банком по данному виду вкладов;

Структурными подразделениями Сберегательного банка являются территориальные банки, в состав которых входят отделения, которые, в свою очередь, имеют филиалы. В основу структурной организации положен территориальный принцип.

Структурные подразделения (территориальные банки) выполняют следующие функции:

· Ведение бухгалтерского учета и отчетности, обеспечение контроля за использованием собственных и привлеченных ресурсов и управление ими, контроль за наличием и движением имущества банка и прочих материальных ценностей, формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов, ценных бумаг, обязательств, финансовых результатов, резервов;

· ведение счетов отделений и обеспечение проведения расчетных операций, в т.ч. внутрибанковских;

· экономическое управление, выполняющее функции систематизации и обобщения экономической информации в целом по территориальному банку; анализ экономических нормативов деятельности банка; анализ финансово-хозяйственной деятельности; выявление причин, влияющих на прибыль, и разработка предложений по ее увеличению;

· управление кредитования, обобщающее информацию о выданных кредитах в целом по территориальному банку и контролирующее использование и возврат кредитов;

· контрольно-ревизионное управление, осуществляющее внутренний контроль за деятельностью других подразделений банка путем проведения документарных ревизий;

· юридическое управление, обеспечивающее правовое обеспечение деятельности банка в целом и каждого отдельного подразделения;

· управление вкладов и расчетов, занимающееся аналитической работой по сбору, обобщению, систематизации и координации работы по обслуживанию клиентов банка;

· управление ценных бумаг и инвестиций, непосредственно проводящее операции по покупке, продаже, хранению ценных бумаг и осуществляющее сбор и анализ информации по ним;

· валютное управление, организующее и систематизирующее работу по операциям с иностранной валютой;

· управление информатики и автоматизации банковских работ, обеспечивающее средствами связи, автоматизации, электронно-вычислительной техникой; организует работу по программному обеспечению и расчетам по банковским операциям, внедрению новых технологий;

· управление инкассации и кассового хозяйства, занимающееся сбором, доставкой и сопровождением денежных средств при перемещении их между различными подразделениями банка и вне банковских подразделений;

· управление безопасности, обеспечивающее внутреннюю, информационную и общую безопасность деятельности банка;

· управление развития материально-технической базы;

· управление по работе с персоналом и организационно-административным вопросам;

· операционное управление, выполняющее функции по предоставлению реальных банковских услуг юридическим и физическим лицам; является базовым для осуществления функций большинства ранее рассмотренных управлений и отработки методологии проведения банковских операций в системе Сбербанка.

На сегодняшний день ОАО Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие. Так, 1 сентября 2009 г. Сбербанк России открыл представительство во Франкфурте-на-Майне, которое характеризуется как первое отделение российского банка в дальнем зарубежье. В целом к 2014 г. планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России до 5%.

Филиалы Банка не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка. Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год. Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Председателем Правления Банка.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

Общее собрание акционеров -- высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка:

Утверждение годового отчета;

Рассмотрение отчета ревизионной комиссии и отчета руководства, порядка распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), плана развития на следующий год;

Определение стратегии развития банка;

Проведение выборов в Совет банка.

Наблюдательный совет состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.

Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. С ноября 2007 года до настоящего времени эту должность занимает Герман Греф.

В компетенцию Правления входят вопросы кредитной политики, текущего руководства банком, формирования активов и пассивов.

Еще одним органом управления является Кредитный комитет, формируемый на уровне территориальных банков. Кредитный комитет решает вопросы выдачи кредитов в соответствии с кредитной политикой банка. Ревизионная комиссия также является органом управления банка, формируется из числа акционеров и занимается вопросами проверки годовой отчетности.

По организационной структуре Сберегательный банк РФ является крупной кредитной организацией. Поскольку он имеет помимо головного офиса в г. Москве сеть филиалов и представительств по России.

Органы управления Сбербанка включают: общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет, Правление (совет директоров банка во главе с президентом). Компетенция органов управления банка определена в его уставе.

Непосредственное руководство текущей деятельностью коммерческого банка осуществляет Правление. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка. Правление состоит из Председателя правления, его заместителей и других членов.

Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформляются в форме приказа Председателя правления банка. При Правлении банка создается Кредитный комитет.

В функции Кредитного комитета входят:

разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения;

подготовка заключений по предоставлению ссуд;

рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и ведением трастовых операций.

Ревизионная комиссия избирается Общим собранием акционеров. Порядок деятельности комиссии определяется внутренними документами общества, утверждается общим собранием собственников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка и Правления банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров.

Для обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении годовые балансы банков, утвержденные Общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны (после подтверждения достоверности предоставленных в них сведений аудиторской организацией) публиковаться в печати.

Разветвленная филиальная сеть Банка определяет необходимость сохранения четырехзвенной структуры: центральный аппарат - территориальные банки - отделения - филиалы и агентства.

Будет продолжена работа по оптимизации филиальной сети Банка, получит дальнейшее развитие практика укрупнения территориальных банков, основанная на переходе от существующего административно-территориального деления к делению по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. Укрупнение территориальных банков позволяет усилить их инвестиционный потенциал, добиться соответствия между уровнем развития территориального банка и экономическим потенциалом региона, даст новые возможности для совершенствования работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, персоналом Банка.

Результатом укрупнения территориальных банков станет расширение участия в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Будут обеспечены условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов. Неотъемлемыми функциями территориальных банков станут проведение исследований и оценок региональных рынков, формирование процентной и тарифной политики с учетом экономических и социальных условий развития региона, определение стратегических направлений развития операций Банка в регионе.

Банком будут пересмотрены дифференцированные стандарты административных затрат и количества филиалов на одно отделение, количества обслуживаемых в отделении клиентов. Будет продолжена политика сокращения административно-управленческого персонала отделений путем их объединения и укрупнения без сокращения точек обслуживания клиентов.

Банк продолжит работу по оптимизации расходов на содержание филиальной сети (внедрение стандартов обслуживания, замена нерентабельных филиалов и агентств на передвижные операционные кассы, изменение режима работы филиала и т.д.). Оптимизация сети филиалов и агентств будет проводиться с учетом как экономических, так и социальных факторов, включая оценку показателей плотности и численности населения в регионе, количества клиентов, обслуживающегося в одном филиале Банка, потребности клиентов в получении отдельных банковских продуктов и услуг.

Целевая ориентация на потребности клиента требует расширения возможного спектра организационных форм на уровне "отделение - филиал". Наряду с отделениями и филиалами, которые будут выполнять функции предложения стандартного набора услуг клиентам, будут выделяться специализированные филиалы, ориентированные как на комплексное и индивидуальное обслуживание клиентов, так и на развитие отдельных направлений бизнеса.

Изменения в системе управления будут направлены на повышение самостоятельности структурных подразделений, их инициативы и ответственности с целью снижения уровня бюрократизации, сокращения сроков выполнения стандартных операций, повышения качества обслуживания клиентов.

Территориальные банки, имеющие стабильный финансовый результат, обеспеченные квалифицированным кадровым составом, необходимым уровнем банковских технологий, будут наделены более широкими полномочиями, получат дополнительные возможности развития активных операций, проведения более гибкой процентной и тарифной политику. При этом возрастет и степень ответственности руководителей за финансовый результат подразделения.

Центральный аппарат имеет множество структурных подразделений, каждый из которых выполняет определенный вид работ:

  • - казначейство Сбербанка России включает управления операциями на денежных и фондовых рынках;
  • - кредитный блок (разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; подготовка заключений по предоставлению краткосрочных и долгосрочных ссуд по предприятием, населению, в финансовую аренду(лизинг)). Он включает: управление кредитования, кредитования машиностроения, управление финансированием строительных проектов, управление кредитования частных клиентов, корпоративных клиентов;
  • - управление валютных и неторговых операций (операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, вы том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов);
  • - управление банковских карт (осуществляется обслуживание клиентов по пластиковым картам, учет движения пластиковых карт);
  • - операционное управление, управление кассовой работы и управление инкассации (проводит расчетно-кассовое обслуживание населения и юридических лиц);
  • - управление ценных бумаг (ведение личных банковских счетов клиента, управление ценными бумагами клиента с целью выгодной реализации, получение гарантированного дохода, замены одних ценных бумаг на другие; взимание доходов в пользу клиентов и т.д.);
  • - депозитарий (обеспечение удобства использования и предачи бумаг (оказание услуг по хранению, опеке, попечительству сертификатов ценных бумаг клиентов и/или учету перехода прав на них), снижении рисков сделок, упрощении обработки информации о ценных бумагах, предоставляемых ими правах и их владельцах);
  • - управление стратегического планирования (разработка текущих, перспективных, долгосрочных планов дальнейшего развития Банка);
  • - финансовое управление и налоговое планирование (учет финансово-хозяйственной деятельности банка; контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; контроль за сохранностью собственности общества; формирование учетной политики бухгалтерского и налогового учета);
  • - управление рисками (контроль и управление рисками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности);
  • - управление по работе с филиалами (руководство и контроль по деятельности филиалов, проведение ревизии);
  • - управление учета и контроля банковских операций;
  • - управление внутреннего контроля, ревизий и аудита (осуществляет анализ и контроль за результатами хозяйственной деятельности банка и его филиалов);
  • - управление учета и контроля розничных операций;
  • - управление банковскими технологиями (следят за новейшими разработками банковских технологий и по мере необходимости проводят усовершенствование работы Банка);
  • - управление внедрения и сопровождения АСУ, управление технических средств и телекоммуникаций (осуществляет техническую поддержку и установку оборудования и компьютеров для обеспечения бесперебойной работы Банка);
  • - юридическое управление (текущая деятельность отдела заключается в правовом сопровождении деятельности представительных органов управления комбината (общего собрания, Совета директоров), юридическая защита интересов банка и взыскание долгов);
  • - управление международных отношений, общественных связей (осуществляют налаживание и поддержка связей с партнерами, живущими и работающими в РФ и за ее пределами);
  • - управление по работе с персоналом (осуществляют прием и увольнение на работу, ведет документооборот по движению кадров на предприятии. Работа ведется под управлением начальника отдела кадров);
  • - управление безопасности (обеспечивает безопасность деятельности на ОАО Сбербанк России. В нее входят: эксперт по экономической безопасности (обеспечение экономической безопасности) и бюро по режиму и пропускам во главе начальника (обеспечивают охрану имущества и внутреннего режима в банке);
  • - управление развития материально-технической базы (занимается обеспечением всеми необходимыми расходными материалами для бесперебойной работы Банка);
  • - административно-хозяйственное управление (обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния зданий, помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности);
  • - управление делами и секретариат (занимаются поддержкой в текущей деятельности Совет директоров, обеспечением документооборота по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности Банка).

Широкая филиальная сеть дает возможность комплексного обслуживания в едином стандарте расположенных в разных регионах подразделений крупных предприятий, холдингов, финансово-промышленных групп. Наличие филиалов Банка по всей территории России, расположенных в различных экономических регионах и часовых поясах, позволяет эффективно маневрировать ресурсами. Единая сеть создает уникальные условия для обмена и внедрения позитивного опыта, дает возможность тиражирования типовых структур управления, продуктов и технологий.

В то же время, четырехзвенная система управления Банком зачастую не позволяет обеспечить требуемую скорость проведения операций. Кроме того, очевидна неоднородность филиалов, отделений и территориальных банков по своему экономическому потенциалу. Опыт последних лет свидетельствует о положительных результатах начавшегося процесса укрупнения и объединения филиалов, в том числе территориальных банков. Существующая жесткая привязка сферы деятельности территориальных банков к административным границам субъектов Российской Федерации не позволяет эффективно обслуживать товарно-финансовые потоки экономического региона в целом и участвовать в реализации региональных экономических программ.

Поставленные стратегические цели и задачи требуют внесения изменений в организационную структуру и систему управления. Банк будет стремиться к достижению оптимального баланса распределения функций и полномочий между структурными звеньями системы управления, что обеспечит возможность выполнения поставленных задач с минимальными затратами и приемлемым уровнем риска.

Сохраняя единство централизованного управления вопросами стратегического развития, структурной политики, управления рисками, Банк будет расширять полномочия филиалов и подразделений, непосредственно работающих с клиентами. Организационная структура и филиальная сеть будут оптимизированы с учетом региональных особенностей и потребностей клиентов.

Центральный аппарат сосредоточит усилия на повышении эффективности управления, совершенствовании структурной политики и системы управления рисками, внутрисистемными финансовыми потоками. Наряду с реализацией центральным аппаратом крупных проектов и обслуживанием предприятий и организаций федерального масштаба, возрастет его роль в вопросах координации деятельности подразделений Банка по обслуживанию крупных клиентов, имеющих региональные филиалы и дочерние структуры.

Важнейшим направлением реорганизации структуры Банка станет улучшение координации действий подразделений, предлагающих различные виды продуктов и услуг клиенту. Одним из возможных инструментов станет создание института персональных менеджеров, что позволит Банку перейти к предложению комплекса банковских продуктов.

Значительный клиентский спрос и потенциал роста объемов операций, требующих централизованного исполнения, определяет необходимость создания в центральном аппарате ряда новых структурных подразделений, обеспечивающих работу территориальных банков с клиентами. В рамках отдельного подразделения центрального аппарата будет активизирована работа по оказанию методической и практической помощи по вопросам обслуживания корпоративных клиентов и бюджетных организаций.

Расширение спектра продуктов и услуг, увеличение объемов банковских операций, изменения в принципах обслуживания клиентов требуют выделения ряда функций, создания новых структурных подразделений. Территориальные банки получат большую самостоятельность в создании структурных подразделений для развития направлений бизнеса, обладающих значительным потенциалом в данном регионе. Будет создана целостная система маркетинга, ориентированная на изучение конъюнктуры региональных рынков, потребностей и запросов клиентов, разработку и совершенствование банковских продуктов и услуг.

Для повышения эффективности управления будут выделены функции стратегического планирования, бюджетирования, управления рисками, управления активами/пассивами, налогового планирования. В связи с увеличением объема передаваемых филиалам полномочий будут усилены функции контроля и внутреннего аудита. В целях минимизации рисков будет продолжена работа по структурному разделению функций проведения операций, их оформления и учета, установления лимитов риска и контроля.

Получит дальнейшее развитие практика создания целевых проектных групп, ориентированных на решение конкретных задач по развитию новых видов деятельности Банка.

В целях удовлетворения потребностей клиентов и развития отдельных направлений бизнеса, не относящихся к традиционным видам банковской деятельности, Банк не исключает возможность создания дочерних и ассоциированных компаний, что будет проводиться исключительно на основе принципа экономической целесообразности. Значительных инвестиций в дочерние и ассоциированные компании Банком не планируется, будет проведена оптимизация структуры действующих компаний.

банк актив пассив кредитный

Сбербанк России анонсирует новую структуру управления и
обновленный состав Правления Банка

29 января 2008 года состоялось заседание Наблюдательного совета Сбербанка России. Наблюдательный совет утвердил новую структуру управления центрального аппарата Сбербанка России и изменения в составе Правления Банка.

Новая структура управления банка предусматривает выделение в качестве самостоятельных подразделений розничного и корпоративного блоков, создание блока территориального развития, более четкую организацию и устранение дублирования функций сопровождающих и поддерживающих подразделений (операционного, административного и финансового блоков), создание блока, ответственного за стратегию и развитие банка. Также предусматривается создание Коллегии руководителей территориальных банков при Президенте, Председателе Правления Банка. Создаются два новых комитета: по стратегическому и корпоративному развитию и информационным технологиям.

Новая организационная структура является одним из первых шагов на пути трансформации банка и повышения его конкурентоспособности, что в свою очередь приведет к активному формированию рынка банковских услуг, экспансии в ключевых сегментах и направлениях деятельности банка, выводу на рынок новых банковских продуктов. Новая структура является переходной и будет действовать до разработки стратегии банка на 5-летний период. Стратегия будет разработана до конца 2008 года.

Изменения в организации – это первый шаг, приближающий банк к международной практике корпоративного управления и позволяющий в ближайшем будущем решить ряд важнейших задач, среди которых повышение прозрачности деятельности банка и четкое закрепление ответственности, повышение эффективности взаимодействия между центральным аппаратом и территориальными подразделениями Сбербанка уход от излишней концентрации полномочий.

Наряду с утверждением новой структуры управления Сбербанка России, Наблюдательный совет одобрил ряд изменений в составе Правления Банка и кандидатуры новых членов Правления:

Г-на Карамзина А. А. – заместителя Председателя Правления Сбербанка России, курирующего финансовый блок Сбербанка России,

Г-на Бугрова Д. А. – члена Правления, старшего вице-президента Сбербанка России, курирующего стратегию корпоративного развития Сбербанка России,

Г-жу Канович О. Н. – члена Правления, старшего вице-президента Сбербанка России, курирующую операционный блок Сбербанка России,

Г-на Кузнецова С. К. – члена Правления, старшего вице-президента Сбербанка России, курирующего административный блок Сбербанка России,

Г-на Орловского В. М. – члена Правления, старшего вице-президента Сбербанка России, курирующего блок банковских информационных технологий Сбербанка России.

По собственному желанию и в связи с переходом на другую работу Правление банка покинули А.К.Алешкина, И.Н.Бохан, А.В.Бринза, А.Ф.Манойло и А.Е.Погодин.

Состав Правления банка продолжит выполнять свои функции в рамках новой системы управления. С новой организационной структурой Правления Сбербанка России можно ознакомиться на официальном сайте Сбербанка России в сети Интернет (www. sbrf. ru ).

По окончании заседания Наблюдательного совета г-н Г.О.Греф, Президент, Председатель Правления, отметил: “Сегодня, приняв новую структуру управления, мы сделали очень важный шаг в повышении конкурентоспособности банка и укреплению лидирующих позиций банка. Новая структура управления открывает беспрецедентные возможности как для высококлассных профессионалов, уже работающих в системе Сбербанка России, так и для новых членов команды.

Новая структура управления и состав управленческой команды позволяют сохранить преемственность, сохранить высококлассных профессионалов и, одновременно, придать ускорение тем процессам модернизации, которые мы планируем реализовать. В 2008 году мы представим новую долгосрочную программу развития банка, над которой команда уже начала работать”.

Г-н С.М.Игнатьев, Председатель Банка России, Председатель Наблюдательного совета Сбербанка России, заявил: “Мы приветствуем изменения в системе управления и составе управленческой команды банка. На наш взгляд, они отвечают текущим и стратегическим задачам банка”.

Пресс-служба Сбербанка России