Меню
Бесплатно
Главная  /  Терминология  /  Входящая информация внутренний аудит. Аудиторская проверка

Входящая информация внутренний аудит. Аудиторская проверка

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.

Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им - обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:

Обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

Своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

Сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита - помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов- обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля- провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность деятельности- осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, - например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок - основные, но не все основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС) может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача - оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений: отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

Участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

Решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

Консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

Участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;

Консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

Участвовать в постановке бухгалтерского учета.

УЧАСТИЕ В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству (полномочному органу) организации для принятия решений.

ОТЧЕТЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

ОБЩИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов.

Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией; возможности и потребности коллектива; внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологий.

Главный внутренний аудитор организует, регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

Руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления организацией);

Руководство разработкой методологии внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

Консультирование руководства по наиболее важным вопросам;

Принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов;

Принятие участия в наиболее важных проверках;

Анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

Координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

Участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов - отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела:

1) позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании - весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

Выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

Определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

Объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций;

Разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

Соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое - отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

Интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

Разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений; структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это прежде всего цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования.

При перманентно меняющемся отечественном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному внутреннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодически организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Внутренний аудит – это независимая оценка всех аспектов деятельности организации. Порядок проведения внутреннего аудита в законодательстве не определен. Поэтому мы подготовили рекомендации, которые помогут назначить ответственных, провести аудит и оформить результаты проверки.

В этой статье вы узнаете :

Что такое внутренний аудит

Внутренний аудит – это независимая и объективная проверка деятельности компании. По результатам внутреннего аудита руководство фирмы или совет директоров получают объективную информацию о работе менеджмента по достижению общекорпоративных целей и соблюдению стандартов ведения бизнеса. Кроме того, во время аудита проверяется информация о достоверности данных консолидированной отчетности и ведении учета в компании, о работе ее функциональных и региональных подразделений.

Кто проводит внутренний аудит

В отличие от внешнего, внутренний аудит проводит специализированное подразделение компании. Таким подразделением не может выступать бухгалтерия, поскольку в этом случае не будет соблюден принцип независимости.

Определить сотрудников, которые проведут внутренний аудит, может руководитель организации. Это может быть собственная служба внутреннего аудита или постоянно действующая комиссия.

К выбору работников, которые участвуют в проведении внутреннего аудита, необходимо подойти достаточно серьезно. Прежде всего, они должны обладать необходимыми знаниями, а также быть независимыми. Так, если мы назначим в комиссию специалистов из бухгалтерии, то критерий независимости нивелируется, а если включим в комиссию только технических специалистов, то они не смогут провести аудит бухгалтерских счетов учета и уплату налогов.

Кому выгодно привлечь аудиторов на аутсорсинге

Функции службы внутреннего аудита

Функции службы внутреннего аудита можно разделить на контрольные, информационно-аналитические, методологические и консультационные.

Контрольные функции включают:

  • изучение, оценку и мониторинг адекватности и эффективности систем внутреннего контроля (СВК);
  • контроль над соблюдением порядка проведения финансово-хозяйственных операций, внутренних регламентов, в том числе в части превышения полномочий руководством;
  • проверку соблюдения законодательных и нормативных требований к ведению бухгалтерского, налогового учета и формированию финансовой, налоговой отчетности;
  • оценку целесообразности управленческих решений, принимаемых по результатам проверки, выявление резервов повышения эффективности;
  • проверку наличия и сохранности активов;
  • взаимодействие с внешним независимым аудитом и контролирующими органами.

К информационно-аналитическим функциям относятся информирование руководства о выявленных обстоятельствах и тенденциях, экспертиза разрабатываемых управленческих решений, анализ внутренних потоков материальных средств, анализ исполнения планов и смет.

Участие службы внутреннего аудита в разработке методик учета, их анализе на предмет соответствия бухгалтерскому или налоговому законодательству, анализ эффективности системы управленческого учета, тарифной политики и т. д. составляют методологическую и консультационную деятельность этой службы. .

Функции закрепляются в положении о деятельности внутренних аудиторов.

Читайте также :

В чем польза : решение поможет выбрать оптимальную систему внутреннего контроля и повысить эффективность работы подразделения.

Чем поможет : повысить эффективность работы подразделений, но и свести к минимуму риски, которым подвержен бизнес

Что проверяют во время внутреннего аудита

Внутренние аудиторы проводят следующие виды проверок:

  • финансовый аудит;
  • операционный аудит;
  • аудит на соответствие;
  • аудит информационных технологий;
  • аудит в области охраны окружающей среды.

Чем поможет: построить эффективную систему внутреннего контроля не удастся, если в процессе постановки системы допустили ошибки. О том, как избежать самых распространенных ошибок, – в этом решении.

Чем поможет: определиться с мотивацией отдела внутреннего аудита компании и утвердить для него набор ключевых показателей эффективности, стоит воспользоваться рекомендациями этого решения.

Сроки проведения внутреннего аудита

Аудит может проходить как на постоянной основе, например, ежедневный мониторинг платежей, документации, так и один раз в год перед сдачей бухгалтерской отчетности. Порядок и соки проведения внутреннего аудита утверждает руководитель компании.

Внутренний аудит стоит проводить не реже, чем раз в квартал. Это позволит проверить правильность ведения бухгалтерского учета, своевременно выявить и исправить ошибки и правильно исчислить и уплатить налоги.

Сроки проведения аудита могут быть закреплены в соответствующем плане.

Пример. План внутреннего финансового аудита

(наименование субъекта аудита)

на 20

год

№ п/п

Наименование аудиторской проверки (камеральная, выездная
или комбинированная)

Объект аудита

Срок проведения аудиторской проверки

Ответственные исполнители

Начальник финансового управления

Вопрос: как регламентировать внутренний аудит в компании?

Отвечает Данила Актянов, внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов, эксперт «Системы Финансовый директор»

Задача положения (регламента) о внутреннем аудите или департаменте внутреннего аудита – утвердить цели, задачи, организационный статус этого подразделения, а также его функционал, права и обязанности сотрудников. В зависимости от юридической и финансовой структуры компании, специфики ее деятельности, количества сотрудников содержание этого документа может отличаться.

Типовые разделы документа:

  • общие положения (назначение документа, цели, задачи, принципы функционирования внутреннего аудита, основные термины и определения, организационный статус и структура, подчиненность департамента внутреннего аудита);
  • функционал подразделения, права, обязанности и ответственность его сотрудников;
  • общие принципы планирования и реализации контрольных мероприятий, механизм взаимодействия департамента с другими структурными подразделениями;
  • периодическая отчетность департамента.

Подробнее о том, как регламентировать внутренний аудит в организации читайте в . Чтобы прочитать материал, потребуется оформить демодоступ. Это бесплатно и занимает менее минуты.

Потребность во внутренних проверках уже стала обыденностью для средних и крупных организаций. Малые компании не всегда проводят аудит из-за меньшего объема рабочих процессов, но и некоторым из них такой контроль смог бы принести немало пользы. Про совершенствование процесса проведения , планирование и его подготовку читайте в этой статье. У нас вы найдете также информацию о проведении внутреннего аудита на предприятии на примере.

Программа и график проведения внутреннего аудита

Планирование проверки - это один из очень важных этапов подготовки. В это время необходимо оценить общий объем работ, определиться с графиком и сроками проведения аудита, составить программу контроля, выбрать подходящую методику и предварительно выявить наиболее неблагополучные подразделения. Также на этапе планирования желательно постараться учесть потенциальные внешние факторы воздействия.

Программа проведения внутреннего аудита составляется совместно с планом. Чаще всего программа имеет персональную форму, учитывающую наиболее важные аспекты, подвергаемые контролю в конкретной компании. Этот документ описывает все нюансы деятельности аудитора и включает в себя такие пункты:

  1. Главная цель проведения внутреннего аудита.
  2. Область применения.
  3. Определения и сокращения.
  4. Данные о дополнительных документах.
  5. Перечень ответственных за применение.
  6. Описание процесса проведения аудита.
  7. График и периодичность контрольных проверок.
  8. Подготовка детального плана аудита.
  9. Подготовка необходимых документов.
  10. Последовательность сбора информации.
  11. Нюансы подготовки итоговой отчетности.

Приказ о проведении внутреннего аудита (образец)

Приказ о проведении внутреннего аудита — 1

Приказ о проведении внутреннего аудита — 2

Когда внутренний аудит проводится силами сторонней компании к приказу необходимо добавить соглашение. Только на основание этого документа возможно подписание договора на проведение ВА.

Правила и порядок проведения внутреннего аудита описаны ниже.

Проведение внутреннего аудита СМК с целью соответствия ИСО 9001 показано в данном видеоролике:

Правила

Существуют определенные международные и российские стандарты проведения внутреннего аудита. При этом законодательно не запрещено разрабатывать свои внутрифирменные правила ВА. Основная часть федеральных стандартов касается деятельности сторонних аудиторов, регламентируя их работу для обеспечения качества предоставляемых услуг.

В то же время внутренние стандарты аудита, создаваемые конкретной компанией, не могут противоречить федеральным и международным правилам. Вне зависимости от уровня правил они все делятся несколько блоков. Из них 3 являются обязательными:

  1. Блок №1 отражает нюансы организационно-экономической деятельности аудиторов.
  2. Блок №2 указывает ответственность аудиторов, способы получения контрольных доказательств и порядок формирования выводов.
  3. Блок №3 содержит правила по выбору методик, оформлению документации, рабочие инструкции.

Важно понимать, что для получения достоверных данных по итогам аудита необходимо иметь структуру проверки с четкими правилами. Только систематизированная деятельность по определенным стандартам способна демонстрировать ясный результат.

Пошаговые этапы

На первый взгляд проведение внутренней аудиторской проверки довольно простое. Эта процедура включает в себя всего 3 этапа:

  1. Предварительная подготовка.
  2. Сбор аудиторских доказательств.
  3. Оформление результатов проверки.

Часто эти этапы называются так: подготовительный, рабочий и завершающий. Упразднение или пренебрежительное отношение к любому из этапов лишает внутреннее аудирование какого-либо смысла.

  • На этапе подготовки надо произвести планирование и собрать необходимые данные, документы и различные сведения об объекте контроля.
  • Рабочий этап подразумевает непосредственное применение выбранных методов контроля, проведение тестов, поиск доказательств и документирование проведенных мероприятий.
  • На заключительном этапе подводятся итоги проверки, выполняется анализ проведенного аудита и завершается подготовка документации.

Результаты осуществления

  • Все результаты ВА в обязательном порядке должны иметь документальную форму для последующего изучения. Чаще всего под документами подразумевается или его более мелкие формы. В нем указываются не только сведения об обнаруженных недочетах, но и предполагаемые пути их устранения. Также в результатах проведения внутреннего аудита обязательно отражаются потенциальные способы повышения эффективности рабочих процессов.
  • Помимо составления отчетов и прочей документации аудиторской проверки необходима и еще одна процедура. Важно заранее уточнить критерии эффективности работы проверяющих и по завершению внутреннего аудита производить анализ качества проведенного контроля.
  • Часто такими критериями служат соблюдения заявленных рамок сроков проверки, наличие полных и внятных замечаний по всем изученным пунктам, указание потенциальных проблем в будущем. Также необходимо анализировать деятельность аудиторов на соответствие регламенту проверок и правильном использовании разнообразных методов контроля. Еще одним критерием является доступность, полнота и своевременность предоставление документации о проведенной проверке.

При проведении внутреннего аудита большая роль отводится и его подготовке (и не забывайте о !). Без правильно проведенной подготовительной части невозможна качественная работа проверяющих. Единой системы аудита не существует, каждая компания самостоятельно комбинирует методы контроля, поэтому стоит особое внимание уделять и подготовке, и самой проверке, и анализу эффективности работы .

Проведение внутреннего аудита системы менеджмента описано в этом видео:

Аудит организации представляет собой комплекс мероприятий по оценке достоверности сведений бухгалтерской отчетности и их соответствия требованиям законодательства. Проверка завершается формулированием вывода о правильности ведения на предприятии учета. Рассмотрим подробнее особенности организации и проведения аудита .

Классификация

Существуют различные виды аудита организации . Классификация осуществляется по разным признакам. В зависимости от категории, выделяют независимый, внутренний, государственный .

В первом случае проверку осуществляет сторонняя компания в соответствии с договором, заключенным с руководством предприятия. За организацию внутреннего аудита отвечает специальная служба, действующая в структуре компании. Государственную проверку осуществляют уполномоченные госструктуры.

В зависимости от профиля работы предприятия, аудит может быть общим, страховым, банковским и пр.

Также проверки бывают добровольными и обязательными. В первом случае инициатором выступает руководитель предприятия. Он же определяет сроки и объем проверки.

Обязательному аудиту подлежат организации , указанные в законодательстве.

Нормативная база

Понятие аудита организации , обязанности, ответственность, права, требования к аттестации компаний, осуществляющих проверку, закреплены в ФЗ № 307.

Кроме этого, в соответствии с указанным нормативным актом приняты федеральные стандарты аудиторской деятельности. В них закреплен порядок выполнения проверки, единые нормы проведения процедуры. Правила едины для всех участников аудиторской деятельности.

В стандартах разъяснены принципы проверки, порядок оформления заключения. В них определены методика, глубина, объем аудита организаций .

Кроме внутригосударственных, существуют также международные стандарты. В них установлены требования к качеству аудита, определены цели, приведены перечни необходимой документации и правила оформления заключений.

Предписания для аудиторов

Проверку отчетности могут осуществлять специализированные организации или частные специалисты. К последним предъявляется ряд требований. Частный аудитор должен состоять, во-первых, в аккредитованной саморегулируемой организации. Кроме этого, они должны иметь:

  • высшее юридическое либо экономическое образование;
  • стаж работы в должности помощника аудитора или главного бухгалтера не менее трех лет;
  • аттестат аудитора (выдается по результатам сдачи специального экзамена).

Законодательство также закрепляет ряд требований к аудиторским фирмам. Организация должна быть, во-первых, коммерческой, во-вторых, образована в любой форме, за исключением ОАО. В штате такой компании необходимо иметь как минимум троих специалистов. При этом не менее 51 % ее уставного капитала должно принадлежать аудиторам или иным аналогичным организациям.

Предмет проверки

В организациях, подлежащих аудиту по инициативе руководителя, контроль осуществляется только по вопросам, оговоренным в договоре. К примеру, проверка может выполняться в отношении только кассовых операций, учета ОС, НМА или оборотных активов, расчетов с контрагентами или бюджетом. Соответственно, специалист будет оценивать правильность оформления только отдельных категорий документов.

В организациях, подлежащих обязательному аудиту , проверяется вся финансовая документация и бухгалтерская отчетность. В этом случае предприятию необходимо предоставить все имеющиеся бумаги, которые связаны с его хозяйственной деятельностью. Поскольку такой выполняется представителями госструктур, то не исполнять их требования нельзя.

Обязательность проверки

Для большинства компаний аудит не является обязательным. Как правило, госструктуры привлекаются к проверке бухгалтерской документации крупных компаний, в том числе использующих финансовые средства населения. Обязательный аудит направлен на снижение риска от действий недобросовестных фирм, обеспечение защиты интересов граждан и государства. Он выполняется обычно раз в год.

Перечень предприятий, подлежащих обязательной проверке

Ежегодный аудит учета организации осуществляется, если:

  • Предприятие является акционерным обществом. Стоит отметить, что в соответствии с последними поправками законодательства, проверка осуществляется в отношении всех хозяйствующих обществ вне зависимости от типа, вида деятельности, финансовых показателей. Соответственно, аудит выполняется и в ЗАО, и в ОАО.
  • Акции компании находятся в обращении на фондовой бирже.
  • Предприятие публикует или предоставляет компетентным госорганам свою отчетность. Исключением в этом случае являются госучреждения.
  • Организация является кредитной, страховой, клиринговой, негосударственным фондом или использует финансовые средства населения.
  • Объем прибыли за предыдущий год превысил 400 млн р. либо актив в балансе на конец периода больше 60 миллионов рублей.

Данный перечень не является закрытым. В законодательстве могут закрепляться и иные случаи проведения обязательного аудита. Стоит отметить, что проверку указанных субъектов вправе выполнять исключительно аудиторские фирмы.

Сроки

Продолжительность периода выполнения проверки при добровольном аудите деятельности организации определяется в договоре. Срок зависит от:

  • Масштаба предприятия.
  • Наличия представительств, филиалов.
  • Продолжительности деятельности.
  • Объема проверки.
  • Качества ведения учета.

Если осуществляется обязательная проверка, то срок устанавливается законом и нормативными актами. Как показывает практика, в этом случае в среднем занимает 1-2 недели. Бывают случаи и более длительных проверок, однако они редко продолжаются больше двух месяцев.

Этапы

Аудит предполагает 4 взаимосвязанных стадии:

  • Предварительное ознакомление с предприятием.
  • Планирование.
  • Основной этап (собственно проверка).
  • Формулирование выводов.

Предварительная деятельность

На этом этапе аудитор исследует учредительную документацию, оценивает риски на основании:

  • Специфики деятельности предприятия.
  • Показателей финансового положения, темпов производственного роста.
  • Текучки кадров.
  • Квалификации бухгалтеров.

Планирование проверки

Этот этап считается одним из ключевых в деятельности аудитора. Планирование включает в себя 3 стадии:

  1. Заключение договора с заказчиком. В ходе этой стадии обговариваются сроки, стоимость аудита, количество специалистов.
  2. Составление плана. Оно включает в себя определение стратегии проверки.
  3. Разработка программы оценки. В ходе этой стадии формулируются мероприятия, обозначаются разделы отчетности, подлежащие глубокой и поверхностной проверке.

Ход процесса

Во время непосредственного изучения документации и ее оценки аудитору необходимо придерживаться требований и стандартов. Специалист осуществляет:

  • Сбор доказательств, т. е. первичных документов, отражающих факты совершения операций, сведения от сторонних субъектов и пр.
  • Оценку результатов выборки.
  • Изучение показателей отчетности.
  • Оценку степени существенности.
  • Определение аудиторского риска.
  • Оценку соответствия выполненных финансовых операций требованиям законодательства.
  • Прочие действия, необходимые для формулирования обоснованных выводов.

Оформление заключения

По завершении проверки аудитор составляет официальный мотивированный документ. В нем он излагает свое мнение о соответствии отчетности законодательным требованиям.

Заключение необходимо внутренним и внешним пользователям для формирования собственного представления о финансовом положении предприятия. Сведения этого документа способствуют принятию правильных управленческих решений.

Заключение может быть:

  • Немодифицированным. Его называют также положительным. В таком документе аудитор указывает на отсутствие нарушений в бухгалтерской отчетности компании.
  • Модифицированным. Этот вид заключений разделяется, в свою очередь, на 2 подвида: мнение с оговоркой и отрицательный вывод. Первое составляется, если специалист выявил некоторые нарушения, но они не имеют существенного влияния на достоверность отчетных документов. Соответственно, отрицательное заключение формируется, если нарушения являются значительными.

Кроме того, аудитор может отказаться выразить свое мнение по проверенным документам. Такая ситуация возможна, если специалист не получил в процессе аудита необходимых доказательств. К примеру, оценка выполнялась в отношении только одного участка отчетности, организация отказалась предоставить документацию и пр.

Организация внутреннего аудита

Любой руководитель заинтересован в обеспечении надлежащего контроля над эффективностью структурных подразделений компании и добросовестностью исполнения их сотрудниками возложенных обязанностей. Важнейшим элементом управления является внутрихозяйственный

Целями контроля являются:

  • Минимизация рисков и максимальное увеличение прибыли организации.
  • Повышение эффективности решений, касающихся использования ресурсов предприятия.

Внутренний аудит представляет собой деятельность, регламентированную локальными документами, связанную с контролем разных направлений работы фирмы.

Для реализации этой задачи на предприятии формируется ревизионная служба. Численность ее сотрудников зависит от объема и характера проверок. На небольших предприятиях внутренний аудит может осуществляться 1-4 служащими. В крупных фирмах штат сотрудников ревизионного отдела довольно большой. При этом обязанности отдельных сотрудников могут выходить за рамки бухучета. К примеру, служащие могут проводить оценочный, технологический, экологический аудит и пр.

Ключевые условия

Правильная организация аудита на предприятии невозможна без реализации комплекса мероприятий, в числе которых:

  • Составление проектов организации внутренних проверок по отраслям и направлениям работы. В них должны быть четко указаны конкретные функции ответственных лиц, правила их взаимодействия с другими подразделениями и руководством предприятия, статус внутренних аудиторов, их ответственность, обязанности, права.
  • Установление квалификационных требований к сотрудникам ревизионной службы.
  • Разработка и определение правил внедрения в деятельность аудиторского отдела стандартов, руководств, норм.
  • Составление программ по повышению квалификации и подготовке внутренних аудиторов.
  • Прогнозирование потребности в кадрах.

Разновидности внутреннего аудита

Наиболее распространено разделение аудита на операционный, финансовой отчетности и соответствия законодательным требованиям.

Кроме того, выделяют проверки:

  • Организационно-технологические.
  • Функциональные.
  • Систем управления.
  • Видов деятельности.

Функциональный аудит выполняется для оценки эффективности и производительности. К примеру, проверка может осуществляться в отношении операций, совершаемых служащим или подразделением в разрезе его функции.

Организационно-технологический аудит предполагает оценку работы различных звеньев системы управления. В ходе такой проверки устанавливается технологическая или организационная целесообразность их наличия и функционирования.

Межфункциональный аудит направлен на оценку качества тех или иных функций. К примеру, анализируется эффективность производства и реализации, результативность взаимосвязи и взаимодействия подразделений, отвечающих за указанные направления работы.