Меню
Бесплатно
Главная  /  Кредиты  /  Государственное финансирование социальной работы. Источники финансирования социальной работы

Государственное финансирование социальной работы. Источники финансирования социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда – обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

3. оплату коммунальных услуг;

4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6. создание дополнительных рабочих мест.

7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

2. формируют внебюджетные государственные фонды;

3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) – на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально- экономического развития регионов.

Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.

При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ – косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3. негосударственные, профессиональные системы – размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды). За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов. Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с1992 года. Основная функция фонда - обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.

Средства фонда расходуются на:

1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;

2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;

3. оплату коммунальных услуг;

4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6. создание дополнительных рабочих мест.

7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Федеральные органы власти:

1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;

2. формируют внебюджетные государственные фонды;

3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;

4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;

2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;

3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;

4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) - на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения. При формировании трансфертов ссылаются на формулу «выравнивания». Для

подтягивания текущих доходов субъектов до95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ - косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств. Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;

2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;

3. негосударственные, профессиональные системы - размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы

социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций. Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;

2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;

3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;

4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

1. Прямое финансирование. В этом случае денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы.

2. Косвенное финансирование. Осуществляется в виде уменьшения изъятия денежных средств с помощью льготного налогооблажения, льготного кредитования, льготного ценообразования на некоторые товары и услуги.

На финансирование социальной работы используются как бюджетные средства, так и средства внебюджетных фондов и различные частные фонды.

Государственный бюджет.

Финансирование социальной работы за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и муниципальных бюджетов. Постоянно ведётся работа по перераспределению средств почти по всем статьям расходов федеральных к территориальным фондам и внебюджетным фондам.

Среди регионов Российской Федерации есть региональные доноры, их больше десяти, и регионы, которые нуждаются в финансировании. Перераспределение средств происходит следующим образом: более сильные регионы помогают слабым.

Для этих же целей был создан фонд финансовой поддержки регионов, средства которого перераспределяются по двум каналам в виде трансфертов, то есть денежной помощи из федерального бюджета на оказание текущей финансовой помощи, и в виде субвенций, которые направляются на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня.

Основной же объём бюджетных средств на социальную защиту проходит для регионального и местного бюджета. За счёт средств этих бюджетов осуществляется строительство и содердание домов-интернатов, домов для престарелых и инвалидов, часть средств направляется на обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезирования, на обучение и трудоустройство инвалидов, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим и многодетным семьям, одиноким матерям и другое.

Из федерального бюджета средства выделяются на финансирование различных социальных программ, таких как «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети с севера», на выплаты пенсий военнослужащим и др.

За счёт средств внебюджетных фондов осуществляется финансирование социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды – это финансово-кредитные институты, поскольку часть средств этих фондов используется на коммерческой основе. В настоящее время таких фондов три: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд пенсионного страхования.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов всвязи с экстремальными ситуациями.

Средства федерального и территориальных фондов поддержки населения используются на следующие формы социальной работы.

Финансирование из этих источников осуществляется так же в виде прямого финансирования и косвенного финансирования.

Негосударственные источники.

В настоящее время всё большую роль в финансировании социальной работы играет негосударственное финансирование. Частные или общественные благотворительные фонды становятся всё более важным источником финансирования. Их средства формируются за счёт следующих источников:

1. Взносы учредителей благотворительных организаций;

2. Членские взносы;

3. Благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц в денежной форме;

4. Поступления от деятельности по привлечению ресурсов различных развлекательных, культурных, спортивных мероприятий;

5. Доходы от разрешённой законом предпренимательской деятельностью;

6. Доходы от деятельности хозяйственных обществ, учреждённых благотворительной организацией;

7. Труд добровольцев;

8. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями, и их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Такие предприятия имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей.

Формируемые центры платных социальных услуг могут оказывать следующие услуги:

¾ Ежедневное приготовление пищи на дому;

¾ Выполнение любой домашней работы;

¾ Оказание помощи в ремонте.

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбаввки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

¾ Одиноким пенсионерам и инвалидам, проживающим отдельно от трудоспособных родственников, обязанных содержать их;

¾ Пенсионерам и инвалидам, получающим надбавки к пенсии на уход и проживающим в семьях, в которых подушевой доход ниже минимального уровня.

Плата за надомное обслуживание взимается по прейскуранту, утрверждённому местными органами самоуправления. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых бюджетных ассигнований.

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи:

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. В первую очередь это касается различных министерств и комитетов, действие которых не всегда скоординированно.

2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ.

3. Более равномерно распределять время расходов между государством, работодателем и трудящимся.

4. Ограничить командную роль государства.

5. Повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.

6. Развивать программу «Целевое финансирование».

7. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно определять лишь приоритеты реализации социальных программ.

Контрольные вопросы:

1. Какие способы финансирования социальной работы существуют?

2. Какие средства используются на финансирование социальной работы

3. Что представляют собой внебюджетные фонды?

4. Что обеспечивает фонд социальной поддержки населения?

5. Из каких источников формируются средства частных или общественных благотворительных фондов?


Лекция № 10.


| | | | 5 | |

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

8.3. Финансирование социальной работы

8.3.1. Способы и источники финансирования социальной работы

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

Прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг.

На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.

1. Государственный бюджет.

В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг. произошло перераспределение средств почти по все статьям социальных расходов от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. С помощью государственного механизма распределения более сильные регионы помогают слабым. Из 89 субъектов РФ более 70 получают финансовую поддержку. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций , направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.

2. Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.

Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.

Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;
- предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- оплату коммунальных услуг;
- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;
- финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

3. Негосударственные источники финансирования.

Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

Взносов учредителей благотворительных организаций;
- членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);
- благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;
- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.);
- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труда добровольцев и др.

Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

4. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка помещения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.

Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:

Операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
- внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

Одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
- пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:

С пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
- со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.

Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размеры оплаты за них. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

Примером индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе являются коммерческие предприятия, оказывающие социальную поддержку одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Основной задачей этих предприятий является оказание дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи. Передача жилой площади в собственность города осуществляется по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена и переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых. Социальные услуги оказываются после заключения договора. Стоимость оказываемых услуг удерживается из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади.

Имеется также аналогичный опыт без выплаты клиентам наличных денег под договор купли-продажи. В этом случае договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает бесплатное пользование клиентом отчужденной квартирой и выполнение службой следующих услуг: регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, оказание ритуальных услуг, закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами питания и товарами, уборка помещения, стирка белья и т.д., организация ремонта бытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение льготным питанием.

Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
- формируют внебюджетные государственные фонды;
- финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;
- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

Выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
- определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
- обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

8.3.2. Задачи по совершенствованию финансирования социальной работы

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи.

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. Сейчас действия различных министерств и комитетов не всегда скоординированы.
2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ, более равномерно распределять бремя расходов между государством, работодателем и трудящимися.
3. Ограничить командную роль государства, повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.
4. Развивать программно-целевое финансирование. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно устанавливать приоритеты первоочередности социальных программ.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные источники финансирования социальной работы?
2. В чем состоят функции фонда социальной поддержки населению?

Литература к теме

1. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М., 1999.

Существуют два способа финансирование социальной работы:

Прямое – денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;

Косвенное (уменьшение изъятия денежных средств). Осуществляется за счет:

а) льготного налогообложения (предприятий, использующих труд людей с ограниченными возможностями и пр.),

б) льготного кредитования (приобретение жилья многодетным семьям и пр.),

в) льготное ценообразование на социально – значимые виды товаров и услуг (для ветеранов, детей и малообеспеченных семей и пр.)

В прямом финансировании активно используется программно – целевое финансирование. Федеральные и региональные целевые программы направлены на обеспечение адресной помощи семьям, пожилым и иным гражданам социально – уязвимых категорий. За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам.

Формирование системы финансирования и ресурсного обеспечения системы социальной защиты населения предусматривает трехуровневый механизм социальных гарантий:

За счет централизованных пенсионного Фонда и Фонда социального страхования

За счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов поддержки,

Негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и страхования, где размер страховых выплат зависит только от страхового взноса граждан.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местного бюджета и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в качестве дотаций на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, на оплату специальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Размер дотаций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов.

Дополнительными внебюджетными источниками финансирования социальной работы все чаще становятся негосударственные фонды – благотворительные, фонды местных сообществ, фонды развития и пр. Эти фонды включены в сектор НКО, который также является мощным источником финансирования социальной работы. Так, например, его доля в валовом национальном продукте США составляет более 4%. В России вклад сектора НО в социально – экономическое развитие государства не рассчитывается

3.1.4.Фондрайзинг в системе материально – финансового обеспечения социальной работы

ФАНДРАЙЗИНГ (англ. fundraising) - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей. Некоторые виды современного фандрайзинга: сбор средств в местных сообществах; сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающиеся благотворительной деятельностью, участие в конкурсах на получение грантов со стороны благотворительных фондов; индивидуальный фандрайзинг. При разработке стратегии сбора средств важно реалистично оценить к каким источникам обращаться в том или ином случае и как выгодно подать свой проект. Таким образом, ключевым словом для многих технологий фандрайзинга является проект. Проект всегда направлен на решение проблемы, в которой оказались целевые группы, реальные и потенциальные пользователи, общественность. Проект - это инструмент решения проблемы, определенная деятельность с определенным сроком, бюджетом, механизмом реализации. У проекта всегда есть результат. Для исполнения проекта всегда есть квалифицированная и сплоченная команда.



Среди отличительных особенностей проекта можно выделить:

Наличие проблемы (потребности), для решения которой предпринимается какая-либо последовательная деятельность. При этом важно понимать, что проектная проблема, как правило, шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации или группы физических лиц. Она относится к разряду социально-экономических или гражданских проблем, таких, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, снижение уровня бедности определенных социальных групп, необходимости развития определенных услуг и т.п.;

Четкие сроки начала и окончания работ;

Специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;

Предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.

Структура и содержание проекта в значительной степени определяются грантодателем или иным спонсором идеи. Однако существует типовое описание проекта. Его разделы позволяют достаточно полно описать суть проекта и необходимые ресурсы. Как правило, проект включает в себя:

I. Титульный лист

Полное название учебного заведения

Наименование темы проекта

Список слушателей, разработавших проект

Год выполнения работы

II. Введение (паспорт и аннотация проекта)

Название темы проекта

Паспорт проекта (география проекта - где будет проходить работа по проекту; целевая социальная группа (кто получит помощь или поддержку); Партнеры-участники проекта; Cрок и продолжительность проекта (месяцев); Стоимость проекта (требуется, имеется, волонтерская работа); аннотация проекта (15 строк)

III. Структура проекта

Обоснование актуальности темы проекта – 0,5-1 стр.

Цели и задачи проекта – 0,5 стр.

Проектное решение (метод реализации идеи) – 0,5-1 стр.

5.Календарный план проекта. – 1-2 стр.

6. Процедура и содержание оценивания проекта (детализация ожидаемых результатов и средств их верификации) – 0,5 -1 стр.

7. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов -1-2 стр.

Список ресурсов

Бюджет (смета) проекта

8. Риски проекта и меры по их преодолению -0,5-1 стр.

Приложения (опционально)

Особая роль фандрайзинга, как эффективной системы финансирования в современных условиях развития социальной работы, требует от будущего специалиста навыков участия в социально – проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения.

3.2. Организационно-экономические основы социальной работы3.2.1. Секторальная классификация субъектов социальной работы

Как и любая деятельность, социальная работа реализуется различными субъектами в рамках определенных структур, призванных в данном случае обеспечить задачу улучшения качества жизни людей за счет производства нематериальных услуг. Организационно эти структуры представлены предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно - правовых форм. которые представлены тремя секторами: государственный и муниципальный, коммерческий, некоммерческий. Эта группировка определяет право собственности, целевые установки работы, особенности налогообложения, финансирования, систем взаимоотношений с государством, специфику социальной работы. Каждый из этих секторов вносит свою лепту в социальную работу.

Коммерческие предприятия реализуют определенный круг социальной работы, определяемый уровнем их социальной ответственности. Базовый уровень – социальные программы для сотрудников предприятий, ветеранов, пенсионеров. Второй уровень - социальные программы для семей своих сотрудников. И, наконец, для предприятий, активно реализующих социальную ответственность - социальные программы в территориях своего присутствия и в целом для России. Государственный (муниципальный) сектор представлен бюджетными (государственными, муниципальными) учреждениями. Эти учреждения имеют постоянное гарантированное финансирование, которое практически привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. Бюджетные учреждения располагают пусть зачастую устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили и пр. При этом важно отметить, что в последнее время в таких сферах, как здравоохранение, образование наметилась тенденция к развитию инфраструктуры в рамках различных национальных проектов и программ, активно проводятся реформы, призванные обеспечить качество предоставляемых услуг. В рамках реформы бюджетной системы, основанной на новых подходах к развитию государственного управления и направленной на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, введено новое понятие – казенное учреждение. Это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

В конце ХХ столетия во всем мире стал стремительно развиваться некоммерческий сектор. Одну из причин этого прорыва исследователи видят в росте активности граждан и в переосмыслении традиционной двухфакторной модели «рынок» - «государство». идея некоммерческого негосударственного сектора возникла в результате поиска «срединного пути» между государством и рынком в вопросах производства и распространения социально значимых благ. Некоммерческий сектор – это эффективный поставщик социально значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, инновациями в социальной сфере.

3.2.2. Организационно - правовые формы субъектов социальной работы

Деятельность, порядок создания, реорганизация и ликвидация любого предприятия осуществляется на основании гражданского кодекса РФ и специальных ФЗ. Деятельность предприятий коммерческого сектора ориентирована на получение прибыли, которая распределяется, после всех обязательных платежей, по усмотрению учредителей. Часть ее может быть использована на реализацию социальной ответственности предприятия. Некоторые затраты на социальные программы могут включены в затраты предприятия. Существуют разнообразные организационно – правовые формы коммерческих структур, которые определяют порядок взаимоотношений учредителей, степень их ответственности за эффективность работы, систему управления и пр. (Закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество и пр.).