Экономическая и социальная география мира 10. Физическая, экономическая и социальная география
Куба (Cuba), Республика Куба (República de Cuba). ═ I. Общие сведения ═ Республика Куба расположена на островах Куба (104 тыс. км2), Пинос (2,2 тыс. км2) и ещё более чем на 1600 мелких островах в Атлантического океана, Мексиканском заливе и… …
I Куба (Kuba) (псевдоним; настоящие имя и фамилия Курт Бартель, Bartel) (8.6.1914, Гарнсдорф, 12.11.1967, Франкфурт на Майне), немецкий поэт и писатель (ГДР). Был членом ЦК СЕПГ (с 1954). Родился в рабочей семье. В 1933 46 жил в эмиграции … Большая советская энциклопедия
Арно Петерс нем. Arno Peters … Википедия
Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия
РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия
- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
- (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия
- (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
- (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия
Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия
Размеры знаков промышленных пунктов и добычи полезных ископаемых на экономических картах показывают их относительное экономическое значение
Электростанции даются знаками двух размеров с учетом их мощности
Условные знаки, помещенные в легендах карт атласа, в данную таблицу не входят.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.
Примечания. 1. Международноправовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60 южной широты, регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г.
2. Будущее Западной Сахары подлежит урегулированию согласно соответствующим решениям ООН
3. Фолклендские (Мальвинские) острова-спорная между Аргентиной и Великобританией территория; фактически является владением Великобритании с центром Порт-Стэнли.
4. Палестинские территории (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) оккупированы Израилем в 1967г. В настоящее время в рамках мирного урегулирования на Ближнем Востоке идет процесс формирования палестинского самоуправления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА
РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОЛУ
НАРОДЫ
ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИКА
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ТРАНСПОРТ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЕ СВЯЗИ
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА. Общегеографическая карга
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА. Минеральные ресурсы
Народы
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА. Экономическая карта
ГЕРМАНИЯ. Административно-территориальное деление
Рурский промышленный район
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. Общегеографическая карта
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ЯПОНИЯ. Экономическая карта
ЮЖНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ИНДИЯ. Экономическая карта
ИНДИЯ. Административно-территориальное деление
Народы
АФРИКА. Общегеографическая карта
АФРИКА. Экономическая карта
ДЕЛЬТА НИЛА л
ПЛАН КАИРА
МЕДНЫЙ ПОЯС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН ВИТВАТЕРСРАНД
КАНАДА. США. Общегеографическая карта
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Административно-территориальное деление
Минеральные ресурсы
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Экономическая карта
КАНАДА. Административно-территориальное деление
Экономическая карта
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. Общегеографическая карта
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. Экономическая карта
АВСТРАЛИЯ. Общегеографическая карга
Экономическая карта
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРА.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Атлас, Экономическая и социальная география мира, 10 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- География, 10 класс, Гарибов Я., Алхасов О., Гусейнли Ш., Бабаева М., 2018
- География, 10-11 класс, Экономическая и социальная география мира, Региональная характеристика мира, Часть 2, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2008
Изучение географии в школе завершается курсом социальной и экономической географии в 10-11 классах. Он даёт возможность школьникам сориентироваться в том, какие процессы происходят в обществе и экономике. Чтобы информация была усвоена наиболее полно и урок проходил в комфортном режиме, учителям предлагается ознакомиться с методическим пособием. В пособии содержится примерное поурочное планирование, шаблоны уроков. Рассмотрены варианты как для базового изучения предмета, так и для углублённого изучения географии, поскольку содержание курса даёт возможность расширить изучаемый материал.
В книге рассказано об основных видах деятельности учащихся, результатах, которых они должны достичь. Много внимания уделяется практическим работам, на которых школьники учатся работать с картами и статистическими данными, но самое главное, они учатся понимать суть изучаемых явлений. Рекомендации в данном пособии можно взять за основу при проведении уроков, однако возможны разные варианты проведения уроков в зависимости от подготовки и профиля класса. Изменения могут быть внесены по усмотрению учителя. Также здесь даются советы о том, как по ходу изучения предмета быть в курсе того, что происходит в настоящем, и как можно включить в образовательный процесс различные источники информации.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "География. 10–11 классы. Экономическая и социальная география мира. Базовый и углублённый уровни. Методическое пособие" Ольга Бахчиева бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Сборник рефератов по географии для 10 класса
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
Кусков А. С., Сосновская Е. Б., Кривошапова И. Г., Ивашенцева Л. Н., Шилина Л. И., Новикова О. В., Панькин А. А., Виноградова Л. Ф.
Под редакцией доцента кафедры менеджмента туристического бизнеса Саратовского государственного технического университета, доцента кафедры туризма и культурного наследия Саратовского государственного университета Кускова Алексея Сергеевича.
Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
Реферат БАРАНСКИЙ Н. Н. КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
1. Введение: роль Баранского Н. Н. в развитии географических идей в России.
2. Основные этапы жизни и деятельности.
3. Научное творчество, особенности концепции.
4. Заключение: вклад ученого в развитие отечественной географии.
Введение: роль Баранского Н. Н. в развитии географических идей в России
Николай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник советской экономической географии. В сложнейший послереволюционный период – со второй половины 1920-х годов – он возглавил развитие этой области географических знаний, сочетая стремление дать научно обоснованные ответы на самые острые и важные вопросы, вставшие перед страной, вступившей на путь планируемого развития, с продолжением лучших традиций русской классической географии и систематическим изучением достижений мировой географической науки.
Н.Н. Баранский – автор первого учебника «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана», вышедшего в 1926 г., а позже – учебника по экономической географии СССР для средней школы, который начал издаваться с 1930-х годов и выдержал 16 переизданий (вплоть до 1955 г.), воспитывая поколения советских людей и развивая районное направление экономической географии. Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического разделения труда, экономико-географического положения, экономического районирования и страноведения, географии городов и экономической картографии.
Он был Учителем в самом глубоком понимании этого слова – создателем школы своих последователей, воспитателем многочисленных учеников и ученых, наставником преподавателей географии и в школах и вузах, блестящим популяризатором географических знаний в народных массах.
Профессиональный революционер в самом начале века, занимавший высокие государственные посты в начале 1920-х гг., Баранский пришел в науку с богатейшим жизненным опытом, истинным демократизмом и широким государственным подходом к нуждам Отечества – к организации географического образования, географических исследований, издательского дела.
Основные этапы жизни и деятельности
Н. Н. Баранский родился 27 июля 1881 г. в семье учителя гимназии города Томска, преподававшего русский язык, литературу (словесность) и географию, – человека «крупного ума и широкой натуры». Особенности характера и образа жизни отца, его высокая образованность, интеллигентность, демократизм оказывали сильное воздействие на воспитание детей – трех старших сестер и двух младших братьев, – из которых Николай был предпоследним. Он блестяще учился, окончив в 1899 г. гимназию с золотой медалью, владел «древними» – латинским и греческим и современными языками – французским, немецким, английским. Позже Баранский-ученый знакомился с географической литературой почти на любом из европейских языков и множество работ рецензировал, редактировал переводы для опубликования на русском языке.
В 13 лет он начал помогать отцу в его репетиторской работе, занимаясь с «приготовишками». С пятнадцати лет «каждый год составлял два документа: 1) мое мировоззрение на такой-то год и 2) что я должен сделать к ближайшему году».
Сибирские города, включая Томск, играли заметную роль в развитии революционного движения на востоке страны. В процессе постоянных дискуссий молодежь имела возможность знакомиться с разнообразными политическими взглядами, вырабатывать собственные убеждения. В томской гимназии действовал нелегальный кружок, созданный ссыльными народовольцами. Николай Баранский стал в нем первым марксистом и, как он вспоминал, «тащил публику от Писарева и Добролюбова к Лассалю, Марксу, Энгельсу, Плеханову» (из личных воспоминаний и архивов МГУ). С 1897 г. Николай Баранский участвует в работе нелегальных кружков, начинает сам вести пропагандистскую работу в кружке, объединившем типографских рабочих.
Поступивший в 1899 г. на юридический факультет Томского университета Н.Н. Баранский был исключен из него в 1901 г. за активное участие в студенческой забастовке и демонстрации. В этом же году он принял предложение Общества любителей исследования Алтая и провел подворную перепись в селе Чистюньки Барнаульского уезда, где исследовал быт новоселов-переселенцев, что стало основой его первой научной публикации, появившейся в книге Н. М. Трегубова, изданной Западно-Сибирским отделением Русского географического общества в 1907 году.
По возвращении с Алтая он становится профессиональным революционером. Под именем «Николай Большой» он вошел в историю революционного движения в Сибири, одним из руководителей которого являлся в течение 1902–1907 гг., неоднократно подвергаясь арестам и тюремному заключению.
В этот период Н.Н. Баранский многократно посещает все организации Сибирского социал-демократического союза с центрами в Красноярске, Иркутске, Чите, Харбине, родном Томске, выступает в конце 1905 г. на Таммерфорсской общероссийской конференции большевиков с сообщением о работе Сибирской партийной организации. В 1907 г. в Чите он был в третий раз арестован и пробыл в читинской тюрьме почти год. В 1908 г. он был освобожден, но официальным распоряжением о воспрещении жительства в местностях Иркутского генерал-губернаторства – Н. Н. Баранский был выслан из всех традиционных районов политической ссылки.
В 1910–1914 гг. Баранский закончил экономическое отделение Московского коммерческого института (ныне Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова), где углубленно изучал высшую математику, экономику, математическую статистику, разрабатывал тему о Германском имперском банке.
В 1915–1917 гг. он работал в качестве экономиста в Главном комитете земского и городского союзов, созданном в годы первой мировой войны для помощи больным и раненым воинам. Однако в 1916–1918 гг. из-за тяжелой болезни горла он стоял в стороне от активной деятельности.
1918–1925 гг. – период работы Н.Н. Баранского на ответственных административно-организационных постах: в составе Высшего совета народного хозяйства РСФСР (ВСНХ), чрезвычайного ревизора Народного комиссариата госконтроля (Москва), заведующего Челябинским отделением Народного комиссариата Госконтроля, заведующего экономическим отделом Сибревкома (Омск), члена коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), откуда он с большим трудом ушел в 1925 г., когда наркомом РКИ вместо И. В. Сталина, прямого начальства Н. Н. Баранского, стал В. В. Куйбышев.
Н. Н. Баранский так вспоминал об этом периоде своей деятельности. «Первоначально работа в РКИ была для меня близким и интересным делом. Особенно увлекала меня работа по привлечению рабочих к контролю над деятельностью советских учреждений и предприятий. Это был настоящий „кусок социализма“, и именно мне было поручено руководить им. Но… эта работа, которой я отдавал всю душу, не встречала сочувствия у Сталина и постепенно, с каждым годом, угасала. Рабочий дух и сами рабочие из РКИ исчезали на моих глазах и скоро совсем исчезли. Тогда решил уйти из РКИ и я. Но сделать это было нелегко» /1/.
С юных лет Н.Н. Баранский, практически не переставая, занимался просветительской и пропагандистской деятельностью, которая постепенно перерастала в профессорско-преподавательскую, а центр его интересов все более перемещался из области политики, политэкономии и экономии в географию, что подготавливалось самой его жизнью, практической работой, наблюдениями.
Баранский сам задавал себе вопрос: «Почему я стал заниматься экономической географией?» – и в качестве одной из главных причин называл следующее: «… поездки по революционным делам в 1903–1910 гг., в которых я исколесил около 200 тыс. км от Киева до Таммерфорса, от Таммерфорса до Харбина и особенно от Челябинска до Читы и обратно, а затем сверх того еще около 100 тыс. км по делам всяческих ревизий (1918–1923 гг.), показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней»/2/.
Осенью 1918 г. по приглашению Н. К. Крупской (с которой он был знаком со времен профессиональной революционной деятельности) Н. Н. Баранский стал работать на Пречистенских рабочих социалистических курсах и там впервые стал читать курс экономической географии России, одновременно читая лекции и в других рабочих клубах Москвы.
Экономическая и социальная география мира10-11 классы
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра научно-методических подходов к преподаванию курса «Экономическая и социальная география мира».
Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Предлагаемая программа направлена на базовый уровень среднего (полного) общего образования по географии. Данный уровень позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения. На изучение курса отводится по 35 часов в 10 и 11 классах (1 час еженедельно).
Цель и задачи курса
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:
Сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного
осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать
информацию географического характера по данному курсу.
В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.
Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачёты и т. д. Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует уделить организации работы с учебником.
Знания и практические умения, приобретённые учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
По сравнению с примерной и авторской программой тема « Политическое устройство стран мира» вынесена в начало курса в связи с тем, что при изучении всех остальных разделов постоянно идет обращение внимания учащихся к регионам и отдельным странам мира, поэтому необходимо сформировать представление об их территориальном расположении, особенностях политического устройства и уровне социально-экономического развития уже в самом начале освоения курса. В рабочей программе уменьшено количество часов в разделе «Введение», «Население мира» и увеличено количество учебного времени на изучение темы «Мировое хозяйство и география основных отраслей» в связи с насыщенностью данного раздела теоретическим и практическим материалом.
Методы и формы организации учебной деятельности:
Индивидуальные
Групповые
Фронтальные
Словесные
Наглядные
Практические
Частично-поисковые
Проблемные
Исследовательские
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные
Лекция
Семинар
Проект
Исследование
Практикум
Дискуссия
Самостоятельная работа
Демонстрация
Формы контроля:
Индивидуальный и фронтальный опрос: устный, письменный
Тестирование
Географический диктант
Работа на контурной карте
Итоговая практическая работа
Защита проекта
Решение проблемных задач
Предмет социально-экономической (общественной) географии в системе географических наук. Формирование представления о географической картине мира.
Ключевые теории, концепции и современные методы географических знаний. Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический. Моделирование в географии.
Источники географической информации.
Политическое устройство мира (5 ч). Современная политическая карта как историческая категория. Завершение к началу XX века территориального раздела мира. Основные этапы изменения политической карты в XX и XXI вв. Современная политическая карта.
Классификация и типология стран мира. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы правления.
Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран.
Международные организации и группировки стран в современном мире, функции и значение. Международные отношения в современном мире. Геополитика.
Практическая работа
ложения страны.
РАЗДЕЛ I
Общий обзор современного мира (2 9ч)
Природа и человек в современном мире (8 ч).
Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства.
Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о при-родно-ресурсном потенциале и его экономической оценке.
Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьём различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых.
Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель.
Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, её масштабы и последствия.
Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования.
Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира.
Изменение роли отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития человечества. «Экологическая ёмкость» территорий.
Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем.
Практическая работа
мира.
Население мира (6 ч). Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятие о депопуляции.
Демографическая политика: её направления, эффективность и результаты в различных странах.
Состав населения. Социальный и этнический (национальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира.
Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения.
Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и её формы. Формы сельского расселения.
Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов».
Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах.
Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. Теория Мальтуса.
Практическая работа
ления».
из стран мира.
Определение по полово водства населения.
лисов.
в регионах мира и странах.
Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономические и организационно-экономические). Модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и сельского хозяйства.
Промышленность мира (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая промышленность). География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры.
Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зелёная революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства по странам.
Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы.
Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: география мировых валютно-финансовых отношений, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Ведущие экспортёры основных видов продукции.
Международный туризм. Главные туристические районы мира.
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.
Практическая работа
систем двух стран.
ленных районов.
6.
РАЗДЕЛ
II
Региональная характеристика мира (33 ч)
Регионы и страны мира (28 ч). Регионалистика и страноведение. Понятие о географическом регионе. Региональное деление мира (физико-географическое, историко-культурное, экономико-географическое).
Зарубежная Европа. Общая характеристика зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население, хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. Географический рисунок расселения и хозяйства Европы. «Европейский союз» и модели европейской интеграции.
Природные, политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа).
Изучение стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии).
Зарубежная Азия. Азиатский регион. Культурное наследие и религиозно-этнические основы. Природно-ресурсный потенциал. «Азиатский» тип расселения и размещения населения. Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Новые индустриальные страны. Основные типы сельского хозяйства. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Страны Азии - бывшие республики СССР: направления развития.
Изучение стран Азии (Китай, Япония, Индия, Казахстан).
Северная Америка. Америка - два материка, одна часть света. Понятие «Новый Свет».
Соединённые Штаты Америки. Историко-географические особенности формирования государства и их экономико- и социально-географические последствия. Оценка географического положения. Население страны: этнический состав, значение миграций, структура занятости и размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно-ресурсный потенциал. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Экономические районы США: Север, Юг, Запад. Перспективы и проблемы развития.
Канада, её место в мировом хозяйстве.
Интеграционная группировка НАФТА.
Латинская Америка. Принципы выделения региона, его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Основные черты расселения населения и географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Субрегионы Латинской Америки: Мезоамерика, Южная Америка: Андские и Приатлантические страны. Общая характеристика и внутренние различия.
Изучение стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
Австралия и Океания. Географическое положение. Географические следствия изолированности региона. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Динамика развития, характеристика отраслей хозяйства. Внутрирегиональные контрасты. Перспективы развития.
Африка. Африканские страны в современном мире. Однобокость развития как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения, хозяйства африканских стран.
Субрегионы: Северная, Западная, Восточная и Южная Африка.
Изучение стран Африки: Египет, Нигерия, ЮАР.
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни. Проблема отсталости. Её географические аспекты. Долговой кризис.
Практическая работа
Заключение (3 ч).
Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Новые модели цивилизации.
Практическая работа
чества».
Требования к уровню подготовки ученика
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» ученик должен:
знать/понимать
Основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая ёмкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зелёная революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;
традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;
особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
Различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
Основные направления внешних и внутренних миграций;
Проблемы современной урбанизации;
Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, лёгкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
Географическую специфику отдельных регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
Географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса);
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными и социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов (зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран мира (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населения Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
для прогнозирования
темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира;
тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменении прироста населения; основных на
правлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения;
для нахождения и применения географической информации (включая карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
Номенклатурные единицы курса:
названия и столицы крупнейших по площади и населению стран мира;
географические регионы мира;
монархии и республики по регионам мира;
федеративные и унитарные государства по регионам мира;
основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);
страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая восьмёрка», ЕС, НАТО, АСЕАН,
ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);
страны с населением более 100 млн человек;
основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурно-исторические центры;
крупнейшие агломерации и мегалополисы;
Регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;
Регионы и страны с наиболее значительными земельными, лесными, водными, гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;
Размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных производителей продукции (по отраслям), главные страны - экспортёры и импортёры данной продукции;
Десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;
Основные страны и районы добычи сырья для чёрной металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;
Основные страны-производители чёрных и цветных металлов;
Основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными производителями и экспортёрами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;
Страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны - производители минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;
Главные регионы и страны лёгкой промышленности, основные производители и экспортёры сырья для текстильной промышленности;
Ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны экспортёры и импортёры основной сельскохозяйственной продукции;
Главные страны мирового рыболовства;
Основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;
Ведущие страны мира по протяжённости и плотности автомобильных и железных дорог;
Крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового освоения, свободные экономические зоны;
Основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.
Практические работы
10-11 класс
Составление классификации стран по различным признакам.
Обозначение на контурной карте «горячих точек» планеты.
Характеристика по картам экономико-географического по ложения страны.
Оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира.
Составление картосхемы размещения крупнейших бассей нов и месторождений полезных ископаемых и районов их наи более выгодного территориального сочетания.
Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями, водными и лесными ре сурсами.
Построение схемы-графика «Изменение численности насе ления».
Составление таблицы «Основные языковые группы».
Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира.
Определение по полово возрастной пирамиде типа воспроиз водства населения.
Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
Определение и сравнение показателей плотности населения двух стран и объяснение причин различий.
Определение и сравнение соотношения городского и сель ского населения в разных регионах мира.
Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегапо лисов.
Сравнение показателей средней продолжительности жизни в регионах мира и странах.
Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа, железной руды.
Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.
Составление сравнительной характеристики двух промыш ленных районов.
Выявление закономерностей освоения разных территорий.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями.
Составление картосхемы «Границы субрегионов мира».
Составление сравнительных характеристик двух стран (по выбору учителя) с учётом природной, социально-экономиче ской специфики на основе различных источников информации.
Характеристика размещения хозяйства одной из стран.
Определение по статистическим материалам тенденций изме нения отраслевой структуры хозяйства страны.
Сравнение международной специализации развитой и развивающейся стран, объяснение различий.
Составление схемы «Взаимосвязи глобальных проблем челове чества».
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.