Меню
Бесплатно
Главная  /  Про долги  /  На основании статистики всемирного банка. Базы данных всемирного банка

На основании статистики всемирного банка. Базы данных всемирного банка

4 показателя по отходам,

Использование транспорта.

Минимальный список базовых индикаторов предлагается странам для апробирования и подготовки национальных программ.

Пример структуры системы индикаторов «тема – подтема - индикатор» для России приведен в разделе 2.1.5., в таблице 3.

2.1.2. Система экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов ОЭСР. Членами этой организации являются 30 экономически развитых государств Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Австралия, Канада, США, Мексика, Польша и др.).

Страны ОЭСР развивают программу экологических индикаторов, начиная с 1990 г., на основе следующих требований:

Согласование терминологии и концептуальных рамок, общих для стран ОЭСР;

Идентификация и определения индикаторов по следующим критериям.

Критериями для отбора индикаторов служат:

1) актуальность для реализуемой политики,

2) измерение этих индикаторов в большинстве стран,

3) регулярное использование их в аналитических обзорах и исследованиях по окружающей среде.

Индикаторы используются для трех главных целей: отслеживания прогресса в показателях окружающей среды; лучшей интеграции экологических интересов в секторальную политику; лучшей интеграции экологических интересов в экономическую политику .

Типы индикаторов ОЭСР и сферы их применения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Типы и области применения индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Предполагается, что система индикаторов ОЭСР даст возможность прояснить связи между состоянием экономики и охраной окружающей среды , что позволит повысить информированность общественности и будет способствовать проведению интегрированной политики.

В основе индикаторов ОЭСР лежит модель ДСР (давление-состояние-реакция). Модель ДСР (рис. 2) выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает лицам, принимающим решения, и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения возникающих проблем. Поэтому она представляет собой механизм отбора и организации показателей в удобной форме. Однако это не означает игнорирования более сложных отношений в экосистемах, а также экономико-экологических и социально-экологических взаимосвязей.

Очистка естественных и стоковых вод" href="/text/category/ochistka_estestvennih_i_stokovih_vod/" rel="bookmark">очистку сточных вод , изменения в сельскохозяйственной продуктивности пахотных земель. Индикаторы влияния также включают временные параметры и индексы влияния на аспекты человеческого благосостояния. Широко известные примеры – валовый национальный продукт (ВНП), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является индикатором качества жизни.

Показатели реакции отражают реакцию общества на экологические проблемы. Они связаны с коллективными и индивидуальными действиями и реакциями, направленными на смягчение, адаптацию или предотвращение отрицательного влияния на окружающую среду, вызванного человеческой деятельностью, или на сохранение природы и природных ресурсов. Примерами показателей общественной реакции являются: затраты на охрану окружающей среды, природоохранные налоги и субсидии, структура ценообразования , доля рынка, приходящаяся на экологически чистые товары и услуги, темпы сокращения загрязнения, уровень вторичной переработки продуктов.

Модель ДСР ОЭСР легла в основу многих других систем индикаторов, в частности, Европейских индикаторов воздействия Евростата. Экологические показатели ОЭСР регулярно используются в обзорах природоохранной деятельности и других аналитических работах; с их помощью можно отслеживать процесс интеграции принятия экономических и природоохранных решений, анализировать политику в сфере охраны природы и оценивать результаты природоохранной деятельности. Кроме этого, они применяются в более широкой программе ОЭСР по разработке показателей устойчивого развития.

2.1.3 Система индикаторов для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке.

Система индикаторов, разработанная для улучшения управления природопользованием построена как и в схеме ОЭСР, (т. е. с использованием тех же четырех типов индикаторов: давление, состояние, воздействие, реакция) построена в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America». The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Исследования осуществлены Всемирным Банком совместно с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Международным центром тропического сельского хозяйства (CIAT). Отличительная особенность проекта - представление индикаторов в виде геоинформационных систем , что делает материал более наглядным и облегчает планирование и принятие решений. Индикаторы отражают все сферы функционирования общества: экономическую, экологическую, социальную, эколого-экономическую, социально-экономическую, социально-экологическую, и их взаимодействие. Для соответствия институциональной структуре индикаторы организованы по основным проблемам развития - использование земли , вырубка лесов, потребление свежей воды, инфраструктура, природные катастрофы.

Анализ осуществляется в три этапа: использование индексов, затем базовых индикаторов, и, наконец, дополнительных индикаторов. Всего было выделено 11 индексов, 68 базовых индикаторов и 114 дополнительных индикаторов, которые должны способствовать анализу для принятия решений. Индексы фиксируют проблему и необходимость дальнейшего анализа.

Земля - индекс использования земли.

Леса - индекс риска для лесов.

Вода - индекс уязвимости водных ресурсов.

Биоразнообразие - степень освоенности земель.

Морские и прибрежные ресурсы - индекс риска для прибрежных территорий.

Атмосфера - индекс выбросов парниковых газов.

Энергия – использование электроэнергии на душу населения.

Социальное развитие - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Экономическое развитие - ВВП на душу населения.

Инфраструктура - индекс достижимости.

Природные катастрофы - индекс климатического риска.

Предложенные индексы используются в различных исследованиях, в частности, в ежегодном докладе Института мировых ресурсов (World Resources Institute). Индексы построены на обобщении информации по каждой из выделенных проблем и объектов, как, например, ИРЧП, отражающий ожидаемую продолжительность жизни, образовательный уровень и доходы.

Отбор индикаторов был также опробован применительно к лесному сектору стран Центральной Америки .

2.1.4 Индикаторы мирового развития Всемирного Банка

Всемирный Банк можно назвать мировым лидером по индикаторам устойчивого развития. Ежегодный доклад Всемирного Банка «Индикаторы мирового развития» («The World Development Indicators») позволяет оценить продвижение к целям, поставленным ООН - экономическому росту и борьбе с бедностью. Показатели сгруппированы в 6 разделов:

· население,

· окружающая среда,

· экономика,

· государство,

Ключевые характеристики общего раздела, используемые для определения удельных показателей во всех остальных разделах, - численность населения, территория и ВВП. Все показатели представлены в динамике, начиная с 1980 г., что позволяет анализировать долгосрочные мирохозяйственные тенденции.

Для изучения и сравнения развития стран мира анализируется информация по более чем 550 показателям. Из данных последнего доклада можно сделать вывод о начале преодоления глобального финансового кризиса 1997 г. и об отсутствии прогресса в снижении бедности в большинстве регионов мира.

На основе «Индикаторов мирового развития» Всемирный Банк с 2000 г. выпускает краткий «зеленый» справочник («The Little Green Data Book»). Показатели из «зеленого» справочника Всемирного Банка для Российской Федерации за 2000 г. приведены в разделе 2.1.5.

2.1.5 Системы индикаторов устойчивого развития для России.

Система индикаторов «тема – подтема - индикатор» для России приведен в таблице 2. Всего выделено 42 индикатора, из которых подавляющее большинство рассчитывается на основе официальных статистических данных и небольшая часть основана на ведомственной информации (Росгидромет) и разовых обследованиях и оценках.

Таблица 2

Базовые индикаторы устойчивого развития

Тема

Подтема

Индикатор

Атмосфера

Изменение климата

1. Эмиссия СО2 при потреблении органического топлива (данные Росгидромета)

2. Эмиссия парниковых газов

Качество воздуха

3. Концентрации приоритетных загрязняющих воздух веществ на городских территориях (данные Росгидромета)

4. Эмиссия вредных веществ, суммарная и по классам опасности

Сельское хозяйство

5. Земли сельскохозяйственного назначения

6. Использование минеральных удобрений

7. Использование пестицидов

8. Лесопокрытая площадь, в % к общей земельной площади

10. Интенсивность вырубок леса (использование расчетной лесосеки)

Опустынивание земель

11. Земли, подвергшиеся опустыниванию (региональные оценки, разовые оценки)

Урбанизация

12. Земли населенных пунктов

13. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения

Рыболовство

14. Годовой вылов важнейших видов по основным бассейнам

Пресная вода

Количество воды

15. Годовой забор подземных и поверхностных вод, в % от общих запасов имеющейся воды

16. Объем оборотной и последовательно используемой воды в процентах к забору воды из водных источников

Качество воды

17. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы

18. Сброс загрязняющих веществ в поверхностные водоемы

Биоразнообразие

Экосистемы

19. Земли особо охраняемых природных территорий (заповедники и национальные парки)

20. Охраняемые территории, в % к общей площади

21. Наличие основных выбранных видов (разовые оценки)

Экономическая структура

Экономические показатели/

Результаты

22. ВВП на душу населения

23. Доля инвестиций в ВВП

24. Коэффициент обновления основного капитала

25. Производительность труда

26. «Истинные сбережения» (оценка)

Торговля

27. Торговый баланс в товарах и услугах

Финансовое положение

28. Доля долга в ВНП

29. Уровень инфляции

Модели потребления и производства

Потребление материалов

30. Интенсивность использования материалов (материалоемкость)

Использование энергии

31. Годовое потребление энергии на душу населения

32. Доля возобновляемых источников энергии

33. Интенсивность использования энергии (энергоемкость)

Образование и управление отходами

34. Образование токсичных отходов (по классам)

35. Использование и обезвреживание токсичных отходов

Транспорт

36. Число легковых автомобилей на 1000 населения

Уровень благосостояния населения

Занятость

Распределение доходов

39. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

40. Обеспеченность населения жильем

41. Удельный вес числа семей, состоящих на учете на получение жилья

Рекреация

42. Детские оздоровительные учреждения

Источник:

Показатели Всемирного Банка из краткого «зеленого» справочника для Российской Федерации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели по Российской Федерации из краткого «зеленого» справочника Всемирного Банка, 2006 г.

Российская Федерация

Наименование индикатора

Значение

Численность населения, млн.

Численность городского населения (в % от общего)

ВВП, млрд. долл.

ВВП на душу, Atlas-метод (долл.)

Сельское хозяйство

Земельная площадь (1000 км2)

Сельскохозяйственная земля (в % от общей площади)

Ирригированные земли (в % от земель под зерновыми культурами)

Использование удобрений (100 г на 1 га пашни)

Плотность населения, сельского (человек на км2 пашни)

Леса и биоразнообразие

Лесная площадь (в % от общей земельной площади)

Годовое обезлесение (изменение в %,)

Национальные охраняемые территории, в % от площади земли

Млекопитающие, всего видов

Млекопитающие, видов под угрозой

Птиц, всего видов

Птиц, видов под угрозой

GEF индекс экономического эффекта биоразнообразия (0-100)

Энергия

ВВП на единицу использованной энергии (по ППС (2000 г.) на единицу эквивалента)

Коммерческие поставки энергии на душу (в кг нефтяного эквивалента)

Энергия возобновляемого топлива и отходов (% от общего)

Чистый импорт энергии (в % от коммерческого использования)

Использование электроэнергии на душу (кВт)

Выбросы и загрязнения

Эмиссия СО2 на единицу ВВП (кг на ВВП по ППС (2000 г.) в долл.)

СО2 эмиссия на душу (мегатонн)

Взвешенные частицы в крупных городах (мг/м3)

Пассажирские автомобили (на 1 тыс. населения)

Запасы пресной воды на душу населения (м3)

Потребление пресной воды

Общее (% от запасов пресной воды)

Доступ к очищенным источникам воды (% от общей численности населения)

в городах (в % от численности городского населения)

в сельской местности (в % от численности сельского населения)

в городах (в % от городского населения)

Окружающая среда и здоровье

Заболеваемость ОРЗ (% детей до 5 лет)

Заболеваемость диареей (% детей до 5 лет)

Смертность детей в возрасте до 5 лет (на 1000 рожденных)

Макроэкономические показатели

Валовые внутренние сбережения (в % от ВВП)

Потребление основного капитала (в % от ВВП)

Расходы на образование (в % от ВВП)

Истощение энергетических ресурсов (в % от ВВП)

Истощение минеральных ресурсов (в % от ВВП)

Чистое истощение лесных ресурсов (в % от ВВП)

Ущерб от выбросов СО2 (в % от ВВП)

Истинные (внутренние) сбережения (в % от ВВП)

Всемирный банк (World Bank) - международный финансовый институт, специализирующийся в области долгосрочного кредитования, проектного финансирования, операций на рынке капиталов. Создан по Бреттон-вудским соглашениям в 1944 г. Осуществляет масштабные программы финансирования инвестиций в развивающихся странах и переходных экономиках. Штаб-квартира находится в Вашингтоне (США).

Структура баз данных Всемирного банка (Финансы) (worldbank. org), полезных в аналитике финансовых рынков:

World Development Indicators (База данных «Мировые индикаторы развития»);

Global Financial Development (База данных «Глобальное финансовое развитие»);

Public Sector Debt Statistics Centralized Database (Централизованная база данных статистики государственного долга) совместно с МВФ (IMF);

Quartely External Debt Statistics (База квартальных данных статистики внешнего долга) совместно с МВФ.

World Development Indicators. База данных «Мировые индикаторы развития» обеспечивает свободный доступ; экспорт данных в Excel, графики, карты; данные по более чем 200 юрисдикциям и группам стран;

  • мировые цены по основным видам товаров, динамика индексов товарных цен;
  • статистика денег, банков, кредита, государственных финансов, платежного баланса, ВВП;
  • иная множественная статистика (характеристика уровня финансового и экономического развития).

Пример выборки (данные на конец периода):

Банковский капитал /Активы, %

Широкие деньги, % ВВП

Долг центрального правительства, % ВВП

Требования на прочие сектора внутренней экономики, % ВВП

Экспорт товаров и услуг, % ВВП

Темпы роста ВВП в год, %

ВВП на душу населения в текущих ценах, дол.

Норма накопления, % ВВП

Что происходит на местных биржах невозможно понять, не ответив на вопросы, как чувствует и как быстро развивается (или, наоборот, деградирует) макроэкономика? Насколько она насыщена деньгами, банками, долгами и другими финансовыми активами? Какая часть добавленной стоимости отдается на развитие? Ответы на эти и другие вопросы создают неповторимое ощущение либо «удачности проекта», «атмосферы роста», «зрелости рынка», когда биржи растут, как на дрожжах, либо, против, мир рисков, высокой волатильности, спекулятивных ожиданий и коротких временных горизонтов для инвестиций.

Иначе говоря, невозможно построить успешные, уверенные и стабильно растущие рынки капиталов и денежные рынки в отдельно взятой стране, если у ее экономики и финансов зыбкое, сейсмически активное основание. Нельзя оценивать рыночную конъюнктуру, не имея в виду того, насколько хорошо устроен макроэкономический и финансовый дом, в котором создана биржа.

Кажется, что эти рассуждения тривиальны, что они очевидны. Но практика российской аналитики, годы победных реляций, когда нужно было, наоборот, задумываться о том, что происходит, доказывают обратное.

Global Financial Development. База данных «Глобальное финансовое развитие обеспечивает свободный доступ; экспорт данных в Excel; данные по более чем 200 юрисдикциям, по странам и группам стран;

  • временные горизонты - с 1960 г. по настоящее время (фактические данные), годовые данные;
  • финансовая глубина (степень насыщенности экономики деньгами, финансовыми инструментами, институтами и рынками), доступность финансовых услуг, стабильность финансовых институтов и рынков, эффективность финансового посредничества.

Пример выборки, %

Концентрация банковских активов на пяти банках

Активы страховых компаний / ВВП

Процентная маржа по кредитам-депозитам

Рыночная капитализация десяти крупнейших компаний / Рыночная капитализация всего рынка

Активы взаимных фондов / ВВП

Количество компаний, имеющих листинг, на 10 тыс. человек, ед

Активы пенсионных фондов / ВВП

Активы иностранных банков / Всего банковских активов

Количество банков с иностранным участием / Количество банков - всего

Капитализация рынка акций / ВВП

Оборот по сделкам на рынке акций / ВВП

Оборачиваемость на рынке акций (Оборот по сделкам на рынке акций / Капитализация)

Оборот по сделкам десяти наиболее торгуемых компаний / Оборот по сделкам на рынке акций

Волатильность фондового индекса

Чем выше финансовое развитие, чем больше насыщенность экономики деньгами, финансовыми инструментами (кредиты, облигации, акции, деривативы, структурированные продукты и т.п.) и финансовыми институтами, чем доступнее финансовые услуги населению, тем больше операционная способность в том, чтобы инвестиции дошли не только до обычных секторов экономики, но и до той ее части, которая обычно называется «высокотехнологичной», «инновациями», венчуром и стартапами, компаниями малой капитализации, в те сегменты экономики, где определяется ее будущее. И, конечно, чем выше финансовое развитие, тем глубже биржевые рынки, тем устойчивее они и являются более конкурентоспособными в борьбе с другими рынками за эмитентов, инвесторов и торговую активность, тем больше биржи.

В этом плане анализ финансового развития в динамике, сопоставлении с другими странами является тем, без чего нельзя представить взвешенную оценку рыночной конъюнктуры с учетом фундаментальных факторов, ее формирующих.

Public Sector Debt Statistics Centralized Database. Централизованная база данных статистики государственного долга, совместная база с Международным валютным фондом, обеспечивает свободный доступ; экспорт данных в Excel; данные по более чем 60 юрисдикциям и группам стран; генерацию отчетов по любым заданным критериям;

  • временные горизонты - с 1995 г. по настоящее время (фактические данные), годовые, квартальные данные;
  • государственный долг, долг госкорпораций, государственного сектора (объем и структура долга по валюте, срокам, финансовым инструментам, странам происхождения кредиторов и т.д.).

Пример выборки (данные на конец периода, структура валового долга центрального правительства по валютам, в котором он деноминирован), млрд дол.:

Quarterly External Debt Statistics. База квартальных данных статистики внешнего долга, совместная база с Международным валютным фондом, обеспечивает свободный доступ; экспорт данных в Excel; данные по более чем 100 юрисдикциям, и группам стран; генерацию отчетов по любым заданным критериям;

  • временные горизонты - с 2002 г. по настоящее время (фактические данные), годовые, квартальные данные;
  • внешний долг по субъектам (государство, монетарные власти, банки, нефинансовый сектор), по видам инструментов, срокам; нагрузка по обслуживанию долга.

Пример выборки (данные на конец периода, валовой внешний долг), млрд дол.:

Внешний долг способен «похоронить» самые успешные проекты развития финансовых рынков. Это много раз доказывалось кризисами внешнего долга на развивающихся рынках, в том числе в России. В августе 1998 г. российские биржи были разгромлены, оставлены без ликвидности, фондовые индексы достигали 7 - 8% максимальных значений. Иностранный капитал бежал с рынка, который несколько лет приносил десятки процентов годовых в валюте, вместе с «мыльным пузырем» на рынке российских акций, номинированных в долларах США.

Точно такая же история наблюдалась в Аргентине в начале 2000-х гг., в Греции в 2010-2012 гг. Поэтому состояние и динамика государственного долга, особенно в той части, которая не зависит от внутренних инвесторов (с ними всегда государство находит способы «разобраться»), являются критически важными областями изучения для б финансового аналитика. Какая часть внешнего долга зависит от нерезидентов и что это за нерезиденты, в какой валюте, с какими сроками инвестиций и в какой мере они являются высокоспекулятивными, играя на разнице в валютных доходностях между рынками? Какой величины кредитный, процентный, валютный и рыночный риски, лежащие на государственном долге, особенно в той части, которая обращается на бирже?

Ответы на эти и другие вопросы, связанные с государственным долгом, принципиально важны для финансового аналитика, особенно если он не ограничивается безразличным комментированием текущего потока событий.

Росту способствовали облегчение доступа к займам, быстрый доступ к электросетям, упрощение международной торговли, а также процедуры регистрации имущества. За последние четыре года Россия поднялась в рейтинге на 65 позиций.

«Если в прошлом году у нас была несколько отрицательная динамика, то в этом году тенденцию удалось переломить, и рейтинг для России значительно вырос», - Максим Орешкин.

В 2016 году составители рейтинга обновили методологию подсчета, внеся неразбериху. В 2015-м Россия занимала 51-ю строчку рейтинга Doing Business или 36-ю по новой методологии, в 2016-м - 40-ю, опустившись на четыре позиции. В этот раз никаких недоразумений быть не может - чистый рост на пять позиций.

Сводный рейтинг Всемирного банка Doing Business включает в себя показатели стран по ряду параметров, совокупность которых демонстрирует простоту старта и ведения бизнеса в каждой из стран. В рейтинге представлены 190 государств, расположение которых зависит от показателей более десятка субиндексов: старт бизнеса, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, доступ к кредитам, регистрация имущества и др. Рейтинг помогает странам сфокусироваться на областях, в которых у них выявлены недостатки, а инвесторам определять в какую страну будет выгоднее вложить свои деньги.

Где рванули

Ключевой показатель роста - облегчение доступности кредитов для предпринимателей. В этом направлении Министерство экономического развития (МЭР) в течение года реализовало сразу несколько программ. Например, «Шесть с половиной» - программа , разработанная МЭР совместно с и реализованная федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Успех «Шести с половиной» - во многом личная заслуга министра экономического развития Максима Орешкина.

«Россия вошла в 10 лучших стран в мире по подключению к сетям и в топ-30 в части регистрации собственности, исполнения контрактов, регистрации предприятий и кредитования», - отметил министр на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства.

Благодаря программе «Шесть с половиной» предприниматели могут взять льготные кредиты по ставке 10,6 процентов годовых (для малого бизнеса) и 9,6 процентов - для среднего. Банки, участвующие в программе «Шесть с половиной», получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5 процентов годовых - отсюда и название этой программы. В «Шесть с половиной» участвуют 45 банков, включая крупнейшие банки страны.

Эксперты Всемирного банка отмечают улучшение ситуации с международной торговлей. Во многом рост по этому показателю обусловлен запуском нового порта в Финском заливе, который повысил конкуренцию на рынке и снизил стоимость таможенного оформления в Большом порту Санкт-Петербурга.

Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Третий важный фактор - значительное упрощение процесса регистрации имущества. По этому субиндексу Россия заняла 12-е место из 190, а общее время ожидания для регистрации имущества снизилось с 52 дней в 2004 году (именно тогда ВБ включил этот субиндекс в рейтинг) до 13 дней. (подведомственный орган МЭР), оформляющий права на собственность, разместил на собственном сайте необходимый для регистрации имущества перечень документов, открыл горячую линию. Это позволило значительно сократить время регистрации: например, в Москве и Санкт-Петербурге - до 7 дней.

Кроме того, Минэкономразвития реализует проект «Повышение эффективности деятельности Росреестра»: в ведомстве вводится система премирования, чтобы снизить коррупционные риски. Также МЭР планирует устранить законодательные препоны, тормозящие работу ведомства.

Стабильно высокие позиции России по субиндексу «доступ к электросетям» - 10 место из 190 стран. Эксперты Всемирного банка отмечают надежность электросетей, прозрачность установленного тарифа и его низкую стоимость. «Чтобы подключить электричество в России, вам придется пройти всего три процедуры против пяти в среднем по миру», - говорится в докладе. Для подключения предприятия к сети достаточно 80 дней, а это средний показатель среди стран (ОЭСР).

Высокий результат у России и по показателю «обеспечение контрактов». Речь идет о процедурах, затраченном времени и издержках при судебных разбирательствах по вопросам долгов. Россия тут заняла 18-е место в мире. Эксперты ВБ отмечают скорость вынесения решений, определяемую во многом прогрессивной электронной судебной системой. По оценкам ВБ, среднее коммерческое разбирательство длится в России около 337 дней - против 578 дней в странах ОЭСР. Стоимость судебных тяжб в России значительно ниже, чем в странах ОЭСР. Средний размер арбитражной претензии в России составляет 1,075 миллиона рублей, а стоимость расходов на судебное разбирательство не превышает 15 процентов от среднего размера претензии, то есть около 162 тысячи рублей, что в полтора раза меньше аналогичного показателя среди стран ОЭСР.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Наконец, запустить свое дело в России можно теперь, по данным Всемирного банка, всего за 10 дней с помощью четырех процедур. По этому показателю Россия занимает 28-е место в рейтинге Doing Business. Для сравнения, 15 лет назад для запуска своего бизнеса в России требовалось девять процедур и 43 дня. Стоимость всех этих процедур снизилась в 12 раз.

Где просели

Сложности, по мнению аналитиков ВБ, в России по-прежнему наблюдается с разрешением на строительство. В качестве примера ВБ приводит необходимость получить одобрение властей на строительство склада - это займет на 50 процентов больше времени, чем в среднем по миру, но и это большой шаг вперед. За шесть лет срок сократился наполовину. Для получения разрешения на строительство в России потребуется пройти 15 процедур и потратить на это в среднем 231 день, против 12,5 процедур за 155 дней в странах ОЭСР.

«Вместе с тем есть сферы, где мы выглядим пока еще очень плохо. Например, получение разрешения на строительство, здесь у нас 115-е место, и международная торговля, где мы занимаем сотую позицию», - признает Орешкин.

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Действительно, невзирая на ряд успешных мер, среди которых модернизация таможенной инфраструктуры, введение электронного документооборота, стоимость оформления таможенных документов по-прежнему высока. Среднее время на экспорт товара - 72 часа против 12,7 часов в странах ОЭСР. Расходы на экспорт и импорт в России также в несколько раз превосходят аналогичные показатели ОЭСР. Например, таможенный сбор на импорт в России - 400 долларов, а в странах ОЭСР - 111,6 долларов.

Негативная динамика наблюдается в субиндексе «налогообложение». По этому показателю Россия опустилась на семь позиций и заняла 51-е место среди 190 экономик. За год предприниматель заплатит семь типов налогов (против 11-ти в странах ОЭСР), однако потратит на это в среднем 168 часов против 161 часа в ОЭСР. Доля же налогов от уровня доходов в России также выше - 47,6 процентов против 40,1 процента в ОЭСР.

Соседи и лидеры рейтинга

Новыми конкурентами и одновременно соседями России в рейтинге Doing Business стали Франция, Голландия, Швейцария и Япония. Среди крупных европейских экономик Россия обогнала Бельгию и Италию. Также Россия превзошла всех своих партнеров по объединению : Бразилия оказалась на 125-м месте, Индия заняла 100-ю позицию, Китай - 78-ю, ЮАР - 82-ю.

На дне рейтинга предсказуемо расположились Сомали, Эритрея, Венесуэла, Южный Судан и Йемен. Наиболее же оптимальной страной для ведения бизнеса эксперты Всемирного банка Новую Зеландию. На втором месте - Сингапур, на третьем - Дания. На четвертой позиции - Южная Корея, которой удалось обойти Гонконг. В десятку также вошли США, Великобритания, Норвегия, Грузия и Швеция.

Новые рубежи

В ходе совещания у президента России Максим Орешкин подчеркнул, что рейтинг - это не самоцель, он помогает странам осознать, где у них выявлены проблемы, и помочь с их решением. Основная задача министерства экономического развития - это создание благоприятных условий для инвестиций и ведения бизнеса в России, и у ведомства уже есть рецепт, как это сделать.

«Тот законопроект, который был подготовлен нашим министерством, прошел нулевое чтение в парламенте, готовится к утверждению правительством. Главная задача в рамках этого законопроекта - это переход от принципа наказания к принципу предотвращения и создания умных систем оценки риска», - заявил министр. Смена парадигмы в контрольно-надзорных органов, по словам Орешкина, - вторая главная цель на ближайшее время.

Министерство экономического развития отвечает за рост экономики России. Максим Орешкин возглавил ведомство 30 ноября 2016 года. До этого он занимал пост заместителя министра финансов. Согласно последним прогнозам, в 2017 году ВВП России вырастет на 2,1 процента.

Для повышения делового климата в России необходимо экстраполировать успешные кейсы и практики из федеральных центров и крупных городов по всей России. В этом направлении МЭР совместно с (АСИ) продолжает вести активную работу, невзирая на уже достигнутый прогресс. В качестве примера можно привести программу по повышению производительности труда, которую МЭР реализует совместно с . Глава ведомства в ходе совещания рассказал, что в рамках этой программы из бюджета будет выделено 500 миллионов рублей. Программа будет реализоваться в течение 2018-2020 годов, в пилотном проекте участвуют шесть регионов.

Наконец, по словам Орешкина, России пора отказываться от крена в сторону технических процедур и переносить акцент на развитие человеческого капитала - главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке.

Россия обошла Южную Корею и поднялась с 12-го на 11-е место в рейтинге экономик по объему ВВП за 2017 год, следует из обновленных данных Всемирного банка. За год российский ВВП в долларовом выражении в текущих ценах увеличился почти на $300 млрд, с $1,28 трлн до $1,58 трлн. ВВП Южной Кореи вырос с $1,41 трлн до $1,53 трлн.

Россию в этом списке с большим отрывом опережают три ее партнера по БРИКС - Китай (2-е место), Индия (6-е) и Бразилия (8-е), ближе всего Бразилия с отрывом в $478 млрд.В десятке крупнейших экономик произошли лишь два изменения: Индия обошла Францию, поднявшись на шестое место, а Бразилия - Италию, заняв восьмую строчку (см. инфографику).


Всемирный банк опирается на официальные данные Росстата, а они включают Крым и Севастополь. «Опираясь на эти данные, Всемирный банк не намеревается выносить никаких суждений относительно правового или иного статуса затронутых территорий», - сообщает институт. В 2016 году (последние доступные данные) суммарный ВРП Крыма и Севастополя составил примерно 380 млрд руб., или $6 млрд по текущему курсу.

Борьба за место в пятерке

Более пригодным для международных сопоставлений является ВВП по паритету покупательной способности (ППС, уравнивает покупательные способности валют разных стран). Именно по этому показателю Россия должна войти в пятерку ведущих стран к 2024 году, поставил задачу Владимир Путин. До 1 сентября Минэкономразвития и Минфину поручено разработать план по выполнению этой задачи.

По итогам 2017 года Россия увеличила ВВП по ППС в текущих ценах с $3,64 трлн до $3,75 трлн, следует из данных Всемирного банка, но осталась, как и год назад, на шестой строчке. Пятая - Германия, от которой Россия отстала на $445 млрд.Отставание от Германии - 4–5%, задача в том, чтобы за предстоящий шестилетний срок рост экономики России на 4% превысил рост Германии, объяснял в мае министр экономического развития Максим Орешкин. «Экономика Германии - это не та экономика, которая растет сверхбыстрыми темпами. Поэтому мы должны, конечно же, показывать более высокие темпы экономического развития и обходить ее в этом рейтинге», - говорил министр.По данным Росстата, в 2017 году ВВП России вырос на 1,5%. Эта оценка может быть улучшена на 0,3 п.п. из-за недавнего пересмотра Росстатом динамики промышленного производства за прошлый год, сообщало Минэкономразвития 12 июля. В 2018 году рост ВВП составит 1,9%, в 2019-м - 1,4%, следует из последнего макропрогноза Минэкономразвития. Ведомство его обновило, учтя апрельское расширение антироссийских санкций США, задачи, поставленные майским указом, а также повышение с 2019 года ставки НДС, которое приведет к дополнительному росту цен.