Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Рынок экологических товаров и услуг: проблемы формирования и развития на региональном пространстве. Формирование рынка экологических услуг Как происходит формирование экологического рынка

Рынок экологических товаров и услуг: проблемы формирования и развития на региональном пространстве. Формирование рынка экологических услуг Как происходит формирование экологического рынка

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства все больше связано с понятиями «экологические работы и услуги», «рынок экологических работ и услуг», их развитием и применением. Этого требует общество, которое повышает требования к качеству жизни, составной частью которого является качество окружающей среды. Рынок экологических работ и услуг определяет процесс экологизации экономики. Такой процесс невозможен без прямого регулирования государством деятельности бизнес-сектора, формирующего рынок экологических услуг.

Достаточно непросто сегодня определить в отечественной экономике направления бизнеса, которые можно было бы отнести к рынку экологических услуг. В зарубежной предпринимательской деятельности экологическая сфера работ и услуг (рынок экологических услуг) включает: предприятия, занимающиеся вопросами сохранения биоразнообразия; предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды и т.п.); предприятия с природосберегающими технологиями (переработка отходов, производство товаров с экологической маркировкой); предприятия, занятые в благоустройстве территорий; предприятия, занятые в информационном экобизнесе. Система статистики, видимо, определяет ежегодный объем их доходов и называет его объемом экологических работ и услуг. Работа подобных организаций регулируется государством, а потому в каждом государстве разработаны механизмы их финансовой поддержки, поскольку все эти предприятия или пытаются сохранить само биоразнообразие (одно из направлений, определяющих благоприятную окружающую среду) или производят товары для сохранения благоприятной экологической среды. В России механизмы финансовой поддержки предприятий, чья деятельность связана с охраной окружающей среды, практически не развиты. Отсутствие государственного интереса к этой сфере выражается, прежде всего, в низком уровне бюджетного целевого финансирования охраны окружающей среды - финансирование большинства природоохранных мероприятий производится производственными предприятиями. Системы защиты окружающей среды в субъектах РФ нет, обоснования мероприятий в части уменьшения воздействий на окружающую среду отсутствуют. Фактически все «целевые программы» субъектов РФ направлены на «освоение» бюджетных средств, латание самых «ярких дыр» в этой сфере безопасности жизнедеятельности. Ценность природных ресурсов и экологических услуг не представлена ни на каком финансовом уровне, не отражена ни в микро- ни в макроэкономических показателях развития страны. Экологические платежи, которые должны носить компенсационный характер, растворяются в общем бюджете государства и не направляются на ликвидацию экологического ущерба (в т.ч. накопленного). А государство все время «изыскивает» средства для «поддержания» окружающей среды. Рынок экологических услуг, должен стать эффективным механизмом регулирования взаимоотношений производителя и потребителя (государства, бизнеса, населения и пр.). Но рынок экологических услуг во многом зависит от политики государства. Рынок экологических услуг - регулируемый рынок. Для видов деятельности предприятий – участников рынка необходимого лицензирование (аккредитация, выдача разрешений и пр.) деятельности в области оказания экологических услуг. Рынок экологических услуг призван установить уровень цен экологических услуг, заставить государство оценить стоимость природных ресурсов, в том числе чистой воды, чистого воздуха, чистой земли и пр. Рынок должен привести к системному подходу в законодательстве, в направлениях, связанных с сохранением и/или восстановлением окружающей среды, благоприятной окружающей среды для народонаселения нашей страны. Основными функциями рынка экологических услуг должны быть следующие: разработка ряда законов (стандартов, правил), определяющих требования к работе предприятий и организаций, входящих в рынок экологических услуг; ценообразование экологических услуг, работ и продукции; прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах и работах, а также продукции предприятий этой отрасли деятельности; применение методов экономического и иного стимулирования предприятий в части повышения экологической безопасности, побуждение производителя к минимизации экологического ущерба; проведение государственной политики, стимулирующей внедрение наилучших технологий, техники, направленных на рациональное природопользование, получение экономической выгоды в результате применения технологий, обеспечивающих наибольшую защиту окружающей среды. повышение экологического образования. Проанализируем направления деятельности, которые могут войти в понятие «рынок экологических услуг», попробуем определить, что, в конце концов, препятствует его образованию и что можно сделать для того, чтобы он функционировал. Предприятия, которые занимаются вопросами сохранения биоразнообразия - в основном эти организации формируются по ресурсообразующим системам (водные, лесные ресурсы, животный и растительный мир и т. д.). Их работа связана со сбором и обработкой информации, разработкой экологических ограничений и регламентацией в области природопользования, анализом и прогнозом деятельности природопользователей, осуществлением экологического мониторинга и др. Они функционируют в значительной мере по заказам государственных органов. Финансируются в основном государством. Для работы каждого из таких предприятий необходимо узкоспециальное экологическое законодательство. Сложности возникают в том, что системы в сохранении биоразнообразия ни в мире, ни в нашей стране нет. Поэтому все работы, которые ведутся в этом направлении – разрозненны и не имеют системного обоснования. Думается, что создание таких систем – крайне далекая перспектива. К таким направлениям можно отнести и предприятия, осуществляющие рекультивацию и воспроизводство природной среды (рекультивация земель, лесовосстановление, восстановление сельскохозяйственных угодий, восстановление (сохранение) водных объектов и т.д.). Сюда же можно отнести предприятия, занимающиеся благоустройством и озеленением территорий. Пересечение с другими направлениями – в том, что само биоразнообразие частично зависит от загрязнения окружающей среды. Но совершенно очевидно, что сохранение биоразнообразия зависит в основном от распространения браконьерства, сознательного уничтожения природной среды ради развития техногенной сферы. Давайте эти направления выделим отдельно, отнесем к «друзьям» рынка экологических услуг. К рынку экологических работ и услуг отнесем все-таки технологические и технические направления, те направления, которые связаны с уменьшением техногенного воздействия на природу, здоровье человека и всё, что связано с такими направлениями деятельности. Предприятия, специализирующиеся на производстве природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий, природосберегающей продукции – это – промышленные предприятия, которые невозможно привести к единой классификации по видам экономической деятельности. Однако очевидно, что чем ближе наша страна приблизится к «развитым» странам, тем больше она будет обращать внимание на сохранение окружающей среды, тем быстрее будут развиваться эти направления деятельности. Без продукции и работ таких предприятий не достичь экологически благоприятной среды. Деятельность этих предприятий прямо зависит от специальных направлений экологического законодательства. Сложности в создании единого законодательства в этих направлениях деятельности состоит в определении требований к технике и технологиям, с помощью которых можно достигнуть нормативных показателей в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, образования отходов производства. Такие предприятия и их направления деятельности сегодня законодательно не отнесены к экологическим направлениям развития. Скорее – это направления деятельности сегодня регулируются законодательством в области технического регулирования. Поэтому такие предприятия и их виды деятельности пока только косвенно можно отнести к рынку экологических работ и услуг. Однако это безусловно «партнеры» рынка. В экологическом законодательстве не определены очень многие необходимые понятия. Это серьезный пробел в законодательстве. Например, понятия «природосберегающая продукция» и «экологически чистая продукция» пока до конца не определены, законодательно не закреплены. Видимо, направления технического регулирования надо законодательно «пересечь» с экологическим законодательством (хотя бы в части экологического нормирования, ряда понятий), разработать показатели, дающие льготы по налогообложению в области экологической безопасности. Тогда появится смысл отнесения данных предприятий к рынку экологических работ и услуг. Предприятия, внедряющие наилучшие технологии, близки предыдущему направлению, но отличаются от него законодательством. Сегодня это направление – только декларация, поскольку нет четкого понимания – в чем одни технологии должны быть лучше других, нет законодательно закрепленных льгот в налогообложении для тех, кто хочет внедрить конкретные технологии, уменьшающие воздействие на окружающую среду. Проекты законов, которые сегодня рассматриваются (связанные с отходами производства и потребления, нормирования, платы за негативное воздействие на окружающую среду), видимо, дадут определение «наилучшие технологии». Тогда будет понятно их место в рынке экологических услуг. Пока их можно также отнести к «партнерам» рынка. Предприятия, чья деятельность связана со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду , например, использование, переработка и обезвреживание отходов в результате хозяйственной деятельности (не включая сжигание с целью получения энергии). Такие предприятия можно отнести и к рынку и к «партнерам» рынка экологических работ и услуг. Без подобных предприятий инфраструктура рынка не будет завершенной. Такие предприятия очень тесно связаны с рынком экологических услуг - рынок для них может «собирать» (предоставлять) эти вторичные ресурсы. «Партнеры» рынка – поскольку их деятельность не полностью связана с этими направлениями работ. Это, например, металлургические предприятия, стекольные, целлюлозобумажные, переработки пластмасс и др. Такие предприятия отмечены в экологическом законодательстве (например, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») как связанные с обращением с отходами. Но сегодня «использование отходов» исключено из лицензирования в данной области деятельности (отметим, что «переработка отходов» никогда не входила в область лицензирования и понятие «обращение с отходами», оно «сливалось» с понятием «использование»), с чем согласимся в полном объеме. Что касается «обезвреживания отходов», это множество очень специфичных, но совершенно различных направлений деятельности, технологий. К ним невозможно применить одни и те же законодательные требования, кроме самых общих – «преобразование отходов из 1-2 класса опасности в 3-4 с целью дальнейшего использования или размещения». Таким образом, для предприятий, занимающихся использованием и обезвреживанием отходов, тоже нет внятного законодательства, определяющего правила и принципы их деятельности, в том числе, дающего какие-либо льготы в «экологической» части налогообложения. Такое законодательство должно быть разработано, поскольку эти предприятия работают в области снижения воздействия на окружающую среду, используют отходы в производственных целях, тем самым, уменьшая потребление первичных ресурсов (т.е. сохраняя недра) и заменяя их вторичными. Отметим, что отменять лицензирование в области обезвреживания отходов (исключая сжигание с целью получения энергии) нельзя, поскольку эти виды деятельности должны регулироваться государством – ведь речь идет о чрезвычайно вредных отходах. Предприятия, которые связаны с обезвреживанием отходов: сжигание с целью получения электроэнергии (тепловой энергии), размещение отходов, предприятия, занимающиеся сбором отходов (любых), сортировкой и выделением «вторичного сырья», предприятия, транспортирующие отходы – это конкретные представители рынка экологических услуг. К сожалению, эти виды деятельности вообще законодательно не закреплены (за исключением некоторых требований к объектам размещения отходов). В нашей стране мусоросжигающих заводов - единицы. Они сжигают в основном ТБО и практически только для своих нужд. Продавать полученную энергию сегодня нерентабельно. Размещение отходов в нашей стране началось задолго до того, как были разработаны хотя бы какие-то законодательные требования к местам размещения, поэтому большинство мест размещения не соответствуют этим требованиям и их необходимо уничтожить, чтобы хоть как-то обезвредить их воздействие на землю и грунтовые (а, возможно, и подземные) воды образовавшимся фильтратом. До сих пор не разработаны законодательные акты для сбора отходов. Сегодня в разных субъектах РФ начинают появляться организации, восстанавливающие сбор у населения вторичного сырья. Эти работы незаконны, так же как и сортировка ТБО и извлечение «полезных» продуктов – вторичного сырья – для продажи предприятиям, которые их используют в своем производстве. Законодательно не определены никакие «шаги» на этом рынке. Совершенно очевидно, что для сбора отходов обязательно контролирующее законодательство. Не могут эти виды деятельности развиваться хаотично, как сегодня. Пусть это будут Саморегулируемые организации. Они хотя бы смогут разработать правила (стандарты) деятельности на этой части рынка. Определят ценообразование, узаконят продажу вторсырья. Предприятия, транспортирующие отходы, вообще выведены из лицензирования и не введены ни в какие другие контролирующие рамки. Совершенно очевидно, что этот вид деятельности должен быть контролируем. Пусть это также будут СРО. Они разработают правила (стандарты) для транспортирования отходов, будут контролировать размещение отходов, отвечать за необразование новых несанкционированных свалок и т.д. Конечно, для этих видов деятельности государством должно быть определено кроме основного законодательства, льготное налогообложение в части платы за загрязнение окружающей среды. Организации, оказывающие экологические услуги субъектам хозяйственной деятельности – также представители рынка экологических услуг. К экологическим услугам можно отнести инвентаризацию источников загрязнения (воздух, вода, отходы), разработку ПДВ, ПДС (НДС), ПНООЛР, ВСВ, ВСС и т.д. для любых промышленных предприятий, консультационные услуги в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, информационные экологические услуги, экологический аудит, медико-экологический аудит, независимая экологическая экспертиза (в т.ч. общественная экспертиза). Сегодня эти виды услуг вообще никак не обозначены в законодательстве. Первые два направления должны выполнять сами предприятия. Однако в 99,9% случаев привлекают сторонние организации – сами предприятия не имеют квалифицированных экологов в штате. Поскольку все экологические услуги сегодня оказываются на добровольной основе – по мере необходимости, то сегодня не определена необходимая квалификация исполнителей (кроме основного образования, которое не является обязательным) и требования к выполнению этих услуг. Поэтому также очевидно, что единственным контрольным органом в данных направлениях деятельности могут быть тоже саморегулируемые организации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Однако без общей государственной политики, общего законодательства не обойтись. Экологический менеджмент – это направление, которое не относится непосредственно к рынку экологических услуг, однако может содействовать общему экологическому «оздоровлению» в стране. И еще одно из направлений деятельности, которое не относится прямо к рынку, но без которого невозможно его функционирование – образовательная деятельность – дополнительное профессиональное образование, от которого прямо зависит квалификация персонала, осуществляющего услуги на экологическом рынке. Пожалуй, мы определили направления деятельности, которые могут относиться к рынку экологических услуг, а также способствовать его развитию. На рис. 1 представлены предприятия, которые относятся к нему.

Рис. 1. Предприятия, составляющие рынок экологических услуг, а также «друзья» и «партнеры» рынка Итоги Создание рынка экологических услуг необходимо. Разрозненность действий в этом направлении приводит к экономическим проблемам, неразрешимым в условиях отсутствия рынка. Отсутствие необходимых законов приводит к нерешительности законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ в отношении создания системы экологических программ, обоснований мероприятий. Отсутствие экологического воспитания, экологической культуры, достаточного уровня экологического образования приводит к непониманию требований в области сохранения экологического благополучия населения страны. Рынок экологических услуг должен решить эти вопросы. _____________________________________________________ Нормативы качества окружающей среды в настоящее время разрабатываются. Показатели нормативов – и есть требования к такой технике и технологиям. Возможно, именно эти требования и будут определять понятие «наилучшие технологии», но пока таких определений просто нет. 2 Понятно, что разница заключается в уменьшении возможного воздействия на окружающую среду, но конкретного законодательства в этом направлении нет.

Ирина Георгиевна Орлова, к.х.н.,

генеральный директор,

СРО НП «ЭМАС»,

ассимиляционный экологический ресурс животный

Экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Продукция природоохранного назначения - это товары (работы и услуги производственного и непроизводственного характера), использование которых обеспечивает охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов. В общем виде экологическая продукция может быть определена как искусственно воспроизводимая окружающая природная среда или отдельные ее элементы.

Пока не существует общепринятой международной классификации экологического рынка. В разных странах в это понятие входит различная продукция.

Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли - это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды.

В настоящее время список услуг, предлагаемых на экологическом рынке Российской Федерации неуклонно расширяется.

Среди экологических услуг, пользующихся наибольшим спросом в России следует отметить следующие:

  • · анализы воды, воздуха, почв;
  • · аналитические работы - шум, вибрация, микроклимат, электромагнитные излучения, освещенность, радиация
  • · аттестация рабочих мест по условиям труда
  • · аэрозольная съемка атмосферного воздуха
  • · биологические изыскания
  • · водоподготовка, водоснабжение, водоотведение
  • · захоронение отходов
  • · экологическая инвентаризация, в т.ч. инвентаризация источников загрязнения
  • · ливневые очистные сооружения - модернизация, проектирование, реконструкция, строительство
  • · разработка и обоснование лимитов природопользования
  • · разработка нормативов лимитов образования и размещения отходов
  • · экологическое образование и повышение квалификации
  • · экологические обследования
  • · ОВОС - проведение работ, разработка раздела проектов.
  • · ООС (охрана окружающей среды) - проведение работ, разработка раздела проектов
  • · уничтожение, утилизация отходов
  • · оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования
  • · очистка дна и акватории водоемов
  • · строительство, модернизация, реконструкция и проектирование очистных сооружений
  • · экологическая паспортизация
  • · разработка проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС)
  • · проектирование полигонов ТБО
  • · разработка, производство, поставки и наладка экологических приборов и оборудования
  • · разработка экологического программного обеспечения
  • · экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
  • · радиационный контроль сырья, стройматериалов, продукции
  • · разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, разрешения на размещение отходов
  • · разработка проектов санитарно-защитных зоны (СЗЗ)
  • · экологическая сертификация, в том числе ИСО, оформление сертификатов
  • · страхование экологических рисков
  • · экологический аудит
  • · разработка экологической политики
  • · экологический мониторинг

Это далеко не полный перечень экологических услуг, присутствующих на рынке. Этот перечень постоянно расширяется.

На 2007 год рынок экологических услуг в России окончательно еще не сформировался. Активно формируется как нормативно-правовая база, так и номенклатура экологических услуг.

Наиболее распространены в России такие экологические услуги, как очистка промышленных и бытовых стоков, переработка и утилизация твердых промышленных и бытовых отходов, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза; производство приборов для контроля состояния окружающей среды и т.д.

Спрос на эти услуги постоянно возрастает. Одновременно с этим возрастает и предложение на рынке экологических услуг, в том числе неуклонно возрастает количество организаций, предлагающих широкий спектр экологических услуг. Однако не всегда, организации оказывающие подобные услуги, в своей деятельности полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством. Поэтому необходимо постоянное совершенствование механизмов контроля за деятельностью организаций, работающих на Российском рынке экологических услуг. Без этого, на наш взгляд, практически неосуществима задача сохранения благоприятного качества окружающей среды.

На сегодняшний день сложно сказать, когда именно завершатся процессы формирования рынка экологических услуг в России. Однако очевидно, что становление рынка экологических услуг в России вступило в завершающую фазу, о чем свидетельствует почти полное соответствие перечня экологических услуг, оказываемых в России аналогичному перечню развитых стран запада.

В заключении следует отметить, что проблемы сохранения окружающей среды уже давно перешагнули национальные границы и их решение возможно только путем объединения усилий всего мирового сообщества. Это несомненно относится и к рынку экологических услуг в России, который должен развиваться в тесном взаимодействии с международным экологическим рынком.

Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг который тем не менее до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий ни объектом рассмотрения экономистов экологов политиков. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров осуществлению работ и услуг направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19696. Страховой рынок Республики Казахстан: проблемы и перспективы развития 712.34 KB
Понятие характеристика и сущность страхования. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума снизился уровень охраны труда медицинского обслуживания социального страхования. Развитие страхового рынка сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты прежде всего для...
14484. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК СТРАХОВЫХ УСЛУГ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОДАЖИ СТРАХОВЫХ УСЛУГ 174.57 KB
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена несколькими обстоятельствами: Вопервых повышением роли страхования в повседневной жизни людей изза непредвиденных обстоятельств или случайных случаев. Страховые услуги подразделяются на: услуги добровольного страхования. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяется правилами страхования. услуги обязательного страхования.
21280. Проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне 34.01 KB
Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов. Цель работы - проанализировать проблемы рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровне. Основными задачами является следующие: - Выявить особенности и динамику рынка труда и занятости населения на федеральном уровне; - Исследовать состояния рынка труда в России. Предметом исследований является...
17641. Визуальная коммуникация в продвижении товаров и услуг 1.23 MB
Визуальные коммуникации и история их возникновения. История возникновения и трансформации визуальной коммуникации. Виды визуальной коммуникации и их характеристики. Визуальные коммуникации в городской среде.
2018. Принципы обеспечения и управления качеством товаров и услуг 14.82 KB
Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы. Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. факторы которые подразумевают уровень развития производства средства и системы контроля качества социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства материальная и личная заинтересованность и пр. Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже...
1150. Рынок туристических услуг 208.57 KB
Оруэлл никогда не был в СССР но пристально изучил его опыт по литературе и много раздумывал над советским мифом в который как он писал люди на Западе верят главным образом потому что им хочется верить в то что где-то на земле есть идеальное общество. Неограниченная власть партии требует чтобы у её членов были не только правильные воззрения но и правильные инстинкты. Гротескная образность и фантасмагорическая символика романа 1984 дают возможность Оруэллу сделать очевидным кошмар диктатуры показать...
10906. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг 70.61 KB
Территориальная структура хозяйства России Основные формы организации производства: концентрация специализация кооперирование и комбинирование Современные тенденции и структурные изменения в развитии и размещении отраслей промышленности. Отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей отрасли мат производства промть стрво с х торговля и т. Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства в которой занято более 2 3 от общей численности всего населения занятого во всех сферах хозяйственной...
6336. Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг 110.08 KB
Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Вопросы Коммерческая деятельность ее задачи и тенденции развития. Объекты и субъекты коммерческой деятельности. Основные функции и принципы коммерческой деятельности. Термин коммерция ближе к третьему понятию торговли деятельности связанной с осуществлением куплипродажи.
12910. Рынок спортивных и валеологических услуг 27.44 KB
Сфера физической культуры и спорта где объектом куплипродажи являются физкультурноспортивные и валеологические услуги не является здесь исключением. На рынке спортивных и валеологических услуг предложение связано непосредственно с организациями предоставляющими данные услуги во всем их многообразии. Для определения этого положения а также перспектив организации на рынке используется анализ потенциала организации который включает в себя: Анализ производства физкультурноспортивной услуги объем ассортимент...
18661. Анализ объема производства и продаж товаров, продукции, работ, услуг 105.79 KB
Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Одним из эффективных институтов смешанной экономики является предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции. Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник обеспечения техническими и финансовыми ресурсами, требуемыми для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и позитивные стороны этого процесса. К негативным относятся нередкое игнорирование предпринимателями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических затратах; сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объема реальных техногенных отходов; множественность точечных источников выбросов, слабо контролируемых государственными службами. Кроме этого, как следует из мирового опыта развития, на ранних этапах формирования предпринимательства происходит как бы экологическая экспансия бизнеса, обусловленная тем, что при отсутствии необходимого механизма правового регулирования складывающиеся рыночные отношения провоцируют получение сверхприбыли за счет расточительной эксплуатации природных богатств. Предотвращение этих негативных моментов требует создания соответствующего экономико-правового механизма, стимулирующего и поощряющего полезную предпринимательскую деятельность, с одной стороны, и приводящего к неизбежной ответственности и наказанию в случае отступлений от требований природоохранного законодательства, - с другой.

Положительной стороной предпринимательской деятельности с позиций экологии является создание собственно экологического предпринимательства. Существуют различные определения понятия «экологическое предпринимательство». Наиболее полным является следующее: экологическое предпринимательство (экобизнес) - это самостоятельная, рисковая производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая и иная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке для:

  • сохранения, восстановления природной среды и ее биологического разнообразия;
  • снижения негативного (вредного) воздействия техногенных и природных факторов на окружающую среду;
  • осуществления оценки их влияния на состояние природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Выделяют следующие направления экологического предпринимательства:

  • производство специальной экологической техники, приборов, устройств и аппаратов для контроля состояния окружающей среды и очистки сбросов, выбросов и отходов;
  • расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;
  • создание малоотходных и ресурсосберегающих техники и технологий;
  • экологическое образование и воспитание;
  • выполнение специализированных экологических услуг.

Отдельным направлением экобизнеса является также производство «экологически чистых» товаров. В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает самостоятельная рыночная среда - идей, патентов, ресурсов, товаров, услуг, труда и капитала.

Реализация природоохранной политики привела к зарождению и развитию экологического рынка. Понятия «экологический рынок» (экорынок) нет среди терминов, закрепленных в законодательстве России и других стран СНГ. Международные организации пока только разрабатывают его единую международную классификацию. Однако уже сегодня экорынок оценивается как один из наиболее развивающихся секторов мировой экономики. Его формирование рассматривают как одно из важнейших направлений в решении проблем устойчивого развития. В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство уже сегодня представляет собой самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой рассматривается как обязательный признак цивилизованного рынка.

Экологическая продукция, технологии и экологическая техника занимают от 1 до 4% объема внешней торговли ряда развитых стран, в связи с ужесточением норм охраны природы и среды жизни человека следует ожидать рост их производства и обмена. В отдельных экологически неблагополучных регионах мира развитие этих сфер будет идти ускоренными темпами. Немецкие специалисты предполагают, что вскоре рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.

Экологический рынок можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов по поводу экологических товаров (работ) и услуг. Некоторые авторы утверждают, что рынок - это не та сфера, которая подходит для решения экологических проблем. В то же время другие исследователи отмечают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, когда цены отражают стоимость природных и других ресурсов. Экологическому рынку присущи следующие функции :

  • санирующая (очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов);
  • информационная (дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве поставляемых экологических товаров (работ) и услуг);
  • посредническая (способствует налаживанию технологической и экономической связи между конкретными участниками общественного производства);
  • ценообразующая (формирует цены на основе общественно необходимых затрат);
  • регулирующая (обеспечивает управление процессами рационального природопользования и охраны окружающей среды посредством «невидимой руки рынка»).

Для экологического рынка как части «большого» рынка характерно выделение сегментов по объекту рыночных отношений, в качестве которых выступают природные ресурсы; рабочая сила (люди); капитал; научно-технические разработки; духовные блага; средства производства; товары потребления; услуги. Таким образом, экологический рынок представляется системой «малых», частных рынков (таблица 19.1).

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги к ней относятся. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями можно еще относительно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Таким образом, в разных странах в понятие экологической входит различная продукция.

С целью его определения необходимо выделить критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим. К ним относятся:

  • 1) наличие природоохранного эффекта, получаемого от использования продукции, или отсутствие вредного воздействия (количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении стоимостной оценки воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции);
  • 2) производство, потребление, утилизация данной продукции не должны причинять вред окружающей природной среде, здоровью настоящего и будущих поколений.

Характеристика секторов экологического рынка

Таблица 19.1

Сектор

экологического рынка

Объект рыночных отношений в секторе экологического рынка

Рынок природных ресурсов

Природные ресурсы

Рынок рабочей силы в сфере охраны ОПС* и ПП**

Специалисты в области охраны ОПС и ПП: в сфере экологического образования, экологической паспортизации, сертификации, лицензирования и т.д.

Финансовый рынок в сфере охраны ОПС и ПП

Услуги экологических банков:

  • экологическое страхование;
  • биржевая деятельность;
  • бизнес-центры

Рынок научно-исследовательских разработок в области охраны ОПС и ПП

Разработка энерго- и ресурсосберегающих, малоотходных технологий, экологически безопасного оборудования и материалов, контрольно-измерительных приборов, экологически чистых товаров потребления и т.д.

Рынок средств производства в сфере охраны ОПС и ПП

Экологически безопасное, очистное оборудование, контрольно-измерительные приборы

Потребительский экологический рынок

Экологически чистые продукты питания; экологически чистые материалы для изготовления одежды и т.д.

Рынок услуг в сфере охраны ОПС и ПП

Услуги в области экологической паспортизации, сертификации, лицензирования, аудита и экспертизы, ОВОС, метрологического обеспечения и разработки стандартов; услуги правового и информационного характера; инженерно-консультативные услуги; услуги, направленные на обеспечение деятельности природоохранных объектов; экологическое образование; НИОКР; экологические услуги (туризм)

Рынок духовных благ в области ПП

Природный ландшафт; пейзаж

*ОПС- окружающая природная среда. **ПП - природопользование.

Таким образом, экологические товары (работы), услуги могут быть определены как экономические блага, которые отвечают следующим условиям:

  • производство, потребление, утилизация их не наносит вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывает негативного влияния на здоровье будущих поколений и состояние окружающей среды;
  • назначением их является контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Экологическую продукцию (товары, услуги) по функциональному признаку можно классифицировать следующим образом:

  • работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги и др.);
  • работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной среды;
  • работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического рынка;
  • природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология;
  • экологически чистые товары потребления.

В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство представляет собой самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой рассматривается как обязательный признак цивилизованного рынка. Экобизнес стал весьма прибыльным вложением капитала, охватывающим большие объемы производства.

Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. В конце 1980-х гг. выпуск очистного оборудования в США осуществляли 500 тыс. компаний, при этом на долю 15-30 крупнейших фирм, специализирующихся на производстве газо- и водоочистного оборудования, приходилось 60-80% общего объема его продаж. Производство и внешняя торговля США оборудованием для борьбы с загрязнением среды обитания не уступают по своему объему производству других групп машин и оборудования (например, химического оборудования, металлообрабатывающих станков и др.). В Канаде действует более 3500 компаний по выпуску природоохранного оборудования и связанными с ним услугами с численностью занятых более 110 тыс. человек. В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, относящихся к сфере экологического предпринимательства. Общий объем их продаж превышает 40 млрд евро в год. Наблюдается рост численности фирм, специализирующихся на консультационном обслуживании по вопросам экологии, компаний по утилизации отходов.

Экологически ориентированная продукция удерживает прочные позиции во всех экономически развитых странах как в выпуске товаров промышленного назначения (очистное оборудование, экотехника и экотехнологии, новые материалы, контрольно-измерительные приборы и т.п.), так и в производстве потребительских товаров - от продуктов питания до безопасных бытовых средств. Производство такой продукции весьма престижно и довольно прибыльно; при этом компании создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. О прибыльности можно судить по тому, что норма прибыли компаний США в сфере экологического предпринимательства не опускается ниже среднеотраслевого уровня в американской промышленности. В настоящее время конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется не в последнюю очередь и их экологическими характеристиками, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек производства. Считается, что природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы. По экспертным оценкам, международный рынок экологических товаров и услуг оценивается ежегодно в 280 млрд долл. США. Фирмы, проводящие активную природоохранную политику, добиваются значительных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модернизации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

Существенной особенностью экологического предпринимательства является то, что используя потенциал малого и среднего бизнеса, оно представляет собой эффективный путь стабилизации экологической ситуации, не требующий дополнительных бюджетных ассигнований. Однако со стороны государства необходимо принятие ряда мер, способствующих, с одной стороны, поддержке развития экобизнеса, с другой - законодательной регламентации предпринимательской деятельности в интересах всего общества. Экологическое предпринимательство в условиях становления в странах СНГ рыночных отношений стоит в самом начале своего пути. Как показывает мировой опыт, оно может стать привлекательным, прибыльным бизнесом, если государство постоянно будет оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования. К таким рычагам, как отмечалось, относится льготное финансирование и кредитование, освобождение от налогов или льготное налогообложение прибыли (в части создания экотехники, перехода на малоотходные технологии), льготы фирмам, осуществляющим комплексную переработку отходов, и т.п.

Развитию предпринимательской активности в природоохранной деятельности способствует и ужесточение экологических нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Так, в результате введения более жестких норм на выбросы в странах ЕС в 1990-е гг. рынок природоохранных технологий и оборудования возрос до 3 млрд евро и прогнозируется его дальнейший рост. Очевидно, что в будущем основной сферой развития экологического предпринимательства станет производство очистного оборудования, контрольно-измерительных приборов, разработка утилизационных, энерго- и ресурсо-сберега- ющих технологий, экологически безопасного оборудования, а это в конечном итоге приведет к созданию конкурентной среды на рынке для отбора наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

В постсоветских республиках рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии. Начинает складываться рынок научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, в частности, при разработке материалов методического характера для подготовки эколого-экономического инструментария, выполнения заданий по подготовке целевых экологических программ, стратегических документов экологической направленности и т.п. Вместе с тем целевой программы развития экологического рынка на территории бывшего СССР не существует.

В целях формирования экологического рынка еще в начале 1990-х гг. Госкомэкологии России составил перечень платных работ и услуг, входящих в сферу деятельности его подразделений. Этот перечень включает:

  • лицензирование и сертификацию экологических характеристик товаров, технологий, оборудования, материалов, сырья и т.п.;
  • создание банков данных ресурсосберегающих технологий, про - цессов, экологичных товаров, оборудования, работ и услуг;
  • экологическую паспортизацию, экологическое аудирование, экологическую экспертизу;
  • оказание технической помощи при согласовании, экспертизе нормативно-технической документации и выдаче разрешений на природопользование;
  • обучение, переподготовку кадров, повышение квалификации;
  • участие в разработках по экологическому нормированию и стандартизации;
  • разработку и обоснование экологических прогнозов для промышленных и сельскохозяйственных территорий городов и зон рекреации и т.п.;
  • регулирование деятельности экологического предпринимательства посредством сертификации, лицензирования, аудирования и аккредитации предприятий, организаций, фирм в сфере производства экологических товаров, работ и услуг;
  • информационные услуги и т.п.

Однако рынок экологических товаров и услуг в Российской Федерации формируется чрезвычайно медленно, отсутствует необходимая нормативно-правовая основа его функционирования, а также эффективный механизм поддержки и стимулирования предпринимательства в природоохранной сфере. Очевидно, что для привлечения предпринимателей к развитию экобизнеса необходимо создание гибкого механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, обеспечение материальной заинтересованности и поддержки предпринимательской активности со стороны государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие формы собственности на природные ресурсы существуют в

2. В чем отличие частной собственности на землю от «собственности для

частного пользования» землей?

  • 3. Каковы негативные стороны предпринимательства с позиций экологической безопасности?
  • 4. Что такое экологическое предпринимательство?
  • 5. Каковы критерии отнесения товаров, работ, услуг к экологическим?
  • 6. Какие виды деятельности объединяет рынок экологических услуг на

Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Важным элементом в обеспечении экологической безопасности и улучшения качества окружающей среды является формирование направления экологического предпринимательства. Под экологическим предпринимательством подразумевается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.

При развитии процессов экологизации экономики и введение экономической составляющей в природоохранную деятельность производство и реализация экологических товаров и услуг является перспективным и рентабельным видом деятельности. Уже сегодня деятельность по производству продукции не наносящей вредного воздействия окружающей среде. Способствует развитию бизнеса и приносит прибыль. На пример в Канаде более 3,5 тысяч компаний выпускают природоохранное оборудование и оказывают связанные с этим услуги. В этих компаниях работают более 150 тыс. человек. В Японии с конца 80-х годов прошлого века действует экспертный совет по экологическому бизнесу, который координирует различные вопросы, связанные с развитием экологического предпринимательства. Более 10 тыс. фирм, занимающихся экологическим предпринимательством, успешно существуют в странах ЕС. Их общий объем продаж превышает 40 млрд евро в год. Последние годы экологически ориентированный бизнес затронул все отрасли хозяйства США. В экономически развитых странах наблюдается рост числа фирм, специализирующихся на экологическом консалтинге и проектировании, а также число компаний, занимающихся утилизацией и переработкой отходов. Экологически ориентированная продукция в США прочно удерживает позиции по выпуску как промышленного оборудования, так и потребительских товаров. Производство таких видов продукции считается не только престижным, но и выгодным.

Одним из важнейших направлений обеспечения дальнейших экологических преобразований в России является экологическое предпринимательство, которым является деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.

Российская и зарубежная хозяйственная практика показывает, что экологические факторы все больше влияют на цели предпринимательской деятельности. Поэтому охрана окружающей среды выступает в качестве важной экономической задачи.

Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль как от создания более совершенных технологии, так и от продажи произведенной на их основе экологически чистой продукции.

Как уже отмечалось, во многих развитых странах экологическое регулирование дало толчок интенсивному развитию новой и весьма выгодной сферы приложения капитала. Экологически ориентированная продукция завоевывает все более прочные позиции в выпуске как товаров промышленного назначения, так и потребительских товаров.

Конкурентоспособность на национальном и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами технологий производства, выпускаемых товаров, а так же затратам на охрану окружающей среды, прямо влияющими на уровень общих издержек. Это соответственно влияет на цену товара, рынка сбыта, перспективы дальнейшего производства.

В развитых странах происходит постепенное выравнивание требований экологического законодательства, что положительно воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По экспертным оценкам, природоохранные технологии будут представлять одно из средств конкурентоспособной борьбы.

Изменения отношения к собственности и широкое развитие предпринимательства в России как элемента государственной политики определили появление субъектов предпринимательства с разносторонней сферой интересов

К настоящему времени в России уже сложилось несколько самостоятельных направлений главным из которых является: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а так же выполнение различного рода работ и услуг. Сегодня рынок экологических работ и услуг обеспечивается рядом коммерческих банков.

В создании экологической инфраструктуры рынка можно выделить следующие уровни: предприятие, регион, государство и международный уровень. Так уровень предприятия включает специализированные подразделения (службы) по воспроизводству и охране окружающей среды. Региональный уровень включает специализированные предприятия и службы экологического контроля в регионе. Государственный уровень представляет объединения и службы для решения межрегиональных (общегосударственных) проблем. В свою очередь международный уровень охватывает организационно экономические структуры для решения межгосударственных экологических проблем.

В настоящее время решения по расширению налоговых льгот, направленные на усиление стимулирования природоохранных деятельности активно используются в экономически развитых странах. Особенно широко используется ускоренная амортизация основных фондов. Ускоренная амортизация, т.е. увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, т.к. оно окупается в более сжатые сроки, а с другой стороны, повышенная амортизация через себестоимость продукции позволяет уменьшить налогооблагаемую базу налога на прибыль.

В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое воздействие. Для очистного оборудования в Канаде предусмотрен двухлетний срок амортизации, в Великобритании, ФРГ и США – пятилетний. Во Франции 50% очистного оборудования амортизируется за один год, а в Италии – за три года. Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности. Акцизные экологические налоги включаются в цену продукции, загрязняющей окружающую среду на стадии производства и потребления. Во Франции, Германии, Италии установлен налог на смазочные масла. В Норвегии и Швеции введен налог на минеральные удобрения и пестициды В странах ЕС действуют акцизные налоги на одноразовую упаковку и тару, смазочные масла, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и пестициды, аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть. Довольно активную политику в этой области проводят и страны Восточной Европы- Польша, Чехия и Венгрия. Развитие рынка экологических товаров, работ и услуг в настоящее время является актуальным как для экономически развитых стран запада, так и для государств с переходной экономикой. Целевая программа развития рынка экологических товаров, работ и услуг в России должна предусматривать разработку новых законодательных актов по обеспечению эффективного развития рынка. Необходимо предусмотреть льготное налогообложение прибыли предприятий, выполняющих работы и услуги экологического характера или производящих продукцию природоохранного назначения. А также ввести дополнительный налог на экологически опасную продукцию или технологии, которые используют опасные вещества в качестве сырья или полуфабрикаты.