Меню
Бесплатно
Главная  /  Яндекс.Деньги  /  Группы классификации операций сектора государственного управления. Для чего используются коды косгу

Группы классификации операций сектора государственного управления. Для чего используются коды косгу

Все операции сектора государственного управления в Российской Федерации имеют четко выраженную систему классификации.

В построение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) заложено 3 принципа:

1) принцип влияния на чистую стоимость активов;

2) принцип влияния на секторы экономики;

3) принцип раздельного учета операций между подсекторами.

Классификация операций сектора государственного управления приведена в приложениях 4, 11, 16 к учебному пособию. Она включает 8 разделов:

100 Доходы

200 Расходы

300 Поступление нефинансовых активов

400 Выбытие нефинансовых активов

500 Поступление финансовых активов

600 Выбытие финансовых активов

700 Увеличение обязательств

800 Уменьшение обязательств.

Дальнейшая детализация классификации операций сектора государственного управления производится посредством статей и подстатей.

Классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) группирует операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.

Введение кодов операций сектора государственного управления в состав кода бюджетной классификации является принципиальным отличием от ранее действующей бюджетной классификации. Введение КОСГУ позволяет:

Классифицировать не только движение денежных средств, но и активов и обязательств сектора государственного управления;

Применять метод начисления в бухгалтерском учете бюджетной сферы.

В статистике государственных финансов активы подразделяются на: нефинансовые и финансовые, а пассивы определяются обязательствами сектора государственного управления. При этом для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно выполняться базовое соотношение:

НФА + ФА = О +ЧСА, (1)

где НФА - нефинансовые активы;

ФА - финансовые активы;

О - обязательства;

ЧСА - чистая стоимость активов.

Таким образом, чистая стоимость активов представляет собой разность между совокупными активами и обязательствами:

ЧСА = (НФА + ФА) - О. (2)

Доходы и расходы представляют собой операции, соответственно увеличивающие или уменьшающие чистую стоимость активов сектора государственного управления. Остальные операции рассматриваются с точки зрения поступления или выбытия активов, увеличения или уменьшения обязательств сектора государственного управления.

Структура экономических активов сектора государственного управления представлена на рисунке 3.

В соответствии с принципом воздействия на активы и пассивы КОСГУ не относит к доходам, например, средства от продажи основных средств. Если те или иные элементы основных средств реализуются по балансовой стоимости, то такие операции не затрагивает величину чистой стоимости активов. Ее результатом является изменение структуры соотношения активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой актив (финансовый актив). Подобная операция отражается, с одной стороны, как поступление финансовых активов (код 510 «Поступление на счета бюджетов» или 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ). А с другой стороны - как выбытие нефинансовых активов (код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ).

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 3. Структура экономических активов сектора государственного управления.

Аналогичным образом к расходам не относятся операции, связанные, например, с приобретением основных средств. Результатом такой операции также является изменение структуры баланса активов и пассивов. При этом один актив (приобретенный нефинансовый актив) меняется на другой актив или обязательство (выплаченные денежные средства либо обязательство в виде кредиторской задолженности). С одной стороны подобная операция отражается как поступление нефинансовых активов (код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ), а с другой - как выбытие финансовых активов или увеличение обязательств (код 610 «Выбытие со счетов бюджетов» или код 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ).

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОСГУ построена таким образом, чтобы обеспечить полное соответствие остатков (запасов) активов и пассивов сектора государственного управления на начало и конец отчетного периода изменениям этих остатков (запасов) в течение отчетного периода, то есть проведенным за отчетный период операциям.

КОСГУ применяется при формировании номера счета Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006г. № 25н «Инструкция по бюджетному учету». Номер счета Плана счетов состоит из 26 разрядов, последние три из которых определяются КОСГУ. Таким образом, решается задача интеграции бюджетной классификации и Плана счетов.

Использование КОСГУ при формировании номера счета Плана счетов обеспечивает возможность:

Вести учет по методу начисления и по кассовому методу;

Отражать операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.

Рассмотрим более подробно структуру активов и обязательств сектора государственного управления.

К нефинансовым активам относятся:

Основные средства (например: здания, сооружения);

Непроизведенные активы (например: земля, ресурсы недр);

Нематериальные активы (например: патенты, товарные знаки);

Амортизация основных средств;

Материальные запасы (например: канцтовары, запчасти);

Вложения в нефинансовые активы (например: капитальные вложения, изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг);

Нефинансовые активы в пути (например: основные средства, нематериальные активы, материалы в пути).

К основным средствам относятся:

Жилые помещения;

Нежилые помещения;

Сооружения;

Машины и оборудование;

Транспортные средства;

Производственный и хозяйственный инвентарь;

Библиотечный фонд;

Мягкий инвентарь;

Драгоценные и ювелирные изделия;

Прочие основные средства.

К материальным запасам относятся:

Медикаменты и перевязочные средства;

Продукты питания;

Горюче-смазочные материалы;

Строительные материалы;

Прочие материальные запасы;

Готовая продукция.

К финансовым активам относятся:

Денежные средства учреждения (на банковских счетах, во временном распоряжении, в пути, касса, денежные документы, аккредитивы, денежные средства в иностранной валюте);

Средства на счетах бюджетов;

Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Финансовые вложения (депозиты, акции и иные формы участия в капитале, облигации, векселя);

Расчеты с дебиторами по доходам;

Расчеты по выданным авансам;

Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам;

Расчеты с подотчетными лицами;

Расчеты по недостачам;

Расчеты с прочими дебиторами.

К обязательствам относятся:

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (внутренним и внешним);

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (расчеты по оплате труда, услугам связи, транспортным услугам, коммунальным услугам, арендной плате за пользование имуществом, услугам по содержанию имущества, прочим услугам и т.д.);

Расчеты по платежам в бюджеты;

Прочие расчеты с кредиторами;

Расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты с кредиторами по прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Группировка статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов имеет некоторые отличия от группировки статей в КОСГУ.

Схематично соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлено на рисунке 4.

КОСГУ Экономическая

классификация

Доходы
Расходы
Поступление нефинансовых активов
Выбытие нефинансовых активов
Поступление финансовых активов
Выбытие финансовых активов

Источники финансирования дефицитов бюджетов

Увеличение

обязательств

Уменьшение обязательств

Рис. 4. Соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов.

Экономическая классификации доходов бюджетов:

100 Доходы (кроме кода 171)

400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 420, 440)

Экономическая классификация расходов бюджетов:

200 Расходы (все коды)

300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 320, 340)

500 Поступление финансовых активов (в части кода 530, 540)

600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 620, 640)

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов:

100 Доходы (в части кода 171)

300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 330)

400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 430)

500 Поступление финансовых активов (в части кодов 510, 520, 530, 550)

600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 610, 620, 630, 650)

700 Увеличение обязательств (все коды)

800 Уменьшение обязательств (все коды)

Главное различие в группировке статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов по сравнению с группировкой в КОСГУ связано с различием в аналитических целях, которые преследуются при группировке.

Основная аналитическая цель экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации – обеспечить формирование показателя дефицита/профицита бюджета и отразить, за счет каких источников органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют финансирование этого дефицита или каким образом они используют средства превышения доходов над расходами. Показатель дефицита/профицита бюджета традиционно анализируется при кассовом исполнении бюджета, когда основное внимание органов государственной власти и местного самоуправления сосредоточено на поступлении и выбытии денежных средств в результате операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. При этом, исходя из целей проводимой государственной политики и бюджетного законодательства, в доходы и расходы бюджета включатся некоторые операции, которые с точки зрения экономического содержания доходами или расходами не являются. В качестве примера из рассматриваемой экономической классификации расходов можно привести операции по предоставлению бюджетных кредитов или операции по приобретению оборудования, которые с точки зрения экономического содержания должны относиться не к расходам, а к операциям с активами.

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная аналитическая цель КОСГУ – обеспечить группировку операций исходя из их экономического содержания и того воздействия, которое эти операции оказывают на изменение нефинансовых активов, финансовых активов, обязательств и чистой стоимости активов.

Четкая взаимосвязь между экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов, экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ обеспечивает возможности:

Применения единых кодов при ведении учета государственных и муниципальных финансов кассовым методом и методом начислений;

Согласования классификации операций, проводимых в течение отчетного периода, с классификацией остатков (запасов) государственных и муниципальных активов и обязательств;

Формирования отчетности, отражающей реальное экономическое содержание проведенных в секторе государственного управления операций и влияние этих операций на состояние государственных и муниципальных активов и пассивов;

Формирования отчетности в структуре закона (решения) о бюджете, которая определяется целями проводимой государственной политики и положениями действующего бюджетного законодательства.

КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) и её использование в бухгалтерском учёте

КОСГУ – это специальный комплекс группированных операций в сфере государственного управления. Все операции объединены в зависимости от их содержания в экономическом плане. Коды КОСГУ используются для планирования и реализации бюджетов организаций, которые как-либо связанны с бюджетной системой Российской Федерации, а также в проводимых ими операциях.

Все аспекты применения КОСГУ на практике определены нормативными актами Министерства Финансов РФ, которые устанавливают правила ведения бухгалтерского учёта бюджетного характера.

Весь комплекс КОСГУ состоит из 8 общих групп, объединённых под общим экономическим содержанием, которые делятся на множество подстатей.

Группы КОСГУ

Каждая операция по системе КОСГУ может быть определена в одну из восьми групп, в каждую из которых собраны статьи, по содержанию соответствующие названию группы. Каждая группа внутренне сгруппирована и имеет свои подпункты.

Подпункты группы 100 – «Доходы»:

  1. Код 110 – прибыль бюджетов, связанная с налоговым законодательством РФ.
  2. Код 120 – прибыль, полученная от эксплуатации имущества, находящегося в постоянной или временной собственности бюджетной организации.
  3. Код 130 – прибыль, получаемая бюджетной организацией от предоставления клиентам различных платных услуг.
  4. Код 140 – прибыль, полученная организацией как следствие штрафов, санкций и обязательных платежей.
  5. Код 150 – финансы, получаемые организацией от других звеньев бюджетной системы РФ, международных финансовых организаций или от организаций и правительств других стран.
  6. Код 160 – доходы от страховых вкладов и пени по этим вкладам.
  7. Код 170 – курсовая разница национальной и иностранной валют, значение которой может быть положительным или отрицательным.
  8. Код 180 – источники прибыли, которые не удалось отнести к предыдущим подпунктам.
Подпункты группы 200 – «Расходы»:
  1. Код 210 – средства на оплату работы сотрудников.
  2. Код 220 – средства, затраченные на услуги сторонних организаций
  3. Код 230 – средства, потраченные на обслуживание госдолга.
  4. Код 240 – выплаты организациям на безвозмездной основе.
  5. Код 250 – выплаты бюджетам на безвозмездной основе.
  6. Код 260 – средства, переданные организацией в фонды соцобеспечения.
  7. Код 290 – затраты организации, которые не удалось отнести к предыдущим пунктам.
Подпункты группы 300 – «Поступление нефинансовых активов»:
  1. Код 310 – повышение цены основных средств.
  2. Код 320 – средства, затраченные организацией на увеличение нематериальных активов.
  3. Код 330 – рост стоимости непроизведённых активов и затраты на повышение цен собственности.
  4. Код 340 – повышение стоимости материального резерва.
Подпункты группы 400 – «Выбытие нефинансовых активов»:
  1. Код 410 – понижение цены основных средств.
  2. Код 420 – прибыль от сбыта нематериальных активов организации, таких как ОС, НМА, материальные запасы и им подобных.
  3. Код 430 – понижение стоимости непроизведенных активов.
  4. Код 440 – уменьшение цены материального резерва.
Подпункты группы 500 – «Поступление финансовых активов»:
  1. Код 510 – рост финансовых остатков членов бюджетной системы.
  2. Код 520 – рост стоимости ценных бумаг, кроме соучастия в капитале.
  3. Код 530 – рост цен на формы соучастия в капитале.
  4. Код 540 – средства, потраченные на выдачу бюджетных займов другим участникам бюджетного взаимодействия, за исключением иностранных.
  5. Код 550 – средства, затраченные из бюджета организации на другие финансовые активы.
Подпункты группы 600 – «Выбытие финансовых активов»:
  1. Код 610 – уменьшение остатка на бюджетном счету.
  2. Код 620 – падение стоимости ценных бумаг, без форм соучастия в капитале.
  3. Код 630 – понижение цены на формы соучастия в капитале.
  4. Код 640 – уменьшение долга бюджетных ссуд и кредитов.
  5. Код 650 – уменьшение стоимости других финансовых активов.
Подпункты группы 700 – «Увеличение обязательств»:
  1. Код 710 – повышение внутреннего долга организации.
  2. Код 720 – повышение внешнего долга организации.
Подпункты группы 800 – «Уменьшение обязательств»:
  1. Код 810 – уменьшение внутреннего долга организации.
  2. Код 820 – уменьшение внешнего долга организации.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минфина РФ от 28-12-2010 190н (ред от 14-06-2011) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ... Актуально в 2018 году

V. Классификация операций сектора государственного управления

Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение;

другие аналогичные расходы.

Подстатья 263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления

На данную подстатью относятся расходы по социальному обеспечению категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо выплаты за особые заслуги перед Российской Федерацией, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, в том числе:

пособия и компенсации:

Выплата ежемесячного пособия в течение пяти лет после увольнения военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим выслугу от 15 до 20 лет;

Выплата пособия в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию в течение одного года после увольнения сотрудникам, имеющим выслугу менее 15 лет;

Выплата пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников указанным лицам);

Ежемесячное пособие несовершеннолетним иждивенцам погибшего сотрудника правоохранительных органов;

Единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, в случае осуществления выплаты после их увольнения;

Пожизненное содержание судей (включая надбавку в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания); расходы по выплате судьям, пребывающим в отставке, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта; оплата путевок на санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отставке;

Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на государственную пенсию специалистов ядерно-оружейного комплекса Российской Федерации;

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией;

Пенсии, назначенные лицам, проходившим службу в системе национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства, судьям, прокурорским работникам и членам их семей (пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.);

Дополнительное ежемесячное обеспечение к пенсиям государственных служащих Российской Федерации, государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих;

Ежемесячные доплаты к пенсиям, назначенным в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также к пенсиям в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа;

Другие расходы, выплачиваемые организациями сектора государственного управления:

Расходы на обеспечение социальных гарантий и прав, установленных для пенсионеров из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц и членов их семей на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение (в т.ч. обеспечение проезда к месту лечения и обратно);

Возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей, кроме гражданских исков о возмещении вреда;

другие аналогичные расходы.

Статья 290 Прочие расходы

На данную статью относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе:

уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней:

Налог на имущество;

Земельный налог, в том числе в период строительства объекта;

Транспортный налог;

Плата за загрязнение окружающей среды;

Государственные пошлины и сборы в установленных законодательством случаях;

Погашение задолженности по налогам, в том числе организацией-правопреемником;

Уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций;

выплата стипендий:

Ученым, научным работникам;

Работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, безработным гражданам, обучающимся по направлению службы занятости, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования;

выплата государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;

Выплата государственных премий, грантов в различных областях;

Выплата окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус;

Поощрительные выплаты спортсменам-победителям и призерам спортивных соревнований, а также тренерам и специалистам сборных команд, обеспечивающим их подготовку (Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира и Европы);

Выплата материальной помощи безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

Оплата труда учащихся школ в трудовых отрядах;

возмещение убытков и вреда:

Возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов;

Возмещение морального вреда по решению судебных органов;

Ежемесячная компенсация вреда, причиненного повреждением здоровья стороннему гражданину в результате дорожно-транспортного происшествия, в исполнение судебного акта;

Выплата денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского Суда по правам человека;

Компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель;

приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

Поздравительных открыток и вкладышей к ним;

Приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т.п.;

иные расходы:

Представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;

Отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

Возмещение судебных издержек по гражданским искам в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

Оплата судебных издержек, в том числе связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, юридических и адвокатских услуг;

Выплаты по решениям Правительства Российской Федерации, связанным с исполнением судебных решений судебных органов иностранных государств;

Приобретение (изготовление) специальной продукции;

Взносы за членство в организациях, кроме членских взносов в международные организации;

Выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;

другие аналогичные расходы.

Группа 300 Поступление нефинансовых активов

Данная группа детализирована статьями 310 - 340, в рамках которых группируются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Статья 310 Увеличение стоимости основных средств

На данную статью относятся расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе:

Жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений;

Драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Рабочего, продуктивного и племенного скота, иных животных (в т.ч. в зоопарках и в иных учреждениях, кроме подопытных животных, молодняка и скота для убоя);

Объектов основных фондов имущества казны, в том числе, входящих в государственный материальный резерв;

Изготовление объектов основных средств из материала подрядчика;

другие аналогичные расходы.

Статья 320 Увеличение стоимости нематериальных активов

На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе:

На программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

На товарные знаки и знаки обслуживания;

На "ноу-хау" и объекты смежных прав;

На научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

На исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

На фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

На сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

На аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

На производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры, аранжировки и другие переработки произведений наук и литературы);

На сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

На иные объекты нематериальных активов.

Статья 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов

На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов в государственной, муниципальной собственности, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.

Кроме того на данную статью относятся расходы неинвентарного характера (не связанные с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, тоннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.

Статья 340 Увеличение стоимости материальных запасов

На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе:

Медикаментов и перевязочных средств;

Медицинской техники, вживляемой в организм пациента;

Продуктов питания;

Горюче-смазочных материалов;

Строительных материалов;

Мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды);

Запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;

Спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Кухонного инвентаря;

Молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;

Кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;

Саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;

Материальных запасов в составе имущества казны, в том числе, входящих в государственный материальный резерв;

другие аналогичные расходы.

Группа 400 Выбытие нефинансовых активов

Данная группа детализирована статьями 410 - 440, в рамках которых группируются операции по продаже нефинансовых активов.

Статья 410 Уменьшение стоимости основных средств

По данной статье отражаются поступления от реализации основных средств.

Статья 420 Уменьшение стоимости нематериальных активов

По данной статье отражается уменьшение стоимости нематериальных активов в результате их реализации.

Статья 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов

По данной статье отражается уменьшение стоимости непроизведенных активов в результате их реализации.

Статья 440 Уменьшение стоимости материальных запасов

По данной статье отражается уменьшение стоимости материальных запасов в результате их реализации.

Группа 500 Поступление финансовых активов

Данная группа детализирована статьями 510 - 550, в рамках которых группируются операции, связанные с поступлением финансовых активов.

Статья 510 Поступление на счета бюджетов

Данная статья отражает увеличение остатков денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. размещение средств на банковских депозитах.

Статья 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

Данная статья отражает вложения денежных средств в векселя, облигации и иные ценные бумаги (кроме акций).

Статья 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале

На данную статью относятся расходы на вложения денежных средств в акции и иные формы участия в капитале, а также в уставные фонды государственных (муниципальных) унитарных предприятий, в том числе в рамках бюджетных инвестиций.

Статья 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам

На данную статью относятся операции по предоставлению бюджетных кредитов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, государственных кредитов иностранным юридическим лицам и правительствам иностранных государств, бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), а также бюджетных кредитов за счет средств, поступивших от возвратов ранее выданных бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, юридическим лицам.

На данную статью относятся также операции по предоставлению бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, юридическим лицам для целей закупки и доставки топлива в соответствующие субъекты Российской Федерации.

Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов

На данную статью относятся вложения денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в иные финансовые активы, в том числе средства, переданные управляющим компаниям.

Группа 600 Выбытие финансовых активов

Данная группа детализирована статьями 610 - 650, в рамках которых группируются операции, связанные с выбытием финансовых активов.

Статья 610 Выбытие со счетов бюджетов

Данная статья отражает уменьшение остатков денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. размещенных на банковских депозитах.

Статья 620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

Данная статья отражает поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от реализации ценных бумаг (кроме акций).

Статья 630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале

Данная статья отражает поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Статья 640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам

Данная статья отражает поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от погашения предоставленных ранее за счет средств бюджетов бюджетных ссуд, бюджетных кредитов бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, физическими и юридическими лицам, государственных кредитов иностранными юридическими лицами и правительствами иностранных государств.

Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов

Данная статья отражает возврат денежных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с иных финансовых активов, в том числе со счетов управляющих компаний.

Группа 700 Увеличение обязательств

Данная группа детализирована статьями 710 и 720, в рамках которых группируются операции, связанные с увеличением обязательств.

Статья 710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

Данная статья отражает операции, связанные с увеличением внутренних долговых обязательств (размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, получение кредитов, привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов).

Статья 720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу

Данная статья отражает операции, связанные с увеличением государственных внешних долговых обязательств (размещение государственных ценных бумаг, получение кредитов и привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов).

Группа 800 Уменьшение обязательств

Данная группа детализирована статьями 810 и 820, в рамках которых группируются операции, связанные с уменьшением обязательств.

Статья 810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

Данная статья отражает операции, связанные с погашением государственных (муниципальных) ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных внутренних обязательств, а также исполнением государственных (муниципальных) гарантий, в случае, если исполнение гарантом государственных (муниципальных) гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу.

Статья 820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу

Данная статья отражает операции, связанные с погашением государственных ценных бумаг, возвратом кредитов, погашением иных обязательств, а также исполнением государственных гарантий в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу.

В данной статье мы рассмотрим коды КОСГУ. Узнаем об определениях из нормативных актов и разберем наиболее распространенные ошибки.

Не секрет, что ведение учета операций в государственных учреждениях отличается от коммерческих организаций. Это обусловлено тем, что помимо стандартных законодательных актов в части бухгалтерского и налогового учета для государственных организаций, особенно это касается бюджетных учреждений, существует целый ряд законов, которые максимально контролируют их деятельность и регламентируют определение каждой операции посредством применения специальных кодов для быстрой идентификации ее в соответствующей контролирующей службе.

Коды КОСГУ: раскрытие термина и понятия

Данные коды являются классификатором доходов и расходов государственных организации и до недавнего времени они использовались при оплате для идентификации расходов. Но уже больше года для целей оплаты и проведения процедуры закупок их не используют, но государственные учреждения их применяют в рамках внутреннего учета, в том числе бухгалтерского, а также при составлении отчетности.

Порядок применения классификатора операций

В бухгалтерии любого государственного учреждения можно найти таблицу с кодами операций, которые применяются практически ко всем бухгалтерским проводкам, связанным непосредственно с основной деятельностью предприятия. В классификаторе все операции сгруппированы по единому принципу в зависимости от экономического содержания. При этом каждая группа имеет более детальную классификацию (разбита на подстатьи) для доходов, расходов и бюджетного финансирования. Это упрощает процесс ведения учета и составления отчетности.

На законодательном уровне утверждены восемь основных групп, они представляют собой очень укрупненные статьи, которые дают общее понимание совершенной или планируемой операции. Значение таких групп определяются первой цифрой их трех.

Код Наименование Описание
100 Доходы В данной группе отражаются все доходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
200 Расходы В данной группе отражаются все расходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
300 Увеличение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, несвязанных с производственной деятельностью
400 Уменьшение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, несвязанных с производственной деятельностью
500 Увеличение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
600 Уменьшение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
700 Увеличение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с увеличением обязательств учреждения
800 Уменьшение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с погашением обязательств учреждения

Детализация кодов классификаций операций

Перечисленные выше статьи имеют достаточно укрупненное значение, поэтому на практике для удобства планирования используют более детализированный список статей. Данная детализация происходит уже по второму знаку из последних трех в коде. Детализация происходит по основным направлениям ведения деятельности для доходов (также существует статья для учета прочих доходов), при этом данные статьи могут детализироваться при необходимости и по третьему знаку, чтобы разделить виды доходов:

110 – Группа, определенная для налоговых доходов бюджетной организации, которые перечисляются налоговыми агентами в установленные сроки и в размере, исчисленном в рамках налогового законодательства;

130 – Группа доходов от платных услуг, оказываемых государственным учреждением населению и другими организациям;

160 – Группа доходов от перечисления страховых взносов, установленных налоговым законодательством;

180 – Группа прочих расходов, определенная для всех расходов которые не попали в предыдущие статьи.

Аналогичная детализация предусмотрена и по остальным группам, в том числе и расходам государственного учреждения. До недавнего времени данные коды в части определения расходов использовались при формировании плана по закупкам:

210 – Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников данного государственного учреждения, при этом данная статья также имеет детализацию по третьему знаку;

211 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, где учитываются все расходы, которые, так или иначе, связанны с данным направлением расходования средств государственного учреждения, кроме страховых взносов и все прочих расходов определенных налоговым законодательством;

213 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, которые не попали в предыдущую статью, которые включают все перечисления в бюджетные фонды и налоговые обязательства;

220 – Группа предназначена для учета всех расходов по приобретенным работам, услугам, аренде и т.д. При этом, как и остальные группы, данная группа расходов имеет детализацию по третьему знаку;

260 – Расходы на социальное обеспечение населения, которые включают пенсии, медицинские, страховые и прочие пособия, а также прочие обязательства бюджетных учреждений перед населением;

290 – Группа прочих расходов, которые по объективным причинам не попали в предыдущие статьи, при этом данная статья расходов должна быть не больше десяти процентов от общей суммы расходов.

Нормативно-правовые акты, регулирующие КОСГУ

В таблице рассмотрены правовые акты:

Применение классификатора операций в работе государственных учреждений

Как уже говорилось выше, данный классификатор применяется в государственных учреждениях в нескольких случаях:

  1. В бухгалтерском учете и отчетности для ведения и контроля всей внутренней деятельности учреждения, а также для статистики государственных финансов;
  2. При оплате, в процессе заполнения платежного поручения указывается соответствующий код операции и назначения платежа;
  3. В плане закупок, при формировании плана по закупкам по каждой позиции расходов присваивается конкретный код из классификатора.

Коды видов расходов как альтернатива КОСГУ

В начале 2016 года произошли изменения инициированные Министерством финансов, которое определило новую систему классификации для указания назначения платежа в платежном поручении и составлении плана по закупкам в целях формирования планового бюджета для организаций, занятых в государственном секторе. В настоящее для данных целей применяется коды видов расходов. При этом данная новая система предусматривает более развернутую детализацию по некоторым статьям.

Код КВР Описания Код КОСГУ Описания
110 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников казенных учреждений 210 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой и другими выплатами персоналу
120 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных (муниципальных) учреждений
130 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
140 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных внебюджетных фондов
244 Прочее приобретение различных товаров, работ, услуг 221 Расходы на услуги связи и телекоммуникаций
222 Расходы на услуги связанные с перевозками
223 Расходы на услуги коммунальных служб
290 Прочие расходы

КОСГУ в платежном поручении

Типовые ошибки применения КОСГУ

Ошибка № 1. Искажение статистических данных

Неправильный код из классификатора в конечном итоге приведет к ошибкам отражения операций в бухгалтерском учете организации, а также к искажению статистических данных при составлении отчетности. Существующая система классификации достаточно проста и прозрачна, поэтому если у плательщика есть какие вопросы с определением кода, то его всегда можно уточнить непосредственно в структурном отделении учреждения, в которое должны быть перечислены средства.

Ошибка № 2. Формирование плана закупок

Составления плана закупок – это, наверное, сама непростая и кропотливая работа для любого государственного учреждения. Это обусловлено жестким контролем со стороны проверяющих органов власти именно данного аспекта деятельности учреждений. Любая ошибка в сформированном плане (некорректный код операций) может привести к тому, что он не будет согласован, а это может повлечь за собой множество проблем, главная из которых неполучение своевременно бюджетных средств на погашение существующих обязательств.

Ошибка № 3. Оплата посредством применения онлайн систем

В наше время активно уменьшается необходимость покидать офис или дом для погашения своих обязательств, для этого необходимо просто воспользоваться онлайн порталом государственной службы и совершать оплату через онлайн приложение банка. Но никогда нельзя забывать о том, что даже в этом случае всегда надо проверять корректность всех реквизитов и кодов из классификатора для предотвращения возможных ошибок, а также задержек перечисления денежных средств и идентификации платежа.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос № 1. По какому коду КОСГУ необходимо платить НДС?

Ответ: При формировании платежного поручения все реквизиты назначения платежа в первую очередь необходимо уточнить в соответствующей налоговой службе, чтобы избежать возможности совершения ошибок. Для налоговых платежей предусмотрен код 130 – это налоговые доходы бюджетных организаций.

Вопрос № 2. Существуют ли штрафные санкции за некорректную увязку кодов КОСГУ и КВР?

Ответ: Все возможные комбинации соответствии двух классификацией, утверждены на законодательном уровне. Необходимо четко понимать, что данные коды применяются в бухгалтерском учете каждого конкретного государственного учреждения, а это значит, что некорректный код может привести к искажению данных учета. Такие нарушения, безусловно, могут привести к применению штрафных санкций.

Вопрос № 3. Существуют ли ограничения по применению кодов?

Ответ: Да, некоторые коды являются достаточно специфичными и соответственно актуальны только для конкретных учреждений. Любые изменения или пояснения по применению классификаторов регулярно на своем официальном сайте публикует Министерство Финансов, поэтому за всеми уточнениями лучше обращаться туда.

290 статья Прочие расходы: расшифровка и подбор КВР

  • Соответствие КОСГУ и КВР

О новых правилах учета расходных КОСГУ (КЭК)

С началом 2018 года вступили в силу изменения в Приказ Минфина России от 01.07.2013г. №65н (ред. от 22.06.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". В частности, детализированы некоторые коды КОСГУ (КЭК).

Напомню, что КОСГУ - это классификация операций сектора государственного управления. Эти коды разделяют операции учреждений госсектора по экономическому содержанию.

Как правило, те, кто работает в программе Парус, знают КОСГУ под одноименным названием или как аналитику 5 уровня, а вот в 1С принято использовать другое наименование - КЭК (коды экономической классификации).

Что новая детализация означает для практики бюджетного бухгалтерского учета? – В учете с 1.01.2018г. обязательно использовать новые коды. И если в отчетах за 1 и 2 квартал допускалось применение «общих» КОСГУ, 3 квартал необходимо будет сдавать с расшифровкой.

Среди часто используемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями кодов КОСГУ, можно выделить 130, 180 и 290. На этот раз поговорим о расходах,

Статья 290 Прочие расходы и основные подстатьи

Чаще всего вопросы возникают по КОСГУ 290, да и сложностей прибавилось. Ниже таблица соответствия КВР и КОСГУ

Примеры использования КОСГУ 290 и КВР 850

Если учреждение оплачивает налоги, пошлины и сборы, то КВР 851 используется только для налога на имущество и землю, 852 для других налогов и сборов, а вот сбор за загрязнение окружающей среды, стоит провести по КВР 853 КОСГУ 291.

Штрафы и пени оплачиваются по КВР 253 КОСГУ 292, только если речь идет об оплате в бюджет. А вот штраф поставщику, за нарушение условий контракта следует проводить по КВР 853 и КОСГУ 293. Обратите внимание, что для начисления такого рода штрафов появился отдельный счет – 30293.

Иные же расходы теперь проводятся по КОСГУ 296 (вместо 290) и КВР 244 или 853, в зависимости от ситуации. Счет для учета начислений – 30296 (вместо 30291).

КОСГУ в программах

Так как изменения в классификации вступили в силу с 1 января 2018 года, рекомендуем проверить добавлены ли новые детализированные коды в вашу программу.

  • Парус Словари - Бюджетная классификация - Коды операций сектора государственного управления
  • 1С ред. 1.0 Бухгалтерский учет - План счетов - Коды экономической классификации (КЭК)
  • 1С ред. 2.0 Нормативно-справочная информация - Бюджетные классификаторы - Коды экономической классификации (КЭК)

Важно! Если в учреждении были остатки на 1.01.2018 по счетам, которые в этом году заменены на новые, необходимо заменить остатки на начало года, создав соответствующие проводки в межотчетный период - Письмо Минфина России N 02-06-07/49174, Казначейства России N 07-04-05/02-14766 от 13.07.2018"О представлении отчетности".

Наши специалисты помогут вам навести порядок в остатках на 1.01.2018г. Звоните!

Please enable JavaScript to view the