Меню
Бесплатно
Главная  /  Налоги  /  Аудит окружающей среды. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения

Аудит окружающей среды. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения

Экологический аудит – это независимая проверка, которая выполняется для выявления ошибок относительно соблюдения норм по охране окружающей среды при работе какого-либо предприятия. Производится тщательное обследование, которое позволяет выявить существенные недостатки или ошибки, отрицательно влияющие на экологию окружающей среды по национальным и международным нормам. Также при экологическом аудите составляется список рекомендаций и требований по улучшению работы предприятия относительно экологических норм.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

  • Провести полную и тщательную документированную проверку субъекта хозяйственной деятельности для определения возможных нарушений экологических норм в данном регионе.
  • Наладить работу предприятия на его территории и устранить возможные ошибки в соответствии с экологическими нормативами и стандартами.
  • Составить документ со списком необходимых мероприятий для устранения всех возможных нарушений.
  • Произвести анализ расходов природопользования.
  • Максимально снизить риск возможного загрязнения окружающей среды от работы компании.
  • Выявить стратегию и потребности для установления экологической политики предприятия.

В связи с быстроразвивающимися технологиями человечество часто пренебрежительно относится к ресурсам природы. Многие производства наносят серьезный ущерб экологии всей планеты. В данном случае экологический аудит имеет одну глобальную цель, которая связана с обеспечением безопасности окружающей среды при работе различных предприятий и компаний.

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Существует два вида аудита по экологии – обязательный и добровольный.

  • Обязательный аудит организовывается специально назначенными структурами на государственном уровне. Органы по природопользованию и защите окружающей среды проводят обязательную независимую экспертизу необходимого предприятия и его документов. Данная кампания реализуется в случае приватизации и банкротства юридических и гражданских лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а она в свою очередь экологически опасна для окружающей среды. Также экологический аудит проводится в обязательном порядке, если срок выданной лицензии этим лицам истекает. Если производство имеет отношение к выполнению требований защиты окружающей среды по международным нормам и соглашениям, это также является причиной для проведения аудита. Существует масса причин, по которым данное мероприятие является неизбежным, все они устанавливаются нормативными актами.
  • Добровольный экоаудит чаще всего проводится по решению руководства самого предприятия или по согласованию с ним. Часто в аудите заинтересованы третьи лица, которые намерены приобрести или финансировать предприятие.Э

Обязательный экологический аудит проводится:

  • при оформлении приватизации или банкротства предприятия;
  • для установления ставки и суммы выплат при экологическом страховании предприятия;
  • при оформлении кредита в государственных банках;
  • для оценки деятельности предприятия в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий;
  • при продлении действия лицензии, разрешающей осуществление экологически опасной деятельности;
  • для подтверждения выполнения международных обязательств в сфере природопользования, экологической безопасности и защиты окружающее среды.

Добровольный экологический аудит проводится:

  • при продаже предприятия;
  • при оформлении аренды;
  • при сдаче предприятия под залог;
  • при проведении перепланировки помещений предприятия и модернизации технологического процесса.

Этапы проведения экоаудита

Проведение данного мероприятия проводится в несколько заходов. Совокупность этих этапов направлена на получение максимально достоверной оценки соответствия соблюдения всех необходимых нормативов, установленных государственными и международными организациями по защите окружающей среды.

  1. Сбор и проверка документации предприятия, которые имеют отношение к природоохранной деятельности.
  2. Установка контакта с работниками предприятия и сбор общей информации.
  3. Проведения аудита «на месте». Анализ окружающей среды и выявление нарушений.
  4. Фиксация и документирование записей в течение проведения экоаудита.
  5. Подготовка и формирование вывода и отчета по совершенному аудиту.
  6. Составление списка рекомендаций и предложений по улучшению работы предприятия.
  7. Формирование заключения по совершенному аудиту.

Большая часть этапов направлена на оценку и исследование общей картины экологического влияния работы компании на окружающую среду.

Преимущества проведения аудита и консалтинга по экологии для владельцев предприятий

Руководства предприятий, которые планируют воспользоваться услугами проведения экологического аудита, смогут получить большое количество полезной информации. Она поможет разработать правильную политику компании в отношении защиты окружающей среды и экологической безопасности. Также те, кто провёл экологический аудит, смогут получить:

  • Всю необходимую достоверную информацию от независимых экспертов о работе предприятия, которая имеет экологическое влияние на окружающую среду.
  • Информацию о соблюдении всех необходимых норм и правил, относящихся к экологическим вопросам работы предприятия.
  • Конструктивный план по уменьшению негативного влияния от производственного учреждения на природу.
  • Ряд советов и рекомендаций, направленных на поиск компромиссных решений между предприятием и населением.
  • Все необходимые сертификаты качества по государственным и международным стандартам для последующей беспрепятственной работы.
  • Упрощенное получение кредита или финансирования для дальнейшего существования.

Помимо того, что экологический аудит в первую очередь помогает защищать окружающую среду, он также приносит массу положительных изменений, которые благотворно влияют на дальнейшую деятельность всего предприятия. Неоспоримые плюсы и выгоды, которые приносит данное мероприятие, необходимы практически для каждого добросовестного предпринимателя. Ряд нужных документов и разрешений можно получить только после проведения экоаудита, это делает его несомненно важной процедурой для создания налаженной работы любой организации.

Результатом проведенного экологического анализа является разработка плана мероприятий и технологических решений, вследствие проведения которых будут устранены выявленные экологические несоответствия и достигнуты требуемые экологические показатели.

Экологический аудит и консалтинг на предприятии сегодня является очень актуальной и востребованной услугой, особенно при работе с иностранными заказчиками и инвесторами, которые уделяют большое внимание вопросам экологии и решению проблем загрязнения окружающей среды. На российском рынке интерес к аудиту в сфере экологии также растет, и с каждым днем становится все более востребованным, особенно в свете вступления России в ВТО.

Подробная информация по всем экологическим услугам представлена в разделе Услуги.

* Все документы можно предоставить в отсканированном виде по электронной почте –

Компания АльфаЭкоПроект оказывает все виды услуг по Экологическому аудиту.

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: проверить действие все НПА

  • Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»
  • Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»
  • Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задача экологического аудита - поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита - предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Таким образом, экологический аудит направлен на экономическую выгоду и избежание неблагоприятных последствий для организации, которая приняла решение о проведении экологического аудита.

Экологический аудит может быть внутренним (если его инициатором является само предприятие) и внешним (проводящимся по желанию другого лица). Также он может быть инициативным (добровольным) или обязательным (проводящимся в случаях, предусмотренных законом).

По целям проводимого экологического аудита он может быть:

1) аудитом управленческой деятельности предприятия (т.е. системный аудит);

2) контрольным аудитом (проверяется соблюдение нормативов и предписаний);

3) аудитом переработки отходов, энергосбережения, выбросов, качества продукции, влияния производственных процессов на здоровье человека, аудитом жизненного цикла продукции, недвижимости и т.п.).

Экологический аудит может осуществляться:

1) специализированными организациями;

2) самой аудируемой организацией.

Внешний экологический аудит осуществляется только независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с аудируемой организацией или третьим лицом (инициатором экологического аудита).

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования.

1) в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов;

2) организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет.;

3) организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования:

1) они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

2) они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

3) они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

4) они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

5) они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

6) каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Экологический аудит включает:

1) осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организации в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности и проверку достоверности предоставленной документации и отчетности в области охраны окружающей среды , использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

2. оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;

3. оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

4. выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

5. определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита.

I этап. Подготовительный этап.

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экоаудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экоаудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита.

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов, архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки.

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап.

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

5.5. Подписание акта сдачи-приемки выполненных работ к договору на оказание аудиторских услуг.

Результаты проведения экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

- аудиторский отчет - документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;

- аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

Вам следует понимать и помнить, что экологический аудит, помогает определить, насколько деятельность Вашей компании соответствует требованиям природоохранного законодательства (что в дальнейшем освободит Вас от уплаты значительных штрафов), оценить эффективность работы системы управления окружающей средой в Вашей компании; разработать направление природоохранных мероприятий; оценить расходы на природопользование, определив минимальные расходы из возможных.

Компания АльфаЭкоПроект организует для Вас проведение экологического аудита любого вида и уровня сложности.

Понятие экологического аудита

Термин «экологический аудит предприятия» раскрыт в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Здесь он определён как «комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок».

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит — это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определённых видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задачи и цели экологического аудита

Задача экологического аудита — поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель экологического аудита — способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Экологический аудит и законодательство

Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.

Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
  • Приказ Минприроды России от 02.04.1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»;
  3. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
  4. Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»;
  5. Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»;
  6. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

В экологический аудит входит:

  1. Оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и её соответствия требованиям законодательства РФ;
  2. Выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  3. Определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  4. Выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  5. Оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  6. Выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Кто проводит экологический аудит

Проверяющие профессиональные аудиторы (да-да, именно те, которые с сертификатом) руководствуются основными принципами проверки:

  1. Объективности и независимости экологический аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  2. Профессионализма и компетентности аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  3. Достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  4. Планирования работ по проведению экологического аудита;
  5. Комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  6. Конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  7. Ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований.

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экологический аудита.

Экологические аудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берёт на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экологического менеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:

  • ISO 1401 Система экологического менеджмента;
  • Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экологического менеджмента;
  • Нормативы для обеспечения функционирования экологического менеджмента ISO 14015 «Экологический менеджмент»;
  • Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
  • Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
  • Эффективность экологического менеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
  • Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
  • Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды»;
  • Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
  • Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».

Категории экологического аудита

Согласно всем существующим положениям экологический аудит включает две категории мероприятий: обязательные и инициированные.

Обязательный экологический аудит осуществляется:

  • при выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
  • по инициативе госорганов для определения степени экологической санации промышленной компании или производства;
  • для анализа экологических факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
  • при оформлении банкротства предприятия;
  • для получения предприятием страхового экологического полиса;
  • в процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.

Обязательный экологический аудит инициируется национальным органом экологической экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.

Инициативное экоаудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.

Виды экологического аудита

Следует отметить, что инициативный экологический аудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экологический аудит на:

  • внешний (проводимый в обязательном порядке);
  • внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Аудиторские организации. Требования

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования, а именно:

  1. В штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов;
  2. Организация должна быть включена в Реестр экологический аудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдаётся на 5 лет;
  3. Организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования. Они должны:

  • быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений;
  • владеть методологией экологического аудита и уметь применять её на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования;
  • иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экологический аудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экологический аудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого им объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях;
  • получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке;
  • обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003;
  • каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждённым уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Процедуры экологического аудита

Экологический аудит включает в себя нижеперечисленные процедуры:

  1. Осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организациями в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности, проверку достоверности предоставленной документации и отчётности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  2. Оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;
  3. Оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  4. Выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  5. Определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита

Порядок проведения экологического аудита можно представить поэтапно.

I этап. Подготовительный этап

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экологический аудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экологический аудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита (при инициированном экологическом аудите).

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов и архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

Результаты экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

  • аудиторский отчёт — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;
  • аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

В дополнение к информации скажу, я ещё не разобралась до конца, что страшнее для специалиста-эколога на предприятии: экологический аудит внешний или внутренний, обязательный или по договору или всё-таки традиционная «всеми любимая» проверка Росприроднадзора . Но подготовиться необходимо ко всему!.

Обучение по экологии

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии дистанционно (по двум программам — общая и отходы) .

Всем удачных аудитов!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Все предприятия и ИП, действующие в правовом поле России, обязаны обеспечивать соблюдение норм экологической безопасности. Результаты работы компании не должны наносить ущерб окружающей среде. Если будет выявлено обратное, субъекта хозяйствования привлекают к ответственности. Для своевременного реагирования на возможные недочеты в организации внутренней системы контроля влияния на природу проводят экологический аудит.

Основной нормативный документ

Такую проверку должны проводить независимые эксперты. Она носит комплексный характер. Все этапы анализа обязательно документируют.

При аудите за основу берутся положения Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Обозначенные в данном правовом акте стандарты экологической безопасности принимают за норматив, с которым сравнивают текущие показатели деятельности компании.

Формы аудита экологической направленности

Проверка может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольный экологический аудит инициирует руководство компаний, деятельность которых может быть опасной для окружающей среды. Вероятные поводы для обследования:

  • смена владельца фирмы;
  • заключение нового договора на аренду имущественных активов.

Предпосылки для запуска аудита также могут быть обозначены потенциальным увеличением угрозы экологической безопасности в результате переоснащения технологических линий или при зафиксированном факте превышения лимита выбросов.

Фактор обязательности проверки срабатывает при наличии таких условий:

  • предприятие, деятельность которого представляет потенциальную опасность для окружающей среды, запустило процедуру ликвидации или находится на стадии банкротства, приватизации;
  • необходимо оценить уровень риска при покупке страхового полиса экологического типа;
  • выполнение требования финансового учреждения при подаче заявки на получение кредита;
  • ликвидация последствий экологических катастроф;
  • на компанию международными правовыми актами возложены дополнительные обязательства по выполнению экологических программ.

Экологический аудит

Очевидные успехи в защите окружающей среды за рубежом связаны в значительной мере с широким развитием экологического менеджмента, а также такого механизма управления и регулирования воздействием на окружающую среду, как экологический аудит.

Экологический аудит как механизм управления окружающей средой получил развитие в экономически развитых странах - США, Канаде, Великобритании, Германии, Нидерландах и др. - в 70-е годы. В это же время экологический аудит стал развиваться как отрасль предпринимательской деятельности экологической индустрии.

В течение последних 10 лет в этих странах разработаны концепции экологического аудита, приняты национальные стандарты и нормативные правовые акты в области экологического аудита, неразрывно связанные с экологическим менеджментом.

Основные принципы и положения экологического аудита реализованы в упоминавшемся выше Руководстве (Правилах) Европейского Союза по экологическому менеджменту и экологическому аудиту № 1836/93 (EMAS), принятом в 1993 г.

С 1996 г. действуют международные стандарты ISO серии 14000-14010, 14011, 14012, определяющие общие принципы и процедуры экологического аудита, руководство по его проведению.

Понятие, цели и задачи экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям - экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита являются:

виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;

системы управления окружающей средой;

соблюдение природоохранительного законодательства и установление экологических требований;

использование ресурсов;

процесс обращения с отходами;

финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

Целью экоаудита является содействие субъекта хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

природопользование экологический аудит

Задачами экоаудита являются:

обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит проводится физическими лицами - экоаудиторами - специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами - экоаудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экоаудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Основными принципами, обеспечивающими эффективность экологического аудита, - профессионально-этическими (1) и методологическими (2), являются:

объективность аудиторов:

независимость от руководства аудируемого объекта, заказчика, а также руководства организации, осуществляющей аудит;

компетентность в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также специфика аудируемого объекта, что подтверждается наличием соответствующих документов;

сохранение конфедициальности получаемой в процессе аудита информации, её неразглашение;

ответственность за проведение экоаудита в пределах, установленных законодательством Российской федерации;

планирование процедуры аудита:

целесообразность выбора методики и процедуры аудита;

определение критериев существенности и достоверности;

анализ информации и формирование выводов;

взаимодействие аудиторов;

информирование руководства аудируемого предприятия о результатах и др.

Потребность в применении процедур экологического аудита определяется также “внутренними” причинами - недостаточностью или отсутствием бюджетного финансирования природоохранной деятельности, а также возможностью повышения конкурентоспособности на мировом рынке продукции “экологичных” предприятий.

Экологический аудит - экономический инструмент управления природопользованием

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементов природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на окружающую среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности объектов экономики различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально - производственного комплекса- предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:

во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления;

во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.

Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.

Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы “смотреть далеко вперед”. Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка.

Экономический механизм экологического регулирования - сложная многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) - инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.

ЭА - независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель - проведение природоохранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие.