Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые карты  /  Едина я зона регулирования застройки хозяйственной деятельности. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности

Едина я зона регулирования застройки хозяйственной деятельности. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности

Режим использования этих территорий предусматривает более активное и разноплановое проведение реконструкции среды, отдельных зданий и сооружений. Если в охранных зонах памятников разрешается только регенерация среды; консервация, реставрация и воссоздание памятников, то в зоне регулируемой застройки могут использоваться более активные методы градостроительной, объемной и функциональной реконструкции, а именно, обновление, преобразование и перестройка среды, частичная и полная модернизация исторических и современных зданий, новое строительство.

Степень реконструктивного вмешательства определяется следующим:

- ценностью объекта (памятник архитектуры, ценное здание, малоценное здание, дисгармонирующее здание);

- сохранностью объекта и среды (4 категории сохранности: максимально сохранился; сохранился с незначительными изменениями в объемно-планировочном решении; сохранился со значительными изменениями в объемно-планировочном решении; не сохранился (находится в разрушенном состоянии));

- современным требованиям к объекту и среде;

- размещением объекта по отношению к охранной зоне памятника;

При проектировании в зоне регулируемой застройки надо учитывать требования к режиму использованию зон регулирования застройки.

СОХРАНЯЕТСЯ:

Ценная историческая планировка и застройка, озеленение и благоустройство, выразительные элементы ландшафта;

Сохраняется и восстанавливается значение памятников в архитектурно-пространственной организации среды. Что это значит? Это значит, что сохраняется основной принцип соподчиненности. Памятник – доминанта, все остальные здания – его фон, ему подчинены; т.е. планировочно, архитектурно и функционально все должно быть подчинено памятнику или дополнять его;

Обеспечиваются наилучшие видовые условия для памятников;

Обеспечивается соответствие всех зданий и сооружений исторической среде по масштабу.

ДОПУСКАЕТСЯ:

Дополнение существующей планировочной структуры новыми улицами, проездами и подъездами; (формирование новых улиц идет после сравнения исторических планов и современной планировочной структуры путем их наложения друг на друга);



Расширение границ красных линий исторических улиц, при этом обязательно сохраняется их направление;

Допускается формирование новых кварталов; (обычно на незастроенной территории или освобожденной то складских или других дисгармонирующих хозяйственных построек; форма кварталов определяется после сопоставления исторических планов и современной планировочной структуры путем их наложения друг на друга; размер новых кварталов должен быть меньше, чем территория памятника, размер зданий по пятну и объему – меньше, чем размер памятника) ;

Допускается достаточно активное строительство новых зданий, но, при этом, идет их четкая регламентация по:

1) размещению;

2) приемам планировочной организации (как правило квартальная, периметральная с внутренним двором;

3) высоте (в каждом отдельном городе – по-разному, в зависимости от высоты памятников и этажности исторической застройки; в Киеве – 27м);

4) длине фасадов (не больше, чем традиционная для данного города длина фасада исторических зданий; малые города – 3-4 окна; многосекционные – запрещены, либо секции должны отличаться друг от друга по высоте и пластике);

5) масштабу (согласно сложившегося в данной исторической среде для рядовых, акцентных и доминирующих зданий);

6) характеру членения фасадов, вертикальному и горизонтальному (близким к историческому);

7) пластическим и цветовым решениям (могут быть новые формы, новые материалы, но близкие по колористике и пластике в данной среде);

8) функциональному использованию (новая функция не должна противоречить исторически сложившимся, должна дополнять и развивать их; не должна стать причиной разрушения ансамбля).

Вообще, правильная функциональная организация – это очень важный момент в режиме использования зоны регулирования застройки. Очень важно, какую функцию убрать, как дисгармонирующую, а какую добавить, чтобы активно развивать среду, но и не навредить этой активностью.

Итак из зоны регулирования застройки следует УБРАТЬ

дисгармонирующие промышленные и складские предприятия. Есть три варианта:

1. Реновация (обновление) промпредприятия. Предприятие модернизируется, перепрофилируется, территория сокращается, остается только безвредное производство, не требующее больших складских помещений и транспортной нагрузки.

2. Приспособление под новую функцию со сменой внешнего вида – полная модернизация.

3. Снос, на месте – рекреационная зона.

Если по какой либо причине нельзя снести дисгармонирующие здания или полная модернизация полностью не решает проблему (например, понижение высотности), делают так называемую «зеленую штору», которая визуально отделит историческую застройку. Точно такой же прием применяется, если надо отделить от исторической застройки транзитную магистраль и эту магистраль никак нельзя перенести.

Что касается пустующих, заброшенных территорий . Их много, особенно в малых городах. Пустующие территории после изучения и составления историко-градостроительного обоснования также могут либо застраиваться новыми зданиями с недостающей функцией, либо отдаваться под рекреацию.

В зоне регулирования застройки ЗАПРЕЩЕНО:

Размещение новых промышленных, транспортных и складских предприятий, которые создают большие грузопотоки; (это требует расширения дорог, строительство новых развязок, которые могут нарушить камерность исторической среды);

Строительство новых транспортных магистралей, эспланад, мостов, развязок, которые тоже могут испортить традиционный характер среды. Что делают в Европе? Запускают транспорт под землю, делают любые развязки с сочетанием нескольких видов транспорта. Наземными остаются только входы, которые решены в виде отдельных элементов (малых архитектурных форм) на площадях, улицах, либо привязаны к какому-то рядовому зданию. Входишь в здание, опускаешься эскалатором вниз, оказываешься на вокзале. Пример, Брюссель, Мюнхен

Зоны охраняемого ландшафта. Их территория может использоваться:

1) для рекреации с проведением работ по благоустройству;

2) для традиционной хозяйственной деятельности, которая не нарушает ландшафт и не требует возведения на этой территории капитальных сооружений; (характерно для малых городов).

На территории зоны охраняемого ландшафта РАЗРЕШЕНО:

Работы по укреплению берега, по обновлению и его современному приспособлению (например, под прогулочную набережную);

Работы по укреплению склонов, их озеленение, благоустройство;

Может сохраняться существующая индивидуальная застройка, если она не нарушает ландшафт;

Новое строительство индивидуальных жилых домов в той части зоны, где уже существует индивидуальная застройка, если новые дома не будут размещены на верхних отметках рельефа, и их высота не превышает 7м (2 этажа).

Следует УБРАТЬ все промышленные и складские постройки.

ЗАПРЕЩЕНО:

Строительство новых зданий и сооружений средней этажности и выше;

Строительство дорог, прокладка инженерных сетей, воздушных ЛЭП, любые другие строительные и земляные работы, не связанные с охраной, восстановлением и реконструкцией охраняемого ландшафта.

Зоны охраны археологического культурного слоя. Режим использования следующий:

Все строительные и земляные работы, посадка деревьев проводятся с разрешения государственных органов охраны культурного наследия и под надзором археолога;

До начала проведения крупных строительных или земляных работ на участках должны быть проведены исследования согласно планов размещения строительства;

По завершению исследований участки, на которых будут найдены остатки старых зданий и сооружений, подлежат охране как недвижимые памятники культурного наследия. Строить на этом месте нельзя. Если на участке не обнаружено остатков зданий, после полного изучения участок по решению государственных органов по охране культурного наследия выводится из состава зоны археологического культурного слоя.

СРП-2007.1 "Рекомендации о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации на выполнение производственных работ по сохранению объектов культурного наследия. Общие положения" 4-я редакция
Чтобы сделать охранные зоны памятника, надо провести сначала работу по его изучению, потом познакомится с проектом охранных зон всего населенного пункта (если они есть), получить Задание на проектирование с органом по охране памятников в ведении которого этот памятник находится. Охранная зона памятника складывается из многих факторов где пересекаются не только высотность окружающей застройки, наличие других памятников по соседству, значимости охраняемого объекта, а даже требования по экологическим условиям - влияние транспорта, промышленности и т.д. Это тема достаточно объемная и многотрудная. Пока не ясны условия проектирования определить охранную зону памятника и что либо советовать по конкретным размерам достаточно трудно.

N 73-ФЗ Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия.
3. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Приложение

Обременения и ограничения, накладываемые на земельные участки , расположенные в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ – 3.

(Из Постановления администрации Брянской области).

2.2. Зоны регулирования застройки

и хозяйственной деятельности (ЗРЗ)

Зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются на территориях, связанных с объектами культурного наследия системой пространственных соотношений, сохранивших компоненты исторической градостроительной среды, или сформированных новой застройкой, но входящих в систему ценных городских панорам и видов, с целью сохранения исторически сложившихся характеристик градостроительного фона объектов культурного наследия, а также композиционного развития городского ансамбля с использованием объектов наследия как градоформирующих факторов.

С этой целью на территории зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается общий регламент с особыми требованиями для подзон и участков подзон.

2.2.1. Общий регламент в границах зон регулирования

застройки и хозяйственной деятельности объектов

культурного наследия (ЗРЗ)

В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности не допускается:

строительство и размещение предприятий, создающих повышенные грузовые потоки , взрывоопасных и потенциально оказывающих отрицательное воздействие на объекты культурного наследия;

размещение высотных доминант, вносящих диссонанс в объемно-пространственную композицию городских панорам и видов, снижающих композиционную роль исторических градостроительных доминант, ухудшающих условия обзора и характеристики урбанистического фона объектов культурного наследия и памятников природы;

снос исторических зданий, относящихся к категории учетных зданий исторической застройки, за исключением разборки ветхих и аварийных, в соответствии с установленным порядком и заключением историко-культурной экспертизы.

В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности допускается:

строительство новых, реконструкция существующих зданий и сооружений, улично-дорожной сети, благоустройство, озеленение территорий в соответствии с регламентом и особыми требованиями;

снос аварийных дисгармонирующих объектов;

размещение на отдельных участках, в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории города Брянска и настоящим регламентом, высотных доминант и акцентов, позитивно формирующих градостроительную среду.

В границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности рекомендуется:

визуальная нейтрализация дисгармонирующих объектов с помощью зеленых буферных зон, изменение их объемно-пространственного решения, изменение архитектурного решения фасадов, снос по мере амортизации;

вынос промышленных предприятий, строительство на их территориях объектов, соответствующих требованиям регламента Правил земельного пользования и застройки части территории города Брянска;

разработка, по согласованию с государственным органом охраны объектов культурного наследия, комплексных проектов планировки и межевания, а также проектов застройки территорий, подлежащих градостроительному преобразованию (в том числе конверсируемых промышленных территорий). В составе таких проектов должны присутствовать разделы специальных историко-культурных и визуально-ландшафтных обоснований с детальными градостроительными регламентами охраны объектов культурного наследия.

С учетом положений настоящего регламента на участках зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности действуют градостроительные регламенты по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости, предусмотренные для этих участков Правилами землепользования и застройки части территории города Брянска.

По общим направлениям градостроительного развития (развитие в рамках существующих морфотипов застройки, ограниченная реконструкция, преобразование) территория зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности подразделяется на 5 подзон, в которых, в свою очередь, выделены 8 участков зон, отличающихся параметрами допустимых строительных изменений объектов недвижимости .

2.2.4. Особые требования в подзоне ЗРЗ.3

В границах подзоны ЗРЗ.3 допускается:

градостроительное развитие территорий с изменением существующих морфотипов застройки и превышением преобладающей высоты существующей застройки данной зоны;

реконструкция зданий и сооружений с возможной надстройкой (за исключением зданий, относящихся к категории учетных зданий исторической застройки);

создание новых высотных акцентов;

размещение новых высотных доминант (зданий и сооружений, превышающих силуэтообразующую высоту застройки данной зоны более чем на 1/4) относится к условно разрешенным видам использования земельных участков зоны. Выдача разрешения на размещение новых высотных доминант производится в порядке, предусмотренном Правилами землепользования и застройки части территории города Брянска для условно разрешенных видов использования недвижимости. При этом юридическое или физическое лицо, заинтересованное в получении подобного разрешения, обязано представить в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории города Брянска материалы градостроительно-композиционного обоснования размещения высотной доминанты с визуально-ландшафтным анализом (врисовками 3D-модели проектируемого объекта в фотопанорамы из контрольных видовых точек, развертками, перспективами, генпланом).

Поиск баланса между инвестиционной привлекательностью строительных проектов на территории объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (далее - объекты всемирного наследия), или в их буферной зоне, необходимостью современного развития соответствующих территорий, с одной стороны, и сохранением объектов всемирного наследия, а также соблюдением международных обязательств РФ, с другой стороны, является весьма сложной задачей и на практике порождает массу сложностей. Обычно достаточно затруднительно спрогнозировать не только сроки реализации таких проектов, но и в целом их допустимость и прибыльность. Вместе с тем при должном подходе определить правовые риски и максимально их нивелировать, а в некоторых случаях - исключить полностью, возможно. О спорных моментах согласования строительства в буферной зоне объекта всемирного наследия, которые могут повлиять на планы застройщика, и планируемого правового регулирования этого вопроса читайте в материале.

Список всемирного наследия ЮНЕСКО ведется согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года (далее - Конвенция 1972 г.), которая ратифицирована СССР без оговорок и заявлений и с 12 января 1989 г. вступила в силу для СССР, правопреемником которого является Российская Федерация.

Согласно ст. 4 Конвенции 1972 г. каждое государство - сторона настоящей Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, упоминаемого в ст. 1 и 2, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях.

В то же время на практике существует неопределенность относительно необходимости согласования с Комитетом ЮНЕСКО (Межправительственным комитетом по охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО) планируемой деятельности на территории объекта всемирного наследия или в его буферной зоне.

В российском законодательстве нет понятия «буферная зона»

Сложности обусловлены тем, что в российском законодательстве, в том числе в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия), не регламентированы порядок взаимодействия заинтересованных лиц и органов как между собой, так и с Комитетом ЮНЕСКО по вопросам согласования строительства на территории и в буферной зоне объекта всемирного наследия, а также правила и условия проведения оценки воздействия такого строительства на объект всемирного наследия.

В соответствии с § 104 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия 2013 г. (далее - Руководство) буферная зона определяется как территория, окружающая номинированный объект, которая имеет дополнительные юридические и/или общепринятые ограничения на ее использование и развитие, создающие дополнительный уровень защиты объекта. Буферная зона должна включать непосредственное окружение номинированного объекта, важные виды (пейзажи) и другие территории или атрибуты, которые являются функционально значимыми для объекта и его охраны.

Территория, составляющая буферную зону, должна быть определена в каждом случае через соответствующие механизмы. В номинации необходимо представить подробную информацию относительно размера, характеристик и разрешенного использования буферной зоны, а также карту, указывающую точные границы объекта и его буферной зоны.

Согласно § 107 Руководства, хотя обычно буферные зоны и не являются частью номинированного объекта, любые изменения буферной зоны или создание таковой после включения объекта в Список всемирного наследия должны быть одобрены Комитетом ЮНЕСКО посредством процедуры, определенной в отношении внесения незначительных изменений границ.

Отметим, что в российском законодательстве отсутствует понятие «буферная зона», что на практике также порождает определенные трудности. В то же время аналогом понятия «буферная зона» в российском законодательстве можно назвать понятие «зона охраны объекта культурного наследия».

Так, к зонам охраны объектов культурного наследия в соответствии с Законом об объектах культурного наследия (ст. 34) относятся:

    охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

    зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений;

    зона охраняемого природного ландшафта (при наличии) - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Вместе с тем понятия «буферная зона» и «зона охраны объекта культурного наследия» не всегда тождественны. Дело в том, что буферная зона разрабатывается в индивидуальном порядке при номинировании объекта для включения в Список всемирного наследия или в последующем в соответствии с требованиями Конвенции 1972 г., а проекты зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются в соответствии с российским законодательством, в результате чего границы буферной зоны и зон охраны могут не совпадать.

Согласно § 172 Руководства Комитет ЮНЕСКО приглашает государства - стороны Конвенции 1972 г. сообщать Комитету через Секретариат о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта.

Таким образом, при планировании любых строительных работ в буферной зоне или на территории объекта всемирного наследия в соответствии с Руководством требуется предварительное согласование Комитета ЮНЕСКО. Такое согласование, как представляется, является обязательным при планировании строительства или реконструкции на территории или в буферной зоне объекта всемирного наследия, при получении разрешения на строительство, при утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки и т.п. Вместе с тем в российской правоприменительной практике данный вопрос решается неоднозначно.

Подходы судов к вопросу о необходимости согласования строительства с Комитетом ЮНЕСКО

Показательным в данном контексте являются судебные решения относительно строительства в буферной зоне объекта культурного наследия «Пулковская обсерватория», являющегося элементом компонента объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», в которых позиции судов относительно необходимости согласования с Комитетом ЮНЕСКО проведения работ в буферной зоне объекта всемирного наследия разделились.

Позиция первая

Суды указывают на отсутствие необходимости обязательного соблюдения требований Конвенции 1972 г. и Руководства в части согласования с Комитетом ЮНЕСКО проведения любых работ в буферной зоне объекта всемирного наследия.

Так, на отсутствие необходимости обязательного получения согласования строительства Комитетом ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией 1972 г. указано в решении Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 29.11.2017 по административному делу № 2а-1825/2017 (Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 06.03.2018 № 33а-3087/2018 по делу № 2а-1825/2017 решение суда первой инстанции оставлено в силе), который хотя и отменил разрешение на строительство многоквартирного дома (ЖК «Планетоград») в буферной зоне, однако сделал это по иным основаниям.

Вывод мотивирован следующим:

хотя обязательство стран-участниц «обеспечить выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия», закрепленное в Конвенции 1972 г., носит безусловный характер, является общепризнанным принципом международного права и входит как составная часть в правовую систему РФ, конкретные формы его реализации, поскольку они не установлены Конвенцией 1972 г., должны определяться соответствующими правовыми актами РФ;

на момент выдачи оспариваемого разрешения на строительство национальный механизм реализации исполнения Руководства отсутствовал, а Конвенция 1972 г. и Руководство по ее исполнению не содержат такого прямого механизма исполнения.

Позиция вторая

Суды указывают на необходимость обязательного соблюдения требований Конвенции 1972 г. и Руководства в части согласования с Комитетом ЮНЕСКО проведения любых работ в буферной зоне объекта всемирного наследия.

Так, решением Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2018 по делу № 3а-2/2018 признано недействующим постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 № 1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, Волхонским шоссе, проектируемыми проездами № 7, 8 и 6, в Московском районе и проекта межевания территории, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами № 10, 2а, 5, 5а и 6, в Московском районе» (далее - Постановление № 1156).

Одним из оснований для признания Постановления № 1156 недействующим послужило то, что проектируемая территория частично граничит с объектом культурного наследия федерального значения и включает в себя компоненты объекта всемирного наследия. При этом при утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Правительством Санкт-Петербурга не были соблюдены международные обязательства РФ по охране и защите объекта всемирного наследия в части их согласования с Комитетом ЮНЕСКО, чем была нарушена Конвенция 1972 г.

Как отметил суд, отсутствие на внутригосударственном уровне правового механизма регулирования порядка и процедуры направления проектной документации на согласование в Комитет ЮНЕСКО не освобождает Правительство Санкт-Петербурга от своевременного направления проекта планировки и проекта межевания территория в Министерство культуры России, которое при необходимости могло предложить представить дополнительные документы для направления в МИД России и последующего представления в Комитет ЮНЕСКО.

В результате некую определенность в рассматриваемом вопросе внес Верховный суд РФ, который, отменяя приведенное решение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2018 по делу № 3а-2/2018, указал все же на отсутствие необходимости согласования работ с Комитетом ЮНЕСКО в связи с отсутствием внутригосударственного механизма реализации положений Конвенции 1972 г. в данной части (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 23.05.2018 № 78-АПГ18-11).

Вместе с тем данный подход Верховного суда является спорным, поскольку необходимость согласования достаточно определенно прописана в Конвенции 1972 г. и в Руководстве, и данное международное обязательство должно соблюдаться, несмотря на отсутствие внутренних механизмов его реализации.

Более того, создание Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (постановление Правительства РФ от 21.08.92 № 609 «Об образовании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО») в совокупности с необходимостью получения согласования Минкультуры России при проведении соответствующих работ свидетельствуют о наличии общих принципов механизма получения согласования Комитета ЮНЕСКО. Данный факт подтверждается, помимо прочего, имеющимися на практике прецедентами получения или предпринятых попыток получения таких согласований, например, по таким резонансным проектам, как памятник князю Владимиру в г. Москве.

Перспективы правового регулирования

В настоящее время Минкультуры России подготовлен проект закона, который должен урегулировать процедуру согласования с Комитетом ЮНЕСКО планируемой деятельности на территории и в буферной зоне объекта всемирного наследия (проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г.) опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/09-18/00084384).

Указанный законопроект предлагает решить, в частности, приведенные выше проблемы следующим образом.

Буферная зона в отношении объекта всемирного наследия приравнивается к совокупности охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также зоны охраняемого природного ландшафта такого объекта культурного наследия при наличии последней.

В Закон об объектах культурного наследия имплементируется требование Руководства о том, что изменение границ буферной зоны объектов всемирного наследия должно осуществляться в соответствии с процедурами, предусмотренными в рамках Конвенции 1972 г.

Устанавливается, что проектная документация, подготовленная для проведения строительных работ в границе территории объекта всемирного наследия и его буферной зоны, подлежит оценке воздействия указанных работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия.

Предлагается конкретный алгоритм действий для согласования с Комитетом ЮНЕСКО (см. стр. 8).

Таким образом, предлагаемые поправки в Закон об объектах культурного наследия позволят на законодательном уровне установить обязательность получения положительного заключения Комитета ЮНЕСКО для осуществления строительных работ на территории объекта всемирного наследия и в его буферной зоне и механизм получения такого заключения.

Стоит отметить, что принятие приведенных поправок усложнит реализацию инвестиционных проектов в буферных зонах объектов всемирного наследия, поскольку процедура согласования с Комитетом ЮНЕСКО может занять по предварительным оценкам от шести до двенадцати месяцев, что необходимо учитывать при планировании строительных работ в зоне объектов всемирного наследия. В некоторой степени это обстоятельство может снизить инвестиционную привлекательность соответствующих проектов.

Но, несмотря на указанные нюансы, предлагаемые поправки все же стоит оценивать положительно, поскольку они устраняют неопределенность в отношении необходимости получения согласования Комитета ЮНЕСКО при инициировании хозяйственной деятельности на территории и в буферной зоне объекта всемирного наследия, а также в отношении самого понятия буферной зоны в соответствии с российским законодательством.

По изложенным причинам в отсутствие пока внутригосударственного механизма получения согласования Комитета ЮНЕСКО и во избежание в будущем возможных сложностей мы рекомендуем застройщикам в добровольном порядке инициировать согласование с Комитетом ЮНЕСКО строительных и иных работ на территории и в буферной зоне объектов всемирного наследия. По нашему опыту получение такого согласования занимает в среднем около шести-восьми месяцев, что необходимо учитывать при планировании строительных работ в зоне объектов всемирного наследия.

Предлагаемый законопроектом алгоритм действий для согласования строительства в буферной зоне объекта всемирного наследия с Комитетом ЮНЕСКО

Действие

Проведение оценки воздействия до начала строительных работ в границе территории объекта всемирного наследия и его буферной зоны за счет заказчика работ*

Направление документации, подготовленной по результатам оценки воздействия работ, в Минкультуры России

Согласование документации Минкультуры России

Направление документации в Комитет ЮНЕСКО

Принятие Комитетом ЮНЕСКО решения по направленным материалам

Начало работ при условии положительного решения Комитета ЮНЕСКО по направленным материалам

* Порядок предлагается регламентировать Правительству РФ.

"...Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений..."

Источник:

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности" в других словарях:

    Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (см. также Зоны охраны объектов… …

    Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - земельные участки, сопряженные с объектами культурного наследия, в пределах которых устанавливается режим использования, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и… … Большой юридический словарь

    Зона охраны объектов культурного наследия - земельный участок, сопряженный с объектом культурного наследия, в пределах которого устанавливается особый режим использования в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде. Зоны охраны объекта культурного… … Большой юридический словарь

    зона - 3.11 зона: Пространство, содержащее логически сгруппированные элементы данных в МСП. Примечание Для МСП определяются семь зон. Источник: ГОСТ Р 52535.1 2006: Карты идентификационные. Машиносчитываемые дорожные документы. Часть 1. Машин …

    Санитарно-защитная зона - 1) (для целей Градостроительного кодекса Российской Федерации) один из видов зон с особыми условиями использования территорий; 2) (для целей Федерального закона Об охране окружающей среды) зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ - 1) (для целей Градостроительного кодекса Российской Федерации) один из видов зон с особыми условиями использования территории; 2) (для целей Федерального закона Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Постановление 510-ПП: Об утверждении положений о Городском реестре недвижимого культурного наследия и об Историко-культурном опорном плане города Москвы - Терминология Постановление 510 ПП: Об утверждении положений о Городском реестре недвижимого культурного наследия и об Историко культурном опорном плане города Москвы: 2.1.1. Авторство объекта сведения о личности (фамилия, имя, отчество и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации - 2.1.20. Зоны охраны объектов культурного наследия территории, в границах которых установлены особые режимы использования земель и градостроительные регламенты, обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации