Меню
Бесплатно
Главная  /  Налоги  /  Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности. Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности.

Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

  • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
  • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

О методике правильности составления форм бухгалтерской отчетности мы поговорим в этой статье.

Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично, можно отобразить так:

Цель проверки бухгалтерской отчетности

При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:

Подготовка к проведению внешней проверки

Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:

  • сбор и изучение законодательных актов РФ, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет совершаемых операций;
  • разработку программы внешней проверки;
  • подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
  • направление исполнителей для проведения проверки.

Предмет проверки

Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах. Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. Предметом камеральной проверки являются:

  • представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
  • соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований Инструкции № 33н;
  • соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.

Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:

  • годовые формы бухгалтерской отчетности;
  • главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
  • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • учреждения;
  • отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
  • отчет о суммах использованных целевых субсидий;
  • сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

Предметом проведения выездной проверки являются:

  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • оформление представленных форм отчетности требованиям Инструкции № 33н;
  • оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.

Методика проведения проверки бухгалтерской отчетности

Единой методики осуществления проверки форм отчетности не существует. Ревизоры при наработке опыта в проведении проверок вырабатывают последовательность действий, которыми пользуются, выполняя свою работу. Ниже мы предложим свой вариант последовательности действий, которой можно воспользоваться при проведении проверки и при разработке программ проверок.

I. Изучение устава учреждения и учетной политики учреждения . Из устава контролер узнает свод правил, по которым проверяемое учреждение осуществляет свою деятельность, его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. На основании учетной политики проверяющий делает вывод о способах организации и ведения бухгалтерского учета, используемых учреждением при отражении хозяйственных операций.

II. Анализ показателей форм бухгалтерской отчетности . Ниже на схеме вашему вниманию представлены основные приемы финансового анализа, который могут проводить проверяющие.

В ходе анализа показателей форм бухгалтерской отчетности проверяющий изучает результаты деятельности учреждения, сформированные по итогам отчетных периодов, по которым можно судить:

  • об имущественном положении учреждения;
  • о характере, осуществляемой деятельности;
  • о соотношении средств по их видам в составе активов;
  • о наличии дебиторской и кредиторской задолженности и ее изменении и т. д.

III. Проверку достоверности показателей, отраженных в отчетных формах, представленных для проверки , которая включает в себя несколько этапов:

1. Инвентаризация нефинансовых активов. По итогам проверки устанавливается фактическое количество нефинансовых активов, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета, отраженными в отчетных формах (балансе (ф. 0503730), справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)). Также осуществляется проверка проведения учреждением обязательной инвентаризации, перед составлением годовых отчетных форм. Как показывают результаты проверки, не все учреждения перед составлением годовых отчетных форм проводят инвентаризацию нефинансовых активов и расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов. В результате соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) подтверждено не было, достоверность данных бухгалтерского учета не обеспечена.

2. Выявление соответствия плановых показателей, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности показателям, отраженным в отчетных формах (в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)). Напомним, что в силу норм п. 19 Требований в план финансово-хозяйственной деятельности можно вносить изменения неограниченное количество раз. Показатели плана должны отражать фактические данные по доходам и расходам учреждения, которые отражаются в отчете (ф. 0503737).

3. Проверка подтверждения финансово-хозяйственных операций первичными документами, оформленными с соблюдением требований законодательства РФ и принятых к учету своевременно. Согласно нормам п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 7 Инструкции № 157н. Записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа – как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н). Ревизор, совершая проверку достоверности показателей отчетных форм, может выборочным методом проверить журналы операций с приложенными к ним первичными учетными документами на предмет:

  • соответствия первичных документов нормам законодательства РФ;
  • своевременности принятия первичных документов к бухгалтерскому учету;
  • правильности формирования журнала операций.

4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (данные синтетического и аналитического учета должны быть увязаны как между собой, так и с документами, являющимися основанием для осуществления операций).

5. Проверка соблюдения учреждением норм законодательных актов, которые могут повлиять на содержание отчетности (например, норм инструкций № 33н, 157н, 174н, Указаний № 65н).

6. Проверка исполнения государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем, выявление причин неисполнения задания учредителя, своевременного возврата остатка сумм субсидий в бюджет в случае неисполнения учреждением государственного задания.

Отметим, что Минфин в своем Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 рекомендовал главным распорядителям средств федерального бюджета при определении остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, основываясь на значениях нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема государственного задания по каждой государственной услуге (работе).

При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, вправе в установленном порядке в течение срока выполнения государственного задания при необходимости внести в него изменения, в том числе уточнив показатели, характеризующие объем государственных услуг (выполняемых работ).

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 № «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

При этом названным постановлением не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на иные цели.

Необходимо отметить, что согласно законодательству РФ, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке.

7. Соответствие форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным Инструкцией № 33н. Иногда в ходе проверки выявляется, что бухгалтеры заполняли и представили учредителю форму без учета внесенных в ее изменений, следовательно, не применявшуюся на момент составления отчетности.

8. Наличие в формах отчетности всех необходимых подписей. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения).

9. Наличие всех форм отчетности, обязательных для включения в ее состав, и правильность их заполнения. Согласно нормам п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в бухгалтерской отчетности за не представляется. При наличии числовых данных показатели отчетности должны быть заполнены. Например, в ходе проверки может быть выявлено отсутствие оборотов у учреждения в течение года по счету 0 104 00 000 «Амортизация основных средств» при наличии основных средств. Это говорит о неначислении амортизации в течение года, нарушении методологии учета и искажению показателей отчетности. Или, скажем, в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» и в балансе (ф. 0503730) указывается отсутствие задолженности на конец отчетного периода. Однако по данным главных книг у учреждений имеются остатки по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Акты сверок с контрагентами для проверки не представлены. Иными словами, бухгалтерская отчетность дает недостоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Для облегчения работы по соответствию показателей, отраженных в отчетных формах и в главной книге, проверяющие могут разработать и применять в работе аналитические таблицы. Например, такую:

Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения и показателей,отраженных в отчетности (тыс. руб.)

10. Проверка согласованности показателей форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений). На сайте www.roskazna.ru регулярно размещаются (по мере внесения изменений в Инструкцию № 33н) контрольные соотношения показателей как внутри форм бухгалтерской отчетности, так и между формами бухгалтерской отчетности. Данные контрольные соотношения применяются и разработчиками программных продуктов, используемых для составления отчетных форм. Контролеры могут воспользоваться данными контрольными соотношениями и проверить их соблюдение в формах, представленных для проверки учреждением, в отношении которого ведется проверка.

Оформление результатов проверки

По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт, который обычно имеет следующую структуру:

  • основание для проведения контрольного мероприятия;
  • предмет контрольного мероприятия;
  • проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
  • перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
  • срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
  • краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
  • результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).

К акту прилагаются перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, а также – при необходимости – таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.

При выявлении на объекте контрольного мероприятия нарушений и недостатков они отражаются в акте, при этом указываются:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам, видам средств (средства бюджетные и средства, полученные от осуществления приносящей доход деятельности), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

При составлении акта должны соблюдаться:

  • объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
  • четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
  • логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
  • изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных работником, проводящим проверку.

Акт по результатам контрольного мероприятия представляется для ознакомления и подписания руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу проверяемого учреждения. В случае несогласия ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний.

В завершение статьи заметим, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Бухгалтерский аудит - это проверка достоверности и корректности ведения бухгалтерского учета и соответствия сданной налоговой и финансовой отчетности реальным показателям хозяйственной и финансовой деятельности организации. Целью бухгалтерского аудита является выявление слабых мест в деятельности предприятия и разработка системы повышения ее эффективности, а также предохранение от рисков, связанных с налоговыми проверками. Аудитор сопоставляет результаты финансовой и хозяйственной деятельности компании с действующим законодательством Российской Федерации, проверяет актуальность ведения бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с введенными поправками к закону. Помимо прочего, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности имеет целью удостоверить данные, содержащиеся в документации, правильность ее оформления.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предполагает полное изучение всех финансовых данных и показателей в деталях. Бухгалтерский аудит может быть внешним и внутренним. Внешний проводится независимой аудиторской компанией, а внутренний сотрудниками проверяемой организации, собственником, учредителями и так далее.

Аудиторская проверка может быть обязательной, в каких случаях и когда она проводится, ее регламент расписаны в соответствующем законе. Если аудиторская проверка проводится по желанию заказчика, она называется инициативной. Как правило, для инициативной проверки приглашается профессиональная аудиторская группа, с которой заключается договор на оказание услуг. Организация при этом выступает как клиент. Исполнитель и клиент в договоре указывают цели, порядок проведения, объекты проверки и прочие детали, после чего документ подписывается обеими сторонами, и начинается проверка.

Что же представляет собой бухгалтерская отчетность? Это документы, в которых содержится информация об имеющемся на балансе организации имуществе, финансовых потоках и хозяйственной активности предприятия, формирующиеся с заданной периодичностью. Обычно отчеты по текущей деятельности внутри компании формируются ежемесячно, иногда еженедельно. Это зависит как от вида деятельности организации, так и от политики, заданной собственником или руководством. Ежегодно проводится обязательный аудит с проверкой всех документов.

Какая бывает бухгалтерская отчетность

Какая же отчетность предоставляется во время аудиторской проверки? Документы различаются периодичностью и содержимым. Вот основные виды отчетности:

  • Внутренняя документация - документы, имеющие хождение исключительно внутри компании или предприятия.
  • Внешние документы - это бумаги, предоставляемые для отчета и контроля проверяющим органам, инвесторам, клиентам.
  • Годовые отчеты - это документы, отражающие всю хозяйственную и финансовую активность организации, осуществленную в течение одного календарного года.
  • Промежуточные отчеты, как правило, составляются периодично: еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, и содержат данные по движениям за соответствующий период.
  • Частная отчетность отражает деятельность какого-либо отдела или участка компании.
  • Общая отчетность включает в себя данные обо всей деятельности предприятия в целом.

Аудиторская проверка бухгалтерского учета может включать в себя аудит конкретных документов за определенный временной период, ежегодная аудиторская проверка является обязательной и предполагает аудит всей документации компании.

Аудиторской проверке подлежат: отчет о результатах финансовой деятельности предприятия, бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала и отчет о движениях финансовых потоков. Могут быть приложены пояснения к бухгалтерскому учету либо дополнительные отчеты.

Что выявляется в ходе аудиторской проверки

В ходе аудита бухгалтерского учета предприятия подвергаются проверке следующие показатели:

  • Наличие, состав и содержание предоставленных документов
  • Соответствие данных разных отчетов друг другу
  • Логическую и наследственную связь бухгалтерской отчетности
  • Правильность контроля статей отчетности
  • Правильность составления консолидированной отчетности

В результате проверки могут быть выявлен ряд нарушений в отчетности организации. Аудиторами составляется заключение о выявленных нарушениях и рекомендациях. Это заключение предоставляется контролирующим органам и руководству организации.

Проверка отчетности - это в первую очередь проверка достоверности и соответствия составленных форм отчетности аудируемого лица, приложений к ним и пояснительной записки, а также всех необходимых расчетов, деклараций, справок законодательным и нормативным документам.

Основная цель аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит в подтверждении ее достоверности, а также в проверке ее соответствия по составу и формам действующему законодательству.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторской проверке подлежит преимущественно внешняя отчетность. Кроме того, несмотря на то, что аудиторское заключение прикладывается (или подшивается) только к бухгалтерской отчетности, проверке в той или иной степени подлежат все виды внешней отчетности (налоговая, статистическая).

Бухгалтерская отчетность предназначена для удовлетворения потребностей в информации широкого круга пользователей, поэтому основное внимание при аудиторской проверке уделяется именно ей. Также в обязательном порядке проверяется налоговая отчетность: выясняется, об исчислении и уплате каких налогов обязано отчитываться аудируемое лицо. Выясняется система применяемого в организации налогообложения (упрощенная система, налог на вмененный доход и пр.). В соответствии с достигнутым пониманием деятельности аудируемого лица должен быть сформирован перечень законодательных и нормативных документов, на соответствие которым будет проверена налоговая отчетность.

При проверке годовой бухгалтерской отчетности аудитор проверяет также и промежуточную (квартальную, месячную) отчетность. Следует помнить, что состав и содержание промежуточной отчетности, как правило, отличаются от состав и содержания годовой отчетности в сторону упрощения.

Проверка бухгалтерской отчетности может проводиться по следующим направлениям:

  • 1. Проверка техники составления отчетности (проверка правильности заполнения форм отчетности на основании главной книги и других регистров бухгалтерского учета, проверка взаимоувязки показателей отчетности между собой по всем формам отчетности).
  • 2. Проверка качества отчетной информации (бухгалтерская отчетность должна удовлетворять информационные потребности широкого круга пользователей).

Аудитор, являясь независимым гарантом достоверности отчетности, помимо проверки техники ее формирования, должен проводить оценку качества информации:

  • - уместности (зависит от содержания и существенности информации);
  • - надежности (обеспечивается путем достижения объективности, полноты и нейтральности информации);
  • - сравнимости (обеспечивается информированием заинтересованных пользователей об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в учетной политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации).

В результате аудита могут быть выявлены следующие ошибки:

  • - неполное заполнение реквизитов отчетности;
  • - нераскрыты в отчетности существенные показатели;
  • - показатели отчетности не подвержены результатам инвентаризации;
  • - существует несопоставимость данных отчетности с данными предыдущей отчетности;
  • - отсутствует взаимоувязка некоторых форм отчетности;
  • - недостаточное пояснения отчетности.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей БФО аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности БФО аудируемого лица (п. 1 ст. 6. ФЗ № 307).

По результатам проведенного аудита аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны выразить в аудиторском заключении мнение о достоверности БФО аудируемого лица, сформированное на основе полученных аудиторских доказательств.

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде.

Таким образом, аудит бухгалтерской финансовой отчетности, является неотъемлемым элементом рыночной экономики, помогая экономически субъектам находить новые источники финансирования и предотвращать возможные ошибки при ведение бухгалтерского учета.

Есть компании, которые просто обязаны знать, как проводится аудит бухгалтерской отчетности. Рассмотрим, что это такое, кто и когда должен проводить такую проверку на предприятии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Определим основные нормативные документы, которыми регулируется данный вопрос и проанализируем основные сведения, которые могут вам пригодиться.

Аудит – понятие, с которым приходится сталкиваться на практике многим предприятиям и индивидуальным предпринимателям, особенно когда речь идет о бухгалтерской отчетности.

Но новичкам в бизнесе трудно определить – куда обратиться, что подлежит проверке и какие процедуры должны проводиться аудиторами. Рассмотрим все эти вопросы подробно.

Необходимые сведения

При ведении бухучета и составлении бухгалтерской отчетности может возникнуть необходимость проведения аудиторской проверки такой информации. В чем же суть такого понятия?

Что нужно знать

Важная система данных – система бухучета и финансовых отчетов. С ее помощью получают сведения об экономической деятельности компании.

Отчетность является совокупностью записей учета, при помощи которых можно проследить за хозяйственной деятельностью предприятия.

Это система таблиц, в которых отражены сводные сведения, позволяющие дать оценку финансового состояния фирмы и эффективности ее работы.

Функции бухгалтерских отчетов:

Сдавать отчетность необходимо один-два раза в году. Достоверна ли информация в отчетности можно узнать при проведении проверки.

С какой целью осуществляется проверка?

Перечислим основные цели:

Наиболее важной целью является объективное оценивание достоверности и точности отражения активов, обязательств, финансового результата.

Основную цель может дополнять обусловленный с клиентами выявлением резерва лучшего применения финансового ресурса и т. д.

При проверке отчетов аудитор обобщает результаты всех процедур, что были получены на каждом этапе контролирования.

Цель такого мероприятия – оценить совокупное влияние выявленных и возможных ошибок на отчеты в общем.

Законные основания

Есть несколько уровней регулирования аудита.

об деятельности аудиторов, что утвержден Госдумой 24 декабря 2008 Определяется место, цели и задачи аудиторских процедур в системе экономики
Федеральные стандарты деятельности аудиторов согласно (в редакции от 25 августа 2006) Определяется ряд общих вопросов регулирования работы аудиторов, что обязательны для каждого объекта
Нормы законодательства России, что разрабатывались согласно Федеральных законам в отрасли лицензирования деятельности аудиторов Ими устанавливаются общие положения регулирования работы аудиторских компаний и индивидуального аудитора
Правила аккредитованного профессионального объединения Регулируются специфические вопросы деятельности аудиторов

Работа аудиторов осуществляется в соответствии с ФЗ, что был принят правительством Российской Федерации 7 августа 2001 № 119.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия

Этапы контроля бухгалтерских отчетов:

Кем осуществляется?

Аудиторские процедуры проводят аудиторские организации (пункт 2 ст. 7 Федерального закона № 119).

Те аудиторы, которые имеют статус индивидуального предпринимателя, не имеют права выдачи аудиторского заключения по обязательным видам аудита.

В дано определение аудиторской компании. Понимают коммерческое предприятия, что осуществляет аудиторскую проверку и оказывает ряд сопутствующих услуг по аудиту.

Такая компания может создаваться в любых организационно-правовых формах, кроме акционерного общества.

Ранее аудиторское предприятие было вправе предоставлять услуги только после того, как получит соответствующее разрешение (лицензию).

На данный момент такое обязательство отменено. Достаточно просто состоять в одном из саморегулирующих аудиторских предприятий.

Если проверка осуществляется физическим лицом, обязательно наличие у него аттестационного аттестата и статус члена СОА.

Все компании могут приступить к деятельности аудитора после регистрации в реестре аудиторских предприятий и аудиторов. должен состоять не менее, чем из 5 человек.

Половина кадров должны иметь гражданство России и постоянно проживать на территории страны. Если же руководитель фирмы является иностранцем, тогда количество российских граждан должен составлять 75%.

Порядок проведения

При проведении аудиторских процедур стоит придерживаться требований ФСА. Проверяются данные минимум двух лет – отчетного и предыдущего.

А значит, обязательство аудитора – осуществление проверки сопоставимости сведения, которые представляет сопоставимая бухгалтерская отчетность за предыдущий период.

Она необходима для сопоставления с финансовыми отчетами за текущие периоды и не считаются составными частями финансовых отчетов за текущие периоды.

Аудиторы знакомятся со сведениями, которые нужны для выявления вероятного несоответствия с проаудированными отчетами финансового плана.

Если такие несоответствия будут обнаружены, следует установить, в какой документ вносить корректировки.

Если имеют место существенные искажения данных, о них стоит поговорить с руководителем аудируемой компании, чтобы определить все нюансы и лучше понять факты.

При нежелании компании устранять искажения уведомляются представители владельца соответствующим документом.

После проведения аудиторской проверки составляются таблицы с отклонением по всем формам бухгалтерской отчетности и даются рекомендации по корректировкам.

Аудитор не вправе самостоятельно делать записи в документацию предприятия. Если искажение будет неправильно исправлено или не исправлено вовсе, будет формироваться модифицированное мнение аудиторов.

Как проводится процедура? Сначала осуществляется планирование проверки, во время которой разрабатывается общий план аудита.

Указывается ожидаемый объем, вид, последовательность процедур. Далее нужно получить сведения о работе компании, которая проверяется. Аудитор составляет и документально оформляет общие планы аудита.

Форму и содержание плана можно менять с учетом масштаба работы предприятия. Аудиторская работа состоит из 3 этапов:

Задача аудитора – дать ответ на такие вопросы:

  • какие показатели достоверности бухгалтерских отчетов;
  • соответствуют ли они установленным требованиям.

Перечислим действия, которые будут совершаться аудиторами:

  1. Разрабатывается методика аудита.
  2. Составляется письмо и заключается договор на проведение процедуры.
  3. Ознакомление с финансовыми вопросами компании.
  4. Изучается отчетность, выявляются ошибки, недочеты. Анализируется финансовое положение.
  5. Данные обобщаются и систематизируются.
  6. Все сведения передаются заказчикам.
  7. Готовится заключение и сопроводительная документация.

Доступные варианты методик счетной проверки бухгалтерской отчетности:

  • сплошной;
  • выборочный;
  • комбинированный;
  • документальный;
  • фактический.

Какова стоимость процедуры?

Указать точные расценки невозможно, так как стоимость формируется на основании нескольких факторов в индивидуальном порядке.

При формировании цены аудиторы учитывают:

  • виды деятельности организации;
  • объемы документов;
  • показатели качества ведения бухучета;
  • уровни автоматизации учета и т. д.

Некоторые компании предлагают аудиторские услуги за 150 тыс. рублей и более.

Составление заключения

Мнения аудиторских организаций о достоверности бухгалтерских отчетов отражают в аудиторских заключениях.

Аудиторское заключение клиента представляет собой официальный документ, в котором отражается оценка специалиста, а также его рекомендации.

Такой документ может сопровождать приложение, где все выводы будут рассмотрены в деталях. Такие приложения можно не предоставлять третьим лицам.

Аудитор представляет заключение той компании, отчетность которой проверялась, а также тем лицам, с которыми составлен контракт на проведение проверок.

Аудиторские заключения, которые подготовлены без проведения проверки, или составлены вразрез бухгалтерской документации, признаются ложными.

Но для этого стоит получить решение судебной инстанции, что выносилось на основании заявления заинтересованных сторон.

Заявление в суд могут подать:

Аудиторские заключения хранят в компании вместе с бухгалтерскими отчетами, в отношении которых они составлялись. Законодательством установлено постоянный срок хранения отчетов фирмы.

Нормативными документами установлено обязательство представлять отчеты и аудиторские заключения заинтересованному лицу и учредителям, акционерам.

Образец документа

Аудиторского заключение о финансовой бухгалтерской отчетности, пример которого можно посмотреть в сетях, имеет такую форму:

Часто задаваемые вопросы

Часто задается вопрос о том, обязательно ли проводить аудиторскую проверку. Выясним, такая необходимость есть только для некоторых предприятий, или для всех без исключения.

Нередко также возникает ситуация, когда нет возможности/необходимости в полноценной проверке. Что делать в таком случае субъектам хозяйственной деятельности для осуществления проверки отчетов?

Является ли обязательным?

Аудиторская проверка может быть добровольной (инициативной) и обязательной. В первом случае компания руководствуется исключительно собственными потребностями.

Видео: годовая бухгалтерская отчетность за 2020 год — формы, сроки, советы аудитора

Так можно получить полную информацию о правильности ведения бухучета, узнать возможные риски. Обязательная проверка – вид услуг аудиторской компании, что осуществляется в случаях, что прописаны в пункте 1 ст. 7 ФЗ № 119.

Аудит бухгалтерской отчетности является обязательным, если:

Организационно-правовая форма предприятия ОАО (Федеральный закон 307 пункт 1 статьи 5)
Компании являются кредитными предприятиями;
бюро кредитных историй;
страховыми фирмами (это не касается сельскохозяйственного кооператива);
товарными и фондовыми биржами;
инвестиционными фондами;
государственными внебюджетными фондами;
фондами, источники образования средств которых – добровольное отчисление физлица и компании со статусом юридического лица
Объемы выручки предприятия или предпринимателя От продаж за год превысили в 500 раз установленные нормы МРОТ или активы в конце года превысили в 200 тыс. раз
Компания имеет статус государственного унитарного предприятия Муниципального унитарного предприятия, что основано на правах хозведения, если показатели финансов аналогичны вышеуказанным
Об обязательном аудите предприятия говорится в федеральном законодательстве

Как это экспресс-аудит?

Если компания не может провести полноценную аудиторскую проверку отчетов, тогда имеет место экспресс-аудит, с помощью которого аудит финансового учета проводится быстрее.

В таких ситуациях осуществляется выборочная проверка, при которой не нужны большие материальные затраты и время. В результате компания получает сведения о состоянии учетов.

Сведения, что получают при таких процедурах, пригодятся не только руководителями фирмы, но и учредительскому составу. Может осуществляться проверка всего учета или только определенного направления.

Экспресс-аудит дает возможность оценивать систему бухгалтерского учета в общем (это обзорная проверка), бухгалтерские отчеты, основные документы, хозяйственные контракты.

Выявляются слабые места, которые стоит доработать. В итоге фирма может принять решение, необходима ли комплексная аудиторская проверка.

Цель экспресс-аудита:

  • оценка отчетов, которая дается при минимальных вложениях и в краткие сроки;
  • определение ошибок и риска, что связан с неправильными проведениями расчетов налоговых платежей;
  • увеличение эффективности работы бухгалтеров.

Этапы проведения проверки:

  1. Анализируется основная первичная документация и способы ее учета.
  2. Проверяется и анализируется, насколько правильно проведены расчеты налоговых сумм, своевременно ли они уплачены.
  3. Анализируется, соблюдает ли компания свою учетную политику.
  4. Осуществляется проверка соотношения проведенных операций нормативным документам.
  5. Анализируется и рассчитывается возможный риск, в том числе налоговый. Даются рекомендации.
  6. Подготавливается отчет результатов проведенной экспресс-проверки.

Когда будет проведено аудит такого плана, заказчику передают такие сведения:

  • соответствие отраженных сведений в отчетности финансовой деятельности;
  • какие ошибки допущены и верны ли решения в деятельности отдела бухгалтерии;
  • какие есть риски в получении замечания и штрафа от налогового органа;
  • насколько эффективна работа финансового отдела компании.

Возможна ли проверка онлайн

В интернете есть множество предложений аудиторских компаний относительно предоставления услуг онлайн. В чем суть интернет-аудита?

Это проверка квартальной или годовой бухгалтерской отчетности, что осуществляется специализированной компанией, когда нет необходимости выезжать аудитору в офис предприятия.

И для этого используются средства интернета. Для того чтобы проверка была осуществлена, вас попросят представить такие документы:

Копии отчетов за проверяемый период Балансы, и ,

Елена Титова,

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов

Перед отправкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна произвести проверку полноты и правильности ее заполнения. Именно на этом завершающем этапе проверки еще есть возможность выявить возможные нестыковки и своевременно устранить обнаруженные ошибки. Порядок тестирования отчетности может быть установлен организацией самостоятельно.

Критерии проверки:

1. Соответствие общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленным Закона № 402-ФЗ и ПБУ 4/99.

2. Полнота информации в отчетности.

Проверяется наличие всех форм бухгалтерской отчетности, установленных законодательно.

Особое внимание требуется уделить тем строкам в отчетности, в которых автоматизированным способом были проставлены прочерки. В этом случае следует убедиться, что организация действительно не осуществляла операций, в результате которых появились такие «перечеркнутые» показатели.

3. Достоверность отчетности.

Недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям. Между тем понятие достоверности законодательством не определено. С точки зрения аудита под этим понятием понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.

К числу задач проверки на достоверность можно отнести:

– проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписи руководителя организации либо иного лица, которому такие полномочия переданы на основании доверенности);

– проверку сопоставимости показателей предыдущих отчетных периодов, отражаемых в графах «На 31.12.2014», «На 31.12.2013», с данными отчетности прошлых лет. Различия будут означать, что организация либо исправляла ошибки прошлых лет, либо изменила учетную политику. Но в этом случае разница должна быть отражена в разделе 2 «Отчета о движении капитала»;

– проверку соответствия показателей всех форм бухгалтерской отчетности;

– проверку соответствия показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности

В ряде случаев правильность формирования данных бухгалтерской отчетности можно проверить путем их соотнесения с показателями налоговых деклараций.

К примеру, декларацию по налогу на прибыль можно сверить не только с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, но и с балансом.

Такой способ проверки позволит своевременно выявить расхождения между отдельными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, внести необходимые исправления (в случае признания данных расхождений ошибочными), что в дальнейшем избавит от объяснений с налоговой инспекцией и необходимости представления уточненных деклараций.

Сверку показателей отчетности проводят и налоговые органы.

Для этого существуют специальные контрольные соотношения, которые до недавнего времени являлись закрытой служебной информацией. В настоящее время гриф «ДСП» снят и соотношениями могут воспользоваться все налогоплательщики. Обновленные контрольные соотношения ФНС России направляет открытыми письмами и размещает их на своем официальном сайте ( ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

В случае выявления расхождений между отдельными показателями налоговых деклараций и данными отчетных форм налоговый орган может потребовать представить пояснения причин таких расхождений ( НК РФ). При этом в некоторых случаях такие расхождения могут стать основанием для проведения углубленной камеральной проверки или для включения организации в список претендентов на выездную проверку ( ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@).

Для того чтобы пользователи системы ГАРАНТ смогли методично и последовательно провести проверку отчетности перед отправкой, экспертами компании «Гарант» подготовлены таблицы взаимоувязки показателей – хорошее подспорье на завершающем этапе проверки.

Таблицы взаимоувязки вы найдете в следующих материалах «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность»:

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о движении денежных средств;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета об изменениях капитала;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Пояснений к балансу и Отчету о финансовых результатах;

Взаимоувязка показателей Отчета о финансовых результатах и Отчета об изменениях капитала.

Чтобы найти эти материалы в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: взаимоувязка показателей.