Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Списание дебиторской задолженности проводки в бюджетном учреждении. Списание кредиторской задолжности в бюджетном учреждении Задолженности в казенном учреждении

Списание дебиторской задолженности проводки в бюджетном учреждении. Списание кредиторской задолжности в бюджетном учреждении Задолженности в казенном учреждении

Как и в любом другом предприятии, бюджетные учреждения тоже составляют бухгалтерский баланс, куда вносят информацию по ДЗ и КЗ. Со временем у обоих видов задолженностей может истечь срок давности, после чего их нужно будет списать. Но делать это нужно правильно. Существуют определенные правила, по которым проводится списание дебиторской и кредиторской задолженности в бюджетном учреждении.

Что входит в ДЗ и КЗ

Согласно действующему законодательству инвентаризация дебиторки и кредиторки должна осуществляться один раз в год, по результатам которой составляется отчет. При этом не запрещается производить дополнительные проверки, организованные руководством предприятия или бухгалтерским отделом.

Примером внеплановых проверок могут быть:

  1. Сверка ДЗ и КЗ по контрагентам или периодам задолженности.
  2. Подписание актов инвентаризации с партнерами, которое зачастую производится один раз в квартал.
  3. Уточнение данных по кредитору или должнику (его существование, юридический адрес, контакты, реквизиты и т. д.).

В бухгалтерском балансе возможно образование следующих видов просроченных ДЗ или КЗ:

  1. Расчет с покупателем или поставщиком за определенные услуги или продукцию.
  2. Авансы и предоплаты.
  3. Превышение или недовыплата з/п сотрудникам.
  4. Выданные или полученные займы.
  5. Компенсация ущерба и т. д.

Если должник не погасил всю сумму, положенную организации, вовремя, то ДЗ может стать просроченной. Кредиторка и дебиторка с истекшим сроком давности зачастую становятся безнадежными, то есть получить средства невозможно. Именно в этом случае производится списание всех видов задолженностей. Однако действовать нужно в соответствии с существующими правилами и порядком.

Списанию подлежат задолженности, вернуть которые не предоставляется возможным

Основания для списания

Согласно ГК РФ существует несколько причин считать задолженность безнадежной:

  1. Если срок исковой давности истекает или уже подошел к концу.
  2. Невозможность исполнения обязательств по займу.
  3. По результатам акта, составленного соответствующими государственными органами.
  4. Смерть должника.
  5. Ликвидация юрлица.

Эти причины являются основаниями для списания кредиторской или дебиторской задолженностей. Также в расчет берутся события, которые не зависят от сторон (природные катаклизмы, войны, эпидемии и т. д.). Чтобы использовать это в качестве основания, нужно документально подтвердить, что чрезвычайное происшествие имело место быть. Для этого подойдут сводки из метеослужбы, справки, взятые в МЧС или военное положение в стране и регионе.

Если кредитор или дебитор подал в суд, чтобы вернуть долг, то полученный исполнительный лист передается в ФССП. Далее приставы действуют в рамках закона, производят арест счетов, опись имущества и т. д.

Срок исковой давности

В соответствии с действующим на 2018 г. российским законодательством общая длительность этого показателя равна трем годам. Это прописано в ст. 196 ГК РФ. Исчисление этого периода начинается с момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении своих прав.

Некоторые сложности могут возникнуть, если по договору, подписанному обеими сторонами, не предусмотрено истечение срока исполнения долговых обязательств. В таком случае, чтобы востребовать свои деньги, будет не более 30 суток. Поэтому действовать нужно незамедлительно, иначе вы можете потерять свою возможность на получение долга или его списание.

Основанием для списания служит истечение срока исковой давности

Изменять правила и сроки исчисления давности нельзя даже при обоюдном согласии сторон, поскольку они регламентируются Гражданским Кодексом РФ. Прерывание этого периода давности приводит к тому, что задолженность не получится списать со счета. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если подано исковое ходатайство в суд.
  2. Если должник признает свои обязательства.

Прерывание срока давности возможно многократно, когда производятся определенные законодательством действия, способствующие этому. Существуют и другие причины, по которым течение срока давности может прерываться. После устранения проблемы или разрешения вопроса, отсчет начинается по-новому. Если спустя какое-то время он снова будет прерван, то цифра обнуляется. Таким образом, процесс может довольно сильно затянуться.

Просроченная ДЗ и КЗ

В первую очередь производится инвентаризация, сведения по которой вносятся в документы по бухучету. Комиссия, осуществляющая эту процедуру, обязана установить следующее:

  1. Верность всех расчетов, произведенных банками, финансовыми предприятиями, контрагентами и т. д.
  2. Правильность задолженностей, возникших в ходе хищений и недостач. Причем они должны быть обоснованными.
  3. Соответствие дебиторской и кредиторской задолженностей с реальным положением вещей. Обоснование тоже должно быть.

Полученную информацию отражают в описи, которую составляют по результатам произведенной проверки. Документ должен быть составлен правильно, а вся указанная в нем информация достоверной и соответствовать действительности.

Списание любых задолженностей производится по каждому отдельно взятому долгу, в соответствии с итогом инвентаризации, а также письменного указа руководителя компании. Если есть все основания, то бухгалтер производит списание невостребованной кредиторской или дебиторской задолженности в бюджетном учете. Для любого предприятия, бюджетного или коммерческого, такой исход является довольно выгодным, поскольку должник может избавиться от своих обязательств. Для кредитора данная процедура тоже может быть полезной, поскольку избавляет от ненужной бюрократии. Однако все индивидуально, и каждая, отдельно взятая, ситуация сильно отличается от другой.

Просроченная задолженность должна быть списана

Иногда происходит возникновение скрытой кредиторской задолженности в бюджетных учреждениях. Это происходит чаще всего из-за распространенной системы оплаты приобретения продукции или услуг с внесением предоплаты. Чтобы ее выявить, необходимо произвести анализ всех расходов и доходов организации.

Ключевой особенностью, относящейся к списанию задолженностей в БУ, является вынесение суммы за пределы основного ББ. Забалансовые счета работают приблизительно по такому же принципу, как и другие. То есть материальные поступления отражаются в дебете, а изъятия денежных средств из бюджета – по кредиту. Никаких корреспонденций нет.

Система учета довольно упрощенная в сравнении с аналогичной у коммерческих предприятий. Имеются определенные особенности и нюансы, затрудняющие отслеживание поступлений и списаний. Поэтому заниматься ведением отчетной документации должны только специалисты, а не дилетанты. Причем государственных учреждений это касается в первую очередь, поскольку они используют для осуществления своей деятельности средства, поступающие из бюджета.

Проводки при списании ДЗ и КЗ

Эта операция осуществляется, только если комиссия принимает решение, по которому нужно произвести соответствующую процедуру. Все показатели по просрочке указываются на счету 0.401.10.173. Он используется во всех случаях, когда приходится списывать кредиторку или дебиторку в казенном учреждении. В регламенте при этом указываются различные пункты:

  • 150 (инструкция 174н);
  • 178 (инст. 183н);
  • 167 (162н).

Невостребованная КЗ списывается с забаланса, когда произведена инвентаризация и подписан акт по контролю бухгалтерского учета. Это отличие от аналогичной процедуры, производимой в коммерческих предприятиях, очень важно. Ведь весь порядок действий из-за этого меняется, а проводки совершенно иные.

В бухучете списание задолженностей сопровождается проводками

При этом делаются следующие записи:

  1. Дт 2.302.25.000 Кт 2.401.10.173 – это означает списание невостребованной кредитной задолженности.
  2. Дт 20, которая подразумевает вынесение КЗ или ДЗ за пределы основного баланса.

Осуществлять все расчеты и заполнять соответствующие документы должен только подготовленный человек, имеющий подходящую квалификацию и образование. Составить документ может как штатный бухгалтер, так и приглашенный для разовой работы из специализирующегося на подготовке отчетных бумаг агентства.

Если работать с документацией будут непрофессионалы или некомпетентные лица, то могут возникнуть несоответствия, что повлечет за собой не самые лучшие последствия. Разумеется, такое положение дел ни одному предприятию не желательно.

Итог

Согласно российскому законодательству государственное предприятие имеет право списать просроченную ДЗ или невостребованную КЗ. Главное, что нужно учитывать при этом:

  1. Своевременное осуществление данной процедуры.
  2. Произведение инвентаризации по всем правилам.
  3. Подготовка необходимой для списания документации.
  4. Осуществление всех операции и т. д.

Зная, как списать дебиторскую задолженность прошлых лет, какие проводки делать в бюджете, порядок проведения проблем не возникнет особых сложностей.

Важно не забывать о сроках давности, а также о необходимости произведения точных расчетов и перепроверке полученных данных. Если учесть все нюансы и специфику бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, то списание будет несложным.

В любых организациях, включая государственные, которые получают большую часть обеспечения из бюджета страны, региона или города, одним из важнейших показателей эффективности является бухгалтерский баланс. В нем учитываются все задолженности. Со временем они могут стать просроченными. В таком случае их можно списать, если соблюдены все условия, оговоренные в ГК РФ.

Узнать о списании дебиторки с кредиторкой можно из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

К нам в редакцию часто поступают вопросы, связанные с учетом безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей. Разобраться в этом непростом вопросе нам помогут К.В. СЕРГЕЕВА, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета и Г.А. БЕЗРУЧЕНКО, эксперт по бюджетному учету, фирма «1С».

Как известно, несвоевременное списание безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей приводит к искажению данных бюджетной отчетности, а следовательно, к их недостоверности.

Прежде чем отразить в бюджетном учете списание указанных задолженностей, необходимо их «выявить», то есть определить, какую числящуюся в учете задолженность можно признать безнадежной (нереальной для взыскания) или невостребованной.

Критерии признания
В части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей необходимо ориентироваться на нормы гражданского законодательства.

Гражданский кодекс предусматривает следующие основания признания задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признают те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Внимание
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, регулирует только порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания (погашения).
Первое, что следует сделать, - определить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств:

  • критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской - к невостребованной;
  • перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию.

Срок исковой давности
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим пункт 2 статьи 314 Гражданского кодекса: обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной).

Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает Гражданский кодекс и другие законы (ст. 198 ГК РФ). В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бюджетного учета.

Согласно статье 203 Гражданского кодекса течение срока исковой давности прерывается в случае:

  • предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (однако если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается);
  • совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», письмо УФНС по г. Москве от 2 августа 2006 г. №20-12/68343):
  • претензии;
  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • изменение договора, из которого следует, что должник признает наличие долга;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга;
  • подписание акта сверки задолженности, то есть письменное подтверждение признания наличия задолженности, и т. п.
Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, то есть срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается.

Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило вышеперечисленные действия, и без какого-либо ограничения.

Внимание
Возникновение безнадежной дебиторской задолженности является выведением части активов из хозяйственного оборота. Поэтому необходимо контролировать своевременность погашения дебиторской задолженности, вести работу по взысканию просроченной задолженности и не допускать по необъективным причинам истечения срока исковой давности.

Инвентаризация
Безнадежная дебиторская и невостребованная кредиторская задолженности выявляются по результатам инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, проверяя документы о состоянии расчетов, должна установить (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
В соответствии с Рекомендациями по применению регистров бюджетного учета (приложение 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н) сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, включая дебиторскую (кредиторскую) задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

Сведения о дебиторской задолженности по доходам у администратора поступлений (в органе государственной власти), включая суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов по доходам (ф. 0504091). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Бюджетный учет
Списание задолженности производятся по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации. Решение о списании задолженности с учета должно быть в обязательном порядке согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.

Дебиторская задолженность
При наличии соответствующих оправдательных документов бухгалтер должен списать с балансового учета безнадежную дебиторскую задолженность. Согласно пункту 148 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее - Инструкция), списание задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам отражают следующим образом:

Дебет 0 401 01 273

Кредит 0 207 00 000
«Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам».

Аналогично, по нашему мнению, отражается списание иной безнадежной дебиторской задолженности*:

Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит 0 205 хх 660 (0 206 хх 660, 0 208 хх 660, 0 209 хх 660).

* Аналогичный порядок списания задолженности по таможенным и иным платежам приводится в пунктах 29, 72, 99 Инструкции о порядке ведения бюджетного учета начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 31 октября 2006 г. № 1078.

Одновременно задолженность неплатежеспособных дебиторов принимают к учету на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», где она учитывается в течение пяти лет с момента списания с баланса для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 236 Инструкции). Аналитический учет по счету 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц.

Суммы, полученные в погашение задолженности, списывают с забалансового счета и перечисляют в доход соответствующего бюджета.

Обратите внимание: администратором поступлений списание безнадежной дебиторской задолженности по налогам и сборам производится в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса.


При осуществлении предпринимательской деятельности следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, приравниваются к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ)**.

** Более подробно о налогообложении дебиторской и кредиторской задолженностей читайте в № 3/2007.

Как уже было отмечено, определение безнадежных долгов приведено в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса. По другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 6 февраля 2007 г. № 03-03-07/2).

Следует отметить следующий момент: по разъяснениям налоговых органов при исчислении базы по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2007 года организация вправе была учесть в составе внереализационных расходов суммы убытков по безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности, которые подтверждены актом сверки задолженности с покупателем, датированным 2004 годом, если в последующие годы такие сверки не производились.

В письме УФНС по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/036354 приведен перечень документов, которыми должны быть подтверждены суммы и даты образования безнадежных долгов для целей налогообложения:

  • договоры, в которых указаны даты сроков платежей;
  • товарные накладные;
  • акты выполненных работ либо оказанных услуг;
  • акты приема-передачи товаров;
  • акты выверки задолженности с организациями- дебиторами;
  • акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода 2007 года, свидетельствующие о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
  • приказы руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.
Кредиторская задолженность
На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (приложение 1 к Инструкции) списание кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков, по которой истек срок исковой давности, отражается следующей записью:

Дебет 0 302 хх 830

Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами».

В аналогичном порядке оформляют списание невостребованной депонентской и иной кредиторской задолженности.

Внимание
Для целей налогообложения прибыли доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако при определении налогооблагаемой базы не учитываются суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Предпринимательская деятельность
При списании невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках предпринимательской деятельности, особое внимание необходимо уделить НДС, который был предъявлен поставщиком товаров (работ, услуг).

Расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным расходам, если кредиторская задолженность по такой поставке списана в отчетном периоде (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанная норма применяется к суммам НДС, которые до списания кредиторской задолженности не были приняты к зачету в установленном порядке.

Сумма НДС при списании кредиторской задолженности определяется по ставке, действовавшей в момент образования задолженности. К примеру, если списывается задолженность, относящаяся к 2003 году, то НДС на расходы следует списывать по ставке 20 процентов (а не 18, как сейчас).

Учитывая необходимость списания НДС, бухгалтерские записи в рамках осуществления предпринимательской деятельности будут выглядеть следующим образом:

1. Дебет ФКР* 2 302 хх 830
Кредит КД 2 401 01 173

- списана невостребованная кредиторская задолженность на основании оправдательных документов;

* При осуществлении приносящей доход деятельности в 4–17 разрядах счета бюджетного учета указываются нулевые значения.

2. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КР 2 210 01 660

- списан НДС, предъявленный постащиком и не принятый к вычету;

3. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КД 2 303 03 730

- начислен налог на прибыль с разницы между суммой списанной задолженности и суммой НДС.

Если предъявленный поставщиком НДС был в установленном порядке принят к вычету, то для целей налогообложения у учреждения не возникает внереализационных расходов (соответственно записи № 2 не будет). В этом случае налог на прибыль начисляется и уплачивается в бюджет со всей суммы внереализационного дохода, отраженного на счете 2 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (с суммы проводки № 1).

Вопрос в тему
Вопрос: Расчеты за фактически оказанные услуги (коммунальные услуги, связь, страхование, охрану объекта, обслуживание вычислительной техники и т. д.) мы производим на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ в месяце, следующем за отчетным, в течение пяти дней, как предусмотрено условиями договоров. В бюджетном учете все операции, связанные с услугами, мы отражаем в момент совершения оплаты (в период с 10 по 25 число или по мере получения документов по оплате). Территориальное управление Росфиннадзора проводило ревизию финансово-хозяйственной деятельности нашего учреждения и отметило в акте несвоевременность отражения кредиторской задолженности. По их мнению, получив документы на оплату услуг (например, в январе за декабрь, в феврале, за январь или декабрь и т. д.), необходимо вернуться к месяцу предоставления услуг (декабрь, январь) и отразить в этом месяце (в декабре, январе) кредиторскую задолженность в сумме предоставления услуг. Правы ли ревизоры?

Ответ: Согласно Инструкции по бюджетному учету расчеты с поставщиками за оказанные услуги и подрядчиками за выполненные работы отражают на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения» (0 401 01 221, 0 401 01 222, 0 401 01 223, 0 401 01 224, 0 401 01 225, 0 401 01 226, 0 401 01 290) (п. 182 Инструкции по бюджетному учету).
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н, в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) по строке 150 приводятся:

  • по бюджетной деятельности - суммы начисленных расходов по данным счетов 1 401 01 200 «Расходы учреждения» и 1 401 02 200 «Расходы резервного фонда»;
  • по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 2 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.
Принцип начисления предполагает отражение расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Следовательно, суммы оказанных услуг нужно отражать в том отчетном периоде (месяце), к которому они относятся, вне зависимости от сроков и условий оплаты, установленных в договоре с поставщиком.

Документом, подтверждающим факт оказания услуг, является акт (или, в соответствии с условиями договора, заменяющий его документ). Именно на его основании и отражаются суммы начисленной кредиторской задолженности за оказанные услуги (выполненные работы) и признается факт расхода в бюджетном учете и отчетности.

Вместе с тем документы от поставщика могут поступать в учреждение в соответствии с условиями договора в разное время (например, до 5 или 10 числа месяца, следующего за отчетным). В связи с этим возможны следующие варианты отражения расходов в учете в зависимости от того, установлена фиксированная стоимость услуг за месяц или стоимость услуг можно определить только после получения акта (по факту).

1. Если акт (например, за услуги, оказанные в июне) поступает после окончания отчетного периода, но до представления в установленном порядке бюджетной отчетности, то суммы расходов отражают в том отчетном периоде, к которому они относятся (в июне). В данном случае не имеет значения, установлена фиксированная месячная стоимость услуг или стоимость услуг определяется по «факту их оказания». При этом, чтобы не было вопросов со стороны проверяющих органов относительно даты акта (акт может быть датирован, к примеру, 5-м июля) и даты начисления расходов (30 июня), целесообразно составить Справку (ф. 0504833) от 30 июня, которая и будет являться первичным документом для начисления расходов в учете.

2. Если акт при фиксированной стоимости услуг за месяц (коммунальные платежи, охранные услуги, арендная плата и т. п.) поступает в учреждение после представления отчетности, то в ней также следует отразить начисленный расход с оформлением Справки (ф. 0504833).

3. Если стоимость услуг определяется по факту их оказания (на конец отчетного периода учреждение не может знать стоимости оказанных услуг) и акт поступает после представления отчетности, то только в таком случае в силу обстоятельств учреждение вправе отразить расходы в следующем отчетном периоде. Вместе с тем, поскольку Инструкцией по бюджетному учету указанный порядок не регламентирован, учреждение должно иметь документы, подтверждающие факт получения акта после даты представления отчетности. Кроме того, такой порядок начисления расходов должен быть обоснован и раскрыт в положении об особенностях ведения бюджетного учета и согласован с главным распорядителем средств бюджета. (п. 181 Инструкции по бюджетному учету). Суммы оказанных услуг отражают по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" , руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области , утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп , статьей 21 Устава Иркутской области , приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области.

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.


образования Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждено
приказом
министерства образования
Иркутской области
от 1 июня 2015 года
N 48-мпр

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ , которое устанавливает порядок учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области (далее - Положение, Министерство), и осуществления контроля за состоянием показателей дебиторской и кредиторской задолженности, направленного на недопущение возникновения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности учреждений.

2. В данном Положении используются следующие понятия:

Кредиторская задолженность - это задолженность, возникающая в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (государственными контрактами) на предоставление товаров, работ, услуг (далее - договоры, контракты);

Текущая кредиторская задолженность - задолженность, возникающая в соответствии с исполнением обязательств по договорам в рамках трудового, гражданского, административного, налогового законодательства, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Просроченная кредиторская задолженность - это задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договорами, контрактами, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Невостребованная кредиторская задолженность - это задолженность, которая подлежит списанию и признается задолженностью в связи с ликвидацией кредитора и вследствие прекращения обязательств, связанных со смертью должника, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Необоснованная кредиторская задолженность - это задолженность, которая не подтверждена актами сверок взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками; задолженность, по которой истек срок исковой давности; задолженность, возникшая в результате принятия учреждением обязательств сверх утвержденных с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных областных учреждениях, для казенных учреждений, сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;

Дебиторская задолженность - предварительная оплата за товары, работы, услуги, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Просроченная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не погашена в установленный срок, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;

Необоснованная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не подтверждена актами сверок взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях.

3. Бюджетные и автономные областные учреждения, казенные учреждения самостоятельно осуществляют оперативный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности.

Глава 2. МОНИТОРИНГ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4. В целях обеспечения текущего контроля за состоянием показателей дебиторской и кредиторской задолженности и недопущения возникновения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности учреждения должны осуществлять оперативный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности.

5. Оперативный мониторинг просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять на основании ежемесячных сведений на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем. Сведения о просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности представляются в Министерство до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и должны содержать сумму, дату возникновения, код бюджетной классификации, указание контрагента и объяснение причин увеличения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.

6. Оперативный мониторинг текущей дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять на основании ежемесячных сведений на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем. Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности представляются в отдел исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с бухгалтерской отчетностью по форме 0503169 - по автономным и казенным учреждениям, по форме 0503769 - по бюджетным учреждениям (пояснительная записка, на основании чего она возникла) и должны содержать сумму, код бюджетной классификации, дату возникновения, указание контрагента, объяснение причин увеличения дебиторской и кредиторской задолженности.

7. Результаты проводимого оперативного мониторинга просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности используются в целях:

1) выявления отклонений дебиторской и кредиторской задолженности на текущую отчетную дату от задолженности на предыдущую отчетную дату;

2) выявления причин образования просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности;

3) своевременного принятия мер, направленных на устранение и недопущение просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.

8. Ежегодно, до сдачи годовой отчетности, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, учреждениям необходимо проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, определять объем просроченной и текущей задолженности.

9. Ежегодно, в период сдачи годовой бухгалтерской отчетности, согласно утвержденным срокам учреждения представляют в Министерство к форме бухгалтерской отчетности (форма 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности") сведения о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с приложением актов сверок. К результатам инвентаризации прилагается пояснительная записка (с указанием даты возникновения, поставщика, кода бюджетной классификации) мероприятий по погашению задолженности, принятых в учреждениях по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПРОСРОЧЕННОЙ И НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

10. В случае выявления необоснованной просроченной кредиторской задолженности в бюджетных, автономных учреждениях проводятся мероприятия по оптимизации расходов и оперативного погашения за счет средств внебюджетной деятельности, а в казенных учреждениях в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.

11. В случае недостаточности средств, предусмотренных на текущий финансовый год, для погашения необоснованной просроченной кредиторской задолженности в учреждениях осуществляются следующие мероприятия:

1) требуется утвердить форму графика погашения необоснованной просроченной кредиторской задолженности с основными кредиторами, за подписью двух сторон;

2) подписание соглашений о реструктуризации, необоснованной просроченной кредиторской задолженности с основными кредиторами, включающих в себя графики погашения задолженности.

12. В случае возникновения необоснованной просроченной кредиторской задолженности руководитель учреждения представляет в Министерство план организационных мероприятий по урегулированию просроченной задолженности.

13. Министерство обеспечивает ежеквартальный, оперативный учет состояния необоснованной просроченной кредиторской задолженности.

14. Руководители учреждений несут дисциплинарную ответственность за возникновение необоснованной просроченной кредиторской задолженности в соответствии с законодательством.

Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

15. В случае выявления просроченной дебиторской задолженности в учреждениях осуществляются мероприятия по погашению задолженности или возврату средств:

Проведение переговоров с должником;

Истребование просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.

16. Министерство обеспечивает ежеквартальный, оперативный учет состояния дебиторской, в том числе просроченной, задолженности в соответствии с представленными от учреждений пояснительными записками.

17. Руководители учреждений несут дисциплинарную ответственность за возникновение просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Глава 5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОГАШЕНИЮ ПРОСРОЧЕННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

18. Представленные учреждениями сведения в министерстве образования подлежат обобщению и анализу. Результаты мониторинга кредиторской задолженности учреждений используются в целях выявления и оперативного реагирования на факты возникновения просроченной кредиторской задолженности, ее сокращения и недопущения в будущем.

19. При проведении анализа министерство образования осуществляет:

1) анализ структуры и динамики показателей дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, для бюджетных и автономных областных учреждений по классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) и для казенных учреждений, в разрезе разделов по КОСГУ;

2) проводит оценку отклонений кредиторской задолженности на отчетную дату по сравнению с кредиторской задолженностью на начало каждого отчетного периода;

3) анализирует информацию учреждений о проведенных мероприятиях по снижению или ликвидации просроченной кредиторской задолженности, по ее погашению.

20. Министерство образования по результатам мониторинга представляет в министерство финансов Иркутской области реестр кредиторской задолженности учреждений.

Глава 6. ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

21. Министерство образования по результатам мониторинга за отчетный финансовый год вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представляет в министерство финансов Иркутской области информацию с подробным анализом проведенных мероприятий, направленных на снижение просроченной задолженности и недопущение возникновения необоснованной задолженности.

Глава 7. СПИСАНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

22. По результатам инвентаризации, проведенной на 1 января года, следующего за отчетным, в учреждении определяется объем невостребованной или неподтвержденной кредиторской задолженности.

23. Невостребованной кредиторской задолженностью, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:

Ликвидация кредитора (юридического лица - по истечении срока исковой давности);

Вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника.

24. Неподтвержденной кредиторской задолженностью, по которой еще не истек срок исковой давности, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:

Не подтверждена по результатам инвентаризации.

25. Основаниями для списания невостребованной кредиторской задолженности и не подтвержденной по результатам инвентаризации являются следующие документы:

Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и прочими кредиторами;

Решение инвентаризационной комиссии;

Письменное обоснование для списания задолженности;

Обращение руководителя учреждения к министру образования Иркутской области о списании кредиторской задолженности с отметкой "Согласовано";

Приказ руководителя учреждения на списание невостребованной кредиторской задолженности.

26. Списанные со счетов бюджетного учета суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором и не востребованные кредиторами, учитываются на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами" в течение срока исковой давности.

Глава 8. СПИСАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ИЛИ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ


27. По результатам инвентаризации, проведенной на 1 января месяца, следующего за отчетным годом, учреждение определяет объем просроченной или невостребованной дебиторской задолженности, которая признается таковой по следующим основаниям:

По истечении срока исковой давности;

Вследствие прекращения обязательства актом государственного органа;

Вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника;

Вследствие прекращения обязательства, в связи с ликвидацией должника.

28. Основанием для списания просроченной или невостребованной дебиторской задолженности является приказ учреждения, согласованный с главным бухгалтером отдела исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности, после рассмотрения документов, подтверждающих факт безнадежности задолженности и невозможности ее погашения. Учреждению необходимо представить в Министерство следующие документы:

Документы, подтверждающие поставку товара, выполнение работ, предоставление услуг (акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры);

Платежные документы, подтверждающие дату оплаты аванса;

Акты проведенной инвентаризации;

Документы, подтверждающие нереальность взыскания долга, если долг списывается до истечения срока исковой давности;

Выписка из ЕГРЮЛ с расшифровкой о том, что организация-должник ликвидирована;

Акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника, постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа;

Документы учреждения по расследованию причин образования задолженности.

29. После списания с баланса учреждения дебиторской задолженности ее в течение пяти лет с момента списания необходимо учитывать на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Исполняющая обязанности министра
образования Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 1

Определение дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность в соответствии как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся организации от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.

На практике возникают ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно взыскать, и в этом случае применяется процедура ее списания.

В соответствии с п. 120 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), по правилам бухгалтерского учета списать с баланса бюджетного учреждения можно только нереальную к взысканию дебиторскую задолженность неплатежеспособных дебиторов.

Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из следующих условий:

  • истек срок исковой давности (ст. ст. 196, 197 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Необходимо отметить, что согласно Письму Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, если есть несколько оснований признать долг безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований.

Возможность списания задолженности перед федеральным бюджетом

Порядок списания задолженности перед федеральным бюджетом регламентирован Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н "Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией)". Согласно п. 3 вышеупомянутого Порядка списанию с учета в соответствии с настоящим Порядком подлежит задолженность:

а) должников, ликвидированных в установленном законом порядке (кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);

б) по обязательствам (в том числе вытекающим из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии), прекратившимся по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);

в) по требованиям, которые в соответствии с законом считаются погашенными;

г) по обязательствам (сделкам), признанным судом:

  • недействительными;
  • исполненными (погашенными);
  • невозникшими (незаключенными);
  • оформленными поддельными (подложными, ложными, фальшивыми, фиктивными, сфабрикованными, сфальсифицированными) документами;
  • совершенными не существовавшими на момент совершения сделки (в том числе вымышленными, мнимыми, фиктивными) лицами, подставными, неустановленными, неизвестными лицами, лицами, действовавшими от их имени, а также иными лицами, не обладавшими на момент совершения сделки необходимой правоспособностью (полномочиями).

В бюджетном учете основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности как нереальной к взысканию могут служить:

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

Отражение нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности

Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании подтверждающих документов отражается:

  1. в части задолженности по доходам:

Дебет X 401 10 173 "Доходы текущего финансового года"

Кредит X 205 XX 660 "Уменьшение расчетов по доходам";

  1. в части задолженности по расходам:

Дебет X 401 20 273 "Расходы текущего финансового года"

Кредит X 206 XX 660 "Уменьшение расчетов по выданным авансам".

Одновременно производится бухгалтерская запись:

Дебет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Списанная с баланса дебиторская задолженность в течение пяти лет с момента ее списания учитывается на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" (п. 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).

Счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию, и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания, в случае изменения имущественного положения должников.

Учет на забалансовом счете ведется по следующей схеме. Инвентаризация дебиторской задолженности проводится в порядке и в сроки, установленные в соответствии с положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и правил учетной политики учреждения исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений вышеуказанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по каждому должнику с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания (п. 340 Инструкции N 157н).

Налогообложение безнадежных долгов

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам и учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов, в случае если вышеуказанные убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, приносящей доход.

В противном случае убытки в сумме безнадежных долгов не включаются в состав внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль, если убытки понесены учреждением в рамках осуществления деятельности, не связанной с получением дохода (абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Ведение бухгалтерского учета дебиторской задолженности

Пример. У медицинского учреждения возникла дебиторская задолженность в связи с недопоставкой медицинского оборудования поставщиком ООО "МедТорг". Сумма по договору поставки медицинского оборудования за счет бюджетных средств составила 750 000 руб.

По условиям договора был перечислен аванс в размере 30% в сумме 225 000 руб. Поставщик частично поставил медицинское оборудование на сумму 152 220 руб. (в том числе НДС). Организация-поставщик была признана банкротом, и задолженность перед медицинским учреждением не была погашена. В результате процедуры банкротства было вынесено решение суда о невозможности удовлетворения требований медицинского учреждения из-за недостаточности имущества обанкротившегося поставщика.

По рассмотренному примеру в бюджетном учете делаются следующие записи.

  1. Аванс в размере 30% перечислен поставщику по договору поставки за медицинское оборудование:

Дебет 1 206 31 560 "Увеличение расчетов по авансам по приобретению основных средств"

Кредит 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по основным средствам"

  • 225 000 руб.
  1. Частично получено медицинское оборудование от поставщика:

Дебет 1 106 31 310 "Увеличение вложений в основные средства"

Кредит 1 302 31 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

  • 152 220 руб.
  1. Произведен зачет ранее перечисленного аванса на приобретение медицинского оборудования:

Дебет 1 302 31 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

  • 152 220 руб.
  1. Списание нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании акта инвентаризации расчетов, решения суда, приказа руководителя и решения инвентаризационной комиссии:

Дебет 1 401 20 273 "Расходы текущего финансового года"

Кредит 1 206 31 660 "Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств"

  • 72 780 руб. = (225 000 - 152 220).
  1. Принятие списанной нереальной к взысканию дебиторской задолженности на забалансовый учет:

Дебет 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов"

  • 72 780 руб.

На практике встречается ситуация, при которой дебиторская задолженность числится на балансе учреждения и не имеется достаточных оснований для ее списания. В этом случае ее списание возможно только по истечении срока исковой давности. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.

Следует отметить, что перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Пример (продолжение). Допустим, ООО "МедТорг" - поставщик медицинского оборудования - не был признан банкротом по решению суда. В связи с экономическим кризисом он стал неплатежеспособным, и руководство ООО "МедТорг" продало бизнес со всеми активами и обязательствами крупному поставщику "МедКомп". В этом случае медицинское учреждение предъявляет требования по задолженности к правопреемнику бывшего поставщика, то есть к компании "МедКомп". Срок исковой давности не изменяется и определяется на основании договора с ООО "МедТорг".

В течение срока исковой давности дебиторская задолженность может быть погашена. В этом случае, если бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств, оно перечисляет возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета.

В бюджетном учете делаются следующие бухгалтерские записи.

  1. Поступление на счет учреждения дебиторской задолженности:

Дебет X 304 05 XXX, X 201 11 510, X 201 21 510 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", "Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства", "Поступление денежных средств учреждения на счета в кредитной организации"

Кредит X 206 XX 660 "Расчеты по выданным авансам".

  1. Отражена сумма дебиторской задолженности на основании извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов:

Дебет X 304 04 100 "Внутриведомственные расчеты по доходам"

Кредит X 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет".

Дебет X 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит X 304 05 XXX, X 201 11 610, X 201 21 610 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом", "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства", "Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации".

Пример (продолжение). По истечении года со дня начала исчисления исковой давности на лицевой счет в органе Федерального казначейства поступили денежные средства от компании "МедКомп" в размере 72 780 руб. как возврат по договору поставки медицинского оборудования. В этом случае в бюджетном учете будут произведены следующие записи.

  1. Поступление денежных средств на лицевой счет в качестве возврата по договору поставки:

Дебет 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств"

Кредит 1 206 31 660 "Уменьшение расчетов по авансам по приобретению основных средств"

  • 72 780 руб.
  1. Начислена сумма дебиторской задолженности по возврату в доход бюджета:

Дебет 1 401 01 130 "Внутриведомственные расчеты по доходам"

Кредит 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

  • 72 780 руб.
  1. Перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности:

Дебет 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Кредит 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".

С.С.Стругова

Ст. преподаватель

кафедры бухгалтерского

учета и аудита

Костромского государственного

технологического университета