Меню
Бесплатно
Главная  /  ВТБ24  /  Региональная структура страхового рынка. Региональный рынок страховых услуг Региональный рынок страховых услуг

Региональная структура страхового рынка. Региональный рынок страховых услуг Региональный рынок страховых услуг


В региональном распределении страховой премии как одного из важнейших показателей страховой деятельности явно доминирует Москва. Размер премии, аккумулированной московскими страховщиками, в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств.

Заметный отток страховых средств из регионов порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это – достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами, включая меры по соблюдению Конституции РФ и федерального законодательства.

Таблица 1.7. Распределение страховой премии по регионам, 1997 г.

Источник: данные Госкомстата РФ.

Изменения системы налогообложения и инвестирования резервов могло бы ослабить конфликт интересов федеральных страховщиков и регионов России. В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации (фирмы), т.е. преимущественно в Москве. Сложившийся порядок обусловлен механизмом определения прибыли с учетом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам), отсутствием у последних самостоятельного баланса. Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, чаще всего «доброй» волей федеральных страховщиков, причем каждый из них вправе поступать по-своему.

Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств можно путем замены налогообложения прибыли от страховой деятельности налогообложением страховой премии. В этом случае каждый регион будет получать в свой бюджет твердо установленную долю от заработанной на его территории страховой премии. Тем самым будут сняты существующие на практике противопоставления «своих» и «чужих» страховщиков, главным критерием будет эффективность работы, отражающаяся в приросте страховой премии и отчислений в бюджет.

Важным направлением согласования интересов всех сторон является инвестирование части технических и свободных резервов на территории региона. При этом, во-первых, должны соблюдаться законодательные требования и рекомендации органа страхового надзора к размещению резервов. Во-вторых, необходимо отказаться от практики, когда под давлением региональных администраций страховщики осуществляют инвестиции, приводящие к утрате вложенных средств и банкротству компаний. Однако ключевой проблемой является наличие надежных финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы страховые резервы. К числу таких инструментов в разрезе отношений страховых компаний с регионами могли бы относиться муниципальные ценные бумаги и акции местных компаний. Реальное решение этой проблемы тесно связано с восстановлением финансовых рынков в России, устойчивой кредитоспособностью регионов, что потребует, по меньшей мере, нескольких лет.

Страховщики ищут более эффективные пути закрепления на региональных рынках. В частности, получает распространение практика заключения соглашений о сотрудничестве ведущих российских компаний с администрациями краев и областей. Так, «Росно» заключила соглашение с администрациями Ленинградской и Саратовской областей, Промышленно-страховая компания – с Липецкой, Орловской и Тульской областями. В том же направлении действует страховая группа «Спасские ворота», группа «Ренессанс-Страхование» и другие страховщики. В соглашениях предусматривается приоритет деятельности страховщиков на территории региона в обмен на инвестиции средств в региональные объекты.

В большинстве российских промышленных регионов, включая Свердловскую, Тюменскую, Томскую и Иркутскую области, происходит сокращение имущественного страхования. Обострение экономического кризиса, приведшего к дальнейшему сокращению в 1998 г. объемов производства, оказало негативное влияние на размеры имущественного страхования. В то же время, в целом ряде регионов доля обязательного страхования заметно превышает средний уровень по России. В Бурятском АО она составляет 100%, в Магаданской, в Камчатской, в Астраханской областях, в Ставропольском крае колеблется от 91 до 95%. Это отражает очень слабое развитие в данных регионах добровольных видов страхования.

В 2007 году Центральный федеральный округ продолжает сохранять лидирующую позицию в структуре совокупной страховой премии (с учетом страховой премии по ОМС), сборы составили 45,7% или 348,7 млрд. руб. страховой премии. Но доля Центрального федерального округа постепенно уменьшается (в 2004 году она составляла 58%, в 2005 году - 48%, в 2006 году - 47,4%, в 2007 году - 45,7%) несмотря на рост абсолютного размера страховой премии по данному федеральному округу (в 2006 году на 14%, в 2007 году на 20%). Рост в региональной структуре премий происходил в 2007 году по двум федеральным округам. Доля Уральского федерального округа в совокупной страховой премии увеличилась с 7,6% в 2006 году до 9% в 2007 году и Приволжского федерального округа с 13,5% до 14,5%.

Существующее неравномерное распределение страховой премии обусловлено разной степенью экономического развития регионов и соответствует распределению страховых организаций по территории Российской Федерации. Бесспорным лидером по числу страховых организаций продолжает оставаться Центральный федеральный округ (более 50% от общего числа) за счет страховщиков, находящихся в Москве. В 2007 году происходит сокращение числа страховых организаций по всем федеральным округам Российской Федерации, в большей степени в Центральном федеральном округе (на 19 страховщиков) и Приволжском федеральном округе (на 13 страховщиков). Следует отметить, что в 34 регионах Российской Федерации отсутствуют страховые организации, что составляет 38% от общего числа регионов Российской Федерации. В частности, страховые организации не зарегистрированы в 5-ти регионах Центрального ФО, в 6-ти регионах Северо-Западного ФО, в 8-ми Приволжского ФО, в 1-м регионе Уральского ФО, в 7-ми Сибирского ФО, в 3-х Дальневосточного ФО. В 4-х регионах России количество действующих страховых организаций составляет более 30-ти - Москва (392 страховые организации), Санкт-Петербург (56 страховщиков), Московская область (54 страховщика) и Свердловская область (32 страховые организации).

Таблица 4.1 Территориальное распределение страховых премий в 2007 г.

Добровольное

Обязательное (кроме ОМС)

Итого (кроме ОМС)

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Южный федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

ИТОГО:

402 596

479 266

284 348

Таблица 4.2 Территориальное распределение страховых выплат в 2007 г.

Наименование федерального округа

Добровольное

Обязательное (кроме ОМС)

Итого (кроме ОМС)

Обязательное медицинское страхование

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

За пределами Российской Федерации

По всем видам страхования основную долю в структуре страховой премии по федеральным округам продолжает занимать Центральный федеральный округ: по страхованию жизни его доля составляет 53%, по личному страхованию - 49%, по страхованию имущества и финансовых рисков - 57%, по страхованию ответственности - 72%, по ОСАГО - 40%, по ОМС - 32%. Структура страховой премии по страхованию жизни по федеральным округам остается в 2007 году практически неизменной. Более половины рынкастрахования жизни продолжает занимать Центральный федеральный округ, хотя его доля снизилась (с 59% в 2006 году до 52% в 2007 году). Доля Приволжского федерального округа возросла до 25% (в 2006 году она составляла 19%), Сибирского федерального округа снизилась до 6,7% (в 2006 году она составляла 8%), доли остальных федеральных округов не изменились. Лидирующую позицию среди регионов по доле страхования жизни (около 50% от общей премии) продолжает занимать Москва. Второе место по доле премий по страхованию жизни Приволжского федерального округа обусловлено увеличением доли рынка страхования жизни республики Татарстан, которая составила 13%. Превышение размера выплат над премиями по страхованию жизни в 2007 году отмечено в 6 регионах (в 2006 году - в 11 регионах), при этом в Тульской области и Республике Тыва страховые выплаты превышали премии более чем в 2 раза, а в Карачаево-Черкесской республике - в 6,5 раз. Основную долю (56%) страховых премий по добровольному общему страхованию продолжает занимать Центральный федеральный округ, так как 48% собранных премий по общему страхованию приходится на Московский регион (по личному страхованию приходится 42%, по страхованию имущества и финансовых рисков - 48%, по страхованию ответственности - 67%). Второе место по размеру премий занимает Приволжский федеральный округ с долей в 12,1%, третье - Северо-Западный федеральный округ с долей в 10,3%. Страховая премия по всем видам добровольного общего страхования по территории России распределена неравномерно. На долю Тюменской области и Санкт-Петербурга приходится по 6% от собранной страховой премии по личному страхованию, кроме страхования жизни. Страховые организации в Свердловской области собрали 3,1% от общей премии по данному виду, в Московской области - 3%, в Республике Татарстан - 2,4%, в Челябинской области - 2,3%. Структура собранных страховых премий по договорам страхования имущества и финансовых рисков в 2007г практически не изменилась и по-прежнему отличается доминированием Центрального федерального округа. Но степень доминирования в 2007 г. несколько сократилась - с 60 до 57%. Соответственно увеличилась доля таких округов как Уральский, Приволжский и Южный (на 1% каждый). Лидером по сборам страховых премий в данном виде страхования закономерно является г. Москва, на которую пришлось 48% собранной страховой премии. Среди регионов с наибольшим размером собранной страховой премии по договорам страхования имущества и финансовых рисков также не произошло существенных изменений: Санкт - Петербург (7,2%), Московская область (3,7%), Тюменская область (3,3%), Республика Татарстан (2,9%). Следует отметить положительную динамику изменения коэффициентов выплат по данному виду страхования. Если в 2005 г. количество регионов, в которых коэффициент был менее 30% составляло 60, то в 2006 г. их количество уменьшилось до 49, а в 2007 г. - до 30.

Объединяет страховые компании определенного региона. Соответственно его участниками являются организации, сфера деятельности которых распространяется на страховой рынок отдельного региона.

Такой рынок обладает целым рядом специфических характеристик. Прежде всего, его деятельность в значительной мере регулируется на государственном уровне. С другой стороны, значительное влияние на его развитие оказывают рыночные тенденции. Также необходимо учитывать, что региональный рынок является одной из составляющих социальной инфраструктуры определенного региона. Страховые компании оказывают населению очень важные и достаточно дорогостоящие услуги. Их целью выступает обеспечение защиты интересов граждан, причем как личных, так и имущественных, при наступлении негативных ситуаций.

К особенностям регионального рынка страховых услуг можно отнести следующее:

  • он принадлежит к рынкам с высоким уровнем капитализации средств, ведь в нем накапливаются значительные объемы денежной массы, которые в дальнейшем используются для инвестирования и тем самым улучшают экономическую ситуацию в регионе и его привлекательность для потенциальных инвесторов;
  • он выступает элементом системы жизнеобеспечения региона. Особенно ярко это проявляется в сфере медицинского и социального страхования;
  • такой рынок играет одну из ключевых ролей в воспроизводственной системе отдельного региона. Страховщики принимают участие в производстве, обмене и распределении товаров и услуг. Благодаря их работе в значительной степени облегчается нагрузка на региональный бюджет, что, в свою очередь, способствует экономическому развитию региона.

В чем особенности регионального страхового рынка России?

Региональная структура отличается неравномерностью. Так, Центральный федеральный округ собирает более пятидесяти процентов страховых премий и осуществляет более 45% выплат. На втором месте отмечают Приволжский округ, общий объем страховых взносов в котором составляет около четырнадцати процентов. Такой большой разрыв определяет высокий уровень неравномерности при распределении страховых премий между отдельными регионами.

Таким образом, страховая деятельность в России сосредоточена в центральных районах страны, которые уже традиционно отличаются высоким уровнем деловой активности. Причем основные финансовые потоки концентрируются в столице.

Но в последнее время намечается тенденция создания крупными страховщиками сети своих филиалов. Ведущие компании на рынке обгоняют своих конкурентов в регионах по таким показателям, как сумма уставного капитала, количество агентов и местных отделений, размер страховых резервов и т. д. Поэтому достаточно часто штат филиала крупного страховщика формируется за счет коллектива региональных компаний. Их преимуществами является опыт работы на соответствующем рынке, а также уже сформированная клиентская база.

Стоит отметить, что специфика страхового рынка способствует также развитию и региональных компаний, причем некоторые составляют достойную конкуренцию столичным предприятиям. Это объясняется особенностями политического и территориального устройства страны, а также отдельными экономическими факторами. К ним причисляют следующие:

  • относительная самостоятельность регионов в экономическом плане;
  • специфика рынка страхования в регионе, что связано со структурными особенностями экономики;
  • поддержка местных компаний со стороны властей;
  • налаженные связи между региональными компаниями и местным бизнесом;
  • ориентация региональных компаний на размещение средств в пределах региона.

Что касается распределения страховых премий между отдельными видами страхования, то их структура выглядит следующим образом: лидирующие позиции занимает медицинское страхование, на долю которого приходится около половины суммы всех взносов. Второе место занимает страхование имущества, а третье – финансовых рисков.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Ключевые слова

СТРАХОВЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ / ИНДИКАТОРЫ / СТРАХОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОМУ СОСТОЯНИЮ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ / СТРАХОВОЙ НАДЗОР / РЕГУЛИРОВАНИЕ / INSURANCE MARKETS / INDICATORS / INSURANCE SECURITY / REQUIREMENTS FOR THE FINANCIAL CONDITION OF INSURANCE COMPANIES / INSURANCE SUPERVISION / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Цыганов Александр Андреевич, Кириллова Надежда Викторовна

Региональные диспропорции российского страхового рынка оказывают значительное влияние на страховое обеспечение региональных потребностей. Развитие страховых отношений следует за качественными и структурными изменениями страховых интересов как в корпоративном, так и в розничном страховании, в добровольной и обязательной формах. Региональные условия определяют качество и динамику страхового предложения. При этом организационные, правовые, финансовые требования к страховым организациям не учитывают специфику их деятельности, региональные организации вымываются с рынка, страхователь, особенно в розничном личном страховании и страховании имущества и ответственности, остается с представительствами федеральных компаний, предлагающих унифицированные правила и не предполагающих индивидуального подхода, того, что в английском называется tailor. По результатам работы доказано, что территориальные диспропорции оказывали значительное влияние на удовлетворение страховых интересов на протяжении всего времени развития российского страхования на рыночных принципах. В настоящее время ситуация усугубилась в связи с усилением страхового надзора , повышением требований к уставному капиталу страховых организаций, качеству активов, необходимости значительных дополнительных затрат по переходу на новый план счетов, форматы данных XBRL по требованию Центрального Банка России, развитию института несостоятельности, временного управления, банкротства. Ситуацию усугубляет дополнительное отвлечение ресурсов на противодействие «страховым юристам», урегулирование проблем с ФАС, что особенно значительно влияет на финансовое состояние страховых организаций, не входящих в топ-50. При этом нет равного доступа к страховым услугам: потребители не имеют возможности получить страховые продукты необходимого качества в любом регионе и населенном пункте страны даже в случае получения необходимого автовладельцам полиса ОСАГО, неоднородные условия и для урегулирования претензий при реализации страховых рисков. В статье оценены характеристики регионального развития страхового рынка, предложены дополнительные критерии их оценки; выявлены основные проблемы регионального развития, предложен ряд организационных и нормативных нововведений для оптимизации структуры страхового рынка. В статье на основе системного сравнительного анализа региональных страховых рынков России сделан вывод о необходимости различных подходов к определению направлений и ключевых показателей развития региональных страховых рынков, состояние регионального страхования сопоставлено со спецификой региональной экономики основой развития страхования. По результатам проведенного исследования предложены дифференцированные требования к федеральным и региональным страховым организациям. Предложены новые подходы к регулированию региональных страховых компаний, которые позволят выровнять предложение и повысить качество страховых услуг на региональных страховых рынках.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Цыганов Александр Андреевич, Кириллова Надежда Викторовна

  • Современное состояние регионального страхования на примере Кемеровской области

    2017 / Козлова Ольга Н.
  • Проблемы страхования жизни в России и регионах (на примере Сибирского федерального округа)

    2015 / Прокопьева Е.Л.
  • О прогнозировании страхового рынка России и Астраханской области

    2018 / Соколова Екатерина Владимировна, Котова Татьяна Владимировна, Черникина Елена Владимировна
  • Совершенствование региональной страховой политики в 2018-2020 гг

    2018 / Кириллова Надежда Викторовна
  • Подготовка магистров по страховым специальностям в Российской Федерации

    2019 / Кириллова Надежда Викторовна, Цыганов Александр Андреевич, Грызенкова Юлия Викторовна
  • Тестирование российского страхового рынка на наличие конвергенции

    2014 / Белозеров Сергей Анатольевич, Писаренко Жанна Викторовна
  • Оценка эффективности страхового сектора: методы и подходы

    2016 / Прокопьева Е.Л.
  • Опыт изучения страхового маркетинга Иркутской области (на примере комплексного автомобильного страхования, кроме КАСКО)

    2016 / Заборцева Т.И., Суменкова Л.А.
  • Финансовая безопасность региона: понятие и декомпозиция

    2018 / Чичканов В.П., Чувашова А.А., Чистова Е.В.
  • Возможные направления совершенствования методики оценки развития страхового рынка региона

    2015 / Филина М.А.

Regional disproportions of the Russian insurance market have a considerable impact on insurance coverage of regional needs. The development of insurance relationship results from high-quality and structural changes in insurance interests both in corporate and in retail insurance, in voluntary and mandatory forms. Regional conditions define the quality and dynamics of insurance offer. At the same time, organizational, legal, financial requirements to insurance companies do not consider their specificity. Therefore, regional organizations are driven out from the market. Moreover, an insurer, especially in personal insurance and property and casualty insurance, remains with representative offices of the federal companies offering the uniform customs and not assuming individual approach. The results of the study have proved that during the development of Russian insurance based on market principles, territorial disproportions had a significant impact on the satisfaction of insurance interests. Currently, the situation has been aggravated due to increased insurance supervision , increased requirements for the authorized capital of insurance organizations, asset quality, significant additional costs for the transition to a new chart of accounts, XBRL data formats at the request of the Central Bank of Russia, the development of insolvency, temporary administration, bankruptcy. Additional diversion of resources to counter «insurance lawyers», the settlement of problems with the Federal Anti-Monopoly Service (FAS) significantly affects the financial condition of insurance organizations, which are not in the list of the top 50 insurers. However, the access to the insurance services is not equal. Thus, in any region and locality in the country, consumers can not obtain insurance products of the required quality, even in the case of MPTL insurance for car owners. The conditions are unequal even for the settlement of claims in the area of insurance risks. We have considered the characteristics of the regional development of the insurance market and proposed additional criteria for their evaluation. We have identified the main problems of regional development, proposed a number of organizational and regulatory innovations to optimize the structure of the market. On the basis of the system comparative analysis of the regional insurance markets of Russia, we have concluded that there is a need for different approaches to determining the directions and key indicators for the development of regional insurance markets . The state of regional insurance is compared with the specificity of the regional economy, which is the basis for the development of insurance. We propose different requirements for the federal and regional insurance organizations. We have suggested new approaches to the regulation of regional insurance companies, which will allow to equalize supply and to improve the quality of insurance services in regional insurance markets .

Текст научной работы на тему «Страховой рынок Российской Федерации: региональный аспект»

Для цитирования: Цыганов А. А., Кириллова Н. В. Страховой рынок Российской Федерации. Региональный

аспект // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 4. - С. 1270-1281

doi 10.17059/2018-4-17 УДК 368(045)

А. А. Цыганов, Н. В. Кириллова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Российская Федерация; e-mail: [email protected])

СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ 1

Региональные диспропорции российского страхового рынка оказывают значительное влияние на страховое обеспечение региональных потребностей. Развитие страховых отношений следует за качественными и структурными изменениями страховых интересов как в корпоративном, так и в розничном страховании, в добровольной и обязательной формах. Региональные условия определяют качество и динамику страхового предложения. При этом организационные, правовые, финансовые требования к страховым организациям не учитывают специфику их деятельности, региональные организации вымываются с рынка, страхователь, особенно в розничном личном страховании и страховании имущества и ответственности, остается с представительствами федеральных компаний, предлагающих унифицированные правила и не предполагающих индивидуального подхода, того, что в английском называется tailor. По результатам работы доказано, что территориальные диспропорции оказывали значительное влияние на удовлетворение страховых интересов на протяжении всего времени развития российского страхования на рыночных принципах. В настоящее время ситуация усугубилась в связи с усилением страхового надзора, повышением требований к уставному капиталу страховых организаций, качеству активов, необходимости значительных дополнительных затрат по переходу на новый план счетов, форматы данных XBRL по требованию Центрального Банка России, развитию института несостоятельности, временного управления, банкротства. Ситуацию усугубляет дополнительное отвлечение ресурсов на противодействие «страховым юристам», урегулирование проблем с ФАС, что особенно значительно влияет на финансовое состояние страховых организаций, не входящих в топ-50. При этом нет равного доступа к страховым услугам: потребители не имеют возможности получить страховые продукты необходимого качества в любом регионе и населенном пункте страны даже в случае получения необходимого автовладельцам полиса ОСАГО, неоднородные условия и для урегулирования претензий при реализации страховых рисков. В статье оценены характеристики регионального развития страхового рынка, предложены дополнительные критерии их оценки; выявлены основные проблемы регионального развития, предложен ряд организационных и нормативных нововведений для оптимизации структуры страхового рынка. В статье на основе системного сравнительного анализа региональных страховых рынков России сделан вывод о необходимости различных подходов к определению направлений и ключевых показателей развития региональных страховых рынков, состояние регионального страхования сопоставлено со спецификой региональной экономики - основой развития страхования. По результатам проведенного исследования предложены дифференцированные требования к федеральным и региональным страховым организациям. Предложены новые подходы к регулированию региональных страховых компаний, которые позволят выровнять предложение и повысить качество страховых услуг на региональных страховых рынках.

Ключевые слова: страховые региональные рынки, индикаторы, страховая безопасность, требования к финансовому состоянию страховых компаний, страховой надзор, регулирование

Введение

Вызванная историческими, природными, конфессиональными и другими причинами неоднородность экономического развития Российской Федерации определяет развитие

1 © Цыганов А. А., Кириллова Н. В. Текст. 2018.

региональных страховых рынков. Актуальность проблемы связана со сложившейся в современных условиях значительной асимметрией территориального развития российских регионов, проявляемой и в развитии страховых отношений. В нескольких регионах страховые рынки относительно развиты, в наличии структурированная система страхования, при этом бо-

1400 1200 1000 800 600 400

□ взносы

□ выплаты

у = 86,336х + 808,43 1 180,63

Рис. 1. Страховые премии и выплаты в Российской Федерации, 2013-2016 гг. (сост. авторами по данным официального сайта Центрального Банка Российской Федерации, http://www.cbr.ru)

лее чем в половине регионов России нет региональных страховщиков, а уровень удовлетворения страховых интересов катастрофически мал; при этом потенциальные страховые интересы, пусть зачастую и не выявленные должным образом, в этих регионах есть .

В этой связи необходимо модернизировать систему страхового регулирования и стратегию развития отрасли с учетом возможностей региональных страховщиков, которые, как показывает мировая практика, с успехом работают со специфичными и незначительными по объему потенциальной страховой премии местными и региональными страховыми интересами, развивая страхование имущества и ответственности физических лиц, средних и малых предприятий .

Региональная специфика российского страхового рынка

В развитии российского страхового рынка необходимо учитывать специфику региональных страховых рынков, которые, в свою очередь, следуют за развитием регионов, одновременно развиваясь в рамках сложившегося федерального регулирования. Развитие региональной экономики общества формируют в соответствии со своими природными, культурными, конфессиональными, экономическими особенностями определенный вариант потребностей и развития регионального страхового рынка.

По данным ЦБ России во втором квартале 2017 г. осталось 326 субъекта (242 - страховые компании (количество уменьшилось за квартал на 5), 72 страховых брокера (количество уменьшилось за квартал на 13), 12 обществ вза-

имного страхования); новых субъектов не появляется. Прирост премий топ-50 страховых компаний составил 14 % при общем приросте 9,5 %. Концентрация рынка по премиям осталась на прежнем уровне - закрываются небольшие страховщики. Доля топ-20 составила 79,2 %, доля топ-10 - 63,3 % (в первом полугодии 2016 года 77,7 % и 65,5 %).1 Соотношение страховых премий к ВВП за 1 полугодие 2017 г. составило 1,4 %, темп прироста количества заключенных договоров 19,3 % (рис. 1), значимым драйвером рынка остается страхование жизни.2

В России на 570 чел. приходится одна страховая компания (рис. 2), при этом почти 80 % страховых премий собирают топ-20 компаний (рис. 3), а в 43 субъектах Российской Федерации нет страховщиков (табл. 1).

На основе анализа страховой статистики, судебных дел, информации о введении временной администрации в страховых компаниях и передаче страхового портфеля, отзыва лицензий показано, что для региональной страховой компании работа в удаленных от нее регионах затруднительна, а применительно к наиболее распространенным видам страхования (ОСАГО и каско) в условиях примата прав страхователей в судах и наличия системы прямого возмещения убытков (ПВУ) практически гарантированно ведет к снижению финансовой устойчивости и последующему банкротству страховщика .

1 См. http://wwwxbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_ insure_17Q2.pdf (дата обращения 28.12.17).

2 См. http://www.insur-info.ru/files/up/2017_profile.pdf (дата обращения 30.12.17).

Таблица 1

Количество страховых организаций, зарегистрированных в регионе, 2016

Регион регистрации страховой компании Количество

Москва 128

Санкт-Петербург, Московская область 12

Республика Татарстан 11

Самарская область 6

Кемеровская и Свердловская области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО - Югра 5

Иркутская и Рязанская области, Красноярский край, Республика Крым 4

Краснодарский край, Челябинская область, Ямало-Ненецкий АО 3

Воронежская, Курская, Тюменская, Ульяновская, Саратовская, Новосибирская области, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика 2

Владимирская, Вологодская Калининградская, Нижегородская, Смоленская, Томская, Ярославская, области, Камчатский край, Пермский край, Республика Алтай, Башкортостан, Мордовия, Ростовская, Удмуртская Республика, Забайкальский край 1

600 500 400 300 200 100

Евросоюз

Германия

Великобритания

Рис. 2. Количество человек на одну страховую компанию (сост. авторами по данным по официальных сайтов Центрального Банка Российской Федерации, Всероссийского союза страховщиков, http://www.cbr.ru, http://www.ins-union.ru)

у = 2,82х + 70,343 Г? = 0,8237

68 -I--1--1--1--1--1--1

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рис. 3. Страховые премии топ-20 компаний Российской Федерации (сост. авторами по данным официального сайта

Центрального Банка Российской Федерации, http://www.cbr.ru)

Так называемые токсичные регионы отличаются повышенным уровнем выплат, особенно по видам ОСАГО и каско (рис. 4).

В настоящее время в России действуют несколько государственных стратегий развития страхования, которые практически не учитывают региональных особенностей развития страхования. Так, требования по увеличению величины уставного капитала ведут в це-

лом к положительному явлению - повышению емкости российского страхового рынка и повышению его финансовой устойчивости, но препятствуют устойчивому развитию региональных компаний, для которых дополнительная капитализация является избыточной и ведет к снижению рентабельности бизнеса. Отсутствует единое определение терминов «региональный страховщик» и «региональный

350 300 250 200 150 100 50 0

тс та х: и та СР X та 1- и о о о о о о ТС Ф тс 1- ф о о та СР ^ СР х: та СР о о о о тс та ^ и

и Ф х: Ф тс тс тс 3 тс О тс тс СР

та ^ та та ^ та х та х < ь та ^ ь та ^ та ^ та та х х

СР х: и и ^ та и х: со х: и и ^ 2

ф ^ и та х Ч СР Ф ^ ш и та и ш Ч та ^

О 1- та та ^ с О СР.п О О ш ю

1 ^ СР та 1- О X СР Л ^

о ш с и 5 ^ О ^ С и ф!_ О < о ^ ^ и О 5 ^ х: ^ О с та ш о х ■= 1 и

Ф Ф та!_ с Ш Ф о ф 5- <и

та ^ та СР ^ О СО и Ф о ^ с и X Ф I СР ш та 1- * СР та О

Рис. 4. Топ-15 регионов по коэффициенту выплат по ОСАГО, % (сост. авторами по данным по официальных сайтов Центрального Банка Российской Федерации, Всероссийского союза страховщиков, http://www.cbr.ru, http://www.ins-

страховой рынок» и связанных с ними экономических категорий. Региональными можно считать организации, отвечающие следующим требованиям:

Страхование по добровольным видам страхования;

Регистрация страховой организации в региональных органах;

Регистрация представительств страховой организации в региональных и сопряженных по территории органах;

Формирование страхового портфеля с контрагентами - резидентами региона и территориально сопряженных регионов.

В субъектах Российской Федерации создаются отдельные новые сегменты личного и имущественного страхования, реже страхования ответственности ограниченного характера по незначительным объектам страхования, а также формируются отельные льготные подходы к определению страховых сумм и страховых тарифов, при этом отсутствует комплексный подход к развитию страхования в регионах. Критериям конкурсов по страхованию органов государственной власти и коммерческих организаций соответствуют страховщики федерального уровня; интересы региональных страховых компаний не учитываются; нормативные акты, определяющие особенности развития страхования в регионе, и нормативные акты, способствующие реали-

зации федеральных законов на региональном уровне, носят эпизодический характер.

Нормативная база разработана для страхового рынка в целом, без проработки региональной специфики:

На федеральном уровне в нормативно-правовых актах вопросы особенностей развития региональных страховых рынков не учтены. В отдельных законах региональная специфика учтена при расчете страхового тарифа через поправочные коэффициенты («Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ), с учетом особенностей территориальных программ обязательного медицинского страхования (№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

Нормативно-правовая и методологическая базы, регулирующие деятельность страховых компаний, устанавливают единые требования для страховщиков федерального и регионального уровней и не учитывают особенностей организации страховой деятельности в рамках одного или нескольких субъектов Российской Федерации по сравнению с федеральным уровнем;

В саморегулируемых организациях страхового рынка и иных объединениях страховщиков при разработке документов, определяющих развитие страхового рынка в средне-

срочной перспективе, не учитываются особенности реализации документа в регионах и не составляется распределение контрольных показателей в региональном разрезе.

Отсутствуют закрепленные компетенции органов управления по обеспечению страховой защиты населения и регионального бизнеса, что препятствует формированию региональных страховых программ развития страхования (в отдельных случаях реализации таких программ на региональном уровне положительный социально-экономический эффект достигается).

Для устранения указанных диспропорций регулирования, которые могут активизировать страхование в уже развитых и привести к деградации страхового предложения в депрессивных регионах, необходимо разработать специальные предложения по развитию региональных страховых рынков Российской Федерации.

Региональная потребность в страховании

Оценку региональной потребности в страховании можно оценить по социально-экономическому развитию региона и включить комплекс необходимых индикаторов в программы социально-экономического развития. Из экономических показателей, характеризующих потребности в страховании, необходимо оценивать наиболее значимые для развития страхования промышленный потенциал, трудовые ресурсы, демографическую и социальную структуру территории (региона), уровень жизни населения.

Основными индикаторами, определяющими региональный страховой потенциал, могут быть:

Технико-экономическое развитие региона (валовой региональный продукт, объем инвестиций, развитие промышленности; состояние основных фондов, наличие крупных промышленных предприятий и показатели их финансовой деятельности, капитальное строительство, грузооборот предприятий транспорта продукция промышленности и сельского хозяйства, производство потребительских товаров и услуг, розничный товарооборот);

Уровень жизни, страховая культура населения (демографические показатели, коэффициенты рождаемости и смертности, естественного прироста, уровень занятости населения (по отраслям в зависимости от направленности деятельности компании), социальная инфраструктура, прожиточный минимум, уровень заболеваемости населения, денежные

доходы и расходы в целом и на душу населения, среднемесячная заработная плата, средний уровень пенсий, конечное потребление и валовое накопление, образование, медицина, экология);

Деловая активность страховщиков (наличие, масштабы деятельности, автономия страховщиков, численность страховых компаний, страховые продукты, и их соответствием потребностям страхователей, объем страховых премий и выплат, объем страховых услуг на душу населения, проработка страхового поля (К = Д / Ч, где Д - количество страхователей (граждан), Ч - численность населения), объем страховых услуг, приходящийся на одно юридическое лицо, премии, собранные за рассматриваемый период всего по территории и в среднем одной компанией, выплаты, произведенные в среднем одной компанией, выплаты всего по территории, выплаты на душу населения, выплаты юридическим лицам).

Все указанные показатели желательно рассматривать по видам страхования, по группам риска.

Региональная специфика накладывается на системные изменения страхового рынка: строгий контроль инвестирования страховых резервов и собственных средств, внедрение систем корпоративного управления и оценки рисков ужесточением регулирования и надзора, переход на новый план счетов и новый формат отчетности XBRL, обязательность членства в саморегулируемой организации.

Система ключевых показателей регионального страхового рынка

Основа целеполагания для региональных программ развития страхования - определение достаточных для выхода на рынок финансовых требований к страховщикам, выявление необходимых региональных инвестиционных инструментов, формирование необходимых организационных и законодательных условий, что должно способствовать качественному развитию страхового рынка России, одной из важных задач которого является доступность страховых услуг, обеспечение должного урегулирования страховых случаев, оптимального участия коммерческого страхования в компенсации последствий страховых событий наряду с бюджетным финансированием.

С учетом особенностей развития экономики в нашей стране, трансформации отечественного страхового рынка, приведенных факторов территориальной неоднородности, отставания развития региональных страховых рынков по

бюджетная / страховая компенсация катастрофических ущербов

покрытие ординарных ущербов

международное региональное взаимодействие

региональные гарантии среднему и малому бизнесу

макроэкономическое воздействие

История / развитие / качество / административный / корпоративный ресурс регионального страхового рынка

Платежеспособность / финансовое состояние участников системы

конкурентоспособн ость страховых продуктов

межрегиональное взаимодействие

рынок капиталов

рынок "потребления

рынок труда

Рис. 5. Ключевые направления влияния регионального страхового рынка

сравнению с центром и специфичных показателей оценки региональных страховых рынков можно предложить систему ключевых показателей по направлениям, указанным на рис. 5.

В современных условиях для мониторинга региональных программ развития в страховых аспектах необходим дополнительный комплекс индикаторов доступности в регионе

Региональные индикаторы

страховых услуг и их целевые параметры для оценивания (табл. 2); такой комплекс также необходим и при формировании программ регионального развития собственно страхования. Предлагаемые параметры выведены на основе анализа статистической информации и конъюнктуры российского страхового рынка, включая региональные особенности.

Таблица 2

>ступности страховых услуг

Индикатор Расчет Целевой показатель

Доля страхования в ВРП Совокупные страховые премии / ВРП Не менее 75 % общероссийского уровня

Средняя страховая премия Совокупные страховые премии / численность населения Не менее 75 % общероссийского уровня

Доля корпоративного страхования Совокупные страховые премии за счет юридических лиц / совокупные страховые премии Не более 60 %

Доля моторного страхования (ОСАГО и каско) Совокупные страховые премии по моторному страхованию / совокупные страховые премии Не более 20 %

Насыщенность рынка страховыми организациями Количество страховых организаций (регион) / численность населения Не менее 75 % общероссийского уровня

Доля региональных страховых организаций Количество региональных страховых организаций / количество страховых организаций в регионе Положительное значение

Количество страховых агентов Количество страховых агентов - резидентов региона / численность населения Не менее 75 % общероссийского уровня

Доля страховых выплатах по судебным решениям Выплаты на основе судебных решений / совокупные страховые выплаты Не более 75 % от общероссийского уровня

Доля судебных решений в страховых выплатах по моторному страхованию Выплаты на основе судебных решений по моторному страхованию / совокупные страховые выплаты по моторному страхованию Не более 75 % общероссийского уровня

Предлагаемый комплекс показателей является промежуточным и предназначен для оперативного мониторинга проблемных зон развития страхования в регионах.

Развитие организационно-экономического механизма регионального развития страхового рынка

Организационно-экономический механизм регионального развития страхового рынка включает выделение региональной специфики страховых интересов, определение возможности и целесообразности их страхования, мер стимулирования регионального страхования и формирование полного и эффективного предложения страховых услуг на региональном уровне, включающего меры поддержки региональных страховщиков и их участия в экономике региона, а также учет интересов региональных страховщиков в саморегулируемых организациях страховщиков. Основными рычагами данного механизма являются:

Закрепление компетенций региональным органам управления по обеспечению страховой защиты региона и контроль за исполнением данной компетенции на основе сформированного комплекса ключевых показателей развития регионального страхового рынка со стороны полномочного представителя президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе;

Создание региональных межведомственных советов по страхованию и наделение их согласительными полномочиями по вопросам, связанным с экономической безопасностью, управлением рисками, предупреждением и последствиям последствий стихийных бедствий и катастроф;

Формирование внутреннего стандарта деятельности СРО ВСС, закрепляющего обязательность учета мнения региональных страховщиков в деятельности СРО;

Имплементация института регионального лицензирования на страховом рынке.

На основе анализа российского страхового рынка предлагается внести комплекс предложений для усовершенствования организационно-экономического механизма регионального развития страхового рынка.

Создать межведомственный совет по развитию страхового рынка в целях координации деятельности и экспертного сопровождения ведомственных инициатив, выработки единой стратегии развития страховой защиты, в который должны быть включены полномочные представители Банка России, Минфина России,

Минэкономразвития России, ФАС России, иных заинтересованных министерств и ведомств, внебюджетных социальных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС), институтов развития и саморегулируемых организаций субъектов страхового дела, научной страховой общественности.

Рассмотреть возможность реализации разработанной дорожной карты и комплекса ключевых показателей развития региональных страховых рынков.

Сформировать советы по развитию страхования в регионах и анализу рисковой ситуации с выделением уполномоченного органа, ответственного за данную работу, проводить регулярный мониторинг доступности страховых услуг в регионе и комплекса ключевых показателей развития и безопасности страхового рынка для оценки эффективности регулирования регионального страхового рынка. В компетенцию совета должно быть включено согласование условий конкурсов на право страхования за счет средств регионального и местных бюджетов.

Рассмотреть возможность введения лицензирования региональной страховой организации с установлением пониженных норматив -ных требований в соответствии с практикой Solvency II с одновременным ограничением деятельности только добровольными видами страхования в одном (или одном и нескольких сопредельных) регионе.

Рекомендовать выделение региональных подпрограмм и совершенствование программы по повышению финансовой грамотности, направленное на повышение страховой культуры с учетом социокультурных особенностей регионов России.

Разработать и принять профессиональный стандарт «Страховой агент», положение о ведении реестра страховых агентов.

Разработать и принять внутренний стандарт «Совет по развитию региональных страховых рынков», предусматривающий активное участие региональных страховщиков в деятельности саморегулируемой организации.

Количество страховых компаний в России неуклонно сокращается на фоне существенной асимметрии регионального развития: в 43 субъектах Федерации не осталось зарегистрированных страховщиков, в 16 регионах присутствуют более трех страховых организаций. Наряду с системными трудностями (строгим контролем инвестирования страховых резервов и собственных средств, внедрением систем

корпоративного управления и оценки рисков ужесточением регулирования и надзора, переходом на новый план счетов и новый формат отчетности XBRL, обязательностью членства в саморегулируемой организации) на развитие региональных страховых рынков значительное воздействие оказывают территориальные факторы и региональные особенности (специфичные для отдельных регионов и общие - ОСАГО, каско, урегулирование претензий в представительствах и т. д.).

Страховое законодательств по развитию региональных рынков носит эпизодический характер, общие направления регулирования, отраженные в Стратегии развития страхового дела до 2020 года, не разработаны и не детализированы на региональном уровне в программах развития с учетом региональной специфики. В наименьшей степени в России застраховано имущество граждан, что ведет к необходимости восстановления поврежденного имущества силами и за счет самих граждан или к обращению последних к помощи региональных или федеральных органов власти, что в случае стихийных бедствий ложится тяжелым бременем на соответствующие бюджеты . При этом систематической работы по выявлению и анализу потенциальных рисков, целесообразности их страхования на региональном уровне не ведется.

В настоящее время в России основной задачей сохранившихся региональных компаний является сохранение своего бизнеса, исполнение требований по финансовой устойчивости и вынужденному поиску нового страхового поля для поддержания требований рентабельности собственного капитала страховой компании в условиях не вполне обоснованных требований к уставному капиталу для осуществления классических видов страхования в регионе.

Региональный страховой бизнес необходим для полного и наиболее эффективного удовлетворения региональных страховых интересов в разработке и внедрении принципов пропорционального регулирования, реализации принципов дифференцированных подходов к регулированию, что может быть реализовано на базе Solvency II. Требуется формализовать дифференцированные подходы к регулированию федеральных и региональных страховщиков в соответствии с Solvency II, минимизировав формальные требования к инвестированию страховых резервов и собственных средств. При этом на регулярной основе оценивать качество и уровень риска активов страховой организации.

Заключение

В статье проведен анализ региональных страховых рынков России, на основании которого сделаны выводы о необходимости различных подходов к определению направлений и ключевых показателей развития региональных страховых рынков, предлагаются дифференцированные требования к федеральным и региональным страховым организациям. Состояние регионального страхования сопоставляется со спецификой региональной экономики - основой развития страхования.

Актуальность проблем обусловлена необходимостью определения направления развития страхового рынка, среди важных задач которого - доступность страховых услуг, обеспечение должного урегулирования страховых случаев, оптимального участия коммерческого страхования в компенсации последствий страховых событий наряду с бюджетным финансированием.

Основа целеполагания для региональных программ развития страхования - определение достаточных для выхода на рынок финансовых требований к страховщикам, выявление необходимых региональных инвестиционных инструментов, формирование необходимых организационных и законодательных условий, что должно способствовать качественному развитию страхового рынка России.

В России существует практика лицензирования деятельности компаний по обязательному медицинскому страхованию, привязанная к деятельности в определенном регионе.

Предложено формализовать дифференцированные подходы к регулированию федеральных и региональных страховщиков в соответствии с Solvency II, минимизировав формальные требования к инвестированию страховых резервов и собственных средств. При этом на регулярной основе оценивать качество и уровень риска активов страховой организации.

Таким образом, основными рычагами организационно-экономического механизма регионального развития страхового рынка, который включает выделение региональной специфики страховых интересов, определение возможности и целесообразности их страхования, мер стимулирования регионального страхования и формирование полного и эффективного предложения страховых услуг на региональном уровне, включающего меры поддержки региональных страховщиков и их участия в экономике региона, а также учет интересов региональных страховщиков в саморегулируемых организациях страховщиков, являются:

1. Закрепление за региональными органами управления обеспечения страховой защиты региона и контроля за исполнением данной компетенции на основе сформированного комплекса ключевых показателей развития регионального страхового рынка со стороны полномочного представителя президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

2. Создание региональных межведомственных советов по страхованию и наделение их согласительными полномочиями по вопросам, связанным с экономической безопасностью, управлением рисками, предупреждением и последствиям последствий стихийных бедствий и катастроф.

3. Формирование внутреннего стандарта деятельности СРО ВСС, закрепляющего обязательность учета мнения региональных страховщиков в деятельности СРО.

4. Имплементация института регионального лицензирования на страховом рынке.

Основными результатами предлагаемых мероприятий должны стать следующие:

Внесение изменений в современную стратегию развития страхования в части усиления вопросов регионального развития страхования в России посредством введения региональной страховой лицензии и формирования общероссийской системы федерального и региональных центров компетенций за рисковыми ситуациями и страхованием;

Формирование системы федерального и региональных центров мониторинга за рисковыми ситуациями и их страхованием, которая может быть сформирована на базе межведомственного совета по развитию страхового рынка, СРО «Всероссийский союз страховщиков» и уполномоченных региональных органов;

Введение региональной страховой лицензии; при этом необходимо разработать и

внедрить методики определения и контроля соответствия принимаемых рисков и капитала страховщика (Минфин России, ФАС, Банк России, СРО ВСС);

Выделение региональных подпрограмм и совершенствование программы по повышению финансовой грамотности, направленное на повышение страховой культуры;

Принятие профстандарта «Страховой агент»; ведение реестра страховых агентов;

Совершенствование требований к финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом ограничений деятельности региональных страховщиков в соответствии с практикой Solvency II;

Коррекция условий конкурсов на право страхования за счет средств региональных и местных бюджетов с учетом готовности страховых компаний к проведению превентивных мероприятий и инвестированию на территории региона;

Формирование в структуре региональных органов управления органа, уполномоченного выявлять, проводить анализ и контроль рисков с привлечением страховщиков, формировать программы управления рисками и страхования на уровне субъектов Федерации, мониторинг ключевых показателей развития региональных страховых рынков, в том числе урегулирования техногенных аварий и последствий стихийных бедствий;

Повышение роли региональных страховщиков в развитии страхования в России.

Сделанные выводы и предложения по развитию региональных страховых рынков Российской Федерации позволят дополнить и укрепить сложившуюся в России систему регулирования страхования, что должно привести к повышению востребованности и эффективности страховой защиты, учитывающей региональные особенности.

Список источников

1. Кириллова Н. В. Региональные аспекты развития российского страхового рынка // Экономика. Налоги. Право.

2013. - № 6. - С. 81-86

2. Кириллова Н. В. Финансовая устойчивость конкурентного страхового рынка. Комплексы показателей, отражающих финансовую устойчивость конкурентного страхового рынка // Страховое дело. - 2013. - № 12. - С. 3-10

3. Комплексная методика диагностики благосостояния личности и территории проживания / Куклин А. А., Чичканов В. П., Чистова Е. В., Печеркина М. С., Никулина Н. Л., Пыхов П. А., Кашина Т. О., Васильева А. В., Наслун-га К. С., Быков Д. С., Шипицына С. Е., Кривенко Н. В.; под ред. А. А. Куклина и В. П. Чичканова. 2-е изд., испр., доп.

Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. - 162 с. - Б01: 10.17059/583-0.

4. Методический инструментарий диагностики рисков благосостояния личности и территории проживания / Куклин А. А., Печеркина М. С., Тырсин А. Н., Сурина А. А. // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 4. - С. 1030-1043/ - ао1 10.17059/2017-4-55.

5. Куклин А. А., ШипицынаС. Е., Наслунга К. С. Сопоставление эффективности бюджетного финансирования и социальной безопасности региона // Экономика региона. - 2016. - Т. 12. - №. 3. - C. 638-653. - doi 10.17059/2016-3-3.

6. Цыганов А. А. Развитие страхового рынка как функция развития национальной экономики // Страхование и управление рисками. Проблемы и перспективы. - Москва. - 2017. - С. 140-152

7. Порфирьев Б. Н. Экономический кризис. Проблемы управления и задачи инновационного развития // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 5. - С. 20-26.

8. Татаркин А. И., Кривенко Н. В., Кузнецова Н.Л. Диалектика рационального управления изменениями в региональных социальных системах // Экономика региона. - 2015. - № 2. - С. 125-136. - DOI: 10.17059/2015-2-10.

9. Bryan S. G., Pruitt T. K. S. Systemic risk and the macroeconomy: an empirical evaluation // NBER working paper 20963.

2015. - 64 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nber.org/papers/w20963.pdf. (date of accesse: 04.01.2018).

10. Chavas J-P. Risk Analysis in Theory and Practice. - Academic Press, 2004. - 247 p. [Электронный ресурс]. URL: http://faculty.chicagobooth.edu/john.cochrane/research/papers/portfolio_text.pdf (дата обращения: 04.01.2018).

11. Crocker K. J., Snow A. Teory of Risk Classication [Электронный ресурс]. URL: http://www.personal.psu.edu/ist/ handbookchapter.pdf (дата обращения: 04.01.2018).

12. Risk Classification and Health Insurance // CIRRELT-2011-67. 55 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www. cirrelt.ca/DocumentsTravail/CIRRELT-2011-67.pdf (Дата обращения: 04.01.2018).

13. Maslow A. H. Motivation and Personality. - New York: HarperCollins. 1954. - 164 p.

14. Mill J. S. Principles of political economy with some applications to social philosophy. - Library of liberty / ed. William James Ashley; 7th ed. - London: Longmans, Green and Co., 1909. - 808 p. [Электронный ресурс]. URL: http:// oll.libertyfund.org/titles/101 (дата обращения: 24.10.2018).

15. Porrini D. Risk Classification Eciency and the Insurance Market Regulation // Risks. - 2015. - No 3. - Pp. 445-454.

16. Just R. E., Just D. R. Global identification of risk preferences with revealed preference data // Journal of Econometrics.

2011. - Vol. 162. - Iss. 1. - P. 6-17.

17. Кириллова Н. В. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховых компаний // Страховое дело. - 2001. - № 5. - С. 17-21

18. Грызенкова Ю. В. Проблемы организации страхования на случай природных и техногенных катастроф в России // Экономика и политика. - 2014. - № 2(3). - С. 43-45.

19. Шипицына С. Е. Оценка страхового потенциала региона // Экономика региона. - 2009. - № 2. - С. 91-99.

20. Никулина Н.Л., Синенко А. И. Диагностика финансовой безопасности региона // Управленец. - 2013. - № 4(44). - С. 54-59.

21. Орлов А. И., Пугач О. В. Подходы к общей теории риска // Управление большими системами. - 2012. - № 40.

22. Rezakhani P. Classifying key risk factors in construction projects // Buletinul institutului politehnic din IA§I. - 2012. T. LVIII (LXII). - Iss. 2. - P. 22-38.

23. Тырсин А. Н. О моделировании риска в системах критичных инфраструктур // Экономические и технические аспекты безопасности строительных критичных инфраструктур. Тезисы междунар. конф. 10-11 июня 2015 г.

Екатеринбург: УрФУ, 2015. - С. 205-208. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/33468/1/ safety_2015.pdf (дата обращения: 27.01.2018).

24. Тырсин А. Н., Сурина А. А., Степанов А. Н. О моделировании риска в экономических системах // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-1. - С. 117-126.

25. Экономическая безопасность Свердловской области / Под науч. ред. Г. А. Ковалевой и А. А. Куклина; Э. Э. Россель, А. П. Воробьев, Г. А. Ковалева, Н. Н. Беспамятных, Н. И. Духова, М. В. Степанова, А. И. Татаркин, А. А. Куклин, О. А. Романова, А. В. Калина, Р. И. Чененова, А. Л. Мызин, Л. Л. Богатырев, А. В. Бочегов, Д. В. Попов, Д. А. Осинцев. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 455 с. - doi 10.17059/2017-4-5.

Цыганов Александр Андреевич - доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; Scopus Author ID: 56962746400; ORCID: 0000-0001-8572-3248 (Российская Федерация, 101000, г. Москва, Малый Златоустинский переулок, 7, строение 1, 119; e-mail: tsyganov@ list.ru).

Кириллова Надежда Викторовна - доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя Департамента страхования и экономики социальной сферы, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Российская Федерация, 101000, г. Москва, Малый Златоустинский переулок, 7, строение 1, 503; e-mail: [email protected]).

For citation: Tsyganov, A. A. & Kirillova, N. V. (2018). Regional Aspect of the Russian Insurance Market. Ekonomika regiona , 14(4), 1270-1281

A. A. Tsyganov, N. V. Kirillova

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Regional Aspect of the Russian Insurance Market

Regional disproportions of the Russian insurance market have a considerable impact on insurance coverage of regional needs. The development of insurance relationship results from high-quality and structural changes in insurance interests both in corporate and in retail insurance, in voluntary and mandatory forms. Regional conditions define the quality and dynamics of insurance offer. At the same time, organizational, legal, financial requirements to insurance companies do not consider their specificity. Therefore, regional organizations are driven out from the market. Moreover, an insurer, especially in personal insurance and property and casualty insurance, remains with representative offices of the federal companies offering the uniform customs and not assuming individual approach. The results of the study have proved that during the development of Russian insurance based on market principles, territorial disproportions had a significant impact on the satisfaction of insurance interests. Currently, the situation has been aggravated due to increased insurance supervision, increased requirements for the authorized capital of insurance organizations, asset quality, significant additional costs for the transition to a new chart of accounts, XBRL data formats at the request of the Central Bank of Russia, the development of insolvency, temporary administration, bankruptcy. Additional diversion of resources to counter «insurance lawyers», the settlement of problems with the Federal Anti-Monopoly Service (FAS) significantly affects the financial condition of insurance organizations, which are not in the list of the top 50 insurers. However, the access to the insurance services is not equal. Thus, in any region and locality in the country, consumers can not obtain insurance products of the required quality, even in the case of MPTL insurance for car owners. The conditions are unequal even for the settlement of claims in the area of insurance risks. We have considered the characteristics of the regional development of the insurance market and proposed additional criteria for their evaluation. We have identified the main problems of regional development, proposed a number of organizational and regulatory innovations to optimize the structure of the market. On the basis of the system comparative analysis of the regional insurance markets of Russia, we have concluded that there is a need for different approaches to determining the directions and key indicators for the development of regional insurance markets. The state of regional insurance is compared with the specificity of the regional economy, which is the basis for the development of insurance. We propose different requirements for the federal and regional insurance organizations. We have suggested new approaches to the regulation of regional insurance companies, which will allow to equalize supply and to improve the quality of insurance services in regional insurance markets.

Keywords: insurance markets, indicators, insurance security, requirements for the financial condition of insurance companies, insurance supervision, regulation

1. Kirillova, N. V. (2013). Regionalnyye aspekty razvitiya rossiyskogo strakhovogo rynka . Ekonomika. Nalogi. Pravo , 6, 81-86. (In Russ.)

2. Kirillova, N. V. (2013). Finansovaya ustoychivost konkurentnogo strakhovogo rynka. Kompleksy pokazateley, otrazhayushchikh finansovuyu ustoychivost konkurentnogo strakhovogo rynka . Strakhovoye delo , 12, 3-10. (In Russ.)

3. Kuklin, A. A., Chichkanov, V. P., Chistova, E. V., Pecherkina, M. S., Nikulina, N. L., Pykhov, P. A., Kashina, T. O., Vasilyeva, A. V., Naslunga, K. S., Bykov, D. S., Shipitsyna, S. E., Krivenko, N. V. (2017). Kompleksnaya metodika diagnostiki blagosostoyaniya lichnosti i territorii prozhivaniya . In: A. A. Kuklin & V. P. Chichkanov (Eds). 2nd revised and enlarged ed.Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN Publ., 162. DOI: 10.17059/583-0. (In Russ.)

4. Kuklin, A. A., Pecherkina, M. S., Tyrsin, A. N. & Surina, A. A. (2017). Metodicheskiy instrumentariy diagnostiki riskov blagosostoyaniya lichnosti i territorii prozhivaniya . Ekonomika regiona , 13(4), 1030-1043. doi 10.17059/20174-55. (In Russ.)

5. Kuklin, A. A., Shipitsyna, S. E. & Naslunga, K. S. (2016). Sopostavlenie effektivnosti byudzhetnogo finansirovaniya i sotsialnoy bezopasnosti regiona . Ekonomika regiona , 12(3), 638-653. doi 10.17059/2016-3-3. (In Russ.)

6. Tsyganov, A. A. (2017). Razvitie strakhovogo rynka kak funktsiya razvitiya natsionalnoy ekonomiki . Strakhovanie i upravlenie riskami. Problemy i perspektivy . Moscow, 140-152. (In Russ.)

7. Porfiryev, B. N. (2010). Ekonomicheskiy krizis. Problemy upravleniya i zadachi innovatsionnogo razvitiya . Problemy prognozirovaniya , 5, 20-26. (In Russ.)

8. Tatarkin, A. I., Krivenko, N. V. & Kuznetsova, N. L. (2015). Dialektika ratsionalnogo upravleniya izmeneniyami v regionalnykh sotsialnykh sistemakh . Ekonomika regiona , 2, 125-136. DOI: 10.17059/2015-2-10. (In Russ.)

9. Bryan, S. G. & Pruitt, T. K. S. (2015). Systemic risk and the macroeconomy: an empirical evaluation. NBER working paper 20963, 64. Retrieved from: http://www.nber.org/papers/w20963.pdf. (date of accesse: 04.01.2018).

10. Chavas, J-P. (2004). Risk Analysis in Theory and Practice. Academic Press, 247. Retrieved from: http://faculty.chi-cagobooth.edu/john.cochrane/research/papers/portfolio_text.pdf (date of access: 04.01.2018).

11. Crocker, K. J. & Snow, A. Teory of Risk Classication. Retrieved from: http://www.personal.psu.edu/ist/handbook-chapter.pdf (date of access: 04.01.2018).

12. Risk Classification and Health Insurance. CIRRELT-2011-67, 55. Retrieved from: https://www.cirrelt.ca/ DocumentsTravail/CIRRELT-2011-67.pdf (date of access: 04.01.2018).

13. Maslow, A. H. (1954). Motivation and Personality. New York: HarperCollins, 164.

14. Mill, J. S. (1909). Principles of political economy with some applications to social philosophy. Library of liberty. In: William James Ashley (Ed.).; 7th ed. London: Longmans, Green and Co., 808. Retrieved from: http://oll.libertyfund.org/ titles/101 (date of access: 24.10.2018).

15. Porrini, D. (2015). Risk Classification Eciency and the Insurance Market Regulation. Risks, 3, 445-454.

16. Just, R. E. & Just, D. R. (2011). Global identification of risk preferences with revealed preference data. Journal of Econometrics, 162(1), 6-17.

17. Kirillova, N. V. (2001). Finansovaya ustoychivost i nesostoyatelnost strakhovykh kompaniy . Strakhovoe delo , 5, 17-21. (In Russ.)

18. Gryzenkova, Yu. V. (2014). Problemy organizatsii strakhovaniya na sluchay prirodnykh i tekhnogennykh katastrof v Rossii . Ekonomika ipolitika , 2(3), 43-45. (In Russ.)

19. Shipitsyna, S. E. (2009). Otsenka strakhovogo potentsiala regiona . Ekonomika regiona , 2, 91-99. (In Russ.)

20. Nikulina, N. L. & Sinenko, A. I. (2013). Diagnostika finansovoy bezopasno-sti regiona . Upravlenets , 4(44), 54-59. (In Russ.)

21. Orlov, A. I. & Pugach, O. V. (2012). Podkhody k obshchey teorii riska . Upravlenie bolshimi sistemami , 40, 49-82. (In Russ.)

22. Rezakhani, P. (2012). Classifying key risk factors in construction projects. Buletinul institutului politehnic din IA$I, LVIII (LXII), 2, 22-38.

23. Tyrsin, A. N. (2015). O modelirovanii riska v sistemakh kritichnykh infrastruktur . Ekonomicheskie i tekhnicheskie aspekty bezopasnosti stroitelnykh kritichnykh infrastruktur. Tezisy mezhdunar. konf. 10-11 iyunya 2015 g. . Ekaterinburg: UrFU Publ., 205-208. Retrieved from: http:// elar.urfu.ru/ bitstream/10995/33468/1/safety_2015.pdf (date of access: 27.01.2018). (In Russ.)

24. Tyrsin, A. N., Surina, A. A. & Stepanov, A. N. (2016). O modelirovanii riska v ekonomicheskikh sistemakh . Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy , 10-1, 117-126. (In Russ.)

25. Rossel, E. E., Vorobyov, A. P., Kovaleva, G. A., Bespamyatnykh, N. N., Dukhova, N. I., Stepanova, M. V., Tatarkin, A. I., Kuklin, A. A., Romanova, O. A., Kalina, A. V., Chenenova, R. I., Myzin, A. L., Bogatyrev, L. L., Bochegov, A. V., Popov, D. V. & Osintsev, D. A. (2003). Ekonomicheskaya bezopasnost Sverdlovskoy oblasti . In: Kovaleva, G. A. & A. A. Kuklin (Eds). Ekaterinburg: Ural Un-t Publ., 455. doi 10.17059/2017-4-5. (In Russ.)

Aleksander Andreevich Tsyganov - Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Insurance and Social Sphere Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation; Scopus Author ID: 56962746400; ORCID: 0000-0001-8572-3248 (7, Maly Zlatoustinsky Per., bldg. 1, Moscow, 101000, Russian Federation; e-mail: tsyganov@ list.ru).

Nadezda Victorovna Kirillova - Doctor of Economics, Professor, Deputy Head of Department of Insurance and Social Sphere Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation (7, Maly Zlatoustinsky Per., bldg. 1, Moscow, 101000, Russian Federation; e-mail: [email protected]).

Страховой рынок - это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.

Субъекты страхового рынка. Это страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.

1. Страховщики - это юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходования страхового фонда. В качестве страховщиков могут быть государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и страховые пулы.

Государственные страховые компании - это организации, базирующие свою деятельность на государственной собственности. В Российской Федерации государственный сектор на страховом рынке представлен АО «Росгосстрах», имеющим разветвленную сеть региональных дочерних компаний.

Акционерное страховое общество (общество с ограниченной ответственностью) - наиболее широко распространенная форма страховой компании, основанная на объединении капитала нескольких экономических субъектов. В настоящее время в России зарегистрировано около 1000 страховщиков, однако не более 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами для обеспечения нормальной коммерческой деятельности. Поэтому важная задача развития страхового рынка - повышение финансовой устойчивости большинства страховых компаний.

Общества взаимного страхования являются одной из распространенных организационных структур в страховании за рубежом, при которой каждый учредитель общества одновременно выступает страхователем. Это некоммерческие организации, они не ставят своей целью получение прибыли и образуются исключительно для страхования своих членов, защиты их интересов. Задача общества - предоставление его членам наиболее качественных, разнообразных и доступных по цене страховых услуг. В России взаимное страхование не получило своего развития из-за отсутствия полноценной правовой базы.

Страховой пул - это добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств, заключенных от его имени. Страховой пул создается для страхования определенных, преимущественно особо крупных, опасных и малоизвестных рисков. Деятельность пула строится на основе сострахования. Каждый участник получает определенную долю собранных пулом взносов и в той же доле несет ответственность по возмещению убытков. Квота членов пула определяется пропорционально переданным в общий фонд взносам. На российском страховом рынке образован ряд страховых пулов: экологический пул, пул по страхованию космических рисков, пул по страхованию ядерной ответственности, пул по медицинскому страхованию и ряд других.

  • 2. Страхователи - это юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора. В личном и социальном страховании договор может быть заключен в пользу третьих лиц, т.е. застрахованных, которые имеют право получить компенсацию при наступлении страхового случая или выкупную сумму при досрочном расторжении договора. Кроме того, при заключении договоров страхователи могут назначить выгодоприобретателей, имеющих право получать страховые выплаты.
  • 3. В качестве посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты и брокеры (аквизиторы), работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем. Наличие посредников в страховом деле свидетельствует о достаточно высоком уровне зрелости рыночных отношений, так как повышает оперативность заключения договоров и увеличивает активы страховщика.

Страховым агентом может быть физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов, т.е. заключает и возобновляет договоры страхования, инкассирует страховую премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховое возмещение.

Страховыми агентами - юридическими лицами могут выступать: юридические консультации, туристические агентства, бюро брачных знакомств, нотариальные конторы и т.д., которые наряду с услугами профессионального профиля могут выполнять функции по продаже страховых полисов и заключению договоров страхования. Вся совокупность физических и юридических лиц составляет альтернативную сеть распространения услуг страховщика. Взаимоотношения между страховой компанией и страховыми агентами регулируются генеральными соглашениями о сотрудничестве или контрактами. Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются страховщиком по твердым фиксированным ставкам в процентах от объема выполненных работ, т.е. объема поступлений страховых взносов по заключенным и действующим договорам, либо в процентах к общей страховой сумме по договорам или к количеству договоров данного вида.

Различают два варианта связи страховщика со страховыми агентами:

  • 1) непосредственную связь, опирающуюся на контрактные или генеральные соглашения, регламентирующие взаимоотношения сторон, их права и обязанности;
  • 2) систему генеральных страховых агентов, соответствующую более зрелому типу рыночных отношений. В этом случае на территории, обслуживаемой страховщиком в каждой крупной административно-территориальной единице, страховщик создает одно-два генеральных агентства, работу которых организуют страховые агенты, заключающие контракт со страховщиком.

Страховым брокером может быть физическое или юридическое лицо, выступающее в роли консультанта страхователя при заключении договора страхования с той или иной компанией. Страховой брокер в отличие от агента выступает в качестве независимого страхового лица и осуществляет свою деятельность со страхователем и страховщиком. Обладая обширным банком данных деятельности страховых компаний, действующих на страховом рынке, на основе анализа этой информации страховой брокер определяет оптимальные условия страхования для клиента и сводит его с соответствующей страховой компанией. Если в результате профессиональных усилий брокера будет заключен договор страхования с данной страховой компанией, то последняя оплачивает труд брокера на комиссионных началах.

Принципы функционирования страхового рынка определяются общими условиями развития и состояния экономики.

Одним из основополагающих является принцип демонополизации страхового дела. Реализация этого принципа означает, что страховую деятельность на рынке могут осуществлять любые страховые компании независимо от формы их собственности.

Важным принципом формирования и развития страхового рынка является конкуренция страховых организаций по предоставлению страховых услуг, привлечению страхователей и мобилизации денежных средств в страховые фонды. Свобода ценообразования, выраженная в свободе установления тарифных ставок под воздействием спроса и предложения, создает условия для конкуренции страховщиков за привлечение страхователей. Эта конкуренция может выражаться в предложении удобных форм для страхователей и условий заключения страховых договоров, уплаты страховых взносов и выплаты страхового возмещения. Конкуренция страховщиков может выражаться в расширении ассортимента предлагаемых страховых услуг, ориентированных на интересы конкретных социальных и экономических групп населения.

Следующим принципом функционирования рынка является принцип свободы выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страхования. Для его реализации необходимы широкий ассортимент страховых услуг, разумное сочетание обязательной и добровольной форм страхования на рынке и постоянно расширяющиеся возможности покрытия различных видов ущерба.

Свобода предпринимательской деятельности предоставляет право любому юридическому лицу заниматься страховым делом. Но страхование - особая форма предпринимательской деятельности, которая должна обеспечить страховую защиту страхователям при наступлении неблагоприятных непредвиденных событий. Поэтому важным принципом организации страхового дела в условиях рынка является принцип надежности и гарантии страховой защиты. Реализация этого принципа базируется на юридической основе. Механизм регистрации страховых компаний, лицензирования их деятельности и контроля государства обеспечивает соблюдение интересов страхователей и финансовую устойчивость страховых операций.

Организация страхового дела на рыночной основе повышает потребность в поступлении информации о деятельности страховщика. Принцип гласности позволяет страхователю осознанно решать вопрос о выборе страховой компании.

Страховая услуга. Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда оказание услуг необходимо с позиций общественных интересов, страхователь принуждается к приобретению страховой услуги. В добровольном страховании применяется другой подход. Страховщик стремится ограничить повышенные риски. Так, в зарубежном страховании может быть отказано в приеме на страхование владельцу автомашины, если он замечен в нарушениях правил дорожного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнять требования специалиста страховой компании по обеспечению дополнительной противопожарной безопасности. Акционерные страховые организации нашей страны в настоящее время только формируют свой портфель и завоевывают клиентуру, поэтому в случаях повышенного риска они предпочитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повышение цены на страховую услугу.

Цена страховой услуги получает свое выражение в страховом тарифе и складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежит размер страхового возмещения и расходов на ведение дела.

В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда движется в определенных границах. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения. Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика. Ее превышение ставит страховщика в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов и ожидаемой прибыли.

Цена страховой услуги, или тарифная ставка (брутто-ставка), состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Она устанавливается в денежном выражении с единицы страховой суммы или в процентах от совокупной страховой суммы.

Основная часть страхового тарифа - нетто-ставка - предназначена для формирования предстоящих страховых выплат страхователям. В основе построения нетто-ставки лежит вероятность наступления страхового случая, которая определяется на основе статистических данных, накопленных за ряд лет (тарифный период).

Нетто-ставка определяется с помощью актуарных расчетов, представляющих собой систему математических и статистических приемов, при помощи которых устанавливаются расходы, связанные со страхованием отдельных объектов, и рассчитывается тарифная ставка. Проведение актуарных расчетов связано с исследованием и группировкой страховых рисков, исчислением математической вероятности наступления страхового случая, определением частоты и степени тяжести последствий причиненного ущерба и прогнозированием их тенденций развития. Базой для формирования нетто-ставки служит показатель убыточности страховой суммы, который определяется как отношение суммы страхового возмещения, выплаченной за определенный период, к страховой сумме всех застрахованных объектов за этот же период. Затем рассчитывается средний показатель убыточности с поправкой на величину рисковой надбавки. Для этого строится динамический ряд показателей убыточности и оценивается его устойчивость с помощью показателя среднего квадратического отклонения.

Второй элемент тарифной ставки - нагрузка. Она включает расходы страховщика на ведение дела, отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные фонды и прибыль от проведения страховых операций. Доля нагрузки в брутто-тарифе определяется страховщиком самостоятельно.

Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Помимо видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивидуальные условия страхования для конкретного объекта или страхователя.

Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг и т.д. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективная основа спроса на страховую услугу - потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны. Так, страховые интересы населения определяются не только Уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом и т.д.

Объективно существующая потребность в страховании не обеспечивает автоматического превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхователь лишь тогда вступит в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан. Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобретения потенциальный страхователь должен быть платежеспособным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен показать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Необходимость помощи страхователю в определении его страхового интереса особенно важна для всего страхового рынка России, поскольку существовавшие ранее страховые традиции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели оформиться. Кроме того, страховая услуга должна быть построена таким образом, чтобы цена на нее соответствовала платежеспособности страхователей, для которых она предназначена.