Меню
Бесплатно
Главная  /  Яндекс.Деньги  /  Проблема функционирования конкурентного рынка. Проблема конкурентного рынка в россии

Проблема функционирования конкурентного рынка. Проблема конкурентного рынка в россии

В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу “один субъект Российской Федерации -- один оператор”, а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контролю за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов:

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма” т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Пути решения проблемы:

Способность более эффективному использованью ресурсов;

Вызывать необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Создать условия по оптимальному использованью научно - технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

Обеспечивать свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Нацеливать производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Рынок- это упорядоченная структура, посредством которой взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

Первоначально рынок существовал как особое место, где купля – продажа товаров осуществлялась в определённое время. То есть рынок в этот период своего развития имел пространственную и временную определённость.

Постепенно, по мере того как товарное производство становилось господствующим, количество товаров возрастало, расширялся их ассортимент, увеличивалась и численность участников актов купли – продажи. Акты обмена начинают осуществлять в любое время и в любом месте, становятся неотъемлемым элементом экономической деятельности. Пространственная и временная определённость рынка исчезает.

Товаром становится всё, и все становятся продавцами и покупателями. Акты купли – продажи связываются информационными потоками. Возникает рыночная экономика.

Рыночная экономика основана на товарном производстве. Поэтому её существование обусловлено общественным разделением труда, специализацией, наличием свободных независимых хозяйствующих субъектов, экономически ответственных за принимаемые решения.

Неотъемлемым институтом рыночной экономики является частная собственность, обеспечивающая свободу предпринимательства и свободу выбора.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что каждый хозяйствующий субъект сам решает, как использовать имеющиеся у него ресурсы: производить, продавать, выполнять работы или оказывать услуги; что, как и для кого производить; сам приобретает недостающие ресурсы; сам продаёт произведенную продукцию.

Самой широкой свободой обладает потребитель. Именно его желание приобрести тот или иной товар определяет возможность производителей организовать производство этого товара.

Рыночная экономика – это экономика индивидуумов, где главной движущей силой является личный интерес. Именно он определяет, какие действия должен осуществить каждый хозяйствующий субъект, чтобы обеспечить максимум дохода. Предприниматель стремится производить наиболее прибыльные товары; владелец рабочей силы – подороже сдать её в аренду; покупатель – купить больше товаров по более низкой цене и т. д.

1.1. Рыночная структура. Виды рынков

Стремление каждого хозяйствующего субъекта к максимуму дохода неизбежно ведёт к конкуренции.

Конкуренция – это особый тип взаимоотношений, в основе которых лежит стремление обеспечить только себе возможность достижения наилучших

результатов. Конкуренция существует внутри каждой из сторон рыночных отношений.

Конкуренция между производителями – это взаимоотношения по поводу установления цен и объёмов предложения на рынке.

Конкуренция между потребителями – это взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.

В рыночной экономике на рынках различных продуктов, услуг и ресурсов могут существовать различные виды и разновидности конкурентных структур.

Они отличаются друг от друга количеством производителей (продавцов) и количеством потребителей (покупателей), степенью сопоставимости и заменяемости выпускаемой продукции, степенью трудности входа на рынок и выхода из рынка, мобильностью факторов производства, уровнем информированности участников актов купли – продажи о цене, количестве продукта, затратах и спросе на рынке, возможностью воздействия на спрос, предложение и цену.

В зависимости от наличия и характера каждого из этих условий можно говорить о совершенной, несовершенной конкуренции и чистой монополии.

Совершенная конкуренция существует в условиях большого количества продавцов и покупателей, не имеющих возможности влиять на рыночную цену и количество производимых продуктов. Это обусловлено тем, что производимая продукция качественно однородна, все продавцы и покупатели имеют равный доступ к информации о состоянии рынка и равные возможности входа на рынок и выхода из него. На реальном рынке обеспечить такую структуру взаимодействия всех его элементов и всех участников практически невозможно. Поэтому совершенная конкуренция служит скорее теоретическим эталоном, чем реальным фактором. Особенности других конкурентных структур можно вывести из сравнения с этим эталоном.

Несовершенная конкуренция представлена трёмя разновидностями: монополистической и олигополистической конкуренцией среди продавцов и олигопсонической конкуренцией среди покупателей.

Монополистическая конкуренция существует на рынке, где множество продавцов и покупателей. Но продавцы способны предложить покупателю разные варианты товара (по качеству, свойствам, внешнему виду, количеству и качеству сопутствующих услуг). Продавцу для того, чтобы повысить цену, нужно выделиться среди других продавцов.

Олигополистическая конкуренция существует на рынке, где несколько продавцов одного продукта или несколько продавцов различных моделей одного вида продукта. Каждый продавец очень чувствителен к цене и чутко реагирует на действие конкурентов. Победить конкурента можно либо снижением цены, либо предложением большего числа или объёма услуг.

Олигопсоническая конкуренция существует в том случае, если множеству продавцов противостоит несколько покупателей.

Чистая монополия – это вид рыночной структуры, где существуют один продавец однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Монопсония – это вид рыночной структуры, где существует один покупатель однородного продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монополия и монопсония не являются конкурентными структурами.

Конкуренция выступает невидимым регулятором и контролёром экономики. Она стимулирует заинтересованность в снижении затрат, улучшении качества, расширении ассортимента, в перемещении из отрасли в отрасль.

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция – это регулирующий механизм. Координирующей и организующей силой рыночной экономики является система рынков и цен.

Цены служат ориентиром, используя который владельцы ресурсов, предприниматели и потребители осуществляют свободный выбор, обеспечивающий личный интерес.

Система рынков и цен учитывает, суммирует и взаимно уравновешивает свободно выбираемые хозяйствующими субъектами решения. В рыночной экономике всё множество производимых продуктов и оказываемых услуг по своему функциональному назначению может быть распределено на три группы:

Конечные продукты и услуги;

Факторы производства;

Соответственно этому система рынков включает рынок конечных продуктов и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок.

На рынке конечных продуктов и услуг осуществляется купля – продажа продуктов и услуг, удовлетворяющих личные и общественные потребности населения.

Покупателями на этом рынке выступают домашние хозяйства (семьи) или правительство. Продавцами – организации бизнеса.

Рынок факторов производства включает рынок труда, рынок земли и землепользования и рынок капиталов (средства производства).

Финансовый рынок – это рынок, на котором продавцы и покупатели взаимодействуют по поводу особого товара – денег. На этом рынке деньги могут передаваться на время в виде ссуд и займов под обязательства или навсегда – под акции. Этот рынок наиболее точно позволяет судить о состоянии экономики.

Рыночная экономика – это экономика сделок с равноправными партнёрами, развитой системой горизонтальных связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру (банки, биржи, страховые фирмы и т. д.), сильное и уважаемое людьми законодательство, регулирующее взаимоотношения хозяйствующих субъектов.

Теоретически рыночная экономика стремится к обеспечению равенства всех людей в реализации своих возможностей. В то же время это экономика, в которой нормой является неравенство богатства и доходов. Богатство, по П. Самуэльсону, это имеющийся денежный запас, а доход есть прирост денег за определённый период времени.

Причина этого неравенства заключается в различиях в способностях, в профессиональной неоднородности, в уровне образования, в продолжительности работы, в неравенстве исходного богатства (полученного по наследству) и т. д.

Свобода выбора и конкуренция, дающие возможность и требующие полного и эффективного использования всех пригодных для производства ресурсов, стимулируют создание новых продуктов, совершенствование технологии производства, изменение структуры поставляемых ресурсов. Это говорит о том, что рыночная экономика обладает способностью адаптироваться к неизбежным изменениям.

Для этого рыночная экономика использует не только внутренне присущие ей механизмы саморегулирования, но внешние регуляторы, находящиеся в руках государства.

Способность к саморегулированию характеризует преимущества рыночной экономики. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена её недостатками.

Остановимся на этом подробнее.

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы:

- «что производить?» - проблема выбора;

-«как производить?» - проблема эффективности;

-«для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

(недоделан)

Билет 4(Роль потребностей в развитии экономики.Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.)

Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство:

Во-первых , они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих , ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

Физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода)

Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики.

Являясь состязанием между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья она выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.

В России добросовестная конкуренция развита слабо. Главной причиной такого положения является господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. В настоящее время монополии определяют ценовую политику в стране и являются главной угрозой экономического роста и проведения социально-экономических реформ. Создание конкурентной среды и конкурентного ценообразования - один из важнейших признаков формирования рыночной экономики. Этот процесс в экономике России происходит слишком медленно, с разной интенсивностью в различных отраслях и сферах. По существу можно вести речь лишь о начале создания в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий.

Из-за отсутствия достаточной экономической свободы и доминирования на рынке монополистов, а также отсутствия добросовестной конкуренции цены на отдельные продовольственные товары на рынке завышены в разы: молоко в крупных городах стоит до 3 раз дороже, цены на хлеб завышены до 5 раз, на овощи в Москве - до 7-10 раз по сравнению с конкурентными рыночными ценами.

Вызывают большую озабоченность конкурентоспособность промышленности России. Связано оно, прежде всего, с устареванием производственных мощностей. Средний возраст ее основных производственных мощностей составляет более 20 лет. Поэтому без серьезных мер, способных обеспечить обновление научно-технического потенциала страны невозможно обеспечить быстрое восстановление и ускоренное развитие промышленности и выпуск конкурентоспособных товаров. Инвестиции в машиностроение и металлообработку в 2011 г. были в четыре раза меньше чем в добывающую промышленность. А именно обрабатывающие отрасли в последнее время являлись локомотивами экономического роста России, их доля составляла 36% прироста промышленного производства в первом полугодии 2011 г.

Сегодня следует в массовом порядке менять устаревшую технику на новую, современную. Это позволит резко поднять производительность труда, повысить качество продукции, сделать многие наши товары несырьевого сектора конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках.

Следует отметить, что конкурентоспособность российской продукции постепенно повышается по сравнению с импортной. Так, тендер на модернизацию паровых турбин ОАО «Костромская ГРЭС» выиграла российская компания «Силовые машины», предложение которой было в 2,5 раза дешевле, чем у германского концерна «Сименс».

На конкурентном энергорынке, устойчиво работающем в зоне Центр-Урал, зарегистрировано 220 участников. В результате средняя цена в течение 2011 г. была почти на 16% ниже, чем устанавливаемая государством. Начиная с 2010 г., реально существует рынок электроэнергии, проходят разделения региональных энергокомпаний по видам деятельности, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании, образовано несколько оптовых и территориальных генерирующих компаний, планируется преобразование оптового рынка энергии в рынок регулируемых долгосрочных договоров. В 90-е годы происходила практически не управляемая со стороны государства концентрация активов. В результате это привело к тому, что очень часто одно или две-три группы лиц контролируют более 60-70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен, инфляции, снижению уровня доходов населения. Действующие наказания за это не соразмерны с объёмами незаконных доходов, которые в результате получают монополии и картели. Максимальный штраф за нарушения антимонопольного законодательства в России составляет 15-16 тыс. долл., в то время как нарушители только за 1 день зарабатывают значительно больше. В большинстве регионов России на рынке бензина действуют всего несколько компаний, которые поддерживают нужный им уровень цен.

Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг
Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Сред...

Расчет себестоимости продукции
Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера. Текущие расходы связаны с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия - приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, облуживанием матер...

Рассмотрим проблему координации индивидуальных решений с целью достижения состояния общего равновесия, существование которого было доказано “на классной доске”. Предполагается, что моделирующему децентрализованную экономику экономисту известно поведение всех агентов, представляемое им уравнениями рыночного спроса и предложения. Но каждому агенту известна только его собственная функция поведения, и, даже если бы он был знаком с принципами общего вальрасовского равновесия, он не смог бы определить ни равновесные цены, ни равновесные количества.

Это следствие не несовершенства информации, а децентрализации решений. С того момента, когда равновесие определяется встречей всех агентов, для исследования проблемы рынка в общем случае предполагается, что каждый агент контролирует только свой собственный спрос или предложение блага, и что он рассматривает цену как параметр. Таково наиболее общее определение конкуренции.

Дополнительные замечания относительно данной постановки проблемы координации:

а) упомянутая выше гипотеза рациональных ожиданий предполагает, что агенты способны в среднем безошибочно предвидеть состояние рынка. Такой подход приводит к устранению проблемы координации, поскольку предполагается, что она осуществляется предварительно благодаря использованию “истинной модели” экономики. Данная гипотеза, следовательно, не является особым пониманием проблемы рынка, она ее устраняет.

Именно поэтому предположение о мгновенной корректировке цен, сделанное новыми классиками, являясь логичным, не ведет к решению данной проблемы.

б) некоторые современные модели предполагают, что агент обладает достаточной информацией о поведении прочих агентов для определения собственного поведения. Можно выделить два типа таких моделей. Во-первых, это модели “поиска” (search), в которых этот процесс представлен возможными встречами агентов. Мы остановимся на них ниже. Во-вторых, это модели “повторяющихся действий”, позволяющие определить стратегии агентов. При некоторых условиях состояния равновесия, возникающие на рынках в разные периоды, сходятся к общему вальрасовскому равновесию; но аналитическое решение существует только при небольшом числе игроков, что весьма ограничивает применение данных моделей при анализе общей проблемы рынка.

При анализе функционирования рынка, на котором агенты принимают цены в качестве параметров, возникают два вопроса.

Первый может быть сформулирован следующим образом: поскольку предполагается, что именно изменение этих параметров приводит к установлению общего вальрасовского равновесия, то каким образом осуществляется корректировка цен? Это вопрос устойчивости ОРВ.


Необходимо отличать этот вопрос от вопроса гибкости цен, с которым его часто путают. Цены могут быть негибкими или “липкими” вследствие экзогенных (институты, установившиеся, рутинные процедуры принятия решений) или эндогенных (взаимные интересы партий, издержки корректировки) причин. Как мы видели, гипотеза негибкости цен, особенно в сторону понижения, сыграла большую роль в макроэкономическом анализе неравновесных состояний. Современная теория неявных контрактов, согласно которой оба участника обмена могут быть заинтересованы в корректировке не цен, а количеств, рассматривает именно такие ситуации. Но какими бы не были цены, жесткими или абсолютно гибкими, остается открытым вопрос о том, каким образом происходит их изменение. Являются ли цены фиксированными или только негибкими в сторону понижения, необходимо задать себе вопрос о том, кто их устанавливает. Если предположить, что их устанавливает или изменяет некоторый агент или группа агентов, то вновь встает проблема описания функционирования конкурентного рынка, поскольку мы отказываемся от гипотезы цен как параметров.

Очевидно, что данная гипотеза совместима с любой частной гипотезой, касающейся гибкости цен, если только они рассматриваются агентами как параметры.

Второй вопрос касается осуществления обменов. В условиях равновесия агенты принимают индивидуальные решения об обмениваемых количествах, совокупность которых, по построению, является равновесной. Для каждого товара реализуется равенство между совокупным спросом и совокупным предложением: продавцы реализуют все количество товара, которое они хотели продать, а покупатели приобретают именно столько товара, сколько они хотели купить. Тогда каждый рынок уравновешивается (markets clear).

Остается определить, каким образом количество, предлагаемое каждым индивидуальным агентом, продается в действительности другому индивидуальному агенту. Рыночная экономика предполагает, что обмены реализуются посредством двусторонних контрактов. Но такое положение не принимается ТОРВ.