Меню
Бесплатно
Главная  /  Переводы с мобильного  /  Способы принятия экономических решений в рыночной экономике. Методы и принципы принятия решений в экономике

Способы принятия экономических решений в рыночной экономике. Методы и принципы принятия решений в экономике

в стране А. государство плановыми методами определяет какие товары, услуги должны быть произведены, какими способами кто и сколько будет их получать.

какой тип экономической системы существует а стране А.? 1. смешанная 2. рыночная 3. централизованная 4. традиционная

Спасибо!

1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

1)Акционерное общество провело ежегодное собрание акционеров.
2)Общество книголюбов организовало благотворительный аукцион.
3)Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
4)Городское общество протестует против строительства скоростной
магистрали.
2. Вера узнала, что Надежда рассказала одноклассникам её секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать
с Надеждой. Какой способ поведения в межличностном конфликте
иллюстрирует этот пример?
1)посредничество
2)уход
3)арбитраж
4)сотрудничество
3.В ходе специальной акции были собраны средства для детского дома.
Взаимосвязь каких сфер общественной жизни, прежде всего, иллюстрирует
этот факт?
1)социальной и экономической
2)политической и духовной
3)экономической и политической
4)духовной и экономической

4.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной
деятельности человечества.
Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего
человечества.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5.Целенаправленную деятельность человека по получению новых знаний и
умений называют
1)искусством
2)образованием
3)творчеством
4)моралью
6.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям
своей страны.
Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и
культуры.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
7.К факторам (ресурсам) производства относится(-ятся)
1)прибыль
2)потребности
3)труд
4)налоги
8.Определённая сумма денег, которую граждане и предприятия должны
уплатить государству, называется
1)налог
2)процент
3)издержки
4)дивиденды

9.В период предновогодних распродаж в разных городах мира потребители
активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели
нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются
в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном
факте?
1)кооперация
2)инфляция
3)предложение
4)спрос
10.Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
Б. В современном мире единственной формой платежа является
использование наличных денег.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
11.Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и
типичное для данной общественной группы, называют
1)социальным статусом
2)социальной мобильностью
3)социальным престижем
4)социальной ролью
12.В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресенье родители со своими
детьми посещают музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот
пример?
1)совместное ведение домашнего хозяйства
2)распределение домашних обязанностей
3)обеспечение материального достатка
4)духовное развитие детей

13.Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми
членами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

«Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>
Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>
Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок. <...>
НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня, с принятием ответственных решений». (Текст взят из книги: Обществознание: Пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- С. 426, 427, 431- и адаптирован.)

C1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите два объяснения в тексте.

C4
Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.

C5
Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

C6
Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Исследователи отмечают, что традиционно в белорусской семье для воспитания детей использовался прежде всего положительный пример матери, отца и старших

членов семьи, а также следующие методы:

Внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, наполненных родительской любовью;

Включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстниками;

Организация совета родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;

Поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;

Намёк (прямой или косвенный) - способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;

Упрёк - выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступками и поведением детей;

Испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;

Благословение - комплекс родительских наставлений, поучений, предостережений, наказов и просьб к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).

Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их действенности, важности для дальнейшей жизни детей, гуманности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?

1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающий

превращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений? ПОЖАЛУЙСТА

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

  • - рыночная экономика;
  • - административно-командная экономика;
  • - традиционная экономика;
  • - смешанная экономика.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.

В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм, в-третьих, методы мотивации к труду являются экономическими в различной степени, в - четвертых, способ организации принятия решений в рыночной и административно-плановой экономических системах имеют существенные различия.

Экономическую систему можно рассматривать как способ организации совместной деятельности людей по достижению максимально возможного результата. Способ такой организации определяется рядом главных, конституирующих элементов. Рассмотрим имеющиеся различия, сопоставив конституирующие признаки двух экономических систем.

Таблица 1.3.1 Основы экономической теории. Под ред. доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова. М., с. 47

Форма собственности

Механизм обеспечения информацией и координации

Методы мотивации людей к труду

Способ организации принятия решения

Административно- плановая система

Государствен-ная

Передача по вертикали из административного центра к периферии

Экономические в меньшей степени, больше - неэкономическое принуждение (наказание за тунеядство, возможность получения жилья и т.д.

посредством прямых директивных указаний, решение принимает центр

Рыночная система

Ценовой, через рынок

Экономические

решения принимают самостоятельные производители на основе мотива прибыльности и информации, поступающей с рынка

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика . Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс -- капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Одной из главных предпосылок этой системы выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе ориентируется на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

  • 1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой -- меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
  • 2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
  • 3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Административно - плановая экономика. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности -- на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно-административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего там строится современная рыночная экономика. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 58.

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс -- землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Смешанная экономика -- это хозяйственная система, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; вмешательство государства в рыночную экономику не преобладает над регулирующей ролью рынка.

Смешанная экономика характерна для многих развитых демократических стран Запада. В реальной жизни невозможно найти государство с ярко выраженной экономической системой. Часто элементы одной экономической системы соседствуют с элементами другой. Передовые страны (Германия, США, Франция и др.) стремятся гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики.

Большая часть хозяйственных ресурсов в смешанной экономике находится в частных руках, многочисленные предприятия малого бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка.

Вместе с тем некоторые важные сферы экономики (например, железные дороги, топливно-энергетический и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита и др.) принадлежат государству и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. В некоторых государствах забота о развитии социальной сферы столь значительна (например, в Германии или Швеции), что экономику таких стран часто характеризуют как социально-рыночное хозяйство. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 59.

Однако ни одна из существующих экономических систем не может быть совершенной. Идеальные общества существуют лишь в теоретических построениях, а в реальности важно, какая из систем эффективна и жизнеспособна.

Таким образом, принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, экономическая система - это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том что, как и для кого производить.

  • Способы принятия экономических решений, способы привлечения людей к экономической деятельности-традиционая экономика камандная экономика рыночная экономика
  • Рыночная экономика-многообразие форм собственности, ограниченное вмешательство государства, изменение структуры производства и потребления.

    Традиционная экономика-крайне примитивные технологии, преобладание ручного труда, общинная собственность на средства производства.

    Командная экономика-государственная собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация, государство полностью контролирует весь экономический процесс.

  • ПОЖАЛЙСТА ОЧЕН НАДО, ХОТЯ БЫ ЧТО НИБУДЬ ИЗ ЭТОГО

    1. Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это

    2 . Сходство в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы

    3 . Верны ли утверждения?

    А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.

    Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.

    4. Верны ли утверждения?

    А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.

    Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    5. Признак общества как системы:

    1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества

    6 . Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это

    1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития

    7. Отличие в поведении животного и деятельности человека

    1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение

    8 . Верны ли утверждения?

    А. В широком смысле «культура» - это всё созданное человеком.

    Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    9 . Верны ли утверждения?

    А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.

    Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.

    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    10 . Признак общества как динамической системы:

    1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни

    3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп

    11 . Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества – это

    1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

    12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

    1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

    13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

    14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

    1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

    15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

    1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

    16. Термин «общество» не включает в себя понятие:

    1) Форму объединения людей

    2) Части материального мира

    3) Природной среды обитания

    4) Способов взаимодействия людей

    17 . Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

    1) Общества и природы

    2) Общества и культуры

    3) Экономики и религии

    4) Цивилизации и формация

    18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

    Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

    участие в игре, сон.

    19. Завершите предложения:

    1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

    институт - ….

    2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной ….

    3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

    4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные ….

    5)Происхождение человека называется ….

    6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это …

    20. Духовное и телесное в человеке:

    1)Предшествуют друг другу

    2)Связаны друг с другом

    3)Противостоят друг другу

    4)Независимы друг от друга

    21. Отличительным свойством человека является

    1)Удовлетворение потребностей

    2)Приспособление к окружающей среде

    3)Осмысление мира и самого себя

    4)Использование орудий труда

    22 . Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

    1) Гражданственностью

    2) Совестью

    3) Патриотизмом

    4) Ответственностью

  • 1)-активное общество
    2)-преобразование природы

    3)а и б-верно

    4)верно только б
    5) постоянные изменения в общественной жизни

    6)этап развития общества

    7)целесоовразность

    8)верно только а

    9)верно только б

    10)наличие сфер

    11)мировозрение

    12)адаптация

    13)потребность

    14)социализация

    13.-2 14.-4 21.-4

  • Способы привлечения людей к экономической деятельности:
    1)традиционная экономика
    2) командная экономика
    3) рыночная экономика
  • 1) Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
    Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
    Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
    Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
    2) Командная (централизованная, директивная, плановая) экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
    Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
    Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
    3) Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
    Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
    Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция.
    Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
    Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (?) использование ресурсов.
    Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
  • C5)Кроме этого, важным условием является соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения у них экономических ресурсов, т. е. конкуренция. Благодаря ей товаропроизводители вынуждены изыскивать способы производства товаров с минимальными затратами, по минимальной цене и как можно лучшего качества. В противном случае им не удастся продать товар и покупатель предпочтет покупать подобный товар у конкурирующей фирмы, потому что покупатели тоже вступают в соперничество между собой за право покупать товар по минимальной цене.
    В данном тексте конкуренция рассматривается с положительных сторон.
    С6)
    Я согласна с утверждением, что рыночная экономия является самой эфективной экономикой. Для того чтобы подтвердить свои слова нужно вспомнить функции экономики. Например рыночная экономика обладает стимулирующей функцией. Она сподвигает участников рынка искать более выгодные условия производства и покупки товаров. Так же не стоит забывать о санирующей функции рынка. Именно благодаря ей рынок избавляется от экономически не выгодных предприятий.
  • Проверьте мое домашнее задание, просто оценка за полугодие за это задание имеет огромное значение!

    Само задание:

    "В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные. ..

    Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. .. По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

    Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    Революция в собственности и сопровождавшие ее институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти 1/4 занятых в частном секторе - лица не наемного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом"

    1. Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

    2. Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наемного работника в результате рыночных преобразований.

    3. Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве. .. К системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснения этому утверждению.

    1. 1)Половина экономического активного населения работают не на государство.

    2)На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

    2. На смену командной пришла рыночная экономика.

    3. И. Заславский имел ввиду, что в системе экономической активности будут изменения, то есть "от полной и безусловной занятости в общественном производстве"(командной экономики) "к системе экономической активности"(к рыночной).

    Правильно ли я ответил на заданные вопосы?

  • В 1 - 2) скорее не проблема, а дополнение ко 2 вопросу

    1) ответ из 1 - верен + еще одна проблема - безработицы,

    правильно, но добавь 2) из 1 вопроса

    усложнилась организация труда, расширилось частное предпринимательство, увеличивалась деловая активность в таких отраслях, как торговля, снабжение, кредитование, страхование, увеличилось число безработных

    правильно

  • 1. Заполните таблицу

    Производство

    Распределение

    Потребление

    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек; составление плана расходов семьи на месяц; завтрак в школьной столовой; посещение парикмахерской; выплата пособия семьям на детей; использование освещения в быту; закупка снаряжения для туристического похода.

    2. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируйте (письменно) ответ примерами.

    Напишите правильно.

  • Производство-изготовление елочных игрушек, посещение парихмахерской.

    распределение-составление плана расхода семьи на месяц, выплата пособий семьям на детей.

    обмен-использование освещение в быту, закупка снаряжений для туристического похода!

    потребление-завтрак в школьной столовой.

    богатсво это деньги, а экономика это хозяйственная деятельность общества!

  • Помогите в классе и дома!
    1. Можно ли согласится со следуещим утверждением: ’Экономика- это сама жизнь во всем ее многообразии,
    2.-
    3. Заполните таблицу Основные сферы экономики
    Производство Распределение Обмен Потредление
    Впишите перечисленные виды экономической деятельности в соотвутствующую графу таблицы.
    4, Есть ли связь между понятиями "экономика" и "богатство"?
    Проиллюстрируй ответ примерами

  • 1) Лично я бы не согласилась с этим высказыванием, т. к ведь когда у людей есть деньги, то человек может позволить себе почти всё. Даже человека можно спасти с помощи денег. 4) Да. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Засчет экономических законов, приемов человек может разбогатеть, скопить капитал, а капитал - это богатство. В конце концов, есть такое определение "Экономика - это наука о богатстве"
  • Несколько правильных ответов.
    №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    1)возрастанию степени комфортности проживания.
    2)улучшению нравственного состояния общества.
    4)уменьшению плотности информационных связей.
    5)росту неограниченной свободы человека.
    №2 Если в стране существует смешанная, а не чисто рыночная экономика, то госуд. лучше удовлетворяет потребности общества в области:
    1)борьбы с преступностью.
    3)регулирования деятельности валютных бирж
    4)противостояния международному терроризму

    1)трансляция знаний последующим поколениям.
    3)установление закономерностей развития природы и общества
    4)удовлетворение биологических потребностей.
    5)формирование моральных норм.
    №4 Нормами административного права регулируются правоотношения между:
    1)Правительством РФ и Генеральной прокуратурой РФ
    2)иностранным гражданином и миграционной службой.
    3) Президентом РФ и главой субъекта РФ
    5)милиционером и 15-летним подростком, задержанным за грабеж.
    Заранее большое спасибо!
  • №1 Прогресс в экономической сфере приводит к:
    3)росту качества производимых товаров и услуг.
    №2 Если в стране существует
    2)установление цен на дефицитные товары.
    5)социального обеспечения населения.
    №3 Цель познавательной деятельности человека:
    2)приобретение истинных знаний об окруж. мире
    №4 Нормами административного права
    4)инспектором дорожного движения и пешеходом
  • 1. Составьте план текста
    2. Используя текст и обществоведические знания дайте 2 объяснения мысли авторов "кто больше сберегает и инвестирует, тот больше производит в будущем ".
    3. Дайте 2 объяснения необходимости экономического сотрудничества людей.
    4. Как авторы объясняют сущность проблемы экономического выбора? Почему субъектам экономики в принципе приходится решать проблему экономиского выбора? Что является ценой выбора?
    5. Подтвердите 3 примерами мысль авторов о том, что "технологический прогресс продолжает менять нашу жизнь и сегодня"
    ЧЕТЫРЕ ИСТОЧНИКА РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ:
    Товары и услуги, создающие наше благосостояние, не падают с неба. Их производство требует затрат труда и интеллектуального потенциала, оборудования и инвестиций, организации трудового процесса и кооперации фирм. Существуют четыре основных источника роста производства и дохода.
    Образование, обучение и приобретение опыта являются главными средствами достижения более высокой квалификации. Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    Рабочие произведут больше продукции, используя более совершенное оборудование. Лесоруб, к примеру, срубит больше деревьев, если применит современную бензопилу вместо примитивной ножовки или топора. Водитель грузовика может перевезти больше грузов, чем извозчик. Но оборудование и машины - не бесплатны. Ресурсы, используемые для их производства, могли бы найти иное применение: в изготовлении пищевых продуктов, одежды, автомобилей и других предметов каждодневного потребления.
    Экономика учит, что тот, кто больше сберегает и инвестирует, больше производит в будущем.
    Использование человеческого интеллекта, изобретающего новые товары или более аффективные технологии производства - важнейший источник экономического роста.
    За последние 250 лет развитие техники буквально преобразило нашу жизнь. Сначала паровая машина, затем - двигатель внутреннего сгорания, электричество и ядерный реактор заменили мускулы человека и животных в качестве основного источника энергии. Автомобили, автобусы, поезда и самолеты вытеснили лошадь и повозку как основные способы передвижения. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь и сегодня. Лазерные проигрыватели, микрокомпьютеры, текстовые редакторы, микроволновые печи, видеокамеры, магнитофоны, автомобильные кондиционеры существенно изменили характер нашей работы и досуга в течение последних двадцати лет.
    Исторически изменения в законодательстве всегда являлись важным источником экономического прогресса. В XVIII в. Патентная система предоставила инвесторам право частной собственности на идеи. Примерно в то же время признание корпорации в качестве юридического лица облегчило создание больших фирм, требовавшихся для массового производства промышленных товаров. Эти прогрессивные изменения в экономической организации общества способствовали росту производства в Европе и Северной Америке.
    Эффективная экономическая организация общества способствует хозяйственному сотрудничеству людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров. Ее главные характеристики более подробно рассмотрены в следующей части.
  • План : 1)Товары и услуги, создающие наше благосостояние
    2)Образование, обучение и приобретение опыта
    3)Производство рабочих больших продукций
    4)Использование человеческого интеллекта для изобретения новых товаров
    5)Технический прогресс за последние 250 лет
    6)Исторически изменения в законодательстве
    7)Эффективная экономическая организация общества
    2) Благодаря сбережениям и экономике можно развить на много больше, чем когда много затрат уходит в одну инвестицию
    3) 1. Экономическое сотрудничество нужно для того, чтоб происходил экономический прогресс
    2. Экономическое сотрудничество людей и направляет ресурсы на производство нужных им товаров.
    или 3)Совершенствуя свои навыки, люди приумножают главный капитал - собственные способности.
    4) Авторы обьясняют это тем, что расходы могут иногда уходить большие на мелкие потребности; Потому что, на оба товара уйдет много средств; Ценой выбора является экономический прогресс
    5) 1. Благодаря техническому прогрессу мы можем многое изобрести
    2. Упрощяет нашу повседневную жизнь
    3. Помогает нам в образовании
  • Способы принятия экономических решений (р.т.4). Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. В соответствии с обычаями и традициями. Через приказы и распоряжения сверху вниз. С помощью рынка.

    Картинка 15 из презентации «Главные вопросы экономики» к урокам экономики на тему «Экономика»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока экономики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Главные вопросы экономики.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 74 КБ.

    Скачать презентацию

    Экономика

    «Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Экономика – это жизнь. НПО. Уровень инфляции. Страна может устойчиво развиваться. Ему пришлось разобраться в сущности экономических процессов. Экономика-замечательная наука. Необходимо защищать конкуренцию. Функции денег. Что такое прибыль. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх.

    «Экономическая сфера жизни общества» - Производство. Человек в мире экономических отношений. Структура экономической системы. Государство. Экономика. Что такое экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Объективный анализ экономической сферы. Характеристика экономических систем. Кто самый умный. Факторы производства. Работа в группах.

    «Экономика и экономическая наука» - Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д. Экономическая наука сочетает признаки точной и описательной наук. Платой за использование труда в производственной деятельности является заработная плата. Собственник капитала, авансируемого для производства, получает доход, называемый процентом.

    «Основные проблемы экономики» - Кривая производственных возможностей. Допущения модели КПВ. Экономическая эффективность. Количество. Смещение кривой вправо. Возрастание альтернативных издержек. Модель КПВ. Оценка альтернативной стоимости. Основные проблемы экономики. Отказ от некоторых исходных допущений модели КПВ. Принцип максимума.

    ««Экономика» 5 класс» - Девиз. Аристотель. Работник. Экономические отношения. Рабочая тетрадь. Хозяин. Закон. Что человеку нужно для жизни. Экономические интересы. Типы хозяйства. Примеры натурального типа хозяйства. Экономика. Хозяйство.

    «Человек и экономика» - Золотые руки работника. Экономика как сфера деятельности людей. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Прибыль. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. О чем ты узнаешь. Производство: затраты, выручка, прибыль. Формы бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность.

    Всего в теме 25 презентаций

    Традиционная экономическая система основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Традициями и обычаями определяются производственные технологии, виды производимых товаров и услуг. В экономической роли каждого члена общества преобладает наследственность и кастовая принадлежность. Современные технологии и инновации не применяются, широко используется ручной труд. В настоящее время традиционная экономика встречается в небольшом количестве развивающихся стран.

    Что такое экономическая система? В каждом государстве в разное время имелась и имеется определённая система экономики. Охарактеризовать экономическую систему позволяет объединение элементов, состоящих из законов, норм, традиций, ценностей, институтов, с помощью которых социумом решаются задачи хозяйственного управления, и совокупность экономических и социальных отношений потребителей и производителей.

    Сравнение достоинств и недостатков экономических систем производится по следующим критериям:

    • преобладающей форме хозяйствования – натуральная или товарная форма ведения хозяйства;
    • основным видам собственности – общинные, кооперативно-общественные, частнособственнические и смешанные;
    • способам принятия решений по распределению доходов. Общинно-уравнительная система (доход распределяется по факторам производства) и распределение по качеству и количеству трудового вклада;
    • степенью вмешательства государства – свободные, экономически регулируемые, административно-командные и смешанные экономические системы;
    • способом координации действий субъектов хозяйствования – традиционные, рыночные и плановые системы экономики;
    • степенью открытости для международных отношений – закрытые и открытые системы;
    • степенью зрелости – формирующиеся, развитые и деградирующие системы.

    В современной экономике экономические системы классифицируются на 4 основных типа с характерными свойствами:

    1. Традиционная.
    2. Административно-командная (плановая).
    3. Рыночная.
    4. Смешанная.

    Самой ранней формой, сформированной ещё в древности, считается традиционная экономика, когда экономическая и хозяйственная деятельность, межличностные отношения в обществе и система распределения материальных благ определяются принципами традиций и обычаев.

    Отличительной чертой командно-административной (централизованной) системы является преобладающая роль государства в экономике и минимум рыночных отношений. Государство регулирует основные экономические процессы:

    • размещение производства;
    • каналы снабжения и сбыта;
    • фиксирование заработной платы и надбавок;
    • установление .

    Основными чертами рыночной экономической системы считаются развитые социальные институты и участие граждан в управлении. При рыночной экономике материальные блага должны распространяться саморегулирующими механизмами спроса и предложения. Следовательно, лучшие материальные блага будут приобретаться гражданами, имеющими необходимый капитал. С другой стороны, другим людям не запрещается основывать собственное дело, вкладывать труд, развиваться как субъект экономики и приобрести статус человека с капиталом.

    Отличительные особенности традиционной экономики

    Основные черты традиционного общества:

    Нерыночное хозяйство зародилось в глубоком прошлом, и основывается натуральным производством, то есть изготовлением продукции для собственного потребления. Хозяйственными субъектами в то время являлись семья, род, племя, община.

    В традиционной экономической системе свойственно преобладание крестьянских и ремесленных хозяйств, где потомками наследуются занятия предков. Основным признаком данной экономики является то, что собственность принадлежит отдельным хозяйствам, и каждый собственник имеет право распоряжаться собственными ресурсами.

    Признаками традиционной экономики считаются:

    • медленное внедрение и развитие современных технологий;
    • власть строится на традиционных родоплеменных отношениях;
    • полуфеодальный общественно экономический строй;
    • характерно широкое применение ручного труда;
    • фермерские хозяйства составляют основную долю в экономике;
    • отсутствует или неразвита добывающая промышленность;
    • эксплуатирование низших сословий и ограничение их прав и свобод;
    • не развивается наука;
    • получить образование может лишь небольшая прослойка общества, являющаяся правящей элитой;
    • на политические взгляды народа оказывается религиозное или военное давление.

    Главной характеристикой традиционной экономической системы считается низкая степень развития производственных технологий, чем обусловлена низкая производительность труда. Традиционным хозяйством, свойственным экономике этого типа является натуральное хозяйство (преобладает фермерство, охота, собирательство). Внедрение современных технологий вызывает разрушение основ подобной экономики.

    Характеризует традиционную систему слабая экономическая связь между населёнными пунктами. Это мешает стабильному развитию экономики, и вынуждает людей браться за тяжёлый физический труд. К признакам относят и сами традиционные общины, являющиеся условием выживания большой группы людей, но тормозящие прогресс.


    Охарактеризовать традиционную экономическую систему может слабо развитая торговля. Из-за низкой производительности труда в общине не остаются излишки, которые можно реализовать. Торговые связи даже с ближайшими селениями очень слабые. Это способствует закреплению укоренившихся порядков и мешает внедрению новых технологий.

    Отличительной чертой традиционной экономики является социальный и экономический застой. Развитие общества происходит очень медленно или совсем не развивается. Сообщество сохраняет свой уклад с давних времён. Примером из истории, где это происходило и приводило к катастрофе, могут служить коренные жители Америки и Африки.

    Экономические причины сначала обуславливают застой, затем его закрепляет система неформальных институтов, которые составляют совокупные традиции и обычаи страны. Традиции участвуют в регулировании распределения политической власти и экономических ресурсов. Традиционная экономика отличается характерными чертами:

    1. Догматичностью.
    2. Неспособностью приспосабливаться к меняющимся условиям.
    3. Строгостью исполнения.

    При таком укладе общества наблюдается преобладание аграрного сектора в производстве. Основная ценность для подобных сообществ – продовольственные продукты, так как низкая производительность труда еле позволяет фермерам прокормиться, а несовершенство технологий при высокой рождаемости населения вызывает проблему голодания.

    Влияние государства и религии

    При традиционной экономической системе типичны примитивные властные структуры. В большинстве случаев форма правления в подобных сообществах — абсолютная монархия, поддерживаемая обширным воинским сословием. Основными ресурсами и материальными благами владеют высшие сословия.

    Политическая власть в таком обществе не обеспечивает социальные гарантии и развитие, а собирает ренту для высших сословий. Государство не имеет социальной направленности и осуществляет насильственное сохранение существующих порядков.

    Традиционная экономика основывается на кастовом и сословном делении общества и поддерживается государственным насилием. Основным системным принципом подобного общества является желание правящего класса и в дальнейшем регулярно извлекать ренту и сохранять привычный уклад жизни общества, а не внедрять современные технологии и инновации.

    Государство не единственный институт, регулирующий экономику в традиционных обществах. Религия играет значительную роль в обществе с таким укладом. Религиозные институты внедряются во властные структуры и формируются в привилегированное сословие, которое тоже заинтересовано в собирании и получении ренты. Религиозными институтами закрепляется и обосновывается практика насилия государства над теми, кто пытается изменить существующий социальный уклад.

    Плюсы и минусы традиционной экономической системы

    Таблица преимуществ и недостатков:

    Преимущества Недостатки
    Относительная стабильность Медленный или отсутствующий социальный и технологический прогресс, низкая производительность труда
    Предсказуемость. Текущий порядок сохраняется столетиями, значительных социальных потрясений не бывает Общество плохо приспосабливается к внешним воздействиям, плохое сопротивление завоевателям и природным катастрофам
    Высокое качество и добротность материальных благ. Ремесленники производят товары по технологиям, которые передаются им предками по наследству и сохраняют качество Частная собственность при подобной системе очень шаткий институт. В социуме, где право собственности обеспечивают насилием, частное предпринимательство тормозит не только низкий уровень технологий, но и низкие гарантии безопасности производителей
    Проблемы общества усугубляются религиозными институтами и монархическим укладом. Государство не способствует модернизации и прогрессу, а мешает им