Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Получения врп. Валовой региональный продукт: факторы влияния

Получения врп. Валовой региональный продукт: факторы влияния

Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

Таблица 4.10.

Валовой региональный продукт

(на душу населения)

Регион
тыс. руб. в текущих ценах
Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

Таблица 4.11.

Структура ВРП в Курганской области

(млрд. руб. / доля, в %)

«Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

Контрольные вопросы

1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

4. Какие показатели СРС используются на практике?

5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?

систему показателей прогнозирования регионального развития; используются

Министерством финансов РФ для распределения фонда финансовой поддержки

территорий, включены в систему показателей эффективности деятельности органов

государственной власти субъектов РФ.

Расчет ВРП производится территориальными органами государственной статистики

в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (далее - СНС) на

региональном уровне. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и накопление. Основным макроэкономическим показателем, вокруг которого строится вся система, является валовой внутренний продукт (далее - ВВП) - на уровне страны, на уровне региона – ВРП. Методология расчета разработана Росстатом и является единой для всех регионов. Впервые ВРП был рассчитан за 1994 год.

Методология расчета ВВП и ВРП в основном совпадает, исключение составляют

лишь отдельные виды экономических операций, которые учитываются только по стране в

целом и включаются в ВВП. Так при расчете ВРП не учитывается добавленная стоимость,

создаваемая в результате мультирегиональной деятельности, а именно деятельности в

области обороны страны, услуг государственного управления и некоторых других услуг,

оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Поэтому сумма

ВРП всех субъектов РФ не равна ВВП.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической

деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Оценка

ВРП осуществляется на основе метода производства. Счет производства занимает

центральное место в СНС по многим параметрам и создает основу для всех остальных

экономических циклов: образования и распределения доходов, потребления, накопления.

Счет производства отражает создание добавленной стоимости и выглядит следующим

Расчет ВРП осуществляется по институциональным секторам экономики:

 сектор нефинансовых корпораций;

 сектор государственного управления;

 сектор домашних хозяйств;

 сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

 сектор финансовых корпораций.

Внутри каждого сектора расчет производится по видам экономической деятельности.

Сектор нефинансовых корпораций – это сектор производственных предприятий,

основной функцией которых является производство и реализация продукции и

нефинансовых услуг по ценам, возмещающим издержки производства.

Выпуск определяется как сумма выпусков по крупным, средним и малым

предприятиям с учетом досчета на экономическую деятельность, ненаблюдаемую 3

прямыми статистическими методами и корректировки на информацию из альтернативных

источников.

Основным информационным источником для расчета выпуска крупных и средних

предприятий являются данные структурного обследования по форме федерального

статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности

организации»:

Наименование показателя

Итого выпуск 1+2

Выпуск товаров и услуг собственного производства (без торговой наценки) 1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными

силами (без НДС и акцизов и других аналогичных платежей)

Произведено промышленной и сельскохозяйственной продукции, зачисленной в отчетном

периоде в основные средства

Произведено продукции, переданной другим юридическим и физическим лицам на

безвозмездной основе

Произведено кормов, удобрений и прочей продукции для использования при осуществлении

сельскохозяйственной деятельности собственными силами

Произведено сельскохозяйственной продукции собственного производства, переданной

своим несельскохозяйственным подразделениям

Субсидии из бюджета, связанные с текущим производством, на покрытие убытков

организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)

Остатки: готовой промышленной продукции собственного производства; животные на

выращивании и откорме; готовой сельскохозяйственной продукции собственного

производства; незавершенного производства:

на начало года

на конец года +

Выпуск в части торговой наценки 2

Продано товаров, приобретенных для перепродажи +

Расходы на приобретение товаров для перепродажи -

Остатки товаров для перепродажи:

на начало года

на конец года +

Продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для

производства продукции

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных

для производства продукции, но проданных на сторону без переработки (обработки)

Для расчета выпуска по малым предприятиям используются данные годовой

бухгалтерской отчетности и форм федерального статистического наблюдения. Алгоритм расчета

выпуска аналогичен расчету выпуска по крупным и средним предприятиям.

Для досчета выпуска на экономическую деятельность, ненаблюдаемую прямыми

статистическими методами, используются все доступные источники информации: данные

текущих и выборочных статистических наблюдений, административные данные и другая

косвенная информация.

Основным информационным источником для расчета промежуточного потребления

также являются данные формы № 1-предприятие:

Наименование показателя

(включается в расчет +, исключается из расчета -)

Промежуточное потребление

Расходы на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих

изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг)

Расходы на приобретение топлива, энергии, воды +

Остатки на складе: сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий,

приобретенных для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг); топлива для

производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг):

на начало года

на конец года -

Стоимость сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий

для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), переданных безвозмездно и/или

в счет вклада в уставной капитал другим организациям

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных для

производства продукции, но проданных на сторону без переработки

Арендная плата и представительские расходы +

Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций +

Cтоимость сырья и материалов, списанных на расходы будущих периодов -

Другие расходы, связанные с производством и продажей продукции (товаров, работ, услуг) +

Сектор государственного управления включает институциональные единицы,

основной функцией которых является предоставление нерыночных услуг обществу. Это

бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и некоммерческие

организации, контролируемые и финансируемые государством.

Выпуск сектора государственного управления определяется как стоимость товаров и

услуг, производство которых организуется государством и финансируется из

государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и подразделяется

▪ товары и услуги индивидуального характера, предоставляемые домашним

хозяйствам (например, услуги здравоохранения и образования);

▪ коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом (например, услуги

государственного управления, обороны).

Оценка выпуска и промежуточного потребления производится по сумме текущих

затрат единиц сектора.

Источником информации являются данные отчетов об исполнении федерального

бюджета, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов государственных

внебюджетных фондов.

Сектор домашних хозяйств охватывает группы населения, ведущие домашнее

хозяйство. Под домашним хозяйством понимают небольшую группу лиц, проживающих

совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и

совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся

главным образом жилье и продукты питания.

Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров

и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных

предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных

потребностей или реализации ее на рынке. 5

Рыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства

продуктов или услуг для продажи или обмена на рынке. Они могут быть заняты в любом

виде производственной деятельности: в сельском хозяйстве, промышленном производстве,

строительстве, розничной торговле, производстве транспортных или юридических услуг и

Нерыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства

товаров или услуг для своего собственного конечного потребления или накопления, но

могут продавать часть продукции, которая превышает их собственные потребности.

Оценка выпуска и промежуточного потребления сектора домашних хозяйств

определяется в размере выручки от производственной деятельности и затрат на нее на

основании разносторонней информации: статистические наблюдения за деятельностью

индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственная перепись, выборочные

обследования бюджетов домашних хозяйств, обследования домашних хозяйств по

проблемам занятости и др.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние

хозяйства, включает институциональные единицы, финансируемые и контролируемые

домашними хозяйствами: общественные и религиозные объединения, политические

партии, профессиональные союзы, общественные движения и т.п. Целью деятельности

данных организаций не является извлечение прибыли.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, предоставляют

товары и услуги домашним хозяйствам практически (или в основном) бесплатно или по

ценам, не имеющим экономического значения.

Некоммерческие организации создаются для оказания юридической помощи,

достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других

целей, направленных на достижение общественных благ.

Выпуск и промежуточное потребление по сектору определяется как стоимость

нерыночных услуг, оценка которых производится по сумме текущих затрат.

Для расчета выпуска и промежуточного потребления используются формы

федерального статистического наблюдения № 1-НКО «Сведения о деятельности

некоммерческой организации» и 12-ф «Сведения об использовании денежных средств».

Сектор финансовых корпораций состоит из предприятий, преимущественно

занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью.

Выпуск в этом секторе определяется как сумма комиссий за услуги финансового

посредничества в прямой форме, либо включенных в неявной форме в процентные ставки,

установленные для различных категорий заемщиков и кредиторов.

Промежуточное потребление определяется экспертным путем.

Для формирования информации в данном секторе используются показатели,

разрабатываемые Банком России, данные федерального статистического наблюдения за

деятельностью страховых организаций, информация о деятельности негосударственных

пенсионных фондов и др.

В настоящее время на региональном уровне расчет выпуска и промежуточного

потребления по сектору финансовых корпораций осуществляется только по виду

деятельности «Страхование» на основе данных формы федерального статистического

наблюдения № 1-СК «Сведения о деятельности страховой организации».

Наиболее важными показателями уровня развития экономики региона и выявления

структурных изменений являются индексы физического объема, для расчета которых

необходима оценка ВРП в постоянных ценах. Основными методами оценки в 6

постоянных ценах являются методы дефлятирования и экстраполирования. В отдельных случаях применяется также метод прямой переоценки, который состоит в умножении

количества произведенной в отчетном периоде продукции на соответствующие цены базисного периода.

Метод дефлятирования состоит в делении стоимости товаров и услуг в текущем

периоде на индекс, отражающий изменение цен на эти товары и услуги в текущем периоде

по сравнению с ценами базисного (предыдущего) периода.

Метод экстраполирования состоит в умножении стоимости товаров и услуг в

базисном (предыдущем) периоде на индекс, отражающий изменение физического объема

данной совокупности товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с базисным

(предыдущим) периодом.

Для исчисления показателей динамики физического объема и цен на уровне

экономики региона в целом используются:

 Индекс физического объема ВРП, который рассчитывается путем деления

стоимости ВРП в текущем периоде, оцененной в ценах базисного периода, на его

стоимость в базисном периоде;

 Дефлятор ВРП, характеризующий среднее изменение цен в экономике за

определенный период, получают путем деления индекса стоимости ВРП (в текущих ценах)

на индекс физического объема ВРП или путем деления стоимости ВРП в текущем периоде

на его стоимость в текущем периоде, оцененную в ценах базисного периода.

В настоящее время, помимо показателя ВРП, территориальные органы

государственной статистики осуществляют расчет некоторых других макроэкономических показателей: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопления основного капитала, валовой смешанный доход (валовая прибыль экономики). Эти показатели выполняют функции важных индикаторов экономических процессов,

происходящих в региональной экономике.

ВРП рассчитывается территориальными органами государственной статистики согласно единой методологии, разрабатываемой в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации.

Органами государственной статистики согласно единым методологическим принципами составляются таблицы «затраты-выпуск». Базовые таблицы «затраты-выпуск», являясь составной частью СНС, представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Дополняя полную последовательность счетов, эти таблицы позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.

Основными показателями таблиц «затраты-выпуск» являются:

− выпуск товаров и услуг;

− промежуточное потребление;

− валовая добавленная стоимость;

ВРП может быть рассчитан следующими тремя методами:

Производственным;

распределительным;

конечного использования (таблица 1).

Таблица 1 − Методы расчета ВРП

Метод расчета ВРП на основе счета производства получил название производственного. Он показывает, как образуется совокупное предложение товаров и услуг при средней интенсивности использования факторов производства.

Производственный метод предназначен для анализа структуры производства в регионе, изучения эффективности отраслей экономики и эффективности факторов производства, выявления относительного уровня экономического развития региона. Анализ вклада отраслей в создание ВРП региона характеризуется их долей в сумме валовой добавленной стоимости (ВДС).

Согласно методу конечного использования ВРП определяется как сумма следующих компонентов:

расходы на конечное потребление товаров и услуг;

валовое накопление;

чистый экспорт товаров и услуг.

Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств, расходы учреждений государственного управления и расходы некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее;

потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования. Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения и т.д. представляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услугами для коллективного потребления являются услуги бюджетных организаций управления, обороны.

Применение пакета Анализ данных программы МS Ехcel в курсе статистики
Цель работы: освоение основных статистических величин, выполнение расчетов и применение пакета «Анализ данных» программы МS Ехcel в курсе статистики. Задание 1 Используя пакет «Анализ данных» программы М5 Ехсе1, сформировать генеральную совокупность случайной величины, подчиняющейся нормальному распределению с заданными параметрами объемом N = 1000. Из полученной генеральной совокупности сформировать две выборки, объемом n = 75. Одну выборку сфор...

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путём исключения из суммарной валовой продукции объёмов её промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту , который является одним из базовых показателей системы национальных счетов .

Методы расчёта

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом , представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объём валового регионального продукта ), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта ).

ВРП и ВВП

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП , поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.

Начиная с итогов за 2004 год , данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются в основных ценах; ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). ВРП за 2007 год был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. До последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам. В 2010 году разработка ДИС ПДНС была передана новому подрядчику (Тверь Информ Продукт (недоступная ссылка) ), который ограничился редизайном старой программы, выдав её за совершенно новый программный комплекс.

В настоящий момент подсчёт ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Данные по ВРП за 2007 год появились на официальном сайте

Экономика

Наверное, каждый второй знает, что часто встречающаяся в СМИ аббревиатура ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт и что это весьма важный показатель экономического развития любого государства. Соответственно, если ВВП большой, то дела в этом государстве идут хорошо, а если наоборот – неважно. На этом, пожалуй, осведомленность большинства из нас и заканчивается. А что отражает ВВП и как он рассчитывается? До экономик каких стран российскому ВВП еще расти и расти, а также чем отличается ВВП от ВРП (валового регионального продукта)? На эти и другие вопросы «ГЧ» отвечает в рубрике «Популярная экономика».

Откуда что берется
Существуют различные макроэкономические показатели, отражающие динамику развития экономики страны в целом, но, как объясняет эксперт, одним из самых популярных является ВВП – «показатель, который представляет собой сумму конечного производства всех предприятий страны за определенный период, обычно за год».
Распространенный способ расчета ВВП – по добавленной стоимости. То есть по тому, сколько добавилось на каждом этапе процесса производства – от сырья до готового продукта. Это – производственный метод расчета ВВП. Есть и другой, достаточно простой способ – по доходам, которые имеют все экономические субъекты и которые можно суммировать. Но доходы одних – это всегда расходы других, поэтому еще один способ расчета – по затратам.Учитываются и суммируются потребительские расходы, инвестиционные (их несут предприятия в связи с приобретением нового оборудования, например), государственные и такой элемент совокупных расходов, как «чистый экспорт».
– Чистый экспорт – эта разница между экспортом и импортом, и это – такой же элемент совокупного спроса на продукцию нашей промышленности, – рассказывает Андрей Котов. – Если мы будем увеличивать экспорт, то и чистый экспорт соответственно будет расти: увеличение спроса ведет к росту ВВП.

Теневая экономика и «парадокс бережливости»
Общепризнано, что ВВП, конечно, хорош, но не идеален: с его расчетом связан ряд специфических проблем:
– Первая и самая известная – это теневая экономика. Надо понимать, что есть определенный «кусочек», который находится в тени, вне поля статистики. Это очень серьезная проблема, в том числе и для нашего региона. Некоторые показатели у нас официально очень низкие, а если посмотришь на автомобили, на магазины и другие факторы потребительского спроса, становится понятно, что здесь теневая экономика имеет место быть.
Еще одна проблема, связанная не просто с расчетом ВВП, а с увеличением его объема, – «парадокс бережливости». «Представим, что семья живет своим хозяйством, – объясняет Андрей Котов, – жена все делает сама, ни в кафе, ни в ресторанах они не питаются, муж тоже все мастерит своими руками и услугами ремонтных служб не пользуется. Такая бережливость, как это ни парадоксально, приводит к определенному снижению ВВП. А отсутствие бережливости, конечно, косвенным образом – через потребление, положительно влияет на рост производства».

«Какчество» и «коликчество»
– ВВП – показатель количественный, а не качественный, – отмечает эксперт. – Экономика все-таки должна учитывать такие аспекты, как например, экологический. Опыт показывает, что в ряде стран бурное развитие с точки зрения количественных показателей, в том числе рост ВВП, приводит к отрицательным экологическим последствиям.
Кроме того, как указывает эксперт, одинаковый объем ВВП у двух государств вовсе не означает, что благосостояние людей в этих странах одинаково. В позапрошлом году Китай обогнал Японию и вышел по объему ВВП на второе место в мире, но вряд ли китайцам так уж сладко живется. Возможность говорить не только об уровне, но и о качестве дает такой показатель, как ВВП на душу населения.

Как бутерброд засветился в мировой экономике
– Очень часто ВВП рассчитывается в долларах. Но, скажем, 1 тысяча долларов в России, в США, в Бангладеш и в Индии – это разные величины. Поэтому используется такое понятие как ВВП по паритету покупательной способности, то есть по способности купить на территории той или иной страны определенный товар. Существуют такие интересные показатели, как, например, «индекс Биг Мака»: это продукт, который продается в разных странах и стоит разных денег. Сравнив его стоимость, можно выявить реальный курс национальной валюты и, соответственно, рассчитать ВВП. По данному показателю доллар должен стоить порядка 15–16 рублей.

ВВП как градусник
– Надо понимать, – объясняет Андрей Анатольевич, – значимым является не только итоговый показатель (скажем, ВВП за год), но и динамический, например, прирост ВВП за 10 лет. Он дает более точную картину, потому что позволяют снизить влияние экономического цикла (рост – снижение) и конъюнктурных факторов. ВВП как градусник, показывает то, что есть, а не то, как должно быть или как хотелось бы. Поэтому используются и другие экономические показатели, такие как национальное богатство (все, что накоплено за долгие годы). Это важно, потому что сырьевые товары можно распродавать. В этом смысле возникают негативные ассоциации с тем временем, когда мы просто «проедали» нефтедоллары.
Говоря о структуре ВВП в том виде, в котором она существует сейчас, необходимо отметить необходимость диверсификации экономики, то есть снижения зависимости от какого-то одного товара (нефти, газа) и от конъюнктуры мировых рынков, взлета и падения цен: «Когда-то Саудовская Аравия в ответ на действия Советского Союза по поводу ввода войск в Афганистан просто-напросто увеличила объемы добычи нефти. Цены рухнули, проблемы бюджета оказались очень серьезными. Но это опять-таки не ВВП виноват. Нечего на зеркало пенять…»

Рост или развитие
Экономический рост не всегда означает развитие. Можно год за годом производить одно и то же, и, возможно, иметь рост. Но будет ли это развитием?
– После распада СССР объемы промышленного производства снизились почти на 50 %, в то время как в годы Великой отечественной войны – примерно на 30 %. То есть ситуация была хуже, чем тогда, когда значительную часть страны оккупировали. Экономический рост с тех пор носил восстановительный характер, и надо сказать, потихонечку мы доходим до того объема производства, и соответственно ВВП, который был раньше. Далее необходимо переходить, если угодно, к устойчивому экономическому развитию. Полностью избежать влияния циклов и кризисов невозможно: наша страна очень сильно увязла в экономических связях с другими государствами. Абсолютно ровной дорога в гору с точки зрения темпов роста ВВП вряд ли будет. Зарубежный опыт показывает: необходимо достаточно сильное влияние государства на динамику и, главное, структуру ВВП. Одно дело, когда значительная часть ВВП формируется за счет экспорта нефти, газа, черных и цветных металлов, леса. Другое – когда ведется производство высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной как на российском, так и на мировом рынках. Поэтому на первый план выходит именно структура ВВП. Это и есть требование диверсификации. С одной стороны, речь идет о добавленной стоимости: ведь можно продавать не нефть и нефтепродукты, а товары, скажем, химической промышленности. С другой стороны, это возможность не зависеть от одного рынка, снижение рисков путем распределения активов по разным отраслям и предприятиям.

ВВП и ВРП
Упрощенно говоря, валовой региональный продукт (ВРП) – это ВВП области, хотя здесь есть некоторые отличия. Возникающие здесь специфические проблемы – это, например, ситуация конкуренции субъектов. Целый ряд компаний имеют «штаб-квартиру» в одном регионе, а фактически осуществляют свою деятельность в другом или даже в других. Отчисления же, в том числе налоговые, производятся по месту регистрации фирмы.
– Конечно, федеральный бюджет все равно передает часть средств региону, некоторые налоги платятся по месту нахождения филиала компании: например, с зарплаты работников. Но другая часть доходов уходит, сокращается налогооблагаемая база. Можно долго ругать организации за то, что они переезжают в другой регион, а можно создать такие условия, чтобы им не хотелось этого делать, чтобы именно сюда приезжали новые фирмы и регистрировали здесь свою хозяйственную деятельность.
Что касается Воронежской области: по показателям ВРП и ВРП на душу населения некоторые соседи, например, Белгородская область, заметно нас превосходят. Но если говорить, о Липецкой области, их успехи объясняются наличием одного успешного, динамично развивающегося предприятия – металлургического комбината.
– Экономика Воронежской области более диверсифицирована, и это положительное свойство нашего региона. У нас есть свои конкурентные преимущества в сельском хозяйстве, в промышленности, в сфере услуг. Хотя Воронежскую область характеризуют как индустриально-аграрный регион (промышленность на первом месте), без устойчивого развития сельского хозяйства нельзя будет говорить, например, о развитии пищевой промышленности, что очень значимо для индустрии. Сюда же можно отнести целый ряд подотраслей машиностроения, производство строительных материалов, химическую промышленность, по которым наш регион традиционно имеет хорошие заделы с точки зрения инфраструктуры, подготовки кадров, научного обеспечения, сферы услуг. Воронеж является столицей Центрального Черноземья, поэтому многие межрегиональные, транснациональные компании, рассматривают его как место расположения своих филиалов. Целый ряд коммерческих банков разместил в нашем городе свои головные подразделения либо по Центральному Черноземью, либо даже по Центральному федеральному округу. Преимущество региона в том, что Воронеж является одним из лидеров подготовки кадров по ЦФО. Повторюсь: положительные свойства нашей области в отсутствии какой-то одной сферы, где мы вне конкуренции, мы сильны в разных отраслях. И, конечно, эти преимущества надо развивать.

Потенциальный ВВП показывает, какой объем продукции страна могла бы произвести, если бы все факторы производства были задействованы, в том числе отсутствовала безработица. Под номинальным ВВП понимается вся произведенная продукция в действующих ценах. Реальный ВВП учитывает инфляцию.
Лидером по объему ВВП, по данным Международного валютного фонда за 2011 год, традиционно остается США (ВВП по паритету покупательной способности оценивается в 15 064,816 миллиардов долларов). Далее следует Китай, Индия, Япония и Германия. Россия занимает шестую позицию с показателем 2376, 480 миллиардов долларов. (