Меню
Бесплатно
Главная  /  Вклады и депозиты  /  Государственное регулирование доходов населения. Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика Как государство регулирует доходы населения

Государственное регулирование доходов населения. Социальная политика государства — EC1201: Макроэкономика — Бизнес-информатика Как государство регулирует доходы населения

Врезультате трансформационного кризиса в России, а также нерегулируемого перехода к факторной модели формирования доходов произошло значительное ухудшение общей экономической и социальной ситуации в стране. Значительно выросла дифференциация доходов населения.

Исследование динамики распределения доходов между квинтильными (20%-ми) группами населения показывает, что в России с 1992 г. усиливается неравномерность в дифференциации доходов населения. Достаточно ярко проявилась тенденция к концентрации средств у наиболее обеспеченной 20%-й группы. Перераспределение собственности, происходящее в условиях приватизации, создает для определенных групп населения возможности извлечения доходов от собственности. Вместе с тем в процессе первоначального накопления капитала имели место многочисленные злоупотребления, что стало источником неоправданно резкого роста концентрации доходов.

В действительности значение фондового коэффициента выше в несколько раз. По этому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженным неравенством населения.

Расхождения в статистических данных связано с тем, что при изучении распределения доходов населения в конкретной стране возникают определенные трудности получения достоверной информации. С этой проблемой сталкиваются как отдельные исследователи, так и организации. Например, в докладе Всемирного банка за 2005/2006 год отмечается, что, учитывая трудности, возникающие при измерении доходов населения, оценки дифференциации имеют весьма существенные погрешности.

В связи с этим возникают различные интерпретации статистических данных, часто прямо противоположные.

Основным источником информации об уровне доходов населения в России являются обследования семейных бюджетов. Полученные на их основе данные не отличаются высокой надежностью, т.к. респонденты часто просто не знают реального размера своего дохода. При этом отсутствует возможность получения достоверной информации о доходах наиболее обеспеченных категорий населения. С ростом доходов эти категории все менее склонны сообщать о них какую-либо информацию. Это нежелание вполне объяснимо, т.к. значительная часть доходов высокообеспеченных.

Анализ процесса дифференциации доходов населения в течение последних годов в России позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, трансформационные преобразования при отсутствии четкой законодательной регламентации соответствующих процессов привели к росту дифференциации доходов. Наиболее резкие изменения имели место в начале 1990-х гг.

Конечно, рост дифференциации доходов населения неизбежен в условиях реформ, одна из задач которых заключалась в установлении более жесткой взаимозависимости между рыночной результативностью труда и доходами. Однако сложившийся уровень дифференциации настолько высок, что даже наметившиеся положительные тенденции 2001-2006 гг., а также государственная политика, направленная на усиление социальной защиты населения, пока не способны породить радикальные перемены в уровне жизни населения.

Во-вторых, основываясь на вышеприведенных данных сложно определить оптимальный для России уровень дифференциации доходов населения, экономически эффективный и социально допустимый. Необходимо, провести сопоставление различных показателей уровня дифференциации доходов в России с соответствующими показателями других стран, а также с критическими значениями дифференциации доходов, принятые в мировой практике.

Например, сопоставление значения индекса Джини с соответствующими показателями других стран, осуществляющих трансформационные преобразования, позволяет сделать вывод, что в России наблюдается значительно более резкий рост показателей дифференциации по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. Вместе с тем в отдельных странах - бывших советских республиках уровень концентрации доходов выше, чем в России.

В целом исследование различных показателей, характеризующих дифференциацию доходов населения, позволяет выявить следующую парадоксальную ситуацию. Показатели распределения населения по доходу, характерные для России в целом, близки к зарегистрированным как в странах с низкими доходами (Гана), так и в странах со средними доходами (Тунис, Филиппины), и с высокими доходами (Швейцария, Великобритания). При этом данные по наиболее высокодоходному региону – г. Москве близки к показателям для стран с максимальной дифференциацией доходов (Бразилия).

Анализ данной ситуации приводит к следующим выводам. Во-первых, значение индекса Джини позволяет выносить суждение о модели конкретного государства: контрактной или эксплуататорской. На наш взгляд, значения индекса Джини скорее зависят от механизма распределения прав собственности, который формирует условия доступа к собственности отдельных групп населения.

Во-вторых, сложно определить пороговые значения допустимого уровня дифференциации доходов населения. Так, сложившийся уровень дифференциации доходов в России в 1990-е годы не соответствует критическим значениям дифференциации, принятым в мировой практике (табл. 5.3).

В-третьих, исследование уровня дифференциации доходов населения на основе аналитического инструментария, включающего такие показатели, как фондовый коэффициент, индекс Джини и другие, скорее свидетельствуют о количественной характеристике дифференциации доходов населения. Для того чтобы определить оптимальный для России уровень дифференциации доходов населения, экономически эффективный и социально допустимый, следует выявить качественную составляющую дифференциации доходов населения.


Таблица 7.3

Сравнение критических значений дифференциации доходов

Резкая дифференциация доходов населения на фоне их низкого среднедушевого уровня привела в дифференциации экономических потенциалов населения. Наиболее ярко это проявилось в структуре потребления, а также в структуре располагаемых сбережений. В структуре использования денежных доходов населения преобладают затраты на покупку товаров и услуг, что свидетельствует, согласно гипотезе Энгеля, о низком уровне доходов в целом (немецкий статистик Э. Энгель, изучая влияние роста доходов населения на их расходы, заметил, что с ростом дохода изменяется структура потребления, увеличиваются возможности образования сбережений).

Особенности государственного регулирования доходов населения.

Качественные сдвиги в развитии производства, рост объемов продукции и ее качества не возможны без глубоких преобразований во всем хозяйственном механизме, одним из важнейших звеньев которого является регулирование доходов и оплаты труда. В условиях рыночной экономики существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно надо учитывать при организации заработной платы на предприятиях.

К числу основных объективных рыночных факторов относятся: цена рабочей силы, цены на средства труда и готовую продукцию, рынок сбыта товаров и его конъюнктура, механизм конкуренции, прибыль и т. д. Подобные факторы влияют на оплату труда, независимо от государства и самих предприятий. При организации заработной платы основная роль принадлежит объективным факторам; менеджеры лишь могут и обязаны учитывать эти факторы.

К числу субъективных факторов относятся: государственное регулирование, регулирование самими предприятиями и профсоюзное регулирование.

Известно, что при рыночной экономике государство, хотя в значительно суженном виде, но сохраняет регулирующую функцию. Эта функция распространяется и на область доходов и оплаты труда. Регулирование доходов и оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и является составной частью социально-экономической политики. Государство не может отказаться от регулирования доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы решения проблем социальной сферы к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы.

Можно выделить следующие наиболее существенные цели государственной концепции доходов.

Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы.

Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо усилить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках).

Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд.

Законодательно, организационно и экономически сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета.

Изменения претерпели также основные функции, связанные с воздействием государства на доходы населения. Эти перемены проявляются, прежде всего, в переориентации административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики. Среди приоритетных направлений можно выделить такие изменения функционального характера как:

· обеспечение условий для зарабатывания доходов и создание равных возможностей при реализации прав на долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов;

· реализация социальных программ структурной переориентации экономики, направленных на жилищное строительство, образование, здравоохранение и так далее, а также на поддержку отраслей обеспечивающих социальное развитие общества;

· уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом, различий в получении и распределении доходов;

· обеспечение разумной политики сочетания налогообложения с социальной поддержкой (льготы производителям средств жизнеобеспечения, мелкому бизнесу, поощрение благотворительности, транспортные платежи, субсидии и так далее).

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования складываются из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.

Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется, централизовано через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельность» соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

Государственный механизм регулирования достаточно сложен и включает в себя первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения и предприятий); перераспределение через государственный бюджет, налоговую и трансфертную системы; конечное распределение, осуществляемое через операции и услуги населению.

В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается верхний предел увеличения номинальной заработной платы в государственном секторе. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов используется государством как для повышения конкурентной способности национальной продукции, поощрения инвестирования, так и для сдерживания роста заработной платы и инфляции.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп, получателей доходов и социальных выплат населению.

Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности.

Можно выделить следующие методы: экономические, законодательные, согласительные, административные.

К экономическим методам относятся: определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и д. р.

Рост минимальной заработной платы зависит от экономических возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать этот фактор, то это может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета и т. д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т. е. прожиточный минимум, что в свою очередь зависит от денежной политики государства.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.

Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль этой сферы в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времена большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.

Законодательные методы . Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени – для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создание безопасных условий труда; ставки налогов – для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные налоги и др.)

Для регулирования доходов и качества жизни населения наиболее значимыми являются Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы о реформировании экономики, о занятости, указы Президента РФ, постановления Правительства (о повышении минимальной заработной платы, правовом обеспечении коллективно-договорной системы, социальном обеспечении и страховании, социальных гарантиях и др.).

Административные методы . Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба. Они базируются на силе власти и включают в себя меры запрета, разрешения или принуждения.

С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, ниже которой – нищета; защита интересов нации – лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

Согласительные методы . Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономическими и «бескровными». Социальное партнерство – согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

Идея социального партнерства, разработанная в 1950-е гг. Л. Эрхардом, Р. Балогом и другими, исходит из необходимости согласования общественных интересов, представленных, с одной стороны, профсоюзами наемных работников и, с другой – объединениями предпринимателей ради успешного экономического развития страны. Оно предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальными объединениями работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

В соглашениях разного уровня (в Генеральном – на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях – на отраслевом и территориальном уровнях, коллективных договорах – на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и другие.

Коллективно-договорная система – является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Ее становление в России тормозят два фактора:

1) обесценивание рабочей силы, в результате чего заработная плата не может выполнить свою воспроизводственную функцию;

2) неоправданная дифференциация заработной платы по категориям работников на предприятиях одной и той же отрасли, территории, а также по отдельным отраслям и регионам.

Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. Число мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников, выделения определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т. д.

К числу косвенных способов воздействия относятся: льготное налогообложение малоимущих слоев населения; избирательность процедуры распределения бесплатных благ.

Антиинфляционное регулирование доходов

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

· политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;

· политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен и индексацией доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума и согласуемая с динамикой индекса цен.

Государство осуществляет регулирование цен путем прямого вмешательства. Непосредственное влияние на формирование цен оказывают государственные субсидии (путем специальных доплат, дотаций производителю или потребителю).

Прямое воздействие государства имеет место в отраслях, где его доля в потреблении товаров, услуг значительна (госзаказы в оборонных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства). Правительственные органы, являясь постоянными заказчиками (покупателями) определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают в договоренности с партнерами до договоренности с партнерами.

Государство также воздействует на внешнеторговые цены (поощрение экспорта; освобождение от налогов, предоставление льготных кредитов и других льгот; изменение пошлины во внешней торговле; введение или отмена количественных ограничений и др.).

Государство может устанавливать фиксированные цены на товары (услуги) госсектора, пределы их повышения в негосударственном секторе.

Воздействие налогообложения на политику доходов . От того, как государство использует финансово-кредитный и налоговый механизм, во многом зависит распределение вновь созданной стоимости по факторам производства, основным из которых является труд. Снижение реальной заработной платы в условиях резкого падения валового внутреннего продукта и незначительного уменьшения численности занятых в экономике закономерно.

Существенная роль в регулировании доходов предпринимателей и работников наемного труда принадлежит государственной системе налогообложения. Как показывает анализ положения дел, социальный потенциал налоговой системы в современной России практически не используется. Имеется в виду ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения. К тому же значительная часть населения и вовсе уходит от уплаты налогов.

Снизив налогообложение фонда оплаты труда налогом и переложив их часть на получателей доходов, можно получить дополнительную сумму поступлений в бюджет за счет того, что из тени выйдут те работодатели, которые в настоящее время передают «в конвертах» своим работникам заработную плату значительно большую, чем указано в платежных ведомостях, представляемых налоговым органам. А пока налоговая политика стимулирует и закрепляет такие структуры занятости и схемы оплаты труда, при которых непрестижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах экономики, определяющих лицо и перспективы развития страны, – в промышленности, науке, культуре.

В целях «отлаживания» механизма налогов следует также перераспределить налоговую нагрузку между секторами экономики. Речь идет о смещении налогового бремени с производственных предприятий, в первую очередь, на финансовую и торговую сферы, где сложился неоправданно низкий уровень налоговых изъятий.

Существуют четыре основные причины, объясняющие, почему в сложившихся в России условиях более справедливое распределение доходов должно рассматриваться как условие, необходимое для того, чтобы приостановить спад производства и в будущем перейти к экономическому росту.

Во-первых, высокодоходные группы населения России не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентированы на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров.

Во-вторых, при сокращении производства и снижении доходов у большинства населения до физиологического минимума, при одновременном сокращении потребления услуг образования, здравоохранения, происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов.

В-третьих, повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоходных) групп населения, ориентированных на потребление отечественных товаров и услуг, стимулирует развитие отечественного производства, инвестиционную активность и рост занятости.

И, наконец, в-четвертых, более равномерный подход к распределению доходов – психологически важный положительный фактор. Если имущественное неравенство и дифференциация в уровнях доходов между различными группами населения будет увеличиваться, сохранится опасность противодействия реформам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных групп населения.

Остановимся кратко на рекомендациях школы экономики предложения в области налоговой политики. Представители этой школы считают, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и – в конечном счете – перекладывается на потребителей. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новую технологию, в совершенствование производства. В отличие от Кейнса, сторонники экономики предложения утверждают, что налоговая политика стран Запада не сдерживает, а усиливает инфляцию, не стабилизирует экономику, а подрывает стимулы к росту производства.

Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказываться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и получения дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.

В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера (кривая Лаффера получила название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок). Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и собирается больше налогов. Это происходит не сразу (рис.3). Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери в поступлениях налогов, вызванные снижением налоговых ставок.

Следует упомянуть и некоторые другие рекомендации экономики предложения. Поскольку снижение налогов ведет к сокращению доходной части бюджета, предлагаются различные способы «спасения» от дефицита. Так, рекомендуется урезать социальные программы, сократить бюрократический аппарат, избавиться от малоэффективных федеральных расходов. Эффективное функционирование налоговой системы стран с рыночной экономикой направлено на выполнение нескольких основных задач.

Рис. 7.3. Кривая Лаффера

Во-первых, налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу, т. е. путем перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Во-вторых, налоговая система должна действовать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и всякой экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

В-третьих, система налогообложения достаточно органично связывается и с принципом социальной справедливости.

В-четвертых, на формирование систем налогообложения большое влияние оказывают требования организационной и расчетной легкости в определении тех или иных налогов, эффективности их сбора, возможности сохранения стабильности налогообложения, т. е. отсутствия необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов и т. п.

В-пятых, должно осуществляться умелое распределение налогового бремени между различными бюджетными уровнями – федеральным, региональным (субъектов Федерации) и местным; в унитарных государствах – между общегосударственным и местным уровнями.

Первый общий показатель, характеризующий роль налога в экономике той или иной страны, – доля всех налоговых поступлений, а также налоговых поступлений на центральный (федеральный) уровень в валовом национальном продукте (ВНП).

Второй общий показатель системы налогообложения стран с рыночной экономикой – сходство основных налогов. Примерно 90–95% всех налоговых поступлений приходится на 70 налогов, хотя общее их число в разных странах достигает нескольких десятков. Важный обобщающий показатель системы налогообложения – распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням.

7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической
политики государства

В любом обществе политика доходов – это часть государственной социально-экономической политики. Она обусловлена теми экономическими институтами, которые существуют в государстве в конкретный момент времени, теми приоритетами, которые определило государство и теми инструментами, которые оно использует. В самом общем виде экономическая политика и политика доходов в том числе определяется степенью вмешательства государства в экономику: масштабами, формами и интенсивностью этого вмешательства. С этой точки зрения имеется два полярных варианта: административная экономика и свободный рынок. Антикризисные меры президента Рузвельта включали в себя широкий набор именно административных методов:

· правительство наделялось полномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочего времени, процесс конкуренции промышленности;

· правительственные органы организовывали программ-заказы предприятиям, которые оплачивались из федерального бюджета;

· правительство организовывало общественные работы, чтобы снизить давление безработицы в обществе;

· значительно усиливался государственный контроль над рынком ценных бумаг;

· существенно увеличивались расходы федерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышался бюджетный дефицит) и т. д.

Социально-экономическая политика государства, проводимая в нестабильные, переходные периоды исторического развития, имеет центральный блок так называемых субполитик, решения, в области которых в значительной степени определяют успех или неуспех реформы в целом. Можно назвать его некой доминантой в совокупности всех экономических решений, принимаемых в ходе проведения реформ, поскольку именно этот блок имеет непосредственные выходы на уровень и качество жизни населения и способствует принятию или блокированию реформ гражданами. Речь идет о политике занятости, политике цен и политике доходов, составляющих в итоге общую концепцию преобразования, так как рассогласованные решения в области одной из этих политик способны свести на нет все усилия по реформированию экономики в целом.

Вспомним, каким образом взаимодействуют, например, политика занятости и политика заработной платы, как аспект политики доходов. По классической модели высокая безработица – это порождение слишком высокой заработной платы. Безработица рассматривается классиками как превышение предложения над спросом. Лекарством против безработицы будет снижение заработной платы до уровня равновесной.

Рис. 7.4 Схема классической безработицы

Согласно этой теории, никакая специальная экономическая политика не требуется, так как действуют классические рыночные механизмы: избыток предложения давит на цену вниз, и достигается равновесие. Однако, в действительности заработная плата снижается весьма неохотно. Причин тому много, и главная в том, что заработная плата – это не только издержки работодателей, но и доход наемного работника. Поэтому наемные работники через профсоюзы всячески препятствуют такому снижению. Но и работодатель тоже заинтересован в стабильной заработной плате, так как это позволяет четче планировать деятельность фирмы, устанавливать более спокойные отношения с персоналом, строить обоснованные прогнозы на перспективу. Таким образом, наличие того или иного уровня безработицы в обществе классики называли «добровольной» платой за высокие заработки и не считали возможным вмешиваться в этот процесс.

Между тем, во время массовых безработиц 1930-х гг. несостоятельность данной теории стала очевидной и классический подход сменился взглядами Кейнса и Стокгольмской школы. То, что справедливо для отдельного предприятия, не обязательно справедливо для государства. Действительно, предприниматель наймет больше рабочих, если цена труда понизится, а другие условия экономической конъюнктуры, и, в первую очередь, спрос на продукцию предприятия останется неизменным. Однако справедлива и последующая ситуация: если в стране в целом падают заработки, то это ведет к сжатию совокупного спроса, а следовательно, и занятости.

Так возникло противостояние между «классической безработицей», вызванной чрезмерным вздорожанием рабочей силы, и «кейнсианской безработицей», обусловленной падением совокупного спроса. Кейнс, как известно, считал, что государство должно проводить специальную политику, нацеленную на повышение спроса, например, повышать государственные расходы активной экспансионистской финансовой политикой. Это отразится на спросе на рабочую силу, будут создаваться новые рабочие места, что в конечном итоге снизит безработицу. Однако, увеличение инвестиций и потребительских расходов безусловно отразится на уровне инфляции. Более того, послевоенное десятилетие показало, что возможен одновременный рост и цен, и безработицы.

Принципиально новый взгляд на проблему взаимосвязи политики цен, занятости и зарплаты, и способы ее решения предложил Филипс, построив свою знаменитую кривую. Основная идея Филипса состояла в том, что обуздать инфляцию можно лишь ограничив заработки и допустив существование определенного уровня безработных (6–7%).

Зависимость, выведенная Филипсом, свидетельствует и о прямой взаимосвязи инфляции с механизмом образования доходов, так как кривая роста цен практически повторяет все изгибы кривой, характеризующей темп роста заработной платы. Правда, наблюдается определенное отставание темпа роста цен, увеличивающееся по мере уменьшения прироста заработной платы. Исходя из чего, Филипс констатирует: к инфляции приводит не само по себе увеличение заработной платы, а лишь такое, которое опережает реальный прогресс производительности труда.

Итак, казалось, что механизм управления такими сложными процессами, как инфляция, безработица и заработная плата, найден. Планируя уровень безработицы (все тех же 6–7%), можно регулировать темпы инфляции, а соотношение между приростом средней заработной платы по стране и приростом национального уровня производительности труда в состоянии поддержать баланс между денежной и товарной массой. Лишь отчасти. В последующие годы оказалось, что и эта зависимость не столь устойчива, особенно в долгосрочном периоде. В 1970-е гг. общей закономерностью становится одновременное ускорение роста и цен, и безработицы.

Таким образом, с очевидностью можно утверждать лишь то, что:

· политика цен, политика занятости и политика заработной платы представляют собой один из наиболее значимых центральных блоков любой социально-экономической политики государства, поскольку напрямую затрагивают интересы всех членов общества;

Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. За счет в основном налогов образуется доходная часть бюджета государ­ства, где содержится роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (кос­венных налогов на товары массового потребления и на услуги), на­логов на предметы потребления.

Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы фи­зических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхо­вание (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан).

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источ­ников.

По законодательству обычно разрешается из валового дохода про­извести вычеты:

Производственные, транспортные, командировочные и реклам­ные расходы;

Различные налоговые льготы (необлагаемый минимум дохо­дов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.).

Важно установить налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент уплаты налогов независи­мо от размеров доходов (в нашей стране такой налог составляет 13%);

Регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).


При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются стимулы к труду и новаторству.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стрем­лению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооб­лагаемая база - заработная плата и прибыль.

Но и без установления очень высоких ставок налога многие биз­несмены, получающие большие суммы прибыли, изыскивают все новые способы избавления от налогов.

Система налогов и сборов в России установлена Налоговым ко­дексом РФ (части первая и вторая).

V Задача 6.7. Какие способы избавления от уплаты налогов применяют нару­шители законодательства?

Налоги на прибыли предприятий составляют важную часть поступ­лений в бюджет (до 20%). Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пони­женные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

За счет налогов социальное государство создает условия для до­статочного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляют­ся большие расходы на социальные программы.

Государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средства­ми существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предо­ставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособ­ных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающим­ся за счет фондов - денежных или материальных средств определен­ного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят пла­тежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (рис. 2).


Государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти сред­ства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству насе­ления (информация населения о положении на рынке труда, орга­низация общественных работ и др.). Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые со­ответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи предприятия, учреждения, организации независимо от форм соб­ственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназна­ченные для оплаты труда.

Пенсионный фонд - самостоятельное финансово-кредитное уч­реждение, которое осуществляет государственное управление денеж­ными средствами, предназначенными на выплаты пенсии. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В какой же мере денежные доходы выравнивают социальное по­ложение граждан?

Можно определить дифференциацию (от лат. differentia - разли­чие) денежных доходов среди населения. Это - коэффициент Джини.

Коэффициент Джини характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распре­деления доходов от полностью равного их распределения между все­ми жителями страны.

Так, для определения степени концентрации (скопления) доходов разных слоев общества все денежные доходы населения (принятые за 100%) делятся на пять 20%-ных групп. При этом выделяется пер­вая группа с наименьшими фактически полученными доходами и пятая группа с наибольшими доходами. Коэффициент Джини пока­зывает, что при абсолютно равномерном распределении доходов между всеми группами населения расхождение величины получа­емых сумм денег приближается к нулю, а при усилении дифферен­циации доли групп - к единице.

О коэффициенте Джини на практике можно судить по статисти­ческим данным, касающимся нашей страны (табл. 2).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Показатели 1992 г. 2007 г.
Денежные доходы, всего, 100 100
в том числе по 20%-ным группам
населения:
первая (наименьшие доходы); 6 5
вторая; 12 10
третья; 18 15
четвертая; 26 22
пятая (наибольшие доходы) 38 48
Коэффициент Джини 0,29 0,42

В России коэффициент Джини возрос с 0,29 в 1992 г. до 0,4 в 2007 г., что свидетельствует об углублении дифференциации денеж­ных доходов. Пятая группа увеличила долю получаемых денег с 38 до 46%, в то время как доля первой группы уменьшилась с 6 до 5% всех доходов.

Существенно различался коэффициент Джини в ряде развитых стран. По последним опубликованным данным он составлял следу­ющие величины:

Германия - 28,3;

Франция - 32,7;

Италия - 36,0;

Великобритания - 36,0;

США - 40,8.

Нетрудно заметить, что наибольшей величиной коэффициент Джини достиг в США и России. Этот факт свидетельствует о боль­шом разрыве здесь в уровне денежных доходов самых богатых и са­мых бедных слоев населения. Нетрудно понять, что неограниченный рост коэффициента Джини ведет к наибольшему обогащению круп­ных собственников средств производства. Это, конечно, усиливает социально-экономическое расслоение общества.

Вполне очевидно, что достичь оптимального (от лат. optimus - наилучший) распределения национального дохода в обществе спо­собно только демократическое и социальное государство. Такое го­сударство предотвращает обострение социально-экономических противоречий в обществе.

Государства экономически развитых стран разраба­тывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денеж­ными издержками. Здесь обычно выделяются два аспек­та работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка ра­ботника и затем возвращаются ему как заработанные ра­нее деньги.

С другой стороны, выступают программы государс­твенной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными бла­готворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они относительно неза­висимы были от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Политика регулирования доходов населения как еще одна составляющая социальной политики представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени.

Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

Заработная плата,

Прибыль,

Процент на капитал,

Государственные платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:

Номинальный

Распологаемый

Реальный

Большинство цивилизованных стран используют так­же систему помощи неполным семьям с детьми. Цель по­добных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособнос­ти или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ пре­доставления продовольственных талонов. Цель этих про­грамм состоит в том, чтобы обеспечить лиц, имеющих низшие доходы, минимумом продовольственных това­ров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансиро­ванием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных субсидий из государственных источ­ников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать не только на получение экономи­ческих, но и социальных благ. Общество обязано поду­мать об обеспечении социального равенства людей, в про­тивном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отношении людей к средствам производства, о равном положении людей пе­ред законом, о равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение наряду с мате­риальными духовных ценностей .

Социальное равенство предполагает наличие справед­ливости. Люди могут быть допущены к получению соци­альных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь может иметь значение стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, но с другой - нет. Конечно, социальные блага должны разли­чаться с учетом прошлого трудового вклада, но их сово­купность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно никак. А вот пенси­онное обеспечение может и должно зависеть от прежней заработной платы. Такая реализация социального ра­венства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы за­работной платы. Причем особый интерес вызывает раз­работка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился са­мый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать меха­низму мотивации и стимулирования труда в такой степе­ни, как это происходит или может происходить в других сферах экономики. При построении мотивационного ме­ханизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищен­ности работников. Важнейшими направлениями этой де­ятельности выступают: выработка принципиально ново­го подхода к пониманию самой сущности заработной пла­ты; выявление природы минимальной заработной пла­ты; разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда; определение основ коллективно-договорного регулирования трудо­вых отношений.

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации зара­ботной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Госу­дарство участвует в этом процессе, но косвенно, регули­руя с помощью налогов доходы работников, устанавли­вая минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в экономике и падением уровня жизни населения в бывших социалистических странах и странах СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австра­лии в 1886г. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсою­зов создавались советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для сво­их отраслей экономики. На основе обобщения этого опы­та парламент Великобритании в 1909г. принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех на­иболее низкооплачиваемых отраслях экономики. В пос­ледующем законы о минимальной заработной плате поя­вились во Франции (1915г.), Норвегии (1918г.), Авст­рии (1918г.), Чехословакии (1919г.) и в других странах Европы. В 1917г. подобные законы были приняты в Ка­наде и Мексике, а еще ранее (в 1912г.) законы были при­няты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы ана­логичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства за­кладывались рекомендации Международной конферен­ции труда от 1928 г. «О процедуре установления мини­мальной заработной платы для занятых в сфере произ­водства и торговли». В 1951г. процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951г. Между­народной конференцией труда были приняты рекоменда­ции «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций Международная конференция труда была реорганизована в Международ­ную организацию труда. С 1954г. членами этой органи­зации стали СССР, Украина и Белоруссия .

Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из не­обходимости удовлетворения основных жизненных пот­ребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом эконо­мического развития менталитета нации, тем не менее конвенция МОТ от 1951г. определяет ряд факторов, ко­торые должны закладывать в основу минимальной зара­ботной платы. Они следующие:

Потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия;

Экономические соображения, включающие требова­ния экономического развития, уровень производитель­ности труда, возможности поддержания должного уров­ня жизни.

В современных развитых странах регулирование ми­нимальной заработной платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими дохо­дами. Здесь же заработная плата регулируется посредс­твом коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются лю­ди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.

Современный механизм регулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению ми­нимальной заработной платы и индексации ее в зависи­мости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулиро­вания доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подме­нять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке первого разряда. Одна­ко по мере стабилизации экономики всем ее секторам це­лесообразно возвратиться к четкому использованию та­рифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регулирования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформули­ровать основные направления и принципы социальной защиты населения в условиях функционирования ры­ночной экономики .

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает: установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

Аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

Предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

Финансирование системы социальной защиты , включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

Уровень жизни - социально-экономическая категория, которая определяет достигнутый уровень потребления накопления материальных и духовных благ в количественной оценке и в сопоставлении со сложившимися стандартами потребления и накопления благ в странах с высоким уровнем развития производительных сил и национальными стандартами потребления и накопления благ, используемых в управлении социально-экономическими процессами в обществе.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, свободное время.

Понятие качества жизни тесно связано с понятием уровня жизни, но все же это не одно и то же. Качество жизни - широко используемое различными общественными науками понятие, охватывающее самые различные (экономические, политические, социальные, культурные, экологические и др.) условия жизни людей и характеризующее ее качественную сторону в отличие от количественных, уровневых показателей, стандартов. Качество жизни характеризуется прежде всего рядом таких понятий как окружающая среда, здоровье человека, урбанизация населения и т.д.

Понятия уровня и качества жизни нельзя охарактеризовать лишь несколькими показателями, для этого нужна система охватывающих всевозможные стороны жизни населения показателей. Это объясняется многообразием задач, стоящих перед статистикой в области исследования уровня жизни. К наиболее важным из них относятся:

изучение уровня и динамики доходов различных социальных групп населения в региональном разрезе;

анализ динамики и структуры конечного потребления населения как в стоимостном выражении, так и со стороны его натурально-вещественного содержания;

изучение непроизводственной части сбережения, отражающей прирост материальных благ потребительского значения;

характеристика уровня и структуры расходов населения с выявлением обязательных и добровольных платежей и потребительских расходов;

исследование потребления населением важнейших потребительских товаров, а также обеспеченности населения имуществом длительного пользования;

изучение жилищных условий населения;

характеристика потребления населением непроизводственных услуг (образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха и т.д.);

изучение условий труда работников (занятость и безработица, продолжительность рабочей недели, охрана труда, производственный травматизм), а также использования внерабочего (свободного) времени;

анализ величины и динамики сбережений населения;

анализ некоторых демографических показателей, непосредственно связанных с жизненным уровнем (детская и общая смертность, рождаемость и т.д.).

Для решения этих задач необходимо провести анализ различных аспектов жизненного уровня с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей жизненного уровня, доходов, расходов и потребления населения, обеспеченности жильем и потребительскими товарами длительного пользования, денежных сбережений населения, условий труда и отдыха, экологической обстановки в местах обитания человека, демографических и прочих показателей.

Понятие "уровень жизни" охватывает как материальную, так и духовную, и культурную сферу жизни общества. Уровень жизни формируется под воздействием многочисленных факторов: исторических, природных, географических, национальных и т.д. Однако, определяющим является материальное производство, сам способ производства материальных благ и услуг и присущие ему специфические законы и отношения. Таким образом, в основе категории "уровень жизни" лежит степень материальной обеспеченности людей наряду с удовлетворением материальных, культурных и духовных потребностей.

Важнейшими показателями, характеризующими уровень жизни населения являются его доходы и их покупательная способность населением, совокупности людей, проживающих на определенной территории и объединенных общностью бюджета.

При изучении доходов населения используются социально-экономические индикаторы, которые формируются на основе статистических данных, характеризующих объём, состав, основные направления использования и распределения доходов населения, а также, с привлечением

других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. Общий объём доходов населения характеризуется показателями его номинальных и реальных доходов.

Номинальные доходы представляют собой всю сумму денег и натуральных доходов, полученных населением в форме оплаты по труду, общественных фондов потребления и финансовой системы.

В форме оплаты по труду население получает:

зарплату;

премии из фонда материального поощрения;

командировочные;

денежные и натуральные доходы от личного подсобного хозяйства;

В форме текущих трансфертов:

стипендии;

оплату отпусков, льготные путёвки и т.д.

Номинальные доходы складываются из денежных и натуральных. Денежные доходы включают оплату труда в денежной форме и денежные выплаты из общественных фондов потребления в виде пенсий, пособий, стипендий, а также другие виды денежных доходов населения, которые наиболее полно представлены в Балансе денежных доходов. Натуральные доходы населения складываются из материальных затрат в учреждениях, обслуживающих население, и доходов от личного подсобного хозяйства. Для отдельно взятой семьи все эти доходы образуют её совокупный доход.

Реальные доходы населения представляют собой количество материальных благ, непосредственно используемые населением (на потребление и накопление) для удовлетворения своих личных потребностей, в которых реализуются денежные и натуральные доходы, получаемые в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления и других доходов населения.

Для расчета показателей реальных доходов используют показатели индивидуальных и конечных доходов населения. При этом под индивидуальными понимают всю сумму денежных и натуральных доходов, получаемых в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления, доходов от личного подсобного хозяйства и других доходов населения. Конечные доходы равны индивидуальным за вычетом платежей в бюджет, денежных сбережений, добровольных взносов, оплаты услуг, но с добавлением стоимости материальных затрат культурно-бытовых учреждений и организаций, обслуживающих население. Таким образом, сумма конечных доходов соответствует части национального дохода, которая поступает населению на потребление и накопление материальных благ, а также на потребление услуг.

Прежде всего, необходимо отметить, что понятие дохода (как ни парадоксально) - сложная экономическая категория, что в свое время признал один из мировых авторитетов в данной области известный английский экономист Дж. Хикс. А согласно новой СНС, в основе всех показателей доходов лежит концепция, основанная им в работе "Стоимость и капитал":

доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течении некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был в начале. В РК при переходе от планового ведения экономики к рыночному хозяйству изменилось экономическое содержание традиционных форм распределения доходов и расходов населения и привело к появлению новых. Среди новых форм распределения, существенно меняющих содержание политики доходов, можно отметить следующие:

заработная плата постепенно превратилась из формы распределения по труду в категорию цены рабочей силы, определяющей условия воспроизводства работника и его семьи за счет продажи на рынке труда своих профессиональных способностей;

предпринимательский доход - это присваиваемая предпринимателем часть прибыли (не всегда являющаяся итогом его личной экономической деятельности), направляемая на развитие производства (накопление) и личное потребление;

доход от самозанятости представляет соединение понятий предпринимательского дохода и оплаты труда. Он не отличается значительными масштабами, но требует качественно иной классификации, чем предпринимательский доход;

дивиденды, доход инвестора, вложившего свою собственность в создание предприятия;

проценты на личные сбережения, хранящиеся в банках, ценных бумагах, а также от участия в финансовых операциях, покупка валюты.

Для оценки общеэкономической ситуации используются показатели ВВП в целом.

Валовой внутренний продукт - обобщающий показатель социально-экономического развития страны. Отражающий конечные результаты деятельности предприятий и организаций по производству продуктов и услуг; один из показателей системы национальных счетов. В отличие от валового общественного продукта не содержит стоимости производственных затрат (кроме амортизации основных производственных фондов), но включает доходы, полученные в непроизводственной сфере, и амортизацию (износ) основных средств этой сферы.

Денежные доходы - представляют собой поступления в виде оплаты труда в денежной и натуральной форме, предпринимательской деятельности, денежных и натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, выплат, полученных населением из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и т.д.), доходов за счет поступлений из кредитно-финансовой системы и др. Различают доходы населения конечные, доходы населения номинальные, доходы населения располагаемые, доходы населения реальные. Последние представляют собой часть национального дохода, полученную населением в результате его конечного использования.

Доходы населения конечные - доходы (в текущих ценах), получаемые населением в результате перераспределения национального дохода и используемые для удовлетворения личных потребностей. Определяется как разница между доходами семьи совокупными и вычетами из них. Совокупные доходы включают оплату труда (денежную и натуральную), доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, стипендии, компенсации и другие поступления из общественных фондов потребления, доходы от личного подсобного хозяйства (чистая продукция), поступления из финансово-кредитной системы, а также текущие материальные затраты учреждений, организаций и предприятий социально-культурного и бытового обслуживания, оказывающих населению платные и бесплатные услуги (школы, больницы, парикмахерские, театры). Из доходов населения конечных исключаются расходы на оплату услуг непроизводственного характера, налоги, сборы и платежи, денежные накопления в форме государственных займов, вклады в сберегательные банки и прирост наличных денег. Такие расчеты обеспечивают методологическое единство доходов населения конечных с частью национального дохода, использованного населением на потребление и накопление личного имущества, являются основой для исчисления доходов населения реальных.

Доходы населения реальные - один из обобщающих показателей уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Исчисляются на основе доходов населения конечных, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых населением налогов, различных денежных сборов, обязательных платежей, взносов в общественные организации и др.

Уровень реальных доходов населения зависит от размера доходов населения конечных и цен на потребительские товары и услуги. Определяется делением размера конечных доходов населения на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Измерение уровня жизни может осуществляться с помощью системы показателей отражающих взаимосвязь основных форм и условий жизнедеятельности людей. При этом вполне допустимо, что может быть один агрегированный показатель или индекс, достаточно надежно и точно оценивающий уровень жизни. Методическому обоснованию такого показателя должно предшествовать определение системы базовых показателей уровня жизни.

Система базовых показателей уровня жизни может исходить из некоторых методологических подходов:

во-первых, для измерения сложной и многомерной категории "уровень жизни" может проектироваться блочная система показателей, отражающая разные аспекты и условия жизнедеятельности человека;

во-вторых, совокупность показателей уровня жизни должна определяться с позиций системного подхода;

в-третьих, показатели уровня жизни, входящие в один блок (группу) должны быть качественно однородны, близки по направлению отображения исследуемого объекта;

в-четвертых, различия между отдельными блоками показателей уровня жизни должны быть максимальными, в то время как внутри блока они должны быть наименьшими по содержательному признаку;

в-пятых, система показателей уровня жизни должна быть рациональной по количеству показателей, обозримой, достаточной для проведения эффективной социальной политики.

В соответствии с этими методологическими подходами система социально-экономических показателей должна отвечать некоторым требованиям:

отображать адекватно и полно все существенные стороны уровня жизни;

характеризовать уровень жизни населения;

давать возможность количественной оценки уровня жизни населения по социальным группам и в региональном разрезе;

быть единой для целей анализа, прогнозирования и планирования уровня жизни населения страны;

быть совместимой с системой показателей уровня жизни населения, используемых в межстрановых сопоставлениях.

Исходя из определенных методологических подходов и требований, можно выделить шесть блоков (модулей) показателей:

1 блок - сводные показатели (валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт в расчете на душу населения);

2 блок - социально-демографические показатели (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, показатели младенческой смертности, естественного прироста населения; удельный вес трудоспособного населения, уровень безработицы);

3 блок - уровень и структура доходов (среднедушевые реальные общие доходы населения, реальные располагаемые доходы населения; среднемесячная заработная плата, структура доходов, средний размер пенсии);

4 блок - уровень потребления материальных благ и услуг (индекс стоимости жизни, денежные расходы населения; структура расходов; потребление населением основных продуктов питания; покупательная способность продуктов питания; покупательная способность средней заработной платы; расходы на приобретение предметов длительного пользования; обеспеченность жильем; развитие образования, культуры);

5 блок - социальные нормативы (прожиточный минимум, рациональный уровень потребления, минимальная среднемесячная заработная плата, минимальный размер пенсии по старости);

6 блок - социальная дифференциация населения (коэффициент стратификации (отношение численности "бедных" к численности "обеспеченных" на 1000 человек населения); дифференциация населения по размеру среднедушевого дохода; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)).

Конкретные проводимые исследования по проблемам уровня жизни населения могут различаться:

целями и задачами исследования;

объектом исследования;

методами изучения уровня жизни населения.

В зависимости от целей, задач и объекта исследования могут использоваться различные методы изучения уровня жизни населения, одним из которых является мониторинг.

Мониторинг изучения уровня жизни населения - это сложный механизм, включающий разнообразные блоки и элементы. Целью мониторинга может быть отслеживание уровня жизни населения в стране в целом, экономических регионах, территориально-административных образованиях, оценка влияния проводимых преобразований на уровень жизни. Мониторинг уровня жизни не дублирует проводимых органами статистики обследований домашних хозяйств. В рамках мониторинга выполняются аналитические расчеты, позволяющие с помощью оценочных показателей судить о происходящих изменениях в уровне жизни населения.

Проводимые в течении сравнительно длительного времени (около 15 лет) исследования уровня жизни населения Республики Казахстан убедительно доказывают, что с 2002 года наметилась устойчивая положительная тенденция по росту показателей уровня жизни. Однако следует отметить, что динамика изменения разных показателей, определяющих уровень жизни населения Казахстана, имеет различную скорость изменения, поскольку на разные аспекты жизнедеятельности человека существенное влияние оказывает временной фактор.

При изучении уровня жизни населения особое место занимают показатели удовлетворения потребностей. Количественная оценка степени удовлетворения потребностей представляется возможной при соизмерении фактического размера потребляемых благ и услуг, характеризующих ту или иную потребность, с нормативным уровнем. По содержанию нормы уровня жизни населения представляют собой расчетные величины уровня потребления материальных благ и услуг, учитывающих влияние региональных условий на потребности населения. Социальные нормы нормативы могут устанавливать минимальный и рациональный уровень удовлетворения потребности.

Минимальные социальные нормативы определяют систему минимальных социальных гарантий, обеспечиваемых государством своим гражданам. К ним относят минимальный размер оплаты труда и пенсии по возрасту, право на получение пособий по социальному страхованию (по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Рациональные социальные нормативы учитывают "нормальные" физиологические потребности, рациональные условия жизнедеятельности и сложившийся уровень развития производительных сил. В системе социальных нормативов можно выделить нормативы развития материальной базы социальной инфраструктуры, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния окружающей среды, потребительского бюджета. Особое место в инструментарии анализа жизненного уровня населения занимает определение стоимости минимального и рационального потребительского бюджета.

Для оценки уровня жизни малообеспеченных слоев и групп населения нужно иметь научно обоснованную систему расчетов, определяющую минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Этот минимум определяется на основе научно обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных товарах и услугах. Минимальный потребительский бюджет должен определяться для лиц в зависимости от пола, возраста, природно-климатических условий проживания.

Всесторонность, глубина и эффективность анализа уровня жизни населения определяется принятой системой сопоставлений. В анализе уровня жизни могут найти применение такие виды сопоставлений, как:

динамические - за последние годы и за более длительные периоды времени, могут использоваться с целью выявления характера и темпов динамики показателей уровня жизни;

региональные - по территориально-административным образованиям, экономическим регионам с целью выявления региональной дифференциации, а также по отношению к средней по стране и экономическим регионам;

социальные - по экономическим группам населения с выявлением социальной дифференциации по отношению к среднедушевым показателям и показателям децильных групп. При исследовании уровня жизни важное значение имеет выделение бедных и наиболее обеспеченных;

нормативные - сопоставления с минимальным и высоким уровнями жизни, с нормами питания, жилищной обеспеченностью, удельным весом затрат на питание, жилищно-коммунальные услуги в структуре расходов;

международные - сопоставления с уровнями жизни в различных странах. В международных сопоставлениях особую сложность представляют различия в системе показателей, используемых при оценке уровня жизни населения, в экономических, природных и исторических факторах, различия в покупательной способности национальных валют. Проведение международных сопоставлений уровня жизни населения требует от исследователя сведения до минимума несопоставимости сравниваемых показателей.

Минимальные социальные нормативы можно принять, как жизненные стандарты и рассматривать, как инструмент социальной политики, в котором должны содержаться:

полный перечень услуг по отраслям, которые государство обязано оказывать гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

минимальные социальные нормативы, представляющие собой показатели необходимой обеспеченности в натуральном выражении на соответствующую единицу вида услуг;

финансовые нормативы как денежное выражение социальных нормативов;

минимальная бюджетная обеспеченность, определяемая в качестве минимально допустимой стоимости государственных или местных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной и местной власти в расчете на душу населения территории за счет средств соответствующих бюджетов.

Очевидно, что многие из давно установленных и действующих до настоящего времени социальных нормативов устарели и нуждаются в серьезной ревизии. При знакомстве с ними возникает вопрос - на базе каких административно-территориальных единиц они проходили проверку?

Наряду с нормативом бюджетной обеспеченности, характеризующем финансовые возможности государства, необходимо реальное введение норматива социальной обеспеченности, который отражает потребности, вытекающие из требований закона, отраслевых норм, обещаний правительства и депутатов. Образно говоря, необходимо установить стоимость социальных законов в расчете на одного потребителя (жителя, пенсионера, студента, ученика, ребенка и др.).

По-нашему мнению, следует различать нормативы социальной обеспеченности и жизненные стандарты. Первые рассчитывают путем моделирования применения законов, а вторые определяются количественными показателями, обеспечивающими качество социальных услуг согласно отраслевым нормам. Разумеется, в идеале социальные нормативы должны гармонировать с жизненными стандартами.

Инновационные изменения в механизме социального управления регионом во многом связаны с внедрением жизненных стандартов в непроизводственных отраслях (образование, здравоохранение, культура и т.д.), с которыми согласуются нормативы социальной обеспеченности.