Меню
Бесплатно
Главная  /  Пластиковые карты  /  Учетная политика общественной организации. Учетная политика и рабочий план счетов некоммерческих организаций

Учетная политика общественной организации. Учетная политика и рабочий план счетов некоммерческих организаций

Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи. Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2017 года, разбираемся ниже.

Терминология

НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ):

  • Общественные или религиозные объединения.
  • Общины коренных малочисленных народов РФ.
  • Казачьи общества.
  • Некоммерческие партнерства.
  • Ассоциации и союзы.
  • Благотворительные и социальные фонды.

Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики. Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.

Общие положения

Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н , и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает. Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей. Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» , решают спорные вопросы самостоятельно.

Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе. Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.

Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н):

  • Наличие рабочего плана счетов.
  • Правила документооборота и методы обработки информации.
  • Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки.
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.
  • Формы первичных документов и регистров.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года. Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода. В случае НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: или доходы от предпринимательской деятельности. Также в учетной политике НКО должны быть прописаны:

  • Методы начисления и списания средств.
  • Виды имущества и порядок контроля за ним.
  • Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств.
  • Резервы на ремонт (при необходимости).
  • Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости.
  • Общехозяйственные расходы.
  • Оценка запасов.
  • Налоговая политика.

Поскольку учетная политика НКО – основополагающий критерий существования некоммерческой организации, то и подойти к составлению нормативного документа необходимо с полной ответственностью. Важно, чтобы и сам руководитель понимал суть финансовых и учетных процедур.

Среди главных бухгалтеров некоммерческих организаций (НКО) встречается мнение, что они могут не составлять приказ об учетной политике. Но ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ " О бухгалтерском учете " требует, чтобы организация, независимо от ее организационно-правовой формы, имела учетную политику, утвержденную ее руководителем. Это требование является необходимым условием деятельности любой организации, в том числе некоммерческой. Учет в НКО Некоммерческие организации создаются в форме общественных или религиозных организаций, некоммерческих партнерств, благотворительных ассоциаций и фондов для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей, направленных на достижение общественных благ. Для любой некоммерческой организации учетная политика является распорядительным документом, без которого невозможны построение и ведение системы бухгалтерского учета. Общая норма законодательства требует, чтобы учетная политика составлялась в соответствии с положениями ПБУ 1/ "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.08 №106н. В первую очередь этот документ определяет бухгалтерский учет коммерческой деятельности, а вот нормативного документа, более или менее четко регламентирующего порядок формирования учетной политики для целей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, при отсутствии коммерческой деятельности, в настоящее время, к сожалению, не существует. В связи с этим, различные неурегулированные вопросы НКО предстоит решать самостоятельно, для этого принятые решения фиксируются в учетной политике. Арбитражные суды при решении спорных вопросов принимают во внимание выбор, сделанный НКО в приказе об учетной политике. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Именно он определяет систему организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Безусловно, при формировании учетной политики надо исходить из того, что:


  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

При составлении учетной политики допускаются четыре предположения, от которых отталкиваются при описании системы учета (п. 5 ПБУ 1/2008) в организации:

  • полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Исходя из практических сторон составления учетной политики для НКО, можно порекомендовать также:

  • отражать в учетной политике только те нормы законодательства, по которым организации предоставляется выбор из двух или более вариантов, не надо переписывать цитаты из ПБУ или Налогового кодекса РФ, если выбор варианта законодательством не предусматривается;

  • не осуществлять в учетной политике выбор из вариантов ведения учета, если в организации такие финансово-хозяйственные операции осуществлять не предполагается, поскольку ее можно дополнять, если такие операции появятся;

  • можно не составлять учетную политику на 2010 год, если учетная политика, действующая в 2009 году, организацию полностью устраивает;

  • не копировать учетную политику другой некоммерческой организации, поскольку необходимо учитывать особенности ведения деятельности в своей НКО, что практически никогда не совпадает полностью с другой организацией;

  • при формировании раздела, посвященного документообороту, прописывать должности ответственных лиц, а не их фамилии, так как изменить учетную политику в течение года по такому основанию как повышение в должности или увольнение сотрудника, будет невозможно;

  • можно не представлять учетную политику в налоговые органы без письменного запроса в адрес этой организации, поскольку действующее законодательство к этому не обязывает;

  • не нужно разрабатывать отдельный порядок для обособленных подразделений НКО, так как учетная политика применяется всей организацией - головным и обособленными подразделениями (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для бухгалтерского учета

Для некоммерческих организаций, создающих учетную политику впервые, следует учитывать следующее. Учетная политика - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008). В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", учетная политика включает в себя:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля над хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

НКО, работающие не первый год, уже ранее разрабатывали учетную политику, поэтому перед началом каждого года им нужно лишь, в случае необходимости, внести в нее изменения и дополнения. Но это при условии, что данный распорядительный документ описывает в полной мере всю систему учета организации и отвечает требованиям действующего законодательства. Основания для изменения учетной политики установлены в п. 10 ПБУ 1/2008. К ним относятся:

  • изменение законодательства РФ;

  • разработка организацией новых способов бухгалтерского учета;

  • существенное изменение условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, изменение вида деятельности организации и т. п.

При этом согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. С 2008 года некоммерческие организации, также как и субъекты малого предпринимательства, имеют право не применять ПБУ 18/02. Об этом говорится в новой редакции п. 2 ПБУ 18/02. Значит, некоммерческие организации, как и малые предприятия, в учетной политике по бухгалтерскому учету должны указать, решили они применять они данное ПБУ или нет. Нужно учитывать то, что НКО в своей деятельности руководствуются нормами Закона о некоммерческих организациях (Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ). Основным источником покрытия расходов является целевое финансирование НКО, состоящее из:

  • финансового обеспечения, в виде субсидии на возмещение нормативных затрат организации, при оказании им социальных услуг в соответствии с заданием учредителя;

  • добровольных имущественных взносов и пожертвований, получаемых от различных фондов, юридических и физических лиц;

  • грантов;

  • других, не запрещенных законом источников целевых поступлений.

Средства от оказания платных услуг, направляемые на ведение уставной деятельности и развитие организации, также являются одним из источников финансирования расходов учреждения, но такие доходы от предпринимательской деятельности не могут быть признаны целевым финансированием деятельности НКО. Эти средства признаются собственными доходами, полученными от коммерческой деятельности НКО, их порядок учета является отдельным вопросом учетной политики. Если при выполнении целевой программы, расходы на содержание аппарата управления предусмотрены сметой доходов и расходов, то их списание следует осуществлять за счет конкретной целевой программы. Если ни одной целевой программой, расходы на содержание аппарата управления не предусмотрены, то можно порекомендовать отразить в учетной политике организации порядок распределения расходов на содержание аппарата управления НКО. Некоммерческие организации могут ориентироваться на нормы других документов, например действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н. На основе их рекомендаций НКО организует раздельный синтетический и аналитический учет средств целевого финансирования, что прописывается в методологическом разделе учетной политики. Здесь можно указать свой порядок учета для каждого источника средств целевого финансирования (по назначению и в разрезе самих источников), учитывая то, что средства целевого финансирования занимают существенное место в деятельности организации. Специального порядка отражения в бухгалтерском учете перерасхода целевых средств для некоммерческой организации, нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, не установлено. Следовательно, организация, руководствуясь общеустановленными правилами бухгалтерского учета, должна установить т акой порядок самостоятельно и закрепить его в своей учетной политике Говоря о целевом финансировании, отражаемом на счете 86, следует вспомнить о порядке признания доходов. В систему бухгалтерского учета доходов и расходов заложен метод начисления, который следует применять по отношению ко всем операциям, в том числе и к средствам целевого финансирования. Следующий вопрос, который должен быть отражен в учетной политике, имеет отношение к учету основных средств (ОС). Согласно п. 4 ПБУ 6/01, НКО признает в бухгалтерском учете, в качестве основных средств, имущество, одновременно удовлетворяющее следующим условиям:

  1. НКО имеет право собственности на данный объект;

  2. объект предназначен для использования в уставной деятельности, направленной на достижение целей создания данной НКО или для ее управленческих нужд;

  3. объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  4. организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта.

При этом целесообразно организовать раздельный учет имущества, приобретенного за счет целевых поступлений и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Способ ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике. Некоммерческая организация может использовать имущество, приобретенное за счет прибыли от предпринимательской деятельности, как на ведение уставной, так и предпринимательской деятельности одновременно. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ , имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации. Однако, если имущество используется в деятельности приносящей доход, и приобретено за счет средств от такой деятельности, то необходимо начислять амортизационные отчисления в общеустановленном порядке. Отнести расходы на его приобретение напрямую к какому-то одному направлению коммерческой деятельности в этом случае невозможно. Также в учетной политике НКО следует указать стоимостный лимит отнесения имущества к объектам ОС (в интервале до 20 000 руб.). В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Порядок контроля отражается в учетной политике. Метод начисления износа можно не указывать, так как для объектов ОС некоммерческих организаций ПБУ 6/01 утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н предусмотрен лишь один метод списания стоимости ОС - линейный. Также с помощью Учетной политики нужно определиться с резервом на ремонт ОС (создавать или нет). Услуги НКО может оказывать на бесплатной основе (за счет средств целевого финансирования), а также на платной основе (за счет поступлений от заказчиков). Доходы и расходы от оказания таких услуг в учете следует разграничить в связи с тем, что они относятся к разным источникам финансирования. Для этого необходимо определиться со счетами учета доходов и расходов. Предпочтение следует отдать счетам учета доходов и расходов из коммерческого Плана счетов. НКО не следует забывать о формировании отдельного финансового результата от оказания платных услуг. Кроме того, возникает проблема с общехозяйственными расходами - по оплате труда административно-управленческого персонала, по аренде помещений, оплате услуг банка, транспортных расходов, услуг связи и т. д. По мнению налоговых органов, указанные расходы не подлежат распределению расчетным путем и не могут покрываться за счет доходов от предпринимательской деятельности. Финансирование подобных расходов должно осуществляться за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также за счет прибыли, оставшейся в распоряжении НКО. Но НК РФ не содержит запрета на распределение подобных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью организации, поэтому арбитражные суды часто руководствуются нормой, содержащейся в учетной политике НКО. С целью формирования рыночной цены платных услуг, НКО следует прописать в учетной политике порядок определения себестоимости оказываемых услуг. Данный порядок, в свою очередь, должен базироваться на методике ведения раздельного бухгалтерского учета операций в части некоммерческого направления и оказания платных услуг НКО. Эти вопросы нормативными актами для НКО не регламентированы, поэтому организации придется самостоятельно решать, как делить расходы и доходы и определять себестоимость оказания услуг. Организациям можно рекомендовать воспользоваться общим подходом: стоимость услуги формируется из суммы прямых и косвенных затрат, первые прямо увеличивают стоимость услуги, а вторые - после распределения между всеми объектами калькулирования. Заметим, что порядок определения себестоимости услуг является одним из самых важных элементов учетной политики НКО, так как от него зависят цена платных услуг и финансирование бесплатных услуг, оказываемых населению. В отношении платных услуг и связанных с ними расходов, НКО может руководствоваться коммерческими стандартами - ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 . Это означает, что НКО следует определиться с классификацией коммерческих поступлений (выплат) и соответствующих расходов: какие из них учитывать в составе выручки (затрат) по обычным видам коммерческой деятельности, а какие - в составе прочих доходов (расходов) организации. Действующие бухгалтерские стандарты предоставляют в этом вопросе право выбора - для того чтобы его правильно сделать, НКО нужно учитывать характер своей предпринимательской деятельности, виды доходов (расходов) и условия их получения (выплаты). Например, выручку от оказания платных услуг населению (расходы, связанные с оказанием платных услуг) следует относить к доходам (расходам) по основным видам деятельности (счет 90). Другие поступления и выплаты, например связанные с предоставлением имущества в аренду или имеющие отношение к финансовым вложениям НКО, могу т быть учтены в составе прочих доходов и расходов (счет 91) при условии, что эти операции не являются предметом основной коммерческой деятельности НКО или являются разовыми операциями. По нематериальным активам некоммерческие организации амортизацию не начисляют, поэтому в Учетной политике НКО не нужно описывать способ начисления амортизации. Достаточно установить срок полезного использования и списать НМА по окончании этого срока. В отношении МПЗ для НКО в ПБУ 5/01 не содержится отдельных требований, указывающих на то, что данный документ используется только коммерческими фирмами. В целях организации надлежащего контроля за движением и сохранностью МПЗ, до передачи их в эксплуатацию, НКО отражает материалы на счетах учета МПЗ. В учетной политике некоммерческой организации следует прописать оценку запасов при их выбытии и отпуске в эксплуатацию (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения запасов). Оценка по средней себестоимости, которая является наиболее распространенным способом, предполагает выбор взвешенной или скользящей оценки. Первая определяется по среднемесячной фактической себестоимости запасов, когда в расчет включаются количество и стоимость МПЗ на начало периода и все поступления за отчетный период (месяц). Вторая определяется исходя из количества и стоимости МПЗ на начало отчетного периода и всех поступлений до момента отпуска материалов в эксплуатацию. Метод средневзвешенной оценки является достаточно простым и это одно из преимуществ по сравнению со способом скользящей оценки, что ин огда предопределяет выбор в учетной политике в пользу первого метода. Здесь перечислены лишь основные активы, которыми может располагать НКО, на самом деле их бывает и больше. Некоммерческой организации нужно их правильно классифицировать с тем, чтобы дать в учете их объективную текущую стоимостную оценку. В случае наличия нестандартных активов (обязательств) или при возникновении не урегулированных законодательством вопросов организация может воспользоваться п. 7 ПБУ 1/2008, разработав и закрепив в учетной политике свой порядок учета, не противоречащий законодательству.

Налоговая учетная политика

Некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). По ведению коммерческой деятельности у НКО также возникает необходимость определиться с Учетной политикой для налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. Даже если некоммерческая организация не ведет коммерческую деятельность, то в соответствии с требованиями НК РФ, она обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. Способ ведения раздельного учета должен быть прописан в учетной политике организации. Налоговая политика НКО отражает: порядок формирования сумм доходов и расходов; порядок определения доли расходов в текущем периоде; порядок создания резервов; сумму задолженности бюджету по налогу на прибыль; перечень лиц, ответственных за ведение налогового учета, за его организацию, за график документооборота, формы первичных документов; регистры налогового учета.

Налог на прибыль

Для некоммерческих организаций к необлагаемым налогом на прибыль доходам в виде целевых поступлений ст. 251 НК РФ относит вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают товариществу от собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу от их членов. Чтобы указанные суммы не облагались налогом, к ним предъявляются следующие требования:

  • членские взносы, их размер и периодичность уплаты должны быть предусмотрены уставом организации. Они могут быть направлены на содержание аппарата управления, но не на оказание услуг в пользу отдельных членов организации;

  • в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса РФ , пожертвования можно делать только гражданам, лечебным воспитательным, учебным, научным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям, государству и муниципалитетам. Не перечисленные в этой статье ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, автономные некоммерческие организации, профсоюзные организации, не вправе получать пожертвования.

НКО, применяющая общий режим налогообложения, исчисляет и уплачивает налог на прибыль от осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 246 НК РФ . Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, не подлежит распределению между учредителями некоммерческой организации в виде дивидендов, а должна направляться на ведение уставной деятельности. На основании требований ст. 26 Закона N 7-ФЗ, после уплаты налога на прибыль в бухгалтерском учете, прибыль от предпринимательской деятельности учитывается как источник осуществления уставной деятельности организации и формирования ее имущества в соответствии со сметой. Прибыль, полученную от предпринимательской деятельности по итогам отчетного года, некоммерческие организации должны списать с дебета счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в кредит счета 86 "Целевое финансирование". Для обособленного учета прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, к счету 86 можно открыть субсчет "Прибыль от предпринимательской деятельности". В соответствии со ст. 313 НК РФ , система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. В связи с этим некоммерческая организация должна разработать методику организации раздельного налогового учета целевых поступлений и целевых расходов, а также их разделение в рамках каждого вида деятельности и закрепить ее в Учетной политике для целей налогообложения. На основании требований п. 14 ст. 250 НК РФ , при использовании целевых поступлений и средств целевого финансирования не по целевому назначению, указанные средства и поступления признаются внереализационным доходом некоммерческой организации и включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. При этом включение средств целевого финансирования, использованных не по назначению, в состав доходов некоммерческой организации осуществляется в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению, либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись в соответствии с подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ . Налоговый учет должен быть основан на первичных документах, получаемых и формируемых при ведении бухгалтерского учета. Также использование поступивших средств признается нецелевым, если документы, подтверждающие расходы не соответствуют требованиям законодательства. Поэтому в учетной политике НКО должно отразить применяемые формы первичных документов. Например, путевые листы должны иметь форму, разработанную НКО и при наличии всех необходимых реквизитов, предусмотренных Приказом Минтранса №152. Объектом налогообложения прибыли организации, является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов ( ст. 247 НК РФ). Следовательно, расходы на ведение уставной деятельности не включаются в состав расходов, связанных с предпринимательской деятельностью некоммерческой организации, и не учитываются в налоговой базе при расчете налога на прибыль. Правда, ряд независимых экспертов считают, что общехозяйственные расходы некоммерческая организация может распределить между коммерческой и некоммерческой деятельностью в том порядке, который установлен п. 1 ст. 272 НК РФ . Чтобы общие расходы распределять пропорционально доле соответствующего дохода в общей сумме доходов, полученных НКО, необходимо самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике для целей налогообложения экономически обоснованный порядок распределения общехозяйственных расходов между уставной и предпринимательской деятельностью.

Налог на добавленную стоимость

Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются все организации и НКО из этого перечня не исключены. Получаемые НКО целевые средства не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, на этом основании целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т.п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в НК РФ для отдельных НКО предусмотрено освобождение от НДС совершаемых ими операций. Так, на основании с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. В соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Если НКО реализует товары, работы, услуги, то они могут попадать под иные льготы, или пониженные ставки, предусмотренные НК РФ. НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. Способ ведения раздельного учета "входного" НДС организация определяет сама в Учетной политике, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ . При отсутствии раздельного учета, НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ , объектом налогообложения не признается операция по передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, а также передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) собственными силами является одним из самостоятельных объектов обложения НДС. Даже если НКО, по совершаемым ею операциям, освобождена от уплаты НДС, то при строительстве хозяйственным способом на СМР, выполненные собственными силами, следует начислять НДС последним числом каждого налогового периода. В ряде случаев можно применить налоговые вычеты по НДС. В отношении выполнения СМР для собственного потребления, вычеты условно можно разделить на три вида в соответствии с п. 6 ст. 171 НК РФ :

  • предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства;

  • предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

  • исчисленные налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления.

В отношении первых двух видов вычетов никаких ограничений в НК РФ нет. Следовательно, НКО при выполнении СМР за счет целевых средств объекта, предназначенного для уставной деятельности, имеет право, при уплате НДС в бюджет, на налоговый вычет по НДС по работам подрядчика, по материалам и услугам, связанным со строительством. В отношении третьего вида вычетов следует отметить, что, если имущество не предназначено для совершения операций, облагаемых налогом, и если стоимость имущества не подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций, вычет применить нельзя. НДС, начисленный со стоимости СМР для собственного потребления, будет включен в первоначальную стоимость строящегося объекта. С 01.01.09 Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ внесены изменения в п. 5 ст. 172 НК РФ и теперь момент определения налоговой базы по СМР для собственного потребления совпадает по времени с возникновением права на применение вычетов по СМР. Это значит, что начисленный НДС со стоимости СМР по итогам текущего квартала, принимается к вычету в том же квартале в той же сумме. Разумеется, данная норма не распространяется на организации, которые будут использовать построенные объекты недвижимости в необлагаемых НДС операциях, а значит, не относится к некоммерческим организациям, которые строят за счет целевого финансирования и используют построенный объект в уставной деятельности. ФНС РФ в Письме от 26.11.08 № ШС-6-3/862@, дала разъяснения по вопросу применения вычетов по НДС по объектам недвижимости. ФНС сообщает, что нормы ст. 171 НК РФ позволяют принять к вычету суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, в полном объеме, независимо от того, что строящиеся объекты предназначены для использования в операциях, не облагаемых НДС. Но после ввода таких объектов в эксплуатацию следует применять положения п. 6 данной статьи НК РФ и восстановить НДС в размере 1/10 принятой ранее к вычету соответствующей доли. Доля необлагаемых товаров, работ, услуг в общей доле отгруженных товаров для целей восстановления НДС определяется один раз в год на 31 декабря. Положения данного Письма и нормы ст. 171 НК РФ применяются и в отношении НКО.

Пример

Некоммерческая организация в 2009 году ввела в эксплуатацию офисное здание, которое используется в деятельности, не облагаемой НДС. Здание построено собственными силами с привлечением подрядных организаций. НДС со стоимости СМР, выполненных собственными силами, отнесен на увеличение первоначальной стоимости здания, а НДС, уплаченный по счетам-фактурам, полученным от подрядчиков в сумме 1600 000 руб., был принят к налоговому вычету. В 2009 году у НКО была облагаемая НДС операция - продажа имущества на сумму 472 000 руб. в том числе НДС – 72 000 руб. Сумма целевых поступлений за год составила 24 000 000 руб. Доля необлагаемых доходов в общей сумме доходов составит 0,9836 (24 000 000:24 400 000 руб.). Десятая часть НДС, принятого к вычету по подрядным работам, составит 160 000 руб. (1600 000 руб.: 10). Определим сумму НДС, подлежащую восстановлению 31.12.09. Она будет равна 157 376 руб. (160 000 руб. x 0,9836). Таким образом, организация в течение 10 лет будет восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету. Неясным остается только вопрос о правомерности распространения этой нормы на НКО, поскольку они не начисляют амортизацию по объектам недвижимости, так как не используют их в деятельности, приносящей доход. Проблема в том, в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ восстановление НДС по объектам недвижимости производится, начиная с момента начисления амортизации по данному объекту. Прямого указания о порядке восстановления НДС по недвижимости, в отношении НКО, в НК РФ нет. Кроме того, сумма налога, подлежащая восстановлению, учитывается в составе прочих расходов. А если у НКО нет прочих доходов, будет увеличиваться убыток.


В статье рассмотрены вопросы составления учетной политики для НКО, применяющей общую систему налогообложения, но и организации, применяющие УСН не избавлены от необходимости ее составления, тем более, что им необходимо вести бухгалтерский учет основных средств и кассовых операций. Учет доходов и расходов для целей налогового учета производится во многом по правилам главы 25 НК РФ , с учетом ограничений, установленных в главе 26.2 . В зависимости от тщательности разработки учетной политики некоммерческая организация может значительно уменьшить количество проблем, которые возникают у нее во время камеральной или выездной документальной проверки налоговых органов. Необходимо учесть все отраслевые особенности деятельности НКО и при наличии неопределенности в действующем законодательстве выбранный вариант ведения бухгалтерского или налогового учета включить в учетную политику. Ивченко Татьяна – аудитор, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Специфика учетной политики НКО

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Такого стандарта на момент написания статьи еще нет. Но работа по его разработке уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности - 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н).

Не знаете свои права?

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения , применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Что отразить в учетной политике НКО на 2020 год

Учетная политика, предназначенная для применения в 2020 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.

При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.

Изложенные в учетной политике НКО на 2020 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.

Образец учетной политики НКО, составленный с использованием нормативных актов, действительных в 2020 году, приведен ниже:

Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2020 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.

  1. Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

    составе

  2. Пример учетной политики для организации с УСН

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Пример учетной политики для организации с УСН

    Нематериальных активов"). 17. туристические путевки, приобретенные для реализации, учитывать на забалансовом счете 004 как комиссионный товар. 18. при продаже (отпуске) товаров их стоимость (в разрезе той либо иной группы) списывается по себестои...

  3. Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации

    Е условие применения каждой формы. - в приложении 4 указать наименование документа, дату представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...

  4. Приказ по учетной политике

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ по учетной политике

    Мит основных средств не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб. п. 5 пбу 6/01 "учет осно...

  5. Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения

    Е условие применения каждой формы. - в приложении3 указать наименование документов,дату их представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...

  6. Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии

    Документы делопроизводства предприятия → Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии

    Я, товары для детей, продукты питания, другие виды деятельности, продукции и работ, по которым необходим раздельный учет (например, облагаемые налогом на прибыль, на добавленную стоимость и спецналогом по разным ставкам, не облагаемые указанными налогами и...

  7. Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

    Обслуживанию и ремонту общего имущества и других расходов, соответствующих уставной деятельности. 6. намерения прекратить какой -либо из видов деятельно-сти нет. 7. тсж не передает и не принимает материальные ценно-сти в залог. 8. бухгалт...

  8. Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ

    пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 г. с.-петербург 27 мая 1995 г. приказ n 1. кравченко сергея николаевича - б...

  9. Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ

    пример приказа увольнения по п. 3 ст. 33 гор. москва 27 марта 1996 г. приказ n 1. морозову надежду алексеевну - товаров...

  10. Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ

    пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 кзот г. москва 05.01.96 г. приказ n 1. михайлова виктора степановича - водит...

  11. Пример приказа об изменении структуры штатного расписания

    Документы делопроизводства предприятия → Пример приказа об изменении структуры штатного расписания

    Муниципальная общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школы № » приказ 05.10.2013 № 121/с г. мирск об изменении структуры штатного расписания в связи с...

  12. Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)

    приложение nо. 10 к положению от 30 марта 1996 г. nо. 37 условный пример расчета суммы средств, подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права вн...

  13. Образец. Приказ руководителя предприятия о приеме на работу по контракту на примере главного бухгалтера в устав вносятся следующие изменения и дополнения: в п.1.1. необходимо указать, кто является учредителем. например: московское общество "дети земли" является городским отделением всероссийского общества "дети земли". московское общество о...

Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и учетная политика

Non-profit organizations: accounting and accounting policy

Черкасова Галина Владимировна,

к.э.н., доцент

С [email protected]

Заикина Оксана Петровна

к.э.н., доцент

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный аграрный университет

[email protected]

Аннотация. Представлены результаты изучения особенностей организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Разработаны рекомендуемые элементы учетной политики некоммерческих организаций для целей бухгалтерского и налогового учета.

Ключевые слова. Бухгалтерский учет некоммерческой организации при осуществлении уставной и предпринимательской деятельности , элементы учетной политики некоммерческой организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Abstract. Presents the results of studying the peculiarities of accounting in non-profit organizations. Developed the recommended elements of the accounting policy of non-profit organizations for the purposes of accounting and taxation.

Keywords. Accounting non-profit organization in the exercise of statutory and business, the accounting policies of the nonprofit organization for the purposes of accounting and taxation.

В современных условиях некоммерческие организации (НКО) могут создаваться для достижения различных целей, направленных на создание общественных благ. Деятельность НКО обусловлена принципами: общественно полезный и неприбыльный характер деятельности; расходование прибыли на обеспечение и развитие уставных функций; использование строго определенных источников при формировании имущества; разнообразие в предоставлении общественных благ. НКО классифицируют: по форме собственности; правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества; наличию института членства; присутствию иностранного элемента; территориальной сфере деятельности.

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью с обязательным соблюдением требований: деятельность должна служить достижению уставных целей; характер деятельности должен соответствовать этим целям.

Особенности формирования капитала; процедуры создания юридического лица; порядка осуществления хозяйственной деятельности; права собственности на имущество; порядка распределения прибыли; порядка управления юридическим лицом; объема и порядка ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; порядка ликвидации юридического лица обуславливают особенности ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в НКО.

Следует отметить, что методология бухгалтерского учета НКО представляет одну из современных проблем реформирования бухгалтерского учета в РФ. Интерес к проблеме обусловлен тем, что не разработаны нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в НКО. НКО используют нормативные документы по бухгалтерскому учету для коммерческих организаций, что не совсем правомерно, так как невозможно перенести все положения бухгалтерского учета коммерческих организаций на НКО. Проблемам бухгалтерского учета в НКО уделено большое внимание в работах Гусаровой Л.В. , Джамаловой Г.Г. , Мякининой Л.Н. , Семенихина В.В. , Ягудиной Г.Г. и других, но единого мнения по ряду вопросов бухгалтерского учета нет. Учитывая многообразие форм и видов некоммерческих организаций, с точки зрения организации бухгалтерского учета целесообразно разделить их на две группы, к первой относят организации, которые получают и распределяют целевые средства, но не ведут коммерческую деятельность, ко второй - организации, которые, помимо уставной, занимаются коммерческой деятельностью. Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций обуславливает особенности бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет НКО ведут на основании учетной политики, сформированной в соответствии с ПБУ 1/2008 , в которой отражают все способы ведения бухгалтерского учета, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Проведенное исследование системы бухгалтерского учета в НКО позволило выявить и обобщить особенности бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности при осуществлении уставной и предпринимательской деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Особенности организации бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в НКО

Особенности

1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в НКО

1.Организация бухгалтерского учета

осуществляется в соответствии с федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Учетная политика

формируется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

3. План счетов бухгалтерского учета

применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н

4. Положения по бухгалтерскому учету

Применяются с учетом специфики деятельности НКО

5. ПБУ, не применяемые НКО

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»,

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»,

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

6. ПБУ, которые НКО могут не применять

23/2011 «Отчет о движении денежных средств»,

2/2008 Учет договоров строительного подряда»,

7/98 «События после отчетной даты»,

8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,

12/2010 «Информация по сегментам»,

16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»,

17/02 «Учет расходов на НИОКР»,

18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль»

7.Формирование бухгалтерской отчетности

осуществляется в соответствии с ПБУ 4/99, приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и Информации Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческой организации» (ПЗ-1/2011)

8. Формируемые группы отчетности

бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, статистическая отчетность, отчетность перед государственными внебюджетными фондами;

специальная отчетность;

9.Годовой комплект бухгалтерской отчетности

включает бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств; пояснительную записку

Организация бухгалтерского учета НКО

10.Учет целевых средств по уставной и предпринимательской деятельности

ведется с применением счета 86 «Целевое финансирование»

11.Учет целевых поступлений в бухгалтерском учете

осуществляется в момент фактического получения финансирования

12.Счет 86 «Целевое

финансирование» детализируется по видам поступлений

86.1 «Поступления по уставной деятельности»;

86.2 «Поступления по предпринимательской деятельности»

13. К счету 86 открывают субсчета второго порядка

для детализации источников финансирования по видам целевых программ

14. Учет расходов

ведется с применением счетов 20 «Основная деятельность», 26 «Общехозяйственные расходы»

15.Выделение субсчетов к счетам 20, 26

1 – расходы по уставной деятельности

2 – расходы по предпринимательской деятельности

16.Способ распределения косвенных расходов

закрепляется в учетной политике - исходя из удельного веса поступлений на программу

17.Учет доходов по предпринимательской деятельности

осуществляется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» , ведется с применением счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы»

18.Финансовый результат от предпринимательской деятельности

отражается на счете 99 «Прибыль (убыток)»

19. Использование чистой прибыли

Прибыль от предпринимательской деятельности учитывается как источник осуществления уставной деятельности

20.Расходы за счет целевых средств

осуществляются в рамках сметы

21. Учет расходов по предпринимательской деятельности

осуществляется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»

22. Учет расходов по кредитам и займам

осуществляется в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

23. Прочие поступления от непредпринимательской деятельности: -штрафные санкции; - выбытие основных средств и прочие

отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»

24. Учет основных средств

осуществляется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

25.Активы, стоимостью ниже 40000 руб.

учитываются в составе материальных запасов

26.Амортизация основных средств не начисляется

Износ начисляется на забалансовом счете 010 линейным способом

27.Учет материальных ценностей

осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

28.Списание материальных ценностей

осуществляется по одному из способов: себестоимости каждой единицы; по методу «ФИФО»; по средней себестоимости

29. Ведение кассовых операций

30. Инвентаризация имущества и обязательств

проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Налогообложение НКО

уплачиваются: налог на прибыль; НДС

32. При наличии объекта налогообложения

уплачиваются транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог

33. В рамках осуществления деятельности по упрощенной системе налогообложения

Уплачивается налог по УСН

34. В рамках осуществления деятельности по ЕНВД

Уплачивается единый налог по ЕНВД

Проведенное исследование показало, что в НКО применяются документы бухгалтерского учета, регулирующие учет в коммерческих организациях, несмотря на специфику учета. Известно, что учетная политика формируется путем индивидуального выбора способов ведения бухгалтерского учет и ввиду того, что для НКО они не установлены стандартами, организация имеет право самостоятельно разрабатывать соответствующие элементы, руководствуясь требованиями законодательства и нормативных актов. При этом отмечается, что не все важные аспекты нашли отражение в учетной политике. Выделим наиболее важные рекомендации, которые разработаны в ходе исследования для включения в качестве элементов в учетную политику НКО для целей бухгалтерского и налогового учета (таблица 2).

Возможности

1. Открыть к счету 86 «Целевое финансирование» субсчета первого порядка, осуществив подробную детализацию по видам поступлений

86.1 «Вступительные членские взносы»;

86.2 «Ежегодные членские взносы»;

86.3 «Добровольные взносы»;

86.4 «Целевые поступления от юридических лиц»;

86.5 «Целевые поступления из бюджета»;

86.6 «Доходы от прочих операций»;

86.7 «Поступления от предпринимательской деятельности»

Детализация позволяет контролировать вид поступлений и увязать их с осуществляемыми расходами

2. Открыть субсчета второго порядка к счету 86 «Целевое финансирование»

по каждой программе

86.4.1 «Целевые поступления от юридических лиц - на проект 1»;

86.4.2 «Целевые поступления от юридических лиц на проект 2» и т.д.

Позволит формировать информацию об использовании источников финансирования и контролировать поступления по каждой целевой программе

3.К счету 20 по уставной и предпринимательской деятельности для детализации прямых затрат по программам и проектам открыть субсчета второго порядка

По уставной деятельности:

20.1.1 «Материальные затраты»;

20.1.2 «Расходы на оплату труда»;

20.1.3 «Отчисления на социальные нужды»

Детализация статей прямых затрат позволяет отражать на счетах бухгалтерского учета информацию о видах затрат

4.Открытие субсчетов третьего порядка к счету 20 позволяет отразить информацию о статьях прямых затрат

По уставной деятельности:

20.1.1.1 «Материалы»;

20.1.2.1«Оплата труда за отработанное время»;

20.1.3.1«ПФР» и тд.

Детализация статей прямых затрат позволяет отражать на счетах бухгалтерского учета информацию о выделенных статьях затрат

5. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» дополнить субсчетом 26.3 – «Общие общехозяйственные расходы по уставной и предпринимательской деятельности»

На счет 26.3 относят расходы, подлежащие распределению между уставной и предпринимательской деятельностью

Позволяет распределять на уставную деятельность по программам данные субсчета 26.1, на предпринимательскую деятельность по программам данные субсчета 26.2

6.Выделить следующие статьи затрат к счетам 26.1 «Общехозяйственные расходы по уставной деятельности»,

26.2 «Общехозяйственные расходы по предпринимательской деятельности»,

26.3 «Общие общехозяйственные расходы по уставной и предпринимательской деятельности»

1.Услуги: 1.1 Услуги сторонних организаций по видам;

2.Затраты на оплату труда:

2.1 Оплата за отработанное время;

2.2. Оплата на неотработанное время

3.Отчисления на социальные нужды:

3.1 ПФР;

3.2 ФСС;

3.3 ФФОМС;

3.4 Страхование от НС и ПЗ

4. Командировочные расходы;

6.Консультационные расходы;

7.Издательские расходы;

8.Почтовые расходы, расходы на канцелярские принадлежности, копировальные работы для нужд офиса;

9.Расходы на проведение общих собраний;

10.Расходы на аренду;

11.Налоги;

12.Расходы по проведению аудита

13.Расходы по подготовке кадров, повышению квалификации

Выделение статей затрат на счете 26 по субсчетам позволит отражать в учете информацию о статьях затрат

7.Порядок отражения перерасхода целевых средств

Возможны 2 варианта:

1.Затраты со счетов 20, 26, списываются в дебет счета 86 в пределах имеющихся целевых поступлений. Счет 86 закрывается без остатка, а счет 20 имеет сальдо на отчетную дату, которое будет отражено в активе бухгалтерского баланса по строке «Запасы».

2. Перерасход отражается на счете 86 как дебетовое сальдо. В отчетности отражают по статье «Целевое финансирование» в круглых скобках.

Выбирают один из вариантов

8.Создание резервов:

На гарантийный ремонт;

На оплату отпусков;

По сомнительным долгам

1. формируются в соответствии с требованиями;

2. не формируются

Выбирают один из вариантов

Для целей налогового учета

9.Создание резерва на ремонт основных средств

1.при создании резерва предельная сумма не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся в организации за последние три года;

2.резерв не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 260, ст. 324 НК РФ)

10.Резерв на оплату отпусков

1.при создании резерва расчет производят исходя из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с таких расходов.

2. резерв не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 324.1 НК РФ)

11.Резерв по сомнительным долгам

1.при создании резерва его величина не может превышать 10 процентов от выручки за отчетный (налоговый) период.

По сомнительной задолженности со сроком возникновения:

– свыше 90 календарных дней – в полной сумме задолженности;

– от 45 до 90 календарных дней (включительно) – в размере 50 процентов задолженности;

– до 45 дней – резерв не создается.

2. не создается

Выбирают один из вариантов (ст. 266 НК РФ)

12.Порядок признания доходов и расходов для целей налога на прибыль

1.используется метод начисления (ст.271 НК РФ)

2. используется кассовый метод (ст. 273 НК РФ)

Выбирают один из вариантов

13.Авансовые платежи по налогу на прибыль

1.квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (ст. 286 НК РФ)

2. месячные авансовые платежи

(ст. 286 НК РФ)

Выбирают один из вариантов

14. В случае совмещения системы налогообложения в виде ЕНВД и общей системы налогообложения

Организация раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций

(п. 9 ст. 274 НК РФ)

16. В целях исчисления НДС

Организуется раздельный учет облагаемых и не облагаемых операций

(п. 4 ст. 170 НК РФ)

17. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам

отражаются в отчетности отдельной статьей как расходы будущих периодов

Эти расходы списываются в течение срока, к которому они относятся равными долями.

Таким образом, использование предложенной детализации счетов по учету затрат и поступлений может быть полезным при организации бухгалтерского учета в любых НКО, при этом необходимо принимать во внимание особенности их деятельности.

П орядок разработки учетной политики организации некоммерческого сектора экономики зависит от особенностей ее деятельности и это необходимо учитывать. Принимая во внимание вышеизложенное, а также результаты анализа различных способов учетной политики, применяемых в НКО, авторами статьи разработаны элементы учетной политики, которые необходимо включить в учетную политику. При составлении авторами исследования были взяты элементы методик коммерческих организаций и разработаны собственные полученные в результате практических исследований.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) - URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения: 29.03.2015)
  2. Гусарова Л.В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. N 20. С.36-44
  3. Джамалова Г.Г. Учет в некоммерческих организациях // Практическая бухгалтерия. 2012. N 2 - URL: (дата обращения: 20.03.2015)
  4. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»ПБУ1/2008»- URL: http : //base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req = doc; base = LAW; n=142566 / (дата обращения: 20.03.2015)
  5. Семенихин В.В. Особенности формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 3. С.11-18
  6. Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства - URL:
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=156037 (дата обращения: 22.03.2015)
  8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 07.03.2014) - URL: http://www.consultant.ru/popular/nekomerz (дата обращения: 20.03.2015)
  9. Ягудина Г.Г. Учет имущества некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. N 7. С. 30-37.