Меню
Бесплатно
Главная  /  Денежные переводы  /  По уровню экономического развития развитые. Экономическое развитие страны

По уровню экономического развития развитые. Экономическое развитие страны

Уровневое разделение экономики необходимо для составления общей концепции экономического развития и успешного применения имеющихся в наличии односторонних ресурсов. Экономика подразделяется на следующие базовые уровни:

  • Микроэкономический уровень — микроэкономика воспринимается в качестве обособленного, самостоятельного предприятия или производства. На микроэкономическом уровне изучается деятельность отдельных фирм и отраслей народного хозяйства.
  • Макроэкономический уровень — представляет собой совокупность производств и предприятий, объединенных экономикой одного государства. Объектом изучения макроэкономики является экономическое состояние страны, которое выражается в национальном доходе, валовом национальном продукте, совокупном спросе и предложении, уровнях занятости и безработицы, инфляции.
  • Уровень мировой экономики — отображает последовательность процессов появления и развития международного хозяйства.

Такое деление экономики на уровни является условным, так как между всеми налажена тесная взаимосвязь: макроэкономика — это теоретический фундамент для изучения микроэкономики, при этом состояние экономики отдельного государства определяется эффективностью функционирования отдельных компаний, предприятий и коммерческих организаций.

Согласно расширенной классификации, экономика разделяется на следующие уровни:

  • глобальная или мировая экономика;
  • национальная экономика (макроэкономика);
  • региональная экономика (экономика области, края или региона);
  • муниципальная экономика (экономика городов, населенных пунктов);
  • экономика организации, фирмы, предприятия (микроэкономика);
  • экономика домохозяйства (семьи);
  • личная экономика (индивидуальная).

Уровни экономического анализа

Современная экономическая наука различает два базовых уровня анализа:

  • микроэкономический — исследуется хозяйственная деятельность отдельных предприятий (экономических субъектов) с целью выявления факторов, способствующих принятию определенных решений;
  • макроэкономический — изучается национальная экономика в целом, в том числе экономические процессы, происходящие на общественном уровне. Такой анализ носит обобщающий характер и необходим для создания общей экономической картины в государстве.

Базовым принципом макроэкономического анализа является агрегирование экономических показателей — объединение экономических единиц с аналогичной спецификой для сведения экономических показателей в обобщенные единицы с целью создания единого хозяйственного комплекса.

Специфика деления экономики на уровни

Совокупность уровней экономики, в том числе всех видов экономических и хозяйственных отношений формирует экономическую систему государства. Конечной целью экономической деятельности является удовлетворение жизненных потребностей людей путем задействования разных производственных сил и средств, а также развития производственных отношений между хозяйствующими субъектами. Уровневое разделение экономики определяется типом экономической системы, формами собственности, факторами производства и методологией координации действий.

Чтобы экономическая система общества была стабильной, необходимо чтобы на всех экономических уровнях ее компоненты (производство, поставки, обмен и финальное потребление) взаимодействовали между собой, плавно перетекая друг в друга.

Показатели уровня социально-экономического развития стран.

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Сингапур, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, Казахстан и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.).

Типы стран мира.

В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Рис. 40. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада . На долю этих стран приходится 2 / 3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия , Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия , Беларусь , Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай , Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия , Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2 / 3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1 / 2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.

Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014


Для удобства изучения материала, статью экономическое развитие разбиваем на темы:

Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения, материальных благ.

Основными показателями экономического считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы.

Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для ее роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.

Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.

В последние десятилетия мир стал свидетелем огромного прогресса в экономическом развитии, однако обретение и достижение процветания происходит настолько неравномерно, что перекосы в экономическом развитии обостряют и без того серьезные социальные проблемы и политическую нестабильность фактически во всех регионах мира. Окончание «холодной войны» и быстрое становление глобальной экономики не решают насущных проблем крайней нищеты, задолженности, отсталости в развитии и несбалансированности торговли.

Одним из основополагающих принципов Организации Объединенных Наций остается убежденность, что экономическое развитие для народов всего мира является самым верным способом в достижении политической, экономической и социальной безопасности. Тот факт, что почти половина населения мира, а это 3 млрд. человек, в основном в странах Африки, Азии и Латинской Америки и Карибского бассейна, должны существовать из расчета менее 2 долларов в день, вызывает сильнейшее беспокойство Организации. Около 781 млн. взрослых неграмотны, причем две трети их них женщины, 117 млн. детей не посещают школу, 1,2 млрд. человек не имеют доступа к безопасной воде, а 2,6 млрд. человек - не имеют доступа к услугам канализации. В целом в мире не имели работы 195,2 млн. человек, тогда как число рабочей бедноты, зарабатывающей менее 2 долларов США в день, увеличилось до 1,37 млрд. человек.

ООН остается единственной структурой, нацеленной на изыскание путей, обеспечивающих такую ситуацию, при которой и направлены на повышение благосостояния людей, устойчивое развитие, ликвидацию нищеты, справедливую торговую политику и сокращение дестабилизирующей иностранной задолженности.

ООН настаивает на проведении макроэкономической политики, ориентированной на ликвидацию текущих диспропорций в развитии, особенно это касается растущего разрыва между Севером и Югом, насущных проблем наименее развитых стран и беспрецедентных запросов экономики стран, переходящих от планового развития к рынку.

Всем мире программы ООН содействуют стремлению людей вырваться из тисков нищеты, обеспечить выживание детей, охрану окружающей среды, прогресс в положении женщин и упрочение прав человека. Для миллионов жителей бедных стран эти программы являются «лицом» ООН.

Социально экономическое развитие

К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира. Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная - на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий) постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая для них рельсы.

Начавшийся в 1893 г. мощный промышленный подъем продолжался до конца 90-х годов, сыграл важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893-1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности - в 3 раза. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения, - к 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км, за 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км.

К началу XX в. отрасли группы "А" (производство средств производства) давали по стоимости около 40% всей продукции.

Развитие отдельных промышленных районов было неравномерным.

Исключительно быстро росла горная и горнозаводская промышленность юга России. За 1890-1899 гг. доля юга в общей добыче железной руды увеличилась с 21,6 до 57,2%, в выплавке чугуна - с 24,3 до 51,8%, в производстве железа и стали - с 17,8 до 44%. Другую картину представляла промышленность Урала: ее доля в металлургическом производстве снизилась с 67% в 70-х годах до 28% в 1900 г.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы XIX в. процесса , когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.).

Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков с промышленностью.

Бурные темпы промышленного подъема 90-х годов во многом стали возможны благодаря министра финансов С.Ю. Витте. Талантливый финансист и государственный деятель, Сергей Юльевич Витте, возглавив в 1892 г. Министерство финансов, обещал Александру III, не проводя политических реформ, за двадцать лет сделать Россию одной из ведущих промышленно-развитых стран. Для этого он широко использовал традиционные методы государственного вмешательства в экономику: был усилен протекционизм, в 1894 г. введена винная монополия, значительно увеличившая государственный доход. Важным мероприятием его финансовой политики стала денежная 1897 г. Затем была осуществлена реформа торгово-промышленного налогообложения, с 1898 г. стал взиматься промысловый налог.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию, но здесь его действие сказалось несравненно сильнее, чем в какой-либо другой стране. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время вплоть до 1909 г. промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

В период кризиса 1900-1903 гг. было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которых работало 112 тыс. рабочих.

Гибель множества мелких и средних предприятий стимулировала появление в начале 900-х годов монополистических объединений.

Кризис 1900-1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в "финансовой " пошатнувшихся предприятий.

На рубеже XIX-XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.).

Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, дававшее 88% валового сбора зерна и около 50% товарного, причем зажиточное крестьянство, составлявшее 1/6 всех дворов, давало 38% валового сбора и 34% товарного хлеба.

Среди крупнейших мировых держав только США и Россия имели возможность ведения экстенсивного земледелия и животноводства благодаря наличию свободных земель.

Таким образом, особенность исторического развития России заключалась в огромном, все более увеличивающемся разрыве между бурно развивающейся промышленностью и сельским хозяйством, развитие которого тормозили пережитки крепостного права.

Мировое экономическое развитие

Темпы и факторы экономического роста. Экономическое развитие Германии в 90-е годы характеризовалось невысокими темпами роста. Среднегодовой прирост ВВП за 1991- 1999 гг. составил 1,5%, что чуть ниже среднего показателя по ЕС, но выше, чем в Японии. В 1993 г. произошел циклический спад производства в стране - на 1,1% ВВП. Он в основном затронул обрабатывающую промышленность, которая затем практически не увеличила производство.

Невысокие темпы роста валового продукта вызваны структурной хозяйства восточных земель, сдвигами в условиях производства, как в национальном хозяйстве, так и в . В общем плане причина этого явления кроется в недостаточной адаптации германских компаний к изменениям спроса на внутреннем и внешнем рынках.

Относительно низкой была динамика капиталовложений в оборудование. В хозяйстве отмечалось некоторое снижение нормы капиталовложений с 23,4% в 1991 г до 21,8% в 1998 г. По темпам прироста вложений в основной капитал ФРГ уступала всем странам ЕС и особенно США - в три раза.

Важную роль в поддержании экономического роста играет развитие . Германия несколько отстает от США и Японии по доле этих расходов в ВВП, которая в 1997 г. составила 2,3%, а в США - 2,8%, в Японии - 2,9%. В абсолютном выражении ассигнования на НИОКР в Японии в два раза, а в США вчетверо превосходят германские. Около 70% всего объема НИОКР выполняется в крупнейших компаниях, обладающих мощным научно-исследовательским и финансовым потенциалом.

Германские фирмы ассигнуют на НИОКР большую долю своих средств, чем их конкуренты в ЕС (1,8% ВВП). Они владеют большим числом патентов, чем остальные страны ЕС и лишь незначительно уступают по этому показателю японским и американским компаниям. Однако в развитии научно-исследовательских работ германские фирмы с опозданием осознали важность разработки новейших базисных технологий. Большинство из них ориентировалось, скорее, на внедрение современных технологий, чем на освоение новых видов продукции. Эффективность ассигнований на науку и технику сдерживалась их концентрацией на аэрокосмической области, где германским компаниям трудно добиться осязаемых результатов в конкурентной борьбе с американскими гигантами.

Развитие производства, НИОКР обеспечивалось достаточно организованной и квалифицированной рабочей силой. Устойчиво рос удельный вес квалифицированных кадров в промышленности. Доля профессионально подготовленных работников составляет 60% (1982 г. - 54%). В 90-е годы уровень охвата подростков средним образованием снизился и находится на более низком уровне, чем в других ведущих странах - 87%.

ФРГ выделяется среди развитых стран уровнем развития «экономики знания». Это достигнуто в основном за счет секторов сферы услуг с высокой квалификацией рабочей силы, но по доле производства высокотехнологических отраслей она уступает всем ведущим странам, за исключением Италии.

Высокий уровень «экономики знания» обеспечивал высокие темпы роста , которые превышали темпы ЕС и всех развитых стран в целом. ФРГ превосходит ряд ведущих промышленных стран в уровне производительности труда, за исключением США и Японии, уступая им примерно на 20 и 8% в обрабатывающей промышленности. Только в производстве химических товаров и металлов он равен американскому.

Экономическое развитие ФРГ сдерживалось высоким уровнем . Ее среднегодовой уровень повысился с 7,3% в 80-е до 8,2% в 90-е годы (4 млн. человек в начале 2001 г.). Это несколько ниже показателей ЕС, но значительно выше уровня США.

Основные направления экономической политики. Экономическая политика была направлена на решение ряда расходящихся целей - включение восточных земель в систему западного хозяйствования, подготовка к созданию валютного союза ЕС, обеспечение конкурентоспособности страны на международных рынках.

Проблемы первой задачи были недооценены. Социальная и техническая реконструкция восточно-германского хозяйства потребовала перевода крупных средств, которые в 1990-1995 гг. достигали 4-5% валового продукта западных земель. Она проходила при повышении уровня оплаты рабочей силы для предотвращения ее перемещения на запад, что привело к увеличению . Это явилось одной из причин потери традиционных рынков в Восточной Европе.

Для стимулирования экономического роста и увеличения капиталовложений были проведены изменения в налогообложении; снижены прямые налоги на компании, повышена граница личного подоходного налога. Большой разрыв между подоходным налогом и налогом на прибыли корпораций может увеличивать стремление компаний поддерживать уровень прибыльности и увеличить неприбыльные инвестиции.

Произошло сокращение предпринимательской функции государства, но оно не привело к значительному снижению доли правительственных расходов в ВВП. в восточных районах осуществлялась на льготных условиях (налоговые скидки, государственные субсидии, низкопроцентные займы). Напряженность государственных финансов сопровождалось возрастанием давления на . В 90-е годы по уровню государственных расходов среди ведущих западных стран только Франция превосходила ФРГ. Рост государственных расходов сопровождается дефицитом бюджета, достигающим 3,5-4,0% ВВП. Инфляционные процессы находятся под контролем, а учетные ставки - на достаточно низком уровне, ниже, чем в ЕС в целом.

Одним из направлений экономической политики было сдерживание роста государственного долга. В связи с дефицитностью бюджета государственный долг вырос с 44% ВВП до 61% в конце истекшего столетия, несколько превысив контрольный уровень ЕС. Это вызвало повышение выплат процентов, которые достигли 4% ВВП. Выплаты процентов стали третьей статьей правительственных расходов после социальных и военных. Уменьшение роста государственного долга достигалось сдерживанием социальных расходов, а также повышением доходов, в частности за счет приватизации ряда государственных компаний.

Кредитно-денежная политика была направлена на устранение растущей инфляции и поддержание экономического роста, но нередко в ущерб решению других проблем, например безработицы, которая превышала 4 млн. человек.

В последние годы одним из основных направлений экономической политики стало сдерживание расходов на рабочую силу и с целью уменьшения доли труда в единице готовой продукции. Международная конкурентоспособность германских товаров ослабла вследствие различий в темпах роста издержек на рабочую силу и производительность труда. По величине издержек на рабочую силу (почасовая оплата и дополнительные выплаты) ФРГ занимает первое место среди ведущих 15 мира.

Структурные изменения. Современный этап НТР, переход к новому типу воспроизводства привели к структурным изменениям. В воспроизводстве ВВП снизилась доля материального производства, и прежде всего сельского хозяйства и промышленности, и возросла доля услуг.

Значительные изменения произошли в структуре промышленности. Сократился удельный вес традиционных отраслей - черной металлургии, общего машиностроения, судостроения, текстильной и швейной промышленности. Одновременно резко возросла доля авиакосмической промышленности, конторского оборудования и аппаратуры по обработке данных, электротехнического оборудования, а также автомобилестроения.

Машиностроение занимает ведущее положение в структуре промышленного производства. На него приходится около 50% занятых в сфере промышленного производства. В структуре выпуска центр тяжести стал перемещаться от производства традиционной продукции в область научно-технических производств. Ведущее место занимают автомобильная промышленность, общее машиностроение и электротехническая. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке. Германии по отдельным видам производства обрабатывающей промышленности принадлежат ведущие места в мире. По производству станков она занимает второе место. В основных группах отраслей она занимает третье место.

Сельское хозяйство. В отличие от промышленности сельскохозяйственное производство ФРГ по валовому объему уступает Франции и Италии. По интенсивности и продуктивности ее сельское хозяйство превышает средний уровень для стран ЕС, но уступает таким странам, как Нидерланды, Бельгия, Франция, Дания. Германия занимает ведущее место по степени насыщенности парком основных сельскохозяйственных машин и одно из ведущих мест по использованию химикатов.

Относительно низкий уровень интенсификации производства связан с социально- экономической структурой сельского хозяйства. Значительная часть сельскохозяйственных земель сдается в аренду. В полной собственности производителей находится около 22% сельскохозяйственных угодий. В отличие от ряда других стран преобладающей формой аренды является парцельная аренда, когда берутся дополнительно к собственной земле отдельные участки (парцеллы). Субъектами подобной аренды выступают мелкие и средние производители. По уровню концентрации земельного фонда ФРГ уступает Британии, Люксембургу, Дании, Франции, Ирландии. Средний размер хозяйства составляет примерно 17 га. Свыше 54% хозяйств имеют площадь сельскохозяйственных угодий менее 10 га и только 5,5% - свыше 50 га. Причем мелкие и средние хозяйства, как правило, разбиты на несколько участков.

Внедрение научно-технических достижений в производство, которое в первую очередь происходит в крупных хозяйствах, ведет к росту производительности труда и вытеснению мелкого крестьянского хозяйства. Примерно половина хозяйств не обеспечивает своим предпринимателям необходимого дохода, основную часть его они получают в промышленности и в других отраслях экономики. По уровню доходности сельское хозяйство ФРГ уступает целому ряду стран ЕС.

Аграрная политика федерального правительства направлена на изменение социально- экономической структуры хозяйства. В ее рамках важное значение отводится мерам по устранению чересполосицы, на что выделяется до 1/5 части средств, ассигнованных на осуществление правительственных аграрных программ. Важную роль играют также меры социального характера и стимулирование капиталовложений. Государственная помощь в области инвестиций предоставляется конкурентоспособным хозяйствам.

Высоким уровнем развития, широтой охвата и многообразием форм характеризуется сельскохозяйственная кооперация, которая распространяется практически на всех производителей. Через нее осуществляются кредитование хозяйств, снабжение их средствами производства, заготовка и переработка продукции. Наиболее высок удельный вес в сбыте молока (80%), зерна (50%), овощей (40%), вина (30%). Производственное кооперирование развито слабее. Государство оказывает финансовую помощь .

Повышение агрокультуры, структурные изменения способствовали росту производства многих видов продукции (пшеницы, ячменя, кукурузы, сахарной свеклы, мяса птицы, молока). Отечественное производство обеспечивает свыше 4/5 потребностей страны в продовольствии, в том числе более чем на 100% в пшенице, сахаре, говядине, сыре, сливочном масле.

Кредитные рынки. По величине Германия значительно уступает США и другим ведущим странам. Значительная часть сделок с активами, выраженными в немецких марках, совершалась с Лондоне и Люксембурге. Отставание германского финансового центра Франкфурта от Нью-Йорка и Лондона вызывалось большей степенью регулирования, налогообложения ряда операций, меньшей ролью институциональных инвесторов. Создание экономического союза в Европе выдвигает задачу укрепления конкурентных позиций германских банков и рынков капитала.

Региональные разрывы. Экономическое развитие отягощалось резкими территориальными диспропорциями. Различия в уровнях экономического развития и хозяйств ГДР и ФРГ нашли отражение в разной направленности роста двух частей. По уровню производства на душу населения Восточные земли в 2,2 раза уступают Западным. Адаптация хозяйства восточных земель к условиям западных привела к сокращению в них промышленного производства до 1/3 прежнего уровня. Важное влияние на это оказало резкое сокращение торговых связей с республиками СНГ - 47% экспорта и 40% импорта ГДР было непосредственно связано с СССР.

Структурная перестройка, приспособление восточногерманского хозяйства к новым условиям воспроизводства в мировой экономике вызвали резкий рост безработицы. В Восточной Германии уровень безработицы превышает 17%.

Факторы экономического развития

Факторы экономического роста могут действовать как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

К факторам предложения относят:

Количество и качество природных ресурсов;
количество и качество ;
объем основного капитала;
уровень технологии (научно- технический прогресс).

Все эти факторы уже рассматривались нами при изучении теории производства. Там мы к ним подходили с точки зрения их оптимального сочетания на уровне отдельного производства. В факторы рассматриваются как ресурсы экономического роста. Анализ факторов дает возможность понять, за счет чего осуществляется развитие в конкретном историческом периоде времени.

К числу важнейших факторов роста относится и общества, изменение которого проявляется через уровень совокупных расходов.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены, поэтому определить долю каждого довольно трудно.

Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный рост происходит за счет привлечения дополнительных при их неизменном качественном и техническом уровне.

Интенсивный рост - это такой рост, при котором увеличение производимых благ происходит за счет более эффективного использования имеющихся факторов, либо применения более производительных факторов.

Понятно, что определяющим ресурсом интенсивного роста является научно- технический прогресс.

История не знает примеров чисто экстенсивного или чисто интенсивного роста. Обычно имеет место преимущественно экстенсивный или интенсивный рост. Это зависит от удельного веса прироста производства за счет качественных, либо количественных факторов.

Экстенсивный рост ограничен в каждый данный момент времени наличием производственных ресурсов. Экстенсивное развитие возможно только при наличии свободных ресурсов. Интенсивный рост позволяет преодолеть ограниченность ресурсов. Но нельзя забывать, что технический прогресс сам по себе тоже требует больших затрат.

Процесс экономического роста хорошо отражает кривая производственных возможностей. Увеличение объема ресурсов либо повышение их качества за счет НТП приводит к смещению кривой производственных возможностей. При этом если движение кривой за счет количественных факторов ограничено, то сдвиг ее за счет НТП практически не имеет границ.

Технический прогресс, который означает новые возможности комбинации уже имеющихся производственных ресурсов с целью увеличения конечного выпуска продукции, тесно взаимосвязан с такими ресурсами, как инвестиции и производительность труда. Инвестиции в новые машины и оборудование и являются реальным воплощением технического прогресса. Но с другой стороны, решающим фактором роста производительности живого труда является увеличение его фонд вооружённости.

Следует отметить, что к качественным факторам необходимо отнести не только технический прогресс, но и изменение организационно - , поскольку именно от них зависит, будет ли у производителей стимул к внедрению нововведений в производство.

Разработка теории экономического роста на Западе связана созданием конкретных моделей экономического роста.

Показатели экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем.

Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:

Общий объем реального ВВП;
ВВП/ВНП на душу населения;
отраслевая структура экономики;
производство основных видов продукции на душу населения;
уровень и качество жизни населения;
показатели .

Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Например, ВВП на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности (см. гл. 38), в Люксембурге составляет около 38 тыс. долл., что в 84 раза превосходит ВВП на душу населения в самой бедной стране - Эфиопии и даже выше, чем в США, хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России в 1998 г. ВВП на душу населения по последним оценкам составил 6,7 тыс. долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения достаточно высокий, однако он не соответствует современной отраслевой структуре экономики (низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора; высокая доля вторичного сектора, прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры). Отраслевая структура экономики России характерна скорее для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс (показатель) человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, (объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности). В 1995 г. этот индекс в России составил 10,767, что близко к среднемировому значению. В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых - был близок к 0,2.

Экономическая эффективность характеризуется, прежде всего, производительностью труда, производства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы ВВП. В России эти показатели в 90-х гг. ухудшились.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

Стратегия экономического развития

В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной , многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, стимулирования трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ.

Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить трехкратное увеличение , необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики.

Так, в 2004 г. валовые национальные сбережения составили 32, 5% ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений - 21, 6%. Около 1/4, налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде, размер которого к концу 2007 г. достигнет 13% ВВП. Из приведенных данных следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях лишь наполовину. К этому нужно добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долл. Кроме того, из-за нелегального оттока капитала российская экономика ежегодно теряет более 50 млрд. долл. потенциальных инвестиций. Нереализованными остаются возможности ремонетизации российской экономики, которые оцениваются ТПП в 155 - 310 млрд. долл.

Таким образом, имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал используется едва ли на 1/3, более половины аккумулированных сбережений лежит без движения и вывозится за границу. С учетом вывезенного за рубеж капитала (объем которого, по компетентным оценкам, составляет более 600 млрд. долл.) выведенные из российской экономики инвестиционные ресурсы в несколько раз превышают нынешний годовой объем инвестиций. Это означает, что решение задачи трехкратного повышения инвестиционной активности вполне реально, - разумеется, при правильной экономической политике, ориентированной на решение следующих задач.

В технологической области стоит задача создания производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания на основе уже накопленного научно-промышленного потенциала конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, стимулирования быстрого распространения технологий современного технологического уклада, защиты внутреннего рынка и поощрения экспорта перспективной отечественной продукции. Одновременно должны быть обеспечены условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание подготовки кадров требуемой квалификации, создание информационной инфраструктуры, а также системы защиты интеллектуальной собственности.

В институциональной области необходимо сформировать хозяйственный механизм, который способствовал бы перераспределению ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы нового технологического уклада, модернизации экономики, повышению ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий.

Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления производством в течение всего жизненного цикла продукции.

Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма.

Особенности экономического развития

Общая характеристика. Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от второго до 44-го места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам страны Союза делятся на несколько групп.

Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны - ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.

Назад | |

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

  1. Преодоление кризиса 1998 года и улучшение уровня рынка нефти.
  2. Эффективные реформы российского правительства.

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

В экономическом развитии России легко можно найти сходства с системами других стран: природа, цель и содержание. Советская финансовая система, которую использует российское правительство, ныне считается наиболее мощным механизмом, который накапливает капитал и отделяет труд от собственности.

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

  • изменения общественного сознания;
  • смена традиций и привычек;
  • развитие производства и дохода;
  • изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

  1. Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
  2. Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
  3. Защита экономической свободы граждан.

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Из-за того, что процесс экономического развития общества сложный и многоплановый, уровень экономики измеряют через экономический рост и его данные, а конкретнее - через изменение объемов производства.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

ВВП/НД – это те самые ведущие значения в определении уровня развития экономики. Например, НД с точки зрения покупательной способности в небольшой европейской стране Люксембург составляет более 51 тысячи долларов. Для сравнения, в США этот показатель составляет 36 тысяч. Хотя очевидно, что экономический потенциал первой и второй страны несравним. В России НД составляет почти 8 тысяч долларов, а это указывает на то, что страна не дотягивает до развитых, но почетно может занять место в развивающейся группе.

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития. Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Развитие экономических систем прошло три этапа. Прежде чем мы их рассмотрим, следует обратить внимание на само понятие. Экономические системы – это синоним экономической структуре общества. В своем роде это совокупность некоторых элементов, которые связаны между собой и представляют некую целостность.

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения. При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента. В некоторых ситуациях этот вариант не просто желателен и эффективен, а и является необходимым методом управления.

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.

Типология и классификация стран

Выделить среди существующего многообразия «похожие» страны можно при помощи Типология">типологии и (или) Классификация">классификации , основанной на показателях уровня развития и качества жизни. Классификации составляются обычно по одному показателю.

В то время как при типологии (выделении типов стран) учитываются:

  • особенности экономики (рыночная, переходная);
  • размер территории (предопределяет разнообразие полезных ископаемых, особенности освоения и заселения);
  • численность населения (как фактор трудовых ресурсов, экономически активного населения, емкость рынка потребительских товаров и услуг);
  • структура и объемы Валовой национальный доход">валового национального дохода ;
  • уровень и Качество жизни населения">качество жизни ;
  • место страны в Международное разделение труда">международном разделении труда ;
  • Территориальная структура народного хозяйства">территориальная структура хозяйства .
Для того чтобы выявить различия в уровне развития, используются три группы статистических показателей - экономические, демографические и показатели качества жизни . При этом под термином «развитие» понимается процесс улучшения условий и качества жизни людей через распространение знаний и технологий.

Экономические показатели

Как правило, разница между этими показателями невелика, но есть страны, где она значительна. К ним относятся, например, нефтяные монархии Персидского залива, в которых на производстве работают выходцы из бедных стран - Пакистана, Египта, оффшорные страны и территории - Панама, Сингапур и др.

В разных странах мира используются различные методы подсчета этих показателей, поэтому данные национальной и международной статистики редко совпадают. В конце ХХ в. для удобства сравнения многие страны унифицировали методы подсчета валового внутреннего продукта по системам национальных счетов, разработанных экспертами Всемирного банка.

Кроме того, каждая страна формирует статистические показатели в своей денежной единице. Однако для сравнения стран должны быть сопоставимые показатели.

Как сравнить объем ВНД в британских фунтах стерлингов и монгольских тугриках? Решение этого вопроса было найдено: в международной статистике данные приводятся в едином измерении - долларах США (или международных долларах).

Тогда возникает другой вопрос: как пересчитать национальную валюту в международные доллары? Существует два основных способа: расчет по среднегодовым валютным (обменным) курсам или по Паритет покупательной способности">паритету покупательной способности валют . Если в стране высокий уровень инфляции (роста цен), то пересчеты национального дохода по обменным курсам резко искажают реальную картину. Поэтому и эти данные, в зависимости от методики подсчета, значительно отличаются друг от друга.

Валовой национальный доход (ВНД) - это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год. Конечного, т. е. покупаемого для непосредственного использования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки и переработки. ВНД - наилучший и доступный индикатор здоровья экономики и качества жизни населения. При подсчете ВНД исключаются непроизводительные сделки: финансовые и продажа подержанных товаров. К финансовым сделкам относятся:

  • государственные трансфертные платежи - выплаты по социальному страхованию, пособия безработным, пенсии;
  • частные трансфертные платежи - ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, разовые дары от богатых родственников;
  • сделки с ценными бумагами - купля продажа акций и облигаций.
ВНД определяется либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо путем сложения всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.

Валовой национальный доход, скорректированный с учетом инфляции (повышения цен) или дефляции (снижения цен) - это реальный ВНД , скорректированный, выраженный в долларах по неизменному курсу.

Отраслевая структура экономики - это соотношение «первичного», «вторичного» и «третичного» секторов, она определяется структурой ВНД или структурой занятости экономически активного населения.

В более развитых странах в структуре ВНД и в структуре занятости преобладает сфера услуг, а в менее развитых - сельское хозяйство и сфера услуг или добывающая промышленность. Высокая доля занятых в сельском хозяйстве указывает на то, что значительная часть населения производит продовольствие только для собственного потребления. Напротив, низкая доля занятых в сельском хозяйстве указывает на его высокую эффективность - небольшое число фермеров удовлетворяют потребности остального общества; или страна не производит продовольствие вообще, а закупает его, продавая нефть или высокотехнологичные продукты. В более развитых странах наблюдается тенденция роста рабочих мест в третичном секторе экономики и снижение занятости в промышленности.

Динамика ВВП за ряд лет дает представление о темпах экономического роста.

Демографические показатели">Демографические показатели . Эти показатели четко отражают уровень развития страны. К ним относятся:

  • средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни мужчин и женщин;
  • Коэффициент рождаемости">коэффициенты рождаемости и Коэффициент смертности">смертности , коэффициент младенческой смертности;
  • темпы прироста населения;
  • доля Экономически активное население">экономически активного населения .

Чем выше уровень социально экономического развития страны, тем дольше живут люди, меньше коэффициенты рождаемости и смертности. Напротив, для менее развитых стран характерна низкая продолжительность жизни, высокие коэффициенты рождаемости и смертности.

Показатели качества жизни . Для оценки уровня развития страны можно использовать показатели качества жизни. К этой группе относятся показатели, характеризующие состояние личной безопасности, природной среды, уровень потребления товаров и услуг:

  • количество пациентов на одного врача;
  • уровень грамотности - доля грамотных среди населения старше 15 лет, которые могут читать, писать и понимать краткие тексты;
  • количество автомобилей на 1000 человек;
  • потребление энергии на душу населения;
  • доля населения, имеющего доступ к чистой воде;
  • доля расходов на здравоохранение (образование) в ВВП;
  • число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел.;
  • доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог.

В последнее время все чаще используется интегральный показатель - индекс развития человеческого потенциала . Он рассчитывается как среднее арифметическое от суммы трех показателей:

1) физического состояния людей и средней ожидаемой продолжительности жизни;

2) духовного и интеллектуального развития людей (уровня образования);

3) материальной обеспеченности людей - реальных доходов на душу населения.

В более развитых странах этот индекс приближается к 1, минимальный показатель - около 0,2.

Показатели уровня и качества жизни взаимосвязаны между собой. Очевидно, что если в стране высокий ВНД на душу населения, то с высокой степенью достоверности можно сказать, что будут «хорошие» показатели по продолжительности жизни (высокая), по смертности (низкая), качеству жизни. И наоборот, низкие показатели дохода всегда свидетельствуют о низком качестве жизни.