Меню
Бесплатно
Главная  /  Денежные переводы  /  Развитые страны. Самые развитые страны мира: описание, рейтинг и интересные факты

Развитые страны. Самые развитые страны мира: описание, рейтинг и интересные факты

Оценка развития стран различными международными организациями

Статистический отдел Организации Объединенных Наций, однако, не жестких правил деления для стран на «развитые» и «развивающиеся». Эти определения служат лишь для большего удобства при сборе и обработке статистических данных и не несут оценки общего исторического развития страны или региона.

ООН разработал Индекс развития человеческого потенциала – систему, включающую в себя сразу несколько основополагающих показателей для оценки развития страны. А именно: уровень (валовой национальный доход, доход на душу населения и другие экономические показатели), уровень грамотности населения, уровень образования и образованности, средняя продолжительность жизни в стране.

Кроме ООН оценкой развития стран занимается МВФ (Международный валютный фонд). Его критериями оценки развития страны или региона являются: доход на душу населения, расширенный ассортимент экспорта, уровень объединения с мировой финансовой системой. Если львиная доля экспорта приходится на одно наименование продукта – например, то эта уже не может получить первые места в рейтинге МВФ.

Всемирный банк, созданный специально для финансовой помощи и поддержки развивающимся , делит все на 4 категории по уровню доходов с валовым национальным доходом на душу населения. Измерения проводятся в долларах США.

Развивающиеся страны

Сегодня к развивающимся странам относятся такие гиганты, как быстроразвивающиеся страны БРИК - Бразилия, Россия, Индия и Китай. А также страны Азии, Африки и Латинской Америки, Африки.

Среди них есть своя классификация.
Новые индустриальные страны. Они имеют более 7% в год рост ВВП за счет дешевой рабсилы и удачного географического расположения, модернизации и использования новых технологий. К этому классу относятся следующие страны: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия, Филиппины, юг Китая.

С недавнего времени Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань вместе с Кипром, Мальтой и Словенией стали рассматривать, как «развитые страны».

Нефтедобывающие страны. ВВП на душу населения этих стран равен ВВП развитых стран. Но односторонняя не позволяет причислить их к развитым странам.

Наименее развитые страны. Они имеют устаревшую концепцию экономического развития, низкий ВВП, невысокую , высокую смертность. К таким странам относится большинство стран Африки, Океании и Латинской Америки.

Страны с переходной экономикой

Постсоциалистический лагерь стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Югославия), а также страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония), трудно отнести как к развитым, так и к развивающимся странам. Для них и еще нескольких других употребляется термин «страны с переходной экономикой».

Кофи Аннан, бывший с 1997 по 2006 год Генеральным секретарем ООН, определил развитую страну как страну, дающую возможность своим гражданам жить и наслаждаться жизнью в безопасной окружающей среде. Соответственно, для развивающихся стран и их жителей картина выглядит несколько иначе.

Оценка развития стран различными международными организациямиСтатистический отдел Организации Объединенных Наций, однако, не установил жестких правил деления для стран на «развитые» и «развивающиеся». Эти определения служат лишь для большего удобства при сборе и обработке статистических данных и не несут оценки общего исторического развития страны или региона. ООН разработал Индекс развития человеческого потенциала – систему, включающую в себя сразу несколько основополагающих показателей для оценки развития страны. А именно: уровень жизни (валовой национальный доход, доход на душу населения и другие экономические показатели), уровень грамотности населения, уровень образования и образованности, средняя продолжительность жизни в стране.Кроме ООН оценкой развития стран занимается МВФ (Международный валютный фонд). Его критериями оценки развития страны или региона являются: доход на душу населения, расширенный ассортимент экспорта, уровень объединения с мировой финансовой системой. Если львиная доля экспорта приходится на одно наименование продукта – например, нефть, то эта страна уже не может получить первые места в рейтинге МВФ. Всемирный банк, созданный специально для финансовой помощи и поддержки развивающимся странам, делит все государства на 4 категории по уровню доходов с валовым национальным доходом на душу населения. Измерения проводятся в долларах США. Развивающиеся страныСегодня к развивающимся странам относятся такие гиганты, как быстроразвивающиеся страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай. А также страны Азии, Африки и Латинской Америки, Африки.Среди них есть своя классификация.
Новые индустриальные страны. Они имеют более 7% в год рост ВВП за счет дешевой рабсилы и удачного географического расположения, модернизации экономики и использования новых технологий. К этому классу относятся следующие страны: Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия, Филиппины, юг Китая.С недавнего времени Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань вместе с Кипром, Мальтой и Словенией стали рассматривать, как «развитые страны».Нефтедобывающие страны. ВВП на душу населения этих стран равен ВВП развитых стран. Но односторонняя экономика не позволяет причислить их к развитым странам.Наименее развитые страны. Они имеют устаревшую концепцию экономического развития, низкий ВВП, невысокую грамотность, высокую смертность. К таким странам относится большинство стран Африки, Океании и Латинской Америки. Страны с переходной экономикойПостсоциалистический лагерь стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Югославия), а также страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония), трудно отнести как к развитым, так и к развивающимся странам. Для них и еще нескольких других государств употребляется термин «страны с переходной экономикой».

По уровню развития страны Азии очень разные. В этом регионе находится Япония — вторая (после США) по экономическому потенциалу страна мира. В государстве хорошо развиты все отрасли хозяйства, но лидируют высокотехнологичные машиностроение и металлообработка, производство электроники, автомобиле-и судостроение, химическая промышленность. По доле затрат на науку Япония занимает ведущее место среди развитых стран. А по количеству научных работников преобладает ФРГ, Великобританию, Францию вместе взятые.

К беднейших стран планеты относятся Непал, Бутан, Афганистан, Камбоджа

Особое место в Азии занимают Индия и Китай. Эти великаны имеют в последние десятилетия одни из самых высоких уровней экономического развития, а по объемам валового внутреннего продукта входят в группу мировых лидеров. И хотя по объемам ВВП в расчете на душу населения они еще значительно отстают от развитых государств, достижение этих стран в последние годы является впечатляющими.

Страны третьего мира - кто в списке и почему

Значительное развитие здесь также приобретают высокотехнологичные отрасли, а Китай, кроме того, имеет собственную пилотируемую космическую программу, является мировым лидером по добыче угля и железной руды, выплавки стали, производству телевизоров и тому подобное.

Значительных успехов в последнее время достигли так называемые азиатские тигры (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Сянган (бывший Гонконг), а также Малайзия

Эти некогда отсталые страны благодаря удачной модернизаций собственных экономик сегодня на мировой рынок современные автомобили, бытовую электронику, одежду и другую высококачественную продукцию.

Отдельной группой выделяются страны Персидского залива. На этот регион вместе с Россией приходится львиная доля разведанных запасов нефти и газа. Именно привлечение инвестиций в нефте-газовую промышленность позволило некоторым из стран Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Катар) по уровню жизни приблизиться к наиболее развитых государств

Большую роль в хозяйстве большинства стран Азии играет сельское хозяйство. Через огромные размеры Азии и разнообразие природно-климатических условий здесь сформировалась пестрая структура сельскохозяйственного производства: от оленеводства и лесного промысла на севере до выращивания экзотических тропических культур на юге

Впрочем, за большой плотность населения, значительные горные массивы и пустыни в Азии очень остро стоит проблема нехватки пригодных для сельскохозяйственного использования угодий. К тому же в сельском хозяйстве стран региона очень слабо используются достижения аграрной науки и современная техника. Производство здесь ведется в основном архаичными методами и поэтому эффективность его невысока. Следовательно, ряд стран региона периодически сталкивается с проблемой обеспечения собственного населения продовольствием

Экономико-географическая типология стран современного мира

Страница 2

Развивающиеся страны можно разделить на шесть подгрупп.

Первую подгруппу образуют ключевые страны – Индия, Бразилия и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира. Эти три страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах.

Во вторую подгруппу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Америке.

К третьей подгруппе можно отнести новые индустриальные страны (НИС), специализирующиеся в ряде трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности. В 80-х и 90-х гг. XX в. они добились такого скачка, что получили прозвище «азиатских тигров». В «первый эшелон» таких стран вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань и Гонконг. Ко «второму эшелону» обычно относят Малайзию, Таиланд, Индонезию.

Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны. Благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает от 10 до 20 тыс. долларов. Это прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), а также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.

В пятую, самую большую, подгруппу входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке. К этой подгруппе можно отнести государства концессионного развития капитализма, разбогатевшие на развитии туризма (Ямайка, Богамы и др.).

Шестую подгруппу образуют примерно 40 стран (с общим населением 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам. В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год. К этой подгруппе относя такие страны как Бангладеш, Непал, Афганистан, Мали, Эфиопия, Гаити и др.

Включение в данную двухчленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы и страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые, и страны, занимающие промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Такое же противоречивое положение занимает и Китай, который имеет свои особенности, как в политическом строе, так и в социально-экономическом развитии.

Страницы: 12

Читайте также:

Природные условия и ресурсы
Страна расположена в пределах раздробленной Китайской докембрийской платформы и более молодых участков. В составе с этим восточная часть в основном низменная, и заповедная возвышенная и гористая. С разнообразными тектоническими структурами связаны различные месторождения полезных ископаемых. По обе …

Главные понятия классического ландшафтоведения: ландшафтная оболочка, природный территориальный комплекс, ландшафт
Что же представляет собой наука, именуемая ландшафтоведением? Каковы объекты, изучением которых она занимается? В чем специфические свойства ландшафтных объектов? Какое пространство и какое время следует считать ландшафтным? Ответы на эти принципиальные вопросы не так просты.

Развивающиеся страны

Они могут быть достато …

Административное положение объекта
Калинингра́д (до 4 июля 1946 года - Кёнигсберг) - город в России, административный центр Калининградской области. Самый западный областной центр страны. Расположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив. Население 420,2 тыс. человек (2010 г.). Крупный транспортный узел (железные и ш …

Развивающиеся государства на современном этапе

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран - членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.

Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско- Тихоокеанского региона — АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-«драконов» Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии — все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР — все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).

Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они — экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.

В течение последнего десятилетия развивающиеся рынки стали основным двигателем роста мировой экономики. По данным банка HSBC, 19 стран с развивающейся экономикой к 2050 г. войдут в число 30 крупнейших экономик, а их удельный вес в мировой экономике превысит тот, который сегодня имеют страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Развивающиеся рынки уже сегодня составляют 40% мирового ВНП, отвлекая на себя 37% мировых иностранных инвестиций.

В 2011 г. их рост в отличие от стагнирующих стран ОЭСР уверенно продолжался. Китай обошел Японию и занял положение второй экономики мира. Объем прямых иностранные инвестиций в Индии составил рекордную сумму в 80 млрд. долларов США. Бразильская Petrobras стала одной из крупнейших в мире нефтяной компанией, получив в прошлом году в ходе размещение акций на рынке рекордную сумму в 67 млрд. долларов США.

Все большее количество транснациональных компаний приходят на эти рынки в связи с ростом благосостояния населения. В Азии представители среднего класса уже составляют 60% в общем населении (1,9 млрд. человек). Китай в 2010 г. стал основным рынком по продаже автомашин, а самым богатым человека мира — мексиканец. Быстрый экономический рост происходит в условиях слабого дефицита, низкого уровня долга и контролируемой инфляции.

Но есть и другая, более притягательная сторона, привлекающая компании из стран ОЭСР в страны с развивающимися экономиками: взрывная инновационность. Во-первых, страны с развивающимися экономиками уже превосходят другие страны по показателям развития в секторах с высокой добавленной стоимостью и применением высоких технологий, во-вторых, компании из стран ОЭСР во все больших масштабах осуществляют реимпорт инноваций из стран с развивающейся экономикой.

По данным ООН, в этих странах действуют порядка 21,5 тыс. крупных транснациональных компаний. Некоторые из них, как например, мексиканская цементная компания Cernex, индийская аутсорсинговая компания Infosys, китайский производитель элементов питания BYD уже стали лидерами в своих секторах. Основным поставщиком на мировом рынке телекоммуникационных средств стал Китай, где компания Huawei заняла один ряд с шведской Ericsson. В 2008 г.

Развитые страны

эта компания зарегистрировала больше патентов, чем любая другая компания в мире, а в 2009 г. заняла второе место, уступив японской Panasonic.

В области телекоммуникаций в настоящее время в десятке ведущих мировых компаний половину составляют компании из стран с развивающимися экономиками.

Бразильская Embraer сделала скачок в производстве самолетов, применив бизнес-модель, разработанную другими. Индийская Tata продает автомобили на 75% дешевле своих европейских конкурентов. Стоимость разработки медицинского оборудования в китайской Mindray на 10% дешевле, чем у европейский компаний. Предлагаемые кенийской Safaricom мобильные банковские услуги, равно как и индийские аутсорсинговые компании TCS и Wipr существенно меняют положение на рынке.

Даже цифровой мир не остался за пределами влияния стран с развивающимися экономиками. Facebook мог бы быть латиноамериканским, поскольку одним из его создателей является бразилец. По своей рыночной капитализации (45 млрд. долларов США в 2011 г.) китайская интернет-компания Tencent Holdings является третьей в мире. Акционером компании является транснациональная южно-африканская компания Naspers. Обе компании вкладывают средства в стартапы, но не в США, а на других развивающихся рынках. В 2000 г. они вложили 700 млн. долларов США в российскую Mail.ru. Российская компания Digital Sky Technologies, которой принадлежит Mail.ru, участвует в финансировании таких стартапов в США, как Facebook, Zynga и Groupon.

Все эти транснациональные компании из развивающихся стран демонстрируют не только взрывной инновационный характер, но и высокую расчетливость, что делает их крайне опасными конкурентами. И они быстро набирают силы: в 2010 г., по данным американской Booz & Company, южнокорейская Samsung вошла в десятку ведущих мировых компаний по показателям инвестиций в НИОКР. Израиль создал 4 тысячи стартаповских компаний, став вторым в мире по числу котируемых на бирже NASDAQ компаний.

Как результат, в транснациональных компаниях стран ОЭСР заметна тенденция снижения расходов на НИОК. В странах с развивающимися экономиками ими уже открыто порядка 100 научно-исследовательских центров, в основном в Китае и Индии. Научно-исследовательский центр компании GE в Индии является крупнейшим в мире. Компания Cisco вложила миллиард долларов США в создании еще одного. Крупнейший исследовательский центр Microsoft за пределами США расположен в Пекине. Количество сотрудников IBM в Индии превышает их количество в США, а 12% из 30 тысяч исследовательского персонала немецкой Siemens работает в Азии.

С тем, чтобы понять с какой быстротой происходит изменение мирового баланса сил, достаточно сказать, что в 1990 г. более 95% НИОКР осуществлялось в развитых странах, а через десять лет эта доля снизилась до 76%. В настоящее время в странах с развивающимися экономиками сосредоточено около 40% общего числа исследователей в мире. По данным ЮНЕСКО, Китай, который в настоящее время тратит более 100 млрд. долларов США (2,5% ВВП) на НИОКР по количеству исследователей в ближайшее время превзойдет США и Европу.

В предстоящее десятилетие страны с развивающимися экономиками будут претендовать не только на львиную долю мирового роста, но и станут источником масштабного внедрения экономически выгодных инноваций. К 2020 г. в географии инновационной среды, так же как и в благосостоянии народов, произойдет существенное изменение баланса сил.

11. Постсоциалистические государства: основные особенности социально-экономического развития. Страны-члены ЕС. Страны, не входящие в ЕС.

Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны. Ранее все они были странами социалистического лагеря. Система стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной собственности и частной инициативы, относительная сбалансированность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и радикального вариантов, преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и растянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах региона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг. составляли в среднем 3-5 %.

По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднеразвитым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии - 11,9 тыс. долл., Словакии - 8,7 тыс. долл., Венгрии - 7,8 тыс. долл., Польше - 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-членами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албанией, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное существование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак-симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенденции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производству оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где отсутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составляет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине - более 2 тыс. долл.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет.

Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уровень развития производительных сил, слаборазвитая промышленность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облегчая переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.

Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономическая реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране со-храняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех прочих стран с переходной экономикой, удалось избежать трансформационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продукте составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России.

Вьетнам по-прежнему является страной с центрально планируемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свободным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода - не более 100 долл.

II. Составляющие переходного процесса

Главные составляющие переходного процесса были определены сравнительно рано. Ими являются:

Либерализация. Процесс освобождения большинства цен, чтобы они определялись свободными рынками, и снижения торговых барьеров, которые прерывали связь со структурой цен в странах с рыночной экономикой во всем мире.

Макроэкономическая стабилизация. В первую очередь, это такой процесс, с помощью которого - после первоначального резкого повышения уровня инфляции вслед за либерализацией и высвобождением подавленного спроса - инфляция берется под контроль и с течением времени снижается. Эта работа требует дисциплинированного отношения к государственному бюджету и росту денежной массы и кредитов (то есть дисциплины в проведении бюджетной и денежно-кредитной политики), а также достижения устойчивого платежного баланса.

Реорганизация и приватизация. Процесс создания жизнеспособного финансового сектора и реформирования предприятий в этих странах, чтобы они могли производить товары, которые можно было бы продавать на свободных рынках, и передачи их в частную собственность.

Правовая и институциональная реформа. Эти реформы нужны для переориентирования роли государства в этих странах, установления правопорядка и проведения в жизнь соответствующей политики поддержки конкуренции.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г.

объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о ЕС (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Страны-члены ЕС (27)

Австрия, Испания, Португалия, Бельгия, Италия, Румыния, Болгария, Республика Кипр, Словакия, Великобритания, Латвия, Словения, Венгрия, Литва, Финляндия

Германия, Люксембург, Франция, Греция, Мальта, Чехия, Дания, Нидерланды, Швеция, Ирландия, Польша, Эстония

Преференции развивающимся и наименее развитым странам.

В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в рамках таможенного союза применяется Единая система тарифных преференций.

Статьей 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. предусмотрено применение ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ в отношении ввозимых на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза товаров, одновременно удовлетворяющих следующим условиям:

    данные товары происходят из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза;

    данные товары включены в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза предоставляются тарифные преференции.

Кроме того, этой же статьей предусмотрено применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, которые:

    происходят из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза;

    включены в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза предоставляются тарифные преференции.

Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (включает 102 государства), Перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (включает в себя 49 стран Африки и Азии), а также Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 (приведены в приложениях 2, 3 и 4 соответственно).

Вышеуказанные тарифные преференции предоставляются при одновременном соблюдении следующих правил:

    — правила непосредственной закупки. По Правилам определения страны происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций между правительствами стран — участниц СНГ от 12.04.1996 товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;

    — правила прямой отгрузки. Прямой отгрузкой (поставкой) считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны (территории), на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные пре-ференци^без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в т.ч. при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Этому правилу соответствуют также товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

    — товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;

    — товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

    — товары ввозятся в страну, предоставившую тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были поставлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

В удостоверение происхождения товаров из развивающейся страны, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А».

Тарифный преференциальный режим не распространяется на товары, происходящие из развивающейся страны, которая не предоставила наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товара.

  1. Страна происхождения товаров, понятие и принципы

    Реферат >> Таможенная система

    … содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран . В новом законодательстве изменился перечень стран , которым предоставляются преференции с целью защиты …

  2. Роль тарифных преференций в таможенно-тарифном регулировании ВЭД

    Курсовая работа >> Таможенная система

    … под национальную систему преференций (это развивающиеся и наименее развитые страны ). В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, используется …

  3. Какие страны относятся к развивающимся

    во взаимной торговле товарами с третьими странами

    Доклад >> Таможенная система

    наименее развитых стран -пользователей единой системой тарифных преференций ТС — включены в перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран

  4. Анализ современного состояния и перспектив развития таможенно-тарифной политики РФ

    Курсовая работа >> Таможенная система

    … система тарифных преференций , бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны . К товарам, происходящим из развивающихся стран , применяются …

  5. Определение страны происхождения товаров из стран , которым Республика Беларусь (государства-участники …

    Доклад >> Остальные работы

    … из развивающихся и наименее развитых стран применяются правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран , утвержденные … А, принятую в рамках общей системы преференций . В установлении происхождения небольших партий …

Хочу больше похожих работ…

Развитие Китая в последнюю четверть ХХ в. и начало ХХI в. стало самым успешным периодом в истории и одним из самых успешных периодов в почти пятитысячелетней истории страны. Поэтому Китай развивающаяся или развитая страна актуальный вопрос.

Весь мир знает про экономическое чудо Китая.

Историческая задача страны

На протяжении жизни всего одного поколения страна смогла решить извечную проблему «тепла и сытости» и превратиться из развивающейся в развитую по мнению многих. Эти успехи особенно ярко выглядят на фоне кровопролитных гражданских войн начала ХХ в., длительной войны сопротивления японской агрессии, расточительных экспериментов 1950-х годов и трагедии «культурной революции».

Историческая задача, которая встала перед Китаем в середине XIX в., была настолько масштабна и сложна, что ее решение не могло быть простым и быстрым. Главную трудность представляла инерция непрерывной тысячелетней истории, неподъемным грузом, лежавшая на пути перемен.

Революции и войны, чередовавшиеся на протяжении большей части ХХ в., не смогли сломать старые институты и одновременно внести конструктивный вклад в строительство и развитие Китая .

Продвижение вперед сопровождалось неминуемым откатом назад, а стремительные рывки вели к разрушению не только достигнутого на предыдущем этапе, но и самого фундамента государства, ставя его на грань хаоса и распада. Поиск форм совмещения этих задач был главной целью всех китайских политиков и революционеров.

Проблемы Китая заключалась не только в том, чтобы найти баланс старого и нового, традиционного и современного, революций и реформ, но и в том, чтобы точно определить точку не возврата, после которой движение вспять, к исторической традиции не станет неминуемым возвращением в прошлое, чреватое гибелью древнейшей цивилизации, так и не нашедшей своего места в современном мире.

На протяжении большей части прошлого века страна балансировала на грани жизни и смерти, прочерченной сначала последствиями длительной изоляции от внешнего мира и современности, а затем все более энергичными попытками преодолеть этот разрыв, безжалостно разрушавшими основы цивилизации.

Поиск пути развития

Однако поиском своего пути в современность не исчерпывались стратегические цели китайского государства. Развитие Китая было предопределено тем, что на протяжении тысячелетий страна мыслила себя исключительно в категориях превосходства и выступавшего в качестве неоспоримого лидера в восточноазиатской ойкумене. Ей была неприемлема роль второго плана даже на увеличившейся до размеров всей планеты международной арене.

Возвращение в мировую историю и восстановление своего места в первом ряду мировых держав было еще одним вызовом, не менее важным, чем вызов современности. В мироощущении китайцев утрата своей лидирующей роли была тождественна потере цивилизационной идентичности и смысла бытия.

Не только государственные чиновники и военные, политическая и культурная элита, но и все китайское общество было убеждено, что развитие Китая может быть связано только с великой мировой державой и никакой другой.

Желание войти в современность и утвердиться в ней в качестве одного из лидеров проходило через всю китайскую историю ХХ в., определяя характер и степень интенсивности всех внутренних процессов.
Именно поэтому путь, который предлагало капиталистическое развитие, закреплявшее за Китаем строго определенное место в сложившейся мировой экономической и политической иерархии, отвергался подавляющим большинством китайских политиков и интеллектуалов.

Проблемы Китая

В стремлении компенсировать социально-экономическую отсталость своей страны первые китайские революционеры в начале ХХ в. Решали проблемы Китая введя в качестве неотъемлемой и критически важной части политической жизни передовую общественную мысль, возложив на нее функции по поиску стратегических ориентиров развития, до этого определяемых конфуцианскими представлениями и нормами.

Народная революция 1949 г. на долгие годы закрепила идеократический характер китайского государства, который вскоре был абсолютизирован, идеологические догмы вновь задушили живую практику и потребности экономического развития. Утвердившись в своем превосходстве в области идей, проблемы Китая в годы «культурной революции» были в изоляции от внешнего мира.

Развитие Китая

Развитие Китая в последние десятилетия неразрывно связано с реформами, начавшимися после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.). Однако предшествующий реформам период и в социально-экономическом, и в историческом плане не был безвозвратно потерянным временем. Несмотря на политические ошибки руководства, страна в целом развивалась поступательно, демонстрируя достаточно высокие, хотя и неустойчивые темпы роста, медленно, но неуклонно росло благосостояние населения, развивались промышленность, сельское хозяйство, армия, наука и техника.

Развивалась добыча редкоземельных металлов которую другие страны из-за высокой трудоемкости не производили.

«Культурная революция» с точки зрения политической и общественной жизни была трагедией, но с точки зрения большого исторического цикла стала событием, окончательно преодолевшим социокультурную инерцию и столкнувшим страну с пути эволюционной инерционности, гибельной для его интеграции в современный мир.

Однако уничтожение старой культуры вело не только к устранению препятствий для развития Китая, но и к ликвидации фундаментальных ценностей и элементарного порядка, а главное, не приближало к достижению главной цели – возрождению страны в качестве мировой державы.
Выйти из цикла революций и реформ и перейти к новому историческому этапу было не просто, прежде всего, потому, что созданная в КНР социально-политическая модель держалась на личном авторитете основателей новой китайской государственности.

Только уход с политической сцены поколения революционных войн мог положить начало новой стратегии развития. Но кто и как мог мобилизовать общество на проведение нового курса было не ясно, не ясно было и что из старого опыта преобразований страна возьмет в следующий этап. Решающая роль в начинавшемся процессе перемен оказалась у идеологии, только модернизировав которую, можно было начинать постепенные преобразования в других областях.

Новая политическая ситуация в стране

Уход из жизни в 1976 г. Чжоу Эньлая и Мао Цзэдуна создало принципиально новую политическую ситуацию. Бессменный лидер партии и государства, на протяжении четверти века определявший развитие страны, оставил после себя преемника, который не располагал ни авторитетом, ни эффективными рычагами влияния на партию, армию и общество и был вынужден искать компромисс с ведущими политическими силами.

Новому руководству досталось большое, хотя и плохо организованное наследство.

В конце 1976 г. КНР представляла собой крупную мировую державу с территорией 9,563 млн. кв. км (3-е место в мире), населением 930,985 млн. человек (1-е место), объемом ВВП 151,6277 млрд. долл. (9-е место), составлявшим 2,37% от мирового ВВП, обладавшую ядерным оружием и высоким международным статусом постоянного члена СБ ООН.

Прошедшие с образования КНР годы принесли определенные успехи в экономическом строительстве, темпы роста составляли в среднем 6,5% в год. Развитие Китая шло неравномерно, с большими непроизводительными затратами, структура народного хозяйства оставалась несбалансированной, некоторые отрасли отставали от передового мирового уровня на десятки лет, сотни миллионов человек жили в бедности, на грани выживания.
Несмотря на существующие проблемы Китая, исходя из оценки его потенциала, в целом выглядели многообещающе, однако опыт развития, особенно последнего десятилетия, делал в высшей степени проблематичным быстрый и успешный поиск их решения.

Будущее Китая всецело зависело от исхода политической борьбы и способности нового руководства решить острые социально-экономические проблемы.

  • В первую очередь необходимо было вытеснить из общественной жизни идеологическую схоластику, заменить идеологические догмы ясными, ориентированными на практический результат целями, сделать эксперимент и практику главными критериями нового этапа развития.
  • Помимо этого для развития Китая необходимо было найти и мобилизовать внутренние ресурсы, без которых задача возрождения выглядела неосуществимой. Кроме дешевой рабочей силы других существенных ресурсов для модернизации в Китае не было, но и она в китайских условиях того времени воспринималась скорее как недостаток, оказывая давление избыточного населения на слабую экономическую основу.

В 1980 г. китайская печать отмечала, что по объему ВВП Китай уступает США в 11,2 раза, а СССР в 7,5 раза, и еще больше по уровню национального дохода на душу населения.

Выбор стратегии модернизации

Решающая роль в выборе стратегии модернизации на том этапе оказалась у внешнего мира, который по-прежнему был далеко впереди.
Начало последней четверти ХХ в. с 1975 года не предвещало глобальных изменений. Мир вступил в эпоху военного паритета двух сверхдержав, соревнование между которыми усилиями политиков и логикой исторического развития смещалось в область экономики.

Позиции СССР и США в мире казались прочными и незыблемыми, что предопределило высокую степень стабильности и предсказуемости международных отношений. В эту, в целом упорядоченную картину мира не вписывалась КНР, которая в силу своих размеров, военно-политического и экономического потенциала могла стать одним из ведущих мировых игроков, и только внутренние проблемы Китая препятствовали его активным внешнеполитическим шагам. В то время как мир устремился к новым высотам научно-технического и экономического роста, идеологическая доктрина КНР по-прежнему описывала его в понятиях классовой борьбы, противостояния и революционного переустройства, а «экономика» была бранным словом.

Острый идеологический конфликт с СССР подталкивал Китай к установлению партнерских отношений с США, готовых разыгрывать китайскую геополитическую карту в своих интересах.

Невзирая на идеологические ограничения и в результате тяжелой внутренней борьбы в руководстве, Китай, в конце концов, пошел на расширение контактов и установление сотрудничества с Западом сначала в военной, а затем и в экономической сфере, и постепенно начал выходить из самоизоляции.

Курс на мировой рынок

Переориентация на мировой рынок, сначала через создание ориентированных на экспорт производств и специальных экономических зон (СЭЗ), позволила Китаю реализовать свои конкурентные преимущества – соединить дешевую рабочую силу с природными ресурсами и передовыми технологиями внешнего мира. Поэтому вопрос Китай развивающаяся или развитая страна — больше относится к развитой. Хотя международный валютный фонд (МВФ) относит Китай и Индию к развивающимся.

Важными факторами роста стали, установившаяся политическая стабильность и ограничение рождаемости, сократившее демографическую нагрузку на экономику. Открывшись внешнему миру, Китай вернулся в мировую историю, став частью общемировых тенденций развитой страны.

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.


Развивающиеся страны
, или страны третьего мира - это большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и другие). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.

Третья группа , наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тысячи долларов). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию - страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения - около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

Пятая группа - наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии - 120 долларов), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

краткое содержание других презентаций

«Тест «Политическая карта мира»» - Индия, Китай, Израиль, ЮАР. В состав ключевых стран входит. Численность населения. Полуостровным государством является. К новым индустриальным странам относится. Политическая карта мира. Наибольшее количество развивающихся стран. США. Высокий уровень. Объединения стран в одно государство. Островным государством является. Разъединения страны. Самое большое по площади государство Земли. Больше всего «горячих точек» вы найдете на карте.

«Новая политическая карта мира» - Показатель ВВП на душу. Сегодня в мире более 230 стран. Географическое положение стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Микрогосударства. Политическая карта. ВВП на душу населения. Развивающиеся страны. Основные направления современного этапа. ИЧР 2004г. Типология по национальному составу. Изменения на ПК. Содержание темы. Основные этапы формирования политической карты мира.

«Международные отношения на политической карте» - Региональные конфликты. Политическая география. Афганистан. Важнейшие глобальные проблемы современности. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные конфликты и проблема терроризма. ООН. Концепция «ядерной зимы». НАТО. Геополитика. Конфликты в современном мире. Проблема мира и разоружения. Политико-географическое положение. Характеристика ПГП. Федерации в современном мире.

«Современная политическая карта» - Страны Латинской Америки. Типология стран. Нефтедобывающие страны. Наименее развитые страны Африки. Ключевые страны. Наименее развитые страны Азии. Новые индустриальные страны. Многообразие стран современного мира. Большая семёрка. Современная политическая карта мира. Нефтеэкспортирующие страны. Страны Восточной Европы. Страны отстающие в своём развитии. Страны Западной Европы. Наименее развитые страны Латинской Америки.

«Мировая политическая карта» - Государственный строй стран мира. Эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений. Страны с переходной экономикой. Формирование политической карты мира. Монархия. Возникновение и крушение первых государств. Возникновение крупных феодальных государств. Валовой внутренний продукт. Возникновение мировой социалистической системы. Развивающиеся страны. Политическая карта мира. Республика. Группировка стран по признакам.

«Страны политической карты мира» - Страны -гиганты. Государства. Новый период. Крупные страны Азии. Страны – гиганты. Этапы формирования политической карты мира. Крупные страны Африки. Древний период. Практическая работа. Полуостровные страны. Вопросы для повторения. Средневековый период. Крупные страны Европы. Политическая карта мира. Знания учащихся. Государства на карте мира. Приморские страны. Островные страны. Сухопутные страны.