Меню
Бесплатно
Главная  /  Банки  /  Квартал, который мы потеряли. Модерн промышленной революции

Квартал, который мы потеряли. Модерн промышленной революции

"Самым неблагополучным кварталом Петербурга" в свое время окрестили улицы Шкапина и Розенштейна . Аварийные дома, обрушение зданий, смертельная экологическая обстановка, пожары, бунты бомжей... И вот, наконец, долгожданное решение городских властей: снести все эти дома и полностью реконструировать квартал. Администрации Адмиралтейского района до 2 октября поручено завершить расселение жилых домов.

По словам начальника жилищного отдела Адмиралтейского района Дианы Чапуриной, из 1082 семей, которые оказались "подвергнуты" расселению, на данный момент осталось 23 семьи, до сих пор не переехавших. В райжилотделе уверяют, что новое жилье предоставляется в соответствии с нормативами, что большинство граждан только довольны - из жуткого "гетто" люди попадают в благоустроенные квартиры, пусть даже не столь близкие к центру, как прежние. Если учесть, что на Шкапина было множество коммуналок и никакие риэлтеры никогда не смогли бы их расселить (кто будет покупать в этой местности квартиры, хоть десять "евроремонтов" в них сделай?), то, пожалуй, для многих это действительно так.

Тем не менее до сих пор идут судебные процессы - люди хотят большего, чем им предлагает власть. "Аппетиты" граждан психологически, пожалуй, вполне объяснимы - в течение многих лет они жили в неблагоприятном районе, обзавелись кучей болячек, по улицам боялись ходить ночью... Ведь еще в 1968 году Лен-горисполком принял первое решение о расселении улицы Шкапина в связи с неблагополучной санитарной обстановкой - результатом деятельности ныне почившего в бозе "Красного треугольника".

Стоимость одной лишь рекультивации земли здесь, согласно оценкам специалистов, составляет почти 2 млн долларов за гектар. Нет сомнения: не случись обрушений и необходимости что-то экстренно решать - людям никто и никогда не заплатил бы ни копейки компенсации за погубленное здоровье, за здоровье детей, которые вынуждены были гулять на здешних чудовищных детских площадках. Так что же удивительного, если от своего сомнительного "счастья" люди хотят получить как можно больше?

Несмотря на то что еще в сентябре прошлого года губернатор Валентина Матвиенко посоветовала жилищному комитету "не миндальничать" с отказниками, они упираются по сей день. Собственники жилья требуют доплат, исходя из рыночной стоимости квартир, требуют компенсаций за переезд (ведь, по известной поговорке, это половина пожара). Те же, чья площадь является неприватизированной, упираются просто так - и судятся. Доказывают, к примеру, что квартиры нужно давать не на одну, а на три семьи, и т. д. Впрочем, Диана Чапурина убеждена, что все разрешится к общему удовольствию.

Но наличествует еще и такой момент. Есть распоряжения администрации Адмиралтейского района о предоставлении ряду граждан из "нехорошего места" квартир в других районах - в Кировском (пр. Народного Ополчения, 167/21) и Красногвардейском (ул. Осипенко, 4, корпус 1). Вот тут-то и обозначилась проблема.

Заселиться в эти дома оказалось невозможно, потому что они не переведены на постоянное электроснабжение и не приняты на баланс районными жилищными агентствами. И понятно, что люди, в последние годы прожившие на улице Шкапина порой без электричества и воды, не хотят вселяться в дома (пусть даже новые), в которых нет постоянного электроснабжения - потом можно долго его дожидаться... Когда эта проблема будет решена, начальник отдела строительства Красногвардейского района Андрей Галахов ответить затруднился.

Возможно, что расселение - действительно вопрос нескольких дней. Возможно - опять затянется, ведь в свое время глава жилищного комитета Юнис Лукманов уже объявлял торжественно, что ВСЕ жильцы со Шкапина переедут в новые дома с января по март 2006 года. Летом же со ссылкой на официальных лиц по телеканалам прошли репортажи о ЕДИНСТВЕННОЙ нерасселенной квартире на Шкапина...

Тем временем печально знаменитая бывшая Везенбергская (так улица Шкапина называлась прежде, а построены здесь были дома для работников "Треугольника") неожиданно ухитрилась стать не просто отравленной аварийной территорией, но и своего рода фактом петербургского культурного пространства. Этому немало способствовали нашумевшие съемки фильма о бомбежках Берлина.

В молодежных кругах стало модным совершать вылазки на знаменитую улицу, фотографировать руины, парадные, дворы, промзону "Красного треугольника". В ходе этих вылазок ребята обнаруживали удивительные вещи - то подпольный цех по сортировке цветных металлов, то разоренный музей того же "Красного треугольника".

Вот зарисовка молодой писательницы Марии Ряховской: "Мы доехали до улицы Шкапина. Район Балтийского вокзала. Заброшенные дома. Идешь поздно вечером, поднимаешь голову и смотришь на десятки окон вверх. Пустые квартиры. В них ветер. Вдруг раскроется дверь, и с плачем, хохотом и воем вывалится пьяная компания. Кинут бутылкой в окно, оно выплюнет брызги стекол. Скроются так же внезапно, как и появились. Банда Азазелло! Странно, в этих покинутых домах не отключали электричество и воду.

А еще на этой дикой улице Шкапина был один черный дом, с подтеками, оставшимися от пожара, с вынутыми внутренностями. Только четыре стены, как после бомбежки в сорок втором году. Куда девалось остальное? Может, прилетел инопланетный корабль с краном, снял крышу, вынул квартиры с населением и улетел, сыпля огненными искрами? Такие дома я видела в кино, когда показывали разрушенную немцами Варшаву".

К слову, помимо расселения жилых домов в повестке дня - еще не до конца решенный вопрос нежилого фонда, "частников", многочисленных магазинчиков, кафешек (кстати, были среди них и вполне приличные) и прочих предприятий малого бизнеса.

Так или иначе, с карты города это закопченное пятно скоро будет стерто. А что будет дальше? Бизнес-центры? Офисы? Престижная деловая зона в непосредственной близости от знаменитой "Балтийской жемчужины"?..

Автору этих строк вспоминается один знакомый художник. Он писал здесь пейзажи - но необычные. Освобождал мысленным взором здешнее пространство от хлама, грязи и копоти, оставлял линии и плоскости - брандмауэры, кирпичные строения, решетки оград - и вписывал в них плющ, арки, каменные вазы с декоративными кустарниками, скамеечки, фонтанчики и флюгеры, стоянки для велосипедов.

Получались удивительные картины, напоминающие то ли Финляндию, то ли Швецию, - стильное место, куда с удовольствием можно было бы ездить на работу или для того, чтобы поиграть в боулинг. В том числе и бывшим жителям этого квартала - приезжать и радоваться, что бывшая "малая родина" стала чистой и красивой, достойной называться частью городского центра. А не безликой "бизнес-зоной", которых и так сегодня плодится в избытке.

ЖК «Шкапина-Розенштейна» - современный жилой комплекс квартальной застройки в Адмиралтейском районе, строящийся на территории ограниченной ул. Шкапина, ул. Розенштейна и Обводным каналом. Строительство проекта компанией «Главстрой СПб» разбито на 4 очереди. Окончание строительства намечено на 2014 год.

Кроме жилых помещений на территории ЖК «Шкапина-Розенштейна» планируется строительство бизнес-центров класса, А или В, трехзвездочной гостиницы, торговых помещений и паркинга предварительно на 700 машиномест. Площадь застройки составляет 200 тысяч квадратных метров, в реализацию проекта инвестировано около 300 миллионов долларов. Доминантами квартала «Шкапина-Розенштейна» будут 63-метровыми семнадцатиэтажками. Такая высотность не входит в противоречие с законом - участок находится вблизи от более жестко регулируемой зоны центра, но не входит в нее.

Ранее между улицами Шкапина и Розенштейна находился квартал бывших доходных домов, построенных в начале XX века в стиле модерн. Уже в советское время они были признаны аварийными, а в 2005–2007 годах пошли под снос. В том же году данный участок по аукциону достался компании «Главстрой-СПб».

Напомним, что согласно проекту ЖК «Шкапина-Розенштейна», на территории площадью 6,1 га рядом с Обводным каналом должно быть построено 65 тыс. кв. м жилья, 35 тыс. кв. м офисных и торговых площадей, а объем инвестиций оценивается в 8 млрд рублей

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

radio-noizz.livejournal.com

В галерее Art re.FLEX открылась фотовыставка «Городская топология. Шкапина». О том, почему название одной из питерских улиц дано в родительном падеже, и как наш город выглядел непосредственно после блокады, у авторов выставки Натальи Захаровой и Игоря Лебедева разузнала корреспондент «Фонтанки».

Об улице Шкапина петербуржцы начали говорить в 2003-м, когда недалеко от Обводного канала немецкие кинематографисты снимали кино под названием «Бункер». Они сочли, что для съемок разрушенного союзниками Берлина лучшего места, чем современная питерская улица не найти. Да что там немцы, падкие на российскую экзотику! Даже отечественный режиссер Александр Буравский свой телевизионный фильм «Ленинград», посвященный блокаде, снимал здесь неподалеку – на территории завода «Красный треугольник».

Район этот и правда был не из престижных: фотограф Наталья Захарова, чья семья жила на Шкапина в течение пяти поколений, рассказывает, что крыс в их доме можно было встретить даже на седьмом этаже. Крысы были не единственным злом – неблагоприятная экологическая ситуация сочеталась с неблагополучной историей заселения – после революции в этот, тогда еще отдаленный от центра район, выселяли криминальный элемент.

В шестидесятые-восьмидесятые «Шкапуха» считался бандитским районом. И только визит европейских кинематографистов заставил петербуржцев, как высокопоставленных, так и не очень, обратить внимание на это колоритное место. Сразу же после окончания съемок администрация города, недовольная тем, что имидж Петербурга был подпорчен в глазах Европы, взялась за реконструкцию района - улиц Розенштейна, Шкапина и Обводного канала, а фотограф Наталья Захарова принялась фотографировать разрушаемые дома.

До начала расселения Наталии и в голову не приходило фотографировать собственную улицу. Казалось бы – радуйся, что сможешь улучшить свои жилищные условия за счет государства. Ан нет, Наталья почти физически ощущала страх родного дома, который стоял в ожидании разрушения как смертник, приговоренный к казни. Этот страх даже мешал ей спать.

Не знаю, способны ли вещи испытывать какие-то чувства, но зрители при созерцании работ Натальи Захаровой ощущают настоящий ужас. От этих, вполне реалистических фотографий, обработанных в авторской манере, остается ощущение полноценного фильма ужасов, в котором вполне себе одушевленные вещи и дома представляют для человека реальную опасность. И это не имеет отношения к ленинградскому фотоандеграунду, который в семидесятые снимал обшарпанные стены домов и бродящих среди них полупьяных люмпенов. Там фактура не пугала, а навевала ощущение новизны художественного взгляда на мир. А у Захаровой, на акварельно размытых фотографиях дома-призраки разевают рты-подъезды в немом крике и пялятся пустыми глазницами окон. Нечто похожее было, пожалуй, только у Николая Матренина. На снимках совсем нет людей, и только надписи на стенах выдают их былое присутствие. Это взгляд изнутри. Приблизительно так должны выглядеть фотографии, которые сделал бы единственный выживший после глобального катаклизма человек.

По сравнению с ними работы Игоря Лебедева напоминают спокойный взгляд стороннего наблюдателя – какого-нибудь инопланетянина, исследующего наш мир до и после катастрофы. Он фиксирует дома и живущих в них людей, которые, несмотря на грязь, крыс и запах резины, исходящий с завода «Красный треугольник», могут веселиться и заниматься своими мелкими земными делами. Виды разрушенных домов не представляются достойными какого-то особого внимания, просто потому, что и до катастрофы их жизнь не казалась ему чем-то особенным. Не случайно Игорь, снимавший улицу Шкапина по дороге на основную работу, называет свои фотографии сканированием территории. Он даже иногда подшучивал над шкапинскими аборигенами, называя себя работником КУГИ, фотографирующим их дома перед расселением.

Но, несмотря на разницу во взглядах, сходятся фотографы в одном – эти странные петербургские места надо было сохранить. Для Игоря это уникальное культурное пространство, которое следовало бережно модернизировать. А для Натальи – дом родной, который безумно жалко…

СПРАВКА:
Квартал Шкапина-Розенштейна, объявленный городскими властями «депрессивным», будет застраивать компания «Главстрой-СПб». Градостроительный совет Петербурга уже одобрил концепцию, разработанную архитектурным бюро «Земцов, Кодиайнен и партнеры». На сравнительно небольшой территории площадью 5 га планируется разместить 320 тысяч квадратных метров офисных зданий. Архитекторы обещают, что высота новых зданий по внешним фасадам не будет превышать 27 метров, с незначительными вставками до 32 метров. Высота внутриквартальной застройки ограничена архитектором на уровне 42 метров. Доминантой комплекса станет здание, максимально удаленное от Обводного - высота его будет 63 метра.

Инвестиции в проект, по словам менеджера «Главстроя» Сергея Миллера, составят 10 миллиардов рублей (425 миллионов долларов). Строительство должно быть полностью завершено к 2014 году.

Елена Некрасова,
Фонтанка. ру