Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Бюджетный механизм. Бюджетный механизм и его элементы Одним из звеньев бюджетного механизма являются

Бюджетный механизм. Бюджетный механизм и его элементы Одним из звеньев бюджетного механизма являются

1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств.

1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления

Современное государство кроме выполнения своих древних функций (оборонная, управленческая, сохранение внутренней безопасности) выполняет и экономические функции. Современное государство осуществляет государственное регулирование экономики. Вмешательство государства в экономику необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики, так как чисто рыночное распределение доходов не эффективно и по этой причине непроизводственная сфера будет финансироваться по остаточному принципу.

Государство обязано обеспечить здоровую конкуренцию, необходимость развития общественных благ, сдерживать инфляционные процессы, регулировать занятость населения. Не только современный рынок требует вмешательство в экономику, но и решение такой важнейшей проблемы как поддержание социальной сферы, необходимость преодоления социальной несправедливости и неравенства. В любом обществе есть пожилые и престарелые граждане, больные и инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, безработные, и именно демократическое государство берет на себя заботу о таких гражданах и несет значительные постоянно возрастающие социальные расходы. Вмешательство государства в экономику обеспечивается такой универсальной формой как бюджет.

Регулирование экономики происходит при формировании доходов бюджетов и при осуществлении расходов.

Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов коммерческих организаций существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.



В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов. Инициаторами реализации этих проектов могут выступать:

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Коммерческие организации, в том числе иностранные.

Среди инвестиционных проектов претендующих на государственную поддержку ведется отбор по следующим принципам:

1. Инвестиционные проекты должны соответствовать установленным критериям.

2. Обеспечиваются равные условия доступа к процедуре предоставления государственной поддержки.

3. Инвестиционный проект должен быть безубыточным.

4. Должен быть разделен риск государства с частным капиталом.

5. В проекте должны быть сбалансированы государственные интересы и интересы частных участников проекта.

6. Должны соблюдаться условия добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования процессов предоставления государственной поддержки в рамках федерального бюджета был создан федеральный инвестиционный фонд. Его средства идут на финансирование проектов федерального уровня, а с 2008 года было разрешено финансирование из федерального инвестиционного фонда и из региональных бюджетов технических проектов, которые направлены на развитие инфраструктуры субъектов РФ.

Предоставление государственной поддержки из инвестиционного фонда может осуществляться в следующих формах:

1. Софинансирование проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ. (Частный капитал должен предоставить не менее 25% собственных средств от сметной стоимости этого проекта).

3. Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты в размере до 60% предоставленных кредиторами средств не более чем на 5 лет.



Чаще всего инвестиционные проекты в промышленности и строительстве финансируются через федеральные адресные программы . Таким способом финансируется строительство конкретных объектов необходимых для реализации федеральных целевых программ. Через эти же целевые программы выделяются средства для реализации отраслевых программ.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот.

Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами:

1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд.

2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности. (Бюджетные кредиты).

Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур:

а) Разработка технических регламентов по строительству;

б) Осуществление экспертизы проектов;

в) Защита российских предприятий от поставок из-за рубежа морально устаревшего оборудования и материалов;

г) Выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных.

В бюджетах расходы на финансирование инвестиционных программ предусматриваются следующим образом:

1. В федеральном бюджете при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и правительства.

2. В бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости.

При принятии решений о предоставлении таких гарантий учитываются следующие критерии значимости проектов:

Содействие росту производства конкурентоспособной продукции;

Содействие решению социальных проблем в масштабе страны;

Соблюдение экологической безопасности населения.

Анализ, оценку и отбор проектов для предоставления государственных гарантий осуществляют Минфин и Минэкономразвития РФ

Государственная поддержка экономики.


2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств

Организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, которое не является государственным или муниципальным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, при условии предъявления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату данного кредита.

Бюджетный кредит выдают на условиях возмездности и возвратности.

Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, включая акции, иные ценные бумаги, паи, в размере не менее ста процентов предоставленного кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Оценку имущества, предоставленного в обеспечение бюджетного кредита, осуществляют в соответствии с законодательством РФ.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита служит проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом. Последний осуществляет также проверку целевого использования кредита.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указывают цели, на которые может быть предоставлен данный кредит, условия и порядок его выдачи, лимит предоставления в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение установленного порядка кредитования финансовыми органами считается несоблюдением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов, а также плату за пользование ими приравнивают к платежам в бюджет. Данный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным средствам на возвратной основе.

Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об его использовании в органы, исполняющие бюджет. Эти органы ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе их получателей.

Предоставление субсидий юридическим лицам

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 78]

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Заключение концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько уровней бюджетов можно выделить в бюджетной системе Российской Федерации?

2. Каким документом утверждается федеральный бюджет?

3. Для каких целей предназначен бюджет субъектов Российской Федерации?

4. Что такое консолидированный бюджет Российской Федерации?

5. Как учитываются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

6. Какие учреждения называют учреждениями нового типа?

7. Какие условия необходимо соблюсти учреждению для проведения приносящей доход деятельности?

8. Какие расходы финансируются бюджетными средствами?

9. Куда могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности?

10. В чем заключается значение анализа использования бюджетных и внебюджетных средств?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансы и кредит

по дисциплине: «Финансы»

Тема: «Бюджетные механизмы»

Выполнила студентка ИЭиУ

3 курса, группы Б-304

Свиридова Алина Петровна

Проверила доцент:

Медюха Екатерина Валерьевна

Ростов-на-Дону 2014

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА

1.1 Характеристика звеньев и элементов бюджетного механизма

1.2 Проблемы современного бюджетного механизма

2. МЕСТО И РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТАМИ В СУБЪЕКТЕ РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы реферата обусловлена тем, ведущую роль, в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества, играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества. За счет бюджетного механизма создаются и используются бюджетные фонды на основе однонаправленного и безвозмездного движения денежных средств. бюджетный механизм расход финансовый

С 2005 года изменилось отношение к содержанию бюджетного механизма:

Во-первых, переход от затратного планирования к бюджетированию, ориентированному на конечный результат - БОР;

Во-вторых, переход от краткосрочного к среднесрочному планированию в рамках жестких бюджетных ограничений по секторам экономики. Суть этого метода заключается в том, что планируются и исполняются не отдельные виды расходов бюджета, а комплексные целевые программы предоставления бюджетных услуг, за которые ответственны администраторы расходов.

Целью является оптимизация бюджетных расходов, ориентация их на приоритеты государственной политики, повышение эффективности государственного сектора экономики. Сочетание БОР и MTEF позволит повысить качество управления бюджетными средствами и оптимизировать затраты бюджетного сектора.

Инструментами бюджетного механизма являются его основные характеристики: доходы, расходы, дефицит, профицит, дотации, субвенции, субсидии и др. Основой правового обеспечения является Бюджетный кодекс.

Структура данной работы включает следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, приведенных в разделе "Содержание", заключение и список использованных источников. В конце работы идет заключение, которое подводит итог, а так же включает в себя вывод о проделанной работе.

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕХАНИЗМА

1.1 Характеристика звеньев и элементов бюджетного механизма

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений.

Бюджетный механизм основан на следующих принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) принцип сбалансированности;

4) принцип самостоятельности бюджетов;

5) принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

6) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

7) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) принцип прозрачности (открытости);

10) принцип достоверности бюджета;

11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) принцип подведомственности расходов бюджетов;

13) принцип единства кассы.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

2) исполнения бюджета;

3) бюджетного контроля.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в федеральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты;

Местные бюджеты.

Воздействие бюджетного механизма на экономику:

Количественное (определяется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств)

Качественное (связано с влиянием на экономические интересы хозяйствующих субъектов через конкретные виды доходов и расходов бюджета)

Элементы и звенья бюджетного механизма:

Механизм мобилизации средств бюджета -> виды бюджетных доходов

Механизм расходования бюджетных средств -> виды и формы бюджетных расходов

Механизм балансирования бюджета -> источники покрытия дефицита бюджета

Механизм бюджетного перераспределения -> формы финансовой поддержки территорий

Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений.

Можно выделить три звена бюджетного механизма:

1) методы аккумуляции средств в бюджете:

Налоговый (налоги, налоговые платежи);

Неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);

2) методы и формы выделения средств из бюджета:

Бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);

Бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;

3) методы и формы межбюджетных отношений.

В третьем звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

1.2 Проблемы современного бюджетного механизма

Бюджетный механизм, его состав, функции отражают политическую и экономическую ситуацию в государстве, в мире. Если меняется объективная основа бюджетного механизма - государственное устройство и, как следствие, формируется новая бюджетная политика, соответствующая новому государственному устройству, то меняется и бюджетный механизм.

Основные задачи, которые были поставлены при формировании проектов бюджетов на 2014, 2015, 2016 годы для достижения целей бюджетной политики это:

Обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, т. к. прогнозируемые доходы будут сокращаться, необходимо разработать алгоритмы использования различных источников финансирования в случае увеличения бюджетного дефицита. Первостепенно это ресурсное обеспечение государственных программ и оценка рисков бюджетной разбалансированности.

Оптимизировать структуру расходов федерального бюджета в первую очередь это повышение эффективности бюджетных расходов за счёт совершенствования государственных закупок, бюджетной сети, численности государственных служащих.

Развивать программно-целевые методы управления, направленные на эффективность «программных бюджетов».

Изучение данной проблемы позволило нам сформулировать следующее определение бюджетного механизма: «Бюджетный механизм, являясь составной частью финансового механизма, представляет собой комплекс элементов:

1) государственных программ, бюджетного планирования, рычагов, стимулов, санкций;

2) мониторинга, резервов предназначенных для управления бюджетной системой в соответствии с бюджетной политикой государства».

Итак, государство создаёт бюджетный механизм и его элементы для реализации своей бюджетной политики. Воздействие бюджетного механизма на формирование экономики, на решение социальных задач, на исполнение других функций государства огромно. При этом значение и роль бюджетного механизма в современных условиях особенно усиливаются в связи с необходимостью установления чётких межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, основанных на принципе децентрализации.

Бюджетный механизм влияет на пропорции валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, на структуру и объём финансовых ресурсов по территориям страны.

Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъём социальной сферы страны и др.

Через главные бюджетные показатели - доходы и расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы можно определить происходящие в государстве экономические и социальные процессы, определить, насколько эти процессы соответствуют бюджетной политике государства, насколько сама бюджетная политика эффективна и оптимальна, определить взаимосвязь с другими странами в условиях финансовой глобализации.

2. ОСНОВНЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВУ И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Участие России в процессах финансовой глобализации и переход к инновационному типу экономики требуют модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению государственными финансами, так как эффективная и надёжная бюджетная система является важнейшим условием развития экономики. Во многих странах активно проводятся реформы в области государственных финансов, направленные на повышение результативности и прозрачности бюджетной системы, усиление ответственности органов власти за последствия принятия ими управленческих решений. В этом же направлении совершенствуются общественные финансы и в РФ.

В бюджетном Послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 годах сказано, что в 2012 году и в начале 2013 года бюджетная политика была направлена на решение социально-экономических задач, на обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами. Достижения целей бюджетной политики в ближайшие годы призваны повысить качество управления общественными финансами.

РФ вышла в десятку лучших стран по индексу открытости Международного бюджетного партнёрства. Однако проблем ещё достаточно много. Модель постоянного роста бюджетных расходов в настоящее время исчерпала свои возможности. Экономический рост 2000-2008 годов давал возможность увеличивать расходы бюджетов, но в последующие годы устойчивость в первую очередь федерального бюджета несколько снизилась за счёт роста доли нефтегазовых доходов (46,1% в 2013 г.) и увеличения накопившихся социальных обязательств. В этих условиях совершенствование общественных финансов остаётся приоритетным направлением бюджетной политики в РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что государство создаёт бюджетный механизм и его элементы для реализации своей бюджетной политики. Воздействие бюджетного механизма на формирование экономики, на решение социальных задач, на исполнение других функций государства огромно. При этом значение и роль бюджетного механизма в современных условиях особенно усиливаются в связи с необходимостью установления чётких межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, основанных на принципе децентрализации.

Таким образом, бюджетный механизм влияет на пропорции валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, на структуру и объём финансовых ресурсов по территориям страны. Правильно построенный бюджетный механизм может и должен влиять на рост экономики, на создание эффективной системы правопорядка и обороны, на подъём социальной сферы страны и др.

С научной позиции, посвящены многих работы российских учёных-экономистов, в том числе советского периода: Д. А. Алахвердяна, Г. В. Базаровой, С. В. Барулина, П. С. Никольского, М. А. Песселя, В. М. Родионовой, В. К. Сенчагова и др. Их исследования по многим вопросам актуальны и в настоящее время.

Теория бюджетного механизма в современной научной литературе, к
сожалению, рассмотрена недостаточно полно, кроме общих определений понятия бюджетного механизма не исследованы его сущность, состав, место и роль в управлении бюджетной системой.

Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени, исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.В. Романовский, Финансы, М.,Юрайт,20011.

2. М.А.Абрамова, Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2012.

3.Л.А. Дробозина, Финансы и кредит, М., ЮНИТИ, 2013.

4. С.В. Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М.,Экзамен, 2012.

5. А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика, 2012.

6. Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2012.

7. В.М. Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 2012.

8. Е.Н. Евстигнеев, Финансовое право, Спб.,2014.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Уровни бюджетной системы Российской Федерации: федеральный и местный бюджеты. Проблемы бюджетного механизма, понятие бюджетного дефицита и способы его финансирования.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Модели бюджетного устройства. Основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2013

    Понятие межбюджетных отношений и анализ доходов бюджета РФ. Распределение доходов между бюджетами. Основные методы бюджетного регулирования. Налоговые доходы, закрепленные за бюджетами субъектов Российской Федерации. Финансирование бюджетных расходов.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2013

    Теоретические основы бюджетного планирования: принципы и задачи. Формирование и исполнение бюджетов РФ; проблемы эффективности бюджетного механизма, пути их решения. Анализ исполнения бюджета г. Пензы за 2007: оценка качества финансового планирования.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Принципы организации финансов бюджетных учреждений. Проведение анализа и поиск путей совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребназдора по Республике Мордовия.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2013

    Сущность и функции бюджета, его роль в национальной экономической системе. Особенности планирования бюджета на современном этапе. Анализ динамики и структуры доходов и расходов бюджета Украины. Основные направления совершенствования бюджетного механизма.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2013

    Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Характеристика мер, применяемых за нарушение бюджетного законодательства. Нецелевое использование бюджетных средств в строительстве. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Современное состояние территориальных бюджетов России и их место в финансовой системе государства. История развития бюджетного федерализма в стране. Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. Проблемы разграничения расходных и доходных полномочий.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Понятие бюджетного устройства и бюджетной политики. Основное направление механизма бюджетного регулирования в республике Казахстан на современном этапе. Особенности формирования доходных источников местных бюджетов на примере Костанайской области.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Необходимость и принципы бюджетного финансирования. Классификация и состав расходов бюджета на социальные цели. Система предоставления "бесплатных услуг" бюджетными учреждениями. Сущность сметно-бюджетного финансирования и признаки бюджетного учреждения.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики . Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:

· внедрение принципов среднесрочного планирования;

· оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

· обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;

· формирование стабилизационного фонда, повышающего устойчивость бюджетной системы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

4. Основные направления бюджетной политики на перспективу.

На протяжении всего периода реформ, цели, которые ставились перед бюджетной политикой, значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:


реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;

увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

В последующие годы должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

Требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования для финансового положения организаций и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий для развития научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрения результатов такой деятельности необходимо усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.
В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и инвестиций.

6.Бюджетная политика в ходе экономического цикла

Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

При наличии бюджетного дефицита его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Существуют два основных метода: займы у населения или выпуск новых денег. Рассмотрим первый метод: если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, то оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос приводит к росту уровня процентной ставки. Таким образом, правительство будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Второй же метод позволяет избежать выталкивания частных инвестиций. И, следовательно, считается, что создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицита.
При наличии бюджетного профицита его дефляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться. Возможно погашение задолженности государства, но, выкупая свои долговые обязательства, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя инвестиции и потребление. С другой стороны, правительство может просто изъять избыточные суммы. Это означает, что правительство приостанавливает любое их дальнейшее использование. И таким образом, эти средства уже не окажут никакого инфляционного воздействия. Именно поэтому считается, что полное изъятие дефицитного бюджетного излишка более сдерживающая мера, нежели использование этих средств для погашения государственного долга.

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм орга­низации бюджетных отношений, специфических методов мо­билизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осущест­вления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отно­шений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

Механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

Механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

Механизм межбюджетного распределения и перераспреде­ления финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

2) исполнения бюджета;

3) бюджетного контроля.

Каждому из блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляют­ся финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходо­вание бюджетных средств на уровне Федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются для оперативного управления бюджет­ными отношениями и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регио­нах, муниципальных образованиях. Через бюджетные показа­тели можно следить за экономическими и социальными про­цессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как сигналы для принятия оперативных пра­вительственных решений.



На построение бюджетного механизма существенное вли­яние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в феде­ральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты;

Местные бюджеты.

Бюджетный механизм является инструментом осуществ­ления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его по­мощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных на­правлениях финансовой и бюджетной политики на соответ­ствующий период времени, исходя из целей, поставленных хо­дом экономического и социального развития страны.