Меню
Бесплатно
Главная  /  Переводы с мобильного  /  Понятие сущность и принципы бюджетного процесса. Принципы бюджетного процесса - Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Понятие сущность и принципы бюджетного процесса. Принципы бюджетного процесса - Финансовое право (Белоусов Д.С.)

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным кодексом в гл. 5 предусмотрены общие принципы для бюджетной системы в целом.

Это следующие принципы:

  • · единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • · разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • · самостоятельности бюджетов;
  • · полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • · сбалансированности бюджета;
  • · эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • · гласности;
  • · достоверности бюджета;
  • · адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28. БК РФ).

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации. А также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • - право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; (п.1, ст. 31 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
  • - наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;
  • - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • - недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 35 БК РФ в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ).

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

  • - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • - обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. В том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Нет сомнения, что все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпритацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют, закон или решение о бюджете исполняют органы исполнительной власти, рассматривают и утверждают бюджет (и это касается бюджетов всех уровней) органы представительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль над всеми потоками бюджетных средств.

Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью, принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Гласным должно быть и отклонения бюджета. В случае принятия решения об отклонения проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в специальных сборниках в течение года со дня принятия решения об их утверждении.

Важным для бюджетного процесса остается принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению по направлениям деятельности, направлениям расходов.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь ввиду, что бюджетная классификация имеет значение не только для бюджетного процесса, но и лежит в основе норм материального бюджетного права.

Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процес с – это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также по составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

4 стадии бюджетного процесса:

Составление проекта бюджета

Рассмотрение и утверждение бюджета

Исполнение бюджета

Составление и утверждение отчета по исполнению бюджета

Стадии следуют строго последовательно, этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый год работа над бюджетом начинается снова, т.к. ежегодно изменяется объем национального дохода государства и по-разному перераспределяются расходы, однако порядок стадий неизменен. Надо сказать, что именно в бюджетном процессе наиболее наглядно просматривается принцип разграничения полномочий между ветвями власти, и что существует приоритет законодательной власти над исполнительной.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.

Принципы бюджетного процесса

1) Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти.

2) Принцип единства и полноты, который состоит в том, что бюджетная система должна объединять все бюджетные доходы и расходы бюджетов соответствующих уровней.

3) Принцип реальности бюджета - обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уровней, в полном объеме устанавливать на планируемый год все источники и размеры доходов, выявлять возможные резервы и источники накопления, определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.

4) Принцип властности и публичности – выражается в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широкое и всестороннее обсуждение содержания бюджета.

5) Принцип самостоятельности – обладание органами, принимающими бюджеты разных уровней, всей полнотой компетенции, предоставленной законодателем.

6) Принцип специализации бюджетных показателей – конкретизация доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по их целевому направлению.

7) Принцип ежегодности – каждый год в одни и те же сроки с участием одного и того же круга лиц повторяются все стадии бюджетного процесса.



Участники бюджетного процесса

Президент РФ

Высшее должностное лицо субъекта РФ

Глава МО

Представительные органы государственной власти и МСУ

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительно-распорядительные органы МСУ

Федеральное казначейство

Органы государственного или муниципального финансового контроля

Органы управления государственными внебюджетными фондами

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Главные администраторы и администраторы доходов бюджетов

Главные администраторы и администраторы дефицита бюджета

Получатели бюджетных средств

1 стадия бюджетного процесса – составление проекта бюджета

Данная стадия начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала финансового года, на который составляется бюджет. Отправной точкой составления проекта бюджета является Послание Президента Федеральному Собранию РФ, в котором он определяет основные приоритеты социально-экономической политики государства на планируемый период.

Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, которые могут быть рассчитаны на несколько лет (тогда ассигнования по ним включаются в бюджеты последующих лет). Решение о начале работы над составлением проекта принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению бюджета. В определенные законом сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики, рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий период.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению проекта федерального бюджета организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов проектов бюджетов на следующий финансовый год, в т.ч. о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах. Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы – это в натуральном или денежном выражении единые или групповые показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально-бытовыми, культурными и другими услугами.

К 15 июля года, предшествующего соответствующему финансовому году, проект должен быть составлен и передан в соответствующий комитет Государственной Думы (Комитет по бюджету и налогам).

Не позднее 24 часов 1 октября года, предшествующего соответствующему финансовому году, проект бюджета должен быть доставлен в Государственную Думу в электронном и натуральном виде.

2 стадия бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение проекта Государственной Думой

В первом чтении ГД должна рассмотреть проект бюджета в течение 20 дней с момента поступления. Предметом первого чтения является основная концепция бюджета. Особенностью рассмотрения проекта бюджета в первом чтении является то, что только при отклонении проекта в первом чтении ГД может поставить вопрос о доверии Правительству.

Второе чтение – 25 дней с момента принятия в первом. Предметом второго чтения являются расходы бюджета в соответствии с функциональной классификацией. Неофициально второе чтение считается основным, т.к. это единственное чтение, когда законодательная власть может перераспределить денежные потоки по разделам.

Третье чтение – в течение 10 дней с момента принятия во втором. В третьем чтении проект голосуется в целом, поправки не вносятся и конституционной особенностью является то, что в случае принятия проекта ГД в третьем чтении, проект сразу же становится законом до одобрения Советом Федерации и до подписания Президентом. То есть в Совет Федерации поступает уже закон.

В обязательном порядке вторая стадия должна быть завершена до наступления финансового года.

3 стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета

Данная стадия совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти и заключается исполнение бюджета в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и финансировании в полном объеме и в установленные сроки соответствующих расходов бюджета. Исполнение бюджета осуществляется по бюджетной росписи.

В РФ предусмотрено казначейское исполнение бюджета.

Заключение федерального бюджета – это не отчет об исполнении, это закрытие счетов, по которым производится исполнение доходной и расходной части данного бюджета.

В конце финансового года закрываются все счета. Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении начинается с того, что в конце финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

По исполнению бюджета проводится внешняя проверка счетной палатой, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть представлен в ГД не позднее 1 июня года, следующего за отчетом.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в ГД предоставляются следующие документы и материалы:

1) отчет о расходовании резервного фонда Правительства и резервного фонда Президента;

2) отчет Минфина и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

3) отчет о предоставлении государственных гарантий;

4) отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;

5) о доходах, полученных от использования гос имущества;

6) сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

7) сводные отчеты, сметы, доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств

8) реестр федеральной гос собственности

9) отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга;

10) отчет федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

ГД рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 45 дней после получения заключения счетной палаты, при этом заслушиваются доклады руководителя федерального казначейства, министра финансов, генерального прокурора, а также могут быть заслушаны председатели КС, ВАС, ВС, которые могут выступить с анализом дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства в течение года.

В итоге может быть принято решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

Отчет об исполнении федерального бюджета принимается в виде закона и должен быть опубликован в СМИ.

Бюджетный процесс - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс подразделяется на определенные стадии. Срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии, называется бюджетным циклом. В 2008 г. в Российской Федерации завершилось реформирование бюджетного процесса, основным результатом которого стало среднесрочное финансовое планирование бюджетов всех уровней. Задачи совершенствования бюджетного процесса были поставлены Президентом РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2007 году», где в качестве самостоятельного направления выделены вопросы дальнейшего совершенствования бюджетных отношений: «Расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом».

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» отмечено, что «бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений».

В результате перехода от «управления бюджетными расходами» к «управлению бюджетными результатами» бюджет стал формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям органов государственной власти и управления. При их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ.

В целях максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами осуществлено реформирование бюджетного процесса по следующим направлениям:
реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;
выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
совершенствование среднесрочного финансового планирования;
совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Бюджетный процесс основан на новой методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, которая предполагает переход к среднесрочному бюджетному планированию и к системе бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Бюджетный процесс включает текущий финансовый год и плановый период. Текущим называется финансовый год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год п плановый период). Очередной финансовый год - это год, следующий за текущим финансовым годом. Плановый период охватывает два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом. Таким образом, в Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются на трехлетний период.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются и принимаются в режиме «скользящей трехлетки» с процедурой ежегодных изменений. При таком бюджетном планировании субъекты РФ и муниципальные образования получили возможность постепенно перейти к формированию своих финансовых планов на среднесрочную перспективу. С 2009 г. субъекты РФ принимают региональные бюджеты сроком на три года (см., например, Областной закон Ленинградской области от 18.12.2009 № 106-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; Закон Пензенской области от 17.12.2009 № 1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»).

Бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: среднесрочное бюджетное планирование; программно-целевой метод распределения расходов; система контроля оценки результативности бюджетных расходов. Переход к программно-целевым методам среднесрочного бюджетного планирования обеспечивает взаимосвязь между бюджетными расходами и результатами их использования.

Формирование бюджета на трехлетний период дает возможность планирования крупных проектов, выходящих за рамки финансового года, а также позволяет планировать расходы на основе разделения действующих и принимаемых обязательств. В начале трехлетнего планирования определяется расходная часть бюджета исходя из принятых ранее обязательств. По мере продвижения внутри трехлетнего цикла возникающий объем дополнительных средств направляется на финансирование вновь принимаемых обязательств, регламентируемых нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс в России регулируется Конституцией, БК, законами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Минфином России на основе бюджетного законодательства, и другими подзаконными актами.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, свойственные как для бюджетной системы РФ в целом, так и только для бюджетного процесса.

Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:
принцип разграничения бюджетной компетенции междуорганами представительной и исполнительной власти, проистекающий из того, что конституционное и бюджетное законодательство устанавливает следующее распределение компетенции по стадиям бюджетного процесса между ветвями власти: составление и исполнение бюджета отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета-к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;
принцип специализации бюджетных показателей, реализующийся через бюджетную классификацию;
принцип ежегодности бюджета, означающий обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;
принцип гласности в бюджетном процессе, предполагающий широкое обсуждение проекта бюджета представительным органом соответствующего уровня, доведение его до сведения населения, опубликование утвержденного бюджета.

Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из четырех стадий: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадия бюджетного процесса - это совокупность действий органов государственной власти или органов местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса, характеризующаяся внутренним единством и осуществлением определенных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каждого органа.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Перед составлением идет разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России. Непосредственная работа по составлению проектов соответствующих бюджетов проводится Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, и наделяет финансовые органы правом получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от органов государства, органов местного самоуправления и юридических лиц (ст. 172).

Составление проекта бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории, а также на основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Основываясь на принципе утверждения бюджета до начала финансового года, исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов другого уровня необходимые указания по разработке проектов бюджетов.

После представления указанными органами в органы исполнительной власти своих предложений по расчетам о перераспределении доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные:
проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории;
данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из бюджетов одного уровня бюджетам другого уровня, и их целевое назначение;
перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех субъектов РФ.

В процессе подготовки и составления проекта бюджета между органами исполнительной власти разных уровней возможно возникновение разногласий. С целью их преодоления органы исполнительной власти одного уровня могут вносить в органы исполнительной власти другого уровня свои предложения по изменению и уточнению проектируемых последними показателей.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов происходит в представительных органах - Федеральном Собрании РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и выборных органах муниципальных образований. Проект бюджета в названные органы вносится соответствующим органом исполнительной власти в определенный законами (решениями) срок. Одновременно с проектом бюджета законодательному (представительному) органу представляются документы и материалы, определенные ст. 184.2 БК.

До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год законодательный (представительный) орган должен рассмотреть и принять соответствующее решение по законопроектам о внесении изменений в налоговое законодательство.

В случае невступления в силу закона (решения) о бюджете с начала финансового года вводится механизм временного управления бюджетом, который регламентирован ст. 190 БК. В условиях невступления в силу закона (решения) о бюджете до начала финансового года расходование бюджетных средств в целях продолжения финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказания финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ осуществляется в размере не более 1/12 ассигнований предыдущего года в расчете на месяц.

В условиях временного управления бюджетом органу, исполняющему бюджет, запрещается: доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам; предоставлять бюджетные кредиты; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды.

Однако названные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного или муниципального долга, выполнением международных договоров.

Детальная регламентация стадии рассмотрения и утверждения бюджета осуществляется федеральным законодательством только для федерального бюджета. Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу для рассмотрения и утверждения проекта бюджета устанавливаются представительным органом власти или представительным органом местного самоуправления в соответствующем финансово-правовом акте о бюджетном процессе.

3. Исполнение бюджета означает полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных бюджетных расходов. Основная задача стадии исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм, В процессе исполнения бюджета органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также органы местного самоуправления осуществляют корректировку бюджетных назначений, обусловленную подвижностью валютного курса и неравномерностью поступлений доходов в бюджет. На стадии исполнения бюджета осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых соответствующим предприятиям, организациям, учреждениям.

Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной, расходной частей бюджета, а также исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

Непосредственная работа по исполнению соответствующего бюджета проводится Минфином России, его подразделениями и органами, ФНС России, финансовыми отделами исполнительных органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Организация исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов возложена федеральным законодательством на систему органов Федерального казначейства, которое осуществляет кассовое исполнение бюджета. Правомерность названных полномочий Федерального казначейства подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2006 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Согласно гл. 24 «Основы исполнения бюджетов» БК казначейское исполнение бюджета является составной частью (процедурой) стадии исполнения бюджета.

Сущность казначейской системы исполнения бюджетов состоит в том, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования посредством использования казначейской технологии получают реальную возможность осуществлять и контролировать весь цикл оборота бюджетных средств: от зачисления и распределения доходов до составления и проверки отчетности об использовании выделенных из бюджета денежных средств. Процесс казначейского исполнения бюджета состоит из следующих стадий:
регистрация бюджетных поступлений;
доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств;
установление и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
подтверждение органом, исполняющим бюджет, денежных обязательств;
распределение доходов между бюджетами различных уровней;
расходование бюджетных средств.

На основании ст. 215.1 БК органы Федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Аналогичные полномочия закреплены в утвержденном постановленим Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 Положении о Федеральном казначействе, на основании которого Федеральное казначейство осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (п. 5.12); обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов (п. 5.13). Общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального казначейства от 25.08.2005 N- 12н, развивая положения ст. 8 и 215.1 БК, устанавливает, что управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы, если законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления не установлено иное (п. 1.6).

В таком правовом режиме материальные бюджетные права, а также право требования к бюджетному счету сохраняются за соответствующим собственником бюджетных средств в лице уполномоченного органа исполнительной власти. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными субъектами бюджетных правоотношений, статус которых обусловлен тем, что они осуществляют правомочия собственника финансовых ресурсов и выступают в правоотношениях в лице своих органов. Все денежные операции со средствами бюджетов отражаются на счетах, право распоряжения которыми принадлежит органам, исполняющим бюджет. Распоряжение бюджетным счетом выступает неотъемлемым элементом права собственности на региональный или местный бюджет.

Процесс казначейского исполнения бюджета обеспечивает реализацию права Российской Федерации, каждого субъекта РФ и муниципального образования иметь собственный бюджет. Необходимо отметить, что ранее действовавшее бюджетное законодательство (см. Федеральный закон от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и федеральные законы о федеральном бюджете на последующие годы (до 2006 г.)) предусматривало обслуживание органами Федерального казначейства счетов только дотационных субъектов РФ; недотационные субъекты РФ имели право обслуживать бюджетные счета через региональные казначейства. С введением в действие ст. 215.1 БК кассовое обслуживание бюджетов всех субъектов РФ и муниципальных образований осуществляется Федеральным казначейством, что соответствует конституционным принципам равенства субъектов РФ и равенства муниципальных образований.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены ст. 166.1 БК, основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ содержатся в ст. 241.1 БК, а ответственность Федерального казначейства за правильное и своевременное кассовое обслуживание бюджетных счетов установлена п. 3 ст. 167 БК.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России. Полномочия Банка России по обслуживанию счетов бюджетов были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении № 12-П подтвердил соответствие названных положений БК Конституции.

На основании ст. 75 Конституции и конкретизирующих ее положений Закона о Банке России Банк России осуществляет возложенные на него функции, одной из которых является обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами. Данная функция, согласно названному Закону, реализуется посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов (п. 6 ст. 4 Закона о Банке России); Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов (абз. 2 ст. 23 Закона о Банке России); при этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России (абз. 2 ст. 3 Закона о Банке России).

Б названном Постановлении Конституционный Суд РФ обосновал вывод, согласно которому взаимосвязанные положения п. 2 ст. 155 и п. 2 ст. 156 БК не противоречат Конституции, поскольку, по смыслу этих положений и исходя из их места в системе бюджетно-правового регулирования, установленный ими порядок обслуживания счетов бюджетов не нарушает финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований, а также не исключает возможности открывать счета бюджетов в кредитных организациях в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.

Необходимо отметить, что ст. 152 БК, устанавливающая систему органов, участвующих в бюджетном процессе, разрешает субъектам РФ в целях осуществления собственной бюджетной политики создавать финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ; муниципальным образованиям в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета - создавать финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ (ст. 266 БК).

Исполнение бюджета происходит отдельно по доходам и расходам. По доходам бюджет исполняют Минфин России, ФНС России и т.д. По расходам бюджет исполняется участниками бюджетных правоотношений в лице главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе бюджетной росписи, в которой обязательно отражаются все изменения, связанные с исполнением бюджета. На основании закона о бюджете и сводной бюджетной росписи у органа, исполняющего бюджет, возникает обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Бюджетное обязательство имеет определенный лимит - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на срок не более трех месяцев. Утверждается лимит бюджетных обязательств органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утверждаемых главным распорядителем бюджетных средств. До всех распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств доводятся органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия. Лимиты бюджетных обязательств обобщаются в сводный реестр, который представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, образованный законодательным (представительным) органом.

В определенных БК случаях возможно изменение лимитов бюджетных обязательств. Изменения доводятся уполномоченным исполнительным органом, распорядителями бюджетных средств до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее чем за пять дней до начала периода действия измененных лимитов. Бюджетный кодекс запрещает изменять лимиты бюджетных обязательств после истечения половины срока их действия.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается 31 декабря. До названной даты включительно органы Федерального казначейства обязаны оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. С 31 декабря прекращают действовать все лимиты бюджетных обязательств. Все счета, используемые для исполнения бюджетов, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После 25 декабря не допускается принятия бюджетных обязательств. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено органами Федерального казначейства 28 декабря.
После окончания операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в доходах этого бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.

4. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета представляет собой последнюю стадию бюджетного процесса. Бюджетный кодекс устанавливает оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую отчетность об исполнении бюджета. Непосредственная работа по сбору, сведению, составлению и представлению отчетности об исполнении бюджета в представительный орган, соответствующий контрольный орган и Федеральное казначейство осуществляется уполномоченным исполнительным органом на основе единой методологии. Годовой отчет об исполнении бюджета утверждается (или отклоняется) представительным органом. Принятые отчеты по бюджету публикуются в СМИ в течение следующего года в специальных статистических сборниках.

Основан на общеправовых принципах, а также на принципах построения бюджетной системы, первые из которых получили закрепление в Конституции РФ , а вторые – в гл. 5 БК РФ. Среди первых можно назвать принципы демократизма, гуманизма, справедливости и т. д. Перечень принципов, на которых основана бюджетная система РФ, закреплен в ст. 28 БК РФ. К ним относятся следующие 11 принципов:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней;
  • самостоятельность бюджетов ;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономности использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевого характера бюджетных средств;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ , муниципальных образований . Помимо них следует назвать специальные принципы бюджетного процесса:
  • реальность;
  • ежегодность;
  • специализация бюджетных показателей;
  • взаимосвязь формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития.

Соответственно названным принципам законодательство требует, чтобы представленные исполнительными органами проекты бюджетов были подкреплены расчетами о предполагаемых доходах, а при установлении (введении) новых расходов в обязательном порядке прилагались сведения об источниках предполагаемых доходов. Принцип сбалансированности – это соответствие доходов и расходов.

Соответственно принципу гласности бюджет и результаты его исполнения открыто и всесторонне обсуждаются представительными органами, в том числе и в средствах массовой информации. Этот принцип наиболее полно реализуется на стадиях рассмотрения и утверждения бюджета, а также утверждения отчета об исполнении бюджета. Учитывая, что и сам бюджет на текущий финансовый год, и отчет об исполнении бюджета прошедшего года принимаются в форме правовых актов представительных органов государственной власти (органов местного самоуправления), т. е. законов либо решений, они подлежат обязательному опубликованию. Кроме того, если будет принято решение об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчета об его исполнении, причины принятия таких решений также подлежат опубликованию в средствах массовой информации.

БК РФ предусмотрено ежегодное составление и утверждение бюджета. Финансовый (бюджетный) год в РФ составляет 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Кроме того, по прошествии года для завершения операций по обязательствам , принятым в рамках исполнения данного бюджета, предоставляется один льготный месяц. Указанный льготный месяц в совокупности с финансовым годом принято называть счетным периодом. Принцип ежегодности бюджета позволяет выявить ближайшие перспективы развития страны в условиях рыночных отношений и потому имеет важное экономическое значение.

Специализация бюджетных показателей означает необходимость конкретизации сумм бюджетных доходов по источникам, а бюджетных расходов – по целевому назначению. Данный принцип реализуется на всех стадиях бюджетного процесса и имеет важное значение, так как в соответствии с ним определяются рамки деятельности соответствующих органов власти . Чтобы реализовать рассматриваемый принцип существует бюджетная классификация – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетный процесс представляет собой деятельность государственных и региональных органов по формированию и исполнению бюджета и составлению отчетности по ней. Бюджетная деятельность регулируется законом. Как процессуальное явление, бюджетный процесс делится на несколько стадий и по времени составляет примерно 3,5 года относительно длительности бюджета рассчитанного на 1 год. Отрезок времени, в течение которого происходят процедуры бюджетного процесса, называется в экономической науке бюджетным циклом.

Традиционно понятие и принципы бюджетного процесса, его содержание определяются многими факторами, основными из которых являются страны, законами, регулирующими бюджетную деятельность и системой органов, которые имеют бюджетные полномочия и осуществляют их. о которых идет речь, определяется и устанавливается также законодательством страны.

Для обеспечения эффективного удобства его использования при его формировании применяются принципы бюджетного процесса - наиболее существенные положения, которые устанавливают и регламентируют основные процедуры бюджетного процесса. Исходя из федерального принципа построения государства, бюджетного процесса сформулированы, прежде всего, исходя из этих условий. Вот важнейшие из них.

Принцип единства и полноты предусматривает, что действующие принципы бюджетного процесса, сам бюджетный процесс, действуют на территории РФ и во всех федеральных субъектах. Данный принцип позволяет так выстроить чтобы она объединяла бюджетные ресурсы в масштабах всей страны и имела организационную цельность и унифицированность. Распределение бюджетных средств осуществляется в соответствии с нормами бюджетного процессуального права. Оно же устанавливает и размеры расходования бюджетных ресурсов для каждого

Принцип реальности предполагает, что планирование необходимых расходов и доходов, закладываемых в бюджет, проводится с учетом реально необходимого времени на его составление во всех регионах. При этом должно быть уточнены и учтены все источники пополнения бюджета, а также исследованы реальные возможности этих субъектов обеспечить бюджетные поступления в требуемом объеме. Принцип реальности устанавливает, что уполномоченные органы обязаны раскрывать все резервы, которые можно рассматривать как бюджетные ресурсы, определять адекватный размер сумм, которые можно направить на социальное развитие государства в целом и региона в частности.

Принципы бюджетного процесса гласность и публичность предполагают, что любая деятельность в рамках него является открытой, освещается в средствах массовой информации, подлежит общественному обсуждению. Федеральный бюджет формируется путем всестороннего обсуждения его параметров во всех компетентных органах - комитетах и комиссиях органов представительской власти всех уровней. Окончательное решение об утверждении бюджета того или иного уровня, принимается органом представительской власти данного региона в соответствии с федеральным законом. Все эти данные должны предаваться гласности, в том числе, если бюджет и не утвержден, причем данная информация должна содержать указание причин его непринятия.

Как предусматривают принципы бюджетного процесса, в том числе, и рассматриваемый, установление именно такого срока обусловлено как экономически, так и политически, потому что обеспечивает возможность мониторинга тенденций развития государства.

Экономическое значение этого и других принципов состоит в возможности более полно учитывать динамику происходящих явлений в мировой экономике и политике, воздействие технологического процесса, тенденции роста производительности труда и национального дохода.