Меню
Бесплатно
Главная  /  Налоги  /  Абрамов алексей юрьевич асв биография. Как генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев стал первой «жертвой» Банка России

Абрамов алексей юрьевич асв биография. Как генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев стал первой «жертвой» Банка России

В последнее десятилетие существенно повысился интерес российского общества к работе системы страхования вкладов (ССВ) как важной части финансовой стабильности. Информированность жителей России повысилась с 30% в 2008 году до 90% в 2014. Обеспечением ССВ занимается госкорпорация - Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое было создано в 2004 году. Российское руководство ведет довольно жесткую политику в плане защиты интересов вкладчиков. С 2015 года сумма страховых выплат была увеличена с 700 тысяч рублей до 1,4 миллиона. Чем занимается данная организация и где размещаются денежные средства для страхования? Какими нормативными актами регламентируется ее деятельность и возможно ли расширение функций? Какую структуру имеет АСВ и кто управляет Агентством? Ответы на эти актуальные вопросы можно найти в данной статье.

Главная задача АСВ

Основное назначение АСВ - это страхование депозитных счетов вкладчиков. Работать с частными вкладами вправе только участвующие в системе страхования вкладов банки. Депозиты рассматриваются как застрахованные с момента внесения банковского учреждения в реестр банков. Страхуются все деньги, размещенные на счетах и граждан, и ИП вне образования юрлица. Исключение составляют:

  • Счета с доверительным управлением;
  • Металлические обезличенные депозиты;
  • Счета нотариусов и адвокатов, открытые по причине образования юридического лица;
  • Сбервклады на предъявителя;
  • Деньги, находящиеся в заграничных отделениях банковских организаций;
  • Средства предоплаченных банковских карт и электронные деньги.

При размещении вкладов на данных инвестиционных направлениях их возврат будет крайне затруднителен в случае банкротства банковской организации. Не подлежат страхованию металлические обезличенные счета, поскольку согласно действующему законодательству в качестве денежных средств выступает лишь отечественная и иностранная валюта. Драгметаллы, а также ценные бумаги не относятся к указанной категории.

Основы деятельности

АСВ является ликвидатором и конкурсным управляющим банковских учреждений. Указанная деятельность ведется согласно таким нормативным актам, как Федеральный закон №395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон №127 от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», а также Федеральный закон №177 от 23.12.2003 «О страховании вкладов». Как только вынесено постановление арбитражного суда по заявлению Центробанка России начинается процесс вынужденной ликвидации. Это допустимо лишь при выполнении следующего условия: стоимость активов банка с наличием отозванной лицензии позволяет выполнить его обязательства и уплатить предусмотренные платежи. В противном случае запускается процедура конкурсного производства. Агентство становится конкурсным управляющим при следующих обстоятельствах:

  • Финансовая организация владела лицензией и привлекала денежные средства граждан;
  • Арбитражная инстанция отстранила конкурсного управляющего (физлицо);
  • Банкротство отсутствующих банков-должников;
  • Отсутствие кандидатуры ликвидатора (физического лица) в случае банкротства банковских учреждений, не имеющих разрешающую лицензию на деятельность с вкладами клиентов.

В 2016 году АСВ выполняло указанные функции в 281 ликвидируемом финансовом учреждении, причем 109 объектов были размещены в различных регионах страны, а 172 находились в Московской области и Москве. На 26.08.2016 число кредиторов составляло 327 тысяч, объем их требований в денежном эквиваленте - 1 трлн рублей. К 01.09.2016 ликвидационные мероприятия проводились в 529 банках. Все процедуры завершились в 248 организациях. Также АСВ ведет профилактику банкротства (санации) банков, принимающих участие в ССВ. Весь процесс контролирует Банк России. Финансовое оздоровления банковских организаций ведется посредством госфинансирования, а также средств частных инвесторов. В 2008 году российские власти выделили 200 миллиардов рублей в пользу Агентства. Допускается использование средств Банка России и ФОСВ.

Назначение ФОСВ

Действие системы обеспечивается благодаря денежным средствам, размещенным в Фонде обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Его резерв на дату 01.12.2014 - 88,5 млрд рублей, на I полугодие 2016 года - 38,2 млрд рублей. После того как Центробанк России выделил 297 млрд рублей, пострадавшим вкладчикам (262 тысяч человек) было выдано 217,5 млрд рублей. При этом количество иных денежных поступлений составляет крайне низкое значение - всего 45,7 млрд рублей. Основными источниками формирования ССВ остаются:

  • Страховые взносы финансовых учреждений;
  • Доходы от инвестиций временно свободных средств ФОСВ;
  • Возврат средств в счет погашения прежде уплаченных страховых компенсаций;
  • Иные поступления.

С 01.08.2015 узаконена система дифференцированных ставок. Обязательная для всех банков базовая ставка составляет 0,1% от расчетной основы. В свою очередь, повышенная дополнительная и дополнительная ставка равна 150% и 20% соответственно. Их применение оправдано только при превышении базового уровня прибыльности депозитов на 3 и 2 пункта. АСВ разработало целую программу анализа рисков, которая позволяет оценивать достаточную наполняемость Фонда. Учитываются все особенности функционирования экономики, важные показатели прогнозирования экономического и социального развития страны. Будущие денежные поступления рассчитываются посредством метода оценивания финансовой устойчивости ФОСВ. Применяется статическая обработка отчетности банковских организаций, сведения о прошлых банкротствах.

Поквартальное оценивание страховых системных рисков ведется благодаря применению эконометрической модели и инструментов, определяющих финансовую стабильность банков согласно их рейтингам и сведениям о действующей рыночной стоимости ценных бумаг. Все инвестиционные операции ведутся согласно принципам возвратности, доходности и быстрому обращению активов. Не разрешается инвестировать средства Фонда обязательного страхования вкладов в активы и счета российских кредитных организаций. Сведения о прибыльности инвестированных средств отражаются в ежегодных отчетах АСВ. Структуру будущих инвестиций ФОСВ определяет совет директоров, принимая во внимание текущую и перспективную экономическую ситуацию на инвестиционном рынке.

Кто управляет Агентством?

Управлять АСВ могут только люди, не относящиеся к категории государственных гражданских служащих согласно Федеральному закону № 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». В полномочия высшего органа управления госкорпорации входит образование комитетов, создание комиссий для предварительной подготовки и рассмотрения различных вопросов банковской сферы деятельности. Основу структуры АСВ составляют:

  • Генеральный директор;
  • Правление;
  • Совет директоров.

Генеральный директор может находиться в должности 5 лет с момента избрания. Снятие с должности допускается только при личной подаче заявления о желаемом освобождении или в случае несоблюдения Федеральных законов. Назначением занимается совет директоров. Кандидатуру представляет председатель СД за 1 месяц до окончания срока деятельности гендиректора АСВ. Правление представляет собой коллегиальный исполнительный орган, решающий вопросы деятельности в рамках своих полномочий. Главный руководитель - гендиректор, входящий в его состав согласно занимаемой должности. Заседания организуются 1 раз в 2 недели. Состав избирается на 5 лет. Если полномочия сотрудника прекращены, это не влечет его увольнения.

Совет директоров является высшим органом управления. Организует общий надзор деятельности АСВ, гарантирует решение поставленных задач посредством принятия соответствующих решений. В его состав входят 13 членов (5 служащих лиц Центробанка, 7 представителей Правительства РФ, гендиректор). В отношении представителей Правительства действует следующее требование: запрещено использовать в собственных интересах полученные сведения о госкомпаниях. Совет ответственен и за числовой состав правления, и за снятие с должности их членов.

Заключение

Агентство по страхованию вкладов призвано выполнять свою главную задачу - страховать денежные средства банковских вкладчиков, которые рискуют потерять деньги в результате банкротства (отзыва лицензии) финансовых организаций. АСВ наделено крайне важными полномочиями: оно может выступать в роли финансового управляющего, реализуя активы ликвидируемой организации либо проводить меры по профилактике банкротства. Существуют дальнейшие перспективы расширения полномочий: соответствующий проект рассматривается с 2013 года. Планируется, что деятельность АСВ будет также распространяться на других участников финансовых отношений - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Для того, чтобы вкладчики жили спокойно и не переживали за свои сбережения и накопления, государством была создана корпорация АСВ. Около 830 банков уже входят в эту систему, что в случае форс-мажоров гарантирует выплату всей вложений. Рассмотрим подробнее, в чем суть Агентства по страхованию и какова его роль.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Финансовый фундамент ССВ – фонд обязательного страхования. За счет этой организации и происходят уплаты по депозитам, а также компенсируются расходы по координации выплат. Главным источником образования фонда являются платежи вкладчиков.

Страховать можно любые активы физических лиц, кроме:

  • Депозитные счета адвокатских и нотариальных контор;
  • Депозиты на предъявителя;
  • Счета, открытые в филиалах конкретного банка за рубежом;
  • Средства, которые были переданы банку в доверительное управление;
  • Электронные счета.

Система гарантирования пенсионных накоплений

Это специальная разработка государства, которая реализуется согласно ФЗ № 422.

Основной целью системы является гарантия пенсионных накоплений физлицам, формирующих накопительную пенсию в ПФР или в любом НПФ, которые осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Накопительная часть пенсионного обеспечения состоит из:

  • Платежей работодателей для лиц 1967 г.р. и моложе;
  • Уплаты по программе софинансирования;
  • Доли средств, нацеленных на составление накопительной пенсии, которые были взяты из материнского капитала;
  • Дивидендов, полученных от вклада.

Гарантирование накоплений обеспечивается корпорацией через уплату обязательных компенсаций.

Это происходит при установлении одного из случаев:

  • Отзыв разрешения на работу у НПФ;
  • Признание НПФ должником;
  • Открытие в отношении НПФ конкурсного производства;
  • Недостаточное количество средств на день установления лицу пенсионных выплат;
  • Снижение величины резерва ПФР ниже минимального уровня, назначенного Правительством РФ.

Государственная корпорация агентство по страхованию вкладов дает гарантии на уплату всех денежных средств, отраженных на счетах накопительной пенсии физического лица, кроме инвестиционных доходов. При этом размер выплат не может быть уменьшен и гарантируется в полном объеме.

Основной источник формирования финансовой основы фонда гарантирования пенсионных накоплений – гарантийные взносы НПФ, находящиеся на учете в системе гарантирования пенсионных накоплений, и ПФР.

Начиная с 2015 года, АСВ ведет реестр НПФ.

Ликвидация банков

Согласно ФЗ № 40, ФЗ № 395-1, ФЗ № 127, корпорация управляет процедурами банкротства финансовых организаций.

Суд назначает Агентство ликвидатором:

  • При ликвидации финансового учреждения, у которого была лицензия ЦБ РФ на привлечение средств во вклады;
  • При банкротстве банков-должников;
  • При смещении иного ликвидатора;

Цель агентства как ликвидатора – обеспечить результативную работу при банкротстве, строго соблюдая права и интересы кредиторов, банков, граждан и государства.

Для обеспечения результативности необходимы:

  1. Определение требований кредиторов;
  2. Организация расчетов в минимальные сроки;
  3. Выявление соглашений, которые противоречат имущественным интересам организации;
  4. Привлечение к ответственности тех, кто виновен в банкротстве организации.

Финансовое оздоровление

Основу финансового оздоровления составляет восстановление ликвидности финансовой организации и возобновление деятельности.

Самым оптимальным вариантом финансового оздоровления является привлечение инвесторов, которые заинтересованы вкладывать деньги на восстановление работы банка.

Агентство может предоставить помощь либо инвестору, либо самому банку для предотвращения банкротства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основная функция - страхование вкладов населения. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами, а вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов.

    Страхованию подлежат все денежные средства во вкладах и на счетах физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в банках (включая дебетовые пластиковые карты), за исключением:

    • средств на счетах адвокатов и нотариусов, если они открыты в связи с указанной деятельностью;
    • вкладов на предъявителя;
    • средств, переданных банкам в доверительное управление;
    • вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

    Страхованию также не подлежат средства на металлических счетах, поскольку действующее законодательство относит к денежным средствам только российскую валюту и валюту иностранных государств, а не драгоценные металлы. Кроме того, страхованию не подлежат электронные денежные средства и денежные переводы, осуществляемые без открытия счёта.

    Фонд

    Средства для обеспечения действия системы аккумулируются в фонде обязательного страхования вкладов. Размер фонда по состоянию на 1 декабря 2014 года составил 88,5 млрд руб.

    Источники формирования фонда в 2015 году:

    • страховые взносы банков в размере 75,7 млрд руб. (на 14,9 % больше, чем за предыдущий год)
    • возврат денежных средств из конкурсной массы в погашение ранее выплаченного страхового возмещения - 39,1 млрд руб.
    • прибыль от инвестирования временно свободных средств фонда - 9,1 млрд руб.
    • прочие поступления - 1,1 млрд руб.

    С 1 июля 2015 года законом введена в действие система дифференцированных ставок. Уплачиваемая всеми банками базовая ставка установлена Агентством в размере 0,1 % расчетной базы, дополнительная - 20 % базовой ставки, повышенная дополнительная - 150 % базовой ставки. Дополнительная или повышенная дополнительная ставка применялась банком, если максимальная доходность вкладов, привлеченных им в расчетном периоде, превышала рассчитанный Банком России базовый уровень доходности вкладов более чем на 2 п.п. или 3 п.п., соответственно.

    Агентством разработана система анализа рисков, позволяющая оценивать достаточность средств Фонда. Анализ учитывает сценарные условия функционирования экономики, основные параметры прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленных Минэкономразвития России .

    Для прогнозирования потоков средств Фонда применяется методика оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов, использующая статистическую обработку данных отчетности банков, а также исторические данные об их банкротствах.

    Для ежеквартальной оценки страховых рисков системы наряду с эконометрической моделью используются модели, позволяющие оценить финансовую устойчивость банков на основании информации об их кредитных рейтингах, а также о текущих рыночных котировках эмитированных банками ценных бумаг и экспертные оценки.

    Инвестирование средств фонда осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Для АСВ, как и для всех остальных государственных корпораций, Правительством Российской Федерации устанавливаются общий порядок и условия инвестирования, а также порядок и механизмы контроля над инвестированием временно свободных средств.

    В перечень разрешённых активов для инвестирования средств фонда включены:

    • государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
    • депозиты Банка России ;
    • облигации российских эмитентов;
    • акции российских эмитентов, созданных в форме публичных акционерных обществ;
    • ипотечные ценные бумаги российских эмитентов;
    • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению или публичному обращению в Российской Федерации.

    Не допускается инвестирование средств фонда в депозиты и ценные бумаги российских кредитных организаций. Структура вложений Фонда обязательного страхования вкладов определяется советом директоров ежегодно с учётом текущей и перспективной конъюнктуры на инвестиционных рынках.

    Механизм страховых выплат

    Если в отношении банка наступает страховой случай (у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций), его вкладчику выплачивается денежная компенсация - возмещение по вкладам в размере 100 % от суммы вкладов, но не более 1,4 млн руб. В случае ликвидации банка (признания его банкротом) его расчёты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее, в ходе ликвидационных процедур (конкурсного производства) в банке (при наличии у банка средств).

    Для получения возмещения по вкладам гражданин должен представить в АСВ (или уполномоченному банку-агенту) заявление и документ, удостоверяющий его личность (как правило, паспорт). Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации (конкурсного производства) банка, которая, как правило, длится два-три года. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, страховое возмещение выплачивается также и лицам, не обратившимся в эти сроки.

    Выплата возмещения производится непосредственно в АСВ либо через уполномоченный банк-агент в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками . Выплаты начинаются не позднее 14 дней со дня наступления страхового случая. Этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов.

    По заявлению вкладчика выплата может производиться как наличными деньгами, так и путём перечисления средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

    Предельная сумма страхового возмещения и история её повышения:

    • до 9 августа 2006 года - 100 тысяч руб.;
    • до 25 марта 2007 года - 190 тысяч руб.;
    • до 1 октября 2008 года - 400 тысяч руб.;
    • до 28 декабря 2014 года - 700 тысяч руб.;
    • после 29 декабря 2014 года - 1,4 млн руб.

    По состоянию на 1 августа 2016 года произошло 345 страховых случаев, всего 2,25 млн вкладчиков выплачено страховое возмещение в размере 1,05 трлн руб.

    Критика

    Федеральный закон о страховании вкладов позволяет АСВ не возвращать вклады лицам, одновременно имеющим в банке кредит. Средства со вклада (депозитного счёта) вернут только после выплаты кредита и без процентов. Проценты по кредитам ликвидированных банков АСВ при этом продолжает взимать .

    Функции ликвидатора и конкурсного управляющего

    Агентство также осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций .

    Процедура принудительной ликвидации осуществляется по заявлению Банка России на основании решения арбитражного суда в случае, если стоимость имущества (активов) кредитной организации, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, достаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае, если имущества (активов) ликвидируемой кредитной организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то в отношении неё на основании решения арбитражного суда вводится процедура конкурсного производства.

    Арбитражный суд назначает агентство конкурсным управляющим (ликвидатором) в следующих случаях:

    • если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств во вклады физических лиц;
    • при непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего - физического лица, при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение средств граждан во вклады;
    • при освобождении или отстранении арбитражным судом конкурсного управляющего (ликвидатора) - физического лица;
    • при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.

    По состоянию на 2016 год агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 281 кредитной организации, из них: 172 ликвидируемых банка зарегистрированы в Москве и Московской области, 109 - в других субъектах Российской Федерации. Количество кредиторов в ликвидируемых банках (на 26 августа 2016 года) составляет 327 тыс. человек, объём установленных требований кредиторов в ликвидируемых банках составил порядка 1 трлн руб.

    Средний процент удовлетворения требований кредиторов (по данным за 2015 год) по 17 банкам-банкротам, в которых ликвидационные процедуры завершены в отчётном периоде, составил 46,4 %. В кредитных организациях, в отношении которых завершены процедуры конкурсного производства в 2015 году, требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворены на 70,7 %, второй - на 20,2 %, третьей - на 16,3 %.

    К сентябрю 2016 года в качестве корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) агентство осуществляло ликвидационные процедуры в отношении 529 банков и полностью завершило их в 248 банках.

    Финансовое оздоровление (санация) банков

    Кроме этого, на агентство возложены функции санации банков , агентство может осуществлять эти меры путём:

    • оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
    • оказания финансовой помощи приобретателям имущества и обязательств банка. В качестве таких приобретателей могут выступать финансово устойчивые банки, для которых подобная сделка не вызовет нарушения ими обязательных нормативов Банка России или иных негативных последствий;
    • приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
    • оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.

    Для участия в мероприятиях по финансовому оздоровлению (санации) банков закон предусматривает как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации в 2008 года было выделено 200 млрд руб. Кроме того, предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России и использования средств фонда обязательного страхования вкладов.

    С октября 2008 года, по состоянию на 1 августа 2016 год, агентство приняло участие в 30 проектах санации банков. Всего (нарастающим итогом) по состоянию на 31 декабря 2015 год на цели санации банков направлено более 1,5 трлн руб., из них 1,27 трлн руб. - за счёт кредитов Банка России (в том числе 294,81 млрд руб. - на цели санации «Банка Москвы »), 259,33 млрд руб. - за счёт средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество агентства, 7,75 млрд руб. - за счёт средств Фонда.

    Завершённые проекты санации по состоянию на август 2016 года:

    • «Газэнергобанк»
    • «Тарханы» (присоединён к «Российскому капиталу »)
    • «Губернский » (присоединён к «Открытию »
    • «Нижегородпромстройбанк»
    • «Нижний Новгород » (присоединён к «Промсвязьбанку »)
    • «Номос-банк-Сибирь» (ранее - «ВЕФК-Сибирь»)
    • «Петровский» (ранее - «Банк ВЕФК»; присоединён к «Открытию »)
    • «Потенциал» (присоединён к «Российскому капиталу »)
    • «Северная казна » (присоединён к Альфа-банку)
    • «Солидарность » (присоединён к «Пробизнесбанку »)
    • ФИА-банк (административное управление агентством)

    Продолжались проекты финансового оздоровления пяти банков:

    • «Башинвестбанк»

    К трём банкам была применена процедура передачи части их имущества и всех обязательств перед физическими лицами по договорам банковского вклада или счёта в финансово здоровые банки-приобретатели:

    • «Московский залоговый банк» (приобретатель - «Банк Москвы»)
    • «Московский капитал» («Номос-банк »)
    • «Электроника» (Национальный резервный банк)

    В 2017 году был принят федеральный закон, который разрешил Центробанку осуществлять санацию банков в обход Агентства по страхованию вкладов - путем непосредственного кредитования инвестора через специально создаваемую управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора .

    Управление и структура

    Органами управления агентства являются совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления - совет директоров, в который входят семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Персональный состав совета директоров :

    • Силуанов Антон Германович - министр финансов РФ, председатель совета директоров
    • Акимов Максим Алексеевич - первый заместитель руководителя Аппарата правительства Российской Федерации
    • Барсуков Сергей Владимирович - директор департамента финансовой политики Минфина России
    • Игнатьев Сергей Михайлович - советник председателя Банка России
    • Исаев Юрий Олегович - генеральный директор
    • Лещевская Юлия Александровна - директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России
    • Малышев Фёдор Иванович - референт экспертного управления Президента Российской Федерации
    • Моисеев Алексей Владимирович - заместитель министра финансов Российской Федерации
    • Набиуллина Эльвира Сахипзадовна - председатель Банка России
    • Подгузов Николай Радиевич - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
    • Поздышев Василий Анатольевич - заместитель Председателя Банка России
    • Симановский Алексей Юрьевич - первый заместитель Председателя Банка России
    • Сухов Михаил Игоревич - заместитель председателя Банка России

    Департаменты агентства:

    • Департамент организации страхования вкладов
    • Департамент реструктуризации банков
    • Департамент ликвидации банков
    • Экспертно-аналитический департамент
    • Департамент урегулирования требований кредиторов
    • Департамент инвестирования фонда страхования вкладов
    • Департамент управления активами
    • Юридическое управление
    • Управление бухгалтерского отчета и отчетности
    • Управление планирования и стратегического развития
    • Центр общественных связей
    • Управление информационных технологий
    • Управление обеспечения защиты информации и режима
    • Управление делами
    • Служба внутреннего аудита
    • Представительства Агентства в федеральных округах

    В 2004-2012 годах пост генерального директора АСВ занимал

    В минувшую пятницу стало известно об уходе с 1 декабря т. г. из АСВ курировавшего страхование вкладов и заместителя главы АСВ - Андрея Мельникова. Вдобавок агентство намерено провести ряд кардинальных изменений. Решение носит добровольный характер, но, тем не менее, оно приведет к перестановкам, которые коснутся, в том числе и ликвидационного блока АСВ, который по традиции самым тесным образом работает с Центробанком. Именно он столкнется с самыми большими изменениями из-за корректировки системы оздоровления банков, так что перестановки, скорее всего, только начинаются.

    По мнению участников рынка, причина перестановок заключаются в трансформации функций АСВ и изменениями, которые ожидают надзорный блок ЦБ Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников с 1 декабря покинет госкорпорацию, сообщило АСВ.

    Теперь обязанности Мельникова — страхование банковских вкладов — будут выполнять в равных пропорциях заместитель генерального директора АСВ Рубен Амирьянц и Олег Баранов. Повышение до уровня заместителей гендиректора ожидает нынешнего директора департамента ликвидации кредитных организаций Марию Филатову и директора департамента реструктуризации финансовых организаций Георгия Агапцева. Но осуществлением общего руководства и контроля за ликвидацией, реструктуризацией активов по-прежнему будет заниматься первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.

    Мельников проработал на своем посту в АСВ больше 12-ти лет, с того момента, как в 2004 году госкорпорация была основана. Сегодня он - в четверке заместителей гендиректора.

    Про масштабные кадровые перестановки ЦБ заявил еще в начале октября. Как тогда следовало из заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, чтобы решить накопившиеся проблемы, недостаточно настроить и интенсифицировать работу в рамках работающей сегодня надзорной практики, сегодня назрела необходимость в глубокой перестройке надзора, для чего нужно обновить всю систему. Перемены начались с ухода в отставку заместителя главы ЦБ Михаила Сухова, и перехода первого зампреда ЦБ Алексея Симановского на пост советника председателя Банка России. К тому же ЦБ произвел смену зон ответственности у некоторых кураторов по вопросам, связанным с банковским регулированием и надзором и денежно-кредитной политикой.

    В настоящее время регулятор занят подготовкой новой модели санации банков, один из вариантов которой сводится к кураторству Центробанком АСВ.

    По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, изменения в организационном блоке АСВ отчасти связаны с тем, что надзорный блок ЦБ будет трансформирован, а вопросы по банковским лицензиям и их отзывами будут решаться по-новому. Разделение позиций АСВ и ЦБ - вещь сложная, так как АСВ является в какой-то степени исполнительным органом, исполняющим решения Центробанка.

    Как считает президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, причина ухода Мельникова, скорее всего, имеет отношение к дальнейшей судьбе агентства — сохранится ли оно в качестве самостоятельно действующей единицы. АСВ постепенно утрачивает самостоятельные функции, в том числе и в части управления фондом страхования вкладов. ЦБ планирует постепенно ассимилировать функции АСВ.

    Решение о перераспределении обязанностей в АСВ - вполне логично. По словам эксперта «Интерфакс-ЦЭА» Алексея Буздалина, Минфин, АСВ и ЦБ пришли к компромиссу. И если агентство приступило к смене своих функций, то его прежней команде, создавшей АСВ, придется уйти. В перспективе у Центробанка появится большинство голосов в совете директоров АСВ, поэтому, можно допустить мысль, что уход Мельникова - не причина, а следствие того, что агентство утратило свою самобытность.

    Как уверены участники рынка, перестановки - это только начало, так как принятие Центробанком решений в кадровой политике АСВ - это одно из условий компромисса, к которому пришли Минфин, ЦБ и АСВ, чтобы за последним сохранилась санационная функция. Самый вероятный вариант развития событий - кадровые перестановки в блоке Мирошникова, курирующего все направления работы АСВ по ликвидации, реструктуризации банков и реализации активов. Впрочем, практически все будет зависеть от того, готова ли команда АСВ работать в условиях непосредственного контроля ЦБ.