Меню
Бесплатно
Главная  /  Яндекс.Деньги  /  Приложение дополнительные сведения в целях fatca сбербанк. Fatca - что это за закон? Требования, цель и форма закона Fatca

Приложение дополнительные сведения в целях fatca сбербанк. Fatca - что это за закон? Требования, цель и форма закона Fatca

Сбербанк прошел процедуру регистрации в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating financial institution not covered by an IGA).

Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер (GIIN): JPCJ0H.00028.ME.643.

Форма подтверждения статуса Сбербанка как бенефициарного собственника получаемых доходов и указанием FATCA-статуса: W-8BEN-E

Форма подтверждения статуса Сбербанка как посредника при передаче получаемого дохода в пользу третьего лица с указанием FATCA-статуса: W-8IMY

Информация для клиентов - физических лиц

Настоящим информируем клиентов - физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), заинтересованных в заключении договоров с ПАО Сбербанк (далее - Банк), о возможности раскрытия информации о своем статусе налогоплательщика США в целях FATCA.

При заключении договора по любой услуге Вы можете заполнить анкету Банка, содержащую дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета). Форма Анкеты и порядок ее заполнения представлены в соответствующих разделах продуктов и услуг на сайте Банка, а также в информационных папках в офисах обслуживания.

В рамках заполнения Анкеты от Вас потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

    В случае если Вы являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения формы.

    Если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США, Вам необходимо предоставить (1) свидетельство об утрате гражданства США по форме DS 4083 Бюро консульских дел Государственного департамента США или (2) письменные объяснения в отношении отсутствия гражданства в США (например, указание причины, по которой не было получено гражданство США по рождению).

Заполненную Анкету и перечисленные выше документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания. Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

Информация для клиентов - юридических лиц

Настоящим информируем клиентов - юридических лиц, включая кредитные организации, заинтересованных в заключении договоров с Банком, о возможности раскрытия информации о себе для целей FATCA.

Вы можете заполнить специальные разделы анкеты Банка, содержащие дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета), в рамках стандартной процедуры идентификации при приеме на обслуживание в Банк. Форма Анкеты представлена на сайте Банка в соответствующих разделах продуктов и услуг.

В рамках заполнения Анкеты от Вас может потребоваться предоставление дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

    Формы Налоговой службы США W-9/ W-8 и иные документы.

    Шаблоны форм W-9 и W-8 размещены на портале Налоговой службы США: http://www.irs.gov . Банк не оказывает консультаций о порядке заполнения Анкеты FATCA и иных дополнительных документов с целью установления конкретного статуса налогоплательщика в целях FATCA. Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения форм.

Заполненную Анкету и дополнительные документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания.

Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

И подтвердила намерение начать в 2018 году обмен информацией за 2017 год.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен положениями (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ), согласно которым российские организации финансового рынка обязаны идентифицировать клиентов, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), и представлять данные о таких клиентах и их счетах в ФНС России, а клиенты, в свою очередь, обязаны предоставлять данную информацию по запросу финансовой организации.

ПАО Сбербанк не оказывает своим клиентам консультационные услуги по вопросам определения налогового резидентства согласно требованиям FATCA и CRS. По данному вопросу можно обратиться к налоговому консультанту или ознакомиться с информацией по налоговому резидентству для разных стран на портале Организации экономического сотрудничества и развития по адресу http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/#d.en.347760

В целях подтверждения Вашего налогового резидентства сотрудник ПАО Сбербанк может задать уточняющие вопросы, а также попросить заполнить форму самосертификации.

Закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) принят в США 18 марта 2010 года. Основная цель — предотвращение уклонения резидентов США от уплаты налогов. Для российских банков и многих других финансовых учреждений это означает, что начиная с 2016 года необходимо будет информировать налоговое управление США (IRS) обо всех находящихся у них счетах и доходах американских налоговых резидентов.

К 31 декабря 2015 года большинству банков необходимо определиться: либо присоединяться к FATCA (PFFI - иностранное финансовое учреждение, участвующее в FATCA) и отчитываться перед американскими налоговыми службами об интересующих их клиентах, либо не присоединяться и оказаться в статусе NPFFI (не присоединившегося к FATCA иностранного финансового учреждения).

Статус NPFFI связан со значительными рисками для банков. Большинство платежей, приходящих в неприсоединившееся финансовое учреждение от PFFI (присоединившихся к FATCA финансовых учреждений всего мира), будет облагаться штрафом в размере 30% от суммы платежа. Этот относится к платежам в пользу как NPFFI, так и его клиентов.

Российское финансовое сообщество сделало свой выбор. К лету 2015 года более 90% российских банков присоединились к FATCA (полный список присоединившихся финансовых организаций) .

В данном материале предложены конкретные шаги, которые банкам следует сделать в самое ближайшее время - в конце 2015 и начале 2016 года.

Рассмотрим базовый бизнес-процесс по подготовке и предоставлению в IRS предусмотренной налоговой службой формы 8966. Обобщенно процесс представлен в приведенной ниже схеме, на пункты которой мы будем далее ссылаться.

Прежде всего необходимо идентифицировать клиентов, которые могут быть американскими налоговыми резидентами (п. 1.).

Основные признаки американского налогового резидента для физического лица:

  • Гражданство США.
  • Статус резидента, т. е. Green Card.
  • Место рождения в США.
  • Адрес в США, почтовый адрес в США (вкл. п/я).
  • Телефонный номер в США.
  • Постоянно действующие инструкции по перечислению сумм в США.
  • Доверенность, выданная лицу с адресом в США.
  • Право подписи, выданное лицу с адресом в США.
  • Адрес «до востребования» в качестве единственного адреса для счета.

Основные признаки американского налогового резидента для юридического лица:

  • США как страна учреждения или регистрации.
  • Организации, в которых налоговые резиденты США имеют долю владения свыше 10%.

В случае обнаружения признака, указывающего на то, что клиент может быть американским налоговым резидентом (account holders with U.S. Indicia), банк-PFFI должен определить FATCA-статус клиента (п. 3). Для этого банк собирает необходимую информацию для корректной идентификации и подготовки форм 8966 (п. 2). В зависимости от FATCA-статуса клиента банк формирует индивидуальный отчет по каждому клиенту или сводный отчет по всем клиентам определенного типа FATCA-статуса.

В идеале последовательность действий такова:

Этап 1. Клиента уведомляют о том, что он имеет признаки американского налогоплательщика.

Этап 2. Клиент или подтверждает свой налоговый статус формой W-9/W-8 или предоставляет документы, подтверждающие, что он не попадает под налоговую юрисдикцию США.

Этап 3. Клиент дает или не дает своего согласия на предоставление информации в IRS (п. 6). Если он на первом этапе не предоставил ни налоговых форм, ни подтверждения того, что не является американским резидентом, то он получает статус Recalcitrant account holders with U.S. Indicia, и тогда нет смысла запрашивать у него разрешение на предоставление данных в IRS, индивидуальные отчеты по нему в IRS не отправляются.

Главные FATCA-статусы, на основе которых заполняется форма 8966, выглядят следующим образом:

Клиент

Разрешил предоставлять сведения в IRS

Не разрешил предоставлять сведения в IRS

Описание

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

FATCA-статус клиента

Заполняемые части формы 8966

Физические лица:
граждане США;
иные налоговые резиденты США (держатели Green Card;
лица, заявившие о долгосрочном пребывании в США).

Юридические лица, зарегистрированные в США, в отношении которых нет установленных ограничений

Specified U.S. persons

Recalcitrant account holders that are U.S. persons

Часть 5 - один сводный отчет по всем клиентам на каждый вариант FATCA-статуса

Неамериканские компании (кроме, финансовых), которые контролируются Specified U.S. persons

Passive NFFE with substantial U.S. owner(s)

Recalcitrant account holders that are passive NFFEs

Физические и юридические лица, имеющие признаки Американских налогоплательщиков

Recalcitrant account holders with U.S. Indicia

Финансовые компании (включая банк), не участвующие в FATCA

Non-participating FFI (NPFFI)

Клиенты, держащие в банке неактивные счета

Dormant Accounts

Надо отметить, что крайний срок, когда банк должен затребовать с налоговых резидентов документы, подтверждающие уплату ими налогов в США,- 30 июня 2016 года, а отправить данные в IRS по всем клиентам необходимо раньше - до 30 марта 2016 года.

Поэтому некоторые банки приняли решение передавать индивидуальные формы в IRS по всем клиентам, разрешившим предоставление данных в IRS, которые представили необходимую информацию для формы 8966, в том числе TIN - идентификационный номер налогоплательщика. Формы W-9 и W-8 эти клиенты могут передать банку позже, до 30 июня 2016 года.

Ежегодно, до 30 марта каждого года, финансовое учреждение должно подготовить для IRS информацию по форме 8966 (п. 7) - индивидуальную по каждому резиденту (п. 7А) и сводную по группам резидентов (п. 7Б), в соответствии с обозначенными выше FATCA-статусами.

Сформированный отчет (представляющий собой XML FATCA-файл) шифруется и отправляется в IRS с помощью международной службы обмена данными IDES (International Data Exchange Service) (п. 8).

Эта общая схема, предусмотренная FATCA, претерпела изменения в связи с требованиями российского законодательства - федеральный закон №173-ФЗ от 28 июня 2014 года «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами…».

Основные требования закона, которые влияют на бизнес-процесс подготовки отчетности для IRS:

Запрет раскрытия информации американским налоговым органам по определенным типам клиентов: запрещается сбор и передача информации в IRS о счетах физических лиц - граждан РФ, не имеющих ни второго гражданства за пределами стран - членов Таможенного союза, ни вида на жительство в иностранном государстве.

Необходимость получения разрешения от регулятора на передачу данных в IRS по каждому клиенту.

Обязательное предоставление всей информации, отправляемой в IRS, также и российским регуляторам.

Для выполнения этих требований после идентификации клиента и определения его FATCA-статуса банк (п. 4) проверяет возможность передачи данных в IRS, в соответствии со 173-ФЗ, и, если общих ограничений нет, то напрямую запрашивает регулятора о возможности предоставления информации. И только в случае получения разрешения от регулятора (п. 5) банк запрашивает разрешение на предоставление информации у самого клиента (п. 6).

В итоге предоставление отчетности в IRS является сложной технологической задачей даже в самом простом, описанном выше случае. На практике же все может быть значительно сложнее.

Например, в приведенном бизнес-процессе подразумевается, что все данные по клиентам, счетам, операциям и доходам хранятся в единой информационной системе, где организован весь бизнес-цикл: от отбора «подозрительных» клиентов до фиксации фактов корректно принятых IDS-отчетов.

При этом на практике «на входе» могут находиться несколько учетных систем (а в крупных банках это скорее правило, чем исключение). Например, в АБС учитываются процентные доходы, полученные по депозитным счетам, в финансовых бэк-офисах - дивиденды и купонные доходы. В этом случае производится импорт, контроль и консолидация данных, чтобы получить всю информацию, структурированную по клиентам: по всем их счетам, операциям и доходам.

Уже сейчас банки автоматизируют отправку данных по клиентам в IRS, и это только первая, самая простая часть работы по поддержке требований FATCA.

С 1 января 2017 года начнется штрафование доходов «отказников» (тех лиц, которые отказались сообщить свой резидентский налоговый статус), полученных от источников в США. Штраф будет представлять собой удержание 30% от FDAP (фиксированные, определяемые, ежегодные и регулярные доходы). К FDAP относятся процентные доходы, дивиденды, лицензионные отчисления, арендная плата, оплата предоставленных услуг, выручка от продажи американских активов (в том числе, ценных бумаг) и т. д.

Это потребует корректного расчета FDAP-дохода. Для этого необходимо определять статусы всех «подозрительных» платежей и учитывать все предусмотренные исключения. Кроме того, будет необходимо депонировать удержанные штрафы, корректно взаимодействовать с российскими регуляторами (пока 173-ФЗ не предусматривает удержание налога в пользу иностранных налоговых органов) и т. д.

К этому моменту в банке должны храниться все налоговые формы, представленные клиентами, получившими FATCA-статус. При этом закон предусматривает не только обязанность банка затребовать налоговую документацию, но и регламентирует минимальные сроки хранения, требует фиксировать дату получения документации и т. д.

Таким образом, выполнение требований FATCA в 2017 году потребует эффективной работы с большим количеством информации, которая должна быть консолидирована в едином решении. Именно поэтому для многих банков, особенно крупных или имеющих разветвленную ИТ-структуру, необходимо специализированное решение для соответствия требованиям FATCA, которое позволит проводить учет и анализ первичных данных, переданных в IRS отчетов по всем клиентам с различными FATCA-статусами, налоговой документации и сроков ее получения от клиентов и т. д.

Еще год назад, проанализировав весь пакет требований, связанных с FATCA, мы пришли к необходимости создания специализированного промышленного решения «Програмбанк. FATCA » .

Разумеется, первыми клиентами стали крупные банки, которые быстро осознали масштаб проблемы и уже провели необходимую предварительную работу. В настоящее время мы ведем два проекта по FATCA в банках из топ-50. Один из них имеет западных акционеров, что ставит перед нами ряд дополнительных требований.

ФАТКА - это русифицированная аббревиатура с английского языка, обозначающая Закон Соединённых Штатов Америки о соблюдении налогового законодательства в отношении счетов, открытых за рубежом (FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act). Этот закон также называют «Законом о налогообложении иностранных счетов». В соответствии с этим законом, иностранные финансовые учреждения (зарегистрированные за пределами США) должны информировать Налоговую службу США (IRS - International Revenue Services) о так называемых «клиентах США»,
в том числе о тех, кто проживает за пределами США.

  1. В чём состоит цель ФАТКА?

ФАТКА была принята в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов американскими налогоплательщиками - владельцами счетов, открытых в финансовых учреждениях, находящихся за пределами США, или инвестиционных оффшорных инструментов.

Согласно требованиям ФАТКА, финансовые учреждения, находящиеся за пределами США, обязаны идентифицировать своих клиентов на основе определённых критериев, которые носят общее название «признаки Соединённых Штатов», и предоставлять в Налоговую службу США сведения о таких клиентах в соответствии с межправительственными договорами, подписанными между правительствами США и других стран.

  1. Когда начинают применяться положения ФАТКА?

КБ «КОМЕРЦБАНК» АО информирует Налоговую службу США напрямую (не посредством Министерства финансов Республики Молдова), в соответствии с Межправительственным соглашением 2-го типа, подписанным правительствами Республики Молдова и США 26 ноября 2014 года.

Согласно Межправительственному соглашению, КБ «КОМЕРЦБАНК» АО зарегистрировался на портале IRS и получил код GIIN (Global Intermediary Identification Number): VY0Z9.99999.SL.498 , выполнив требования ФАТКА.

  1. Кого затрагивает ФАТКА?

Положения ФАТКА затрагивают физических и юридических лиц, клиентов финансовых учреждений Республики Молдова, имеющих налоговые обязательства перед США и получающих облагаемые доходы за пределами США, а именно:

  1. американских граждан и американских налоговых резидентов;
  2. граждан без американского гражданства, но находящихся в США не менее 183 дней, которые подсчитываются следующим образом: все дни, в течение которых Вы находились в стране в течение текущего года (не менее 31 дня), и 1/3 количества дней, в течение которых вы находились в стране в течение года, непосредственно предшествующему текущему году, и 1/6 количества дней, в течение которых Вы находились в стране в течение второго года, предшествующего текущему;
  3. юридических лиц США;
  4. иностранных нефинансовых юридических лиц (non-SUA), существенными владельцами которых (с долей участия не менее 10%) являются американские граждане и налоговые резиденты.

Не являются резидентами США в налоговых целях: преподаватели, студенты, стажёры, которые временно находятся на территории США на основании виз следующих категорий: F, J, M şi Q.

  1. Что означает статус «ФАТКА»?

Статус «ФАТКА» - это статус, присваиваемый Банком тем своим клиентам, физическим и юридическим лицам, которые соответствуют критериям ФАТКА, и к которым Банк должен применить процедуры, предусмотренные ФАТКА.

  1. Как повлияет ФАТКА на клиентов?

Все клиенты КБ «КОМЕРЦБАНК» АО будут подвергнуты процедуре идентификации по установлению их принадлежности к владельцам счетов США. Владельцам счетов США будет присвоен статус «ФАТКА» в результате выявления у них «признаков США» и они должны будут предоставить информацию, запрашиваемую Банком.

  1. Каковы последствия для клиентов, которые откажутся сообщить Банку информацию, необходимую для установления статуса «ФАТКА»?

Клиенты, которые не предоставят сведения, на основании которых Банк сможет принять решение о присвоении им статуса «ФАТКА», будут квалифицированы как владельцы счетов США - отказники и информация о них будет предоставлена в Налоговую службу США.

  1. Что понимается под «клиентом-отказником»?

Под «клиентом-отказником» понимается владелец банковского счёта, физическое или юридическое лицо, которое:

  1. не ответил на запрос Банка о предоставлении документов, необходимых для присвоения статуса «ФАТКА» или сведений, необходимых для предоставления в Налоговую службу США (действующий формуляр W-9, правильное наименование и номер налогоплательщика США, др.);
  2. не дал согласия на предоставление Банком его персональных данных в Налоговую службу США.
  1. Что является идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN)?

Идентификационным номером налогоплательщика США (US TIN) является номер, идентифицирующий американского налогоплательщика, используемый Налоговой службой США в администрировании налогов.

Номером налогоплательщика США может быть:

  1. SSN (Social Security Number) - номер социального страхования гражданина США;
  2. ITIN (Individual Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США;
  3. ATIN (Adoption Taxpayer Identification Number) - идентификационный номер налогоплательщика США, для детей, усыновлённых в США.
  1. Что представляют собой формуляры W-9, W-8BEN и W-8BEN-E?

Банк использует сведения, указанные клиентами в формулярах W-9, W-8BEN и W-8BEN-E, для принятия решения о присвоении им статуса «ФАТКА». Клиенты самостоятельно заполняют и предоставляют эти формуляры в Банк. В противном случае клиенты будут считаться «клиентами-отказниками», что повлечёт за собой действия Банка, описанные выше.

Для заполнения указанных формуляров клиентам необходимо воспользоваться инструкциями по их заполнению, которые опубликованы на сайте Налоговой службы США (https://www.irs.gov):

Формуляр W-9 заполняется как физическими, так и юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, имеющего отношение к США.

Формуляр W-8BEN заполняется лишь физическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

Формуляр W-8BEN-E заполняется лишь юридическими лицами и представляет собой подтверждение владельцем счёта своего статуса лица, не имеющего отношения к США.

  1. Я являюсь клиентом КБ «КОМЕРЦБАНК» АО. Банк сообщил мне о том, что у меня есть признаки США. Обязан ли я предоставить Банку запрошенные им документы?

Вам рекомендуется предоставить в Банк запрошенные документы. В случае, если Вы не предоставите в Банк соответствующий заполненный формуляр, Вы будете считаться «клиентом-отказником» в отношении ФАТКА, а Банк будет вынужден сообщить сведения о Ваших счетах в Налоговую службу США, даже если они не подп

Тому факту, что сегодня все менее популярным становится быть гражданином США, мы во многом обязаны закону, принятому в этой стране в 2010 году и вступившему в силу с 01.07.2014 «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA). Идея принятия этого закона возникла, когда правительством США были подсчитаны недополученные налоги. Их сумма приблизительно составила 100 000 млрд $, и это только офшорные схемы, не учитывая вклады граждан в иностранных банках. В результате подсчета было решено принять меры по исправлению данной проблемы в виде законопроекта, который после подписания главой американского государства вступил в силу. Что и явилось основной причиной большого числа отказов от гражданства США среди ее резидентов, проживающих и работающих на территории других стран.

Что собой представляет FATCA

FATCA - что это? Это закон о налогообложении, принятый в США, который обязывает иностранные финансовые организации отчитываться перед налоговой службой этой страны (IRS) о клиентах, являющихся американскими налогоплательщиками. Официальная цель принятия FATCA - не допустить уход от налогов американских граждан. По законодательству США, все физические и юридические лица, имеющие гражданство или являющиеся резидентами этой страны, обязаны платить налог, независимо от места, где они проживают и получают доход от трудовой деятельности, ведут бизнес или владеют имуществом. Но такое положение дел многих граждан не устраивает, поэтому финансовую деятельность они стараются вести через банки, находящиеся за пределами своей страны.

До принятия закона как-то отслеживать их финансовую деятельность и получать информацию по счетам в иностранных банках соответствующие службы США не имели возможности. Но ситуация резко изменилась после вступления в силу FATCA. Что это дало спец службам? С этого времени все страны или их финансовые организации должны передавать сведения в целях FATCA в IRS о клиентах, являющихся налогоплательщиками Америки. Закон является, мягко говоря, высокомерным, так как затрагивает интересы не только граждан США, но и юридических лиц всех остальных государств.

Рычаги воздействия, способ контроля за исполнением FATCA

Чтобы беспрепятственно передавать сведения FATCA, иностранным финансовым организациям или странам предложено заключить особые соглашения с соответствующей службой США по обеспечению контроля за счетами налогоплательщиков американской страны. Всех отказавшихся от предложения ждет ряд сюрпризов, в которые входят такие меры, как санкции, принудительное удержание 30% от суммы переводов клиентов через банковскую систему США, а также через банки, подписавшие такое соглашение, или даже закрытие доступа к основной резервной валюте для целых стран с последующим сокращением части международной торговли. Поэтому за подписанием соглашения выстроилась внушительная очередь, состоящая из различных государств и отдельных финансовых организаций, которые понимают, какое значение в движении финансовых средств имеет система США, но в то же время стараются избежать нарушения закона о неприкосновенности частной жизни. Соглашение может быть заключено не только с различными странами в межправительственной форме, но и с отдельными финансовыми институтами, в случае если государство, на территории которого они ведут свою деятельность, по каким-либо причинам не может принять данное соглашение.

Модели соглашений

Так как закон FATCA предусматривает два варианта межправительственных соглашений, то и предусмотренных ими моделей передачи информации также две:

  1. Согласно первой модели, финансовые организации сдают отчетность по счетам клиентов, относящихся к американским налогоплательщикам, во внутренние службы своей страны. Впоследствии этими службами информация передается специальным службам США.
  2. Вторая модель подразумевает передачу данных по таким клиентам самими финансовыми организациями, заключившими прямое соглашение с налоговыми органами США.

Российской Федерацией к 2017 году не было подписано межправительственное соглашение для передачи сведений в целях FATCA. Что это означает для российских граждан? Формально банки и прочие организации не обязаны отчитываться перед службами Америки. Но это обстоятельство обещает клиентам российских финансовых институтов нежелательные проблемы при расчетах и транзакциях через американские корсчета в виде санкций.

Российское законодательство дает добро отечественным банкам на передачу информации службам США

В результате жарких дискуссий российского правительства на тему вступления в силу FATCA, его возможных последствий и противоречий с законами РФ, главой государства был подписан закон, призванный помочь отечественным финансовым компаниям осуществить регистрацию на сайте налоговых служб США для соблюдения FATCA. Что это позволяет российским организациям? На законных основаниях передавать требуемые сведения об американских налогоплательщиках в рамках соглашения об обмене информацией, но только с согласия клиента. В случае получения от него отказа на передачу данных, любой банк имеет право не работать с этим лицом. Все данные перед передачей должны пройти через Центробанк и Росфинмониторинг, который имеет право ее остановить.

Форма отчетности FATCA

В попытке исключить нежелательные удержания со счетов клиентов, 90% банков и организаций из России в частном порядке пошли на соглашение и зарегистрировались в федеральной службе США. Поэтому при открытии счетов во многих банках сегодня можно столкнуться с неизбежностью заполнения определенного документа. Форма FATCA представляет собой небольшую анкету, при помощи которой легко определить необходимость передачи информации о данном клиенте службам Америки. Если клиент не имеет отношения к налогам в США, то информация о нем останется закрытой для американских служб.

Опасения банкиров

Такой механизм сбора информации может оказаться недостаточно эффективным, что в результате окажется причиной штрафов, удержаний или потерь компаниями, полученных при регистрации идентификационных номеров (GIIN). Отсутствие такого номера у финансовой организации является основанием к применению к ней санкций за неисполнение FATCA. Количество отечественных институтов, которым удастся сохранить GIIN после передачи данных, в 2017 году остается пока неясным. Многие банкиры высказывают опасения, что американское правительство при желании найдёт массу нарушений в действиях российских организаций. Поэтому угроза санкций в связи с нарушениями FATCA более реальна, чем возможная блокировка платежных систем, которую прогнозировали банки. FATCA имеет много неясностей и двусмысленностей, которые оставляют широкий простор действий для служб, контролирующих его исполнение.

Регистрация в целях FATCA, Сбербанк. Что это?

Одной из первых организаций, зарегистрировавшихся в налоговой (IRS) США, является Сбербанк. Компания в полном составе, включающем главное ведомство и 208 подконтрольных ему учреждений, получила статус финансового института, выполняющего требования FATCA. Что это значит? Сбербанк обязан выявлять среди своих клиентов тех, кто имеет отношение к оплате налогов в Штатах. На дату регистрации банк имеет около 20 000 клиентов, которые являются гражданами Америки или входят в число остальных категорий, обязанных платить налог в этой стране. К ним относятся:

Юридические лица:

  • организации, где резиденты имеют долю более 10%;
  • компании, имеющие регистрацию в Америке.

Физические лица:

  • американское гражданство;
  • зеленая карта;
  • рождение на территории Америки;
  • почтовый адрес в США;
  • американский телефонный номер;
  • оформленная доверенность на лицо с адресом в США;
  • право подписи лицу с тем же адресом;
  • инструкции по перечислению сумм в США;
  • адрес «до востребования», если он единственный для счета.

В дальнейшем количество клиентов, относящихся к этим категориям, может возрасти, так как не существует препятствий для обслуживания лиц, готовых дать согласие на передачу информации в Штаты. Эта информация необходима для выполнения обязательных условий FATCA (Сбербанк). Что это меняет в обслуживании? Сбербанк просит заполнить дополнительную анкету, прилагаемую к пакету документов.

Порядок действий банка

При работе с клиентами Сбербанк определяет FATCA-статус по каждому на основании данных заполненных анкет, а затем формирует отчет. По результатам полученной информации выявляются те, кто имеет отношение к американским налогам. Далее происходит:

  1. Информирование клиента о наличии у него признаков принадлежности к американским налогоплательщикам.
  2. Подтверждение клиентом статуса формами w-9 или w-8. Или документальное подтверждение несоответствия этому.
  3. Получение от клиента согласия на передачу данных в IRS. Либо, в случае отсутствия форм или документов опровержения, его переход в статус отказников.

Факт регистрации Сбербанка в IRS обязывает его предоставлять в случае необходимости доступ американскому правительству к счетам налогоплательщиков США, находящихся в учреждении Сбербанка на территории РФ. При этом Сбербанк не видит препятствий для выполнения своих регулярных обязанностей с появлением необходимости информировать Штаты о накоплениях их налогоплательщиков.

Вступление России в европейский FATCA

В скором времени России предстоит присоединение к Евро-FATCA. Это новый законопроект, схожий с американским по регулированию, но в отличие от которого, в случае отказа от сотрудничества предусматривает не штрафные санкции, а полный запрет деятельности для отказников на территории ЕС. Присоединение России планируется на 2018 год в рамках европейской Конвенции от 1988 года, согласно которой, участники обязаны оказывать друг другу помощь и обмениваться информацией по налоговым делам. Со дня вступления в Евро-FATCA российские службы смогут не только передавать данные о налогоплательщиках ЕС, но и получать информацию о европейских счетах отечественных граждан.

30 июня 2014 года, Москва – В связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA) Сбербанк России осуществил регистрацию в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating financial institution not covered by an IGA). Индивидуальный идентификационный номер: JPCJ0H.00028.ME.643.

FATCA нацелена на сбор информации об американских налогоплательщиках.

Настоящим информируем клиентов – физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), заинтересованных в заключении договоров со Сбербанком России (далее – Банк), о возможности раскрытия информации о своем статусе налогоплательщика США в целях FATCA.

В случае если на момент Вашего обращения в Банк после 1 июля 2014 года для заключения договора по любой услуге у Вас отсутствуют действующие счета в Банке, Вы можете заполнить анкету Банка, содержащую дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета). Форма Анкеты и порядок ее заполнения представлены на сайте Банка в соответствующих разделах продуктов и услуг, а также в информационных папках в офисах обслуживания.

В рамках заполнения Анкеты от Вас потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

В случае если Вы являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения формы. Если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США, Вам необходимо предоставить (1) свидетельство об утрате гражданства США по форме DS 4083 Бюро консульских дел Государственного департамента США или (2) письменные объяснения в отношении отсутствия гражданства в США (например, указание причины, по которой не было получено гражданство США по рождению).

Заполненную Анкету и перечисленные выше документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания. Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.