Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Презентация урока государство в экономической жизни. Презентация на тему "роль государства в экономике"

Презентация урока государство в экономической жизни. Презентация на тему "роль государства в экономике"

Звучит заставка к передаче «Пусть говорят»

Ведущий входит в класс. Приветствие.

Слово учителя: Уважаемые друзья, сегодня мы с вами присутствуем на программе «Пусть говорят».

Кто отсутствует в нашей студии ?(отмечаю отсутствующих)

Благодарю вас!

Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Итак, тема нашей встречи сегодня «Роль государства в экономике» . Пожалуйста, пометьте тему себе в блокноты. (Тетради учащихся)

I . Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемы урока

«В разрез с желанием людей,

Слова в стране разнятся с делом

Дерут по две, по три цены

И демократ, и бывший левый»

Последовательно участникам программы задаются вопросы:

О чём эти слова?

Кто необходим на рынке?

О чём мы будем сегодня говорить?

(Постановка цели урока)

На прошлых наших встречах мы с вами говорили о таких важных явлениях экономики как спрос, предложение и предпринимательство. Многие экономисты главным понятием экономики считают – государство. Поэтому государство выступает не только политическим, но и экономическим субъектом. Цель нашей встречи сегодня доказать или опровергнуть, что государство главное понятие экономики .

Итак, Несколько советов:

  • Попробуйте не закрывать рот своими мыслями.
  • Когда обсуждение проходит в парах или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.
  • Будьте доброжелательны друг к другу.

Форма работы: индивидуальная и групповая

II . Актуализация знаний

Ведущий: А что такое государство?

Гости: ответ (Государство – это политическая организация страны, которая имеет свою территорию, суверенитет, издаёт законы, собирает налоги и охраняет своих граждан )

Ведущий: Молодцы! Государство так же является главным участником экономической сферы. Оно стремится сохранить экономический порядок для удовлетворения наших с вами потребностей. А каких?

Гости: ответ ( биологических, социальных и т.д.)

III . Изучение нового материала

Ведущий: Экономическая политика государства имеет свои определенные цели. А какие, сейчас мы с вами рассмотрим.

Экономич цели:(запись в блокноты)

  1. Экономический рост
  2. Регулирование занятости
  3. Поддерживания стабильного уровня цен
  4. Поддержка экспорта

Экономические цели гос-ва бывают:(общие, перспективные, текущие) пояснение:

  1. Общие (обеспечение экономической безопасности и эффективности, забота об обеспечении о полной занятости.)
  2. Перспективные (формирование социально-ориентированного рыночного варианта экономики)
  3. Текущие (снижение инфляции, обеспечение стабилизации, борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес)

Ведущий: Но чтобы сохранить экономический порядок в стране, что необходимо создать государству?

Гости: Ответы (условия)

Уважаемые друзья в нашей студии присутствует специальный корреспондент нашей программы, который познакомит вас с этими условиями. Я предоставляю слово Кринице Александру.

Ведущий: Ваша задача во время выступления Александра, зафиксировать у себя в блокнотах условия, которые по вашему мнению могли бы сохранить экономический порядок в стране.

Гости: ответы

Ведущий : Александр, правильно или нет, на ваш взгляд, гости нашей студии назвали условия для сохранения экономического порядка в стране? Подведите итоги.

Александр (речь): основными условиями являются:

  1. Законы;
  2. Гарантия приоритетов личных интересов;
  3. Ограничение монопольных тенденций в экономике.

Ведущий: Роль государства в экономике проявляется через функции государства. Предлагаю открыть учебники на стр 116.

Ведущий: В экономике государство часто защищает предпринимательство. Но оно понимает, что помогает при этом только 10 – 30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения – дети, безработные старики, малообеспеченные, служащие – нуждаются в помощи государства.

Многие вопросы в экономике может решить только государство. Как вы думаете, что может произойти, если школы, больницы, полицию передадут в частные руки – предпринимателю?

Гости: ответы

Ведущий: Ещё одной главной задачей государства является защита окружающей среды.

Уважаемые друзья, в нашей студии присутствуют эксперты, которые познакомят вас с этой проблемой. Я предоставляю слово_______________________________________________

Выходят несколько учащихся к доске, которые могут доказывать разные точки зрения.

Ведущий : С кем из наших экспертов вы согласны (не согласны), почему?

Гости : ответы

Ведущий: Так же хочется сегодня сказать, что существует механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Ведущий: Основными инструментами государственного регулирования это: прямое о косвенное вмешательство в процессы рыночной экономики. Схема на слайде. (объяснение)

Класс делится на три группы.

Ведущий : У вас на столах лежит раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопрос: Как действуют механизмы государственного регулирования, какие методы для этого используют?

1гр. Правового регулирование

2гр. Фискальная политика

3 гр. Монетарная политика

Время на выполнение работы 5 минут.

Гости: выполняют задание. Подводим

IV . Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Ведущий: Вы все молодцы! А нам остаётся провести интерактивное голосование по нашей теме.

Каждому из вас я раздам бланки с выражениями по нашей теме. Вам необходимо отметить какое из них верно, а какое нет.

После выполнения поменяйтесь бланками со своим соседом и проверьте друг друга.

Правильные ответы вы видите на экране.

Сдайте свои бланки после окончания передачи.

И в самом конце нашей передачи хотелось бы отметить ценными подарками, сегодня это оценки на передачи «Пусть говорят». (Выставление оценок)

Ведущий: А я вам напомню, что в самом начале нашей передачи мы с вами говорили, что государство является главным понятием экономики. Прошу вас высказать своё мнение!

Наша программа подходит к концу, но чтобы наша следующая встреча прошла так, же активно, я попрошу вас выполнить небольшое задание. Написать сочинение –рассуждение ____________________________________________________

V . Итоги урока. Рефлексия.

Если нет вопросов, на этом наша передача подошла к концу. До свидания! Всем спасибо!





Основные типы экономических систем Линии сравнения ТрадиционнаяЦентрализованная (командная) Рыночная Что производить? Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности – «плановиками» Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено Как производить? Производят так и тем, как и что производили предки Определяется государственным планом Определяют сами производители


Основные типы экономических систем Линии сравнения ТрадиционнаяЦентрализованная (командная) Рыночная Для кого?Большинство людей живет на грани выжива- ния. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям и традициям «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получают столько, сколько хотят, производители – прибыль – превышение доходов от продажи Т и У над затратами на их производство ОпределениеЭ.С. с натуральной формой хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для удовлетворения собствен- ных потребностей производителя, а решения о производстве, распределении и потреблении эк. благ принимаются на основе обычаев и традиций Э.С., в которой эк. деятельность всех субъектов жестко регламентируется из единого эк. центра в соответствии с государственным планом Э.С., в которой решения о производстве, распределении и потреблении принимаются самостоятельными эк. субъектами на основе свободы выбора





А. «...Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933 г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу. Открытие колхозных рынков... зависело от того, справлялись ли колхозы района с выполнением плана... Власти объявили об установлении исключительно высокого денежного обложения крестьян-частников...»


Б. «В октябре 1922 г. в нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины, выбора форм землепользования. Строгая централизация в снабжении промышленных предприятий сырьем и в распределении готовой продукции была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции».


В. «В отечественной истории примечателен конец 20-х годов, когда в июне 1918 г. был издан декрет о национализации крупной промышленности, а в ноябре 1920 г. мелкой промышленности. Согласно декрету 11 января 1919 г. у крестьян изымались все излишки хлеба. Повсеместно господствовали безденежные расчеты. Оплата за труд осуществлялась продовольствием, предметами первой необходимости. В 1919 г. введено бесплатное питание для детей, а затем и для рабочих промышленности и транспорта».




Функции государства: 1) Сбор и распространение достоверной экономической информации. 2) Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды. 3) Помогает бедным, решает социальные проблемы. 4) Охраняет интересы потребителей, контролирует качество товаров и услуг. 5) Защищает собственность граждан, фирм. 6) Защищает механизм конкуренции, предотвращает монополизм, сохраняет рынок. 7) Поддерживает общественные институты. 8) Формирование законодательства по вопросам экономики, судебная защита граждан, фирм. 9) Регулирует денежное хозяйство страны. 10) Предотвращение экономических кризисов.








НАЛОГИ (по территориальному уровню) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НДФЛ – налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; НДС – налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов; государственная пошлина РЕГИОНАЛЬНЫЕМЕСТНЫЕ налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог земельный налог; налог на имущество физических лиц



ВИДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Прогрессивное – система, при которой существует гибкая шкала ставок налога: с большего дохода берется большая процентная ставка налога, а с меньшего – меньшая (способствует выравниванию разности в доходах между богатыми и бедными); Регрессивное – это система, обратная прогрессивной (с большего дохода – меньшая процентная ставка налога, и наоборот); Пропорциональное – независимо от величины дохода со всех лиц взимается один и тот же налог (в Росси 13%)

Роль государства в экономике

8 класс. Обществознание


Роль государства в экономике

Зависит от типа экономической системы!

Традиционная система

Командная система

Рыночная система


Традиционная система

  • Господство натурального хозяйства.
  • Приверженность традициям.
  • Нет товарно-денежного обмена.
  • Отсутствие технического прогресса.
  • Земля и капитал находятся в общем владении.


Командная система

  • Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение.
  • Планирование.
  • Земля и капитал преимущественно принадлежат государству.



Рыночная система

  • Производитель сам решает, что, как и для кого производить.
  • Земля и капитал находятся в частных руках.
  • Государство обеспечивает в рамках закона порядок в обществе.


«…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу.»


Какой тип системы характеризует текст?

«…В октябре 1922г. В нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право … выбора форм землепользования. Строгая централизация … была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции.»


Функции государства

  • Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды.
  • Помощь бедным, решение социальных проблем.
  • Охрана интересов потребителей и предпринимателей.
  • Защита собственности.
  • Создание законов по вопросам экономики.
  • Регулирование денежной массы в стране.
  • Предотвращение экономических кризисов.

убеждение

Налогообложение

Регулирование

Государство

Экономика


В связи с повышением цены на хлеб жители N-ской области стали запасаться продуктами «впрок». Такой ажиотаж на товары привел к дефициту многих продуктов.


Какой из способов будет иметь успех в данной ситуации и почему?

Автомобилестроительные компании страны стали разоряться в связи с тем, что граждане покупают только иностранные машины, так как они дешевле и практичнее в эксплуатации.


Налоги – обязательные платежи, взимаемые

с населения в пользу государства.

косвенные

прямые


Таблица: Виды налогов

Вопрос

Прямые налоги

Определение

Косвенные налоги

Прочитайте в учебнике текст на стр. 94 и заполните таблицу.


Социальная политика

Социальная политика – совокупность мер, проводимых правительством в социальной сфере.

  • Пенсии.
  • Организация политики занятости, помощь безработным.
  • Стипендии.
  • Помощь семье.
  • Бесплатная медицинская помощь.

Домашнее задание

  • Прочитать § 14.
  • Выучить: традиционная система, рыночная система, командная система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.


  • Рассмотреть роль государства в экономике страны
  • Познакомиться с системой налогообложения

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы.

Наёмный работник

Предпринимательские способности

Машинист электровоза

Принятие решений

Горная река


  • 1. Функции государства.
  • 2.Зачем экономике государство
  • 3.Почему мы платим налоги
  • 4.Государственный бюджет

Функции государства

Какие экономические функции государства существуют по мнению А. Смита?

Стр. 132 (1 абзац) учебника


  • стабилизация экономики
  • защита прав собственности
  • регулирование денежного обращения
  • перераспределение доходов
  • регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими
  • контроль за внешнеэкономической деятельностью
  • создание общественных благ

Прямое и косвенное воздействие государства на экономику

Прямое

регулирование

Включает преимущественно административные методы (законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике)

Косвенное

регулирование

Использует методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики


Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Функции налогов:

  • фискальная (формируется доходная часть бюджета)
  • регулирующая (стимулирование или сдерживание темпов производства)
  • распределительная (распределение результатов производства между различными сферами и группами населения)


  • Налоги

Прямые (налагаемые непосредственно на потребителей)

Косвенные (налоги на продажу товаров и услуг)

Подоходный налог

Таможенная пошлина

Акцизные налоги (надбавки)

Налог на имущество

Налог на прибыль

Налог с продаж


Словарная работа

Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества. Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

Пошлины - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.


НАЛОГИ

Обеспечивают распределение и

перераспределение национального дохода в соответствии с социальными и экономическими задачами.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

(налоги субъектов РФ)

Федеральные


Домашнее задание:

Параграф § 17, выучить понятия, выписать определение государственному бюджету, перечислить доходы и расходы государства.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель: Рассмотреть роль государства в экономике страны Познакомиться с системой налогообложения

Cлайд 3

План урока: Типы экономических систем Функции государства Налогообложение и его основные составные

Cлайд 4

Экономическая система - исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Cлайд 5

Cлайд 6

Традиционная система Традиционная экономика - такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Cлайд 7

Отличительные черты традиционной экономики: примитивные технологии; преобладание ручного труда; члены экономических отношений объединены в крепкую социальную сеть ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями; Для традиционной экономики характерно малопроизводительное фермерство, охота и собирательство - нет регулярных излишков пищи, и поэтому торговля не носит постоянный характер.

Cлайд 8

Командная система Система, способ управления экономикой и социальными отношениями какой-либо страны, в которой основная роль отводится распределительным, командным методам, а вся полнота власти сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Экономика строится на государственной форме собственности.

Cлайд 9

Для административно-командной системы характерно: директивное планирование из Центра, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на недемократическую политическую систему, на тоталитарные/авторитарные режимы, противоречит демократическим принципам управления, не приемлет свободный рынок, конкуренцию, предпринимательство.

Cлайд 10

Рыночная система экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

Cлайд 11

Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах: предпринимательства; многообразия форм собственности на средства производства; рыночного ценообразования; договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т.д.); ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Cлайд 12

Функции государства Какие экономические функции государства вы знаете? Государство Экономика Убеждение Налогообложение Льготы Регулирование