Меню
Бесплатно
Главная  /  Переводы с мобильного  /  Меры по повышению уровня жизни населения. Основные направления повышения уровня и качества жизни населения россии

Меры по повышению уровня жизни населения. Основные направления повышения уровня и качества жизни населения россии

В связи с мировым экономическим кризисом многие предприятия производственной сферы и предоставляющие услуги столкнулись с серьезным снижением спроса на свой продукт. Крупные организации такие как "Автоваз", "Сбербанк" и другие были вынуждены в значительных объемах сокращать штат своих сотрудников и оптимизировать их работу. Таким образом, сотни тысяч по всей стране оказались невостребованными, покупательная способность их резко упала. ВВП страны начал снижаться, доходы бюджета существенно сократились, из-за этого государство было вынуждено приостановить рост расходов на здравоохранение, часть бюджета связанную с культурно-просветительской деятельностью. Все это в общей картине вылилось на остановку и без того не высоких темпов роста уровня жизни в стране.

Сейчас очень часто говорят об уровне жизни населения, о . Чтобы решить существующие проблемы в этой сфере, следует разобраться в этом понятии, знать, из чего оно состоит, и на основе этих знаний создавать программы повышения уровня и качества жизни.

Говоря о качестве жизни населения, нельзя забывать, что это важнейшая составляющая развития экономики. От уровня жизни населения зависит качество его жизни и наоборот. Качество жизни можно описать, исходя из набора определенных показателей качества и уровня жизни населения. Проводя определенную , государство изменяет эти показатели, следовательно, уровень жизни улучшается или ухудшается.

Эти показатели можно разделить в широком смысле на четыре блока. Во-первых, финансово-экономические показатели. Например, национальное богатство, доходы и расходы населения, уровень инфляции. Во-вторых, показатели материального благосостояния населения, которые включают в себя занятость, труд, жилье, коммунальное хозяйство и др. В-третьих, медико-экологические показатели, включающие здоровье населения, уровень медицины, состояние окружающей среды и т.д. И, наконец, показатели духовного состояния населения. Это уровень образования, культуры, а также политика и общая занятость населения.

Основываясь на этих показателях, можно разрабатывать меры по улучшению качества и уровня жизни. Нельзя не заметить, что эти показатели связаны, и изменение одного повлечет за собой изменение другого. Высокий уровень жизни можно обеспечить, повышая , особенно работникам, занятым в социальной сфере. Каждый из нас знает о проблеме учителей и врачей. Достойная решит хотя бы частично проблему занятости в этой сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.

Показатели материального благосостояния, такие, как труд и занятость, оказывают значительное влияние на экономику страны, поэтому государство, в первую очередь, должно быть заинтересовано в их улучшении. Эффективным представляется повышение профессионально-квалификационного уровня основной части специалистов, особенно высококвалифицированных работников, во всех отраслях народного хозяйства.

Реально создание и использование различного рода учебных программ, где специалисты при финансовой поддержке своих фирм могут выполнять собственные исследования. Обязательны поддержка профессионально-технического обучения и повышения квалификации, особенно работников социально значимых сфер, обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости.

За последние пять лет экономика России выросла на 40%, и давно уже пришла пора каждому почувствовать данный статистически впечатляющий рост. Увеличение реальных доходов населения, опять же по статистике, составляет 10% в год, но судя по этому говорить, что каждый из нас живет лучше нецелесообразно. И если учитывать, что основным доходом большинства населения является заработная плата, то при повышении заработной платы надо учитывать и то, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, что каждый год они дорожают на определенный процент, то, следовательно, чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.

Государство должно обратить пристальное внимание на малообеспеченные слои общества (а за чертой у нас живет 25 миллионов человек), прежде всего на работников бюджетной сферы.

К числу основных направлений повышения уровня жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее , определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. Не менее существенна значимость обратной связи: экономический рост возможен только при условии достижения необходимого уровня жизни населения.

В условиях велика значимость поддержки и развития отечественного производства. Требуют немедленного осуществления меры по стимулированию инвестиционной активности, по облегчению доступа к кредитам. Большую роль может сыграть эффективная антимонопольная политика, защита отечественного производства посредством введения антидемпинговых квот и технических барьеров, поддержка малого и среднего бизнеса.

Особую важность представляют меры по сохранению и развитию отечественного научно-технического потенциала. Среди них субсидирование затрат на защиту интеллектуальной собственности и поддержание прав на нее в России и за рубежом, освобождение от налогов затрат на . Действенным также видится сохранение информационной научно-исследовательских работ, субсидирование затрат научно-технических организаций на пользование информационными сетями и базами данных.

Достойный уровень жизни населения государство сможет обеспечить, решив квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. Однако более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются лишь мечтой для миллионов российских семей.

Сравнительный анализ показывает, что по жилищным условиям Россия в значительной степени отстает от развитых стран. В России в современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно-эксплутационных служб. Оправдывает себя практикуемая для отдельных категорий населения система жилищных сертификатов. Важно отметить, что размеры тарифов на общественный транспорт, ЖКХ и связь должны быть не выше пределов, установленных федеральным правительством.

Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Ни для кого не секрет, что в “плачевном состоянии" находятся у нас в стране муниципальные сети здравоохранения. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Необходимо оснастить новым диагностическим оборудованием более десяти тысяч муниципальных поликлиник (из них более трети на селе), значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров. Необходимо обновить автопарк “скорой помощи”, включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи.

Финансирование системы здравоохранения целесообразно осуществлять посредством прямой оплаты услуг населением и целевых взносов предпринимателей и работников (в отличие от входящих в общий налог отчислений, существующих в РФ в современных условиях). Целевое финансирование обеспечит весомые позиции здравоохранения в иерархии общественных приоритетов, а взносы направятся непосредственно на нужды охраны здоровья. В сфере государственного регулирования особую значимость приобретают целевая помощь нуждающимся в дорогостоящем лечении, направленность медицины на поиск новых, менее затратных и более действенных путей профилактики и лечения заболеваний, обеспечение гарантий бесплатности необходимого набора медицинских услуг.

Нуждается в изменении организационно-правовая форма медицинских учреждений. Необходима разработка новой системы нормирования и оплаты труда медработников для повышения их заинтересованности в результатах труда.

Требует немедленного осуществления поиск путей совершенствования системы образования в России, улучшения качества и повышения уровня образования подготавливаемых специалистов. Первые шаги к созданию современной системы уже сделаны - принята Доктрина об образовании, основные положения которой призывают качественно изменить систему финансирования образования, создать социально-экономические условия для приоритетного развития системы образования, обеспечить развитие высших учебных заведений и усилить контроль деятельности негосударственных вузов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам.

Для того чтобы повысить уровень жизни населения наше правительство должно работать именно в этих направлениях, так как именно эти компоненты являются важнейшими составляющими уровня жизни.

В сложившейся ситуации необходима активная государственная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, и как следствие, на рост общественного благосостояния. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по повышению уровня жизни населения должна включать следующие направления: 1. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. В настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников, необходимо продолжить повышение пенсий. 2. Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям. 3. Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области просто необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. 4. Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счет установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране, а именно, повысить рождаемость, уменьшить смертность населения и увеличить продолжительность жизни людей. 5. Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда, т.к. в настоящее время прослеживается резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников, а также в уровне среднедушевого денежного дохода между регионами. Повышение уровня и качества жизни населения может быть достигнуто при взаимодействии государства и населения, при своевременном решении важных проблем, при осознании государством необходимости помощи людям, действительно желающим улучшить свое положение, но не в состоянии сделать это без поддержки. Если люди будут стремиться к лучшей жизни, а государство, в свою очередь, способствовать этим улучшениям, возможно, в ближайшие годы уровень жизни населения России возрастет.

Проблема социально-экономического развития государства актуальна, прежде всего, своим влиянием на качество и уровень жизни населения.

Нам всем известно, что такое доходы, как они формируются, распределяются и какие виды доходов существуют. Но стоит обратить внимание на то, что не все население имеет шансы эти до ходы получить в целом объеме и потратить должным образом на необходимые блага, которые непосредственно влияют на уровень нашей жизни.

Большинство населения РФ, получая часть своих доходов, формируют основу экономического благосостояния страны и определяют уровень жизни. Под уровнем жизни понимается совокупность материальных и духовных благ, достающихся гражданам страны в обмен на их денежные доходы, а также поступающие им средства из общественных (государственных) и иных фондов.

Каждый человек хочет иметь достойное жилье, качественную медицинскую помощь, высшее образование, которое будет гарантировать будущее трудоустройство, социальные и пенсионные услуги и т.д. Но из-за неравномерного распределения доходов, мы имеем факторы, которые негативным образом сказываются на нашем образе жизни и экономическом благосостоянии.

Комиссия ООН предлагает ряд показателей уровня жизни, она включает широкий круг характеристик, отражающих условия жизни людей мира. Выделяют 12 групп показателей:1) демографическая ситуация в стране: рождаемость, смертность и другие характеристики; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и рас ходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) наличие транспортных средств; 10) организация отдыха;11) социальное обеспечение; 12) права человека.

Встают вопросы: Кто из ныне проживающих на территории нашей страны людей удовлетворен уровнем жизни и благосостояния? Кто имеет возможность получать все необходимые блага для существования? Если доходы распределяются неравномерно, то где грань между бедностью и достойным существованием?

Для этого используется такой показатель, как черта бедности. Она отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимум уровня жизни. Черта бедности в разных странах неодинакова: в развитых странах она значительно выше, чем в развивающихся государствах и в странах с переходной экономикой.

В 2014 году прожиточный минимум составляет в среднем 6705 руб. в месяц, из которых 2412 руб. предусматривалось на продукты питания, 1057 руб.- на все непродовольственные товары (включая лекарства), 2754 руб.- на все услуги (включая услуги ЖКХ и транспорт), а остальное - на налоги и другие обязательные платежи и сборы. Учитывая реальную стоимость одних только услуг ЖКХ или лекарств, понятно, что расчетный уровень от практики далек .

По статистике, в России официально считаются бедными (то есть имеют до ход ниже установленного прожиточного минимума) 8,8% населения, или 12,5 млн. человек. Социологи разделили наших бедных на 2 группы: бедные «по доходу» и бедные «по лишениям». Первые - те, чей доход на одного члена семьи не превышает официальный минимум. Вторые - люди, которые попадают в трудное материальное положение из-за лишений, которые испытывают даже при относительно неплохих доходах (болезнь, иждивенцы и др.). Людей, которые являются бедными не по до хо дам, а "по лишениям", статистика не учитывает, но их не меньше .

Для определения справедливости в распределении доходов используют показатель итальянского статистика Коррадо Джини. Коэффициент Джини может принимать значение от 0 до 1. Если G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 – предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Так для большинства регионов России характерны чрезмерно высокие значения коэффициента Джини.


Таблица 1 Отношение наибольшего значения показателя Джини среди регионов за 2013 г.

Регионы с лучшими значениями

Регионы с худшими значениями

Коэффициент

дифференциации

Ивановская

Ненецкий АО

Тверская область

Санкт-Петербург

Республика

Ингушетия

Тюменская область

Республика

Самарская область

Владимировская

Межрегиональное распределение доходов по коэффициенту Джини составила 1,49 раза. При этом в 47 регионах России коэффициент Джини был избыточным. Наиболее высоким относительно допустимых значений коэффициент Джини был в Москве и Санкт-Петербурге, Тюменской, Самарской и Сахалинской областях.

Таким образом, отклонения в уровне жизни населения внутри федеральных округов страны также являются существенными, что приводит к увеличению региональной миграции населения, особенно в районы крупных мегаполисов.

Для сокращения бедности и уменьшения степени неравенства доходов государство проводит соответствующую социальную политику. Она включает комплекс мер по поддержанию уровня до ходов граждан и созданию условий для удовлетворения их первостепенных нужд.

На сегодняшний день проводится ряд программ государственной помощи, которые обеспечивают поддержку населения, в их числе:

– материнский (семейный) капитал –форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство. На сегодняшний день размер капитала – 429,408 тыс. руб., в 2015 г. размер капитала составит 450,878 тыс. руб.

– пособия по безработице, минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., а максимальная величина составляет 4900 руб.

государственная программа «Молодая семья», действующая в Краснодаре и Краснодарском крае .

Реализация стратегических целей концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

–снижение уровня абсолютной и относительной бедности, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

–снижение дифференциации населения по уровню доходов с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

–решение в 2015 годах проблемы беспризорности;

Решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения–полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе, планируется достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 % от общего числа инвалидов .

Таким образом, государство, посредством данных реформ, пытается изменить положение граждан нашей страны в лучшую сторону, обеспечив тем самым достойное социально-экономическое состояние страны в целом.

Список литературы

1. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика: Теория и российская практика: учебное пособие для вузов. Изд. 9-е, испр., доп. – М.: КНОРУС. – 2011 г.
2. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский– 2-е изд. – М.: Дело, 2012 г. – Гл. 17. – с. 447.
3. Официальный сайт «Министерство труда и социальной защиты РФ» URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/347
4. Официальный сайт «Пенсионный фонд РФ» URL:

Общеизвестно, что в развитых и цивилизованных странах главная задача государства заключается в обеспечении достойного уровня и качества жизни населения, так как в социально-экономической жизни общества они занимают центральное место. Во время экономического кризиса 2014-го года, начавшегося в России, когда граждане вынуждены были сужать перечень удовлетворяемых потребностей, выводя их на более низкий уровень потребления, благосостояния и социального самочувствия, значительно снизились показатели уровня и качества жизни, в связи с чем, данная тема стала ещё более актуальной.

Большинство исследователей отмечают, что отсутствие общепринятого понимания сущности качества жизни и наличие множества подходов к его определению обуславливает возникновение существенных проблем при его интерпретации. В вопросе качества жизни сталкиваются такие научные направления, как философия, социология, психология, экономика, политика, медицина и другие науки, каждая из которых придаёт свои специфические черты понятию «качество жизни», и как следствие, здесь зарождается известный «спор физиков и лириков» .

Следует отметить, что в ряде исследований авторы сужают понятие «качество жизни», в связи с чем, оно подменяется понятием «уровень жизни». По мнению, автора, такой подход является неправильным.

Уровень жизни – это социально-экономическая категория, которая главным образом ориентирована на количественную оценку степени удовлетворения определённых потребностей общества, таких как, например, потребность в пище, одежде, жилище и т.д. Весьма распространённым является подход к понятию «уровень жизни», который определяет, прежде всего, обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достаточным уровнем их потребления и степенью удовлетворения рациональных потребностей .

Качество жизни же – это комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов, условий существования личности и положения человека в обществе.

Если говорить об уровне и качестве жизни в России, то его можно рассматривать в двух аспектах: по уровню жизни в различных регионах и городах страны, а также по сравнению с другими странами мира.

По данным рейтинга составленного агентством «Legatum Prosperity Index», в 2017 году по уровню жизни Россия в мировом списке занимает 61 место при общем количестве в 142 пункта, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56 %) довольны собственной жизнью. Безусловными лидерами мирового рейтинга, вошедшими в пятёрку, стали Норвегия, Швейцария, Канада, Швеция и Новая Зеландия.

На уровень жизни и благосостояния российских граждан на сегодняшний день оказывает серьёзное влияние санкционная политика западных стран, сокращение промышленного производства, отток капитала, а также инфляционные ожидания населения, повышение цен, как следствия увеличения НДС.

Всё же, как отмечают эксперты российского рейтингового агентства «РИА Рейтинг» стабилизация экономической ситуации в 2017 году благоприятно отразилась на качестве жизни в большинстве регионов России. Агентство подготовило рейтинг качества жизни населения в российских регионах.

Первые позиции, как и прежде, занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, их сводный рейтинговый балл превысил 70 (табл. 1). Замыкают рейтинг по-прежнему Забайкальский край, Алтай, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Тыва. Отставание от среднего по стране уровня у этих регионов довольно велико .

Источник: РИА Новости

Однако следует отметить, что на уровень и качество жизни населения в регионах, большое влияние оказывают неоднородность экономического пространства и дифференциация регионов, которая обусловлена уникальностью их качественных характеристик, например, таких как промышленный потенциал региона, наличие высокотехнологичных производств, уровень оплаты труда и т.д. Данный факт необходимо учитывать при анализе показателей уровня и качества жизни в каждом субъекте РФ.

Немало важным при оценке качества жизни является непосредственно мнение россиян о качестве своей жизни. В связи с этим также было проанализировано исследование, проведённое «Bayer» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2017 году. Участникам исследования предлагалось определить по 5-ти бальной шкале, какие составляющие качества жизни наиболее значимы для них, и оценить, насколько они удовлетворены ими .

Если вспомнить важнейшие функции государства как главного субъекта социального управления, то в кратком виде они выглядят так: учить, лечить и защищать. Так и население страны важнейшими факторами высокого качества жизни выбрало состояние здоровья, оценив его в 4,77 баллов из возможных 5, безопасность – 4,70 баллов, стабильность доходов – 4,66 баллов, образование же набрало 4,51 балл.

Как отмечают «Bayer» и ВЦИОМ, на протяжении 4 лет самыми важными составляющими качества жизни остаются здоровье, безопасность, экология, качество, и доступность продуктов питания, стабильный заработок.

Вместе с тем наиболее важные составляющие качества жизни меньше всего удовлетворяют население нашей страны. Россияне в рейтинге удовлетворенности аспектами качества жизни поставили фактор доступности медицинской помощи на последнее место, состояние безопасности оценили в 3,75 балла, состояние здоровья – 3,57 балла, качество образования – 3,52 балла.

На сегодняшний день разрушены многие отрасли социальной сферы, снизилось качество медицинского обслуживания и качество образования, усилилась дифференциация населения по доходам, а самая низкая заработная плата наблюдается именно в отраслях социальной сферы – образовании, здравоохранении, культуре, науке, значительная дифференциация регионов России по прожиточному минимуму, бедность и безработица – всё это оказывает влияние на уровень и качество жизни населения, на их благосостояние и социальное самочувствие. В настоящее время по всем указанным ранее социальным функциям государство выступает в качестве активного нападающего на уровень и качество жизни.

Это выражается в интенсивной замене медицинской помощи на систему «медицинских услуг», съёживается пространство бесплатной медицинской помощи, снижается её качество. То же самое происходит и в сфере образования, которое также трансформируется в конгломерат образовательных учреждений и организаций, предназначенных для оказания «образовательных услуг». «В результате происходит снижение уровня и качества учебных программ, принижается статус учителя и преподавателя и т.п.» . Что касается безопасности граждан РФ, следует учесть сегодняшние реалии военно-политической обстановки (ВПО), её обострение в Сирии и Украине, также ситуация усугубляется «нападками» правящими западными элитами на правящий класс России, в связи с этим, внешняя безопасность населения поставлена под большое сомнение. Для внутренней безопасности же характерна абсолютная беззащитность от любого бандита до любого коррумпированного чиновника или полицейского.

Таким образом, эти функции не могут являться «сферой услуг», если государство намерено развиваться и строить перспективы на будущее. Необходимо изменить направления функционирования системы социальной защищенности населения, искоренить проблемы, возникающие в социально-экономической политике государства, действовать в интересах общества, а не в целях личной выгоды, и тем самым добиться повышения уровня и качества жизни населения нашей страны.

Список литературы:

  1. Мухачёва А. В. Качество жизни в условиях кризиса: региональный аспект: монография / А. В. Мухачёва, Е. А. Морозова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2016. - 230 с.
  2. Тавокин Е. П. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 157 с.
  3. Тумбаева И. Д. Социология социальной сферы: учебное пособие / И. Д. Тумбаева, Н. Н. Зыкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Поволжский гос. технологический ун-т". - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 188 с.
  4. Информационное агентство «РИА Новости» – Режим доступа: https://ria.ru
  5. Международный концерн «Bayer» – Режим доступа: https://www.bayer.ru