Меню
Бесплатно
Главная  /  Банки  /  Взыскать долг за жку. Общий порядок взыскания задолженности за жкх

Взыскать долг за жку. Общий порядок взыскания задолженности за жкх

Вопрос взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги является, с одной стороны - самым простым, а с другой - самым распространенным. При кажущейся простоте и правовой определенности, встречаются несколько важных моментов, которые юристы не всегда толкуют однозначно. В данной статье попытаемся напомнить основные правила взыскания задолженности с физических лиц, а также рассмотреть несколько самых распространенных вопросов, возникающие у резидентов форума .

1. Иск или судебный приказ?

Статьей 122 ГПК РФ установлены основания выдачи судебного приказа. Одним из оснований является требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи. При этом, в порядке приказного производства возможно взыскание задолженности не более 500 тысяч рублей (ст.121ГПК РФ).

Заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности: по месту жительства должника или месту нахождения имущества (если место жительства не известно).

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства (пункт 1 части 1 статьи 23 , часть 1 статьи 121 , абзацы десятый и одиннадцатый статьи 122 ГПК РФ).

В случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг мировым судьей отказано по основаниям, указанным в части 3 статьи 125 ГПК РФ, или судебный приказ, вынесенный по данным требованиям, был отменен (статья 129 ГПК РФ), эти требования могут быть рассмотрены в порядке искового, в том числе упрощенного производства.

2. Как подавать заявление о вынесении судебного приказа, если собственник - несовершеннолетний?

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21 , 26 , 28 ГК РФ и статьи 56 , 60 , 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ).

Таким образом, задолженность за детей-собственников взыскивается с обоих родителей. При этом, оформляется одно заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности с родителей солидарно.

Напомним, что солидарная ответственность - это совместная ответственность лиц, возникающая, в частности, при неделимости предмета обязательства.

3. Отличается ли порядок взыскания при долевой и совместной собственности?

Достаточно много помещений МКД находятся в совместной или долевой собственности. Статьей 244 ГК РФ установлено, что, имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Если помещение в МКД находится в долевой собственности, на к аждого собственника доли помещения необходимо подавать отдельное заявление с указанием суммы задолженности (которую необходимо рассчитать пропорционально доле в праве собственности).

В п.20Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», указано, что мировой судья , арбитражный суд возвращает заявление о выдаче судебного приказа на основании части первой статьи 125 ГПК РФ, части 1 статьи 229.4 АПК РФ в том числе в случае, если в заявлении о выдаче судебного приказа содержатся требования к нескольким должникам, обязательства которых являются долевыми.

Также помещение может находиться в совместной собственности (без указания доли в праве) - часто встречается в квартирах, оформленных в собственность до 1997г. Согласно ч.1 ст.253 ГК РФ, участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. В этом случае, по общему правилу, задолженность с собственников взыскивается солидарно в одном заявлении о выдаче судебного приказа.

4. Можно ли судебным приказом взыскать пени и судебные издержи?

Четкий и однозначный ответ на вопрос о взыскании пеней дал Верховный суд РФ. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», Под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: пятисот тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника (часть первая статьи 121 ГПК РФ), четырехсот тысяч рублей и ста тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами (пункты 1 - 3 статьи 229.2 АПК РФ).

Размер денежной суммы, указываемой в заявлении о выдаче судебного приказа, должен быть определен в твердой денежной сумме и не подлежит пересчету на дату выдачи судебного приказа, а также фактического исполнения денежного обязательства.

Относительно судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителей все обстоит не так однозначно. И в разных регионах нашей необъятной родины суды по разному относятся к этому вопросу.

Так, согласно инсайдерской информации, в конце 2017 года Белгородский областной суд дал разъяснения судьям в связи с поступающими вопросами, подлежат ли взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя (услуг за составление заявления о выдаче судебного приказа) по делам, рассматриваемым в порядке приказного производства. «Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов, частью которых являются издержки, связанные с рассмотрением дела, при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
В приказном производстве судебный приказ выносится судьей по бесспорным требованиям, подтвержденным письменными доказательствами, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений; возражение должника относительно исполнения судебного приказа влечет его отмену без выяснения вопроса о правомерности заявленного требования с разъяснением взыскателю его права предъявить заявленное требование в порядке искового производства (ч. 1 ст. 121, ч. 2 ст. 126, ст. 129 ГПК). А потому распределение судебных расходов между взыскателем и должником судьей при вынесении судебного приказа не осуществляется – за исключением государственной пошлины, подлежащей взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета (п. 8 ч. 1 ст. 127 ГПК».

При этом, существует и прямо противоположная практика (суды в порядке приказного производства взыскивают не большие суммы на оплату услуг представителя), которой делятся юристы на форуме .

Ну и конечно, два без трех не бывает! Существует третья точка зрения, согласно которой представительские расходы необходимо взыскивать после вынесения судебного приказа путем подачи отдельного заявления. Мотивируют данную точку зрения тем, что согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», после принятия итогового судебного акта по делу лицо, участвующее в деле, вправе обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении. Судебная практика так же содержит примеры, когда суды удовлетворяли требования сторон о взыскании судебных издержек в виде услуг представителя, по заявлению, поданному после вынесения судебного приказа.

Видимо, окончательную точку в данном вопросе может поставить только Верховный суд РФ.


Решения судов, основанные на применении норм статей 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Ст. 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 154 ЖК РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Ст. 156 ЖК РФ. Размер платы за жилое помещение

Ст. 156.1 ЖК РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

Ст. 157 ЖК РФ. Размер платы за коммунальные услуги

Ст. 157.1 ЖК РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

Ст. 158 ЖК РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Судебная практика

    Постановление № 44Г-9/2019 44-Г-9/2019 4Г-822/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 2-1443/2018

    Верховный Суд Чувашской Республики (Чувашская Республика) - Гражданские и административные

    Роспись претензии о необходимости погашения задолженности по отоплению в срок до 31 мая 2017 года, 31 декабря 2017 года, соответственно. Ссылаясь на положения ст.ст. 153 , 155 ЖК РФ, ст.309 ГК РФ истец просил взыскать с ответчика Шарова Е.А. в пользу ЖСК «Луч» задолженность за период с октября 2016 года по...

    Постановление № П4А-487/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № П4А-487/2019

    Новосибирский областной суд (Новосибирская область) - Административные правонарушения

    Которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: -плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату...

    Постановление № 4А-444/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 4А-444/2019

    Оренбургский областной суд (Оренбургская область) - Административные правонарушения

    Доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 указанного Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по...

    Решение № 3А-37/2019 3А-37/2019~М-34/2019 М-34/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 3А-37/2019

    Суд Еврейской автономной области (Еврейская автономная область) - Гражданские и административные

    Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена статья 157 . 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за...

    Решение № 3А-125/2019 3А-125/2019~М-145/2019 М-145/2019 от 28 августа 2019 г. по делу № 3А-125/2019

    Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные

    Данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Кодекса (пункт 1 части 7). В соответствии с частью 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ в случаях, предусмотренных статьей 157 . 2 данного Кодекса, плата...

    Решение № 72-288/2019 от 27 августа 2019 г. по делу № 72-288/2019

    Курганский областной суд (Курганская область) - Административные правонарушения

    25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. Кроме того, согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в...

    Постановление № 4А-1105/2019 от 26 августа 2019 г. по делу № 4А-1105/2019

    В сфере управления многоквартирными домами, обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет», по результатам которой установлено, что ООО «УК «Монолит» в нарушение ч. 2.1 ст. 155 , ч.10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 7.1.1, 7.1.4, 8.3.1, 15.1-15.6 раздела 10 «...

    157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, ...
  • Постановление № 4А-1085/2019 от 21 августа 2019 г. по делу № 4А-1085/2019

    Пермский краевой суд (Пермский край) - Административные правонарушения

    В многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В силу ч.2.1 ст. 155 ЖК РФ платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению...


Долги по коммунальным платежам — острая головная боль почти каждого товарищества собственников жилья. Многие председатели правления и главные бухгалтеры стараются не думать о долгах и откладывают решение этих вопросов в долгий ящик — до тех самых пор, пока становится просто нечем платить ресурсоснабжающим организациям. Тогда и возникает вопрос к юристам о том, каким образом можно побыстрее истребовать долги от злостных неплательщиков.

На самом деле ничего сложного во взыскании долгов нет. На сегодняшний день необходимо знать о следующих юридических процедурах взыскания долгов по коммунальным платежам.

Досудебные процедуры взыскания долгов

Претензионный порядок истребования задолженности

В настоящее время направление претензии не является обязательным для инициирования судебной процедуры по взысканию долгов с граждан у мировых судей, а также в районных судах.

Претензия — не очень действенный инструмент, но тем не менее он позволяет заставить платить тем или иным образом до 30 процентов должников. Как правило, на претензию должники реагируют следующим образом:

  • полностью гасят долг (единицы)
  • игнорируют претензию (большинство должников)
  • начинают гасить долги небольшими суммами, но не обращаются в ТСЖ для реструктуризации долга
  • обращаются в ТСЖ для реструктуризации задолженности
  • обращаются в ТСЖ для реструктуризации задолженности и просят простить пени
  • начинают спорить по суммам задолженности

Чтобы претензия имела наиболее действенный характер, необходимо составить ее таким образом, чтобы должник увидел, что в случае обращения в суд:

Более подробно порядок составления и направления претензии об оплате задолженности мы рассмотрим в отдельном материале.

Реструктуризация задолженности по ЖКХ

В результате направления претензии небольшой процент должников обращается за реструктуризацией задолженности. Не стоит отвергать таких предложений, но и не стоит давать больших поблажек должникам.

Рассматривая предложение о реструктуризации, нужно учитывать период просрочки, сумму задолженности, имущественное положение должника, решения органов управления ТСЖ по возможности предоставления рассрочки.

Более подробно вопрос о реструктуризации задолженности мы рассмотрим в отдельной статье.

Судебные процедуры взыскания долгов

Взыскание задолженности в судебном порядке возможно путем получения судебного приказа (приказное производство) или путем получения судебного решения (исковое производство).

Приказной порядок взыскания долгов за ЖКХ

Требования о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг телефонной связи, о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья, сначала рассматриваются в приказном производстве.

Это наиболее простая судебная процедура:

  1. Представитель ТСЖ подает мировому судье заявление о выдаче судебного приказа.
  2. Мировой судья в течение 5 дней со дня получения заявления выносит судебный приказ о взыскании задолженности и направляет его должнику.
  3. Должник может в течение 10 дней со дня получения судебного приказа направить мировому судье свои возражения — в этом случае судебный приказ будет отменен, а ТСЖ придется вновь обращаться в суд, но только уже в порядке более сложной процедуры — искового производства.
  4. Если же должник не направит своих возражений либо не получит судебный приказ в почтовом отделении, то он автоматически вступит в законную силу и будет выдан ТСЖ для предъявления в службу судебных приставов.

Более подробно вопрос о получении судебного приказа мы рассмотрим в отдельной статье.

Исковой порядок взыскания долга за коммунальные платежи

В случае отмены судебного приказа ТСЖ будет вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением, на основании которого будет возбуждено исковое производство по взысканию задолженности. Будет проведено одно или несколько судебных заседаний, в ходе которых ТСЖ должно будет доказать:

  • период задолженности
  • сумму основного долга
  • периоды просрочки, за которые начислялись пени
  • сумму начисленных пеней
  • сумму понесенных судебных расходов по взысканию задолженности

В случае вынесения решения в пользу ТСЖ, суд взыщет с должника основной долг за ЖКХ, начисленные пени, судебные расходы. На основании судебного решения ТСЖ получает в суде исполнительный лист и предъявляет его для исполнения в службу судебных приставов.

Более подробно порядок и условия подачи искового заявления мы рассмотрим в отдельной статье.

Мировое соглашение по уплате долгов за ЖКХ

ТСЖ и должник в ходе судебного разбирательства, а также и после вынесения судебного решения могут договориться о заключении мирового соглашения, в которое будут включены условия, выгодные для обеих сторон. Обычно в мировых соглашениях договариваются о реструктуризации задолженности, частичном или полном списании пеней. Мировое соглашение подлежит обязательному утверждению судом, в котором рассматривается дело о взыскании долга за ЖКХ.

В случае, если должник не будет исполнять утвержденное судом мировое соглашение, то ТСЖ имеет право получить в суде исполнительный лист и предъявить его для исполнения в службу судебных приставов.

Более подробно возможность заключения мирового соглашения мы рассмотрим в отдельной статье.

Исполнительное производство по долгам за коммуналку

Если с должником никак не удается договориться и он не хочет платить несмотря ни на какие усилия ТСЖ, то после получения судебного приказа или исполнительного листа ТСЖ может предъявить их для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Получив исполнительный документ, судебный пристав возбудит исполнительное производство и установит должнику срок для добровольного исполнения, который составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В случае отсутствия оплаты со стороны должника по исполнительному документу судебный пристав должен принять к должнику ограничительные меры и меры принудительного взыскания:

  • запрет поездок за границу
  • арест и опись имущества должника (недвижимости, транспортных средств и др.), а также реализация имущества в случаях, установленных законом
  • арест счетов и вкладов
  • направление исполнительного документа по месту работы для удержания из заработной платы
  • направление исполнительного документа по месту получения пенсии для удержания из пенсии
  • другие меры, предусмотренные законом

Более подробно работу судебных приставов мы рассмотрим в отдельной статье.

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

По данным коллекторского агентства "Национальная служба взыскания", по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 " "), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с (далее - ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается ( Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства ( предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома - к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение - так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность ( организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах ( прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО "Газпром Межрегионгаз Владимир" как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей ( ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ . Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности . Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 " "). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности . Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы ().

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее - ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности . Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год - 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно - это не позволяет сделать процессуальное законодательство (). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ " ").

Впрочем, законопроект депутатов фракции "Справедливая Россия" в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается "ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно". В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней , но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры ("обратный выкуп").

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов . За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова "не может преодолеть самостоятельно" и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 " ").

Цитата

Александр Козлов , эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

"Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип "добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа" должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений "с долгами" и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника"

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему "Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?" показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы , отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Образованию задолженности в сфере ЖКХ способствуют не только недобросовестность задолжавших за ЖКУ граждан, но и иные обстоятельства. К ним относится, к примеру, рост тарифов на коммунальные услуги , часто необоснованный и противоречащий установленной ЖК РФ процедуре (). Максимальная величина повышения тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги устанавливается ФСТ России для каждого региона (приказ ФСТ России от 9 октября 2012 г. № 231-э/4 " ", приказ ФСТ России от 25 октября 2012 г. № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год ").

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов - к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года .

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие :

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья , зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям , а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям (напомним, сейчас закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу "горячая линия" Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на "горячую линию" в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов . Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности . Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно ( , ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем - основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты - к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива .

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

При обнаружении долга по ЖКХ необходимо свериться по квитанциям. В первую очередь оплачивается пеня, затем – основной долг. Если должнику приходит оповещение, он обязан оплатить по нему в течение 5 дней.

Обязанность по уплате коммунальных услуг

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В жилищном законодательстве сказано, что оплачивать коммунальные платежи необходимо до 10 числа месяца, который идет за прожитым. В противном случае образуется задолженность.

Законодательная база

Жилищный кодекс – основной документ, регулирующий порядок оплаты коммунальных платежей, сроки внесения средств и ответственность за неуплату:

  • обязанность уплаты коммунальных платежей регулируется Жилищного кодекса;
  • сроки оплаты – ЖК;
  • согласно Гражданско-процессуального кодекса, нельзя выселить из квартиры, которая является единственным жильем, пригодным для обитания;
  • в соответствии с ГК, суд вправе снизить размер пени или отменить ее.

Срок давности по задолженности

Сроки исковой давности по долгам равен 3 годам. То есть, если гражданину в текущем году пришла квитанция с долгом за 2010 год, то можно игнорировать ее и не оплачивать задолженность.

Если коммунальная служба подаст иск в суд, правда будет на стороне ответчика.

Взыскание долгов по ЖКХ

Если собственник квартиры не оплачивает коммуналку в течение 2 или 3 месяцев, коммунальная организация оповещает его или квартиросъемщика о наличии долга. Если оплата не осуществлялась в течение 1 года, отключает должника от коммунальных услуг (после оповещения).

Если задолженность образовалась за полтора года, управляющая компания вправе обратиться в суд. Если неплательщиком является неблагополучная семья и у нее нет средств для оплаты долга, оформляется субсидия.

Действия управляющей компании

Имеется немало способов воздействия на должников. Наиболее распространенные в 2020 году:

  • Штраф или неустойка. За каждый просроченный день начисляется пеня размером 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка. Размер пени не может быть больше – он установлен законодательством.
  • Расклейка перечня либо фото должников на доске объявлений или в средствах массовой информации. Если плательщик попал в список ошибочно, он имеет право подать на коммунальную службу в суд.
  • Ограничение или полное отключение коммунальных услуг. Управляющая организация часто отключает неплательщикам электричество или воду. Если задолженность огромная, вовсе отключают. В соответствии с законодательством, приостановить подачу электроэнергии разрешено тогда, когда размер долга превышает норму за 3 месяца. Перед этим неплательщика необходимо оповестить в письменном виде. Отключение не должно мешать другим жильцам.
  • Передача задолженности коллекторской фирме. Применяется тогда, когда должник агрессивно ведет себя с управляющей коммунальной компанией.
  • Выселение из недвижимости. Применяется к тем неплательщикам, которые снимают жилье по договору социального найма и не являются его собственником.

В обязанности суда входит выяснение причины образования долга. Уважительными считаются увольнение, серьезное заболевание или потеря дееспособности.

Списки должников

Список должников формирует управляющая компания. Ознакомиться с ним можно либо в офисе УК, либо в средствах массовой информации. Также можно найти себя в списке через интернет – на сайте Банка Москвы.

Пени

После образования долга обслуживающая организация вправе взыскать пеню за просрочку платежа ЖКХ. Разрешено делать это с 11 числа – если плата не произведена до этого момента. Информация о начисленной пене выводится в отдельной строке платежной квитанции.

Отключение от услуг

Отключить от коммунальных услуг могут в том случае, если размер задолженности достиг трех оплат за каждый месяц. Должнику заранее высылают оповещение о возможном отключении услуг. После оплаты долга услуги возобновляются.

Обращение к коллекторам

Такой способ менее распространенный, но случаи имеются. Арбитражный суд доказал, что обращение к коллекторам перечит Конституции, их деятельность не связана с оплатой коммунальных платежей.

Выселение

Согласно Жилищному кодексу, выселить за задолженность могут нанимателей, если они не оплачивали коммунальные услуги в течение полугода. Сумма долга значения не имеет. Если в течение этого периода сумма вносилась хотя бы частями, выселение противозаконно.

Досудебное решение вопроса

В текущее время направление претензии не является обязательным документом, чтобы инициировать судебный процесс. Претензия позволяет решить проблему до момента обращения в суд. На этот документ реагирует около 30% должников, и сразу выплачивают всю сумму.

Реагируют и по-другому:

  • не обращают внимание – большая часть;
  • гасят задолженность частями;
  • просят реструктурировать долг;
  • оспаривают.

Претензию следует составлять таким образом, чтобы должник понимал, что в случае подачи на него в суд:

  • он вынужден будет оплачивать все затраты и пеню;
  • будет возбуждено исполнительное производство;
  • недвижимое имущество будет арестовано;
  • сумма задолженности принудительно будет списана с заработной платы;
  • имущество в квартире будет описано;
  • должник не сможет выехать заграницу.

Реструктуризация задолженности

После направления претензии малая часть неплательщиков просит реструктурировать долг. Отказывать им нельзя.

При рассмотрении просьбы учитывается период просрочки, сумма задолженности, положение должника, решение органа управления ТСЖ о возможности рассрочки.

Обращение в суд

Обращение в суд – крайняя мера. Порядок действий таков:

  • Представительное лицо управляющей компании подает в мировой суд заявление.
  • В продолжение 5 суток принимается решение.
  • При положительном решении приказ судьи направляется должнику.
  • В течение 10 суток с момента получения приказа неплательщик обязан направить возражения, иначе приказ утратит силу, и в суд нужно будет обращаться снова.
  • Если гражданин не отправит возражение либо приказ до него не дойдет, то он вступит в силу автоматически.

При отмене судебного приказа управляющая фирма обращается в суд и начинается взыскание.

Исполнительное производство

Исполнительный лист по оплате долга вправе предъявлять к исполнению в течение 3 лет с момента вступления приказа судьи в действие.

Можно ли оспорить?

Приказ можно оспорить. Причины оспаривания:

  • должник не согласен с размером задолженности;
  • нет акта сверки, подтверждающего согласованность долга.

Основания могут быть и другими, если они расходятся с решением коммунальной службы.

Судебная практика

Каждую просрочку суд рассматривает как индивидуальное дело. Если верить судебной практике, имеются и отказы в одобрении искового заявления.

Если у проживающего гражданина отсутствует регистрация в квартире, по которой образовался долг, управляющая компания должна доказать, что он в ней проживает. При отсутствии аргументов иск отклоняют.

Если ответчик не пришел на судебное заседание, дело рассматривается без него.

Если в квартире проживают члены семьи собственника, осле уплаты долга он имеет право потребовать от них возместить часть суммы. Обязанность по выплате коммунальных платежей у них одинаковая.

Таким образом, с неплательщика задолженность будет взыскана любым способом. Чтобы не довести дело до суда, платежи следует вносить регулярно.

На видео о взыскании долгов за коммунальные услуги

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .