Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Транспортное законодательство: основные положения и требования. Готовится законопроект, который серьезно ударит по частным владельцам коммерческого транспорта Новый закон о грузовом транспорте

Транспортное законодательство: основные положения и требования. Готовится законопроект, который серьезно ударит по частным владельцам коммерческого транспорта Новый закон о грузовом транспорте

О совсем новом транспортном налоге с 2018 года говорить не приходится. Однако изменения в законодательстве (гл. 28 НК РФ и др.) не обошли его стороной. Рассказываем о них в этом обзоре. Тем более что новости для владельцев авто преимущественно хорошие.

Налог на дорогие авто стал меньше

Фактически новые ставки транспортного налога в 2018 году затронут дорогие автомобили. Так, Закон от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ с изменениями в НК РФ снизил с 01.01.2018 повышающий коэффициент для расчета налога с машин стоимостью от 3 до 5 000 000 рублей до минимального значения 1,1.

Отметим, что до 2018 года такой коэффициент можно было применять в расчётах только по авто от 2 до 3 лет с года выпуска, а по новым правилам – просто до 3-х лет от снятия с конвейера (новая редакция п. 2 ст. 362 НК РФ).

Кроме того, для остальных дорогих авто стоимостью от 3 до 5 млн рублей больше не будет повышающих коэффициентов 1,3 (когда с года выпуска прошло 1-2 года) и 1,5 (если возраст машины меньше года). По сути, коэффициент 1,1 поглотил их собою.

То есть в итоге налог за эти транспортные средства станет с 2018 года меньше на 20-40 процентов. Необходимо учитывать изменения при расчете транспортного налога с 2018 года.

Вот для вашего удобства поясняющая таблица изменений транспортного налога с 2018 года:

Общие ставки транспортного налога изменения в 2018 году не затронули (п. 1 ст. 361 НК РФ). Между тем региональные власти могут их скорректировать. Поэтому нужно обращаться к закону вашего субъекта РФ о транспортном налоге.

Документы-основания на льготу можно не подавать

Существенные изменения транспортного налога с 2018 года есть в части порядка получения льготы по нему. Суть в том, что с 1 января 2018 года заявление можно подать в ИФНС без подтверждающих документов. В итоге заявить льготу теперь проще и без лишней бумажной волокиты (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Согласно новой редакции п. 3 ст. 361.1 НК РФ, если владелец т/с подал в ИФНС заявление на льготу, указал в нём соответствующие документы-основания, но не представил их, инспектор обязан сделать запрос в органы/организации/должностным лицам, которые их выдали. Если же они документы не предоставят, инспектор запросит их у самого гражданина. А потом физлицо получит ответ об одобрении льготы или нет.

По новым правилам с момента подачи заявления на льготу по транспортному налогу до получения ответа от ИФНС может пройти не более 10 дней.

В связи с этими изменениями с 01.01.2018 действует новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам – за землю, транспорт и на имущество. Он утверждён приказом ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897. Вот так он выглядит в части транспортного налога:

Читайте также Транспортный налог за 2016 год: срок уплаты, ставки и льготы в Москве

Как видно, с 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

Главное, что с 2018 года владелец транспортного средства может выбирать из двух вариантов:

1. Сразу сдать в ИФНС вместе с заявлением на льготу документы, обосновывающие право на неё.

2. Только привести в заявлении реквизиты этих документов.

Как движется рассмотрение заявки на льготу по налогу на транспорт можно видеть в личном кабинете на сайте ФНС России. Если таковой не подключён, можно выбрать другой способ информирования:

В налоговой инспекции;

МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;

По почте.

Подать заявление на льготу по транспортному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Новая форма декларации за 2017 год

Приказ ФНС России от 05 декабря 2016 года № ММВ-7-21/668 закрепил новую форму транспортной декларации. В 2018 году за 2017-й год нужно отчитаться именно на этом бланке, который больше не нужно заверять печатью. Срок сдачи прежний – не позднее 01 февраля 2018 года. Это будет рабочий день – четверг.

  • дата регистрации транспортного средства;
  • дата прекращения регистрации т/с (снятия с учета);
  • год выпуска т/с;
  • код налогового вычета;
  • сумма налогового вычета (в рублях).

Кроме того, в новом бланке предусмотрена возможность указать налоговую льготу и/или вычет по большегрузу, зарегистрированному в системе “Платон”.

Еще одно важное новшество – возможность указать общую сумму налога по всем т/с, находящимся в одном регионе (по предварительному согласованию с местной ИФНС).

Как показала практика, введение этого вида пошлины стало достаточно полезным налоговым преобразованием.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Региональный характер налога позволяет не только наполнять областные и местные бюджеты, но, и оказывать положительное влияние на развитие социальной инфраструктуры.

Исходя из этого, необходимо разобраться какие же законодательные изменения ожидают автовладельцев в текущем году.

Общие сведения

Ни для кого, ни секрет, что транспортный налог является обязательным на всей территории страны. Обязательность его уплаты прямо установлена законом ().

По общим правилам налоговые платежи совершаются по месту регистрации транспортного средства ().

При этом регистрация технических устройств индивидуальными предпринимателями происходит в том же порядке, что и для физических лиц ().

Для уплаты налога законодатель установил конкретные сроки, которые не могут быть позднее 1 октября. Физические лица осуществляют платежи на основании налогового по .

Уведомление налогоплательщиков о том, что нужно уплатить транспортный налог на машину входит в обязанности Федеральной налоговой службы.

Извещение присылается с таким расчетом, чтобы у плательщика было не менее 30 дней, до того как истекут сроки для уплаты налога ().

Уведомление может быть направлено по почте или передано в электронной форме. При этом орган ФНС взаимодействует напрямую с Госавтоинспекцией ().

Это позволяет максимально точно производить расчеты суммы налогового платежа. Порядок и сроки уплаты установлены .

Если же налогоплательщик не получил налогового извещения, то в этом случае он обязан обратиться в налоговую службу по месту регистрации технического устройства.

Кроме того, новый закон обязывает граждан предоставить копии правоустанавливающих документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации транспортного средства.

Крайние сроки обращения в орган ФНС не могут быть позднее 31 декабря (). Если же налоговое уведомление пришло, тогда документы предоставлять не нужно.

Еще одним исключающим фактором служит получение физическим лицом налоговой льготы. Непредставление указанной информации влечет за собой ответственность административного характера.

Однако, начиная с 2019 г., на граждан будет налагаться штраф в размере 20% от неуплаченной суммы транспортного налога ().

Как это начиналось

Классическая модель расчета транспортного налога использует мощность двигателя и стоимость транспортного средства. Размер налоговых ставок устанавливает региональным органом законодательной власти ().

Поэтому основные законодательные поправки в отношении увеличения размера транспортного налога на дорогие машины коснулись и региональных нормативных актов.

По мнению Минпромторга введение возрастного ограничения для автомобилей должно стимулировать обновление автопарка и повышение его экологичности.

При этом основной расчет делается на коммерческий транспорт и грузовую технику. Как следствие приоритетные правительственные инициативы вполне согласовываются с действующей программой утилизации.

К числу недостатков таких нововведений можно отнести увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Введенные изменения

Как уже говорилось, одним из основных нововведений считается возложение ответственности на граждан предоставлять в орган ФНС информацию обо всех зарегистрированных транспортных средствах.

Кроме того, законодатель повысил налоговые ставки для владельцев дорогих автомобилей. Коэффициент повышения определяется на основании предписаний .

Максимальный показатель предусматривает тройное увеличение размера транспортного налога.

Что касается определения стоимости автомобилей, то эта проблема решилась за счет утвержденного перечня транспортных средств, который составляет Минпромторг.

Налогоплательщики могут ознакомиться со списком дорогих автомобилей на портале указанного министерства. Обновление перечня будет происходить ежегодно.

Кроме того, Министерство промышленности утвердило порядок расчета средней стоимости
легковых автомобилей ().

Также отдельные регионы начинают постепенно отменять нулевые налоговые ставки по уплате нового транспортного налога в 2019 г., что вполне согласовывается с .

Тогда как другие области повышают размер ставок транспортной пошлины ().

Однако налоговое законодательство допускает увеличение налоговой ставки не более чем в 10 раз (ст.361 НК РФ).

Лейтмотивом налоговых преобразований служит необходимость наполнения региональных бюджетов, чтобы правительство могло обеспечивать ремонт и содержание дорог общего пользования.

Также в налоговую декларацию по транспортной пошлине были внесены изменения связанные с необходимостью отображать коэффициент для дорогих автомобилей ().

Однако указанные изменения в разделе 2 декларации «Расчет транспортного налога…» распространяются только на юридических лиц.

На сегодняшний день

Что касается нынешней налоговой политики, то, можно сказать, что других значительных изменений, за исключением вышеупомянутых не произошло.

Начисление и уплата транспортного налога происходит на основании предписаний . Расчет суммы пошлины производится по итогам налогового периода.

Если в течение налогового периода произошел переход права собственности, то в этом случае налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат переплаченной суммы налога ().

Уплата налога физическими лицами происходит на основании налогового извещения. Тогда как юридические лица осуществляют расчеты самостоятельно.

Если вернутся к обзору налоговых реформ, то на одном из правительственных совещаний, посвященных пропаганде автомобильного транспорта на газомоторном топливе, Министерство энергетики озвучило предложение о снижении или отмене транспортного налога.

Согласно с прогнозами министерства, число автомобилей, которые работают на газу, может возрасти в 25 раз уже до 2030 г.

В случае осуществления этих прогнозов, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократится на 12%. Однако указанные предложения пока не реализованы.

Изменения по транспортному налогу с 2019 года

Как уже было сказано ранее, то основные изменения, связанные с уплатой пошлины включают:

  1. Необходимость уведомлять органы ФНС о наличии транспортных средств;
  2. Повышение налоговых ставок для дорогих автомобилей;
  3. Создание перечня дорогостоящих технических устройств;
  4. Расчет авансовых платежей производится с учетом повышающего коэффициента (для организаций);
  5. Отмену нулевых ставок по налогу в отдельных регионах;
  6. Увеличение размера транспортной пошлины;
  7. Изменение порядка заполнения .

Стоит также отметить, что юридическим лицам необходимо производить расчеты авансовых платежей по транспортному налогу с учетом повышающего коэффициента (ст.362 НК РФ).

На основании чего рассчитывать?

Порядок и сроки уплаты транспортной пошлины установлены ст.363 НК РФ.

К плательщикам налога относятся лица, которые зарегистрировали право собственности на транспортное средство в органах ГИБДД, а также в других уполномоченных государственных структурах ().

Перечень объектов налогообложения установлен . Определение налоговой базы происходит согласно с предписаниями .

Основные признаки плательщиков пошлины:

  • налогоплательщик является физическим или юридическим лицом;
  • техническое устройство зарегистрировано за налогоплательщиками;
  • транспортное средство характеризуется как объект налогообложения.

Таким образом, исчисление суммы транспортного налога происходит на основании налоговой ставки,
которая умножается на мощность двигателя транспортного средства, подпадающего под определение «Объект налогообложения». Параметры автомобиля, как правило, указываются в технической документации.

Принципы расчета

Текущий механизм расчета суммы транспортного налога предполагает использование мощности автомобильного двигателя.

Дополнительным моментом может служить корректировочный коэффициент, который, как правило, зависит от конкретного региона.

После того, как подтвердится право на полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога, необходимо будет написать соответствующее .

Кроме того, к заявлению нужно приложить документы, которые доказывают право на получение налоговых преференций. Основным документом является пенсионное удостоверение.

Возможна ли замена налога?

Замена налога правительством пока не рассматривается, однако, замминистра финансов Сергей Шаталов высказал мнение о том, что в стране могут начать использовать формулу расчета транспортного налога по-новому.

Минфин предлагает использовать вместо лошадиных сил кубометры, параллельно применяя коэффициент, в зависимости от экологического класса и возраста транспортного средства, подобно тому, как это происходит в развитых европейских странах.

Аналогичной точки зрения придерживается Минпромторг. По заявлению замминистра Алексея Рахманова на первом этапе новый порядок исчисления может затронуть преимущественно коммерческие автомобили.

Необходимость перехода на новую модель исчисления вызвана тем, что в стране более 74% автомобилей имеют низкие экологические стандарты. Более 1,6 млн. коммерческих автомобилей старше 8 лет.

К сожалению, переход на новую рабочую модель требует проведения анализа и расчетов по каждому региону, прежде чем сформируются разумные ставки.

Необходимо напомнить, что Минфин уже неоднократно предлагал ограничить эксплуатацию транспортных средств, не соответствующих современным экологическим стандартам.

Акцент делался на автобусах, пассажирском транспорте и автомобилях, осуществляющих перевозку опасных грузов.

Исходя из пояснений чиновников, основная цель этой инициативы состоит в обеспечении предельно возможной экологической безопасности.

Что касается возможной отмены транспортного налога, то этот вопрос также неоднократно рассматривался правительством РФ, но, как заявил президент Владимир Путин, он был отложен по просьбе губернаторов.

Чиновники боятся, что отмена транспортной пошлины может существенно повлиять на наполнение региональных бюджетов. В результате недофинансирования с федерального бюджета могут пострадать муниципальные учреждения.

Последствия для налогоплательщиков

Ситуация, которая складывается в сфере коммерческих перевозок, уже не первый год тревожит как органы законодательной и исполнительной власти РФ, так и общественные организации, занимающиеся вопросами дорожной безопасности. Так, по данным Госавтоинспекции МВД РФ, за прошедший год рост числа дорожно-транспортных происшествий только на пассажирском транспорте составил 8,1%, количества погибших - 20,9%. В первом квартале текущего года на территории РФ зарегистрировано 1685 ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями грузовых транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, и 808 ДТП по вине водителей грузовых ТС в собственности юридических лиц.

Эти данные превышают показатели аналогичного периода 2015 года. Возникает вопрос: с чем связан рост аварийности с участием коммерческого транспорта?
Обычно с уровнем дорожной безопасности связывают состояние дорог, их освещенность, наличие четких и подробных правил дорожного движения, то есть внешние факторы. Однако сфера коммерческого транспорта - в отличие от легкового - это профессиональная деятельность, связанная, в том числе с перевозкой большого количества людей. Она предполагает более серьезные требования к водителям и владельцам ТС, состоянию самих автомобилей, которыми сложнее управлять на дороге. Соответственно, это вопрос организации бизнеса и его регулирования со стороны государства.

Меры принятые

Вступили в силу новые квалификационные требования для водителей. Они прописаны в последней редакции приказа Минтранса России №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств, - умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечение безопасности пассажиров или грузов. Для получения права на перевозку детей водителю необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами. Кроме того, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны представить диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен предоставить диплом о переподготовке с присвоением квалификации, соответствующей запрашиваемой должности.
Ужесточились и требования в сфере тахографии. Напомним, что тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но и позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии. По мнению специалистов экспертного центра «Движение без опасности», тахограф может защитить права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии. При этом, по данным Госавтоинспекции МВД России, в 2015 году было оформлено 386 725 штрафов по статье 11.23 ч.1 КоАП РФ, которая вменяется за отсутствие или некорректное использование тахографов. Число оформленных штрафов за отсутствие контрольного устройства было практически в 20 раз больше, чем штрафов за несоблюдение режимов труда и отдыха.
С 1 июля текущего года запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Теперь за контроль режима труда и отдыха будут отвечать только цифровые тахографы, оборудованные блоком криптографической защиты (СКЗИ). При этом в международный рейс могут выходить транспортные средства с контрольными устройствами, отвечающими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей - от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей.
Еще 2 года на грузовиках и автобусах можно будет встретить тахографы, отвечающие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ №720. Однако эта отсрочка действует до 1 января 2018 года и только в том случае, если контрольное устройство было установлено на автомобиль до вступления в силу Приказа Минтранса России №273, то есть до 28 февраля 2014 года, и в нем используются карты, обеспечивающие некорректируемую регистрацию информации. Действие самого постановления № 720 прекращено в 2015 году. Вместе с ним утратил силу и старый техрегламент.
Среди другим мер, призванных обеспечить безопасность коммерческих перевозок, - введение административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Вступил в силу соответствующий Федеральный закон №133-ФЗ. Теперь статья 12.31.1 КоАП РФ дополняется частями 4-6, устанавливающими административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях. Устанавливается штраф на водителя в размере 2500 руб., на должностных лиц - 20 тыс. руб., на юридических лиц - 100 тыс. руб. За осуществление таких перевозок с нарушением требования о запрете допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей предусмотрен штраф на должностных лиц в размере 10 тыс. руб., на юридических лиц - 30 тыс. руб. За осуществление таких перевозок с нарушением указанных правил штраф, налагаемый на водителя, составляет 1500 руб., на должностных лиц - 10 тыс. руб., на юридических лиц - 25 тыс. рублей.
Вместе с тем ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, теперь будет распространяться также на отношения в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Такое нарушение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 20 тыс. руб., на юридических лиц - 100 тыс. руб. То же самое касается и осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией. Ответственность за данное деяние также будет распространяться на отношения в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 75 тыс. руб., на юридических лиц - 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отметим, что это не единственное изменение законодательства в области грузопассажирских перевозок. В текущем году также ожидается установление единых требований по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, вне зависимости от того, кому они предъявляются - физическим лицам, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

частных владельцев автобусов и грузовиков вырастет в разы. Проект закона внесен в Госдуму.

Публикуя статистику ДТП, мы постоянно обращаем внимание на растущее количество аварий с участием грузовых автомобилей и автобусов. Да, по сравнению с тысячами и тысячами столкновений легковых автомобилей, постоянно происходящих на дорогах страны- это капля в море, сотня- другая дорожных происшествий. Но к сожалению происшествия, эти если не резонансные и прокатывающиеся гулким эхом по всей стране, то как минимум с тяжелыми последствиями. А между тем статистика говорит о росте подобных аварий на 86%.

Поскольку немало автокомпаний в наши дни принадлежат частным лицам, то проблему безопасности этот факт только усугубляет, ведь частники не обязаны отчитываться за проведенные проверки технического состояния подвижного транспорта и за , управляющих им. Они, как и крупные транспортные компании должны это делать, но не обязаны. Это с каждым годом, особенно в условиях кризиса, становится серьезной проблемой. Претензии по закону предъявлять некому, только в случаях, когда неисправность была зафиксирована сотрудниками полиции на месте.

Возможно из-за этого государство в последнее время так озаботилось рабочим транспортом. Например, правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в закон о безопасности дорожного движения, которым для частных автовладельцев будут установлены те же требования, что и для компаний и частных предпринимателей.

В случае если проект пройдет все чтения и станет полноценным законом, то частным владельцам подобного коммерческого транспорта будет необходимо задуматься об обеспечении соответствия ТС должному техническому состоянию своих автомобилей, появилась неисправность- ее нужно починить, иначе штрафы вместо максимальных 5.000 рублей для частного автовладельца возрастут на порядок, больно ударив по карману этого физического лица.

Также этот подразумевает проверку автомобилей перед каждым выездом в рейс и обязанность обеспечения соблюдения правил безопасности перевозок пассажиров и грузов. Возможно техосмотр частного коммерческого транспорта также ужесточится, его придется проходить один раз в шесть месяцев, и у водителей собственного коммерческого транспорта возможно появится новая обязанность- проходить предрейсовый медицинский контроль.

При помощи тахографов, которые должны будут устанавливаться в обязательно порядке, частникам придется следить и за соблюдением труда и отдыха, в том числе и нанятого водителя. Если нанятый работник нарушает, отвечать за него будет собственник.