Меню
Бесплатно
Главная  /  Налоги  /  Пример госконтракта с банковским сопровождением. Особенности казначейского и банковского сопровождения государственных контрактов

Пример госконтракта с банковским сопровождением. Особенности казначейского и банковского сопровождения государственных контрактов

контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, которые определены Правительством Российской Федерации, в случае если в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза.

4. Установить, что минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, составляет:

а) в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося в проведении банком, привлеченным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования);

б) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком банка в целях оказания услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта, не менее 5 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации и для муниципального образования).

По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому на основании части 2 статьи 35 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", определенный настоящим пунктом минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть снижен, но не менее:

подпунктом "а" настоящего пункта, - 100 млн. рублей (для субъекта Российской Федерации), 50 млн. рублей (для муниципального образования);

в отношении банковского сопровождения контракта, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, - 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), 500 млн. рублей (для муниципального образования).

Правила
осуществления банковского сопровождения контрактов
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. N 963)

С изменениями и дополнениями от:

22 июня 2015 г., 12 ноября, 26 декабря 2016 г., 2 августа 2017 г., 24 января, 20 сентября 2018 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления банковского сопровождения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключенного от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1 , 2.1 , и 5 статьи 15 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - контракт), включающий в себя в том числе требования к банкам и порядок их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

а) "банковское сопровождение контракта" - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - поставщик) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее - соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных настоящими Правилами (далее - договор о банковском сопровождении);

б) "сопровождаемый контракт" - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и содержащий условия о банковском сопровождении контракта;

в) "отдельный счет" - счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.

3. Банковское сопровождение контракта в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения сопровождаемого контракта, в случаях и порядке, которые определены настоящими Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта (далее - расширенное банковское сопровождение).

4. Банковское сопровождение контракта, заключающееся в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, осуществляется банком без взимания платы, если не установлены требования о применении расширенного банковского сопровождения. Расширенное банковское сопровождение осуществляется за плату, размер которой не может превышать при цене контракта:

а) от 500 млн. до 1 млрд. рублей - 1,15 процента цены контракта;

б) от 1 до 5 млрд. рублей - 1,12 процента цены контракта;

в) от 5 до 10 млрд. рублей - 1,09 процента цены контракта;

г) от 10 до 15 млрд. рублей - 1,05 процента цены контракта;

д) от 15 млрд. рублей - 1 процент цены контракта.

5. Привлечение банка в целях банковского сопровождения контракта осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в отношении сопровождаемого контракта, заключаемого для обеспечения:

федеральных нужд поставщиком, - в случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов";

федеральных нужд заказчиком, - в случаях, предусмотренных абзацем третьим подпункта "а" и абзацем вторым подпункта "б" пункта 3 указанного постановления;

федеральных нужд заказчиком или поставщиком, - по решению Правительства Российской Федерации, предусмотренному абзацем четвертым подпункта "а" или абзацами четвертым или пятым подпункта "б" пункта 3 указанного постановления.

6. Условия сопровождаемого контракта, предусматривающие привлечение поставщиком банка в целях банковского сопровождения такого контракта, заключающегося в проведении мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, включают:

а) следующие обязанности поставщика:

осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете , открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, а также заключить с банком договор о банковском сопровождении в срок, установленный сопровождаемым контрактом;

определять в договорах, заключаемых с соисполнителями, условия осуществления расчетов в рамках исполнения обязательств по таким договорам на отдельном счете для проведения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, открытом в банке, осуществляющем сопровождение контракта;

предоставлять заказчику и банку сведения о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях (полное наименование соисполнителя, местонахождение соисполнителя (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет);

б) ответственность поставщика за несоблюдение условий, установленных сопровождаемым контрактом;

в) обязанность заказчика оплачивать поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) по сопровождаемому контракту на отдельный счет;

г) право заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на односторонний отказ от исполнения сопровождаемого контракта.

III. Требования к содержанию формируемых банками отчетов

15. В соответствии с условиями сопровождаемого контракта банк ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет заказчику отчет по отдельному счету поставщика, соисполнителя о проведении операций в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц, оборотно-сальдовой ведомости по отдельному счету за отчетный месяц, а также информацию о текущих остатках на отдельном счете на последнее число отчетного месяца.

16. Отчет по расширенному сопровождаемому контракту представляется банком заказчику не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и включает помимо информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил:

а) информацию о результатах мониторинга соблюдения поставщиками сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и условий контракта о количестве товаров, объеме работ, услуг (в случае заключения сопровождаемого контракта в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства);

б) информацию о соответствии содержания документов, подтверждающих исполнение контракта, представляемых поставщиком и соисполнителями, утвержденной в установленном порядке проектной документации и утвержденному графику выполнения работ, в случае если предметом расширенного сопровождаемого контракта является выполнение работ, связанных со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объекта капитального строительства, в том числе:

анализ информации о соответствии стоимости определенных договором поставщика с соисполнителем видов строительных работ среднерыночным значениям;

информацию о соответствии объемов выполненных работ, указанных в документах на оплату, фактически выполненным на объекте объемам работ (общая стоимость проверенных банком работ должна составлять не менее 75 процентов общей стоимости строительства);

информацию о соответствии выполняемых работ, определенных контрактом в качестве объекта мониторинга, проектной документации, условиям сопровождаемого контракта , включая сметные приложения и калькуляцию;

в) иную информацию, предусмотренную контрактом.

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ - это контроль, который проводится в процессе исполнения соглашений. Поставщики открывают отдельный счет в специализированном кредитном учреждении, а заказчики перечисляют на него оплату за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:

  1. Заказчик и поставщик заключают контракт жизненного цикла.
  2. Товары, работы и услуги приобретаются у поставщика, попавшего под санкции. Такого исполнителя выбирает правительство РФ.
  3. Обязанность сопроводительных операций установили государственные или муниципальные органы власти (п. 4 ПП РФ № 963). По правилам, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 миллиардов рублей. Под этот норматив попадает и закупка у единственного поставщика, осуществляемая на основании решения президента РФ или правительства РФ. Региональные администрации вправе устанавливать иные лимиты. Например, в Ленинградской области сопровождать госконтракт необходимо, если НМЦК — от одного миллиарда рублей и выше (постановление правительства Ленинградской области № 629 от 29.12.2014).

Разбираемся с расширенным сопровождением

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):

  1. При закупке строительных работ по возведению и(или) реконструкции объектов капитального строительства у единственного подрядчика. Цена такого госконтракта — от 10 миллиардов рублей и выше. Главное условие — отсутствие требования об обеспечении контракта.
  2. При приобретении товаров, работ и услуг по государственной программе РФ. НМЦК (максимальное значение цены контракта) — от 15 миллиардов рублей. В программе стоит обязательное условие о сопроводительных банковских операциях.
  3. При заказе ТРУ у исполнителя, попавшего под санкции и выбранного правительством РФ.

Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.

Выбираем банк

Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):

  • операционная деятельность кредитной организации лицензирована;
  • опыт работы — не менее пяти лет;
  • капитализация — минимум 1 миллиард рублей;
  • в отношении учреждения не проводится санация;
  • в течение полугода соблюдаются отчетные нормативы, установленные Центробанком (проверяются все отчетные даты за предшествующие шесть месяцев).

Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, исполнитель обязан заключить соглашение с банком. Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ . Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами. Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).

Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).

Если дополнительно требуется казначейский контроль, проверьте, подключен ли выбранный банк к системе передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

Устанавливаем требование о банковском сопровождении

Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»). Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).

Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:

Составляем договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):

  • порядок открытия отдельного счета, зачисления и списания денег;
  • сроки открытия и отдельного счета, и проведения всех денежных операций;
  • возможность авансирования и списания сумм по требованию заказчика (доступно, если нет условия об обеспечении);
  • обязанности банка (отправка выписки по счету и расшифровки операций, идентификация исполнителя и соисполнителя и ее результаты, направление требуемых сведений в Федеральное казначейство);
  • правила изменения и расторжения договора.

Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):

  1. Стоимость услуг кредитной организации.
  2. Информацию, которую заказчик впоследствии пропишет в платежном поручении (перед заключением договора согласуйте этот пункт с заказчиком).
  3. Список документов, подтверждающих исполнение госконтракта. Сроки проверки подтвердительной документации сотрудниками кредитной организации.
  4. Случаи отказа транзакции. Ответственность кредитора за неправомерный отказ.
  5. Обязанность банка предоставлять отчет в форме мониторинга по запросу Федерального казначейства. Документооборот осуществляется через систему передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.

Банковское сопровождение контрактов - это дополнительный контроль за исполнением контракта со стороны банка. Для этого поставщик открывает отдельный счет в банке, а заказчик платит только на этот счет. Банк может просто мониторить расход денег - это простое банковское сопровождение, а может контролировать результат поставки или выполнения работ - это расширенное банковское сопровождение. Случаи простого и расширенного банковского сопровождения устанавливает Правительство РФ, госорганы субъектов РФ и местные администрации. Информацию о банковском сопровождении заказчик должен указать в , извещении, документации о закупке и контракте. А победитель закупки обязан своевременно заключить договор банковского сопровождения. В противном случае заказчику грозит штраф 3 тыс. руб., а поставщика могут внести в .

Какие установлены требования к банкам при сопровождении государственных и муниципальных контрактов

Чтобы банк мог сопровождать контракты по Закону N 44-ФЗ, должны быть соблюдены следующие условия:

  • он должен иметь лицензию на банковские операции, опыт работы минимум пять лет и капитал не менее 1 млрд руб.;
  • в отношении банка не должно быть требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению;
  • должны быть соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты в течение последних шести месяцев.

На это указано в п. 3 ст. 74.1 НК РФ, п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

Перечень таких банков размещен на сайте Минфина России по адресу: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.

Победитель закупки или сам заказчик, если, например, ему эту обязанность установило Правительство РФ или субъект РФ, выбирают банк только из этого перечня (п. п. 5, 10, 11, 12 Правил банковского сопровождения контрактов).

Есть еще дополнительное требование к банку: если одновременно с банковским сопровождением проводится казначейское, банк должен быть пользователем системы передачи финансовых сообщений Банка России.

Кроме этого, дополнительные требования к банкам может определить Правительство РФ (п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов).

Обратите внимание: если в процессе исполнения контракта банк исключен из списка Минфина России, менять его не надо. Заменить банк надо, только если Правительство РФ, госорган субъекта РФ или местная администрация решили досрочно прекратить сопровождение контрактов этим банком. На это указано в п. 10 Правил банковского сопровождения контрактов.

В каких случаях установить простое банковское сопровождение контрактов

Федеральный заказчик должен установить простое банковское сопровождение (пп. «а» п. 3 Постановления N 963):

  • при заключении ;
  • при заключении контракта с ценой более 10 млрд руб., в том числе у единственного поставщика по решению Президента РФ или Правительства РФ (если нет обеспечения контракта);
  • при закупке товаров (работ, услуг) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный заказчик должен установить банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ или местные администрации (п. 4 Постановления N 963). Например, для заказчиков Ленинградской области требуется простое банковское сопровождение при ) от 1 млрд руб. (п. 1 Постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2014 N 629).

В каких случаях установить расширенное банковское сопровождение

Федеральный заказчик должен установить расширенное банковское сопровождение, если закупает (пп. «б» п. 3 Постановления N 963):

  • строительные работы по возведению и реконструкции объектов капстроительства у единственного поставщика на сумму свыше 10 млрд руб., но при условии, что не установлено требование об обеспечении контракта;
  • товары (работы, услуги) по госпрограмме РФ на сумму свыше 15 млрд руб. При этом в программе должно быть условие о сопровождении контракта;
  • товары (работы, услуги) по решению Правительства РФ, которое предусматривает казначейское обеспечение обязательств;
  • товары (работы, услуги) у поставщиков, которые попали под санкции и выбраны Правительством РФ.

Заказчик субъекта РФ или муниципальный должен установить расширенное банковское сопровождение в случаях, которые определили госорганы субъектов РФ и местные администрации (п. 4 Постановления N 963).

Как установить требование о банковском сопровождении

Информацию о простом банковском сопровождении укажите:

  • в плане-графике закупок.

В графе 30 нужно указать «да». При заполнении в электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ);

  • в извещении.

В блоке «» укажите, что установлено банковское сопровождение контракта;

  • в документации о закупке.

Пропишите, что установлено банковское сопровождение контракта. Как правило, это указывают в разделе «Информационная карта» (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ);

  • в проекте контракта.

Пропишите права и обязанности поставщика и заказчика. Их нужно взять из п. п. 6, 7 Правил банковского сопровождения контрактов ().

При расширенном сопровождении также укажите в контракте обязанности из п. п. 8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов.

Если вы не включите условие о банковском сопровождении в документацию или проект контракта, возможен штраф 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Что включить в договор банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ

Договор банковского сопровождения заключает победитель закупки и соисполнители по контракту с банком.

Договор о простом банковском сопровождении должен содержать (п. 13 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета;
  • возможность списания денег по требованию заказчика в размере аванса на условиях сопровождаемого контракта, если по нему нет обеспечения;
  • обязанность банка предоставлять заказчику ежемесячно: выписку по счету со всеми операциями по счету, отчет, результаты идентификации поставщика и соисполнителя;
  • случаи и порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка направлять информацию в Федеральное казначейство в случаях, установленных Правительством РФ.

В договор о расширенном сопровождении контракта включите условия договора простого банковского сопровождения, а также (п. 14 Правил банковского сопровождения контрактов):

  • стоимость услуг банка. Размер нужно рассчитать исходя из цены сопровождаемого контракта. Если его цена (п. 4 Правил банковского сопровождения контрактов):

От 500 млн до 1 млрд руб., то стоимость услуг банка может быть не более 1,15% цены контракта;

От 1 до 5 млрд руб. - 1,12% цены контракта;

От 5 до 10 млрд руб. - 1,09% цены контракта;

От 10 до 15 млрд руб. - 1,05% цены контракта;

От 15 млрд руб. - 1% цены контракта;

  • информацию, которую заказчик должен указать в платежках, а также порядок и сроки проверки банком таких платежек. Эти условия нужно согласовать с заказчиком;
  • перечень и порядок представления документов, подтверждающих основание платежа;
  • сроки и порядок проверки банком представленных документов фактически поставленным товарам (работам, услугам);
  • порядок и условия отказа банка провести оплату;
  • ответственность банка за неправомерный отказ провести платеж по платежным документам;
  • обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, предоставлять заказчику и Федеральному казначейству в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса отчет о результатах мониторинга исполнения сопровождаемого контракта. Отчет направляется через систему передачи финансовых сообщений Банка России.

В определенных договорах, заключенных от имени Российской Федерации (субъекта РФ или муниципального образования), может включаться условие о банковском сопровождении контракта. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», оказание данной услуги в отношении заказчика в обязательном порядке предусмотрено для госконтрактов, предметом которых является поставка товаров/ выполнение СМР/ оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ.

Что такое банковское сопровождение контракта

Под данным понятием подразумевается осуществление банком проверки выполняемых расчетов и доведения до сведения заказчика результатов проведенного мониторинга в рамках заключенного с банком договора на обслуживание. Для мониторинга подрядчик (поставщик) открывает отдельный расчетный счет, а банк ежемесячно информирует заказчика о движении денежных средств на этом счете.

Порядок проведения банковского сопровождения регулируется Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», в котором указаны Правила оказания данной услуги.

Виды банковского сопровождения

Простое банковское сопровождение

При простом банковском сопровождении осуществляется мониторинг банком расчетов, производимых поставщиком на отдельно открытом расчетном счете. Отчет в виде выписки о движении денежных средств передается банком не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяцем. Услуги, оказываемые банком в рамках простого банковского сопровождения, оказываются бесплатно и выполняются сотрудниками банка самостоятельно.

Расширенное банковское сопровождение

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ включает дополнительно сверку данных, указанных в платежных поручениях, на соответствие фактически выполненным работам, поставленным товарам или оказанным услугам. Сверке подлежат работы и товары на сумму не менее 75% от стоимости договора на оказание данных услуг. Согласно п. 4 Правил, размер оплаты за осуществление расширенного сопровождения рассчитывается в зависимости от цены контракта. При этом оплата не может превышать:

    1,09% от цены контракта общей стоимостью от 5 до 10 млрд рублей;

    1,05% от цены контракта общей стоимостью от 10 до 15 млрд рублей;

    1% от цены контракта стоимостью более 15 млрд рублей.

SEVERIN DEVELOPMENT выступает в качестве строительного консультанта (сюрвейера) и оказывает для банков услуги по расширенному банковскому сопровождению. Компания располагает штатом и ресурсами для глубокого анализа платежей на соответствие целям проекта, фактическим срокам реализации, рыночным и другим важным условиям заключенных договоров и принятым обязательствам по ним.

Порядок осуществления расширенного банковского сопровождения контракта

Порядок осуществления расширенного банковского сопровождения контрактов устанавливается в договоре и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов».

Основная цель расширенного банковского сопровождения – подтверждение целевого использования запрашиваемых денежных средств и их соответствие утвержденным документам по проекту.

Для подтверждения планируемого использования денежных средств консультант SEVERIN DEVELOPMENT запрашивает следующий комплект документации:

    реестр платежей, планируемых к оплате;

    договоры, по которым будет осуществляться оплата;

    основание для оплаты (накладная, подтверждающая приемку-передачу товара или документации от исполнителя заказчику; счет-фактура; акт выполненных работ или акт-приемка сдачи услуг);

    счет на оплату;

    проектную документацию;

    исполнительную документацию (при необходимости);

    иную документацию (по запросу).

В целях подтверждения целевого использования денежных средств консультант подтверждает взаимное соответствие представленной документации:

    предмет договора должен соответствовать целям и задачам инвестиционного проекта. Цена договора должна быть обоснована и соответствовать рынку и утвержденному бюджету, срок исполнения договора – утвержденному графику реализации проекта, условия договора – общепринятой практике.

    объем выполненных строительно-монтажных работ фиксируется и утверждается актом выполненных работ КС-2, факт исполнения работ должен быть подтвержден исполнительной документацией или осмотром объекта.

    факт поставки на объект оборудования должен быть подтвержден товарной накладной и счетом-фактурой. В отдельных случаях – визуально.

    оборудование и фактически выполненные работы должны соответствовать проектной документации.

    стоимость оборудования и фактически выполненных работ должны соответствовать условиям договоров и утвержденному бюджету.

    сроки поставки и выполнения работ должны соответствовать утвержденному графику.

Только после проверки взаимного соответствия документации согласовывается реестр и банком выпускаются деньги. В противном случае из реестра исключаются платежи, оплата которых не обоснована или преждевременна.

Срок осуществления проверки целевого назначения платежей

В зависимости от этапа реализации инвестиционного проекта (контракта), схемы реализации и количества участников (контрагентов) срок проверки и согласования реестра платежей может составлять от 1 до 5 дней. В случае необходимости визуального подтверждения, этот срок соответственно продлевается на время командировки на объект.

Расширенное банковское сопровождение несколько снижает оперативность заемщика (генерального подрядчика). Однако дополнительный контроль со стороны банка и строительного консультанта позволяет реализовать проект с минимальным отклонением от утвержденного бюджета.

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ — это способ проконтролировать использование бюджетных и инвестиционных средств в рамках поставок для потребностей государства. Условия по сопровождению заказчик включает в госконтракт.

Суть процесса в том, что исполнитель открывает обособленный счет в уполномоченном банке, заказчик отправляет туда платежи, а банк проверяет платежную документацию исполнителя на соответствие положениям контракта, проводит платежи и передает заказчику сведения об использовании денежных средств в ходе выполнения договора. Если где-то указано, что банковское сопровождение контракта не предусмотрено, это значит, чтонет надобности в добавочном финансовом контроле и банк для ревизии расчетов не привлекается.

Закон о контрактной системе оговаривает простой и расширенный виды банковского сопровождения (БСК).

Простое банковское сопровождение

Простые сопроводительные операции регламентируются подпунктом «а» пункта 3 постановления правительства № 963. Они заключаются в том, что банк не контролирует операции подрядчика, а лишь прослеживает действия по его счету и передает заказчику информацию о платежах. Высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 млрд рублей и сделка имеет отличительные черты:

  • заказчик и подрядчик заключают договор жизненного цикла (сервисный контракт) и начальная максимальная цена контракта (НМЦК) более 10 млрд рублей;
  • сделка стоимостью свыше 10 млрд рублей с конкретным подрядчиком по решению президента или правительства РФ, но если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • контракт заключается с подрядчиками, которые подпали под действие иностранных политических и экономических санкций.

Местные органы власти устанавливают условия назначения финансового контроля сделок. Простое БСК для регионов назначается, когда сумма сделки свыше 1 млрд руб.; для муниципалитетов — свыше 200 млн руб.

Расширенное сопровождение банками

В п. 3 ч. 2 раздела I постановления правительства № 963 указано, что расширенное банковское сопровождение — это мониторинг расчетов плюс дополнительная проверка поставляемых товаров, работ, услуг на соответствие условиям договора. Результаты инспектирования передаются заказчику. Вот в каких случаях требуется банковское сопровождение контракта по 44 ФЗ в расширенном виде:

  • договор на строительные работы заключается с единственным подрядчиком и сумма сделки более 10 млрд рублей. Если подрядчик обеспечивает контракт, сопровождать его не нужно;
  • закупка на сумму более 15 млрд рублей проводится по госпрограмме РФ, которая содержит условие о расширенном БСК;
  • закупка назначена правительством РФ, и условия госконтракта указывают на применение казначейского аккредитива;
  • исполнитель выбран правительством РФ и подпадает под санкции иностранных государств (объединений).

На местах госорганы требуют расширенного финансового контроля госзакупок, когда сумма сделки не менее 5 млрд руб. — для регионов и муниципалитетов.

Как выбрать сопровождающий банк

Заказчик или победивший исполнитель выбирают уполномоченный банк до начала закупки и прикладывают проект договора о БСК к проекту госконтракта. Чтобы банк имел возможность оказывать комплекс услуг, когда требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, он должен отвечать требованиям, указанным в п. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса РФ и п. 10 правил банковского сопровождения:

  • есть лицензия на совершение банковских операций;
  • срок банковской деятельности более пяти лет;
  • собственный капитал не менее 1 млрд. рублей;
  • Банк России не требует от выбранного банка введения мер по финансовому оздоровлению;
  • за последние шесть месяцев соблюдены обязательные нормативы Банка России на все отчетные даты.

Банк вправе сопровождать госконтракты, только если он включен в специальный перечень Министерства финансов, представленный на официальном сайте Минфина. Если банк в ходе сопровождения выбыл из списка, менять его не нужно, он продолжит сопровождение до полного выполнения контракта.

Дополнительные требования к банкам

Когда требуется еще и казначейское сопровождение сделки, убедитесь, что выбранный банк подключен к системе передачи финансовых сообщений Банка России. Это обязательное условие по пункту 10 правил, утвержденных постановлением правительства от 20.09.2014 № 963, и разъяснениями Минфина в письме от 27.11.2015 № 02-02-04/69287.

Вот в каких случаях банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводятся одновременно:

  • в госзакупках с НМЦК от 100 млн рублей;
  • в гособоронзаказе по 275-ФЗ.

Если вы заключили сделку по гособоронзаказу, убедитесь, что выбранный сопровождающий банк:

  • обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • отнесен к разряду уполномоченных банков распоряжением правительства по согласованию с президентом РФ — такое требование содержит 275-ФЗ.

Как установить требование о банковском сопровождении

Необходимость дополнительной финансовой проверки госзакупки обозначьте:

  • в плане-графике закупок — в строке 30 укажите «да». При заполнении на компьютере это вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта»;
  • в извещении — в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • в данных о закупке — например, в разделе «Информационная карта»;
  • в предварительном варианте текста договора.

Если закупка подпадает под случаи БСК, а вы не включите в документацию условие о нем, последует наказание для обеих сторон:

  • для заказчика — штраф в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • для подрядчика — внесение сведений о нем в перечень безответственных поставщиков, что на практике помешает ему участвовать в следующих закупках по 44-ФЗ.

Как составить договор банковского сопровождения

Договор с банком заключает поставщик. Содержание договора определено пунктами 13 и 14 правил банковского сопровождения контрактов, которые применяются, когда банковское сопровождение контракта является обязательным. В договор о простом БСК включите обязательные условия:

  • порядок и сроки заведения отдельного счета поставщику и соисполнителям;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок и сроки перечисления денежных средств;
  • право заказчика потребовать списания суммы аванса, если нет обеспечения исполнения договора;
  • обязанность банка отчитываться перед заказчиком об использовании денежных средств, регламент по исполнению;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • обязанность банка передавать в Федеральное казначейство информацию о банковских операциях в случаях, установленных правительством;
  • порядок и сроки исполнения.

В договор о расширенном БСК добавьте:

  • стоимость услуг банка (зависит от суммы госзакупки, составляет от 1% до 1,15%);
  • перечень документов, обязательных к проверке на соответствие условиям договора;
  • содержание платежной документации;
  • право банка проверять платежную документацию — порядок проверки согласовывается с заказчиком;
  • обязанность поставщика предоставлять документы — основания платежа;
  • право банка проверить такие документы и отказаться осуществить платеж;
  • обязанность банка рассмотреть в течение пяти дней запросы исполнителя об исполнении платежа и несогласии с отказом;
  • ответственность банка за отклонение платежной операции;
  • обязанность банка извещать заказчика об итогах проверки фактического исполнения договора в случаях, установленных правительством; порядок и сроки предоставления отчетов.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!