Меню
Бесплатно
Главная  /  ВТБ24  /  Несостоятельность конкурентных рынков. Случаи несостоятельности рынка

Несостоятельность конкурентных рынков. Случаи несостоятельности рынка

В предыдущих темах рассматривались ситуации несостоятельности рынка, неспособности рыночного механизма обеспечить эффективность, то есть максимальный совокупный благосостояние за счет неспособности обеспечить эффективное размещение ресурсов, эффективные цены и / или эффективные объемы производства.

Решение большинства из тех проблем требовали государственного вмешательства. Но практика активного участия государственной власти в экономике, опыт реализации многочисленных государственных программ (начиная с 30-х pp. XX в.) Доказали, что государственная власть не всегда способна исправить рыночные неудачи, она тоже может быть несостоятельной.

Несостоятельность государственной власти означает ее неспособность обеспечить:

а) эффективность - то есть оптимальное по Парето размещения ресурсов, эффективные цены и объемы производства благ (то есть неспособность решить проблемы несостоятельности рынка);

б) справедливость - то есть соответствие правительственной политики распределения доходов тем представлениям о справедливости, которые доминируют в обществе.

Традиционно выделяется четыре основные причины систематической несостоятельности государственной власти достичь декларируемые цели государственного вмешательства:

1) Недостаточная осведомленность (асимметричная информация) - правительство никогда не должен вовремя всей информации, необходимой для принятия наилучших политических решений; всю желаемую информацию за ограниченное время невозможно получить даже технически, к тому же существуют группы интересов, которые не заинтересованы в поставке полной и достоверной информации.

2) Ограниченный контроль над реакцией частного сектора, неспособность государственных структур полностью предсказать отдаленные последствия принятых решений (хотя анализ решений по методу расходов-выгод может уменьшить количество ошибочных решений). Например, наблюдалась неспособность предусмотреть рациональную реакцию предпринимателей, целых секторов промышленности на установление властью сверхвысоких налогов, целью которых считалось сокращение бюджетного дефицита.

3) Ограниченность возможностей общества по контролю нал властными структурами; всегда существует угроза в чрезмерном росте государственного аппарата, всего общественного сектора, следовательно, рост расходов на его содержание и потерь в эффективности. Распространенная ситуация, когда парламент принимает какое-то общее решение, а детальное его обработки, разработку механизма введения поручает определенным государственным учреждениям; следовательно, общество становится заложником чиновников, которые часто не очень спешат разработать необходимые нормативные акты.

4) Несовершенство политических процессов, в частности, при принятии политических решений, ведь непосредственно принятием занимается достаточно ограниченный круг лиц. Ренгоориентована поведение политиков и предпринимателей, лоббирование политических решений со стороны групп особых интересов, практика взаимной поддержки политиками друг друга - все это в большинстве случаев приводит к непоследовательных решений, не соответствующих интересам общества. Следует отметить, что непоследовательность принятых решений, которая наблюдается довольно часто, без низ рассматривать как проявление злой воли политиков, это естественные последствия демократического принятия решений, последствия функционирования политических институтов демократического общества.

Дилемма выбора между несостоятельностью рынка и неспособностью власти Итак, когда политики и экономисты пытаются с помощью государственного вмешательства в работу саморегулирующегося рынка устранить недостатки рыночного механизма, они встречаются с проблемой недостатков государственной власти. Поэтому существует большое расхождение мнений и взглядов относительно объемов государственного вмешательства в экономике. Эти взгляды на эффективность (и соответственно невозможность) рынка и государственной власти упрощенно можно систематизировать с помощью табл. 12.1.

Таблица 12.1

Различные взгляды на эффективность рынка и государственной власти

Взгляд А на эффективность рынка исходит из нормативного анализа общего равновесия и экономической теории благосостояния. Он предусматривает минимальное государственное вмешательство (ведь в нем нет необходимости), и это вмешательство не приводит к потерям эффективности, то есть тоже достаточно эффективно. Кстати, в позиции А можно добавить сторонников полностью централизованного оптимального планирования, которые пытались теоретически обосновать возможность практического построения системы оптимальных цен, соответствующие состоянию общего равновесия, и внедрение оптимального планирования в практику работы государственных учреждений. Но опыт стран всех социально-политических систем не подтвердил возможность управления согласно концепции А.

Взгляд Б, согласно которому предпочтение всегда, когда это возможно, следует предоставлять рыночным механизмам решения общественных проблем, близкий к монетаристских концепций, был достаточно распространен в 30-х pp., До Великой депрессии, и снова привлекает к себе внимание в последние десятилетия из-за обнаружены несостоятельности государственной власти, низкую эффективность мер государственного вмешательства.

Взгляд В, к сторонникам которого можно отнести кейнсианцев, распространился вместе с успехами практического внедрения теории Кейнса. Достаточно условно можно считать, что теоретики и апологеты плановой экономики и государственной собственности, большей "управляемости" экономики в переходный период, также принадлежат к лагерю В (условность такого отнесения объясняется тем, что большинство из последних имеют достаточно смутное представление о аналитический уровень современных экономических и других общественных наук).

Наконец, позиция Г наиболее распространена среди экономистов и политиков. Согласно этой позиции признается наличие несостоятельности рынка и государственной власти и практическая невозможность достижения идеального состояния экономики. Речь может идти только о сбалансированную политику использования различных инструментов, поиск своеобразного «второго лучшего" из-за невозможности нахождения "лучшего". Практически такой компромиссный выбор между двумя группами несостоятельности превращается в общественный выбор, который регулярно осуществляется в различных государствах и периодически корректируется (путем демократических выборов и смены политических партий у власти), то в сторону большего государственного вмешательства и активной социальной политики, то в сторону либеральной модели общественного развития.

Теория асимметричной информации - одно из важнейших достижений современной экономической теории за последние десятилетия. В основе этой теории лежит факт, что часто одна из сторон экономических отношений осведомлена хуже, чем другая Одна из ситуаций, которая чаще всего встречается - модель отношений "заказчика" и "агента", - когда действия или свойства одной из сторон экономических отношений скрытые от другой стороны. Асимметричная информация присутствует на многих рынках, когда характеристики или свойства благ не в полной мере известны потребителю. Проблема асимметричной информации присутствует во взаимоотношениях рабочего и работодателя, арендатора и арендодателя, страховой компании и ее клиента. На финансовом рынке ситуация асимметричной информации возникает во взаимоотношениях кредитора и заемщика, владельца (акционера) и менеджера корпорации, наконец, владельца и кредитора и т. Д.

Хрестоматийным примером проявления асимметричной информации на рынках благ является рынок автомобилей, бывших в употреблении (хотя аналогичные свойства можно найти и на большом количестве других рынков).

Предположим, что на рынке присутствуют только два типа автомобилей - качественные и некачественные. Тыловой потребитель готов платишь 20 тыс. Гривен за качественный автомобиль и 5 тыс. Гривен - за некачественный. Если у покупателей есть полная информация о свойств автомобилей, то есть они могут различать качественные и некачественные, существовать два отдельных рынки, на каждом из которых будут свои цены. Реальной является ситуация, когда покупатель не знает точно, какой именно автомобиль ему предлагают.

Асимметричность информации можно наблюдать на многих рынках. Например, на рынке страхования, если страховая компания не может различать клиентов с различными характеристиками (в данном случае - в разной вероятностью наступления страхового случая), она будет устанавливать завышенные размеры страховых премий, что в итоге приведет к тому, что потенциальные клиенты с лучшими характеристиками откажутся от страховых услуг. В результате это ударит по страховой компании, так как по страховые услуги обращаться только клиенты с высокой вероятностью страхового случая.

Еще один пример - банковское кредитование. Предположим, что банк имеет два типа клиентов - надежных (берут кредиты для реализации проектов с низким риском, но и относительно низким доходом) и рисковых (реализуют высокодоходные рисковые проекты). Банк готов финансировать первых под 10% годовых, вторых - под 40% годовых. Банк будет использовать различные ставки по кредитам, если он может различать клиентов и уровень риска их проектов. Если же для этого не достаточно информации, банк будет использовать единую ставку кредитования - пусть это будет 25%. Но такая ставка для заемщиков с низким риском выгодна - они просто откажутся от кредитования. Кредит будут только заемщики с высоким риском. В результате в банке появятся проблемы, потому что его процентные доходы перекрывать потерь, связанных с невозвратом кредитов.

Участники рынка могут осуществлять меры по преодолению проблемы асимметричной информации. Это может быть мониторинг или сигналы.

Мониторинг - это мероприятия хуже информированного стороны с целью получить больше информации. Покупатель автомобиля, бывшего в употреблении, может использовать помощь опытного механика. Страховая компания, страхуя жизнь, может требовать от клиента пройти медицинский осмотр. Банк, выдавая кредит, может проверять отчетность и контролировать направления использования средств.

Сигналы - это меры со стороны лучше информированной стороны, которые она осуществляет, если асимметричная информация ей не выгодно Продавец качественных автомобилей заинтересован довести информацию о своем товаре покупателю. Добросовестный заемщик хотел бы получить кредит с низкой ставкой и поэтому банк имеет наиболее полную информацию о себе. Сигнал будет выполнять свою функцию, если он воспринимается контрагентом как объективная информация. Скажем, недостаточно просто сказать покупателю, что перед ним автомобиль высокого качества. В то же время предоставление гарантии может стать эффективным сигналом. Информация об образовании потенциального работника может быть, но может и не быть эффективным сигналом для работодателя (это может зависеть, например, от того, какой именно учебное заведение окончил претендент на рабочее место).

Способен или нет мониторинг решить проблему асимметричной информации, зависит от того, какие затраты необходимо понести для осуществления таких мероприятий. Однако, например, расходы на получение образования, как правило, скупаются за способности экономических агентов рационально действовать в условиях асимметричности информации.

Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.
Задачи работы:
- выделить причины несостоятельности рынка;
- рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;
- проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;
- определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.

Введение 3
1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5
1.1 Сущность несостоятельности рынка 5
1.2 Причины несостоятельности рынка 6
1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8
1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9
2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13
2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13
2.2 Интернализация внешних эффектов 15
3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19
3.1 Особенности спроса на общественные блага 19
3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23
3.3 Концепция «фиаско правительства» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Несостоятельность рынка,

причины и формы их проявления»

Выполнил:

Студентка

гр.09БЭ5

О. А. Никитина

(подпись, дата)

Проверил:

д.э.н

Ю.А.Рыжкова

(подпись, дата)

Пенза 2011

Содержание

Введение 3

1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5

    1.1 Сущность несостоятельности рынка 5

    1.2 Причины несостоятельности рынка 6

    1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8

1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9

2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13

2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13

2.2 Интернализация внешних эффектов 15

3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19

3.1 Особенности спроса на общественные блага 19

3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23

3.3 Концепция «фиаско правительства» 25

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение

Центральное положение в современной рыночной экономике занимает рыночный механизм. Рынок – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошёл испытание временем и сумел продемонстрировать свой потенциал. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь здесь идет о современном рынке, рынке как одним из условий любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как об всеохватывающей характеристике. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов. Государство выступает как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка. В современной рыночной экономике государство находится в положении и партнера и фирм и несёт ответственность за производство специфических материальных благ и услуг. При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику, мировая наука все чаще использует теорию несостоятельности рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесии и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий совершенной конкуренции – «идеального рынка», и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии, олигополии. Несостоятельность рынка – ситуация, при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночной несостоятельности экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка.

Несостоятельность рынка в современной рыночной ситуации является важнейшей проблемой, решение которого необходимо найти для обеспечения нормального функционирования рынка, что и обусловило актуальность данной работы.

Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.

Задачи работы:

Выделить причины несостоятельности рынка;

Рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;

Проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;

Определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.

1.Несостоятельность рынка как экономическое явление

    1. Сущность несостоятельности рынка

Несостоятельность рынка – это ситуация, когда рынок не в состоянии координировать свои процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение и полное использование ресурсов. Рыночная несостоятельность бывает разных видов:

1) Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

2) Рынок не обеспечивает производства общественных благ в достаточном объеме.

3) Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения.

4) Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы.

5) Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг. В связи с этим в равной мере справедливым признаются высокие доходы победителей и низкие доходы неудачников конкурентной борьбы. Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле.

6) Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.

7) Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов.

    1. Причины несостоятельности рынка

К основным причинам несостоятельности рынка можно отнести:

Несовершенная конкуренция;

Несовершенная информация;

Неполный набор рынков;

Дефекты в правах собственности;

Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Остановимся на каждом понятии поподробнее.

Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей влиять произвольно на конъюнктуру рынка.

Следующая причина несостоятельности рынка – несовершенная информация или по-другому ее называют ассимметричной. Ассимметрия информации проявляется в сферах, где потребитель услуги не может контролировать производителя. Неполная и недостоверная информация не позволяет индивиду сделать оптимальный выбор и максимизировать свою полезность, поэтому состояние Парето-оптимальности в потреблении и производстве становится недостижимым. В той или иной мере ассиметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других – весьма значительно. Разные рынки имеют разную степень информационной ассиметрии.

Далее следует неполный набор рынков. Здесь имеет место быть такое понятие как феномен отсутствующих или неполных рынков, когда частные рынки не могут предоставить потребителям благо, даже если издержки на его производство ниже, чем цена. К отсутствующим частным рынкам можно отнести рынки страхования от безработицы, медицинского страхования при хронических заболеваниях. Во всех этих случаях «провалы» рынка связаны с нарушением условий совершенной конкуренции. Отсутствие рынков дополняющих товаров также создает феномен неполных рынков. Например, отсутствие рынка земли в России приводит к отсутствию рынка займов под залог земли.

Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определенным физическим или юридическим лицам в соответствующих исторических условиях. Право собственности сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Право владения означает фактическое обладание вещью. Право пользования означает возможность эксплуатации вещи (имущества), извлечения из нее полезных свойств и/или получения от нее доходов. Право распоряжения означает возможность по своему усмотрению совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Эти правомочия тесно связаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности. Дефекты, возникающие в правах собственности, приводят к проблеме несостоятельности рынка.

Последней причиной, вызывающей несостоятельность рынка является противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Экономическая эффективность – это способ действий, обеспечивающий получение в результате полученных усилий и затрат ресурсы максимального результата.

Социальная справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических отношений представления потребности интересам, которые господствуют в данном обществе.

Противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью отражают противоречия между производством и потреблением. Поэтому в современных условиях проявляется более широко понятие эффективности, которое включает критерии социальных издержек. Понятие экономической эффективности связано со стремлением удаления социальных противоречий и созданию социального партнерства в рыночной экономике.

    1. Формы проявления несостоятельности рынка

Несостоятельность рынка - это ситуации, когда рынок оказывается неспособен эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Основные проявления несостоятельности рынка(провалы рынка): проблема производства общественных благ, проблема внешних эффектов, проблема поддержки конкуренции, проблема неравномерности развития, проблема неравномерного распределения доходов и богатства, проблема неполноты и асимметричности информации.

Нерыночные внешние (побочные) экономические эффекты (экстерналии) возникают, когда результаты и/или затраты экономической деятельности участников рыночных сделок по тем или иным причинам не полностью фиксируются в количестве благ, ресурсов и в их ценах, в издержках и выручке, платежах и поступлениях самих участников, но вместе с тем влияют на благосостояние третьих лиц, не участвующих в сделках. К внешним эффектам (экстерналиям) относятся также нерыночные или внерыночные влияния деятельности одного экономического субъекта, физического или юридического лица, на благосостояние другого, не оплачивающего эти влияния, когда они положительны, и не получающего за них компенсации, когда они отрицательны, непосредственно тому или от того, кто их создает.

Тех, кто создает внешние эффекты, естественно называть генераторами, а тех, кто их воспринимает, - реципиентами экстерналий. Экстерналии подразделяются на положительные и отрицательные в зависимости от направленности их влияния на благосостояние реципиентов 188 .

Отрицательные внешние эффекты

1. Внешние издержки производства: MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки, МРС - предельные частные издержки, МЕС - предельные внешние издержки: МЕС = MSC - МРС, т. е. MSC>MPC.

Если предельные общественные издержки больше частных предельных издержек, то внешний эффект отрицательный.

Оптимум общества: MSC = MSB или MSC = Р.

Оптимум производителя: МРС = МРВ или МРС = Р, где MSB - предельные социальные выгоды, МРВ - предельные частные выгоды.

Примером может служить загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. В этом случае предельные социальные издержки будут выше частных предельных издержек владельца предприятия. Графически (рис. 94) это отражается в смещении влево кривой MSC по отношению к кривой МРС, характеризующей предложение производимого продукта. При сложившейся стабильной цене продукта на рынке кривая спроса может быть представлена горизонтальной линией на уровне Р.

Рис. 94. Отрицательный внешний эффект производства

Точка равновесия фирмы будет в таком случае соответствовать объему производства Q 1 . В интересах же общества необходимо сократить объем экологического вредного производства до уровня Q 2 т.е. ликвидировать отрицательный эффект производства (МЕС) в объеме (Q 1 - Q 2). Оптимум общества MSC = МРС; отсутствие внешнего эффекта. При этом следует отметить, что такой оптимум не означает полного отсутствия побочного отрицательного эффекта, однако ущерб значительно уменьшается.


2. Внешние издержки потребления MSB

МРВ = MSB +MEB,

где МЕВ - предельные внешние выгоды.

Отрицательные побочные эффекты уменьшают социальные выгоды от потребления какого-либо продукта. Например, потребление табака или алкоголя ухудшает здоровье как самих потребителей, так и нации в целом. Социальные выгоды от такого потребления понижаются. Графически это можно проиллюстрировать перемещением кривой MSB влево от кривой МРВ (рис. 95).

Рис. 95. Отрицательный эффект потребления

Основные понятия. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Регулирование последствий внешних (побочных) эффектов. Неравенство доходов и перераспределение доходов государством. Методы измерения неравенства доходов: частные и интегральные. Кривая Лоренца.

Дополнительные понятия. Предельные частные затраты, предельные внешние затраты и выгоды. Общественные выгоды от положительного внешнего эффекта и общественные потери от отрицательного внешнего эффекта. Корректирующие налоги и субсидии. Вертикальное суммирование спроса на общественные блага. Коэффициент Джини. Показатели покупательной способности.

Основные умения. Определять равновесие на рынках, обладающих внешними эффектами, при компенсационных воздействиях государства и третьих лиц. Измерять неравенство Доходов с помощью частных показателей. Строить кривые ЛоРенца.

Дополнительные умения. Определять общественные выго-ДЬ1 от положительного внешнего эффекта и общественные потери °т отрицательного внешнего эффекта, а также корректирующие Залоги и субсидии. Вычислять коэффициент Джини. Вычислять Указатели покупательной способности. Определять равновесие спроса на общественные блага при помощи вертикального суммирования спроса.

Теоретический материал

Внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками третьих лиц.

Без учета отрицательного внешнего эффекта предложение совпадает с восходящей кривой предельных частных затрат (marginal private cost ): S = MРC.

Если учитывать отрицательный внешний эффект, то предложение должно совпадать с кривой предельных общественных затрат (marginal social cost ):

S" = MSC = MРC + MEC,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние затраты (marginal external cost (MEC )).

Кривая спроса в этой модели совпадает с предельными общественными выгодами: D = MSB (marginal social benefits ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные потери от отрицательного внешнего эффекта.

Корректирующий налог (t )повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных затрат, т. е. t = МЕС.

Положительные внешние эффекты связаны с выгодами третьих лиц.

Без учета положительного внешнего эффекта спрос совпадает нисходящей кривой предельных частных выгод (marginal private benefits ): D 1 = МРВ.

Ясли учитывать положительный внешний эффект путем увеличения спроса, то новый спрос должен совпадать с кривой предельных общественных выгод

D 2 = МРВ + МЕВ,

в которой суммируются предельные частные и предельные внешние выгоды.

Кривая предложения в этой модели совпадает с предельными общественными затратами: S = MSC (marginal social cost ).

Площадь треугольника МЕ 1 Е 2 показывает общественные выгоды от положительного внешнего эффекта.

Корректирующая субсидия (s )повышает предельные частные выгоды до уровня предельных общественных выгод, т. е. s = МЕВ.

На практике чаще положительный внешний эффект компенсируется увеличением предложения.

Почему возникают такие проблемы неэффективности в условиях рыночной координации?
1. Механизм спроса и предложения ориентирует производство на сложившуюся систему потребностей . Такая система статична. Динамизм вносится предпринимателем, чей интерес шире, чем просто интерес максимизации выгоды (самореализация, успех, склонность к риску и т.п.).
2. Рыночная система основана на господстве частного интереса . Такая система не позволяет удовлетворять целый ряд общественных потребностей и автоматически не формирует благоприятный общественный климат для предпринимательской деятельности.
Как решаются эти проблемы? Во-первых , через развитие институциональных структур бизнеса. Формируется система стратегического планирования, осуществляемого в крупных корпорациях - центрах экономической власти. Они реализуют планомерное распределение ресурсов в интересах долговременного развития. Во-вторых , государство как экономический субъект берет на себя выполнение целого ряда экономических функций по обеспечению удовлетворения все видов потребностей.
Несостоятельность рынка - это такая ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение ресурсов. К подобным «провалам рынка», которые призвано компенсировать государство, относят:
1. Так как рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса, то он не обеспечивает производства целого ряда товаров общественного потребления, на которые не существует индивидуального платежеспособного спроса (защита от наводнений, прививки от опасных болезней, охрана правопорядка, оборона и т.п.). Возникает проблема производства общественных благ .
2. Рыночная координация основана на том, что денежная цена адекватно отражает ценность благ и ресурсов. Однако в реальной действительности потребление некоторых товаров сопровождается дополнительными эффектами, не улавливаемыми ценой (загрязнение и т.п.). Рыночные цены не отражают выгод и потерь третьих лиц, что ведет к неэффективному распределению ресурсов. Возникает проблема внешних эффектов .
3. Рынок, предполагающий широкое рассредоточение экономической власти и конкуренцию, сам по себе не способен предотвратить перерастание конкуренции в монополию. Возникает проблема поддержания конкуренции .
4. Рынок, в основе которого лежит частный интерес, порождает колебания производства. Возникает проблема неравномерности .
5. Распределение доходов в рыночной системе является следствием распределения ресурсов и поэтому является крайне неравномерным .
6. Рынок предполагает, что хозяйствующие субъекты получают всю необходимую им информацию и в состоянии на ее основе делать рациональный экономический выбор. На самом же деле:



· Люди не обладают всей полнотой информации (о конкретных благах, о заменителях, о вредности производства и т.п.). Поэтому государство и общественные организации (общества потребителей, союзы содействия малому бизнесу, движение «зеленых») берут на себя функцию сбора и донесения информации до людей, способствуя таким образом принятию ими более обоснованных решений.

· Существует проблема асимметричности информации , в результате которой появляются издержки и выгоды, которые не были оговорены при заключении сделки (скрытые дефекты, скрытые последствия долговременной эксплуатации и т.п.), высокий риск оппортунистического поведения хозяйствующих субъектов, препятствующий заключению взаимовыгодных сделок и эффективному распределению ресурсов. Государство призвано создать институциональные условия более равномерного движения экономической информации: во-первых , законодательство о предоставлении информации; во-вторых , стандартные договоры, четкие процедуры заключения сделок.