Меню
Бесплатно
Главная  /  Банки  /  Экономическая теория как междисциплинарная наука. Экономическая теория как наука и учебная дисциплина

Экономическая теория как междисциплинарная наука. Экономическая теория как наука и учебная дисциплина

Все вышесказанное приводит нас к расширенной трактовке предмета экономической науки. Глобальные синтетические теории разрабатываемые еще на ранних этапах развития экономической науки в опережении аналитических теорий также характерны для экономической науки. Пожалуй лишь концепция Альфреда Маршалла изложенная им в Принципах экономической науки оказалась в целом соответствующей аналитическим методам конца XIX века. В первом случае осуществляется традиционное соединение и комбинирование экономического знания в рамках дисциплинарной...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Орехов Андрей Михайлович

Российский университет Дружбы Народов

Москва

Междисциплинарный синтез и экономическая наука

Если анализ разъединяет на части, то синтез, наоборот, соединяет части в одно целое, или, говоря иначе, синтезирует их. В результате ранее разделенные части предстают под новым углом зрения, в новом аспекте или свете. Синтез, в отличие от анализа, способен охватить предмет исследования в его целостности и выявить его внутренние противоречия (если таковые имеются). Хотя в истории науки анализ, как правило, опережает синтез, тем не менее, бывают случаи, когда глобальные синтетические теории создаются еще до того, как будет достигнуто глубокое аналитическое познание частей целого.

Всё вышесказанное можно распространить и на экономическую науку. Синтез как метод экономических исследований («экономический синтез») соединяет в целое раздробленные ранее фрагменты исследовательского материала в форме экономических данных; он синтезирует новые понятия, принципы и концепции, и осуществляет переход к новому экономическому знанию посредством «синтетических суждений». «Синтетический метод», используя синтетические суждения, позволяет выводить из базовых принципов новое экономическое знание.

Все вышесказанное приводит нас к расширенной трактовке предмета экономической науки. Экономика  это уже скорее не предметная область, а способ освоения мира:

«Уже сейчас экономику следует определять не по предмету, а по методу исследования» 1 .

Глобальные синтетические теории, разрабатываемые еще на ранних этапах развития экономической науки в опережении аналитических теорий, также характерны для экономической науки. Концепции Адама Смита, Давида Рикардо, Джона Стюарта Милля, Карла Маркса - все они как раз соответствуют этому примеру. Пожалуй, лишь концепция Альфреда Маршалла, изложенная им в «Принципах экономической науки», оказалась в целом соответствующей аналитическим методам конца XIX века. Сейчас в экономических исследованиях скорее наблюдается обратная картина: аналитические методы опережают синтетические в своем развитии и, можно сказать, что мировая наука о хозяйстве испытывает некоторый «дефицит» эффективного глобального экономического знания. Нынешний спор неоклассики и институционализма как раз ведется за то, чтобы доминировать при создании глобальной синтетической теории хозяйства.

Экономический синтез может быть либо внутридисциплинарным , либо междисциплинарным . В первом случае осуществляется традиционное соединение и комбинирование экономического знания в рамках дисциплинарной матрицы экономической науки, а во втором случае речь идет о соединении и комбинировании экономического знания с другими видами социального знания - социологического, психологического, философского, исторического, политологического, экологического и т.д. и т.п.

Междисциплинарный синтез - это соединение в единое целое теорий, методов и методологий различных дисциплин с целью получения нового знания в рамках одной дисциплины или на стыках между разными дисциплинами. Междисциплинарный синтез на рубеже XX и XXI вв. является одним из самых эффективных способов получения нового знания, - в том числе и экономического знания.

Междисциплинарный синтез возникает на основе междисциплинарного взаимодействия . Г.Бергер дает следующее определение такому взаимодействию:

«Это [междисциплинарное] взаимодействие может варьироваться от обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологий, процедур, эпистемологий, терминологий для данных организаций исследовательской и образовательной деятельности в некотором весьма широком объеме» 2 .

Экономическая наука также вовлечена в такое взаимодействие и также участвует в процессах междисциплинарного синтеза. Осуществляться он может тремя основными способами:

1) Первый способ основан на уже однажды упоминавшемся методе «экономического империализма».

«Экономический империализм» - метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальными науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.

Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и иными социальными науками по типу «экономического империализма» активизировалось с 70 - 80х гг. XX века: и связано это, вероятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом экономической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальными науками; и, во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отчасти под экономику в модели «экономикса».

«Именно «экономический империализм» и привносит в общественные науки методологию верификации и фальсификации теории. Поэтому он - необходимое условие развития других общественных наук.

Впрочем, еще важнее влияние «экономического империализма» на свою метрополию - науку о самой экономике. По мере того, как экономисты расползаются по соседним дисциплинам, экономика обогащается более реалистичными предположениями о природе человека, о возникновении и развитии социальных, правовых, политических институтов. Этот процесс, в свою очередь, приводит к быстрому повышению качества самих экономических исследований» 3 .

Особенно сильному воздействию «экономического империализма» подверглись: гендерные исследования, демография, социология, история, политическая наука. В подавляющем большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положительное - как в плане влияния на эволюцию самого экономического знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например, в истории такое воздействие связано с популярностью методологии школы «новой экономической истории» и клиометрии, в политической науке - с возникновением «теории общественного выбора» и т.п.

2) Второй способ можно условно обозначить как «экономическая вассальность». «Экономическая вассальность» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ведется в соответствии с методологическими и теоретическими основаниями другой науки (или, других наук).

«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае последнего «агрессором» на территории чужой науки выступает экономика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономического вассальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию.

На протяжении всей своей истории экономическая наука неоднократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды развития экономической мысли были весьма успешными и оказывали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли второй половины XIX - первой трети XX вв. экономическая дисциплина побывала в роли «вассала» исторической науки, в советской общественных науках (с 1917 по 1991ый год) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистко-ленинской философии и ее политического собрата - «научного коммунизма», и т.д.

В худшем случае речь даже должна была идти о так называемом редукционизме, - когда предмет и (или) методология экономической науки полностью сводился (сводились) к предмету и (или) методологии другой социальной дисциплины. Особенно сильным, был, вероятно, психологический редукционизм конца XIX - начала XX вв., когда некоторыми исследователями под влиянием маржинализм была предпринята попытка полностью растворить экономику в психологии. На современном этапе в исследовательском поле экономической методологии весьма активно действует социологический редукционизм , чьей целью, очевидно, является стремление подменить собственно экономические методы исследования хозяйственных процессов и явлений социологическими методами , на деле лишь частично совпадающими с экономическими.

3) Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».

«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследовательских проблем на «стыках» между собой, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.

Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползновения «экономического империализма» и «экономической вассальности» у этих двух пар наук на первом месте всё же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного сотрудничества». «Экономическая социология» и «экономическая психология» в последние годы добились немалых успехов, применяя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - экономической и психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудничество» экономической и исторической наук, экономической науки и гендерных исследований, экономической науки и науки права.

Нобелевские премии - Гэри Беккера (1992 г.) - за теорию «человеческого капитала» (экономика, социология, гендерные исследования, юриспруденция), Дугласа Норта (1993 г.) за клиометрию и «новую экономическую историю» (экономика, история, социология), Даниеля Канемана и Вернона Смита (2002 г.) - за развитие экспериментальной экономики (экономика, психология) - это лишь немногие примеры, когда экономисты получали награды не только за развитие собственно экономических знаний, но de facto - и за успешный междисциплинарный синтез.

1 Гуриев С.М. Три источника - три составных части экономического империализма //Общественные науки и современность, 2008, № 3.

2 Цит. по Э.Мирскому (Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки, М., 1980, с.20).

3 Гуриев С.М. Три источника - три составных части экономического империализма, с.140.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21740. Междисциплинарный синтез в трудах Р.Г. Скрынникова и его оценке в научном сообществе 33.45 KB
Причина, по которой автор решилась раскрыть данную тему, заключается в желании показать широту вклада Скрынникова в отечественную историографию. Его самоотверженность и целеустремленность с которыми он работал, не взирая на кризис методологии и явную фальсификацию фактов.
6942. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА 20.66 KB
Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук. Этапы становления и развития экономической мысли в обществе. Метод экономической теории и его составные элементы. Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук Экономическая теория это наука исследующая действия людей в процессе выбора редкостных ограниченных ресурсов для производства обмена распределения и потребления товаров и услуг.
7277. Категория «личность» в системе наук. Междисциплинарный статус проблемы 100.34 KB
Междисциплинарный статус проблемы Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов относящихся к предмету психологического изучения личности. Многогранность феноменологии личности отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни превращает исходный вопрос любого познания вопрос об...
15147. Синтез азокрасителя 103.2 KB
Отрасль химической промышленности производящая органические красители и промежуточные продукты необходимые для их производства называется анилинокрасочной промышленностью. Название это сложилось исторически так как первые синтетические красители были получены из анилина. Общая характеристика Красители химические соединения обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности...
2154. Синтез стереоизображений 54.09 KB
Для центра проекции левого глаза и центра проекции правого глаза мы имеем следующие координаты: В системе координат ОХY: Используя эти формулы получаем: полупаралакс: где F – фокусное расстояние Найдём значение...
2072. СИНТЕЗ ПЕРЕДАЧ 3.32 MB
Розглянемо елементи зубчастого колеса. покажемо елементи зубчастого колеса. Поверхня 1 що відокремлює зуби від тіла зубчастого колеса називається поверхнею западин зубів. Поверхня 2 що обмежує зуби з боку протилежної тілу зубчастого колеса поверхня вершин зубів.
8603. Рибосоми. Синтез білка 22.58 KB
Міжциклові: математика комбінаторика; внутрішньоциклові: хімія будова та властивості білків НК; міжтемні: рівні організації білкової молекули види РНК їх функції будова ДНК будова клітини.Транскрипція переписування передача інформації про структуру білка з ДНК на і РНК. Певна ділянка ДНК ген є матрицею для відповідної і – РНК. Синтезовані молекули і РНК переходять із ядра в цитоплазму а ДНК відновлює свою структуру.
5621. Синтез счетчика импульсов 60.25 KB
Составление таблицы функционирования счетчика. Временная диаграмма работы счетчика. Основными характеристиками счетчика являются: модуль счета Kc – максимальное число импульсов которое может быть подсчитано счетчиком.
2073. СИНТЕЗ ВАЖІЛЬНИХ МЕХАНІЗМІВ 57.11 KB
У таких парах стичними елементами ланок є поверхні а тому питомий тиск і ступінь зносу в них менші ніж у вищих кінематичних парах. Елементи ланок які утворюють ці пари виготовляються досить просто й точно оскільки технологія обробки площин і циліндричних поверхонь ретельно і повно розроблена. Із збільшенням кількості ланок у механізмі зростає ймовірність одержання недопустимих кутів передачі збільшуються втрати потужності на тертя відхилення від заданої залежності в результаті нагромадження похибок викликаних неточністю виготовлення...
2060. Синтез кулачкових механізмів 179.47 KB
Їх поділяють також за видом руху кулачка та штовхача. Кулачковий механізм є центральним якщо вісь руху штовхача проходить через центр обертання кулачка рис. Рух штовхача може бути поступальним рис. тому що тут одна точка штовхача ковзає поверхнею кулачка і питомий тиск дуже великий.

3) изучение тех промежуточных, стыковых звеньев между производительными силами и производственными отношениями, посредством которых и происходит взаимосвязь двух сторон способа производства. В связи с этим экономическая теория исследует такие процессы, как разделение труда, кооперация труда, организация производства и др. Они выражают взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Вопрос о включении производительных сил в предмет экономической теории продолжает оставаться дискуссионным. В экономической литературе имеются на этот счет различные мнения:
1) категорическое исключение производительных сил из сферы теоретического экономического анализа;
2) полное или частичное включение производительных сил в предмет экономической теории.
Производственные отношения являются общественной формой производительных сил. Они в определенной мере самостоятельны, имеют собственную структуру.
Развитие производительных сил сопровождается углублением разделения труда, т. е. дифференциацией различных видов трудовой деятельности. Различают разделение труда внутри общества и внутри предприятия. В связи с этим выделяют:
1) общее разделение труда, т. е. разделение общественного производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д.);
2) частное разделение труда, т. е. разделение крупных родов производства на виды и подвиды (например, в промышленности – тяжелая, легкая, электротехническая и т. д.);
3) единичное разделение труда внутри предприятия (подразделения предприятия).
Производственные отношения в единстве с производительными силами представляют экономический базис общества. Изучая его, экономическая теория вместе с тем учитывает и активную роль надстройки. Надстройка включает следующие общественные отношения: государственные, политические, идеологические, правовые, религиозные, общественно-политические и другие.
Экономическая теория изучает производственные отношения в единстве с элементами надстройки, и, прежде всего, во взаимосвязи с экономической государственной политикой, с хозяйственным правом.
Элементы (институты) надстройки непосредственно в предмет экономической теории не входят. Вместе с тем она, исследуя механизм использования экономических законов, обращается к анализу хозяйственных форм на стыке производственных отношений и надстройки. Здесь складываются промежуточные или пограничные категории, например, управление производством и др.
Взаимообусловленность политики и экономики включает и их взаимопроникновение. Политика в той мере, в какой она проникает в экономику, входит в предмет экономической теории. Но входит она сюда в качестве необходимого внутреннего движения экономики, а не сама по себе.
Например, феодальные отношения не могут быть поняты без отношений внеэкономического принуждения, охраняемого государством. Здесь внеэкономическое принуждение составляет внутренний момент экономических отношений. По-иному, но все же проникает политика и в капиталистическую экономику, а потому входит в предмет экономической теории капитализма.
Экономическая теория отдельного способа производства – это органическая составная часть экономической теории в широком смысле слова. В чем суть данной науки в самом широком смысле?
Экономическая теория в широком смысле есть наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах; о законах, управляющих производством и обменом жизненных благ. Экономическая теория в широком смысле слова уже создана усилиями таких выдающихся экономистов, как А. Монкретьен, В. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, А. Пигу, В. Черковец, Сраффа и другие.
Каждый способ производства, как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, имеет свою специфику. Поэтому правомерно говорить об экономической теории докапиталистических способов производства (первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального), об экономической теорий капитализма и социализма. Но вместе с тем нельзя рассматривать экономическую теорию в широком смысле как простую сумму этих экономических теорий. Неправильно думать, что отсутствует общий предмет экономической теории. Особенности того или иного способа производства не отменяют и не изменяют предмета экономической теории в широком смысле. Такой предмет существует.
Экономическая теория – наука историческая. Она в определенном отношении отражает естественный ход развития человеческого общества. Предметом экономической теории в широком смысле являются производственные отношения в неразрывной связи с определяющими их производительными силами, а также система экономических законов, управляющих отношениями между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
С развитием экономических отношений происходит расширение предмета экономической теории. В настоящее время в него входят не только отношения внутри национальных хозяйств отдельных стран, но и международные экономические отношения. Современная экономическая теория глубоко изучает мировое хозяйство:
во-первых, потому что углубилось международное разделение труда;
во-вторых, потому что расширились экономические отношения между всеми странами мира (развитыми, развивающимися и отсталыми);
в-третьих, потому что необходимо дать характеристику структуры мирового хозяйства, его противоречий и тенденций развития;
в-четвертых, потому что необходимо раскрыть модификацию экономических отношений и экономических законов в мировом хозяйстве.
Экономическую деятельность осуществляют не просто люди, не просто члены общества, а экономические агенты, к которым относятся работники, менеджеры, банкиры, владельцы домов и акций, облигаций и земельных участков, фермеры, предприниматели. Деятельность экономических агентов, закономерности, которые ее определяют, входят в предмет экономической теории.
Экономическая теория раскрывает характерные явления, поскольку экономические закономерности нельзя выводить из случайных, частных фактов.
Изучая свой предмет, экономическая теория выявляет экономические категории и экономические законы. Тем самым она формирует экономический категориально-понятийный аппарат.
Экономическая категория – это теоретическое выражение содержания производственных отношений; логическое понятие, отражающее содержание конкретных экономических явлений. Экономическими категориями являются: товар, деньги, капитал, цена, прибыль, стоимость, издержки, себестоимость, рентабельность, национальный доход и др. Через экономические категории осуществляется связь экономических явлений.
Экономические законы – это наиболее общие, повторяющиеся, внутренние, причинно-следственные, существенные связи экономических явлений и процессов. Эффективное производство предполагает познание механизма действия и механизма использования экономических законов. Люди, зная механизм действия экономических законов, могут принимать обоснованные решения в рамках достигнутого развития производительных сил.
Современная экономическая наука – явление наднациональное. Особую важность международному характеру экономической науки в наше время придает тот факт, что глобальные тенденции развития мирового сообщества становятся ведущими для подавляющего числа государств планеты. Глобализация экономики лежит в основе глобализации экономического знания. Однако этот процесс не означает, что в развитии отдельных стран полностью стираются национальные особенности, которые обусловлены историческими и иными факторами. Подобные особенности ярко проявились в России. Поэтому российская экономическая наука не могла не учитывать специфические обстоятельства своей страны, так же как и в других государствах и регионах не игнорировались национальные особенности развития.
Вместе с тем мировое развитие на рубеже XX и XXI вв. убедительно показывает, что рыночные принципы приобретают глобальное распространение, а потому можно говорить об универсальной парадигме экономической теории рыночной экономики. Но отсюда не следует, что существует универсальная, общая для всех модель рыночной экономики. Каждая страна имеет свою национальную модель. Это относится и к России. Уникальность страновой рыночной модели выражают не экономическая теория, не рыночные принципы и мотивы как таковые, а отраслевые экономические науки и их сочетание.
Современная экономическая теория не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным.
Системность экономического образования зависит от множества факторов и определяется целым рядом обстоятельств. Но прежде всего она опирается на системность экономической науки, стержнем которой является системность экономической теории.
Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей объективно повышает роль фундаментальной науки, и прежде всего экономической теории.

1.2. Система экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория и естественные науки

Экономическая теория – стержень экономического образования. Если обратиться к структуре экономической науки, то необходимо подчеркнуть, что ее структурообразующим элементом, безусловно, является экономическая теория. Именно экономическая теория формирует интернациональное ядро экономической науки, изучает всеобщие объективные закономерности и связи. Что же касается отраслевых экономических наук, то они, во-первых, составляют остальные элементы структуры экономического знания, во-вторых, наиболее чутко реагируют на развитие разделения труда и соответствующее усложнение народного хозяйства и, в-третьих, впитывают национальную специфику экономики той или иной страны.
Поскольку отраслевая структура экономики отдельных стран немало отличается друг от друга, постольку национальная экономическая наука всегда имеет уникальную структуру, а значит, и свои специфические отличия. Общая экономическая теория минимальным образом «откликается» на климатические и иные особенности отдельных стран, зато отраслевые науки в своем абсолютном большинстве не мыслят себя без «национальных одежек». Известно, что и среди отраслевых наук есть такие, которые все больше приобретают универсальный, общемировой характер. Например, теория управления, теория статистики, бухгалтерский и финансовый учет, анализ и аудит. Как видно, последние как раз и свидетельствуют о проявлении глобальных тенденций в национальном развитии.
Многообразие сегодняшнего и будущего мира ведет к дальнейшей специализации в системе экономических наук. Продолжают возникать новые отрасли экономического знания, тем самым усиливается значение отраслевых экономических наук. Вместе с тем целый ряд явлений становится предметом междисциплинарного изучения, что дает путевку в жизнь новым научным смежным направлениям – философии хозяйства, экономической социологии, институциональной экономике и т. п. Тем самым многие черты и тенденции современной жизни получают научное понимание не в рамках предмета экономической теории, а на значительно масштабном поле исследований. Более того, в качестве инструмента анализа экономических и общественных явлений все чаще и активнее привлекаются естественные науки – математика, биология, физика и др. Однако и развитие междисциплинарных исследований, и расширение инструментария экономического анализа как такового не снимают проблему развития экономической теории самой по себе в соответствии с бурно изменяющимся предметом изучения.
Таким образом, экономическая теория, изучая свой предмет, тесно взаимодействует с другими гуманитарными, а также естественными науками.
Среди гуманитарных наук, с которыми взаимодействует экономическая теория, следует выделить: историю (общую и экономическую), философию, социологию, политологию, теорию государства, теорию права.
Составной частью гуманитарных (общественных) наук являются экономические науки. Они представляют продукт длительного исторического развития. С развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда шел процесс познания экономических явлений, вырабатывалась сумма знаний, экономических понятий и категорий.
Развитие экономических наук происходит путем дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация экономических знаний сформировала систему экономических наук. Каждая из экономических наук получила специфический предмет исследования.
В процессе развития возникла необходимость сначала в классификации, а затем в систематизации научных знаний об экономике. Возникла необходимость в формировании системы экономических наук.
Для того чтобы сформировать систему экономических наук, необходим общий системообразующий признак экономических наук. Найти, выделить его – дело сложное. Его поиск был предметом обсуждения нескольких экономических дискуссий. Последняя дискуссия по вопросу систематизации экономических наук завершилась в 1986 г. на страницах журнала «Вопросы экономики».
Дискуссия показала, что таким общим критерием является экономия труда, экономия рабочего времени. Все экономические науки изучают формы действия закона экономии времени, пути наиболее экономичного удовлетворения потребностей людей. Они решают одну задачу, как с наименьшими затратами прошлого и живого труда, природных ресурсов получить максимальный объем продукции. Интересно то, что основной научный труд А. Смита называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». Образно говоря, экономическая теория – это наука о путях увеличения богатства людей. К примеру, К. Маркс всю систему категорий в «Капитале» рассматривает как теорию затрат и результатов капиталистического способа производства.
Критерий экономии труда четко определяет принадлежность той или иной науки к системе экономических наук.
Выдвигались и другие критерии систематизации экономических наук. Например:
– различные социальные формы движения материи (К. Островитянов),
– сразу несколько различных критериев (А. Еремин, А. Хандруев).
Критерий систематизации экономических наук позволяет вычленить предмет каждой экономической науки.
Нельзя отождествлять предмет экономической теории с предметом всей системы экономических наук.
Нельзя считать, что все экономические науки имеют своим непосредственным предметом изучения производственные отношения. Такой подход приводит к истолкованию отраслевых и конкретных экономик как разделов экономической теории. А экономическая теория в таком случае предстает в качестве всей системы экономических наук.
Такой подход имеет два существенных недостатка:
во-первых, это ведет к недооценке роли экономической теории, «к растворению» ее в многообразной совокупности экономических наук и знаний,
во-вторых, это умаляет значение особых экономических дисциплин, игнорирует специфику их предмета и задач, которые они решают.
Экономическая теория является наукой о производственных отношениях. Она образует ядро системы экономических наук, играет в этой системе роль фундаментального основания.
Предмет экономических наук в целом шире системы производственных отношений за счет двух областей:
1) за счет области производительных сил,
2) за счет области сферы услуг.
Что здесь имеется в виду?
Во-первых, предметом всей системы экономических наук являются экономические отношения, которые шире производственных отношений. Экономические отношения включают в себя не только общественно-производственные отношения (предмет изучения экономической теории), но и технико-производственные отношения, формирующиеся под непосредственным воздействием производительных сил (предмет изучения других экономических наук).
Во-вторых, через экономические отношения в предмет всей системы экономических наук попадают производительные силы, их общественная организация, социальные формы использования окружающей среды, общественные формы функционирования социальной сферы.
В-третьих, как мы отмечали, генетически общесистемный признак экономических наук связан с общеисторическим законом экономии рабочего времени. Это значит, что всякая трудовая деятельность, в том числе и в сфере услуг, имеет своим содержанием сокращение рабочего времени для получения потребительских благ. Поэтому направления экономии рабочего времени находят отражение во всех экономических науках, например, и в экономике сферы услуг.
Существует принципиальная возможность систематизации экономических наук по нескольким критериям. Во всяком случае такие попытки предпринимались в экономической литературе.
Так, в монографии «Система экономических наук» (М.: Наука, 1968) предложена трехчленная схема систематизации экономических наук.
В трехчленной схеме выделены следующие экономические науки:
1) общие экономические науки. Они изучают экономическую структуру общества в целом в теоретическом или историческом аспектах. К общим экономическим наукам относятся экономическая теория, история экономических учений, история экономической мысли и другие;
2) специальные экономические науки. Они изучают отдельные существенные черты или стороны экономического строя общества в целом. К ним относятся такие межотраслевые и функциональные экономические науки, как экономика труда, финансы, кредит, экономика народонаселения, экономика природопользования, планирование, менеджмент, управление, бухгалтерский учет, аудит, анализ хозяйственной деятельности, экономическая статистика, экономико-математические методы, экономика отдельных стран, экономика регионов, мировая экономика и другие;
3) отраслевые экономические науки. Они изучают особенности (специфику) развития отдельных отраслей макроэкономики. К ним относятся экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика транспорта, экономика отраслей непроизводственной сферы и сферы услуг и другие.
Данная систематизация экономических наук осуществлена по логическому принципу соотношения общего, особенного и единичного. Этот подход является спорным и неточным.
Экономическая теория изучает экономическую структуру общества в целом. При этом в процессе познания присутствуют в единстве и общее, и особенное, и единичное.
В то же время и предмет конкретных экономик нельзя свести лишь к изучению особенного и единичного в экономических отношениях. Эти науки также изучают общее, особенное и единичное, но только не всей системы производственных (экономических) отношений, а лишь их определенной части.
Научным соотношением экономической теории и других экономических наук является соотношение целого и части, а не общего, особенного и единичного. Научному соотношению целого и части соответствует двухчленная схема систематизации экономических наук. В ее рамках выделяются следующие экономические науки:
1) общие экономические науки. К ним относятся экономическая теория, история экономических учений, история экономической мысли, экономическая статистика, бухгалтерский учет, аудит, анализ хозяйственной деятельности, экономико-математические методы и другие;
2) конкретные (частные) экономические науки. К ним относятся межотраслевые (функциональные), отраслевые и региональные экономики.
Оба подхода систематизации в центр системы экономических наук ставят экономическую теорию. Отсюда вытекает ее особое методологическое значение для всех экономических наук.
Исключительное значение имеет связь экономической теории с естественными науками. Эта связь обусловлена следующими причинами.
Основу производственных отношений образуют производительные силы. Поэтому экономическая теория ориентируется на тенденции их развития, на научно-технический прогресс и, следовательно, на достижения в области естественных наук.
На основе развития естествознания происходит обогащение общенаучных методов познания применительно к экономической теории. К заимствованным экономической теорией из естествознания методам относятся:
– системно-структурный метод познания,
– метод общей теории систем,
– метод уровней,
– метод моделирования процессов.
Эти методы находят все более широкое применение в экономической теории. Отрыв экономической теории от естественных наук является недопустимым. Экономическая теория через достижения естественных наук должна быть повернута к нуждам производства. Доминирование метода научной абстракции, усиление абстрактных логических построений уведет экономическую теорию в сторону от объективной экономической реальности. В условиях научно-технического прогресса использование результатов естественных наук становится объективной потребностью самого производства, всей системы экономических наук.
В настоящее время наука, в том числе и экономическая, превращается в непосредственную производительную силу общества. Правда, этот тезис нельзя истолковывать в том смысле, что якобы происходит утверждение науки в качестве исходного, определяющего, ведущего фактора развития производительных сил. В таком понимании рушится коренной принцип исторического материализма, создается почва для упреков только в адрес науки за трудности внедрения новых технологий.
Предприятия всех форм собственности должны сами испытывать сильные внутренние побуждения к научно-техническому прогрессу. Следует помнить о ведущей роли самого производства, его потребностей в техническом перевооружении предприятий и повышении их эффективности.
Взаимосвязанный характер экономических и технических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных) при сохранении их специализации. Необходима не простая, а сложная кооперация наук, основанная на межнаучном разделении труда. В такой кооперации экономических и естественных наук экономическая теория представляет методологическую базу гуманитарных исследований.

1.3. Метод экономической теории. Единство предмета и метода экономической теории

Познание производственных отношений и их воспроизведение в системе законов и категорий обеспечивается применением научного метода экономической теории.
Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384–322 годы до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при изучении экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов.
Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить несколько главных подходов:
– субъективный (с позиции субъективного идеализма);
– неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
– рационалистический;
– диалектико-материалистический.
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Причем суверенное «я» абсолютно независимо, отсюда – все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики, и экономическая теория поэтому рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой ограниченностью ресурсов. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономическая теория становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Междисциплинарный синтез - это соединение в единое це­лое теорий, методов и методологий различных дисциплин с це­лью получения нового знания в рамках одной дисциплины или на стыках между разными дисциплинами. Междисциплинарный синтез на рубеже XX и XXI вв. является одним из самых эффек­тивных способов получения нового знания, в том числе и эко­номического знания.


Междисциплинарный синтез возникает на основе междисцип­линарного взаимодействия. Г. Бергер дает следующее определе­ние такому взаимодействию:

«Это (междисциплинарное. - А.О.) взаимодействие может ва­рьироваться от обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологий, процедур, эпистемологии, терминоло­гий для данных организаций исследовательской и образовательной деятельности в некотором весьма широком объеме» 1 .

Экономическая наука вовлечена в такое взаимодействие и уча­ствует в процессах междисциплинарного синтеза. Осуществляться он может тремя основными способами.

1. Первый способ основан на уже однажды упоминавшемся методе «экономического империализма» (см. первую главу это­го учебника).

«Экономический империализм» - метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальны­ми науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.

Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и ины­ми социальными науками по типу «экономического империализ­ма» активизировалось с 70-80-х гг. XX в., и связано это, веро­ятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом эко­номической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальны­ми науками; во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отча­сти под экономику в модели экономике.

Особенно сильному воздействию «экономического импери­ализма» подверглись тендерные исследования, демография, соци­ология, история, политическая наука. В большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положитель­ное - как в плане влияния на эволюцию самого экономическо­го знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например,

Цит. по: МирскийЭ. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. С. 20.



в истории такое воздействие связано с популярностью методоло­гии школы новой экономической истории и клиометрии, в по­литической науке - с возникновением теории общественного

выбора и т.п.

2. Второй способ можно условно обозначить как «экономи­ческую вассальность». «Экономическая вассальность» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ве­дется в соответствии с методологическими и теоретическими ос­нованиями другой науки (или других наук).

«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае послед­него «агрессором» на территории чужой науки выступает эконо­мика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономической вас-сальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию.

На протяжении всей своей истории экономическая наука не­однократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды раз­вития экономической мысли были весьма успешными и оказы­вали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли вто­рой половины XIX - первой трети XX в. экономическая дисцип­лина побывала в роли «вассала» исторической науки, в совет­ской общественных науках (с 1917 по 1991 г.) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистско-ленинской философии и ее политического собрата - научного коммуниз­ма, и т.д.

В худшем случае речь даже должна была идти о так называе­мом редукционизме, - когда предмет и (или) методология эко­номической науки полностью сводился (сводились) к предмету и (или) методологии другой социальной дисциплины. Особен­но сильным был, вероятно, психологический редукционизм конца XIX - начала XX в., когда некоторыми исследователями под вли­янием маржинализма была предпринята попытка полностью ра­створить экономику в психологии. На современном этапе в ис­следовательском поле экономической методологии весьма активно действует социологический редукционизм, целью которого, очевид­но, является стремление подменить собственно экономические ме­тоды исследования хозяйственных процессов и явлений социоло­гическими методами, на деле лишь частично совпадающими с эко­номическими.


3. Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».

«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследова­тельских проблем на «стыках» между ними, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.

Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползно­вения «экономического империализма» и «экономической вас-сальности», у этих двух пар наук на первом месте все же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного со­трудничества». Экономическая социология и экономическая психология в последние годы добились немалых успехов, при­меняя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - эко­номической и психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудниче­ство» экономической и исторической наук, экономической на­уки и тендерных исследований, экономической науки и науки права.

Нобелевские премии: Гэри Беккера (1992) за теорию «чело­веческого капитала» (экономика, социология, тендерные иссле­дования, юриспруденция), Дугласа Норта (1993) за клиометрию и новую экономическую историю (экономика, история, социо­логия), Даниеля Канемана и Вернона Смита (2002) за развитие экспериментальной экономики (экономика, психология) - это лишь немногие примеры, когда экономисты получали награды не только за развитие собственно экономических знаний, но de facto - и за успешный междисциплинарный синтез.

Владислав Фельдблюм

Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии

(электронная версия книги)

http://i41.tinypic.com/55m443.jpg
Ярославль – 2015

Автор книги, доктор химических наук, профессор, в течение многих лет самостоятельно изучал политическую экономию и производственную экономику, математическую экономику, высшую и прикладную математику, историю, философию, психологию и другие научные дисциплины. Его целью было по-новому подойти к решению важной и сложной задачи – к созданию общей теории социально-экономического развития. Как известно, первую попытку такого рода предприняли в своих трудах Карл Маркс и Фридрих Энгельс, но эта задача не могла быть решена научными средствами того времени и на базе только прежнего исторического опыта. Теперь это стало возможным. Для этого потребовались нетривиальные подходы и исследования на стыке наук, применение методов естествознания и математики в гуманитарных науках, анализ дополнительного исторического опыта от времен Маркса и Энгельса до наших дней. Результатом стало создание междисциплинарной общеэкономической теории, которой и посвящена настоящая книга. Новая теория может рассматриваться как продолжение и обобщение экономических учений Карла Маркса, Альфреда Маршалла, Василия Леонтьева и других выдающихся экономистов применительно к современным историческим условиям. Автор не только излагает свою теорию, но и показывает, как она «работает», насколько ее результаты, выводы и прогнозы подтверждаются на практике, в реальной жизни. В книге рассматриваются актуальные вопросы внешней и внутренней политики России. Выдвигается и обосновывается концепция нового гуманного общества, к которому, по мнению автора, придет страна при условии продолжительного осуществления оптимальной государственной политики.

Книга адресована политикам, ученым, общественным деятелям и, конечно, всем тем, кто хочет понять объективные законы общественно-экономического развития, кому небезразлична судьба нашей страны и перспективы ее развития в современном мире.

К моему 80-летию и 20-летию моей книги

«К общеэкономической теории через взаимодействие наук» (1995)
Автор

«Нам нужны экономисты типа Нильса Бора, де-Бройля, Гейзенберга и Дирака, чтобы реконструировать или революционизировать экономическую теорию так же, как эти люди революционизировали физическую теорию»

Гардинер Минс

Введение…………………………………………………………….8

Глава 1. Основы междисциплинарной общеэкономической

теории……………………………………………………………….9


    1. О предмете междисциплинарной общеэкономической теории...10

    2. Политическая экономия и естествознание……………………….11

    3. Политическая экономия и математика…………………………...13

    4. Об аналогии природных и общественных процессов…………...16

    5. Процесс труда и его необычная аналогия………………………..19

    6. Одушевленная производственная функция……………………...25

    7. Макроэкономический баланс. Революционная ситуация
на языке математики………………………………………………29

    1. Производительные силы, производственные отношения и
общий экономический закон……………………………………...31

    1. Мотивация труда как основа производственных отношений…..33

    2. Научно-технический прогресс……………………………… 38

    3. Общественно-экономические формации……………………..45

    4. Первобытное, рабовладельческое и феодальное
общества………………………………………………………..52

    1. Ранний капитализм…………………………………………….55

    2. Современный капитализм……………………………………..61
- Капитализм как многообразная система………………. 62

Обуздание рыночной стихии……………………………65

Макроэкономическое регулирование…………………..68

Гуманизация труда ………………………………………76

Научно-технический прогресс…………………………..79

Наследие раннего капитализма………………………….80

Основной экономический закон……………………… 82


    1. Социализм и коммунизм………………………………………85
- Социализм в междисциплинарной общеэкономической

теории…………………………………………………….86

Коммунизм в междисциплинарной общеэкономической

теории…………………………………………………….88

Экономический парадокс коммунизма…………………93

Советский вариант социализма…………………………94

Перестройка………………………………………………100


    1. Россия на перепутье……………………………………………107

Глава 2. К новому гуманному обществу: программа для России

2.1 Научная основа программы………………………………………146

Карл Маркс…………………………………………………….148

Междисциплинарная общеэкономическая теория и

«экономикс»……………………………………………………154

Идеология и наука……………………………………………..154

2.2 О «Стратегии 2020» и «Стратегии XXI»…………………………155

2.3 Новое гуманное общество – не капитализм…………………… 165

2.4 Новое гуманное общество – не социализм и не коммунизм……169

2.5 Новое гуманное общество – не «постиндустриальное

общество»…………………………………………………………..175

2.6 К новому гуманному обществу………………………………… 178

2.7 Программа для России: стратегия и тактика……………………. 181

2.8 Программа для России: темпы и качество экономического

роста…………………………………………………………………184

2.9 Программа для России: принципы оптимальной политики……..207

Государственное строительство и эффективность власти….209

Демографическая политика…………………………………...212

Экономическая политика……………………………………...216

Инфляция и конкуренция с российской спецификой……….218

Борьба с коррупцией…………………………………………..222

Социальная политика………………………………………….224

Аграрная политика…………………………………………….225

Кредитно-денежная и налоговая политика…………………..226

Жилищная политика…………………………………………..227

Здравоохранение………………………………………………228

Наука и образование…………………………………………..229

Молодежная политика………………………………………...230

Импортозамещение как актуальная задача промышленной,

аграрной и научно-технической политики…………………..231

Внешняя политика и обороноспособность страны…………237
Вместо заключения: ответы на основные вопросы моих

читателей…………………………………………………………...241

Перечень литературных источников……………………………..243

Приложение………………………………………………………..250

Предисловие

Страсть к познанию - вот источник высоких радостей,

уготованных для благородных душ.
Гюстав Флобер

В преддверии восьмидесятилетия пора подводить итоги жизненного пути. Мне крупно повезло! Нет, я не выиграл миллион, не заполучил груду имущества или кучу денег. Я не стал начальником, академиком, заслуженным деятелем или почётным членом. Я - обычный профессор. Но у меня есть нечто большее, чего никогда не было у многих: мне посчастливилось испытать те высокие радости, о которых сказал великий Флобер.

Мне повезло в главном: судьба позволила мне прожить с чистой совестью. Я не угодничал, не выпрашивал послаблений и привилегий. Не растрачивал силы и время на поиски выгоды, на обзаведение нужными знакомствами, на интриги и всё такое, без чего не пробиться в сильные мира сего. Конечно, не всегда бывал до конца откровенным, не резал правду-матку, но не врал, не льстил, не пресмыкался. Никому не сделал подлостей, но и не прощал, когда пакостили мне. Людям останутся мои книги, изобретения, публикации в журналах, статьи в интернете. Я испытал радости от любви и дружбы, от научных находок, от искреннего уважения подчинённых, от воспитания молодых учёных, от общения со студентами, от встреч и совместной работы с очень интересными людьми.

Как химик и технолог я успел сделать всё, что запланировал. Но судьба преподнесла мне сюрприз: я увлёкся исследованиями на стыке наук, созданием современной общеэкономической теории, новой политической экономии, междисциплинарной и математической по своей сути. На этом поприще удалось сделать то, чего даже не ожидал от себя. Я не ограничился научными исследованиями и внёс свой вклад в общественную практику, повлиял на весь ход нашей жизни.

Я это не афишировал. Только благодаря многолетней закрытости мне удалось на протяжении десятилетий сосредоточенно работать над важной и сложной проблемой, без помех, ни на кого не оглядываясь, не спрашивая ни у кого разрешения. Иначе я не смог бы сделать ничего. Не смог бы на протяжении достаточно продолжительного времени проверять, как работает моя общеэкономическая теория, согласуется ли теория с практикой, подтверждаются ли мои выводы и прогнозы реальной жизнью. Оказалось - подтверждаются! Это главный мой итог. Я работал как вол, выложился полностью, не требуя ничего взамен. Люди ещё вспомнят обо мне и, может быть, скажут спасибо.

Введение
Предлагаемая читателям книга является завершающей в своеобразной «трилогии». В 1995 году в Ярославле вышла моя книга «К общеэкономической теории через взаимодействие наук». Она была издана небольшим тиражом, очень скромно. В продажу не поступала, весь тираж был передан в дар библиотекам, научным институтам, вузам, общественным организациям и отдельным лицам. Я получил благодарственные письма от библиотек, многие читатели высказали свое мнение, критические замечания и вопросы. Старался всем отвечать. Главное, что заинтересовало читателей – как случилось, что химик пришел в политическую экономию. Я ответил на него во второй книге «Вторжение в незыблемое: путь химика в политическую экономию». Книга была опубликована в 2007 году и размещена в интернете. И вот теперь эта, третья книга. Основным мотивом к ее написанию стали многочисленные просьбы читателей сообщить, как они могли бы ознакомиться с первой книгой. Чем можно было им помочь? Ведь первая книга стала библиографической редкостью.

Восполнить этот пробел я постарался в настоящей, третьей книге. Она состоит из двух глав. В первой главе излагаются основы междисциплинарной общеэкономической теории, над которой я работал без малого тридцать лет и до сих пор продолжаю эту работу. Эта глава, по сути, является переработанным и дополненным вариантом первой книги. Анализ проблемы доведен до наших дней. С целью упрощения исключена часть математического аппарата. Значительно расширен перечень использованной литературы: он включает ссылки как на фундаментальные труды классиков сто-двухсотлетней давности, так и на публикации самого последнего времени. Расширен перечень ссылок на зарубежные издания. Из перечня исключены многие ссылки на журнальные статьи непринципиального характера, предпочтение отдано отечественным и зарубежным научным монографиям, освещающим те или иные крупные проблемы экономики, социологии, политики.

Вторая глава – это, собственно говоря, иллюстрация применения междисциплинарной общеэкономической теории к пониманию новейшей истории России. В отличие от естествознания, где правильность научных выводов можно проверить, поставив научный эксперимент, в гуманитарных науках надежность и адекватность научных теорий можно оценить главным образом тем, насколько они подтверждаются общественной практикой, жизнью. Этот тезис и стал лейтмотивом второй главы. Она показывает, как «работает» междисциплинарная общеэкономическая теория. Более того, предлагается концепция нового гуманного общества и принципиальная программа его создания в нашей стране. Отдаю себе отчет в дискуссионности моих взглядов. Мой долг – аргументированно высказать их, а не заставлять в них поверить.

Глава 1. Основы междисциплинарной общеэкономической теории


    1. О предмете междисциплинарной общеэкономической теории

Для целей этой книги, прежде всего, важно выяснить три вопроса: Что является предметом междисциплинарной общеэкономической теории? Насколько объективны результаты этого исследования? Применимы ли в междисциплинарной общеэкономической теории методы исследования, используемые в естествознании и математике?

Советские учебники политической экономии много лет ориентировали читателей на определение Фридриха Энгельса из «Анти-Дюринга»: «Политическая экономия, в самом широком смысле, есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе» . По его мнению, политическая экономия исследует сначала специфические законы каждой отдельной ступени развития производства, и лишь «в конце этого исследования она может установить немногие, совершенно общие законы, применимые к производству и обмену вообще». Развивая эту мысль, Энгельс поясняет, что такая теория «еще только должна быть создана», а пока что экономическая наука «ограничивается почти исключительно генезисом и развитием капиталистического способа производства».

Итак, Энгельс верил в возможность создания общеэкономической теории, называя ее политической экономией «в самом широком смысле». Не менее оптимистично высказывался по этому вопросу Карл Маркс: «Нет никакого сомнения в том, что человеческое производство во всех формах имеет известные неизменные законы или отношения. Это идентичное является совершенно простым и может быть суммировано очень немногими общими местами» . Маркс был убежден, что впоследствии естествознание и наука о человеке станут «одной наукой» .

Менее оптимистично оценивал перспективы создания общеэкономической теории Альфред Маршалл. По его мнению, «объединенная общественная наука хотя и желательна, но не достижима» .

В советское время лишь в ходе перестройки была признана необходимость создания цельной общеэкономической теории, раскрывающей общие для всей цивилизации закономерности. Как справедливо отметил академик В.А.Медведев, современная политическая экономия уже немыслима без общеэкономической теории как своей основы. В учебнике политической экономии было впервые со всей определенностью сказано, что во времена Маркса, Энгельса и Ленина анализ общих экономических законов не был настолько актуален, как в современных условиях, а «в известной мере он был бы и преждевременным». В современных же условиях раскрытие общих экономических закономерностей «стало настоятельной необходимостью, ибо это позволяет рассматривать общественное развитие как единый мировой процесс». Признавалось и то, что «современная наука накопила достаточно большой запас знаний, позволяющий выявить и сформулировать эти законы». К сожалению, это осознание необходимости и возможности создания общеэкономической теории не было подкреплено конкретными делами. Слишком велика была инерция мышления тех, кто в то время делал погоду в официальном обществоведении. Слишком большой она остается и в образе мышления их последователей. Провозглашаемая на словах необходимость междисциплинарного подхода для решения новой сложной задачи на деле воспринимается с трудом.

Говоря о важности познания, общеэкономических законов, необходимо сразу же ответить на вопрос, являются ли эти законы действительно объективными, не зависящими от воли и сознания людей. С одной стороны, экономические законы – это законы человеческой деятельности, а всякая человеческая деятельность – это деятельность сознательная. С другой стороны утверждается, что экономические законы объективны. Нет ли здесь противоречия? «Противоречие здесь разумеется есть. А где его нет? Важно другое: оба высказанные положения верны», - писал академик Л.И.Абалкин . Хотя книга советского академика об экономических законах социализма с сегодняшних позиций может вызвать возражения, но его глубокая констатация объективного характера экономических законов абсолютно верна. Каждый человек действует вполне сознательно. Он совершенствует технику, производит и обменивает продукты. В ходе этой деятельности он взаимодействует с другими людьми. В результате возникает такая система общественных отношений и связей, которая уже не зависит от сознания людей и развивается по своим объективным законам.

Что же является предметом междисциплинарной общеэкономической теории? Приведенное выше определение Энгельсом предмета политической экономии – далеко не единственное. Многие авторы давали другие определения, акцентирующие внимание на тех или иных чертах экономической деятельности. На общем фоне представляется очень ценной формулировка, которую предложил Маршалл в своей фундаментальной книге, впервые изданной в 1890 году. Определяя сущность предмета политической экономии как науки, он пишет: «Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни» . Таким образом, Маршалл, в отличие от Энгельса, прямо включает психологический аспект в сферу экономической теории. По его мнению, «нам в поисках ключевых мотивов развития истории человечества надлежит обратиться к изучению форм трудовых усилий и деятельности человека» . С таким подходом соглашались не все. Например, французский экономист Эмиль Жамс считал, что «психологическая мотивировка человеческих поступков не относится к предмету экономической теории» .

Думается, что определение Маршалла столь же верно, как и определение Энгельса. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Каждое из них характеризует какую-то одну сторону общественного производства. Поэтому лучше всего их объединить. Но этого мало. Как будет показано в дальнейшем, от способа мотивации труда зависит общественно-экономический строй, направление его развития и те коренные перемены, которые принято называть социальными революциями. Кроме того, как читатель увидит далее, представление Маршалла об определяющей роли «побудительных мотивов» согласуется с современным анализом понятия «труд», данного Марксом в первом томе «Капитала». На основании всего сказанного, можно считать, что междисциплинарная общеэкономическая теория – это наука о труде и способах его мотивации, о наиболее общих законах производства и распределения материальных благ, об общественно-экономических формациях в истории человечества.

Вопросы к междисциплинарному экзамену «Экономическая теория»

1. Предмет и метод экономической теории

2. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.

3. Типы и формы собственности.

4. Сущность, место и роль государственной собственности.

5. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка.

6. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

7. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

8. Рыночное равновесие и его нарушение.

9. Сущность и функции денег, их виды.

10. Товар и его свойства: полезность и цена.

11. Конкуренция: сущность и методы.

12. Антимонопольная политика государства.

13. Социально-экономическое понятие предприятия.

14. Рынок земли и его особенности.

15. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.

16. Рынок капитала и его особенности. Основные формы физического капитала. Физический и моральный износ основного капитала.

17. Экономические риски и неопределенность рисков

18. Основные макроэкономические показатели.

19. Валовой национальный продукт и методы его исчисления. Номинальный, реальный и потенциальный ВНП.

20. Национальное богатство, отраслевая и секторальная структура национальной экономики.

21. Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.

22. Инфляция: сущность, причины, виды. Методы измерения инфляции.

23. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования.

24. Налоговая система и ее элементы.

25. Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.

26. Бюджетный дефицит: виды и методы финансирования.

27. Государственный долг.

28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.

29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.

30. Экономический рост: сущность, типы, факторы.

31. Социальная политика. Политика доходов и занятости.

Вопросы к междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»

1. Понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя среда организации.

2. Характер управленческого труда и роли менеджера в организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров.



3. Основные теории и концепции научной и административной школы управления.

4. Основные теории и концепции школы человеческих отношений и поведенческих наук.

5. Процессный, системный и ситуационный подходы к менеджменту.

7. Основные задачи и компоненты организации как общей функции менеджмента.

10. Сущность и классификация мотивационных теорий.

11. Понятие и характеристика основных типов организационных структур управления.

12. Принципы менеджмента. Эволюция научных представлений о принципах менеджмента.

13. Понятие и содержание методов менеджмента.

14. Понятие и классификация управленческих решений.

15. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

16. Процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений.

17. Понятие коммуникации в управлении. Содержание коммуникационного процесса.

18. Понятие и характеристики организационной культуры. Факторы, определяющие культуру организации.

19. Управление процессом адаптации человека и организации.

20. Природа и типы конфликтов в организации. Фазы развития конфликта.

21. Причины конфликтов в организации и методы их разрешения.

22. Понятие и содержание власти. Источники власти в организации.

23. Понятие и характеристика основных стилей управления.

24. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Мутона (ГРИД). Характеристика основных и дополнительных (типов) стилей управления.

26. Структура стратегического менеджмента в системе управления организации.

27. Эталонные (базисные) стратегии развития организации.

28. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.

29. Деловая среда организации. Стратегические группы конкурентов и партнеров по бизнесу.

30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.

31. Организация как субъект и объект управления. Основные параметры высокоэффективной организации.

32. Личность в организационном поведении. Научение. Принципы и виды научения.

33. Сущность и значимость восприятия. Атрибуция, ошибки при восприятии. Управление впечатлением.

34. Природа установки. Виды, функции, изменение установки, ее значение в управленческой деятельности.

35. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.

36. Факторы группового поведения. Исследования Шехтера. Сплоченность и эффективность группы.

37. Конфликты, типология, причины возникновения. Управление конфликтами.

38. Понятие лидерства, подходы, стили. Ситуационное лидерство.

39. Стресс и стрессоры, причины стресса. Организационные и личностные способы управления стрессом.

40. Деловые переговоры, виды, принципы, этапы переговорного процесса. Тактика ведения переговоров.

41. Набор, отбор и наем персонала.

42. Кадровая политика организации.

43. Система управления персоналом, ее основные подсистемы.

44. Цели и функции системы управления персоналом.

45. Аттестация персонала, основные этапы. Анализ результатов аттестации.

46. Карьера: понятия и этапы, виды деловой карьеры. Планирование деловой карьеры.

47. Адаптация персонала, ее направления. Технология управления адаптацией.

48. Обучение персонала: подготовка кадров, повышение квалификации и переподготовка кадров.

49. Современные факторы мотивации персонала организации. Система стимулирования, основные формы, функции.

50. Оценка деятельности кадровой службы.

51. Миссия и видение организации. Построение дерева целей организации. Основные требования, предъявляемые к целям.

52. Основные направления и инструменты анализа внешней среды организации.

53. Анализ движущих сил конкуренции и ключевых факторов успеха в отрасли.

54. Концепции жизненного цикла отрасли и жизненного цикла товара.

55. Основные направления и инструменты анализа внутренней среды организации.

56. Понятие ключевых компетенций организации. Методика проведения SWOT-анализа.

57. Конкурентоспособность товара: сущность понятия и методика расчета.

58. Финансовый менеджмент как система управления.

59. Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте.

60. Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет.

61. Управление инвестициями: цели, задачи, условия инвестирования.

62. Выбор стратегии финансирования оборотных активов.

63. Управление запасами предприятия и их оптимизация.

64. Основы бюджетирования. Особенности формирования бюджета капитальных вложений.

65. Управление дебиторской задолженностью.

66. Формирование кредитной политики: типы, этапы разработки.

67. Расчёт точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.

68. Понятие предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности.

69. Виды предпринимательской деятельности.

Предмет и метод экономической теории

термин "экономика" :

· все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется)

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

· экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

· политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

· экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

· он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

· он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

· он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

метод научной абстракции Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

анализ и синтез . Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

индукция и дедукция . Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

единствоисторического и логического подходов . Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы

качественный и количественный анализ . Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.