Меню
Бесплатно
Главная  /  Терминология  /  Буржуазный тип государства и права.

Буржуазный тип государства и права.

Первые буржуазные (капиталистические) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». В Декларации независимости США, во французской Декларации прав человека и гражданина, других подобных документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяется неравенством социальным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.

На первом этапе (период свободной конкуренции) класс буржуазии состоит из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общеклассовых интересов и воли. Таким механизмом становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития буржуазного общества - период монополистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX в. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом разрозненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополисты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или партийно-государственного аппарата. Поэтому в большинстве случаев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов.

Во многих странах они даже развиваются: упраздняются цензы, вводится всеобщее избирательное право. Вместо политических, «силовых» механизмов работают иные - экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают монополисты. Таким образом, власть по-прежнему принадлежит классу буржуазии, и, прежде всего, его верхушке - монополистической буржуазии. Функции государства осуществляются в интересах главным образом этой части господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, для привлечения голосов избирателей.

В 30-х гг. нашего столетия буржуазное общество вступает в современный этап развития, который, видимо, является переходным к очередной, более высокой общественно-экономической формации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, были связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 20-е гг. (в том числе под воздействием процессов, имевших место в России), а с другой - с началом научно-технической революции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это, в свою очередь, повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд - это дает большую прибыль. В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования, что объективно выгодно, постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. Исчезает класс пролетариата - все меньше становится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. И хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Усиливается борьба за голоса избирателей, что приводит к взаимным разоблачениям, к дальнейшим уступкам народу как в политическом, так и в экономическом плане. Все большее значение приобретают право и законность: идет определенное продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Заметно изменились функции государства. Оно стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Осуществляется национализация некоторых отраслей хозяйства. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются многомиллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Таким образом, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного, и для его понимания необходимо использовать различные теории и подходы, о которых говорилось в начале настоящей главы. Одного классового подхода здесь недостаточно.

Тема № 7

«Характеристика основных формационных типов государства»

Вопросы темы:

1. Рабовладельческое государство

2. Феодальное государство

3. Буржуазное (капиталисти­ческое) государство

4. Социалистическое государство

1. Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э., т.е. на 20 и более веков позднее Египта. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

К этому времени в условиях Северного Средиземноморья сельскохозяйственные общины распались и возникла семейная, т. е. частная, собствен­ность на землю. Это привело к тому, что произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которы­ми заключались не в различном положении в системе власти и в системе распределения, а прежде всего в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал соб­ственником земли и орудий труда, а также и самого производи­теля - раба. Именно этот класс, владеющий средствами произ­водства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатиру­емого большинства - рабов.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы.

К внутренним функциям рабовладельческого государства относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия;

3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции

Обороны своей территории и мирных связей с другими государствами;

Функцию захвата чужих территорий;

Функцию управления завоеванными территориями.

Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Положение рабов в разных государствах было различным. В демократических Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. Однако то обстоятельство, что повсе­местно рабов было больше, чем рабовладельцев, указывает на неправильность укоренившегося представления, что труд рабов был основан исключительно на физическом принуждении. Дей­ствовали и идеологические методы, и меры экономического стимулирования труда. На определенных этапах развития рабо­владельческого государства положение рабов улучшалось. Так, в Риме в императорский период рабы выполняли функции врачей и учителей, многие из них, занимаясь ремеслом и торговлей, богатели. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.

Во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу, рабы могут занимать в государственном аппарате некоторые незначительные должности, и классовый характер государства, таким об­разом, сомнений не вызывает.

Функции государства осущест­вляются практически в интересах рабовладельцев, а общесоци­альные - только в той мере, в которой они соответствуют интересам господствующего класса. Не случайно, что в рабо­владельческих государствах имело место сопротивление рабов, которое подчас принимало наиболее острые формы восстаний против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Ма­лой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

Характерно, что большинство рабовладельческих государств Европы возникли и существовали как города-республики. Необ­ходимость такой формы государства была связана с тем, что только так можно было выявить общеклассовую волю собствен­ников средств производства. Частная собственность обусловливала необходимость известных демократичес­ких форм, в отличие от восточных государств, основанных на единой государственной собственности.

Потребность урегули­ровать интересы массы людей, равных по отношению к соб­ственности, вызывала появление достаточно сложных и разрабо­танных правовых систем, основным источником права в которых становились разрабатываемые органами государства законы.

Для регулирования отношений собственности римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

По сравнению с восточным обществом рабовладельческое общество было значительно более гибким, в нем были заложе­ны предпосылки дальнейшего развития. Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. В результате на его базе впоследствии возникло феодальное общество и соответствую­щее ему государство.

Основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб – живая вещь, говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

2. Феодальное государство

Государства этого типа возникли в Европе в VI-IX вв. н.э., но и до сего времени в ряде стран существуют остатки феодальных отношений.

Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безво­змездно работать на него (оброк и барщина). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость кре­стьян от феодалов дополнилась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

Социальное неравенство закреплялось законом. Крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали.

Го­сударственная власть была открыто классовой и безраздельно принадлежала феодалам. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия.

Государство было орудием диктатуры господствующего класса и защищало его интересы. Общесоци­альные функции осуществлялись постольку, поскольку они от­вечали интересам феодалов.

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития :

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Они возникают как централизованные монархии, за­тем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части (герцогства, графства, княжества и пр.), даже формально входя в состав прежнего государства, фак­тически, а зачастую и юридически приобретают полную незави­симость. Затем вновь происходит объединение земель, возника­ют сословно-представительные и абсолютные монархии. Феодальное государство на всех этапах развития феодального общества было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

Феодальное общество в определенной степени напоминает восточное: ведь и здесь собственность на землю определенным образом становится государственной, приобретая некоторые черты «власти-собственности». Однако, в отличие от «восточно­го» государства, источником власти является собственность, а не наоборот; наследуется земля по родственным признакам, а не по должности; полученная вассалом земля становится его соб­ственностью и передается по наследству; сельскохозяйственные общины либо вообще не сохранились, либо они не играют такой роли, как на Востоке; отсутствует такой мощный, как в «восточ­ном» государстве, чиновничий аппарат.

В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Феодальный характер собственности на землю как основное средство производства определяет то обстоятель­ство, что феодальные государства возникают и существуют как монархии. Напротив, в независимых городах, где господствует купечество и собственность является частной, существует республиканская форма правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

Основным источником феодального права являются правовые обычаи, причем в период феодальной раздробленности в каж­дой местности действуют свои обычаи. Обычаи нередко коди­фицируются (Русская Правда, Салическая Правда и др.). Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы. Это достигается либо посредством создания общегосударственного законодательства (франко-германские правовые системы), либо путем придания общей силы судебному прецеденту (системы общего права).

Основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе класса феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

3. Буржуазное (капиталисти­ческое) государство

Первые буржуазные (капиталисти­ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классово­го неравенства, сословных привилегий, буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство и братство». Капиталистический спо­соб производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Сословное неравенство, повсеместно существовавшее до этого, заменяет­ся неравенством социальным, поскольку одни владели средства­ми производства, а другие, лишенные их, должны были прода­вать свою рабочую силу. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

В своем развитии буржуазное общест­во проходит ряд стадий , вместе с ним меняется и государство.

На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур­жуазии состоит из множества сотен тысяч и миллионов соб­ственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Механизмом выяв­ления их общеклассовых интересов и воли становится буржуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Таким образом, хотя и деклариро­валось всеобщее равенство, тут же законодательно утверж­далось политическое неравенство. И государство, и право вы­полняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

Второй этап развития буржуазного общества - период моно­полистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX в.

Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

Этот этап характеризуется тем, что в руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредо­точивается основная часть общественного богатства и, естест­венно, политическая власть. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополис­тов (фашистские режимы в Германии и Италии, военно-полицей­ские в Латинской Америке и Южной Африке и др.). В большинстве случаев стоящей у власти верхуш­ки государственного или партийно-государственного аппарата оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Вместо политических, «сило­вых» механизмов работают иные - экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают монополисты.

Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Функции государства осуществляются в интересах главным образом господствующего класса, но развитие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса избирателей.

На третьем этапе , в начале прошлого столетия государственная власть по-прежнему находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общест­ва, поскольку установленное всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Этот этап совпал с периодом великой депрессии в Америке в начале 3-х годов 20 века. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта.

На данном этапе экономика приобретает смешанный характер, частная собственность перестает быть доминирующей. Около трети экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность.

Заметно измени­лись функции государства. Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Оно стало активно вмешиваться в экономику путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются мно­го миллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества. Таким образом, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного.

4. Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Сама идея социалистического государства возникла первоначально в теории - в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина - как противопоставление государствам других типов, власть в которых принадлежит эксплуататорскому меньшинству и используется, прежде всего, для подавления эксплуатируемого большинства.

Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.

Появление социали­стического государства связывалось с осуществлением социаль­ной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, переста­нет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного само­управления.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Социалистическое государство признавалось государством высшего и исторически последнего типа. Оно противопоставлялось эксплуататорскому государству.

Однако большинство этих теоретических прогнозов на практи­ке не подтвердилось. В итоге, сформировалось общество и государство, основанные фактически на единой государственной собственности и поэтому в значительной мере сходные с «восточными» типами общества и государства. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая в результате приобрела неог­раниченную власть.

Участие народа в осуществлении власти, его политические и личные права и свободы стали чисто формальными, равно как и деятельность демократических институтов. И, как всякое «восточное» общество, наше также приобрело застой­ный характер, перестало развиваться. Похожие, хотя в каждом случае имеющие специфические черты, процессы происходили и в других странах, строивших социалистическое общество.

Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

последний исторический тип эксплуататорского государства. Оно входит в надстройку над капиталистическим базисом.

Б. г. активно защищает интересы эксплуататоров против трудящихся. Как и предыдущие исторические типы эксплуататорских государств, оно носит угнетательский характер, являясь «машиной», которая помогает капиталистам держать в подчинении беднейшее крестьянство и рабочий класс. Главная задача Б. г. как политической части буржуазной надстройки состоит в защите капиталистического базиса, а следовательно, в подавлении пролетариата и других эксплуатируемых масс в интересах капиталистов. Поэтому Б. г. свойственны те же основные функции, что и предшествующим историческим типам эксплуататорского государства: внутренняя (главная) – удержание в узде эксплуатируемого большинства, и внешняя (не главная) – захват чужих территорий и защита своей территории от нападений со стороны других государств. Функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов государства неизвестна Б. г. Отсутствие этой функции у Б. г. обусловлено самим базисом капиталистического общества, экономической основой этого общества – частной собственностью на средства производства и капиталистической системой хозяйства.

В силу того, что буржуазная революция ограничивается заменой у власти одной эксплуататорской группы (феодалы) другой эксплуататорской группой (буржуазия), она не нуждается в сломе старого феодального гос. аппарата и приспособляет его к осуществлению новых форм эксплуатации. Так же, как и в предыдущих эксплуататорских государствах, главными орудиями государственной власти в механизме Б. г. являются армия, полиция, жандармерия, суд, разведка, тюрьмы. Но методы и формы осуществления функций государства при капитализме сложнее, чем в условиях рабовладельческого или феодального строя. Буржуазный способ производства, по сравнению с феодальным способом производства, представлял собой огромный прогресс, обеспечивший более интенсивное и широкое развитие производительных сил. Концентрация масс трудящихся на предприятиях объективно способствует организации рядов рабочего класса, росту их самосознания, усилению классовой борьбы, которая при капитализме отличается еще большей остротой и разнообразием форм, чем в предыдущих классовых формациях.

Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали, что буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы эксплуатации на место старых. Но буржуазия упростила классовые противоречия, так как общество раскололось на два большие стоящие друг против друга класса – буржуазию и пролетариат. Пролетариат как передовой класс общества и одновременно основной из угнетенных и эксплуатируемых при капитализме классов уясняет цели и перспективы своей борьбы, выступает знаменосцем использования экономических законов в интересах общества, достигает высокой степени организованности и сплоченности под руководством коммунистической партии. Буржуазия, борясь за утверждение своего господства, прибегает не только к мерам подавления, но и старается привлечь на свою сторону верхушку рабочего класса, подкупая и развращая т. н. рабочую аристократию, пользуясь при этом, как проводниками своего влияния среди рабочих, оппортунистическими организациями (право-социалистические партии, реформистские профсоюзы и т. д.). Развитие капиталистического способа производства неизбежно ведет к обострению всех противоречий капитализма и особенно основного его противоречия – противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения.

Все указанные выше особенности буржуазного способа производства, классовой структуры и борьбы классов в буржуазном обществе определяют отличительные черты Б. г., структуру и деятельность его механизма, а также основные этапы его развития. Будучи по своей сущности диктатурой буржуазии, Б. г. вынуждено было на первом этапе своего существования, когда буржуазия либеральничала и создавала себе популярность в народе, облекаться в демократические формы (буржуазная республика, парламент, т. н. всеобщее избирательное право и др.). Разумеется, это – демократия формальная, ограниченная, урезанная и фальшивая, но она представляла прогресс по сравнению с формами государства предшествовавших эксплуататорских общественно-экономических формаций.

«Буржуазная республика, парламент, всеобщее избирательное право – все это с точки зрения всемирного развития общества представляет громадный прогресс. Человечество шло к капитализму, и только капитализм, благодаря городской культуре, дал возможность угнетенному классу пролетариев осознать себя и создать то всемирное рабочее движение, те миллионы рабочих, организованных по всему миру в партии, те социалистические партии, которые сознательно руководят борьбой масс. Без парламентаризма, без выборности это развитие рабочего класса было бы невозможно» (Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 449). Однако классики марксизма-ленинизма всегда подчеркивали, что буржуазная демократия, буржуазный парламентаризм, т. н. всеобщее избирательное право, референдумы и плебисциты, провозглашение Б. г. гражданских свобод – слова, печати, собраний, союзов и пр. – все это в своей совокупности представляет одну из форм диктатуры буржуазии, используемой последней на определенном этапе своего господства в целях укрепления такового и замаскирования эксплуататорской сущности своего государства.

Учения о государстве буржуазных политиков, философов, экономистов, юристов тщательно маскируют сущность Б. г., стремясь изобразить его как надклассовую организацию, выражающую якобы общую волю всего народа. Так изображается Б. г. и в конституционных актах. Буржуазная «наука» широко распространяет иллюзии о народном суверенитете в Б. г.

Классики марксизма-ленинизма разоблачили эти иллюзии и обман, содержащиеся в буржуазном законодательстве, философии, социологии, истории и правоведении. Они неопровержимо доказали, что Б. г., как бы оно ни было «демократически» организовано, является машиной в руках капиталистов для подавления рабочих, так как его экономическую основу составляет частная собственность на орудия и средства производства. «Буржуазные конституции обычно ограничиваются фиксированием формальных прав граждан, не заботясь об условиях осуществления этих прав, о возможности их осуществления, о средствах их осуществления. Говорят о равенстве граждан, но забывают, что не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплуататорами, а вторые эксплуатируемыми. Или еще: говорят о свободе слова, собраний и печати, но забывают, что все эти свободы могут превратиться для рабочего класса в звук пустой, если он лишен возможности иметь в своем распоряжении подходящие помещения для собраний, хорошие типографии, достаточное количество печатной бумаги и т. д.» (Сталин И. В., Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 517).

Фальшивый характер буржуазной демократии особенно ярко выражается в избирательном праве буржуазных государств, которые, провозглашая т. н. всеобщее избирательное право, в то же время устанавливают различные цензы: оседлости, имущественный, образовательный и др., ограничивающие права трудящихся (см. Буржуазное право).

Для Б. г. характерно национальное и расовое угнетение. Туземные жители колоний либо совсем лишены политических прав, либо эти права максимально урезаны. В США, где с 1870 г. формально провозглашено равноправие негров с белыми, на самом деле существует ряд ограничений, превращающих это «равноправие» в издевательство над неграми. В законодательстве большинства штатов открыто проводится расовая дискриминация (см.).

Урезывая, ограничивая и сводя на нет права трудящихся, буржуазия ряда стран бережно сохраняет привилегии остатков феодальной аристократии (Англия, Италия, Испания, Западная Германия и др.), союз с которой ей необходим для подавления трудящихся. Во многих Б. г. поныне сохранены феодальные учреждения и феодальные институты в области права.

Механизм Б. г. значительно сложнее, чем механизм рабовладельческого и феодального государства. «...Буржуазия во всех странах, – учит В. И. Ленин, – неизбежно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого отрицания реформ... Второй метод – метод «либерализма», шагов в сторону развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т. д.» (Соч., т. 16, стр. 320).

По мере дальнейшего углубления и обострения внутренних противоречий капиталистического общества все более возрастает насилие Б. г. над массами. В целях осуществления функции внутреннего подавления, борьбы против растущего революционного движения рабочего класса, трудящихся масс, буржуазия образует гигантский военно-полицейский бюрократический аппарат, организует шпионаж и провокации в среде трудящихся, вводит в действие массовые войсковые соединения, применяя против трудящихся военную технику вплоть до самолетов, артиллерии, танков, удушливых газов. Осуществление внешней функции, особенно в эпоху империализма, приобретает широчайшие масштабы. Захватнические и грабительские войны требуют организации миллионных армий и отягощают государственные бюджеты колоссальными расходами на изготовление средств истребления людей, ставят себе на службу науку, мобилизуя ее на открытие новых смертоносных орудий войны. Капиталисты в интересах наживы продают орудия войны враждебным государствам, как это делали Рокфеллер, Морган, Дюпон, Крупп и др. во время первой и второй мировых войн. Б. г. создают широко разветвленную систему шпионажа и диверсий, засылая своих агентов в чужие государства для шпионской и диверсионной работы. Особенно широкие масштабы эта деятельность приобрела после Великой Октябрьской социалистической революции в борьбе капиталистических стран против Советского социалистического государства, а после второй мировой войны также и против стран народной демократии.

Формы Б. г. разнообразны и складываются в зависимости от исторических условий, соотношения классовых сил внутри страны и международной обстановки. Но сущность Б. г. остается той же самой при любой форме этого государства.

Основными формами правления в Б. г. являются конституционная монархия и республика.

Конституционные монархии были образованы гл. обр. в тех государствах, где в силу исторических условий сохранилось обладающее значительной устойчивостью дворянство, с которым буржуазия пошла на компромисс (Пруссия, Япония и др.). Известны факты, когда буржуазия намеренно поддерживала монархический строй в целях борьбы с революционным движением; такова, напр., помощь республиканского правительства Франции царизму в России во время революции 1905 г., поддержка правительствами Англии и США после второй мировой войны монархий в ряде стран, в частности, в Греции. В ряде стран буржуазия прямо создавала буржуазную монархию, а в Англии и ныне поддерживает монархическую форму правления.

Республики возникали преимущественно в тех странах, где в силу исторических условий буржуазия, сломив сопротивление феодальных элементов, осуществляет свое полное господство (Франция и др.). Позднее они были образованы в ряде экономически отсталых стран как прикрытие полуфеодального строя (страны Латинской Америки, Сирия, Ливан и др.). По формам своего государственного устройства Б. г. делятся на унитарные и федеративные государства.

Унитарные (слитные) централизованные государства возникли в связи с необходимостью закрепления единой системы права, создания условий для единого рынка, в процессе ликвидации феодальной раздробленности (Англия, Франция, Италия и др.). Федеративные государства возникали в разнообразных исторических условиях либо как пережиток феодальной раздробленности (Германия), либо в результате объединения бывших колоний (США). Там, где большой удельный вес имело дворянство, федерация сочеталась с монархической формой правления (Германия с 1871 по 1919 гг.). В тех странах, где-безраздельное господство захватила буржуазия, федерация сочеталась с республиканской формой правления (США, Швейцария). Характерной чертой буржуазной федерации в эпоху империализма является фактическое превращение ее в унитарное государство, так как интересы финансового капитала требуют максимальной централизации и бюрократизации государственной машины. Буржуазный федерализм строится не по национальному признаку и ни в какой мере не может разрешить национальный вопрос, так как национальное угнетение – неизбежное следствие господства буржуазии.

В своем историческом развитии Б. г. прошло следующие основные этапы.

Первый этап охватывает период победы и утверждения капитализма в передовых странах. На этом этапе капитализм, а с ним и Б. г. шли по линии своего восходящего развития. Буржуазная демократия выступала как государственная форма господства промышленного капитала.

Следующий этап охватывает период от франко-прусской войны и Парижской Коммуны до победы Октябрьской революции в России и окончания империалистической войны (включительно) – период начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской Коммуны, перерастания старого «свободного» капитализма в империализм и свержения капитализма в России силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества (см. Сталин И. В., Киров С. М., Жданов А. А., Замечания о конспекте учебника «Новой истории». К изучению истории, 1936, стр. 25). Для эпохи империализма или, другими словами, монополистического капитализма характерны полное подчинение капиталистическим монополиям государственного аппарата, усиление роли и значения «исполнительной власти», рост внепарламентского, чрезвычайного законодательства, усиление и расширение бюрократической и военной машины, все более широкое использование буржуазией государственного механизма для осуществления методов открытого насилия, для чудовищного ограбления народных масс, для удовлетворения агрессивных запросов финансового капитала. В условиях империализма Б. г. совершает поворот от буржуазной демократии к реакции.

Буржуазия отступает даже от той ограниченной и формальной демократии, при помощи которой она правила раньше.

Последующее развитие капитализма характеризуется дальнейшим обострением все усиливающегося общего кризиса капиталистической системы, первый этап которого начался в период первой мировой войны, особенно в результате отпадения России от капиталистической системы. В период второй мировой войны, особенно после отпадения от капитализма ряда стран Европы и Азии, установивших у себя народно-демократический строй, развернулся второй этап общего кризиса мировой капиталистической системы. Этот кризис является всесторонним кризисом мировой системы капитализма, охватывающим как экономику, так и политику. В его основе лежит, с одной стороны, все более усиливающееся разложение мировой экономической системы капитализма, а с другой стороны – растущая экономическая мощь стран, отпавших от капитализма, – СССР, Китая и других народно-демократических стран.

Современное Б. г. характеризуется дальнейшим усилением реакции по всем линиям (политической, экономической, идеологической), наступлением на права трудящихся, преследованием всех и всяких прогрессивных организаций и деятелей, способствуя тем самым осуществлению основного экономического закона современного капитализма – обеспечению максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей. Вся деятельность современного Б. г., все его законодательство, все его мероприятия направлены на активное способствование требованиям этого экономического закона путем всестороннего содействия капиталистическим монополиям в деле жесточайшей капиталистической эксплуатации трудящихся масс и зависимых народов, на зверское подавление революционного и национально-освободительного движения, на организацию империалистической агрессии.

Уже после первой мировой войны буржуазия ряда стран (Италия, Германия, Япония, Испания, Португалия и др.) проявила свою неспособность властвовать прежними методами парламентаризма и буржуазной демократии, прибегнув к установлению фашистского режима (см. Фашизм). После второй мировой войны, в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, фашизация широко распространяется на все капиталистические страны.

Ведущей силой антидемократического лагеря капитализма являются США. Основным мотивом всей политики современного государства США является борьба за достижение неосуществимых целей мирового господства. В этих целях правительством США сколочен военный Северо-Атлантический блок, создаются военные базы в различных странах, расположенных поближе к советским границам, ремилитаризуются Западная Германия, Япония и т. д.

В подрывной работе, проводимой американскими империалистами против СССР и народно-демократических стран, большую роль играют реакционные буржуазные партии и организации – фашистские (в том числе троцкистские, сионистские и др.), а также право-социалистические и иные организации, действующие в различных странах в качестве прямого орудия империалистической разведки.

Буржуазия зависимых от США государств, выбросившая за борт знамя национальной независимости и национального суверенитета, приносит в жертву американскому империализму национальные интересы своих стран, ибо рассчитывает на помощь в деле подавления своих же народов, которых она боится больше, чем чужеземной империалистической кабалы. Правящие круги Франции, Италии, Англии, Западной Германии, Голландии, Бельгии, Норвегия и других Б. г. привязали себя к колеснице американского империализма. Ряд стран Европы и Азии фактически утратил самостоятельность и находится на положении американских колоний, которые США пытаются использовать в своих военных целях. Под диктовку США конституции ряда Б. г. изменяются в целях прямой фиксации в них подчинения национального законодательства т. н. «международным властям», ограничения и фактически сведения на нет национального суверенитета. Делу империалистического закабаления народов служит и растленная идеология буржуазного космополитизма, насаждаемая для того, чтобы заставить народы отказаться от патриотизма, от любви к родине. Той же цели служит и пропаганда идеи «всемирного государства» и «всемирного правительства».

Однако подчинение стран капиталистического лагеря господству США не снимает противоречий, существующих прежде всего между США и закабаляемыми ими странами. Главными из них остаются противоречия между США и Англией, однако обостряются и противоречия между США и Японией, между США и Италией, между США и Западной Германией, между США и Францией. И. В. Сталин учит, что было бы неправильно думать, что эти и другие капиталистические страны будут без конца терпеть господство и гнет США, что они не попытаются вырваться из американской неволи и стать на путь самостоятельного развития (см. «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952, стр. 32–36).

Выполняя свою служебную роль в отношении капиталистического базиса, Б. г. принимает все меры, для искусственного продления существования этого изжившего себя базиса, давно превратившегося в тормоз для развития производительных сил, для прогресса общества. Еще в 1906 г. в труде «Анархизм или социализм?» И. В. Сталин, давая анализ капиталистического строя, раздирающих его противоречий, указывал: «И если этот неорганизованный общественный строй пока еще не разрушен, если он пока еще крепко противостоит атакам пролетариата, то это прежде всего объясняется тем, что его защищает капиталистическое государство, капиталистическое правительство» (Соч., т. 1, стр. 333–334).

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • 8. Признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.
  • 9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.
  • 10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.
  • 11. Проблема определения сущности государства в отечественной и зарубежной научной литературе.
  • 12. Понятие и признаки государства.
  • 13. Учение об исторических типах государства: формационный и цивилизационный подходы.
  • 14. Рабовладельческое государство и право.
  • 15. Феодальное государство и право.
  • 16. Буржуазное государство и право.
  • 17. Понятие формы государства.
  • 18. Форма правления: понятие и виды.
  • 19. Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 20. Республика как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 21. Форма государственного устройства: понятие и виды.
  • 22. Федерация как форма государственного устройства: основные принципы и виды.
  • 23. Понятие, структура и виды политических режимов.?
  • 24. Понятие и классификация функций государства.
  • 25. Характеристика основных функций современного российского государства.
  • 26. Формы осуществления функций государства.
  • 27. Понятие и основные черты механизма государства.
  • 28. Органы российского государства: понятие, виды и система.
  • 29. Основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
  • 30. Понятие и структура политической системы общества.
  • 31. Место и роль государства в политической системе российского общества.
  • 32. Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Основные формы взаимодействия органов государства и общественных объединений.
  • 34. Соотношение государства и права.
  • 35. Понятие и основные принципы правового государства.
  • 36. Основные проблемы формирования правового государства в России.
  • 37. Понятие, признаки и сущность права.
  • 38. Проблемы правопонимания в зарубежной и отечественной научной литературе.
  • 39. Государство, экономика, политика и право.
  • 40. Принципы права: понятие и классификация.
  • 41. Основные функции права.
  • 42. Понятие и виды социальных норм.
  • 43. Право и иные социальные нормы, их соотношение.
  • 44. Взаимодействие права и морали.
  • 45. Понятие и структура правосознания.
  • 46. Виды и уровни правосознания, его роль в жизни общества.
  • 47. Правосознание юриста: понятие и основные черты.
  • 48. Понятие, содержание и роль правовой культуры в жизни общества.
  • 49. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры.
  • 50. Понятие и признаки норм права.
  • 52. Классификация норм российского права.
  • 53. Понятие правотворчества. Субъекты, стадии и принципы правотворческого процесса.
  • 56. Закон как форма права: основные признаки и виды законов.
  • 57. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.
  • 58. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 59. Формы права, санкционированные государством.
  • 61. Понятие и структура системы права.
  • 62. Основания выделения и виды отраслей в системе права. Предмет и метод правового регулирования.
  • 63. Система права, система законодательства и правовая система. Их соотношение.
  • 64. Краткая характеристика основных отраслей российского права.
  • 60. Основные правовые системы современности.
  • 66. Понятие и основные формы реализации правовых норм.
  • 67. Понятие применения права и его основные черты.
  • 68. Стадии процесса применения норм права.
  • 69. Понятие и виды актов применения права.
  • 70. Пробелы в праве и пути их устранения.
  • 71. Понятие и социальное назначение толкования норм права.
  • 72. Основные способы толкования права.
  • 73. Виды толкования права. Толкование права по объему.
  • 74. Нормативный акт, акт применения права и акт толкования права. Их соотношение.
  • 75. Понятие и основные признаки правового отношения.
  • 76. Понятие и виды правоотношений.
  • 77. Субъекты правовых отношений: свойства и виды.
  • 78. Правовой статус личности: понятие и виды.
  • 79. Организации как субъекты правоотношений. Юридические лица.
  • 80. Содержание правоотношений: фактическое и юридическое.
  • 81. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.
  • 82. Объекты правоотношений.
  • 83. Понятие и классификация юридических фактов.
  • 84. Понятие и основные черты законности.
  • 85. Основные принципы (требования) законности. Законность и целесообразность.
  • 86. Правопорядок: основные черты и соотношение с законностью.
  • 87. Система гарантий законности и правопорядка.
  • 88. Правомерное поведение: основные черты и виды.
  • 89. Понятие и основные признаки правонарушений.
  • 90. Понятие и виды правонарушений в российском обществе.
  • 91. Состав правонарушения.
  • 92. Понятие и основные признаки юридической ответственности.
  • 93. Цели, принципы и основания возникновения юридической ответственности.
  • 94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
  • 95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
  • 96. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.
  • 16. Буржуазное государство и право.

    История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед.

    Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

    1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

    2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

    3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

    Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

    1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

    2) функцию охраны частной собственности;

    3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

    4) фискальную (налоговую) функцию;

    5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

    6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

    1) создание государственного сектора в экономике;

    2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

    3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

    4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

    5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

    6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

    Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

    1) защиты своей территории;

    2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

    3) охраны мирового порядка.

    Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

    Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

    1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

    3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

    4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

    Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

    Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

    Социалистическое государство и право

    Буржуазное государство. Первые буржуазные (капиталисти­ческие) государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржу­азная система быстро завоевала мир.
    В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, капиталистический способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равен­ство и братство». В Декларации независимости США, во француз­ской Декларации прав человека и гражданина, других подобных документах провозглашалось, что все люди рождаются равными и наделены равными правами. Сословное неравенство, повсемест­но существовавшее до этого, заменяется неравенством социаль­ным, поскольку одни владели средствами производства, а другие, лишенные их, должны были продавать свою рабочую силу. В своем развитии буржуазное общество проходит ряд стадий, вместе с ним меняется и государство.
    На первой стадии (период свободной конкуренции) класс бур­жуазии состоит из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Это определяет необходимость механизма выявления их общек­лассовых интересов и воли. Таким механизмом становится бур­жуазное государство, основанное на буржуазной демократии, парламентаризме, законности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различ­ные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится спе­циальное средство, ограничивающее участие трудящихся в уп­равлении государством, отстраняющее их от власти, в виде из­бирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, хотя и декларировалось всеобщее равенство, тут же законодательно утверждалось политическое неравенство. И государство, и право выполняли прежде всего классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.
    Второй этап развития буржуазного общества - период моно­полистического капитализма - начался в конце XIX - начале XX в. Он характеризуется тем, что наряду с большим числом раз­розненных мелких предпринимателей на основе объединения промышленного, торгового и финансового капитала с широким использованием акционирования монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объеди­нения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не очень многочисленной монополистической буржуазии сосредото­чивается основная часть общественного богатства и, естественно, политическая власть. Надобность в демократических формах в принципе отпадает: сравнительно немногочисленные монополис­ты располагают иными средствами определить общие интересы. В некоторых случаях это приводит к возникновению антидемо­кратических режимов, выражающих волю монополистов (фа­шистские режимы в Германии и Италии, военно-полицейские в Латинской Америке и др.). Однако подобные режимы зачастую начинают проявлять и свою волю, отражать в первую очередь интересы стоящей у власти верхушки государственного или пар­тийно-государственного аппарата. Поэтому в большинстве случа­ев оказывается более выгодным сохранение демократических институтов. Мало того, во многих странах они даже развиваются: упраздняются цензы, вводится всеобщее избирательное право. Вместо политических, «силовых» механизмов работают иные - экономические: проведение избирательной кампании стоит так дорого, что это по силам только тем, кого поддерживают моно­полисты. Таким образом, власть по-прежнему принадлежит клас­су буржуазии, и, прежде всего, его верхушке - монополистичес­кой буржуазии. Функции государства осуществляются в интере­сах главным образом этой части господствующего класса, но раз­витие демократических форм заставляет больше внимания уделять общесоциальным задачам, иначе не привлечешь голоса из­бирателей.
    В 30-х гг. нашего столетия буржуазное общество вступает в со­временный этап развития, который, видимо, является переход­ным к очередной, более высокой общественно-экономической фор­мации. Причины происшедших изменений, с одной стороны, бы­ли связаны с мощным ростом революционного рабочего движения в 20-е гг. (в том числе под воздействием процессов, имевших мес­то в России), а с другой - с началом научно-технической рево­люции, приведшей к необходимости повышения квалификации большинства работников. И то и другое приводило к повышению оплаты труда и уровня жизни большинства населения. А это, в свою очередь, повлекло значительный рост производительности труда, общественного продукта. Оказалось, что выгодно хорошо оплачивать труд - это дает бо¢льшую прибыль. В современном за­падном обществе за счет все усиливающегося акционирования, что объективно выгодно, постепенно сокращается доля «чистой» част­ной собственности, т.е. меняется экономическая основа общества. По существу, исчезает класс пролетариата - все меньше стано­вится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих образуют вместе с другими слоями общества «средний» класс. И хотя государственная власть находится в руках класса буржуа­зии, постепенно повышается влияние на нее остальной части об­щества, поскольку всеобщее избирательное право дает возмож­ность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Это усиливает борьбу за голоса избирателей, приводит к взаимным разоблачениям, к даль­нейшим уступкам народу как в политическом, так и в экономи­ческом плане. Все большее значение приобретают право и закон­ность: идет определенное продвижение к реальному формирова­нию социального и правового государства. Заметно изменились функции государства. Оно стало активно вмешиваться в экономи­ку путем планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п. Осуществляется национализация некоторых отраслей хозяйства. Значительно возросли объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются многомиллиардные социальные программы, растет уровень жизни населения. Таким образом, современное западное государство существенно отлича­ется от классического буржуазного, и для его понимания необхо­димо использовать различные теории и подходы, о которых гово­рилось в начале настоящей главы. Одного классового подхода здесь недостаточно.