Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Жилищный кодекс рф консультант плюс статья. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ)

Жилищный кодекс рф консультант плюс статья. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ)

1 января 2017 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменения связаны с введением нового Единого государственного реестра недвижимости и новым порядком государственной регистрации прав. Кроме того, предусмотрен новый порядок деятельности жилищно-строительных кооперативов.

Жилищный кодекс РФ с 1 января 2017 года действует в новой редакции. Поправки в него внесли сразу три закона:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ ,
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ,
  3. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ .

Единый государственный реестр недвижимости

Новая редакция статьи 18 ЖК РФ предусматривает, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Кроме того, в и добавлено упоминание о новом реестре ЕГРН.

Жилищно-строительные кооперативы

Изменилась редакция статьи 123.2 ЖК РФ , в нее добавлены нормы о том, что должен осуществляться контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ требований к размещению им информации и документов. Кроме того, в данную статью добавлены несколько новых пунктов, определяющих порядок государственного надзора за деятельностью жилищно-строительных кооперативов. В частности, уполномоченным органам разрешено:

  • Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
  • Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан;
  • Получать данные от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома;
  • Ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
  • Принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной федеральными законами и законодательством РФ об административных правонарушениях;
  • Направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

1 января 2017 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменения связаны с введением нового Единого государственного реестра недвижимости и новым порядком государственной регистрации прав. Кроме того, предусмотрен новый порядок деятельности жилищно-строительных кооперативов.

Жилищный кодекс РФ с 1 января 2017 года действует в новой редакции. Поправки в него внесли сразу три закона:

Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ , Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ, Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ .

Единый государственный реестр недвижимости

Новая редакция статьи 18 ЖК РФ предусматривает, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Кроме того, в статью 23 ЖК РФ и статью 26 ЖК РФ добавлено упоминание о новом реестре ЕГРН.

Статьей 28 ЖК РФ предусмотрено, что акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав. Статьей 91.1 ЖК РФ предусмотрено, что ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Аналогичные поправки внесены в статью 91.16 ЖК РФ .

Жилищно-строительные кооперативы

Изменилась редакция статьи 123.2 ЖК РФ , в нее добавлены нормы о том, что должен осуществляться контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ требований к размещению им информации и документов. Кроме того, в данную статью добавлены несколько новых пунктов, определяющих порядок государственного надзора за деятельностью жилищно-строительных кооперативов. В частности, уполномоченным органам разрешено:

Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц; Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан; Получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома; Ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома; Принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной федеральными законами и законодательством РФ об административных правонарушениях; Направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Статьей 136 ЖК РФ предусмотрено, что создание жилищно-строительного кооператива должно быть отражено в в ЕГРН.

В связи с тем, что ряд важных законов с 01.01.2017 и позже будет изменён кардинально, соответствующие правки были внесены в .

В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , который полностью утрачивает силу с 1 января 2020 года в связи с изданием , а с 01.01.17 утрачивают силу основные положения, поскольку вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ « » . Наименование закона исключено из и заменено словами «другими федеральными законами», а в , и других статьях ЖК РФ указано название уже нового закона.

В связи с изменением названия реестра в законодательстве, терминология ЖК РФ откорректирована по тексту: слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости » в соответствующих падежах ( , и иные статьи ЖК РФ). Также по тексту Кодекса другая терминология приведена в соответствие с модификациями законодательства.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ были внесены изменения, в том числе в наименование Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ « » (с 01.01.2017 он будет называться Федеральный закон « » ). Следствием этого явилось исключение наименования закона по тексту ЖК РФ (например, в ).

В процессе контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов у контролирующего органа есть определённые права . С 01.01.2017 они дополняются возможностью осуществления контроля за соблюдением указанной выше организацией установленных требований к размещению кооперативом информации и документов ().

Откорректированы основания для проведения внеплановой проверки жилищно-строительного кооператива ().

При осуществлении контроля орган должен будет размещать на своём официальном сайте информацию о проверках деятельности указанных организаций, кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством РФ, и сведений о привлечении к административной ответственности ().

Ещё одним новшеством ЖК РФ будут являться повышенные требования к содержанию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Плановый период проведения капремонта необходимо будет прописать по каждому виду услуг и (или) работ, при этом срок ремонта указывается в годах и не может превышать трёх лет (). Согласно п. 12 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ « » при приведении региональных программ в соответствие с изменениями ЖК РФ согласование с собственниками помещений в домах не требуется.

Также в целях реализации программы органы государственной власти субъекта РФ будут утверждать краткосрочные планы на три года с распределением по годам. Согласование с собственниками не будет требоваться при внесении изменений в этот план по основаниям, предусмотренным ().

В связи с достаточно обширными изменениями Жилищного Кодекса, которые пришлись на самый конец 2017 года и вступили в силу с января 2018 мы сделали краткую выжимку Федерального Закона 485-ФЗ от 31.12.2017.

Краткое изложение (ниже полный текст + возможность скачать с распечатать для чтения с листа)

  • теперь принимать участие в общих собраниях собственников могут лица, не оформившие свои помещения в Росреестре, но владеющими ими на основании договоров долевого участия (принявшие квартиры от застройщика по передаточному акту или иному документу);
  • управляющая организация (УК, ТСЖ, ЖСК) обязана в 5-ти дневный срок предоставить любому собственнику реестр собственников дома для проведения общего собрания;
  • все оригиналы документов общего собрания теперь сдаются в ГЖИ;
  • в случае выбора способа управления ТСЖ или ЖСК - нужно уведомить об этом ГЖИ в 5-ти дневный срок;
  • в случае неправильного расчета платы за "Содержание и ремонт" - управляющая организация обязана оплатить штраф в размере 50% от неверно выставленной суммы;
  • в случае прекращения управления домом - передать тех.документацию, ключ и др. документы нужно в трехдневный срок;
  • если выбор способа управления не реализован, открытый конкурс по отбору УК не состоялся, то орган местного самоуправления вправе принудительно назначить управляющую организацию (в срок до 1-го года)
  • если совет дома избран, но не переизбран, то его полномочия продлеваются на тот же срок автоматически;
  • управляющая организация обязана приступить к управлению домом сразу после включения дома в лицензию;
  • лицензия теперь выдается на срок 5 лет;
  • теперь нельзя дублировать название управляющей компании (тождественной до степени смешения);
  • утвержден ряд требований по части исключения домов из лицензии.

7) части 2.2 и 2.3 статьи 155 признать утратившими силу;

8) статью 156 дополнить частями 11 - 13 следующего содержания:

11) часть 10 статьи 161.1 изложить в следующей редакции:

13) часть 4 статьи 192 изложить в следующей редакции:

15) в части 4 статьи 195 слова "на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заменить словами "в системе";

16) часть 3 статьи 196 после слов "юридических лиц," дополнить словами "приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса,";

18) в части 2 статьи 199 слова "в части 5" заменить словами "в частях 5 - 5.4", дополнить словами ", а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат";

19) часть 1 статьи 200 изложить в следующей редакции:

"1. Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.".

С 30 июля вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Поправки уточняют порядок управления многоквартирными домами и проведение в них капремонта, определяют правила уплаты взносов на капремонт собственниками нежилых помещений.

С 30 июля вступили в силу и поправки в Жилищный кодекс РФ , которые внес Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 257-ФЗ.

Технические поправки

Некоторые изменения носят технический характер. Например, требование о том, чтобы на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принимались решения о выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, перенесены из п.1.1-1 в п.1.1 ст. 44 ЖК РФ . Также к техническим можно отнести поправки в ст. 45 ЖК РФ . В них уточняется, что при проведении общего собрания надо руководствоваться всем кодексом, а не только конкретной статьей. В то же время в ст. 158 ЖК РФ указано, что капитальный ремонт проводится в отношении всего общего имущества многоквартирного дома. До этого было сказано, что проводится капремонт многоквартирного дома, из-за чего возникали споры, что именно надо ремонтировать. В этой же статье уточняется, что обязанность по уплате расходов на капремонт не должна распространяться на субъект РФ или муниципальное образование, являющиеся предыдущими собственниками помещений в многоквартирном доме.

Обязанности региональных властей и региональные программы капремонта

В то же время уточняется, что из-за воспрепятствования не допускается сокращать перечень планируемых работ или услуг. Но соответствующие изменения в региональную программу капремонта после устранения вышеназванных обстоятельств заносить местным властям разрешили. Также они теперь смогут составлять, помимо трехлетней региональной программы капремонта, краткосрочные планы ее реализации, если это будет предусмотрено в региональном законодательстве. В такие краткосрочные планы надо будет включать изменения по объемам капремонта для ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Счетчики за счет взносов на капремонт

Еще одна поправка предоставляет возможность за счет фонда сборов на капремонт установить автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг - счетчики. Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 166 ЖК РФ .

Уплата взносов собственниками нежилых помещений

Одновременно уточняются правила уплаты взносов на капремонт собственниками нежилых помещений. Им направят платежные документы, в которых будет расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, только один раз - в начале года. Но оплатить такой счет можно будет либо за раз, либо ежемесячно равными долями в течение года. Главное - соблюсти установленные сроки. Если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ ему обещают доставить по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

Нововведения для региональных операторов

Есть нововведения и для владельцев спецсчетов для сбора взносов на капремонт - региональных операторов. Согласно новой редакции ст. 173 ЖК РФ , они должны будут уведомить в течение 5 дней собственников о наличии у них задолженностей и необходимости ее погасить. Если за 2 месяца долг погашен не будет, лицо, управляющее многоквартирным домом, обязано провести общее собрание собственников, и уже на нем решить, что делать с долгами. Кроме того, владельцы спецсчетов смогут списывать с них средства для исполнения судебных решений, а также для возврата ошибочных зачислений. Раньше таких возможностей не было.

Также Федеральный закон N 257-ФЗ уточняет, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники должны определить или утвердить следующие данные:

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

То же самое должны утвердить собственники, решившие сформировать фонд капитального ремонта на специальном счете без привлечения регионального оператора.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Последняя поправка, которую надо выделить, касается лицензионных требований к управляющим компаниям. В новой редакции ст. 193 ЖК РФ сказано, что квалификационный аттестат должен быть у:

  • единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом;
  • а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - у единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы.