Меню
Бесплатно
Главная  /  Услуги банков  /  Подборки из журналов бухгалтеру. Подборки из журналов бухгалтеру Какая налоговая ответственность

Подборки из журналов бухгалтеру. Подборки из журналов бухгалтеру Какая налоговая ответственность

Предусмотренная налоговым законодательством, - это штраф (ст. 114 НК РФ).

Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания. Иначе говоря, никто не может быть привлечен к такой ответственности повторно за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ). Пеня же не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением законодательства о налогах и сборах. Это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по Для начисления достаточно только одного основания - недоимки по налогу. Поэтому пени взыскиваются в бесспорном порядке и начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога (ст. 72, 75 НК РФ).

Заметьте: нарушения налогового законодательства могут содержать также признаки административного правонарушения или даже уголовного преступления. Так вот производство по таким делам ведется в порядке, законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством (п. 2 ст. 10 НК РФ). И привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 Н РФ).

По общему правилу привлекать к ответственности за налоговое правонарушение можно, если со дня его совершения не истекли три года (п. 1 ст. 113 НК РФ). Исчисление срока давности со дня совершения правонарушения применяется почти ко всем нарушителям. Однако в некоторых случаях срок исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Например, такой порядок действует в отношении нарушений, предусмотренных статьями 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» НК РФ.

Помимо срока давности привлечения к ответственности есть также срок давности взыскания санкций. А именно налоговики могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 115 НК РФ).

Опоздание с декларацией

Непредставление декларации или ее представление с нарушением установленных сроков регламентируется статьей 119 НК РФ. Обратите внимание: данный вид ответственности применим с 1 января 2014 года как к плательщикам, так и к

Размер штрафных санкций - 5% от не уплаченной в установленный срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В течение налогового периода организации могут представлять по авансовым платежам, например, по налогу на имущество. Однако если эти расчеты не будут сданы или будут сданы позже срока, к ответственности по статье 119 НК РФ организацию не привлекут. Это связано с тем, что рассматриваемый вид ответственности применяется только к не сданным в срок декларациям (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Нередко на практике у организации по итогам налогового периода сумма налога к уплате может отсутствовать. Но это не освобождает фирму от обязанности подавать декларацию. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 80 НК РФ. В этом случае нужно «нулевую» декларацию. Иначе с организации может быть взыскан штраф согласно статье 119 НК РФ в размере 1000 руб.

Если даже по итогам налогового периода сумма налога подлежит уменьшению, ответственность за несданную декларацию также наступает. Ведь не выполнена обязанность по представлению декларации в срок. Размер штрафа в таком случае также равен 1000 руб.

Привлечь к ответственности по статье 119 НК РФ организацию могут, если она сдаст отчетность по устаревшим формам. Налоговые органы считают такую отчетность несданной (подп. 1 п. 1 ст. 31 и ст. 80 НК РФ). Это относится и к ситуации, когда организации вместо деклараций сдают справки или письменные пояснения, в которых указывают на отсутствие деятельности (операций). Если налогоплательщики не согласны с подобными выводами, свою позицию им придется доказывать в суде.

Споры возникают и в том случае, когда налогоплательщики представляют уточненные декларации. Например, сдана несвоевременно, а позже направлена уточненная.

Отметим также, что полная и своевременная уплата налога по декларации не освобождает налогоплательщика от ответственности за ее несвоевременное представление (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71). Данный вывод основан на том, что перечисление налога и представление декларации - это две разные обязанности. Если налогоплательщик исполнил одну из них, это не освобождает его от ответственности за неисполнение другой. Вместе с тем суд может расценить это как обстоятельство, смягчающее ответственность (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ).

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов

Налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ). За грубое нарушение правил такого учета организации, а с 1 января 2014 года также предприниматели, и адвокаты привлекаются к ответственности в соответствии со статьей 120 НК РФ.

Под грубым нарушением понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей, нематериальных активов и вложений. На это указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ.

Данный перечень противоправных действий не подлежит расширительному толкованию. Так, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по статье 120 НК РФ, если объект налогообложения занижен не в документах учета, а в декларации. Грубым нарушением также не может считаться, к примеру, отсутствие только одного первичного документа или счета-фактуры. Ведь статья 120 указывает на эти документы во множественном числе.

Существенным отличием статьи 120 от других статей главы 16 Налогового кодекса является то, что ответственность по ней наступает за деяния, которые не всегда связаны с налогов. Например, организацию могут оштрафовать, если при проверке выявлены факты неправильного отражения операций на счетах бухучета. Причем не важно, связаны эти счета с исчислением и уплатой налогов или нет.

Размер санкций по статье 120 НК РФ зависит от периода, в течение которого происходили нарушения. Если нарушения допущены в течение одного налогового периода, размер штрафа составляет 10 000 руб., а если в течение нескольких - сумма штрафа возрастает до 30 000 руб.

Напомним, налоговые периоды для каждого налога могут быть различны. Так, по НДС налоговый период составляет квартал, по или единому налогу по УСН - год.

Если нарушения повлекли занижение налоговой базы, ответственность устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Штраф взыскивается в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. При этом не имеет значения, сколько по времени длилось правонарушение.

Неуплата (неполная уплата) сумм налогов

За неуплату или неполную уплату налога ответственность установлена статьей 122 НК РФ. Данная ответственность наступает, если неуплата произошла в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

К ответственности по данной статье можно привлечь за неуплату налогов, которая привела к возникновению задолженности перед бюджетом. Об этом сказано в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. При отсутствии задолженности ответственность по статье 122 НК РФ не наступает. Так происходит, например, если в предыдущем периоде у налогоплательщика была переплата налога. При этом переплата должна перекрывать или быть равной сумме налога, недоплаченного в последующем периоде и подлежащего уплате в тот же бюджет.

Отметим также, что в статье 122 речь идет именно о налогах. При неуплате или уплате не в полном размере авансовых платежей по налогу налогоплательщики не могут привлекаться к ответственности по статье 122 НК РФ. Об этом также сказано в пункте 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

Положения статьи 122 НК РФ, как и все налоговое законодательство, не предусматривают ответственности за неуплату пеней или сумм начисленных штрафов.

За правонарушение, предусмотренное статьей 122 НК РФ, взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если деяние совершено умышленно, размер штрафа равен 40%.

Нередко на практике возникают «смежные» нарушения, за которые можно привлечь к ответственности не только по статье 122, но и по другим статьям главы 16 НК РФ. Однако, как уже говорилось, повторно привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение нельзя. Поэтому возникает вопрос: можно ли применять данную статью наряду с остальными?

Прежде всего, надо учитывать, совершил налогоплательщик одно нарушение или же одно деяние включает в себя несколько составов правонарушений. Согласно пункту 5 статьи 114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Таким образом, если, например, организация недоначислила налог и позже установленного срока сдала декларацию, ответственность наступает одновременно по двум статьям - 119 и 122. Ведь эти статьи предусматривают ответственность за различные составы налоговых правонарушений.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Но возможны и другие ситуации. Так, в статье 122 НК РФ приведены возможные причины неуплаты налога. Одна из них - занижение налоговой базы. Таковое может произойти в результате грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. А за такое правонарушение предусмотрена ответственность пунктом 3 статьи 120 НК РФ. В этом случае надо руководствоваться разъяснениями, которые даны в Определении КС РФ от 18.01.2001 № 6-О. В нем указано, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 НК РФ не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Решение о применении конкретной статьи суд принимает самостоятельно исходя из фактических обстоятельств дела.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). Обязанность представить документы и (или) сведения в конкретный срок должна быть установлена налоговым законодательством. За ее невыполнение предусмотрена ответственность по статье 126 НК РФ.

Из норм закона четко и недвусмысленно должно следовать какие именно документы и в какой срок надо представлять. Отметим, что, если такой срок не указан, привлечение к ответственности по статье 126 НК РФ не допускается.

Если налогоплательщик (налоговый агент) не представляет требуемые от него бумаги в установленный срок, с него за каждый документ может быть взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Одним из самых правонарушений, за которое могут привлечь к ответственности по этому основанию, является непредставление различных При этом налогоплательщик (налоговый агент), который был оштрафован за непредставление отчетности в соответствии со статьей 119 НК РФ, не подлежит за это же нарушение ответственности по статье 126 НК РФ.

Применяя указанную ответственность к налоговым агентам по надо учитывать, что каждая справка, касающаяся конкретного работника, является отдельным документом.

Также истребовать документы и сведения налоговые органы могут, например, в целях камеральных и встречных проверок. Для этого они направляют запрос, в котором указано какие именно документы и в каком количестве необходимы. За непредставление информации по запросу или представление ее с заведомо недостоверными сведениями налогоплательщику грозит штраф в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Все граждане и юридические лица обязаны исполнять свои функции налогоплательщика. Если такой правило будет нарушено, наступает налоговая ответственность. Что это такое и какие нюансы ее возникновения?

Общие моменты

Отыщем положения в законодательных документах, которыми регулируется вопрос привлечения к налоговой ответственности.

Основные понятия

Под налоговой ответственностью понимают вид юридической ответственности. Это правовые отношения между госструктурами и нарушителем правил, которого ожидают неблагоприятные последствия при нарушении норм, прописанных в законодательстве.

Правонарушитель может понести:

Налоговая ответственность – это цель, которая понуждает плательщика налога исполнять свои обязательства по перечислению налоговых сумм.

Применяется как в отношении юридического, так и физического лица. Тип и величина налоговой ответственности определяется на основании ряда законодательных документов.

По каким принципам действует?

Принципами налогового типа ответственности отражаются цели, правовая ситуация в стране, к которой должна двигаться госструктура.

Стоит учесть, что утверждение нормативными документами принципов не является безоговорочным условием. Они реализуются в зависимости от воли чиновников.

Начало ответственности по налоговым правонарушениям выводится из положений налогового и финансового характера. Такие принципы – научное достижение финансовых нормативов.

Это исходная цель, которой отражается объективная сущность, природа и назначение. Имеют место такие принципы:

Отмечается взаимосвязь и взаимозависимость всех принципов. Если не соблюдается один принцип, будет нарушено и другой. В результате будет искажаться сущность ответственности за правонарушения правовых норм об уплате налогов.

Действующая нормативная база

О налоговых правонарушениях и ответственности говорится в ст. 106 НК. В отражаются данные о нюансах налоговой ответственности. О видах налогового правонарушения говорится в , .

Об ответственности за нарушения законодательных документов о страховых взносах сказано в .

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговое правонарушение – действие или бездействие, которым нарушаются законодательные положения. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является штраф.

Обязательство по уплате налога возникает с момента рождения лица, если оно имеет объекты, что облагаются налогом, но налоговая ответственность наступает с 16 лет.

До этого возраста за неисполнение обязательства налогоплательщика родители и иные представители человека не могут нести ответственность.

Стоит учесть такие нюансы:

  1. Никто не имеет права привлечь вас к ответственности за налоговые нарушения иным образом, чем в соответствии с нормами законодательства. Указы Президента не могут установить штрафы.
  2. Не допускается повторно привлекать за одно и то же правонарушение.
  3. Если плательщик налога привлекается к ответственности, обязательство по уплате налога не отменяется.

Что относится к преступлениям?

Налоговое преступление в Уголовном кодексе не имеет четкого определения. Но можно на основании существующих положений сказать, что таким преступлением является умышленное совершение действие, которое запрещено в УК и несет опасность для общественности.

После становления налоговой системы в РФ увеличилась частотность налоговых преступлений, из-за которых бюджет не поступает большая доля средств. Налогоплательщики уклоняются от уплаты налоговых сумм достаточно часто.

В соответствии со статистическими данными нарушения по уплате налогов связаны с:

Чаще всего нарушают налоговое законодательство фирмы всех форм собственности:

В зависимости от сферы деятельности компаний существует такая статистика:

Последствием налогового преступления является наказание (возлагается только на физлиц), налогового правонарушения – санкция, которая применяется в отношении и юрлиц, и физлиц (ст. 114 НК).

Обстоятельства, влияющие на размер

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность за совершенные налоговые правонарушения:

  • Совершение нарушения по причине тяжелой личной ситуации.
  • Совершение нарушения по принуждению или из-за наличия материальной или другой зависимости.
  • Другие ситуации, что признаются судебным органом смягчающими.

Если с гражданина взыскано налоговую санкцию, он будет считаться таким, что подвергнут данной санкции на протяжении 12 месяцев с того дня, как решение суда иди налоговой инстанции вступает в силу.

Лицо не будет привлекаться к ответственности, если:

  • отсутствует событие налогового нарушения;
  • оно невиновно;
  • ответственность наступает с 16 лет, а значит, до наступления такого возраста лицо не будет привлекаться;
  • истек срок давности, в течение которого моно было привлечь к ответственности.

Приведем таблицу штрафов за конкретные правонарушения:

Статья налогового кодекса Нарушение Сумма в рублях
Если нарушено сроки предоставления заявления о постановке на учет в Налоговой инспекции 10 тыс.
Второй пункт той же статьи Если компания или ИП ведет деятельность без регистрации в налоговых структурах 10% от прибыли, но не меньше 40 тыс. руб.
Ст. 118 Если нарушены сроки подачи сведений о том, что открыто/закрыто счет в банковском учреждении 5 тыс.
Если не предоставлено декларацию в налоговый орган, в которого компания регистрировалась 5% — 30% от суммы, что не была перечислена, но не меньше 1 тыс.
Если не соблюден порядок подачи декларации в электронном формате в соответствии с налоговым законодательство 200
Пункт 1 ст. 120 При грубых нарушениях порядка ведения учета прибыли и затрат и объектов, что облагаются налогом (в рамках одного налогового периода, если нет признака, прописанного в пункте 2) 10 тыс.
Пункт 2. ст. 120 При совершении действий, прописанных в статье в течение больше, чем одного периода 30 тыс.
Пункт 3. ст. 120 При действии, последствием которого оказалось занижение базы налога 20% от размера не перечисленных налогов, но не меньше 40 тыс.
Пункт 1 ст. 122 Если не произведено оплату налога по причине занижения базы налога, иных неправильных перечислений, если нет признаков, отраженных в 20 % от размера не произведенного платежа
Пункт 2 ст. 122 При умышленном правонарушении в соответствии с п. 1 ст. 122 40 % от средств, что не были перечислены
При неправомерном неудержании средств налоговыми агентам 20% от средств, что должны быть удержаны
Если своевременно не подана в налоговые структуры документация, если отсутствуют признаки, описанные в ст. 119, 200 за один документ
Пункт 2 ст. 126 При не предоставлении уполномоченным органам документов, предоставление недостоверной информации, если нет признаков 10 тыс.
Если лицо не явится при рассмотрении налоговых дел в качестве свидетеля 1 тыс.
Часть 2 ст. 128 Если свидетель откажется давать показания, или будет давать ложные показания 3 тыс.
Пункт 1 ст. 129.1 Если лицо представит ложные сведения, если нет признака, прописанного в ст. 126 5 тыс.
Пункт 2 ст. 129.1 Если правонарушение совершается второй раз в одном периоде 20 тыс.

Моменты, отягчающие ответственность

Установить отягчающие обстоятельства может судебная инстанция или налоговый орган, который рассматривает дело ().

Если будут установлены отягчающие обстоятельства, назначенный штраф увеличивается в 2 раза. На сколько будет увеличено штраф, зависит от того, какая степень тяжести нарушения ().

К таким обстоятельствам стоит отнести случаи, когда лицом совершается аналогичное правонарушение (пункт 2 ст. 112 НК). Иные обстоятельства не могут считаться отягчающими.

Но власти не разъясняют, что именно следует считать «аналогичным правонарушением», поэтому термин судами толкуется по-разному.

Порядок привлечения

Лица привлекаются к налоговой ответственности по решению налоговых структур. Даже при полной уплате суммы штрафов, лицо обязуется перечислить и недоимку по налогам и пени.

Величина пени – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России за каждый просроченный день платежа. Пеня – это не мера ответственности за совершенные нарушения.

Именно по этой причине их начисление осуществляется без учета виновности плательщика налога. Не являются влияющими факторами на размер пени и обстоятельства смягчающего или отягчающего типа.

Пеня не платится:

  • если лицо выполняет разъяснения уполномоченного органа;
  • если нет возможности перечислить налоги своевременно по причине арестов средств или иных имущественных объектов.

Привлекаться к налоговой ответственности может:

Есть обстоятельства, которые исключает привлечение к ответственности лица, совершившего налоговое нарушение. Это:

  1. Действия, что содержат признаки налоговых нарушений, при стихийных бедствиях и чрезвычайной ситуации.
  2. Действия, которые совершает лицо, например, из-за болезни.
  3. Ситуации, когда лицо выполняло письменные разъяснения к законам в рамках компетенции.

В таких случаях не наступает налоговая ответственность. Срок давности для определения ответственности – 3 года, кроме ситуаций, прописанных в , .

Отсчет срока давности в таких случаях начинается на следующий день после того, как окончится налоговый период, в котором налоговое правонарушение совершено.

Для иного налогового правонарушения сроки давности исчисляются с момента, когда они совершены. Применяются такие меры, как штрафные санкции.

Видео: уклонение от уплаты налогов

Определяя конечные размер такого штрафа, уполномоченными структурами будет учитываться, есть ли отягчающие и смягчающие обстоятельства. Взыскание штрафов с ООО и граждан осуществляется только судом.

Представители налогового органа могут обратиться в судебную инстанцию на протяжении полугода после истечения срока выполнения требований по перечислению налоговой суммы.

Здесь есть разграничение налоговой ответственности лиц, что располагают документацией или сведениями, которые касаются деяний плательщика налогов, если не будет предоставлено налоговым структурам данные, истребованные согласно .

Штраф составит 200 рублей. за 1 документ, что не был предоставлен. Возможно также назначение штрафа в размере 5-20 тыс., если не сообщено истребованную информацию, или нарушение совершено повторно.

Вам стоит запомнить виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Так можно будет избежать необходимости платить штрафы и объясняться с работниками ФНС.

Изучите основания, признаки и вопросы правового регулирования по данной теме. Будьте внимательны при произведении налоговых платежей и не допускайте ошибок.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет полное право заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения прибыли на условиях, которые не противоречат действующему законодательству. Там же закреплена норма, на основании которой любая прибыль облагается налогом в пользу государства. Предприниматель или...

В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся налоговой ответственности за отгрузку товара без договора в России. Что нужно учесть при составлении договора, каковы законные основания и возможные правонарушения – об этом далее. Очень часто продажа крупных партий товара происходит без заключения договора. Обе стороны...

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2020 году. Что необходимо знать об административном законодательстве. Кто является субъектом таких нарушений и как они привлекаются к ответственности. Налоговые правонарушения имеют последствия, ответственность за которые может быть...

Данная статья коснется такого понятия, как «уголовная ответственность». В каких случаях человек привлекается, что говорит об этом закон. Налогоплательщики часто задумываются о том, сколько нужно опасаться возможности привлечения к ответственности уголовного типа. СодержаниеЧто нужно знать Срок давности привлечения к...

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.
ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).
Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:
  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

Так, иск подается:

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4-15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).
При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.
Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет. Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Ответственность в налоговой сфере - комплексный институт, объе­диняющий нормы различных отраслей права, направленные на защи­ту налоговых правоотношений. Поэтому ответственность регулирует­ся различными отраслями права:

Налоговым кодексом РФ при наличии признаков налоговых пра­вонарушений;

Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП);

Уголовным законодательством РФ при наличии признаков пре­ступления.

Налоговая ответственность - применение уполномоченными орга­нами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Нало­говая санкция является мерой ответственности за совершение правона­рушения.

Юридическую ответствен­ность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъекты налоговой ответственности - налогоплательщики (орга­низации и физические лица), налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели), сборщики налогов и сборов.

Законодательство признает два обстоятельства, исключающих вину юридического лица в отношении налогового правонарушения:

Совер­шение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обсто­ятельств;

Исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам.

При применении налоговой ответственности законодательство учи­тывает признаки повторности и умысла; имеются обстоятельства, смяг­чающие и отягчающие ответственность за совершение налогового пра­вонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение на­логового правонарушения определен в три года. Для налоговых орга­нов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех ме­сяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия, выделяются следующие группы составов нарушений:

1) сокрытие или занижение объектов налогообложения;

2) нарушение установленного порядка учета объектов налогообло­жения;

3) нарушение порядка сдачи документов в налоговый орган;

4) нарушение порядка уплаты налога;

5) прочие нарушения.

В соответствии с Кодексом организации несут следующую ответ­ственность:

штрафы - за совершение налоговых правонарушений. Штраф мо­жет быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с на­логоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. (В 2006 г. штраф, не превы­шающий для индивидуальных предпринимателей 5000 руб., а для организаций - 50 тыс. руб., налоговые органы могут взыскать во внесудебном порядке. В отношении физических лиц, не являющих­ся индивидуальными предпринимателями, сохраняется судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций);

пени - за несвоевременное перечисление налогов и сборов. В от­личие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплатель­щика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке. Начисление пени производится за каждый календарный день рассрочки уплаты налога в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБРФ.

"Бухгалтерский учет", N 11, 1999

Постановление Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда от 11 июня 1999 г., а затем изменения в Налоговом кодексе РФ (Федеральные законы "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ) позволили ответить на многие вопросы и разрешить споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, накопившиеся за полгода практики привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий разный подход к применению ответственности по Налоговому кодексу. В ходе проверки, проведенной налоговой инспекцией в первом квартале 1999 г., было установлено занижение прибыли за 1996 г. в сумме 262 294 руб., в результате организацией не уплачен налог на прибыль в сумме 91 803 руб. Поскольку в соответствии с п.5 ст.114 НК РФ при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой, налоговая инспекция при обращении с иском в арбитражный суд просила привлечь к ответственности за нарушение налогового законодательства в виде:

  • штрафа в 15 000 руб. за грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, повлекшее занижение дохода, по п.3 ст.120 НК РФ;
  • штрафа в 5000 руб. за нарушение правил составления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль по ст.121 НК РФ;
  • штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 18 360 руб. по п.1 ст.122 НК РФ.

При этом налоговая инспекция обосновывала свою позицию со ссылкой на п.3 ст.5 НК РФ о смягчении ответственности в связи с тем, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. До 1 января 1999 г., до вступления в действие Налогового кодекса, была бы применена ответственность по пп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" в виде взыскания суммы заниженной прибыли и штрафа в той же сумме, по пп."б" - штраф в размере 10% от суммы налога, т.е. в суммовом исчислении штрафные санкции были бы значительно больше.

Анализируя правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности, арбитражный суд указал следующее. Пунктом 3 ст.120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа с организаций в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти действия повлекли занижение дохода. Аналогичное налоговое правонарушение было предусмотрено пп."б" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991, за совершение которого была установлена ответственность в виде штрафа в размере 10% от начисленных сумм налога.

Ответчик совершил налоговое правонарушение в 1996 г., т.е. в период, когда действовал Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающий для ответчика по налогу на прибыль более мягкую ответственность по сравнению с санкцией, установленной п.3 ст.120 Налогового кодекса РФ. Соответственно, истцу при вынесении постановления в части взыскания с ответчика штрафа по налогу на прибыль за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, повлекшее занижение дохода, необходимо было руководствоваться не п.3 ст.120 Налогового кодекса РФ, а пп."б" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика за указанное налоговое правонарушение, составляет 9180 руб. 30 коп., а не 15 000 руб., как полагает налоговая инспекция.

По тем же основаниям не подлежит взысканию с ответчика штраф в размере 5000 руб. за нарушение правил составления налоговой декларации, так как ответственность за нарушение правил составления налоговой декларации впервые была установлена ст.121 Налогового кодекса РФ. Ответчик же совершил указанное правонарушение в 1996 г., т.е. до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ. Поскольку налоговое законодательство, действовавшее в 1996 г., не предусматривало ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации, законных оснований для взыскания с ответчика штрафа за указанное правонарушение нет. Данный вывод был сделан судом в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" и п.3 ст.5 Налогового кодекса РФ. Этот пример приведен из практики арбитражного суда Орловской области.

При решении вопроса о применении ответственности за занижение прибыли, имевшее место до 01.01.1999, налоговая инспекция правомерно исходила из того, что указанное налоговое правонарушение, если оно привело к неуплате или неполной уплате сумм налога, подпадает под действие ст.122 Налогового кодекса. Как указано в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.07.1999, учитывая, что ст.122 Кодекса установлена более мягкая ответственность по сравнению с той, которая была предусмотрена пп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, решая вопрос о применении ответственности за данное правонарушение, имевшее место до 1 января 1999 г. и повлекшее неуплату или неполную уплату налога, судам необходимо руководствоваться ст.122 Кодекса.

Необходимо отметить, что в настоящее время анализируемые нормы об ответственности (п.4 ст.ст.120 и 121 НК РФ) исключены из новой редакции Кодекса.

В связи с этим обратим внимание на следующие обстоятельства. По состоявшимся решениям налоговых органов по результатам проверок соблюдения налогового законодательства, решениям арбитражных судов или судов общей юрисдикции (принятых в отношении физических лиц), частично или полностью не исполненным по состоянию на 18.08.1999 (если речь идет о привлечении к ответственности по п.4 ст.ст.120, 121, 127), взыскание ранее наложенных финансовых санкций не может быть произведено. Как отмечено в указанном Постановлении от 11 июня 1999 г., в том случае, когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено Основами за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная Кодексом. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных Кодексом за такое правонарушение.

Госналогинспекции