Меню
Бесплатно
Главная  /  Банки  /  Технология строительства дорог в китае. Беспрецедентные темпы строительства дорог в китае

Технология строительства дорог в китае. Беспрецедентные темпы строительства дорог в китае

По всей России вместе со снегом по весне растаял асфальт. Власти в сотый раз примутся "осваивать бюджет", укладывая асфальт кто в снег, кто в грязь, а кто-то начнет укладку асфальта в дождь. Естественно такой асфальт через несколько месяцев развалится, и дорогу снова придется ремонтировать. Все наверное слышали - какие замечательные дороги в Европе. Так давайте узнаем как они делают дороги на примере Чехии.

Итак, из какиих слагаемых складвается качественные дороги в Чехии? Начнем.

Пункт первый
1) Запрещены подряды. Дорогу делает только та фирма, которая выиграла тендер. То есть нельзя выиграть тендер и потом перезаказать укладку асфальта в другой фирме.

Пункт второй
2) Дороги разделены на 4 класса (категории). Соответственно каждой категории присваивается гарантия. Если дорога развалилась - фирма ремонтирует дорогу за свой счет.
1. Пешеходные дорожки в парках, скверах, придомовые дорожки. 5 лет
2. Сельские дороги и другие малонагруженные дороги. 7 лет.
3. Региональные дороги, соединяющие города. 8 лет.
4. Федеральные, высоконагруженные дороги. 10 лет.

Третий пункт
3) Фирмы имеют классность от 1 до 4, соответственно категориям дорог.
Строительство и ремонт дорог - деятельность попадающая под лицензирование. Чтобы получить лицензию фирма должна иметь на балансе оборудование (т.е. свое оборудование) плюс определенную численность персонала, в т.ч. обученного, с дипломами. Все начинают с 1 класса, т.е. все новые фирмы имеют право делать только дорожки в парках. Повысить классность можно только после успешного прохождения гарантийного срока. Для увеличения классности, фирме необходимо докупать оборудование и нанимать дополнительный персонал. Если в течении гарантийного срока дорога разваливается - фирма обязана отремонтировать дорогу за свой счет. В случае когда дорога разваливается - фирму могут не повысить в классности а то и вовсе понизить, либо вообще отобрать лицензию и занести в черный список. Фирмы дорожат лицензией и классностью, т.к. ели они схалтурят - у них больше не будет заказов. Дорожносторительные фирмы как правило старые им по 20-50 лет. В тендерах основное значение имеет цена и гарантия, фирма может только увеличить государственный гарантийный срок. Скажем вместо 5-и лет назначить 7 лет.
Предположим:
1 класс - 1 каток 5 человек
2 класс - 2 катка, грейдер, скрейпер, асфальтоукладчик, грызлик, 15 человек
3 класс - 3 катка, 2 катка с вибрацией, грейдер, скрейпер, 2 асфальтоукладчика, 2 зрызлика, 30 человек
4 класс - 5 катков, 4 катка с вибрацией, 2 грейдера, 2 скрейпера, 4 асфальтоукладчика, 4 зрызлика 60 человек

Четвертый и пятый пункт
4) Общественный контроль. За укладкой дороги следят 3 сторонних наблюдателя: один от местного самоуправления (типа нашего старшего по дому), второй от местного автомобильного союза (что-то наших НКО типа синих ведерок, только там их много и они есть в каждом селе), 3-й от дорожного профсоюза, (комитета, что то типа того). Каждому представителю выдают протокол, если хотя-бы ОДНОМУ представителю обоснованно не нравится как уложена или отремонтирована дорога - фирма обязана этот участок переделать за свой счет.
5) Дороги строятся и ремонтируются летом, фирмы следят за прогнозом погоды. За укладку асфальта в дождь - лицензию отбирают.

Шестой и седьмой пункт
6) Ямочный ремонт если имеет место быть - допускается исключительно как временная и вынужденная мера. Выгрызание ямок и заделка их асфальтом должны быть сделаны за ОДИН день. При этом стенки и дно ямки в старом асфальте разогревают специальной горелкой, чтобы новый асфальт лучше прилип к старому. Через несколько недель участок дороги с заплатками полностью ремонтируют, сдирая асфальт до щебенки и укладывая новый. Стыки старого и нового участка прогревают специальной горелкой до пластичного состояния, чтобы не было заметно границы.
7) Во время ремонта дорогу перекрывают ПОЛНОСТЬЮ. Автомобилисты пользуются дублирующими трассами, их там много.

Китай

В Китае более половины дорог сделаны из бетона. То ли бетон дешевле, то ли бетон долговечнее, нам в России подходят оба варианта.

И напоследок
Странно и непонятно что в России, несмотря на потери бюджета в миллирады рублей из-за плохих дорог за 25 лет новой истории ничего не изменилось.
Зачем ежегодно выделять деньги чиновникам на ремонт и строительство дорог если они КАЖДЫЙ год лажают и делают г@вно а не дороги? Почему бы таким регионам, которые не умеют делать дороги не перекрывать финансирование? Не умеете распорядиться деньгами - на следующий год получите 0. Пусть деньги получат те кто МОГУТ делать дороги.
Скажем в Омске разбитые дороги, несмотря на ежегодные вливания. - значит Омск деньги на ремонт дорог не должен получать вообще, т.к. чиновники показывают свою недееспособность в этом вопросе. Эти деньги должен получить тот регион, который может делать дороги и сделать дороги в Омске.

Смысл от наших МВД, ФСБ, ГРУ, ФСО, прокуратуры, счетной палаты и других надзорных и специальных ведомств ислужб если они не могут проконтролировать такой простой и отработанный процесс как строительство дорог??? Сами же ездите по этим дорогам бле@ть!!!
P.S. Асфальт делается из нефти, песка и щебня. Мы ведь нефтяная держава! У нас дохрена нефти и щебня!!! А где дороги-то???

За 10 дней в Китае строят дорог столько же, сколько было построено в России за весь 2008 год. Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев рассказал, как Китай строит дороги, которые служат 20 лет, и почему в этом нет ничего сложного На фотографиях - сеть скоростных магистралей в китайском городе Шэньчжэнь. «Строительством дорог в Китае занимается государство, и большинство из них бесплатные. Попытка взимать за проезд плату была, но в широких масштабах от нее быстро отказались. В Китае к дорогам относятся как к важному инструменту укрепления государственности, поэтому проблеме уделяют большое внимание. Темп строительства достигает 30 тысяч километров многополосных автострад в год, а его технологии (укладка основания полотна из бетонных плит и покрытие его асфальтом) обеспечивают эксплуатацию в 20-25 лет.
Китайцы не делают ничего сверхъестественного - они учитывают темпы роста благосостояния граждан, увеличение числа машин и рост объемов грузоперевозок. Что касается низкой стоимости их дорог, она объясняется дешевизной рабочей силы и материалов и хорошей организацией строительства. В Китае ориентируются на издержки, существующие в других странах, снижают их в 2-2,5 раза и эти суммы предъявляют подрядчикам. В России деньги выделяются исходя из того, сколько было потрачено в прошлых периодах. В Китае оплата в значительной части проводится по итогу работ. У нас же подрядчику сразу выделяются деньги, а качество принимается почти что любым. В Китае подрядчик из полученной суммы страхует дорогу, и ремонт производится не из бюджетных средств, а из страховых. Да и «коррупционный налог» в Поднебесной куда меньше, чем в России»
Стоимость 1 километра четырехполосной автострады: Китай - $2,9 млн, Бразилия - $3,6 млн, Россия - $12,9 млн (трасса Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км - $134 млн; Четвертое кольцо Москвы - около $400 млн) C 2003-го по 2008-й в Китае было проложено 480 тыс. километров дорог. Общая протяженность - 1,9 млн километров. К 2020 году она должна достигнуть 3 млн километров. В Китае 300 тыс. автодорожных мостов, 700 из них длиннее километра.

19.04.2017

Дорожная инфраструктура играет важную роль в развитии любой страны, поэтому строительству дорог всегда уделяется особое внимание. Построить дорогу – не так просто, т.к. она неким образом напоминает «слоеный торт», состоящий из различных слоев строительных материалов. По своему строению и технологиям укладки выделяют цементно бетонные (жесткие) и асфальтобетонные (нежесткие) дороги.

Цементно бетонная дорога

Срок эксплуатации этой дороги достигает 25 лет. Укладывают ее путем выкладки изготовленных на заводе бетонных плит.

Асфальтобетон

Эти дороги эксплуатируются до 10 лет. Материалы, используемые при строительстве, значительно влияют на долговечность каждого слоя, из которого состоит дорога: грунт в основании, затем песок, далее слой щебня и завершающий слой из асфальта. Если стоимость гранитного щебня, песка и прочих материалов соответствует качеству, то в этом деле лучше не скупиться, и срок эксплуатации превысит все ожидания.

Европа

Лучшие технологии укладки дорог в Европе, пожалуй, в Германии и Финляндии. Толщина всех слоев немецких дорог может достигать двух метров. При их укладке немецкие специалисты не спешат, и шаг за шагом проверяют все материалы на качество. Перед укладкой финального слоя они застилают дорогу защищающим от солнца и дождя полотном, которое помогает нижним слоям хорошо застыть. Лишь после этого укладывается асфальт или сверхпрочный бетон. В случае возникновения ям, меняют целый отрезок дороги, а не латают ее.

Финские специалисты используют те же методы что и в Германии. Единственное отличие – в некоторых точках страны грунт нестабилен, поэтому они добавляют специальные примеси, стабилизирующие грунтовую основу.


Китай

Наравне с Европой стоит Китай. Однако китайская укладка дорог отличается не только качеством, но и скоростью – 750 м/ч. Технология строительства дорог заключается в покрытии асфальтом основного полотна, состоящего из бетонных плит. Данный метод позволяет добиться эксплуатационного срока длительностью 25 лет.

Россия

Сегодня в России в 98% случаев применяют асфальтобетонный метод укладки. Только в сравнении с другими странами – технология строительства в большинстве случаев осталась та же, что и в прошлом столетии. Менее чем в 20% случаев при строительстве используют новые материалы (георешетки и геотекстиль). На материалах часто стараются экономить, поэтому латать дороги приходится уже через пару лет, после укладки.

Если вы занимаетесь строительством в Московской области, и хотите купить щебень с доставкой самого лучшего качества, компания Ямское поле – это то, что вам нужно! Мы гарантируем качество, и долгий срок эксплуатации ваших дорог!

Для развития и экономического роста любой страны важную роль играет дорожная инфраструктура. Низкий технический уровень дорог становится причиной высокого уровня транспортной составляющей в себестоимости продукции. Китай сумел преодолеть эту проблему за очень короткий срок. Как строят дороги в Китае, узнаете из статьи.

Сложно представить, что всего 50 лет назад Китай находился в числе отсталых стран по количеству дорого с твердым покрытием. В 80-х годах 20 века руководство Китая осознало, что без хорошо развитой дорожной сети процветание страны невозможно.

В этом отношении ситуация сложилась более чем печальная. Основная часть всех автомобильных дорог не отличалась хорошим качеством:

В это время была принята программа строительства скоростных автомагистралей и разработаны стандарты качества укладки дорожного полотна.

Первая скоростная дорога Шанхай – Цзядин, протяженностью 18,5 км была открыта в 1988 году. Это событие стало началом китайского «дорожного чуда». Но без средств и рабочей силы осуществление задумок представляется мало возможным. С рабочей силой в Китае проблем нет, а финансировались работы из разных источников:

  • частные и иностранные заимствования;
  • государственные источники всех уровней: государственный бюджет, из бюджета провинций и муниципальных образований;
  • государственно-частное партнерство в форме концессии;
  • выпуск инфраструктурных облигаций.

Основными источники возврата вложенных средств для погашения займов являются дорожные сборы и доходы от использования земельных участков в придорожной полосе.

Справка. Стоимость проезда по скоростным магистралям является одной из самых высоких в мире – в среднем около 0,5 юаня за каждый километр пути.

В начале 21-ого века Китай занял четвертое место в мире по общей протяженности автодорог. После этого поворотного момента китайское дорожное строительство было не остановить, и по состоянию на 2017 год Китай занимает третью строчку в рейтинге с общей протяженностью автомагистралей более 4,8 млн километров.

Справка. На втором месте Индия – 5,6 млн километров, а на первом месте США – 64,2 млн километров. Россия лишь на пятой строчке – 1,5 млн километров.

До 2020 года дорожной сетью скоростных магистралей будут соединены все города с населением более 200 000 человек. Планируется, что все жители восточных провинций смогут добираться до скоростных дорог в течение получаса, центральных провинций – в течение одного часа, западных провинций – в течение двух часов. Тем самым произойдет экономическая интеграция провинций.

Положительный эффект создания сети многополостных скоростных дорог:

  • уменьшение транспортных расходов всех отраслей экономики;
  • увеличение скорости оборачиваемости грузов и автотранспортных средств;
  • снижение уровня страховых запасов на складах;
  • выход предприятий на ранее недоступные рынки;
  • рост мобильности и повышение качества жизни населения.

Китайцы не изобрели ничего нового. Они лишь тщательно следуют технологии, не отступая от нее ни на шаг. Это и является залогом высокого качества дорог, служащих долгие годы.

Технология строительства автодорог в Китае выглядить следующим образом:

  • создается высокая подушка из песка и гравия;
  • сверху укладывается металлическая арматура;
  • заливается бетоном;
  • поверх бетона укладывается толстый слой асфальта.

Гарантия на эксплуатацию дорожного покрытия составляет 25 лет.

Ямочный ремонт присутствует и на китайских дорогах, но и он выполняется по всем правилам. Выдуваются мельчайшие крошки асфальта, которые могут помешать адгезии с укладываемым материалом. Место заплатки прогревается, чтобы старый асфальт соединился с новым.

Но поражает скорость строительства – до 750 метров в час – при её невысокой стоимости.

Справка. Стоимость 1 километра автострады в четыре полосы (в млн. долларов): Китай – 2,9; Бразилия – 3,6; Россия – 13.

Невысокая цена складывается из дешевой рабочей силы, качественных материалов и продуманной организации. Лучше один раз сделать хорошо, чем переделывать тысячу раз. И подрядчики заинтересованы в этом в первую очередь, так как оплата за работу производится только после её выполнения. А качество должно соответствовать самым строгим стандартам.

Ремонт во время гарантийного срока, который составляет от 15 до 25 лет, производится за счет подрядчика. Вот в чем секрет высокой скорости и хорошего качества китайских дорог. Подрядчик хочет как можно быстрее вернуть вложенные средства.

Как организовано движение

Многокилометровые пробки – это настоящая проблема для всех крупных городов. Что же говорить о Китае, где количество жителей превышает 1,5 миллиарда человек. Поэтому правительству Китая пришлось пойти на непопулярные меры, чтобы разгрузить дорожную сеть крупных городов.

Ежегодно в Китае выпускается лишь 240 000 новых автомобильных номеров, которые разыгрываются в лотереях или продаются на аукционах. Стоимость номера на аукционах может превысить стоимость самого автомобиля и достигать 1 миллиона рублей. Но иметь автомобиль очень престижно, и эти трудности не останавливают Китайцев.

Особые правила въезда в крупные города

Въезд в Пекин иногородних автовладельцев требует специального разрешения. Но и местные жители могут въезжать в центр Пекина лишь 4 раза в неделю. Определяется это последней цифрой номерного знака: те у кого она чётная могут использовать автомобиль по чётным дням, а по нечётным дням автомобилем могут пользоваться владельцы с нечётной последней цифрой номера.

Запрет для грузового транспорта

Фуры и грузовики могут находиться на дорогах крупных городов только в ночное время с 23:00 до 6:00.

В крупных городах нет ни одной бесплатной парковки, а цены на них высокие.

Важно! Иностранцы, не имеющие китайских прав, не могут управлять автомобилем в Китае.

За исполнением правил круглосуточно следят многочисленные беспристрастные камеры, которые можно встретить буквально повсюду.

В Китае действует система штрафных балов. Каждый водитель в течение одного года может получить не более 12 баллов. Если их количество превысит эту цифру, права изымаются, и водитель отправляется на переобучение. За несерьезные нарушения баллы не начисляются, приходит лишь денежный штраф.

Например, парковка в неположенном месте, или въезд в крупный город без разрешения. А за серьезные нарушения – проезд на красный свет, движение по встречной полосе или задним ходом по автомагистрали – начисляется денежный штраф и зачисляются баллы.

К пьяным водителям закон в Китае суров. Если в крови свыше 0,5 промилле, водителя ожидает штраф от 520 до 2 100 юаней, заключение под стражу на 15 суток и лишение прав до полугода. А если по вине пьяного водителя произошло ДТП с летальным исходом, то возможно наказание в виде смертной казни.

А если копить штрафы и не оплачивать их – то водительское удостоверение изымается, а автомобиль отвозится на штрафстоянку.

Виды дорог в Китае

Все дороги в Китае можно классифицировать по техническим или административным признакам.

По техническим стандартам:

По административному признаку:

  • Национальные – соединяют столицу КНР с провинциями, крупными индустриальными центрами, проходят с севера на уг и с востока на запад.
  • Провинциальные – соединяют столицы провинций с крупными центрами провинций
  • Уездные – соединяют уезды друг с другом
  • Городские – сеть дорого в крупных городах
  • Особого назначения – для особых целей

В Китае существует два вида дорог:

  1. Государственные – строятся за счет кредитов, выдаваемых Правительству КНР банками. Такие дороги используются как платные в течение 15 лет, а после этого срока становятся бесплатными.
  2. Коммерческие – строятся за счет собственных или заёмных средств компаний. Бесплатными они могут стать по истечению 25 лет.

Определенно России стоит присмотреться к опыту Китая. В большей мере это касается оплаты проведенных подрядчиком работ после их непосредственного выполнения.

А не как это происходит сейчас: выделяются средства и принимается то, что в итоге получилось.

Еще один момент, влияющий на стоимость работ. Китай изучает опыт других стран в дорожном строительстве и, уменьшая стоимость в 2 – 2,5 раза, размещает заказы подрядчикам. В России же выделяются средства исходя из опыта предыдущих периодов.

Ремонт дороги производится в Китае за счет подрядчика , а не из бюджетных средств, как это практикуется в России.

Целенаправленное инвестирование и привлечение финансов в строительство скоростных автодорог, а не из бюджета по остаточному принципу. Платные скоростные автодороги уже появились и в России, но скорость их строительства пока еще очень низкая. Но, несмотря на недовольство автомобилистов стоимостью проезда, за такими дорогами будущее. Остается надеяться, что развитие строительства скоростных автомагистралей в России наберет темп.

Китай сумел за небольшой промежуток времени достигнуть значительного результата в развитии своей дорожной сети. Это стало возможным, благодаря взвешенной политике Правительства КНР, включающей введение соответствующих законопроектов и продуманного финансирования отрасли. На их примере видно, что, казалось бы, невозможное становится возможным.

Полезное видео

В этом видео рассказывается о том, как китайцы строят дороги:

Отправлясь в Китай, я был уверен, что жители этой страны ездят на ржавых велосипедах, в лучшем случае – на работающих на угле трехколесных повозках. Реальность, как всегда, превзошла все мои ожидания.

Начнем с небольшого лирического отступления.

Оказавшись в Пекине, первое, что вы замечаете - город утопает в облаках смога. Иногда в Пекине реально нечем дышать... И это полбеды, ведь смог еще и ядовит! Виноваты ли в этом автомобили? Несомненно. Но не они одни - скорее, дело в обилии производств, которых в северном Китае огромное множество. Такая вот побочная сторона прогресса. Но власти Китая усиленно работают над улучшением этой катастрофической ситуации.

Во-первых, тут и там создаются лесополосы для очищения воздуха. Во-вторых, вводятся новые стандарты чистоты для производств. В-третьих, власти серьезно взялись за развитие «зеленого» общественного транспорта и экологическую чистоту автомобилей, допускаемых на улицы Пекина и других крупнейших городов.

Что это значит? Это означает, что чадящего автохлама в Пекине вы не увидите, ведь в городе можно ездить только на автомобилях, соответствующих строгим экологическим нормам. Для легковых авто это стандарт China 5, соответствующий Евро-5. Мои фотографии были сделаны летом 2012 г, когда в городе действовали нормы Евро 4.

Автомобили, которые были поставлены на учет до введения жестких норм, теперь не имеют права выезжать на улицы в моменты ухудшения экологической ситуации.

За соблюдением этого пристально следит дорожная инспекция.

Въезд грузового транспорта днем и вовсе запрещен без специального разрешения. Плачьте, владельцы пикапов, в центр Пекина вам не попасть! Да не то что в центр, в четвертое кольцо не въедете...

Ведется борьба и с количеством автомобилей на дорогах. В Пекине - свыше 5.5 миллионов авто. Но чтобы пополнить число автомобилистов, мало купить автомобиль. Чтобы побороть пробки, местные власти ограничивают годовую выдачу автомобильных номеров количеством 240 000 штук.

Номера распределяются при помощи специальной государственной лотереи. Взнос для участия составляет на наши деньги около 8000 рублей. В целом по стране ежегодно выигрывают около 3% процентов участников. Если бюджет позволяет, то номера можно купить и без очереди - это будет стоить 100 000 юаней, т.е. более 800 000 рублей. В Китае за эту сумму можно приобрести вполне приличный новый автомобиль.

Но и это еще не все в пекинской борьбе с трафиком: с четной последней цифрой номера можно ездить по четным дням, и наоборот. Для иногородних автовладельцев въезд в Пекин требует специального разрешения. Такие жесткие меры не относятся к числу популярных, но эффект поразительный – пробок в гигантском мегаполисе почти нет.

Те, у кого нет авто, ездят на велосипедах, и, что встречается гораздо чаще - на электро-байках.

Иногогда можно встретить электрические мотоколяски.

В целом, городской поток похож на московский, только мопедов больше: китайцы любят хорошие автомобили, и тачек местных брендов на дорогах почти нет.

Нативные «китайцы» встречаются чуть ли не реже, чем у нас. Из локальных брендов чаще других попадаются Chery и Great Wall.

Зато Audi, Mercedes, BMW - на каждом углу.

Наиболее популярные модели немецких марок производятся на территории Китая (например, у «мерса» это E, С и GLK-классы), остальные импортируются. Иметь импортное авто – настоящий шик, ведь оно стоит гораздо дороже «местного».

Пятерка BMW, Audi A6 и Mercedes E-класса особенно популярны в удлиненных версиях, которых нет на других рынках.

Rolls-Royce - выбор наиболее состоятельных китайцев.

«Американский» бренд Buick – для чиновников средней руки.

В службах такси популярны Hyundai и VW Passat второго поколения (Santana). Такие автомобили выпускались в Китае до конца 2013 года.

За пределами Пекина давление экологических норм ослабевает.

В законе для легковых авто прописаны нормы China 4 (Евро 4), но как вы понимаете, это касается вновь регистрируемых автомобилей. А ведь нормы China 2 (Евро 2) для легковушек были введены в Китае только в 2004 году... Более того, для грузового транспорта с дизельными двигателями нормы Евро-4 ввели только в январе 2015 года, а до этого с 2007 года действовали нормы Евро 3. Так что говорить об экологической чистоте китайских авто за пределами крупнейших городов можно весьма условно, но все равно по сравнению например с российским автопарком, Китай, несомненно, выигрывает в этом вопросе.

Теперь о дорогах. Китайцы – мастера строительства. Дороги в Китае - просто восхитительные, сравниться с ними не могут даже европейские автобаны. Принятая 30 лет назад и рассчитанная на 50 лет федеральная программа развития дорожной инфраструктуры демонстрирует полный успех.

Широкие автострады и грандиозные мосты строятся в рекордно сжатые сроки, при этом качество - на высоте, так как исполнитель работ несет ответственность за сохранность дороги в течение пары десятков лет. Наказания за нарушения «социалистических нормативов» в Китае очень строгие, поэтому – дороги отличные.

Строгое соблюдение простых, но эффективных технологических правил делает китайские дороги лучшими из тех, что мне доводилось видеть. На пухлую подушку из гравия и песка укладывается металлическая арматура, которая заливается толстым слоем бетона. После затвердения на бетон кладется асфальт. Результат: сравниться с китайскими могут только автобаны Италии (лучшие в Европе). И это при том, что процент механизации - минимальный. Чувак в белой рубашке явно следит за качеством работ.

В большинстве случаев дороги платные, но тут есть за что платить.

Справедливости ради - ямочный ремонт тоже встречается, но делают его на совесть. Вот например на этом снимке рабочий выдувает из ямы все крошки, которые могут помешать адгезии материала заплатки.

Самая хреновая дорога в северном Китае выглядит так, но рядом уже проложен современный автобан.

Скоростной режим и перемещение транспортных средств на территории Китая жестко контролируется. На всех перекрестках и съездах установлены автоматические камеры. Помимо штрафа одно нарушение скоростного режима влечет за собой штрафной балл. Всего разрешается 12 штрафных баллов в год, если больше - права отбирают и приходится заново проходить обучение.

Спид-камы снимают автомобили сзади, поэтому многие водители идут на хитрость, и либо завешивают номера тряпочками, либо вставляют компакт-диски в номерные рамки. Ничего не напоминает?

К счасть, ухищрения срабатывают далеко не всегда. Этого водителя Lexus поймали с поличным…

А за этим владельцем Camry с золотыми шильдиками на моих глазах была развернута настоящая погоня.

Надо отметить, что легковушек на трассах практически нет. Видимо, инфраструктура построена таким образом, что ездить куда-либо за пределы своего района китайцам не нужно, или просто это слишком дорого. Так или иначе, чаще всего на дорогах встречаются дорогие авто, которые всегда куда-то спешат.

Дорожная агитация продублирована на английский язык. Интересно, зачем? Ведь чтобы иностранцу сесть за руль, ему нужно получать китайские права, а также озаботиться сопровождением из местного КГБ.

В отличие от легковых машин, все грузовики и автобусы – местных брендов. Среди автобусов популярнее других Higer и King Lion. Нормальные автобусы, комфортные.

Среди грузовых авто чаще встречаются FAW и Foton, подозрительно похожие на Mercedes, Scania, Volvo.

Иногда, впрочем, можно увидеть и некоторое подобие "американцев".

Абсолютно все местные фуры идут с дичайшим, по российским меркам, перегрузом. Такое ощущение, что в Китае нет никаких норм нагрузки и габаритности. Ну, или они это позволяют:)

Особенно доставляют автовозы, на которых автомобили сверху стоят в два ряда.

На грузовиках тут возят все. Даже тепловозы.

И другие немыслимые конструкции.

И конечно же, на грузовиках возят грузовики, которые, в свою очередь, тоже возят грузовики...

На улицах провинциальных городов - толчея и полный игнор ПДД.

Тут нет никаких ограничений для автотранспорта – по улицам ездят грузовики и пикапы.

Авто повсеместно запаркованы на тротуарах, местами обходить их приходится про проезжей части. И это центр города!

А еще на улицах того же центра можно встретить развалины и кучи мусора.

Все это прекрасно наблюдать, стоя в глухой пробке. В Пекине такого нет!

К слову, Харбин был основан русскими, и в начале 19 века именно здесь была самая обширная русская община за пределами России… Будем считать, что это простое совпадение, ведь русских в Харбине уже давно нет.

В глухой провинции такси уже зачастую не «брендовые», а родные, истинно «китайские».

На «китайцах» тут ездит даже полиция.

Грузовики встречаются уже не соответствующие никаким мыслимым нормам.

Самопальный кондей - интересное техническое решение.

Правила перевозки не грубо нарушаются– никаких правил нет вовсе.

А вот и долгожданные трехколесные авто! Такие аппараты бывают двух основных типов, каждый из которых выглядит по-своему феерично:

Легковые…

…и грузовые.

Качество исполнения заставляет предположить, что в некоторых случаях продукция кустарного производства, или попросту самоделки. Скоро они уйдут в историю. Их место займут уже нормальные автомобили.

Самый популярный городской транспорт в северокитайском захолустье – мотоколяски, напоминающие знакомые по Юго-Восточной Азии «тук-туки».

Гужевой транспорт в Китае – большая редкость, но его все еще можно встретить.

Ну и конечно же, на селе нормальные пацаны ездят на тракторах.

Деревенская заправка

В придорожном кафе всегда можно вкусно перекусить чем-нибудь несъедобным

В магазинчике рядом всегда будет набор запчастей для капитального ремонта вашего грузовика, что называется, не отходя от кассы.

Что еще сказать вам про езду на авто в Китае? Держите: за 2 недели я видел всего 2 незначительных дорожных инцидента, которые и ДТП-то не назвать.

Явно, нам есть чему у китайцев поучиться...

Понравился текст? Читайте другие отчеты из моего путешествия по Китаю: