Меню
Бесплатно
Главная  /  Яндекс.Деньги  /  Как бомжам становится все равно. История одного бомжа как становятся бомжами

Как бомжам становится все равно. История одного бомжа как становятся бомжами

Двое бездомных с улиц Москвы рассказали о том, где они ночуют, чем питаются и как они дошли до такой жизни.

Образование у меня среднетехническое, я окончил ПТУ. Всю жизнь работал строителем, до распада Советского Союза - в одной и той же конторе. Потом все предприятия распались, и я стал искать работу самостоятельно. Ездил в разные города на заработки, всё время где-то пропадал.

Потом стало портиться здоровье. От тяжёлого физического труда суставы просто разваливаются. Работать стало невмоготу. Периодически ещё где-то халтурил, лесом пытался заниматься, но не пошло. Просто сил не было. Да и не берут никуда инвалида моего возраста.

В Москве я жил в квартире с женой и детьми. Но поскольку я всё время уезжал в другие города, контакт с ними потерялся. Мы не ссорились, а просто перестали общаться. Жене на меня, видимо, плевать. Говорят, женщина не может жить без мужа - может, у неё уже другой мужик есть. Мне всё равно. А дети не знают, что я бездомный. Я им периодически звоню и говорю, что уехал в другой город на заработки. Вру то есть.

Решение уйти на улицу пришло само. Решил больше не мешать детям и уйти на улицу. Я посчитал, что не нужен своей семье. А они, наверное, и не заметили моего исчезновения и не догадываются, что я на улице обитаю. Я сразу решил, что домой никогда больше не вернусь. И за три года так ни разу в своей квартире и не ночевал. Друзей тоже не осталось. Кто-то умер, с другими тоже что-то случилось. Ни к кому пойти я не мог. Были бы друзья - помогли бы.

Первым делом на улице я стал думать, где переночевать и добыть еду. Стал просить милостыню, учился подрабатывать. Оказалось, что подзаработать можно почти всегда и везде. Например, подметёшь рядом с палаткой - от продавца копеечку получишь. Или поможешь кому-нибудь по хозяйству. Я хромаю, с моими ногами работать сложно, но что делать?

Ночую я в социальном центре «Люблино». По закону там вроде только три ночи подряд можно находиться, но зимой каждую ночь пускают. Там спишь до утра, а потом куда хочешь, туда и иди. Весь день нужно пробыть на улице. Но мы как-то справляемся. Сейчас вот в настоящем тулупе хожу, мне его отдали. С вещами в принципе проблем нет - много отдают. Сегодня вот тёплые брюки дали - завтра надену. Проблема только в том, что хранить вещи негде. Летом раздеваешься, а старые вещи выбрасываешь.

Зимой всё равно холодно в любой одежде. Спускаемся погреться в метро. Сел на кольцевую - и едешь себе. Никто нас оттуда не гоняет. Но там только до часу ночи можно. В подъезды не заходим - там же люди, а они нас не любят. В подъездах можно задержаться, только если образцово себя вести.

Питаемся мы чем придётся, почти всегда всухомятку. Даже если соцпомощь даёт какое-то питание, то холодное. Горячее получается съесть, только если церковь накормит или сам на него заработаешь. В магазины, кстати, пускают без проблем. Почему бы им нас не пускать?

Из-за такого питания желудок болит постоянно. Не знаю, что там у меня - панкреатит, цистит или гастрит. Может, язва. В социальном центре нам дают таблетки, но они не всегда помогают. Нужду справляем в «синих кабинках» или в туалетах на вокзалах. Не бесплатно, конечно, а за деньги. Но если прихватит, можем и на улице присесть. Но, конечно, в каком-нибудь не слишком людном месте. Мы же понимаем всё, да и стесняемся.

Из-за желудка я вообще не пью алкоголь. Но если бы нормально себя чувствовал, обязательно бы выпивал. А как на морозе не пить? Вы попробуйте в минус 10 весь день по улице погулять, вам тоже захочется. Поэтому все бездомные и выпивают. Может, алкоголь согревает и кратковременно, но как ещё согреться? Тем более если кто-то начал пить, то редко останавливается, пока не свалится спать прямо на улице.

С гигиеной особых проблем нет. На Курском вокзале можно помыться, на платформе «Северянин». Там прожарка, пропарка, можно хоть каждый день ходить бесплатно. Я вот часто хожу. Не смотрите, что я небритый - это я для стиля отпустил. Станки для бритья там тоже дают. А постричься можно на Павелецком вокзале. Там обучают парикмахеров, и они тренируются на наших головах.

Обычно я провожу время в компании с двумя-тремя такими же бездомными, как я. В коллективе всегда веселее и проще себе пропитание добывать. Есть ли среди бездомных любовь? Наверно, да. Но лучше у молодых спросить - мы-то уже старые, куда нам? А молодёжь под алкоголем вся друг в друга влюбляется. Но вообще среди бомжей молодёжи не очень много. В основном только приезжие, которые работу да жизнь счастливую ищут. Не находят - и примыкают к нам. Я их не понимаю. Они могут всего добиться, а не хотят. Хотят выпивать и балдеть. Почему они такой дорогой идут?

У меня есть желание вернуться к нормальной жизни, но нет возможности. К семье я вернуться не могу. Есть такие поговорки: «Разбитую чашку не склеишь» и «Назад не пляшут». Мне это уже неинтересно. Поживёшь с моё - сам поймёшь, почему интерес пропадает. Жизнь такая - что у нас, что у вас, молодых.

Я бомжую второй раз. Во всём алкоголь виноват. Первый раз я начала пить, когда третьего своего мужа похоронила. Жалела себя, не могла понять, почему мне так не везёт. Постепенно связалась с бродягами и сама ушла на улицу, но довольно быстро вернулась домой. Дом у меня в Орловской области. Но потом умерла мама. И отец меня тогда попрекнул, что я его хлеб ем. Я психанула и сказала ему: «Уйду и сама себе кусок хлеба найду».

Я уехала в Ливны, это тоже в Орловской области. Жила там в квартире, всё нормально, хотя в ней нет ни газа, ни света. Кое-как подключались. Связалась опять с алкашами. А потом мне это надоело. Среди бродяг повстречался мне один Скалозуб - кличка у него такая была, он только вышел после срока за убийство. Он предложил мне поехать в Москву. А я согласилась, потому что, честно говоря, подпила. Приехали в столицу, а тут Скалозуб меня сразу бросил. Но знакомых у меня тут много было. Все - бродяги, но хорошие люди. Они говорят: «Кто тебя обидит - скажи, нас здесь никто пальцем не смеет тронуть».

Какое-то время я в Москве бомжевала и пила, а потом устроилась в центр для реабилитации алкоголиков и наркоманов в Алабино работать на кухне. У меня хорошо получалось, особенно блинчики и оладьи удавались. Начальник всё время со мной советовался, что купить. Но наступили какие-то праздники - и я поехала на выходные в Москву. Встретила здесь друзей-товарищей, деньги в кармане - и понеслось. Позвонила в Алабино, сказала, что уезжаю домой. А какой «домой»? Вот улица - мой дом. Я сама дура. Если бы не бухала, так бы там и жила до сих пор.

Сколько прошло с того момента, как я уехала из Алабино? Не помню. Вообще не помню. Зато пить я уже почти перестала. Конечно, когда холодно, пью. А когда не хочу, не пью. Вот недавно стою на кольцевой «Павелецкой». Вижу двух мужиков прямо трясёт. Я говорю: «Чего, ребята, хотите похмелиться?» - «А чего, у тебя деньги есть?» - «Пока есть». Взяла им бутылку. Они предложили присоединиться. Говорю: «Отстаньте! Пейте, похмеляйтесь». Я их состояние понимала. Сама эту школу прошла. Сколько людей от такой похмелки померло.

Деньги у меня были от собранной милостыни. Женщинам обычно больше подают, чем мужчинам. Вот по нему (показывает на первого собеседника The Village) же не видно, что он хромает. Поэтому все думают, что вот, мужик, мог бы себе работу найти. А к женщинам снисходительнее относятся. Поэтому нам проще деньги зарабатывать.

Но вообще помощи ни от кого никакой нет, одни расспросы. Хорошо, если хотя бы на ночь где-нибудь примут. Но потом всё равно гуляй по городу. Кушанье привозят холодное. Когда нет копеечки, без горячего можно несколько дней просидеть. Пирожок купите, а?

Ночую я где придётся. То здесь договоришься, то там. Сегодня ночевала в аэропорту Домодедово. 17 рублей 50 копеек заплатила в кассу - и меня пропустили в зал ожидания. Совершенно трезвая, спокойная, чистенько одетая, я там до утра проспала. Утром пошла в туалет, умылась и поехала обратно в город. Хотела купить в аэропорту чай, но он там 40 рублей стоит. Это для кого вообще?

Царапину на носу я уже сегодня днём получила. Тоже хожу еле-еле, подвернула ногу и потёрлась о забор. Нет, драки между бездомными редко случаются. Только если по пьяни и между молодыми. Нам-то, старикам, чего делить?

Я бы всё отдала, только бы домой вернуться. Клянусь, землю буду есть - лишь бы уехать из этой Москвы проклятой. Это утопия какая-то. Кто сюда попадёт, тому добра не видать. Сколько раз меня здесь грабили. 10 тысяч один раз украли, представляешь? Хорошо хоть паспорт в Орле оставила.

У меня там верующий брат, сестра, две дочки, сын, трое внуков. Отец, может, ещё жив. Может, сын уже женился. Почти пять лет я уже здесь, там всё могло измениться. Но я ничего о своей семье не знаю. Если бы родственники знали, что я тут, поломанная, они бы меня забрали. Может, они и ищут меня, но не могут найти. Я же то тут, то там. А сама я уехать не могу, денег нет. А тут ещё эта выпивка. Вот что меня гробит. Хоть бы в монастырь куда-нибудь устроиться. Клянусь, я бы бросила пить. Меня бы уже не тянуло на улицу. Я только и хочу, что богу кланяться. Или бы старушку бы приняла какую-нибудь, чтобы ухаживать за ней. Только паспорта и прописки московской нет. Но вообще не могу уже больше. Или я здесь умру, или как-то.

Моя нынешняя работа ответила мне на этот вопрос, который я также задавала себе когда-то.

Ну как обычный, психически и социально здоровый человек может стать бездомным? Ну как?!

Статистика ужасающая: бОльшая часть взрослых бездомных - это пожилые люди, которые оказались не по своей воле в таком положении.

Очень часто их выгоняют дети. Часто старики попадают в больницу, а уже покинув её, возвращаясь домой, обнаруживают, что в прежде их доме, живут чужие люди.

С ухудшением экономической ситуации в стране те же старики все чаще становятся жертвами махинаций с недвижимостью.

Достаточно большое количество бездомных взрослых - это люди с ограниченными физическими возможностями или психическими расстройствами. Этой их слабостью и пользуются те, кто позарился на их жильё.

Есть ещё категория взрослых, которые покинули места лишения свободы. И уже на воле они остаются ни с чем, жильё им не предоставляется и реальной возможности ранее осуждённому получить его, или найти работу (чтобы потом снимать жильё) нет.

Что касается бездомной молодежи и детей. Около семи лет назад ситуация была крайне печальной. Огромное количество детей сбегали из детских домов и интернатов, и жили на улице - в люках, заброшенных разрушенных домах, подвалах, дворах, подъездах. Эта проблема была настолько острой, что огромное количество общественных и благотворительных организаций бросили свои силы на её решение. Волонтёры спускались в люки, завоевывали доверие маленьких волчат, жили с ними, пытаясь и таки находя подход к ним. Это дало результаты и спустя время дети выходили из своих убежищ, их возвращали в учреждения, устраивали в семьи, находили для них оптимальное решение.

Проблема детской бездомности постепенно решилась, но не только благодаря силам организаций. Дети выросли. И сейчас на ряду с проблемой взрослой бездомности стоит вопрос подростковой. Выпускники интернатов, сталкиваясь с взрослым миром, оказываются абсолютно не подготовлены к нему: они не умеют распоряжаться деньгами, часто не умеют элементарно готовить, и многие не имеют ни какого полового воспитания. Они быстро тратят стипендиальные деньги, их выгоняют из общежитий и техникумов, они начинают воровать и заниматься проституцией, чтобы как-то себя прокормить. Некоторые девочки-выпускницы интернатов попросту не понимают почему у них такой большой живот, в то время когда уже скоро пора рожать.

Самый распространённый миф - это то, что бездомными становятся алкоголики и наркоманы. Безусловно, такой процент присутствует. Но намного чаще человек спивается и скатывается к тяжёлым наркотикам уже будучи на улице.

И кстати, есть очень маленький процент тех, кто страдает так называемым "синдромом бездомного" - человеку просто хочется жить на улице, ему не нужен дом. Но думаю вы понимаете, что таких людей единицы.

Как выходят из этого? Это невероятный труд по реинтеграции в общество, ресоциализации и очень важно чтобы в этом процессе рядом был тот, кто поможет тебе не вернуться назад. Работа с каждым индивидуальна. Вероятность того, что у человека получится самостоятельно и без чьей-либо помощи выйти из этого положения, ничтожна. Но, самое главное чтобы человек этого хотел.

Как становятся БОМЖами?

Часть I .

Для многих благополучных людей БОМЖи ассоциируются с опустившимися на самое дно людьми, с попрошайками, отлынивающими от работы и потерявшими человеческий облик. На бездомных смотрят с отвращением как на грязных, никогда не моющихся существ, от которых можно подцепить какую-нибудь заразную болезнь. Слово БОМЖ стало именем нарицательным. Его используют для самого низкого социального статуса и экономического положения, вызванного падением на дно жизни.

Хотя в настоящее время принято употреблять слово «бездомный», вместо «БОМЖ», но смысл остается тем же. Бездомные – это люди, не имеющие постоянного жилья и регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Хотя среди бездомных встречаются и те кто имеет прописку, но не может проживать в своем жилище. Очень часто они обладают всеми признаками бездомных, также вынуждены ютиться на чердаках и в подвалах, проживать в ночлежках, приютах, домах под снос, у друзей и т.п.

Как же люди становятся БОМЖами? Этот вопрос волнует многих. Видимо все подсознательно помнят поговорку: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Ведь, хотя мнение о том, что БОМЖами становятся из-за склонности к пороку, из-за тяги к алкоголю и криминальной романтике не лишено смысла, все же многие ученые считают, что у большинства бездомных причиной потери жилья являются внешние обстоятельства, не зависящие от их воли. Эти обстоятельства ещё усугубляются социально-экономическим положением в нашей стране, отсутствием четкого законодательства в отношении бездомных. По большому счету в нашей стране лишиться жилья может каждый. Свидетельство этому – огромное количество трудоспособных, социально положительных групп среди бездомных. К ним относятся одинокие пожилые люди, учителя, квалифицированные рабочие, инвалиды, многодетные семьи, матери-одиночки и т.п.

Давайте же рассмотрим основные причины, по которым люди могут лишиться жилья.

Социологи среди бездомных условно выделяют следующие группы:

I группа – люди, лишившиеся жилья в силу семейных и жизненных обстоятельств. В эту группу входят старики, ушедшие из дома в силу старческого слабоумия или просто выгнанные детьми на улицу, женщины, сбежавшие от издевающихся над ними мужей, люди попавшие в трудную жизненную ситуацию. Например, уехавшие на заработки и потерявшие документы и деньги.

Бывает стариков обманывают самые близкие родственники. Путем уговоров, обещаний квартира дарится внукам или детям, после чего жизнь стариков становится невыносимой и они вынуждены уйти на улицу или же их просто выгоняют. Пожилые люди в силу возрастных особенностей не могут судиться, чтобы вернуть себе право на жилье.

II группа – люди, которые пострадали из-за мошеннических действий при купле-продаже жилья или попали при сделках с жильем в крайне неприятные ситуации , например, не сумев рассчитать силы при взятии ипотеки. Сюда же относятся пострадавшие от проблемных застройщиков на рынке новостроек и пострадавшие в результате разорения Жилищных накопительных кооперативов. Особенно, если в качестве первоначального взноса использовалось имеющееся жилье.

Бесспорно, в такую ситуацию могут попасть и самые порядочные и законопослушные граждане. Нередко таким образом теряют единственное жилье целые семьи.

III группа – лица, освободившиеся из мест лишения свободы и обнаружившие, что их выписали из квартиры, а саму квартиру продали. Естественно, что в такой ситуации вернуть себе право прописки и проживания очень сложно.

К тому же бывшим заключенным трудно адаптироваться к жизни на свободе. Находясь в заключении, они утрачивают элементарные социальные навыки, отучаются самостоятельно думать и принимать решения. Вот как описывает это явление бывший заключенный: «Когда человек сидит в тюрьме, он как бы отвыкает от самостоятельности. Подъем – его поднимают, поесть – его отведут. В баню его заведут. Белье ему сменят. На работу отведут, с работы приведут. В общем, там у него происходит своего рода деградация. И когда выходишь на волю, теряешься во всех этих коридорах. Надо что-то творить, что-то себе создавать. А у человека просто опускаются руки. А в итоге – очередная судимость. Потом опять очередная». (статья Сидоренко С.А. Бездомность: Создание социального дна (обзор)).

IV группа – граждане, подверженные алкоголизму или употребляющие наркотики. Они не хотят трудиться, не хотят нести ответственности за свои поступки. Часто они добровольно продают свое жилье или утрачивают его по другим причинам как следствие своих дурных привычек.

Вопреки расхожему мнению, по количеству алкоголики не стоят на первом месте среди людей, лишившихся жилья. Скорее человек начинает пить, уже став БОМЖем, чтобы легче было уснуть в тяжелых условиях, чтобы согреться в холода, чтобы забыться…

V группа – выпускники детских домов, не приученные к жизни. Бывает и так, что при выходе из детдома им не предоставляется жилплощадь, они вынуждены ждать ее месяцами и в это время жить на улице. Или они сами продают свое жилье, т.к. просто не понимают его ценности.

По закону выпускники детдома могут приватизировать полученную жилплощадь только спустя пять лет, после ее получения. Таким образом государство пытается предотвратить попадание выпускников детдомов в число бездомных. И действительно число бывших детдомовцев среди БОМЖей относительно невелико, но все же имеет место быть.

Конечно, здесь перечислены только основные причины потери жилья, кроме этого ещё есть последствия стихийных бедствий, беженцы, вынужденные мигранты, а есть и люди, добровольно выбравшие бродяжничество как образ жизни. Причем, согласно исследованиям, за последнее время процент таких граждан растет.

Мы перечислили частные причины, по которым люди теряют жилье, но не стоит забывать, что политическое положение в стране, состояние экономики, состояние института семьи имеют огромное влияние на количество бездомных и длительность пребывания человеком в состоянии бездомности. В настоящее время в России отсутствует продуманная государственная политика профилактики бездомности и реабилитации граждан «опустившихся на дно» из-за утери жилья, кризис института семьи также не облегчает эту проблему, не говоря уже об отсутствии бесплатного социального жилья, где могли бы поселиться семьи или одинокие люди, попавшие в критическую ситуацию.

Часть II .

Выше мы описали основные ситуации, по которым люди становятся БОМЖами. Но многие читатели могут заявить, что любой нормальный человек, лишившись жилья, сможет остаться на плаву и не стать БОМЖем в нарицательном значении этого слова. Ведь можно снять квартиру, продолжать работать и поддерживать достойный образ жизни. Действительно, среди бездомных можно выделить относительно благополучные группы, а также группы совершенно опустившиеся. Отличие их в том, что первые ищут пути преодоления тяжелой ситуации, а вторые смиряются с положением, адаптируются и заботятся только о сиюминутном выживании. Среди бездомных можно встретить и многодетные семьи, и матерей-одиночек, и пенсионеров. Все они стараются держаться на плаву, отдают последние деньги за съемное жилье и учатся обходиться без медицинской помощи.

Все это действует до поры до времени. Пока есть силы на работу и деньги на съем жилья. Любого человека, лишенного жилья, подкашивает именно отсутствие регистрации. Это лишает его доступа к благам, которые предоставляет нам государство. Человек без регистрации не может получить медицинскую помощь, полагающиеся ему пособия и льготы, не может устроиться на официальную работу. Лишившись дома, человек вынужден бороться за выживание. Кто-то сможет поддерживать более-менее нормальное состояние, кто-то «опустится на дно».

Давайте же разберемся, как именно человек становится БОМЖем, какие этапы он проходит?

Психологи и социологи, изучая проблему бездомности, подробно описали что испытывает человек, осознав, что он остался без дома. В самом начале он переживает сильный стресс, первая его реакция – агрессия , желание восстановить справедливость, вернуть себе утраченное жилье. Люди пытаются громко бороться за свои права, настойчиво добиваются пособий. Действуют они при этом с горячностью, часто сами своими требованиями обрекая себя на поражение.

При этом ситуация усугубляется тем, что у человека нет дома, места где он мог бы отдохнуть, помыться, набраться сил. Он вынужден постоянно преодолевать материальные трудности. Каждый день приходится начинать с борьбы. Если в это время человек найдет какие-либо ресурсы для выхода из кризиса, например, найдет себе новое жилье, то шансов восстановить прежний уровень жизни у него много. И счет идет не на дни, а на часы.

Ведь если этот этап закончится поражением, то начинается следующий – человек впадает в состояние депрессии, можно сказать, что он психологически сломлен . Он понимает, что вернуться к прежней жизни он вряд сможет, существенно падает самоуважение, наступает состояние подавленности и тоски. Бездомный уже не борется с ситуацией, а пытается выжить в ней. Именно в это время многие бездомные начинают злоупотреблять алкоголем. Но все же здесь ещё сохраняется тяга к жизни, при помощи специалистов человек может существенно изменить свою судьбу к лучшему.

На третьем этапе человек начинает ощущать себя БОМЖем , нищим, новая роль становится привычной для него и уже не вызывает отторжения. К этому времени у него появляются знакомства в подобном обществе, а связь с родственниками и старыми знакомыми постепенно сходит на нет. Человек научается жить без дома, знает где можно поесть, поспать, знает чем притупить боль и тоску от своего тяжелого существования. Бездомность затягивает и чем дольше человек пробудет в таком состоянии, тем труднее ему вернуться в социум.

Длительное бродяжничество ведет к существенной деградации личности. Критической чертой является продолжительность бездомности свыше одного года. После этого человек проходит точку невозврата, помочь ему вернуться в обратное состояние становится крайне трудно, т.к. он сам уже не хочет ничего менять. Человек адаптировался к бездомной жизни. Он забыл прошлое. Он просто разучился жить по-другому…

Итак, мы рассмотрели как происходит «погружение на дно» человека, потерявшего жилье и в силу определенных причин не сумевшего справиться с ситуацией. Если бы он нашел ресурсы, если бы ему кто-то вовремя помог, то он не стал бы БОМЖем.

А как помочь бездомным мы рассмотрим в следующей статье.

Для нас они все на одно лицо. Старички - независимо от возраста, толстые от большого количества надетых на себя нелепых одежек, с вечно позвякивающими пакетами в руках. Но эти люди - очень разные. У некоторых из них еще недавно была вполне благополучная жизнь. С паспортом и своим домом. Участник православной группы помощи бездомным Татяна КОСИК рассказала о нескольких своих подопечных.

Помяните Папу Римского
Почти в каждом отделении есть палата, куда определяют бездомных бродяг. Как правило, она становится самой обтрепанной и убогой. На тумбочках не видно гостинцев, только пустой стакан, да засохший кусок больничного хлеба.
В одной из таких палат в отделении хирургии больницы №53 уже несколько месяцев находится Алексей Горшков. За время лежания он успел обрасти бородой, сам рыжеватый, скуластый. Рассказывает о своей жизни с философским спокойствием: « в аккурат под Новый год привезли меня на скорой. Я совсем уж было помирал - слабый, упал в лужу и ноги отморозил, но повезло – выполз на дорогу к автобусной остановке, а тут молодежь меня заметила, а сейчас же у всех сотовые телефоны, вот и вызвали скорую помощь».
Читаем в истории болезни: «доставлен в состоянии алкогольного опьянения». Об этом многие стараются умолчать.
Ситуация у него невеселая – паспорт давно потерян, прописка в Москве хоть и сохранилась, но отец отказался его пустить домой. Сам о себе говорит: «надоело пьянство это, уже хочется покою, в дом инвалидов бы мне».
Для того, чтобы оформить инвалидность и отправить его в дом инвалидов – нужен паспорт. С пропиской в центр социальной адаптации не берут. Куда его, на улицу?
Социальный работник Анна Климова поехала хлопотать о нем в департамент социальной защиты, и там, к счастью, дали добро на отправку Горшкова в Филимонки. Алексей переживает, как он будет ходить на костылях – одна нога ампутирована до колена, вторая пол-стопы. Очень слабый, от напряжения, когда стоит на костылях весь дрожит. Перед дорогой ему надавали фруктов, булочку. Он все оставляет своим соседям, говоря: помяните отца.
Спрашиваем: какого отца?
- Да Папу Римского.

На дороге много всего лежит
Алексей Старостин пешком шел из Орла в Москву, крепко простудился. Теперь попал в терапию. Весь мокрый от слабости, но в глазах некий горячечный блеск. На засаленной бечевке висит красный пластмассовый крест. Откуда? На дороге нашел. Там много всего лежит, и вещи хорошие прямо в мешках выбрасывают. Это из машины не видно, а так все найти можно. А что ел? Снег кушал оттого и весь простыл. Зачем шел? А справку получить, что работал на заводе. Паспорт есть? Нет, отняли в милиции. Разве Господь велел паспорта давать?
У нас попросил только одежду, да обувь - уж износилась.



Cтать бездомным может любой, вне зависимости от социального положения и цвета кожи

Будешь у церкви сидеть и покалеченную ножку показывать
Катя из Подмосковья. Невысокая, стройная девушка. Острижена наголо, под глазом синяк. Голос хриплый. В больницу попала с обморожением пальцев: «На улице, то снег, то оттепель, а валенки, что у меня были намокают. Спали мы в одном домике, где холодно, вот нога у меня стала болеть. Ребята вызвали скорую и меня сюда привезли». Здесь Кате ампутировали пальцы на одной стопе.
Рассказывает, что жила в Подмосковье, но мать умерла, с отцом отношения не сложились. Ушла жить к парню, но тот погиб. Когда вернулась домой, оказалось, что квартира продана, отец уехал неизвестно куда. С тех пор живет на улице, как она говорит: «с ребятами». Рассказывает про то как отец ее обманул - голос дрожит, слезы в глазах. Соседки говорят, что приходили ребята к ней в больницу, но такие пьяные, что пришлось их выпроваживать.
Катя мечтает восстановить паспорт и устроится на работу: «Мне одна женщина обещала из ларька у метро, где мы снег убирали».
С жителями Подмосковья самые сложные возникают ситуации – в центры социальной адаптации Москвы их не принимают, а у Московской области нет своих центров. Ездить хлопотать за Катю с получением паспорта, проблематично. Сама она вроде бы передвигается, но бюрократическая волокита ей предстоит длительная. Так как никаких документов нет, то придется, как объяснили в паспортном столе, получать дубликат свидетельства о рождении, а затем уже с ним начинать восстанавливать паспорт. На все это нужно несколько месяцев, а за воротами больницы ее ждет привычная среда, откуда так трудно вырваться. Соседки по палате жалеют Катю, одна из них пожилая женщина горячо вступается: «Помогите ей, а то будет у церкви сидеть и покалеченную ножку свою разбинтовывать, да показывать». Лечащий врач жалеет Катю и оставляет ее еще подлечиться, но обнаружили сифилис и отправили в диспансер.
Мы успели только снабдить ее вещами. Куда она дальше отправится?

Ваш папа умер в пятницу
В ординаторской сообщили, что поступил новый больной. Тяжелый. Евгений уже в годах, рассказывает, что поменял квартиру в Москве, на Клин, а Клин на Тулу и живет бродягой давно. Есть у него сын, но он «презирает отца, за такой образ жизни». Очень тяжелый запах от Евгения и сестра, отчитывая его за неряшливость, обтирает спиртом. А через несколько дней, сообщили, что у Евгения рак… Может надо позвонить сыну? Поискали и нашли телефон, но дома все никого не было. И думалось, что еще успеется. Когда в очередной раз спросила про него у врачей- сказали: « Уже отдал Богу душу». Вот и не успелось. Пытаюсь дозвониться в очередной раз. Что сказать… Ваш папа умер в пятницу? Как-то ни разу не приходилось сообщать о смерти родственников. В один из дней, наконец, трубку берут и на мое сообщение слышу в ответ растерянное и нелепое "спасибо".



Помимо той помощи, которую бригада оказывает всем бездомным, например, раздача еды, некоторыми занимаются "адресно".
Первая медицинская помощь обычно принимается с робкой благодарностью: слишком отвыкли обитатели улиц от нормального человеческого лечения. Внизу справа: консервы - самое ценное продуктовое приобретение: их можно съесть сразу, а можно сохранить до еще более голодных времен

У меня икона есть – от всяких бед
Из бедных регионов и людей больше в больнице. Из ближнего зарубежья - Украина. Россия - жители Ивановской и Владимирской областей - приезжают, пытаются устроиться на работу. Чаще всего на стройку, там их и обсчитывают и обкрадывают. Один из таких бедолаг Игорь Широков. Попал в отделение терапии с сильной простудой. Приехал в Москву и пытался найти работ - ничего не получилось: паспорт украли, оказался на улице. Что-то настолько в его облике располагающее к себе - обстоятельный, спокойный. Говорит, окая. В отделении всем старается помочь. Засобирался домой - бомжевать не по мне, - говорит. Среди вещей, которые удалось сохранить бережет иконочку. На вопрос, что за иконочка с глубокой уверенностью отвечает: «От всех бед помогает». «Так вы в Бога верите?» - «Часто в церковь не хожу, но доверяю».
Помогаем сделать фотографии на паспорт, отправляем на электричке. Его провожает все отделение, в дорогу собрали продукты.

Москвичи хорошие – сердечные люди
Виктор Алексеевич Чайкин – ампутация пальцев обеих стоп, паспорта нет, родом из Омска. Просится на родину восстанавливать документы. Отправляем по железной дороге. Говорит, что впервые в жизни едет на пассажирском поезде. « А так, все на столыпинских!» 22 года в тюрьме провел и всем рассказывает не без удальства. И соседке на автобусной остановке, и мне.
Родителей не помнит – в детском доме воспитывался. А там на выживание. «Но я и там самый авторитетный был. Кому скажу, укради велосипед – украдет, потому, что я приказал. Ну а потом по тюрьмам... Я Бога принял на зоне и Новый Завет несколько раз перечел. В последний раз когда вышел, не хотел больше такой жизни. В Москву поехал электричками из Омска. В Переделкино у храма милостыню просил. Вот у нас на зоне москвичей не любили почему-то. А я теперь скажу, что москвичи хорошие – сердечные люди. Один раз много насобирал, угостил малолеток, напоил. А они потом деньги у меня забрали, меня в речку бросили. Думали, что утону. А я выкарбкался на берег, только ноги обморозил. Потом в больницу попал с обморожением, там последний фильм про Христа показывали "Страсти Христовы"! Вот так фильм! Мы еле упросили медсестру чтобы досмотреть, а то он поздно начался. Как Он шел и Крест нес, уронил его…»


Молился Богу об одном, – чтобы весна теплая была
Крепкий пожилой мужчина Анатолий Александрович Добров оказался в отделении хирургии несколько дней назад. Невысокий, глаза карие, с цыганщиной. Рассказывает о себе, что родился в Москве, но очень рано сел в тюрьму, а в Москву потом не пустили, мать умерла, квартиры лишился. И просидел в тюрьме лет тридцать. За, что не спрашиваю. Да только сейчас вышел он из тюрьмы и почувствовал, что надо хлопотать о квартире, что есть такой закон, чтобы права на жилье восстанавливать. И приехал он в центр социальной адаптации Люблино, поселился, но тут... "встретилась девка. И закрутилось". Ушел он из центра, да и не появлялся там дней десять. А правила такие, что взяли его и отчислили. А там ведь ему и паспорт оформлять взялись, восстанавливать. Как оказался он на улице, так и намаялся – без документов работать нигде не устроишься, либо всем надо платить. Спать приходилось на лестничных клетках, а там и побьют, и выгонят, и милицию вызовут. «Молился Богу об одном – чтобы весна теплая была!», говорит.
И очень ему хочется обратно в Люблино, а уж он бы там жил потихоньку и не пил бы совсем. «Пить надо бросать! – решительно говорит, - раньше то столько не пили, вот и молодежь сейчас на зоне не та – пьют много!»
Позвонили в Люблино, там и не против принять его, говорят, что просто ушел, а это сурово не наказывается. И как обрадовался Анатолий Александрович, приодели мы его и поехали в центр обратно устроили.



Эти люди отвыкли от внимательного отношения к себе. Но это не значит, что им ничего не нужно


Их никто не ждет и не ищет
Дедушку Воробьева Ивана Владимировича привезли в больницу на скорой. Очень ветхий, худой старичок – в чем только душа держится. Только и помнит, что как зовут и дату рождения. Ему уже за восемьдесят, белая длинная борода, из одежды на нем только памперс. Так и лежит, похожий на индийского йога. Память улетела вместе с прожитыми годами. Глубокий склероз. А может дедушка вышел на улицу, да заблудился и теперь его ищут везде, гадали мы. Помогли в департаменте социальной защиты, нашли адрес и телефон. Звоним, но напрасно - никто не отвечает. Сообщили данные и заведующему отделением Павлу Николаевичу, он отправил запрос в милицию. Скоро стало известно, что живет старик вместе с сыном-алкоголиком, который не заботится о нем. Дедушка часто ночует на лестничной клетке. Весь грязный и голодный. Как же горько за старика! Сердобольные женщины в отделении кормят его с ложечки, угощают фруктами. А родной сын даже не позаботился заявить в милицию, что пропал отец. Только через полтора месяца совместными усилиями удалось заставить сына забрать старика. А что его дальше ждет? Позвонили в местное отделение социальной защиты, сообщили о ситуации, - там обещали наведываться по этому адресу.

Всю жизнь на улице
Остриженная наголо, отросшие грязные ногти, обломанные по краям, на ноге глубокая язва до кости. Говорит, что натерла сапогом. Лечащий врач сообщил, что здесь нужна ампутация. Надежда Николаевна Мазикова 50 –ти лет рассказывает, что живет в Тамбовской области – там и корова есть, и речка. А приехала на похороны отца, да вся обгорела, вот и по больницам. Просит одежду потеплее – очень замерзла и голова мерзнет. Женских вещей не очень много в запасе, приношу пуловер, вязаный берет. Тут же начинает прихорашиваться: «А как я в берете? Идет мне? А то не носила никогда».
Вообще женщины, чуть придут в себя, сразу начинают прихорашиваться. Соседки по палате им помогают, приносят вещи. С какой-то легкостью многое оставляют – еще наживу.
Напоследок Надежда Николаевна просила позвонить дочке, которая живет в Москве. По телефону мне ответила молодая женщина с усталым голосом:«Опять она в Москве! Сколько же раз мы отправляли ее в деревню, с продуктами, с вещами, возвращается обратно и начинает бродить. Всю жизнь провела она на улице, я в интернате выросла. Но мы обязательно придем, мать ведь».
Надежда Николаевна, не смотря на свой неухоженный вид вызывает симпатию – голос мягкий, глаза полны слез. Очень, говорит, голодала, последние несколько дней. А тут и люди какие добрые, поесть ей принесли. И в Бога она верит. Подарили ей иконочку опять стала плакать. И что удивительно, в ту палату, где она лежала вместе с двумя старушками пришел священник пособоровать и причастить одну из них, и Надежду Николаевну тоже пособоровали и причастили.

Недавно поймала себя на том, что внимательно всматриваюсь в лица бродяг у метро,- ищу знакомые лица.


Бомжам в России живется нелегко. Особенно зимой, когда нужно не только найти себе пропитание, но и умудриться не замерзнуть. В Кирово-Чепецке тоже есть бездомные люди

Сергей – бомж по призванию. У него в Кирово-Чепецке живут мама и два брата, которым он не докучает своим присутствием и наведывается к ним только по праздникам. Сергей уверяет, что сам попросил их не соваться в его жизнь.

Я живу просто отлично, — огорошил бездомный. – У меня есть все, что нужно в этой жизни: свобода, ощущение полного счастья, друзья, много знакомых, которые общаются со мной, потому что я им нравлюсь как человек. Далеко не каждый может этим похвастаться.

Словно в доказательство его слов к нам подошел мужчина, который представился дальнобойщиком Алексеем. Поздоровавшись с Сергеем, он некоторое время напряженно прислушивался к нашему разговору, а потом сурово спросил, зачем мне нужен этот разговор с бездомным. Не дав мне и рта раскрыть, убедительно попросил не обижать такого хорошего человека и отошел только тогда, когда я заверила его, что у меня и в мыслях этого не было.

Все когда-то было

Когда защитник обездоленных ушел, я спросила Сергея, как же он, такой замечательный, оказался на улице. Оказалось, вполне банально. Лет двадцать назад его жизнь можно было назвать благополучной. Тогда у него были жена, любимая дочка и хорошо оплачиваемая работа. Но в какой-то момент, что называется, нашла коса на камень, и все понеслось в тартарары.

Сначала Сергей перестал доверять супруге и подал на развод. Потом попал в аварию в Нижегородской области, после которой остался должен большую сумму денег владельцам перевозимого груза. Вернувшись домой, Сергей разменял квартиру, где жил с бывшей супругой, продал приобретенную жилплощадь и рассчитался с долгом.

А потом в его жизни появилась другая женщина, с которой он прожил несколько лет, пока не начались конфликты с подросшим пасынком. Сергей решил, что в доме должен быть только один хозяин, поэтому собрал свои немудреные пожитки и ушел в свободное плавание. Волею судьбы оказался в районе ТЭЦ, где и решил обосноваться.

Некоторое время я жил в заброшенном доме вблизи женского монастыря, — рассказывает мой собеседник. – Часто помогал монахиням по хозяйству, а они подкармливали меня. А потом ко мне обратились люди, попросив помочь им в одном нехорошем деле. Я сроду не брал чужого и, конечно, отказался, за что перед самым Новым годом чуть не погиб.

В одну из ночей баню, в которой ночевал Сергей, подожгли неизвестные. С большим трудом мужчине вместе с собакой удалось выбраться из горящей постройки. Пришлось перебраться в колодец теплотрассы, где он и живет до сих пор.

Доброта человеческая

Сергей уверяет, что район ТЭЦ – это настоящая «золотая жила», и здесь можно жить даже при отсутствии постоянного заработка. Каждое утро бездомный обходит предприятия, сотрудники которых его прекрасно знают и не обижают. Он собирает бесхозный металл и сдает его в приемный пункт, а еще помогает вынести мусор и выполняет мелкие поручения. За это его подкармливают и даже одевают. Мой новый знакомый заверил, что никогда не стирает одежду, а просто выбрасывает ее. Когда одежды становится слишком много, Сергей отдает ее нуждающимся.

А еще Сергей признался, что пробовал писать книги, и у него вроде бы неплохо получалось. Но после того как они были уничтожены пожаром, больше не стал браться за перо. Признался, что пока просто лень, но придет время, и он обязательно осуществит свою мечту. Кстати, о мечте. Оказывается, у Сергея их две – еще одна связана с созданием приюта для животных.

Вместе с бездомным живут две собаки, которые стали для него лучшими друзьями, которые никогда не предадут и не причинят зла. Им, в отличие от многих людей, Сергей верит безгранично и трепетно заботится о них. Сам не поест, а своих четвероногих друзей накормит.

В конце нашей беседы спросила о том, есть ли такая сила, что может заставить его изменить образ жизни. Сергей смущенно помолчал, словно решая, стоит ли откровенничать, а потом ответил, что есть. Его взрослая дочь защитила докторскую диссертацию и сейчас живет в Москве. Она сообщила отцу, что когда станет мамой, то заберет родителя к себе, чтобы он помогал воспитывать малыша. Только ради этого, заверил мужчина, он сможет пожертвовать своей абсолютной свободой.

Если нужна помощь

По словам полицейских, настоящих бомжей, в полном смысле этого слова, в Кирово-Чепецке нет. Все бездомные по разным причинам в какой-то момент просто выбрали такой образ жизни. Практически у всех есть семьи и жилье, но они предпочитают жить на улице. Зимой большая часть бездомных перебирается в Каринторф, где живут в домах знакомых по нескольку человек.

В прошлом году бездомные могли пережить холода в так называемых «реабилитационных центрах». Там им обещали помочь с оформлением новых документов и обеспечить постоянной работой. Однако, по словам полицейских, на самом деле все обстояло не так радужно. Люди жили в небольших квартирах иногда по 11 человек, денег им на руки не выдавали, они были ограничены в свободе и работали, по сути, за кусок хлеба. Этими центрами, в конце концов, заинтересовалась полиция, которая совместными с другими структурами усилиями их закрыла.

Мы просим сообщать в полицию о появлении в городе подобных центров, — обратился к горожанам Сергей Семуков, заместитель начальника отделения участковых уполномоченных полиции Кирово-Чепецка. – Деятельность этих организаций не совсем законна, и ее нужно своевременно пресекать.

Бездомным, которые нуждаются в поддержке, можно обращаться в центр социальной помощи. Но максимум, на что можно рассчитывать, – это постановка на учет как нуждающегося в социальной помощи. Если человеку реально некуда пойти, и есть угроза замерзнуть на улице, сотрудники центра социальной помощи отправят его в областной центр для бомжей, где он и сможет побыть некоторое время.