Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Роль государства в регулировании кризисов. Глобальный финансово-экономический кризис Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций

Роль государства в регулировании кризисов. Глобальный финансово-экономический кризис Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций

Роль государства в регулировании кризисов заключается в следующих действиях:

Формирование правовой и регулирующей основы для защиты прав собственности, эффективной предпринимательской деятельности и деятельности других рыночных структур;

Инвестиции в человеческие ресурсы, которые выражаются в быстром росте производительности труда, в высокой отдаче образования, во внедрении новых технологий;

Формирование конкурентоспособной микроэкономики, где соблюдается финансовая дисциплина цены, которую определяет рынок и они, являются сигналом для действия правительства;

Создание условий для стабильной макроэкономики способной противостоять экономическим колебаниям, эффективно использовать капитал, усреднять норму прибыли;

Обеспечивать глобальные связи на основе соответствия международным стандартам, привлечения иностранных инвестиций, получения прибыли от внешней торговли.

Основными видами государственного регулирования кризисных ситуаций являются:

Нормативно-законодательная деятельность на основе Конституции РФ и Гражданского Кодекса Российской федерации. Этот вид заключается в защите интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий. Особое значение в условиях кризиса приобретает регулирование социальных ценностей, в том числе занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств, гуманизация социально-трудовых отношений;

Финансовое регулирование, заключается в управлении совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйств, предприятий или государства. Бюджетная политика государства реализует общие цели концентрации и централизации финансовых ресурсов с целью воздействия на экономический рост и занятость, на обеспечение экономических и политических функций государства. Из кризисной ситуации финансовой системы есть несколько способов выхода: восстановить утраченные сбережения, стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты, привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования, учет и переучет векселей;

Производство. Преодоление кризиса требует создания материальной основы для повышения жизненного уровня населения. Основным фактором в решении этой проблемы является производительность труда на основе научно-технического прогресса. Обеспечить его может только государство, вкладывая капиталы в инновационное развитие, в науку, в образование. Поэтому данный вид государственного регулирования в кризисной ситуации заключается в активизации промышленной политики. Это означает:

Учет интересов всех ее участников;

Сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

Социально-экономическая направленность преобразований;

Создание благоприятных условий для повышения жизненного уровня;

Адресный характер трансфертных выплат населению и высокая ответственность за конечные результаты;

Система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

Обоснованная централизация ресурсов, широкое использование аренды, лизинга, инвестиционных конкурсов;

Создание механизма мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии.

- реформы – это одно из средств антикризисного управления. Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера. Частью социально-политических преобразований, проводимых с целью преодоления кризиса, являются административные реформы. Они проводятся в ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптации к изменившимся факторам внешней среды.

Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным. Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами: Первая группа включает проблемы распознания предкризисных ситуаций. Своевременно увидеть, обнаружить его первые признаки, понять характер. Кризис можно предотвратить, предвидеть и преодолеть. Это решается посредством управления.

Вторая группа проблем связана с финансово- экономическими вопросами. Необходимость структурных изменений, определение типов диверсификации требует финансовых ресурсов. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.

Третья группа включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Сюда входят проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Здесь необходима разработка инвестирования антикризисных мер, маркетинга, банкротства и санации предприятий.

Социально-экономическая система состоит из организаций различных форм собственности и видов деятельности. Понятие «организация» рассматривается в научной литературе как относительно обособленное структурное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для этого подразделения общего результата работы.

  • 9. Бюджет и бюджетная система государства.
  • 10. Венчурные предприятия и их роль в развитии инновационных процессов.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
  • 12.13. Государственный кредит и управление государственным долгом.
  • 15. Делегирование полномочий.
  • 16. Дисциплинарная ответственность работников.
  • 21. Инновационный менеджмент и его особенности.
  • 23. Кадровая политика и кадровая стратегия в системе управления персоналом, виды и принципы кадровой политики.
  • 24. Кадровый маркетинг: сущность, основные принципы и элементы.
  • 29. Концепция и функции логистики.
  • 33. Мотивация как функции менеджмента.
  • 37. Общая концепция стратегического менеджмента. Два основных стратегических стиля поведения организации. Потенциал организации и его оценка.
  • 44. Организация инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных портфелей.
  • 45. Основные этапы и важнейшие школы менеджмента.
  • 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • 47. Оценка персонала предприятия, методы оценки.
  • 53. Понятие организационной культуры, ее содержание и особенности формирования.
  • 56. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
  • Глава II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • 61. Принципы инновационного менеджмента
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
  • 66. Процесс принятия и реализации управленческого решения, его содержание и основные этапы.
  • 67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
  • 68. Процессуальные теории мотивации.
  • 71. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • 73. Рынок труда, заработная плата и занятость.
  • 76. Система функционального менеджмента.
  • 79. Составляющие и элементы контроля как процесса.
  • 83. Сущность и классификация методов управление персоналом.
  • 85. Сущность и процесс менеджмента: основные теоретические подходы.
  • 87. Технология управления: понятие, содержание и виды.
  • 94. Управление работой группы: понятие и виды групп, факторы, влияющие на эффективность работы группы.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.

    Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям.

    Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия.

    Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

    В условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях – от федерального до муниципального. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики: Административно-правовое регулирование; Управление важнейшими сферами жизни; Государственные программы и госзаказы; Финансовая политика; Кредитно-денежная политика; Социальная политика. Государственное регулирование экономики - это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы с целью достижения стабильного развития, а также адаптации экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Необходимость государственного регулирования экономики порождается двумя группами причин. Первая связана с необходимостью удовлетворения коллективных и общественных интересов. Вторая обусловлена объективно возникающими противоречиями общественного воспроизводства и необходимостью их разрешения. Экономике объективно присуща цикличность развития, одной из основных фаз которой являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них. Вытеснение конкуренции подрывает регулирующую рынок роль законов спроса и предложения. Поэтому государство становится регулятором рыночных процессов, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Наконец, рынок резко дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную напряженность. Государство вынуждено вмешиваться в процесс распределения доходов, оказывая благодаря налогам поддержку малоимущим слоям общества.

    Прямые формы государственного вмешательства- это непосредственное воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Среди них важнейшее значение имеют следующие. Создание государственного сектора в экономике и организация в нем производства и реализации товаров и услуг. Объем этой продукции непосредственно отражается на экономической динамике. В условиях различной экономической коньюнктуры правительство расширяет или уменьшает государственный сектор. Так, в условиях кризиса государство создает новые объекты, реконструирует старые предприятия, выделяет средства для обновления основного капитала. Кроме того, расширение государственного сектора одновременно является созданием новых рабочих мест. Перераспределение доходов . Современное государство сосредотачивает в своих руках до 50% национального дохода. Значительная часть его целенаправленно возвращается экономическим субъектам. Для этого используются различные каналы: субсидии, оплата научно-исследовательских работ, выплата процентов по ценным бумагам, пособия по безработице и др. Программирование экономики . Государственные экономические программы подразделяются: на общеэкономические (охватывают всю экономику), целевые (ориентируются на решение конкретных экономических задач, например, развитие продовольственного комплекса) и чрезвычайные (принимаются в критических ситуациях: в условиях кризисов, массовой безработицы, инфляции, стихийных бедствий). Государственные экономические программы индикативны, т.е. необязательны для всех экономических субъектов. Поэтому они, как правило, не выполняются даже в государственном секторе (который в рыночной экономике децентрализован). С помощью программирования государство добивается серьезных структурных сдвигов. Как правило, приоритетные направления, предусмотренные программой, финансируются из бюджета. Косвенные формы государственного вмешательства - это опосредованное воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение. Среди них важнейшее значение имеют следующие: 1. Кредитно-финансовая система; 2. Налоговая система. Кредитно- финансовая система , использующая учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования. Учетная ставка- это процент по ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. В зависимости от состояния экономики государство проводит политику "дорогих" (ставка повышается) или "дешевых" (ставка понижается) денег, сдерживая или стимулируя экономический рост. Операции на открытом рынке- это купля- продажа государственных ценных бумаг. Повышая или понижая доходность "своих" ценных бумаг, государство либо увеличивает общую массу денег, занятых в производстве, либо уменьшает ее. Другим инструментом косвенного регулирования экономики является налоговая система. Увеличивая или уменьшая налоговую ставку, государство воздействует на размер доходов, использующихся в производстве. Кроме того, многие налоги являются ценообразующим фактором. Поэтому их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.

    Источником любого производства товаров являются ресурсы. Каждая произведенная единица товара- это воплощение определенной части используемых ресурсов. Их денежное выражение называется "издержками производства"- то, во что обходится производство данного товара для собственника ресурсов. Они составляют основу цены товара и возмещаются с его реализацией. Однако то, во что обходится производство товара для собственника, не всегда совпадает с тем, во что обходится производство товара для общества. Дело в том, что результатом деятельности многих производств является не только создание товаров и услуг, но и ряд побочных отрицательных эффектов (в теории рыночной экономики они называются "внешними эффектами"). Так, почти все предприятия имеют отходы, которыми загрязняют окружающую среду. Экономической особенностью этих эффектов является "бесплатность" их для производителя товара: в издержки производства они не входят. Следовательно, рыночная цена данного товара будет значительно меньше его цены для общества. Таким образом, "внешние эффекты"- это побочные результаты производства, отрицательно действующие на "третью сторону", непосредственно в данное производство не вовлеченную и не отражающиеся в цене товара. Поэтому государство вмешивается в экономику, заставляя виновников оплачивать и эти издержки. В этих целях государство использует как экономические, так и административные: заставляет фирмы платить за ущерб, нанесенный природе и работникам, определяет максимальный объем выбросов, которые природа сможет "переработать" без ущерба для нее и т.д. Государственная политика перераспределения доходов включает в себя налогообложение доходов, осуществление социальных выплат, а также проведение государством закупок товаров и услуг . Этим государство определяет величину доходов, позволяющее осуществлять потребление и сбережение, поэтому объектами государственного регулирования в этом случае выступают личные денежные доходы населения и цены на товары и услуги. Цель государственной политики доходов- снижение падения реальных доходов и уменьшение степени неравенства в распределении доходов. Основными инструментами государственной политики доходов являются: 1) налоги, 2) трансфертные платежи, 3) гарантируемый минимум заработной платы, 4) государственные закупки товаров и услуг. Налоги снижают уровень располагаемого дохода, а следовательно, уменьшают величину потребительских расходов, что в свою очередь уменьшает объем спроса на товары и, в конечном счете, ведет к сокращению выпуска продукции. С другой стороны, увеличение налогов увеличивает доходную часть бюджета, способствуя тем самым сокращению бюджетного дефицита. В настоящее время во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство, которое хотя и представлено под различными названиями, но суть его одна- поддержка конкуренции и ограничение монополизации. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле. Что касается методологии формирования цен, порядка их регламентирования, то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы которые

    разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики. Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

    Антикризисное государственное регулирование реального сектора экономики: международный опыт

    «Anti-crisis government regulation of real economic sector: international experience»

    Голышева Мария Олеговна

    аспирант

    ГОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ

    Аннотация : Реальный сектор экономики входит в число основных объектов антикризисного государственного регулирования. В статье определены основные элементы и этапы антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики; произведено сравнение международного опыта государственного регулирования реального сектора в условиях глобального экономического кризиса 2008-2009гг. и выявлены слабые стороны российской практики антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики в этот период.

    Summary: Real sector of economy is one of the major objects of anti-crisis government regulation. In this article the main elements and stages of anti-crisis government regulation of real sector of economy are determined; the international experience of real economic sector government regulation under the global economic crisis conditions of 2008-2009 is compared and the week points of Rus sian anti-crisis government regulation of real sector of economy are defined.

    Ключевые слова: реальный сектор экономики, экономический кризис, международная экономика, антикризисное государственное регулирование, антикризисная программа, платежный баланс

    Key words: real sector of economy, economic crisis, international economy, anti-crisis goverment regulation, anti-crisis program, balance of payment

    Реальный сектор экономики является одним из центральных объектов государственного регулирования. Реальный сектор представляет собой отрасли экономики, производящие материально-вещественные блага, а также нематериальные блага стратегического или производственного назначения, в т.ч. сельское хозяйство и рыболовство, добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, производство и распределение электроэнергии, воды, газа, транспорт и связь . Реальный сектор относится к макроэкономическому блоку государственного регулирования. В зависимости от фазы экономического цикла можно выделить антикризисное, стабилизационное и стимулирующее государственное регулирование реального сектора экономики. Антикризисное государственное регулирование реального сектора представляет систему форм, методов, инструментов государственного управления, направленное на анализ и прогнозирование кризисных процессов в реальном секторе экономики, снижение отрицательных последствий кризиса для экономических субъектов реального сектора и использование накопленных данных для дальнейшего развития экономики сектора. С точки зрения системного подхода, антикризисного государственного регулирования реального сектора представляет собой систему, включающую следующие ключевые элементы: приоритеты регулирования, цели и задачи антикризисного регулирования, объекты и субъекты государственного регулирования, направления антикризисной поддержки реального сектора, методы и инструменты государственного регулирования, оценка рисков и контроль результатов проведения анктиризисного регулирования реального сектора. Содержание и характер основных элементов государственной системы антикризисного регулирования реального сектора определяют его эффективность. Рассмотрим эти элементы:

    1. Приоритеты. Представляют стратегические ориентиры государственного регулирования, через призму которых происходит влияние на реальный сектор экономики и с которыми должны соотносится все действия властей в отношении регулирования реального сектора.
    2. Цели и задачи. Исходя из поставленных приоритетов, определяют цели, которые планирует достичь в результате регулирования РСЭ, и задачи как способы достижения этих целей.
    3. Объекты государственного регулирования. Объектами антикризисного государственного регулирования реального сектора могут быть экономические агенты, целые хозяйственные комплексы или экономические процессы, на которые воздействуют инструменты антикризисного государственного регулирования. Такие объекты можно классифицировать на три группы по следующим критериям – масштабу бизнеса, отрасли экономики, экономическим субъектам.
    4. Субъектами выступают исполнительные органы государственной власти, центральные банк, системообразующие государственные банки, а также институты и фонды развития, коммерческие банки и кредитные организации
    5. Направления представляют собой стратегические области антикризисного государственного регулирования, исходящие из декларированных приоритетов и намеченных целей. Укрупненными направлениями поддержки и развития реального сектора являются следующие:
    • Создания финансовых стимулов предприятий
    • Поддержка и развитие приоритетных предприятий и /или отраслей
      • Стимулирование внутреннего спроса, в т.ч. потребительского и государственного
      • Развитие малого и среднего предпринимательства
      • Улучшение конкурентной среды
      • Стимулирование рынка труда
      • Развитие человеческого капитала
      • Развитие науки и повышение инновационного капитала

    В зависимости от степени воздействия на реальный сектор экономики данные направления могут быть разделены на прямые и косвенные.

    1. Методы антикризисного государственного регулирования представляют собой конкретные приемы воплощения намеченных целей и направлений антикризисного регулирования. Например, снижение нагрузки на бизнес может быть осуществлено за счет снижения налоговой, тарифной, административной нагрузки и др.
    2. Инструментами реализации антикризисного регулирования являются практическими способами воздействия на экономические процессы и экономические агенты РСЭ. Для осуществления анктиризисного регулирования в распоряжении государства находится целый комплекс различных инструментов регулирования экономики, относящиеся к различным видам государственных политики, а именно: бюджетной, налоговой, монетарной, инвестиционной, промышленной, таможенно-тарифной, макроэкономической, курсовой, административной. Данные инструменты можно классифицировать на прямые и косвенные по критерию воздействия на экономические агенты реального сектора.
    3. Оценка рисков государственного регулирования. Такие риски можно разделить на эндогенные, исходящие от недостатков внутреннего развития экономической системы, и экзогенные – от внешних факторов.
    4. Контроль исполнения мероприятий в рамках антикризисного государственного регулирования является одним из способов устранения эндогенных рисков и повышения эффективности реализуемых мер.

    Исходя из характеристик ключевых элементов, можно выделить три основных этапа антикризисного государственного регулирования реального сектора: на первом этапе определение приоритетов, постановка целей, определение задач и направлений антикризисного регулирования; на втором этапе определение методов, инструментов, объектов, субъектов и выявление рисков государственного антикризисного регулирования РСЭ; на третьем этапе минимизация рисков реализации намеченных мероприятий и контроль результатов (см.рисунок 1).

    Рисунок 1 - Этапы антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики

    Характер антикризисной политики определяет набор и специфику элементов антикризисного регулирования реального сектора, зависящие от особенностей экономики и условий предкризисного развития конкретно взятого государства. Особенности и различия государственного регулирования реального сектора в условиях глобального экономического кризиса рассмотрим на примере стран США, Китая, Японии, России и региона Евросоюза.

    Можно выделить следующие факторы, повлиявшие на специфику антикризисного государственного регулирования реального сектора в различных странах: причины экономического кризиса в реальном секторе экономики, размер реального сектора экономики, развитие институв государственной власти, степень воздействия кризиса на реальный сектор экономики, темпы экономического роста предкризисного развития, наличие ресурсов в экономики для реализации антикризисной политики.

    Причины перехода кризиса в реальный сектор экономики для каждой страны были свои. Если для США и Европы основной причиной перехода кризиса в реальный сектор стал кризис в банковском секторе и сжатие ликвидности в экономикие, то для Китая и Японии основной удар нанесли сжатие мирового спроса. В России к этим факторам прибавилось снижение цен на энергоносители, приостановившие большой приток средств в экономику, а также отток иностранного.

    Для сравнения и оценки эффективности антикризисного государственного регулирования реального сектора экономики выбранных стран в условиях кризиса 2008-2009гг. воспользуемся следующими критериями:

    • оценка докризисного экономичесого развития
    • оценка восстановления макроэкономических показателей реального сектора
    • стоимость антикризисной программы
    • содержание антикризисной программы

    Докризисные условия развития реального сектора в рассматриваемых странах зависели от занимаемого места страны в международной экономике. Это обусловило приоритеты развития реального сектора, сильные и слабые стороны экономического развития и основную причину, обусловившую начала кризиса в реальном секторе страны.

    США и Европейский Сооюз являются мировыми рынками капиталла и импортерами готовой продукции. Сальдо по счету текущих операций США и ЕС на конец 2008г. было отрицательным и составляло -700 млрд.дол. и -200млрд.дол. соответственно. Наращивание отрицательного сальдо торгового баланса в США усиливалась с 2000-х как результат проводимой экономической политики в основе которой лежало всевозможное стимулирование спроса. Капитальный счет США перед кризисои был положительный (750 млрд.дол.) за счет портфельных инвестиций. Перегрев финансовой системыСША поддерживался большим притоком капитала из развивающихся стран (о чем свидетельствует положительный капитальный счет платежного баланса США), низкими процентнымиставками ФРС США и быстрым ростом малонадежных деривативов.

    В ЕС платежный баланс с 2003-2008г. балансировал около нуля – небольшое положительное сальдо по счету текущих опреаций (40 млрд.дол. в 2007г.) компенсировалось небольшим отрицательным сальдо по финансовому счету (-35 млрд.дол. в 2007г.). В 2008г. отток капитала из региона резко уменьшился, а приток увеличился, когда европейские инвесторы стали требовать исполнение обязательств, что привело к положительному сальдо капитального счета в размере порядка 210 млрд.дол.

    В Японии среди разитых стран набладались противоположные тенденции. Счет текущих операций наращивал положительное значение, достигнув порядка 180 млрд.дол. в 2008г., а счет капитальных операций сложился с отрицательным сальдо порядка -200 млрд.дол. в это же время. Следовательно, Япония стала экспортером продуции и капитала на мировом рынке.

    Китай в кризис вступил с положительным сальдо торгового баланса в размере 440 млрд.дол. Фанансоый счет Китая также на по итогам 2008г. был профицитным. Положительное сальдо было обусловлено притоом прямых иностранных инвестиций. По оценкам МВФ в 2000-2005гг. приток прямых иностранных инвестиций в Китай составлял порядка 20% от всех прямых инвестиций в развивающиеся страны . Такая позиция стала результатом государстенной экономической политики Китая, ориентированной на стимуливание экспорта. Доход от экспорта, состоящего более чем из 50 тысяч наименований, составляет не менее 80% валютных доходов Китая. Модель развития Китай экономики строится на расширении экспорта готовой продукции и капитальных инвестициях со стороны государства и внешних инвесторов.

    Россия в докризисный период наращивала положительное сальдо по счету текущих операций (более чем в 3 раза с 2000г.), обеспеченного увеличением цен на мировых сырьевых рынках, уменьшения отрицательного сальдо баланса услуг и инвестиционных доходов. Величина чистого экпорта сократилась с 13% до 1% ВВП с 2000г. за счет опережающего роста импорта над экспортом, уменьшения оттока капитала, улучшения баланса услуг и роста инвестиционных доходов. Это обусловело рост внутреннего спроса за счет увеличения доходов и потребления домашних хозяйст и роста капитальных инвестиций. Счет финансовых операций на конец 2008г. был положительным. Приток инвестиций в Россию за период 2000-2007гг. составил поряка 94,7 млрд.дол. Следовательно, Россия на мировом рынке является экспортером сырья и импортером капитала - в первую очередь корпоративных иностранных кредитов.

    Рассмотренные тенденции указывают на то, что экономики России и Китая как развивающихся страны на момент начала финансового кризиса были более устойчивыми, чем экономики развитых стран – в первую очередь США и ЕС. Главные преимущества положения Китая и России в докризсиный период заключались в высоких темпах экономического роста, большой потенциал роста для внутреннего потребления, наличие больших валютные резервы, отсутствие большого количества «плохих» финансовых активов, подрывающих финансовую систему.

    Таким образом, в доризисный период большая часть мирового дохода, обеспеченного ростом цен на сырье и дешевыми финансовыми ресурсами, перераспределялась в странах – экспортерах сырья или готовой продукции, а затем размещалась на мировых рынках капитала, в первую очередь в США и ЕС.

    Позиция странны в мировом экономическом пространстве определила сильные и слабые стороны экономиеского развития, причины перехода кризиса в реальный сектор и приоритеты антикризсиной поликти поддержки реального сектора. Результаты сравнения приведены в таблице 3.4.

    Таблица 1 – Характеристика США, ЕС, Японии, Китая, России и приоритеты антикризисного гос. регулирования реального сектора экономики

    Таким образом, если в США и ЕС кризис в реальный сектор перешел за счет кризиса в финансвом секторе через механизм сжатия кредитования и падения внутреннего спроса, то для экономики Китая и Японии главной причиной стало снижение мирового спроса. В России же падение дохода от экспорта углеводорода и отток иностранного капитала привели к падению ликвидности в экономики и кризису в банковском секторе, который привел к сужению кредитования предприятий реального сектора. Экономическое положение страны и причины кризиса легли в основу антикризисного государственного регулироания реального сектора экономики.

    Совпадение приоритетов антикризисного регулирования, нацеленных на устранение фундаментальной причины кризиса, обусловленной «слабыми сторонами» страны в международном разделении труда, с фактическими реализованными приоритетами регулирования реального сектора является одним показателей эффективности выбранно антикризисного государственного регулирования РСЭ.

    Следующим критерием оценки эффективности анктикризисного регулирования РСЭ является динамика макроэкономических показателей. Для оценки восстановления всей экономики и реального сектора мы рассматривали динамику показателей ВВП, накопленного индекса производства, накопления основного капитала, экспорта, импорта, конечное потребление, расходы домашних хозяйств, уровень безработицы, характеризующих положение в реальном секторе и восстановление потребительского спроса в стране. Анализ динамики макроэкономических показателей позволяет сделать следующие выводы. Наибольшой эффективностью обладало антикризисное регулирование реального сектора США, исходя из соотношения глубины спада экономических показателей и посткризисного темпа роста восстановления экономики. Рецессия в США началась раньше, чем в других странах, так как США явялется исходным местом начала кризиса. Снижение ВВП в 2008г. составило -3,32% , падение производства -34,02% , ауменьшение инвестиций в основной капитал 17,84% - одно из самых больших значений по рассматриваемым странам. Однако, уже в 2009г., когда в мировая экономика погружается в рецессию в экономике США начались положительные сдвиги. В реальном секторе наблюдался рост производтсва на уровне 3,18% за год, а снижение ВВП составило всего -0,54%, что указывает на постепенный выход экономики из рецессии. Хотя до полного восстановления необходимо еще было восстановить объем внутреннего потрбления, импорта и капитальных инвестиций, которые в 2009г. еще характеризовались отрицательными величинами. В 2010г. положительная динамика по всем показателям была восстановлена.

    На втором месте по соотношению глубины спада и восстановлению экономических показателей находится Россия. Основные последтсвия кризиса в России пришлись на 2009г. Падение ВВП составило 3,0% , снижение индекса производства -9,3%, уменьшение инвестиций основной капитал -43% (самый большой показатель по всем рассматриваемым странам), а уменьшение чистого экспорта -24% при одновременном сокращении экспорта и импорта на 16% и 13% соответственно. Однако, уже в 2010г. все рассмотренные макроэкономические показатели вернулись на положительный тренд с почти докризисными темпами роста. В 2009г. рост ВВП составил 4,4%, рост производства 8,2%, а увеличение инвестиций в основной капитал составило 32%. Конечно, большой вклад в восстановление российской экономики внесло увеличение цен на энергоносители, что обеспечило дополнительный приток средств в экономику и расширенные возможности для реализации антикризисной программы. Однако очевидно, что ресурсы от экспорта углеводородов не сразу доходят до реального сектора, а большая их часть оседает в финансовом секторе. Следовательно, без оператиного вмешательства властей в регулирование экономических процессов в реальном секторе рецессия могла бы затянуться на более длительный срок.

    Особняком в рассматриваемых процессах стоит Китай. Во-первых, потому что как таковой рецесси в Китае не было, только небольшое замедленее темпов роста. Так рост индекса производства в 2008г. составил 9,93%, а увеличение основного капитала 24,7%. В 2009г. рост производства составил 8,73%, а увеличение основного капитала 18,9%. Рост ВВП в 2009г. наблюдался на уровне 9,57% даже в условиях снижения экпорта и импорта на уровне 18% и 13,7% соответственно. Во-вторых, оценку восстановления экономики Китая затрудняет нехватка статистических данных – официальные данные сильно запаздывают во времени, а те которые есть вызывают сомнения, в частности уже описанные в главе 2 показатели безработицы на уровне 3% не внушают доверию даже эспертам МВФ.

    Исходя из анализа макростастики больше всего от кризиса пострадала экономика Японии, в особенности реалный сектор. Стимулирующая политика не принесла желаемых результатов. На медленные темпы экономического роста «японской ловушки» наложилась рецессия мирового кризиса. В результате снижение индекса производства в 2009г. составило 91%, а падение ВВП – 4,82% (самый большой спад из всех рассматриваемых стран). При этом несмотря на принятые меры, рецессия в реальном секторе продолжилась в 2010г. – снижение накопленного индекса производства составило 52%, а падение ВВП -2,95% . Рецесся в реальном сеторе продолжилась и в 2011г. Снижение индекса производства составило 70% относительно уровня 2010г.. Инвестиции в основной капитал только в 2011г. показали слабую положительную динамику на уровне 0,27%, сокращаясь на протяжении 2008-2010гг.

    Степень влияния кризиса на Еропейский Союз сопоставима с Японией. Снижение ВВП в 2009г. составило -4,3%, снижение накопленного индекса производства -66,3% относительно увроня 2008г., сокращение инвестиций в основной капитал -20%. Реализованная политика поддержки реального сектора, приостановила темпы падения производства, но не привела к росту и восстановлению докризисных показателей. Снижение накопленного индекса производства в 2010г. относительно уровня 2009г. составило -34,5%, а в 2011г. -15,44% относительно увроня 2010г. Однако такие показатели как ВВП, инвестиции в основной капитал, конечное потребление, экспорт и импорт демонстрируют положительную динамику с 2010г., что указывает на потенциал для роста производства в реальном секторе. Относительное медленной восстановление экономики реального сектора в ЕС обусловлено сложившимся долговым кризисом и наличие менее развитых стран в составе ЕС. Решение этих проблем отвлекает большие ресурсы от реализации стратегических и тактических задач. При этом необходимо учитывать, что это агрегированные показатели ив отдельных странах ЕС, таких как Австрия, Германия, Франция, Великопбритания и др. экономика близка к восстановлению докризисного уровня.

    Следовательно, по темпам восстановления реалного сектора и экономики антикризисная поддержки реального сектора России находится на уровне США и Китая.

    Исходя из критерия стоимости антикризисной прграммы поддержки реалного сектора экономики Россия находится на уровне развитых стран.

    Таблица 2. – Сравнение стоимости антикризисной поддержки РСЭ

    Примечание: *показатель ВВП расчитан как среднее значение за 2008-2009гг. – время приятия и реализации анктиризисной политики

    Абсолютное значение стоимости антикризисной поддержки реалного сектора России меньше, чем других стран – порядка 188 млрд.дол. Однако отношение стоимости антикризисной программы поддержки релаьного сектора к ВВП составляет порядка 8% на уровне ЕС (9%). Для сравнения в США этот показатель составляет порядка 5%, в Японии 6%. Лидером по данному показателю является Китай, что характерно для развивающихся стран (см.диаграмму).

    Рисунок 2– Диаграмма. Соотношениестоимости анктиризисной поддержки реального сектора экономики и ВВП

    Однако, для оценки анктиризисного государственного регулироваия РСЭ России в сравнении с другими странами большое значение имеет не количественная, а качественная сторона принятых мер. По этому критерию Россия уступает многим зарубжным странам.

    Для сравнения качества антикризисной программы поддержки реального сектора по рассматриваемым странам используем критерии: приоритеты анктикризисного государственного регулирования РСЭ, направления принятых мер, использованные инструменты государственного регулирования, получатели анктикризисной поддержки, стратегичность программы .

    В отношении направления антикризисной поддержки реального сектора можно выделить следующие ключевые недостатки. В российсой анктиризисной программе присутствует явный недосаток развития и финансирование следующих ключевых направлений в сравнении с международным опытом анализируемых стран:

    • инфраструктурных проектов
    • строительства новых промышленных объектов
    • энергетики
    • инвестиций в науку и повышение инновационного потенциала
    • инвестиции в человеческий капитал

    В отношении развития инфраструктурных проектов Россия занимает последнее место в списке рассматриваемых стран. В Китае и Японии средства, выделенные на реализацию инфраструтурных проектов, составили 24,6% и 21,4% соответственно, в США 13%, в ЕС 7% от общей стоимости анктиризисной программы по поддежке реального сектора, то в России 1,6%. При этом если в России единственное реально реализуемое направление развитие инфраструктуры это транспорт, то в США, помимо развития транспортной инфраструктуры предусмотрено развитие сельсокй и городской инфрвструктуры, комуникационно-информационной, эводоснабжения, энергетической инфраструктуры на что было выделено 28,5 млрд.дол.(см Приложение). В ЕС особое внимание было уделено интернет и иноформационно-коммуникационной на, что было выделено порядка 25 млрд.евро. Главное направление развития инфраструтуры в Китае – транспортная и промышленная инфраструктура, включая строительсто новых промышленных объектов, на что в совокупности было затрачено около 144 млрд.дол .

    Таблица 3 – Финансирование энергетики и инфраструктурных проектов

    Список литературы


    1 Этапы развития финансового кризиса

    Финансовый кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, а затем и Россию, явился самым серьезным и разрушительным среди всех финансовых катаклизмов, которые потрясали мировую экономику за последние несколько десятилетий, отмечают эксперты американского журнала «Business Week». Признаки негативных последствий кризиса уже начали появляться во всех странах. Стоимость акций большинства американских компаний снизилась на 25% и более. Экономическая депрессия в азиатских государствах углубляется. Развитие экономики Японии уже четвертый квартал подряд продолжает замедляться при отсутствии радикальных мер со стороны правительства страны. Государства Латинской Америки находятся на грани нового экономического спада.

    Последствия финансового кризиса представляют угрозу для хозяйственного развития промышленно развитых стран не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Американские и западноевропейские компании разрабатывали свои стратегии на отдаленное будущее с учетом спроса на рынках развивающихся государств. Однако вследствие кризиса в этих странах уже появилась тенденция к уменьшению спроса, которая продолжится и в дальнейшем. Ситуация на фондовых рынках будет оставаться неблагоприятной. Стоимость акций крупных компаний будет снижаться в связи с ухудшением перспектив развития мировой торговли.

    Растущая производительность труда в США на фоне снижения покупательского спроса за рубежом может привести к перепроизводству в стране и замедлению темпов прироста прибылей американских корпораций. Многие эксперты уже пересмотрели в сторону уменьшения свои прогнозы в отношении прибылей крупнейших компаний США в III квартале текущего года. Так, если в июле 1998г. экономисты исследовательской группы «First Call» прогнозировали увеличение в III квартале прибылей 500 самых крупных американских корпораций на 10%, то, в соответствии с прогнозом, подготовленным в сентябре, этот показатель был снижен до 3,7%. По мнению аналитиков «Standard & Poor’s», прибыль этих корпораций в 1998 г. уменьшится на 3,2%, а в 1999 г. снова возрастет (примерно на 5%).

    2 Государственное регулирование кризиса

    финансовый кризис банкротство спрос

    Эпицентром мирового финансового кризиса остаются страны Азии. В последнее время кризис в этом регионе вступил в новую фазу, когда вовлеченные в него государства стали постепенно отступать от западной доктрины о том, что только глубокие структурные реформы и соблюдение правил свободной торговли могут помочь им выйти из сложной ситуации. На первый план выдвинулись проблемы высоких процентных ставок, рекордного увеличения числа банкротств и растущей социальной напряженности. Лишь Индонезия и Таиланд пока продолжают проводить реформы. Другие азиатские страны начали искать свои пути выхода из кризиса.

    Япония, являющаяся самой большой страной, вовлеченной в финансовый кризис в Азии, по мнению экономистов «Nomura Research Institute», не может принять предложенный Соединенными Штатами вариант выхода из кризиса посредством закрытия ряда банков.

    Эксперты института считают, что это вызовет цепную реакцию и приведет к широкой волне корпоративных банкротств, от которых японская экономика не сможет оправиться в течение многих лет.

    Правительство Японии выбрало другой путь решения финансовых проблем. В соответствии с ним банки с незначительными активами будут объединяться с успешно действующими, предполагается постепенно ликвидировать безнадежные займы, деньги налогоплательщиков будут использоваться для восстановления финансовой системы. Однако, по мнению американских экспертов, этот план является слишком мягким и будет лишь способствовать сохранению слабой финансовой структуры в стране, а не ее укреплению и не убедит иностранных инвесторов в том, что экономика Японии снова вступила в период стабильного роста.

    Правительство Китая еще весной 1997 г. разработало план, направленный на сохранение быстрых темпов развития национальной экономики. План предусматривал восстановление разваливающегося государственного сектора посредством притока в него инвестиций, общий объем которых до конца текущего столетия должен составить 750 млрд. долл. По мнению китайских официальных лиц, эти меры могли способствовать продолжению экономического роста на уровне 8% в год.

    Но резкое снижение основных индексов на фондовых рынках США и Западной Европы, ухудшение положения в Японии и финансовый кризис в России препятствовали реализации данного плана и подтолкнули китайское правительство к принятию более радикальных мер для защиты национальной экономики. Было объявлено о дополнительном выпуске государственных облигаций на сумму 12 млрд. долл. Под проекты в области телекоммуникаций, электроэнергетики, жилищного строительства, транспорта и ирригации, а также о повышении общей банковской ссудной квоты со 108 млрд. долл. в 1997 г. до 120 млрд. в 1998 г. Государственные расходы на инфраструктурные проекты в текущем году, как ожидают, достигнут 398 млрд. долл.

    Правительство Китая приняло решение замедлить проведение ряда реформ, так как они в настоящий момент негативно отражаются на экономике страны, положение в которой усугубляется сохраняющейся финансовой нестабильностью в азиатском регионе. Так, проходящая быстрыми темпами приватизация государственных предприятий уже привела к существенному росту безработицы в Китае. Скорее всего будет отложено и запланированное на 2000г. достижение полной конвертируемости национальной валюты - юаня. По мнению экспертов «Business Week», попытки китайского правительства защитить национальную экономику от негативных последствий финансового кризиса посредством замедления реформ в стране вряд ли принесут ожидаемые положительные результаты. Задержка в проведении реформ в Китае может ухудшить положение государственных предприятий и привести к дальнейшему ослаблению финансовой системы в стране. Тайвань, почти не пострадавший от азиатского финансового кризиса в 1997 г., в настоящее время находится на грани экономического спада. Согласно прогнозу, тайваньский экспорт в 1998 г. сократится на 8%. Безработица, до сих пор сохранявшаяся на низком уровне, начала расти. Крупные компании, такие как «PresidentEnterprises», «ChinaAirlines», «FormosaPlastics», уже объявили о существенном сокращении своих прибылей в I полугодии текущего года. Доверие потребителей резко снизилось.

    Правительство Тайваня заявило, что страна уже не может избежать влияния отрицательных последствий азиатского финансового кризиса, и поэтому задача руководства заключается в том, чтобы уменьшить негативное воздействие этого фактора на национальную экономику. С этой целью предполагается прибегнуть к интервенции на фондовом рынке, ограничить торговлю валютой, а также краткосрочные сделки.

    Если ранее усилия тайваньского правительства были направлены прежде всего на снижение хронического дефицита бюджета страны, что вынуждало ограничивать государственные расходы, то в настоящее время проблемы с бюджетом отодвинуты на второй план. В центре внимания руководства Тайваня - поддержка стабильного развития экономики страны, поэтому принято решение выделить значительные средства на осуществление инфраструктурных проектов и увеличить расходную часть бюджета.

    В случае ухудшения ситуации на фондовом рынке правительство намерено вынудить государственные пенсионные фонды приобретать облигации. Предполагается принять меры для защиты национальной валюты - тайваньского доллара, заключающиеся, в частности, в ограничении краткосрочных сделок и введении запрета на деятельность хеджевых фондов.

    В экономике Тайваня, отмечают эксперты «Business Week», уже действуют факторы, которые могут сдержать широкое распространение в стране последствий азиатского финансового кризиса. Так, тайваньские корпорации имеют небольшие долги; 60% займов, выпускаемых национальными банками, поступают в частный сектор.

    С целью поддержки местного рынка администрация Гонконга (недавно возвращенного Китаю) перестала скупать акции, что способствовало некоторому улучшению экономического положения на этой территории.

    Однако главная проблема осталась нерешенной: гонконгская экономика находится в слишком сильной зависимости от рынка недвижимости. Администрация может выбрать один из двух путей выхода из этой ситуации. Первый - вывести рынок недвижимости из-под влияния государства и способствовать тем самым его постепенному развалу, что нанесет огромный ущерб компаниям по продаже недвижимости и затронет сотни тысяч домовладельцев.

    Второй путь - продолжение государственной интервенции на этом рынке для защиты связанных с ним банков и строительных организаций, что, вероятно, лишь только отсрочит развал рынка недвижимости.

    Общая стоимость собственности в Гонконге в последнее время снизилась на 250 млрд. долл. Цена акций упала на 300 млрд. долл.

    Согласно прогнозу, первый показатель может снизиться в ближайшее время еще на 50%, а второй - на 20%. Это ставит в сложное положение гонконгские банки, 44% заемных средств которых помещены в недвижимость. Высокие процентные ставки, достигшие в августе текущего года 12,33% с краткосрочных займов против 7,36% в аналогичном месяце 1997 г., оказывают давление как на банки, так и на заемщиков. В ближайшее время стоимость займов еще повысится в связи с тем, что, по данным американской компании «Standard & Poor’s» на 31 августа 1998 г., кредитный рейтинг Гонконга низился.

    Препятствием дальнейшему развитию гонконгской экономики и ее выходу из финансового кризиса, по мнению американских экспертов, является ее опора на группу картелей. Банки договариваются между собой об установлении базовых процентных ставок. Искусственное поддержание курса национальной валюты по отношению к доллару США сдерживало рост финансовых издержек, что стимулировало экономический бум. Гонконгские компании заключали выгодные сделки с правительством, которые способствовали поддержанию цен на высоком уровне. Но, когда темпы хозяйственного развития страны начали замедляться, а процентные ставки расти, экономика, опирающаяся на группу картелей, оказалась нежизнеспособной.


    стратегии конфронтации, то налицо конфликт" (8). Близкое понимание международного конфликта характерно и для других авторов (9). Различия в трактовке содержания понятия "международный конфликт" находят свое отражение и в подходах к анализу его как феномена международной жизни. Как уже отмечалось, одним из наиболее традиционных среди них является подход с позиций "стратегических исследований".
  • Новые параметры военной безопасности
    стратегий его применения, наконец, подходов к созданию противоракетных систем. Пятьдесят лет спустя, создав около 25 тыс. только стратегических ядерных боезарядов, ядерные державы пришли к неизбежному выводу: применение ядерного оружия означает не только уничтожение противника, но и гарантированное самоубийство. Более того, перспектива ядерной эскалации резко ограничила возможность применения
  • Роль военной силы в мировой политике после краха коммунистической системы в Европе
    стратегиям внешнеполитического поведения, основанным на военной силе, или же возникнет некоторая отличная как от биполярной, так и от предшествовавшей ей система, где военная сила приобретет во многом новые измерения и функции? Эти вопросы стали предметом научного анализа и острых политических дискуссий в России и во всем мире. При этом зачастую академические разработки оказались тесно связанными
  • Глава 6. Новые измерения отношений Север – Юг
    стратегии развития. Решающими факторами для подавляющего большинства стран ЮВА стали образование, подготовка квалифицированной рабочей силы, а в широком смысле вся социальная сфера. Без решения этих проблем они не смогут перейти на новый этап НТР, сохранить достижения прошлых лет. Поэтому новое поколение азиатских лидеров связывает будущее своих стран с дальнейшей реорганизацией системы
  • Роль межгосударственного сотрудничества и международных организаций
    стратегии и совместных программ, направленных на достижение общей для всех цели - обеспечение экологически устойчивого сбалансированного развития. Особая роль в решении общемировых проблем принадлежит международным организациям. Их история насчитывает не одну сотню лет. Но подлинный прорыв в этой сфере международных отношений произошел после Второй мировой войны, когда родились ООН и ее
  • Другие региональные структуры
    стратегия экономического и политического сближения стран-членов нацелена на превращение организации во влиятельный региональный полюс системы международных отношений. В 1992г. было принято решение о формировании зоны свободной торговли АСЕАН в течение 15-летнего периода. В 1995 г. в рамках АСЕАН подписан Договор о создании безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии. Характерная особенность АСЕАН -
  • Глава 9. Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений
    стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта». Он же, основываясь на работах своих предшественников, сформулировал и задачи данного направления, а именно: - формирование рабочих отношений между представителями враждующих сторон на личном уровне; - повышение адекватности
  • Контуры новой глобальной стратегии
    стратегии США в 90-х годах влияли как уже отмеченные идейно-теоритические подходы, так и изменения во внутренней и международной обстановке. И хотя администрацию Клинтона часто критикую отсутствие целостной «большой стратегии», основные контуры новой стратегии обозначены уже достаточно четко не только на доктринальном, но и на политическом уровне. Исходя из официальных внешнеполитических
  • Мир по-американски?
    стратегическими ресурсами стремятся играть роль «маховика стабильности», по выражению помощника президента по вопросам национальной безопасности С. Бергера. «Ни одна другая страна, - отмечает Бергер, - не имеет таких военных мускулов, дипломатического искусства и доверия к себе, какие необходимы, чтобы быть посредником в спорах, склонить противоборствующие стороны к переговорам и помочь
  • НАТО: адаптация и расширение
    стратегии к новой ситуации и развития новых отношений со странами, входившими в ОВД. Начало процессу адаптации политики и стратегии НАТО было положено лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне (июль 1990 г.). При этом альянс реагировал на ряд основных вызовов, перед которыми оказалась организация. 1. Изменение военно-политической обстановки, исчезновение опасности внезапного