Меню
Бесплатно
Главная  /  Переводы с мобильного  /  Проблемы модернизации стран азии в межвоенный период. Презентация по истории "страны азии и африки проблемы модернизации" Особенности модернизации в странах азии

Проблемы модернизации стран азии в межвоенный период. Презентация по истории "страны азии и африки проблемы модернизации" Особенности модернизации в странах азии

1

В статье рассматриваются модели политической модернизации в восточноазиатских государствах. Автор связывает проведение широкомасштабных преобразований с необходимостью утверждения суверенитета в постколониальный период и обеспечения национальной безопасности в современных геополитических условиях. Обозначены социально-культурные факторы, оказавшие влияние на реализацию модернизационных проектов в государствах региона. Успех восточноазиатской модели модернизации связывается с сохранением элементов традиционной регуляции, уникальным синтезом традиций и новаций на основе особого, синтетического пути, незападного и немобилизационного типа. В качестве специфических политических практик восточноазиатской модели автор выделяет особую роль правительств и национальных лидеров в планировании стратегии модернизации; главенствующую позицию государственных органов в проведении преобразований; компетентную бюрократию с минимальной степенью коррупции; авторитарные методы при проведении преобразований. Выявлены специфические черты политических трансформаций государств региона, связанные с формированием незападных демократий на основе «авторитаризмов развития».

незападные демократии

политическая культура

социальный капитал

политическая модернизация

политический процесс

модернизация

Восточная Азия

1. Вартумян А.А., Корниенко Т.А. Традиции в политической модернизации: концептуальные подходы и методологические основания // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.  2012.  № 1.  С. 410-413.

2. Воронов А.М. Восточный деспотизм и социальный синтез: к вопросу о политической культуре на Востоке // Национальные интересы России. – 2010.  №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ni-journal.ru/archive/4ca2193e/ni-4-5-2010/d229e501/2f465cf1/index.htm

3. Воскресенский А.Д. Общие закономерности, региональная специфика и концепция незападной демократии // Сравнительная политика. – 2011. – №1. – С. 120-138.

4. Красильшиков В.А. Модернизация: Зарубежный опыт и уроки для России // Модернизация России: условия, предпосылки, шансы / под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 2009. – С.77.

5. Ланда Р.Г. Социальная структура и политическая борьба: многоукладная борьба // Политические отношения на Востоке: общее и особенное.  М., 1990. – С. 35.

6. Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. О японском типе модернизации // Япония: опыт модернизации / рук. проекта Э. В. Молодякова. – М.: АИРО-ХХ1. 2011 – 280 с.

7. Панкратов С.А. Глобальное «общество риска» и обеспечение безопасности в условиях реализации национальной модели модернизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия.  2012.  № 2 (17).  С. 58-63.

8. Прозоровский А.С. Политический лидер и модернизация на Востоке. Опыт Индонезии и Южной Кореи во второй половине ХХ в. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.  С.127.

9. Селезнев П. Политическая идеология инноваций: выбор Запада и выбор Востока // Власть. – 2014. – № 3.  С. 23-28. – С.28.

10. Chang K-S. South Korea under Compressed Modernity Familian Political Economy in Transition // Polits cheviert eljahres schrift. – 2012. – P.97-108.

Специфика незападного политического процесса обусловлена уникальностью и самобытностью восточных (азиатских), латиноамериканских, африканских обществ как частей незападного мира.

Незападные государства, которые недавно не рассматривались в качестве конкурентов глобальных лидеров, стремятся принять реальное участие в международной конкуренции, обозначив амбиции регионального или глобального лидерства.

Обратимся к опыту политической модернизации государств Восточной Азии. Восточная Азия - большой регион, который находится на востоке Евразии. Он включает в себя такие государства, как Китай, Японию, Тайвань, Северную и Южную Корею, Монголию, а также страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа, Бирма, Сингапур, Филиппины и Бруней).

Как справедливо утверждает С.А. Панкратов, важнейшей характеристикой модернизирующегося общества выступает постоянный поиск форм и механизмов обеспечения собственной безопасности. А в рамках современной модернизационной парадигмы, отражающей процессы современных социальных изменений, безопасность нельзя понимать как защиту ныне существующих структур и отношений. Обеспечение безопасности общества, наоборот, предполагает активное стимулирование и модернизацию неэффективных социальных институциональных образований и взаимодействий .

Большое влияние на модернизационные процессы в странах Востока оказала колонизация. Колониальный синтез (Н.А. Симония и Л.И. Рейснер) предстает как тесное переплетение и взаимодействие внешнеполитической активности капиталистического Запада, выступающего субъектом синтезирования, и традиционного феодально-племенного Востока, ставшего объектом синтезирования. Трансформация государств Востока сводилась, прежде всего, к укреплению позиций национального государства, которое в колониях было возрождено после деколонизации, в зависимых странах стало укрепляться в процессе реформ и революционных преобразований. Характер такого государства оставался авторитарным, но при этом оно было легитимным и выглядело демократичным в глазах населения. Модернизация стала неотъемлемой частью политической практики, поскольку была направлена на обеспечение независимости и национальной безопасности.

Проводя трансформацию политических и экономических институтов, некоторые страны Востока вступили на этот путь позже, чем Запад, но сумели предложить свой путь, не равнозначный вестернизации, и сохранить свое культурно-цивилизационное своеобразие.

Спецификой социокультурной матрицы Востока выступал тип общества, гармонично встроенный в природу. Развитие восточных цивилизаций до середины XIX в. происходило в замкнутой этно-культурной среде, и на процессы модернизации большое влияние оказали сложившиеся на протяжении тысячелетий факторы общественного развития, отличные от европейских цивилизаций. Среди них: коллективизм как функциональная и производственная ценность; созерцательный, пассивный характер общества; преобладание коллективизма и родовой власти в политических отношениях; отсутствие института частной собственности как самостоятельного фактора бытия; относительная стабильность культурных архетипов, определяющих инертность культуры; доминирование тактики реконструкции и восстановления; непринятие демократических форм организации политического процесса как центрального элемента государственной системы; особый тип управленческой культуры посредством строго иерархиезированной бюрократии; неординарные органы управления, основанные на личных, эмоционально-окрашенных отношениях.

Социальной опорой для формирования восточной модели модернизации стал социальный капитал, поскольку традиционные общества ориентированы на многообразные формы коллективной деятельности, социальной сплоченности внутри родовых и клановых структур. Такие компоненты социального капитала как доверие, гражданская идентичность, толерантность выполняют для политической системы важные функции легитимизации властных структур, интеграции и мобилизации восточного общества перед модернизационными вызовами.

Для восточных обществ характерна социально-экономическая многоукладность, отражением которой стала этническая и конфессиональная дифференциация. Все страты социума, несмотря на образ жизни и род занятий, сохраняют тесные контакты и связи с племенем, кланом, общиной, конфессией, что не может не рождать идеологической многоукладности и связанного с ней полиформизма политического процесса .

Основными элементами политической культуры на Востоке являются стереотипы, представления массового сознания о легитимности власти, базирующиеся на многовековых традициях. Среди них - установки массового сознания традиционного социума на праведное правление; стереотипный образ идеального лидера, базирующийся на политических мифах; стереотип восприятия заимствований на основе принципа «чужой - свой», «мы» и «они»; функциональность родовых, клановых связей в современных условиях; стереотипная реакция индивидуального и массового сознания на власть государства и основания подобной легитимности. Политической формулой остается следующий постулат: господство государства носит латентный характер, обеспечивая меру солидаризма .

Еще одной специфической чертой политической модернизации в государствах Востока выступает её авторитарный характер. Однако политический авторитаризм не только опирается на традиционную политическую культуру, но и трансформирует ее. Как правило, усиление роли государства в процессе модернизации сопровождалось установлением авторитарных режимов - «авторитаризмов развития» или «модернизаторских авторитаризмов» (В.Г. Хорос). Такие режимы обеспечивали - как экономическими, так и административными методами - существенное увеличение доли капиталовложений в ВВП, в том числе и за счет богатых слоев общества. Они проводили политику, направленную и на технологическую модернизацию существующей промышленности, и на создание принципиально новых для страны отраслей хозяйства, обеспечивали условия для подготовки соответствующей рабочей силы, создавали национальные системы образования и научных исследований. При этом «авторитаризмы развития» использовали и используют не только репрессии, осуществляя «принуждение к прогрессу», они опирались также на общественный консенсус и солидаризм в решении вопросов возрастания материального благосостояния и расширения возможностей вертикальной социальной мобильности .

Модернизаторский авторитаризм способствовал формированию властной пирамиды с национальным лидером во главе, который персонифицирует политический режим и является гарантом проводимых преобразований. Данный политический режим не воздвигает непреодолимых препятствий на пути к демократии, он способствует росту среднего класса, создает предпосылки политической либерализации и постепенно размывает основы собственного существования . Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти дал ошеломительный экономический эффект, привел к активизации населения и росту легитимности режима во многих государствах региона.

Демократическая модель, при которой первичные образования социума будут самостоятельны в принятии решений, развивают местное самоуправление и делегируют полномочия, не получила повсеместного распространения на Востоке. Однако, как отмечает А.Д. Воскресенский, общей тенденцией политического развития региона выступает формирование моделей демократии незападного типа. Исследователь полагает, что в незападных демократиях существует другое, чем в либеральных, соотношение демократии и конституционного либерализма, в то же время они более демократичны (и более конкурентоспособны), чем нелиберальные демократии или демократии участия. Анализ социально-культурных характеристик стран незападного политического процесса и разных путей их трансформации при наличии общих закономерностей позволяет выявить наличие разных видов, моделей демократий (не только европейского и американского типов), незападного, в том числе и восточного типа (японская, сингапурская, индийская, южно-корейская, малайзийская, тайваньская, израильская, турецкая и др.) .

Сравнительные исследования позволяют говорить о специфике политической модернизации в государствах Восточной, Центральной Азии и странах Ближнего Востока, которая основана на общих для данных регионов Востока цивилизационных началах (так называемая цивилизационная модель) и о национальных или страновых моделях, характерных для одного или нескольких государств, характеризующихся специфичными признаками.

Некоторым из восточных стран удалось доказать свою состоятельность в проведении модернизации как национального проекта на вызовы времени и внешнего мира. В первую очередь это относится к странам Восточной Азии, обладающим ярким культурным своеобразием, собственными традициями государственности и длительной историей.

В настоящее время исследователи выделяют в регионе четыре «эшелона развития», или четыре волны развития. Возглавила его Япония с ее успешной модернизацией. Затем последовал стремительный взлет новых индустриальных стран (Гонконг, Сингапур, Республика Корея и Тайвань) на базе эффективной индустриальной стратегии, а именно, создание экспортно-ориентированной модели экономического развития с помощью иностранных капиталов и технологий. Далее в процесс развития включилась группа стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины). Китай, а также страны Индокитая, рассматриваются как четвертая волна, которая уже аккумулирует капиталовложения из всех вышеназванных стран .

Насколько бы велик ни был контраст между «традиционным» и «современным» в восточно-азиатских обществах, успешная модернизация здесь основывалась на элементах традиционной регуляции, отвечающих ее направленности. Устойчивое функционирование элементов современности в большой степени зависит от наличия соответствующих традиционных предпосылок, от их использования и включения в современную систему социумов региона . В процессе модернизации государств региона был осуществлен синтез традиционного национального и современного западного. Это не только конфуцианская трудовая этика и менеджмент, но и обусловленные ими самые высокие в мире нормы сбережений и накопления, и тесно связанные с этим темпы роста (как «конфуцианский капитализм» в Японии, Корее и на Тайване, так и «конфуцианский социализм» в Китае, где традиционные ценности постепенно восстанавливают утраченные позиции, а само конфуцианство из «несущественного» дополнения формационной принадлежности все отчетливее превращается в интегральную характеристику цивилизационного ядра).

Именно этим незападным политиям удалось догнать Запад. Успех модернизационных проектов государств Юго-Востока связан с тем фактором, что инновационная составляющая стала приоритетной для государства и осуществляется в высокой конкурентной среде (например, это касается Южной Кореи и Сингапура). По мнению ряда экспертов, в ХХI в. основным законодателем политической и социально-экономической моды постепенно станет ЮВА. И сейчас в этом регионе ведутся ожесточенные конкурентные войны. И в этих условиях самоутвердиться и тем более одержать верх над противниками позволит только инновационный скачок. В полной мере это продемонстрировал Сингапур, где форсированная модернизация позволила резко повысить статус страны и обеспечить ей весомые позиции в экономической и политической сфере. В Южной Корее фактор региональной конкуренции дополняется проблемой конкуренции политических систем. С 1953 года РК находится в состоянии «холодной войны» с КНДР, и для мобилизации поддержки населения ее руководству требуется регулярно демонстрировать достижения и обеспечивать перманентное повышение жизненного уровня своих граждан .

Общим цивилизационным «кредо», обуславливающим внутриполитический курс социально-экономических и политических преобразования в государствах Восточной Азии, стало создание конкурентных социально-экономических преимуществ и повышения уровня благосостояния для населения, обеспечения выживания и прогресса нации. Так, например, малазийский политический лидер Махатхир в качестве первоочередной задачи модернизации видел не транзит демократических институтов, а изменение социально-культурных ценностей и установок малайцев посредством коренного перевоспитания малайской общины с целью сохранения национальных ценностей и поведенческих стереотипов, способствующих проводимым преобразованиям.

Модернизационный процесс в Восточной Азии был более быстрым, чем, например, в Европе. Его можно охарактеризовать как «сжатый» или «сгущенный», поскольку он имел место в относительно короткий промежуток времени и главным образом в урбанизированных центрах. Результаты подобной модернизации - «сжатые» или «сложные», которые Эрнест Блок назвал «одновременность (синхронность) неодновременности». При включении в процесс развития внешних вызовов, экзогенных факторов в Восточно-Азиатском регионе он стал происходить достаточно быстро при сохранении самоидентификации. Быстрые временные рамки реализации модернизационных проектов приводят к трансформации институтов и социальных отношений в новой социальной конфигурации, сжимают современность, поэтому появляются «несистемные» акторы как внутри государства, так и на международной арене . При этом развитие всех этих стран не ставит целью радикальную смену социокультурных основ, как это сделала в свое время Япония.

В связи с этим стоит принять во внимание значение культурных традиций народов региона для ускоренной модернизации. В частности, большую роль сыграла традиция поиска гармонии в многообразии, стремление примирить противоположности, сохраняя преемственность в ходе перемен, - традиция, связанная с учениями конфуцианства, буддизма и даосизма . Несомненно, что привычка к кропотливому труду, своеобразный социальный патернализм, уважение к авторитету старших и государства, как и приверженность общинным принципам, способствовали успешной политике развития.

Политические особенности восточноазиатской модели состоят в следующих тенденциях:

1) Особая роль правительств в планировании стратегии модернизации на основе теории экономического роста, предусматривающей высокий уровень накоплений и сбережений и инвестиций;

2) Главенствующая позиция в проведении преобразований отводилась государственным органам, дирижирующим «чудо» - министерства и ведомства (Япония), агентства (Китай), советы по планированию и развитию (Корея), занимающиеся тщательным планированием, стратегией выращивания отдельных предприятий, стратегических областей и национальным лидерам;

3) Компетентная бюрократия с минимальной степенью коррупции;

4) Авторитарные методы проведения преобразований. Если в 1990-х гг. считалось, что передовыми могут быть государства с либеральным политическим режимом, то в начале 2000-х гг. такая догма оказалась под большим вопросом. Целый ряд с авторитарными, а то и полутоталитарными режимами совершили технологические и научные прорывы, создав реальную конкуренцию западным демократиям. Это относится к Китайской народной республике, и к Южной Корее, и к Сингапуру.

Специфика политических практик региона заключается в том, что здесь существует наименьшая поляризация моделей правления, что способствует формированию компромисса различных политических сил по поводу общего вектора политической и экономической модернизации региона. Модернизация воспринимается не как вестернизация, т.е. неизбежность движения государственных образований в сторону западной модели развития, а как особый путь развития, в ходе которого осуществляется синтез западного политического опыта (демократии), норм конституционного либерализма и автохтонной политической культуры во всем ее конкретном конфессиональном, страновом, региональном своеобразии. В качестве примера можно привести вестминстерскую модель управления и кастовую систему в Индии; буддийскую государственность и демократию в Шри Ланке; доминантная роль либерально-демократической партии в Японии (до последнего времени); конфессиональный плюрализм при мягком доминировании ислама в Индонезии; наличие доминантного харизматического политического лидера (министра-наставника) в Сингапуре; китаизированный марксизм, внутрипартийная демократия, прямые выборы на низовом административном уровне, упор на законность и конфуцианскую этику в КНР) .

Таким образом, политические практики восточноазиатских государств свидетельствую о преобладании в регионе большего количества незападных демократий, т.е. тех стран, которые сумели синтезировать демократические принципы и конституционный либерализм с особенностями своей политической культуры, включая специфику конфессиональной организации общества и, в некоторых странах, - государства. Они и задают общий вектор регионального развития. Режимов с другим вектором политического развития - жестко авторитарным либо военным правлением - меньшинство. Именно среди восточноазиатских стран находятся те, которые показывают наиболее впечатляющий региональный (и мировой) экономический рост (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур), причем этот рост осуществляется не на основе мобилизационной модели развития насильственного типа, а на основе модернизации как особого, синтетического пути, не западного и не мобилизационного типа. Эти страны смогли преодолеть внешние вызовы Запада и догнали западные политии фактически по всем параметрам, невзирая на свой географический или демографический размер, ресурсную обеспеченность и т.д., изменив при этом экономическую и политическую карту мира.

Рецензенты:

Вартумян А.А., д.пол.н., профессор, главный редактор регионального научного журнала «Региональные политические исследования», проректор по научной работе Института сервиса и туризма (филиала) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорск;

Бережной В.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавир.

Библиографическая ссылка

Корниенко Т.А. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21630 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

Главными проблемами модернизации остаются внутренние противоречия в общем подходе экономического социального развития, низкий уровень образования населения, а также усиление этносоциальных конфликтов.

Модернизация в пост-колониальный период

После освобождения от власти метрополий, многие государства Африки и Азии ждали так называемого "экономического чуда". Следует отметить, что многие страны сумели добиться определенных успехов в промышленном производстве и торговли. В 60-70 х годах уровень прироста объема промышленного производства был в 2 раза больше, нежели в развитых государствах. Тенденции укрепления государственной экономики прослеживались и в латиноамериканских странах.

Однако за подобными достижениями скрывалась существенная непоследовательность, которая в дальнейшем обусловила ряд тяжелых экономических кризисов. В государствах, имеющих возможность добычи нефти, начались внедряться активные социальные преобразования.

Из-за высокой стоимости нефти, Англия и США начали активно предоставлять кредитные средства на развитие этих государств. В середине 70-х годах стоимость нефтяных продуктов начала стремительно падать - государства Персидского и Карибского заливов оказались в экономической ловушке. Более 90% населения оказалось за чертой бедности.

Существенной сложностью в модернизации была и недостача специализированных кадров. Абсолютное большинство населения Африки, Азии и Латинской Америки не обладали даже начальным образованием. Необразованное население представляло собой дешевую рабочую силу, однако производство начало требовать внедрение научно - технических разработок, для чего были необходимы подготовленные специалисты.

Проблемы модернизации в 90-х годах

Переменный успех, который прослеживался в модернизации государств Африки, Азии и Латинской Америки в 60-80-х годах, полностью был вытеснен социально - экономическими кризисами, которые начались в 90-х. Значительную роль в этом сыграло скоротечное завершение «холодной войны». Интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование.

Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах. На выплату кредитов во многих государствах уходило более трети национальных доходов. Даже в таких государствах как Саудовская Аравия, в которой ранее не наблюдалось проблем модернизации, уровень производства, из-за недостачи капитала упал до показателей 1965 года.

Такие страны как Ирак, Кувейт, Индия, Бразилия, Аргентина были отброшены к показателям 1950 года. Беднейшие государства Азии и Африки столкнулись с угрозой голода. Наибольшие проблемы наблюдались в экономике так называемых «экономических иждивенцев» - государств, развитие промышленности в которых осуществлялось за счет США и СССР.

Глава 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

§ 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя - Португалии - рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья - соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. - 74%, и 64% в 1990 г., Китае - 83% и 72% , Эфиопии - 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, то есть в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.

Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. - 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.

В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970-1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода.

Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10-15 раз уступают странам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения. Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд. человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к концу века менее 300 долл. на душу населения в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей) и имеет тенденцию к сокращению.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.

Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами-»донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят прежде всего из соображений экономической выгоды. Однако экономические обстоятельства для многих развивающихся стран складываются неблагоприятно. В 1950- 1970-е гг. те из них, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные дивиденды от их экспорта в индустриальные страны. Рост цен на нефть, отчасти и на сырье, после последней арабо-израильской войны 1973 г., казалось, гарантировал странам-производителям нефти длительный период процветания. Во многих из них начали осуществляться широкомасштабные проекты строительства новых, современных городов, освоения новых земель (пустынь, тропических лесов), создания оснащенных современной техникой вооруженных сил. На реализацию этих проектов банки развитых стран охотно предоставляли кредиты.

Тем временем модернизация в развитых странах, на стадии информационного общества перешедших на выпуск более дорогой, наукоемкой продукции, внедривших энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, осуществивших освоение месторождений нефти в Северном море, привела к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Сокращение доходов от их экспорта вызвало в нефтедобывающих странах кризис задолженности, связанной с необходимостью расплачиваться за полученные ранее кредиты при сократившихся доходах. На выплату долгов стало уходить до трети их национального дохода. Например, в такой богатой нефтью стране, как Саудовская Аравия, производство национального дохода на душу населения с 1962 по 1980 г. возросло с 4 тыс. до 10 тыс. долларов. К началу 1990-х гг. оно упало до уровня 1968 г., составив около 5 тыс. долларов. В еще худшем положении оказались те страны, в том числе и богатые ресурсами, которые были вовлечены в военные конфликты. Так, Ирак и Кувейт по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Достижения медицины на протяжении XX века обеспечили более чем удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Общая же численность населения Земли стала расти очень высокими темпами. В начале века она составляла 1,7 млрд. человек, в конце - более чем утроилась, приблизившись к 6,0 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В странах индустриального «Севера» средняя продолжительность жизни увеличивалась постепенно, на протяжении почти полутора веков. Одновременно сокращалась рождаемость, сейчас в большинстве европейских семей нормальным считается иметь одного-двух детей. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычного высокого уровня рождаемости (6-8 детей в семье).

Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия - социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Ограниченность внутренних ресурсов для модернизации в большинстве стран «Юга» определяет необходимость жесткой регламентации их использования, в том числе и за счет экономии на социальных расходах. Это ограничивает возможности создания массовой социальной базы модернизационной политики, вызывает повышенную напряженность в социальных отношениях. Она, в свою очередь, ведет к политической нестабильности, частой смене режимов, систематическом вмешательстве силовых структур, особенно армии, в политическую жизнь, что, естественно, не обеспечивает решения социально-экономических проблем.

Важность привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа, которые выступают важным фактором модернизации, определяют готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в социальной политике, в ее обосновании. В свое время режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, вынуждены были провозглашать социалистическую ориентацию, использовать марксистскую риторику для обоснования своей политики. Режимы, получающие помощь от развитых демократических государств, стремились демонстрировать свою приверженность соблюдению прав человека, в том числе и в сфере социальных отношений. Между тем попытки следовать как социалистическим, так и демократическим рецептам, сложившимся в условиях, очень далеких от тех, которые существуют в большинстве стран «Юга», как правило, не улучшали, а ухудшали социально-экономическую ситуацию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните, когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости.

2. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.

3. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран «Юга», их положение в современном мире.

§ 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. После второй мировой войны во многих афро-азиатских странах большую популярность приобрела идея ускоренного развития по пути социализма (или социалистической ориентации) с использованием помощи и опыта СССР. Теоретически эта модель выглядела для части весьма еще немногочисленной прослойки интеллектуалов, военных, создававших так называемые авангардные политические партии, привлекательной. Она предполагала, что с помощью СССР и его союзников создаются основы тяжелой индустрии, готовятся кадры квалифицированных специалистов, за счет коллективизации (обобществления) сельского хозяйства повышается его производительность. Это, в свою очередь, должно было высвободить рабочую силу, пополняющую ряды промышленных рабочих.

Многим лидерам «третьего мира» импонировала идея создания партии - инструмента абсолютной власти, правящей от имени так называемого передового класса (который во многих из освободившихся стран вообще еще не сложился). Однако ограниченность масштабов помощи, недостаточной для решения проблем развития, необходимость выполнять рекомендации советских советников, как правило не знающих местных условий, сопротивление значительной части населения попыткам разрушения традиционного образа жизни, опасения, что страна станет ареной соперничества СССР и США, помешали распространению коммунистической тоталитарной модели развития.

Единственными странами, где она смогла утвердиться, были Китай, Северная Корея и Вьетнам. В условиях «холодной войны» они стали ареной противоборства сверхдержав, были охвачены гражданской войной между сторонниками социалистической и капиталистической ориентации развития.

В Китае Коммунистическая партия (КПК), поддерживаемая СССР по линии Коминтерна, вела вооруженную борьбу за власть с 1920-х гг. С нападением Японии на Китай в 1937 г. было заключено соглашение всех политических сил о создании единого национального антияпонского фронта. Однако с капитуляцией Японии в 1945 г. гражданская война возобновилась. Советский Союз, нанеся поражение японским войскам на территории Маньчжурии, передал ее КПК, равно как и трофейные запасы вооружения. В октябре 1949 г. вся территория Китая, за исключением острова Тайвань, куда под прикрытием флота США эвакуировались антикоммунистические силы, и британской колонии Гонконг (передан Китаю в 1998 г.), оказалась под контролем КПК, провозгласившей создание Китайской Народной Республики (КНР). Черты ее развития были характерными для коммунистических тоталитарных режимов: культ лидера (Мао Цзэдуна), индустриализация, коллективизация.

В Северной Корее коммунисты пришли к власти после ее освобождения от японских войск Советской Армией. Однако их попытка в 1951-1953 гг. военным путем распространить свою власть на юг полуострова, где на территории, освобожденной США, сложился авторитарный режим, завершилась неудачей. В итоге Корейский полуостров стал прифронтовой зоной «холодной войны». Во Вьетнаме воссоединение Севера и Юга страны произошло лишь в 1975 г. после многолетней войны.

Остальные страны, провозглашавшие социалистическую ориентацию, либо отошли от нее, либо были охвачены хаосом, анархией гражданских войн, стали жертвами внешних и внутренних конфликтов.

Свою роль сыграл тот фактор, что идея социалистической ориентации родилась в период общего заката тоталитаризма. Кроме того, она оказалась экономически несостоятельной. Попытки перехода к коллективным формам обработки земли при сохраняющемся примитивном уровне техники землепользования вели не к повышению, а падению производительности труда. Работая не на собственные нужды, а на «коллектив», крестьяне утрачивали стимулы к трудовой деятельности. Национализация крупных хозяйств, принадлежавших колонизаторам или местной знати, и передача их под управление мало заинтересованных в хозяйственных успехах чиновников, тем более уравнительное распределение земли среди крестьянства, вели к ликвидации единственного более или менее современного производительного сектора земледелия.

В целом аграрные реформы советского типа привели к резкому упадку сельского хозяйства, голоду в странах, где был взят курс на социалистические преобразования: Гане, Танзании, Эфиопии, Бирме, Индонезии, Анголе, Мозамбике. Даже Китай столкнулся с проблемой голода из-за того, что с 1957 г. КПК перешла к политике, получившей название «Большого скачка». Эта политика включила создание аграрных коммун, форсированное развитие промышленности. Вслед за ухудшением экономического положения последовала «культурная революция»: идеи Мао Цзэдуна были провозглашены высшей истиной, началась кампания массовых репрессий против «внутренних врагов», высылавшихся из городов в сельские коммуны на «перевоспитание». Ускоренными темпами осуществлялась милитаризация страны, было создано собственное ядерное оружие. В итоге, к концу 1970-х гг. усилилась зависимость от ввоза аграрной продукции, начался спад в экономике.

Индустриализация в дружественных СССР странах оказалась ограниченной по масштабам. Ресурсы и возможности СССР были далеко не безграничны. Крупные производства, созданные при содействии Советского Союза (Бхилайский металлургический комплекс в Индии, Асуанская плотина в Египте), сыграли важную роль в модернизации национальных экономик. Однако чаще возникали ситуации, при которых продукция созданных предприятий металлургии и тяжелого машиностроения не находила спроса ни на крайне ограниченном внутреннем, ни на мировом рынке. Сами эти производства постепенно приходили в упадок, отнюдь не становясь центрами подготовки кадров квалифицированной рабочей силы.

Авангардные партии, монополизировавшие власть, очень скоро утрачивали нацеленность на какие-либо преобразования, становились инструментом господства клановых, племенных вождей, быстро растущей всевластной прослойки бюрократии.

Итог развития по пути социалистической ориентации был чаще всего плачевен. В одних случаях это развитие пресекала обогатившаяся бюрократия, нередко с помощью армии. Она стремилась вложить накопленные средства в прибыльные предприятия, получить доступ к товарам развитых стран. Так, в начале 1970-х гг. произошел поворот Египтак капиталистическому пути развития и его разрыв с СССР. В других случаях нарастающий протест населения против разрушения традиционного образа жизни и ухудшающегося положения, в сочетании с обострением межклановых, межплеменных трений, ввергали страну в пучину междоусобных, гражданских войн, усугублявшихся вмешательством соседних государств. Так было в Афганистане, Эфиопии, Анголе, Камбодже и Никарагуа. Наконец, Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели социализма.

В Китае с конца 1970-х гг. стали развиваться рыночные реформы. Были ликвидированы коммуны, что отчасти вернуло крестьянству возможность работы на себя, реализации произведенных излишков на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, приоритетом стало производство потребительских товаров, к модернизации был привлечен иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность, разрешено развитие кооперативного и частного секторов в сфере кустарного производства, торговли и обслуживания. При этом Компартия Китая стремилась сохранить за собой руководящую роль в политической жизни. Выступление в Пекине интеллектуалов, студенчества с требованием о переходе к демократии в 1989 г. было подавлено военной силой.

Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производимого ВНП на душу населения в Китае 1980 - 1990-х гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире - 8,2% . Китай в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Опыт новых индустриальных стран. Для многих государств Азии, вступивших на путь независимого развития, большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга (четырех азиатских тигров, как их называли). Однако этот опыт имел весьма ограниченное значение в силу уникальности условий этих стран.

Япония, несмотря на большие разрушения от бомбардировок в годы войны, располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, традициями индустриального развития. Благодаря низкому уровню военных расходов, притоку капиталов из США, удачно проведенным социальным и структурным реформам, эта страна к концу века стала одной из самых высокоразвитых в мире.

Сингапур и Гонконг (последний в 1998 г. вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Создание в дополнение к ним промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран, выпускающей продукцию, в том числе высокотехнологичную, предназначенную для экспорта, не составляло больших проблем.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они были колониями Японии, последняя создала систему обслуживания тылов своих войск - зачатки промышленности, транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950-1953 гг. в Южной Корее и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной опоры власти (до 1993 г. - диктаторский режим).

Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, четкая политика правительства в отношении использования средств - все это облегчило модернизацию. В частности, продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.

Специфика стран Южной Азии. Те крупнейшие страны Азии, которые были ориентированы на цели модернизации (Индия, Пакистан, Индонезия, Филиппины, Таиланд и др.), но не обладали особо благоприятными для нее условиями и не поддались соблазну социалистической ориентации, выбрали, часто методом проб и ошибок, единственно возможный для них путь развития.

Этот путь предполагал осторожность в проведении социально-политических преобразований, ограничение их мерами, необходимыми для преодоления наиболее архаичных форм общественной жизни. Так, в Индии была отменена кастовая система, формально уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ликвидирована основа феодальных порядков - система помещичьего землевладения, земли князей перешли в собственность обрабатывавшим их арендаторам. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы натурального и полунатурального хозяйства.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, в Индонезии 4,9: 1, на Филиппинах 7,4 к 1, что близко к показателям развитых стран. Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительства проводили продуманную стратегию модернизации. Она сочетала правительственные инвестиции в перспективные секторы экономики, протекционистскую политику, создание стимулов национальному и иностранному капиталу для вложений в те отдельные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках.

Итогом модернизационной политики, проводившейся наиболее крупными странами Азии, стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В этих странах выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия и Пакистан самостоятельно овладели технологией производства ядерного оружия, ракетной техники.

Очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда от трети до половины взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в развивающихся странах Азии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что в Индии партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние лишь вследствие того, что ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости (в 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин). Подобные меры были расценены сельскими избирателями как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.

Исламский мир. Важность учета для модернизирующихся аграрных стран приверженности сельского населения традиционным верованиям, жизненному укладу наглядно показал провал политики модернизации в Иране. Так, в 1960- 1970-е гг. монархический, шахский режим, используя огромные доходы от продажи нефти, щедрую помощь США, которые видели в Иране бастион своего влияния, вступил на путь модернизации.

По темпам экономического роста (13-14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Создавалась не только современная индустрия, осуществлялись далеко идущие перемены. Была создана европейского типа система образования, предоставлены равные права женщинам, в деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства капиталистического типа. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни и, несмотря на рост благосостояния населения, вызывали недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным, исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому, религиозному руководству. Иран был провозглашен исламской республикой, значительная часть плодов модернизации оказалась утрачена.

Показательно, что власти многих стран с сильным влиянием ислама, в том числе и идущие по пути модернизации (богатые нефтью Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты), как правило, не затрагивают образа жизни и традиций относительно малочисленного коренного населения. В развиваемой нефтедобывающей, нефтеобрабатывающей, строительной и иной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов - выходцев из Палестины, эмигрировавших после оккупации их земель Израилем).

Учитывая опыт исламской революции в Иране, правящие элиты большинства стран Ближнего и Среднего Востока, а также близких к ним по многим показателям развития государств Северной Африки, проводя политику модернизации ведущих секторов экономики, не только не противостоят росту фундаменталистских настроений, но и подчеркивают свою солидарность с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения с развитыми странами мира, питающими недоверие к режимам, отвергающим либеральную демократию. И все же подобная солидарность обеспечивает внутреннюю стабильность страны с ограниченными ресурсами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие модели модернизации, избранные странами Азии и Африки, вы знаете?

2. Раскройте итоги развития азиатских стран социалистической ориентации и государств, осуществлявших модернизацию с учетом исторических традиций народов. Сравните эти итоги, определите эффективность принятых моделей развития.

3. Какую роль играл традиционализм в модернизационном процессе у государств «Юга»?

4. Назовите особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки. Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?

СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ. История 11 класс ГОСУДАРСТВА «ЮГА» ИТОГИ ПЕРВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Государства ЮГА отставали в своем развитии -Ускорение развития и преодоление отсталости; -Решение задач модернизации(успехи); НО 70 государств не обеспечивали физического выживания людей. ТРУДНОСТИ В МОДЕРНИЗАЦИИ С переходом к информационному об-ву шло развитие наукоемких отраслей повышение цен на готовую продукцию.  Рост численности населения стран Азии и Африки. (1,3 млрд. -Китай, 1 млрд.Индия) безработица 50%, отсутствие образования и квалификации, падение уровня жизни, обострение всех видов противоречий, уход зарубежных инвесторов. ЖЕРТВЫ ГОЛОДА ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА С 90-х годов прекратилась поддержка России,  Западные государства не вкладывали финансовые средства в их развитие,  Произошла смена власти, сопровождающаяся гражданской войной, конфликтами, что затормозило процессы модернизации,  В Китае, Северной Корее, Вьетнаме утвердилась социалистическая система, что породило большие трудности, НО Китай и Вьетнам перешли к рыночной экономике. Китай-развивающееся государство.  НА ПОСАДКЕ РИСА КИТАЙСКИЕ ГОРОДА СДЕЛАНО В КИТАЕ НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ ЮГА.  Сингапур и Гонконг-наличие дешевой рабочей силы развитие современной высокотехнологичной промышленности, работающей на экспорт;  Южная Корея и Тайвань (колонии Японии) -запрет забастовок, раб. нед. 54 часа, помощь США, продуманная налоговая политика среднеразвитая страна. СИНГАПУР ТАЙВАНЬ ИСЛАМСКИЙ МИР  Источник развития- нефть (Ливия, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, ОАЭ,  Идет широкомасштабная модернизация НО мешают военные конфликты, местные традиции. Средства от продажи нефти идут на модернизацию. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:     1. Какие модели модернизации, избранные странами Азии и Африки, вы знаете? 2. Раскройте итоги развития азиатских стран социалистической ориентации и государств, осуществлявших модернизацию с учетом исторических традиций народов. Сравните эти итоги, определите эффективность принятых моделей развития. 3. Какую роль играл традиционализм в модернизационном процессе у государств «Юга»? 4. Назовите особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки. Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   Основная Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI в./ Н.В. Загладин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010. - С. 330-372.         Дополнительная Всемирная история - Новейший период (1939-2007 г.) Интернет ресурс: http://www.ukrmap.kiev.ua/index.php?id=716&lang=ru Ланьков А. Модернизация в Восточной Азии 19452010. Интернет ресурс: http://www.polit.ru/lectures/2010/03/11/lankov.html Страны Азии и Африки в ХХ веке Интернет ресурс: http://www.iaas.msu.ru/projects/prog_cours/pro g1.html

Трудности в модернизации развивающихся стран. В 1950-1970-е гг. развивающиеся государства, которые обладали ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали прибыль от их экспорта в индустриальные страны. С переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции. Это привело к повышению цен на готовую продукцию.

Другим источником трудностей развития стал рост численности населения стран Азии и Африки, что создавало массу проблем. Миллионы молодых людей вступали в трудовую, жизнь не имея образования и квалификации. В городах развивающихся стран безработица достигает 50%.

Рост численности населения стал источником неразрешимых трудностей. Падение уровня жизни, безработица вели к обострению социальных межэтнических, межконфессиональных проблем. Внутренняя нестабильность отталкивала зарубежных инвесторов и затрудняла привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации. Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970-1980-е гг. развивались по пути социалистической ориентации - Анголе, Эфиопии, Мозамбике и др.

  • 1. В 1990-е гг. была свернута, а затем прекратилась поддержка режимов этих стран со стороны России.
  • 2. Финансовые центры Запада с подозрительностью относились к бывшим союзникам СССР, воздерживались от вложений капитала в их развитие.
  • 3. Вбольшинствестран социалистической ориентации произошла смена политических режимов, которая сопровождалась гражданской войной, столкновениями с соседними государствами. Это усугубляло экономические проблемы, тормозило процессы модернизации.

В группе государств Азии - Китае. Северной Корее и Вьетнаме - командно-административная социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям. Черты их развития во многом были сходными. Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы, сократилась численность вооруженных сил, приоритетом оказалось производство потребительских товаров. Привлекался иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны, предприятия получили хозяйственную самостоятельность и др. При этом компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Эти меры сделали Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Такого же типа преобразования осуществлялись во Вьетнаме.

Опыт новых индустриальных стран. Для государств Азии имел опыт ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга.

Сингапур и Гонконг. В этих государствах существовали развитие портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Благодаря притоку зарубежных капиталов и наличию дешевой рабочей силы в них создана современная промышленность, выпускалась высоко технологичная продукция, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань находились в особых условиях. Когда они были колониями Японии, здесь была создана система обслуживания тылов своих войск - зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950-1953), в Южной Корее и на Тайване были развернуты контингенты войск США. Не вмешиваясь в политическую жизнь, они играли роль гарантов внутренней стабильности.

Для Южной Кореи ещё в 1960-е гг. были характерны самая большая продолжительность рабочей недели, (54 час.), запрет на деятельность профсоюзов и на забастовки. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило провести в 1993 г. свободные президентские выборы.